Евгений Михайлович Биневич

IMG_8729

Прозаик, театровед, историк искусств. Родился в Ленинграде 11 января 1935 года. Родители — инженеры-конструкторы. Когда началась война, отец, несмотря на бронь, ушел в Народное ополчение. В 1943 году был начальником боеприпасов Артвооружения 67-й армии, которая прорывала блокаду. Погиб при снятии блокады.

Семья 26 августа 1941 г. эвакуировалась из Ленинграда. Как оказалось впоследствии, их эшелон был последним, вырвавшимся из города. В 1941-43 гг. жили в дер. Ангасяки Башкирской АССР. Здесь Б. пошел в школу. В 1943 г. мать вызвали в Свердловск, где находилось ее Конструкторское бюро. В сентябре 1945 г. семья вернулась в Лениград. В Свердловске, посмотрев фильм «Сокровища Ценского ущелья», увлекся геологией. Уже в Лениграде, проштудировав все энциклопедии и книги, посвященные камням, составил свою «Минералогическую энциклопедию». После окончания восьмого класса поступил в Индустриальный техникум на только что открытое отделение геофизики.

Но после просмотров многочисленных трофейных фильмов, да и немногих советских, влюбился в кинематограф, изменил геологии. В 1952 начал собирать фильмографический сборник «Артисты ленинградских театров в кино». Потрясением для него было знакомство со звездами дореволюционного кино О.Гзовской и В.Гайдаровым, звездой немого советского кино – Ф.Никитиным. Бросив на третьем курсе техникум, пошел на Ленфильм осветителем.

В 1954-57 гг. служба в армии вычислителем артиллерийской разведки. Когда начинал служить, цель рассчитывали за 4 мин., на последнем году службы, рассчитывал ее за 50 сек. Вернувшись в Ленинград, закончил 10 класс. Продолжая собирать сборник об актерах в кино, работал радиомонтажником, механиком рефрижераторных поездов изъездил всю Прибалтику и Сибирь, потом работал слесарем по холодильным установкам, воздушным компрессорам и кондиционированию воздуха.

В 1961 г. пришел в «Кинонеделю Ленинграда» и предложил печатать свои материалы из актерской фильмографии, иллюстрируя их кадрами из фильмов. Эта идея не вдохновила редактора, но он предложил Б. написать по ним несколько актерских портретов. Писал о тех, кого уже начинали забывать, - К.Адашевском, Б.Жуковском, Ф.Никитине, Б.Дмоховском и др., и о только начинавших – Н.Дробышевой, С.Юрском, И.Смоктуновском.

В том же году поступил на заочное отделение театроведческого факультета Театрального института. Уже на третьем курсе ему разрешили вместо кусовой работы сдать свою первую трагедию «о распятых» «Возлюби своего ближнего…» (1964) об Иисусе из Назарета. На пятом курсе – «Жизнь Ноланца» (1966) о Дж. Бруно. Завершил трилогию сценарий «Николай Кибальчич» (1973).
Со второго курса начинаются занятия Б. жизнью и творчеством Е.Л.Шварца. Диплом был о Шварце – сценаристе. Первые шварцевские публикации стали появляться в печати сразу после окончания института в 1967 г. (Прометей. Вып.5; ж. «Детская литература» и др. – обе 1968). Продолжая работать слесарем на различных заводах в холодильных и компрессорных станциях, осваивал новую, еще неизведанную тему: русский театр в сатирической графике, подарен-ной Б. искусствоведом М.Г.Эткиндым. 15 лет ушло на собирание материалов и работу над монографией. В середине 1970-х гг. Б. написал «Исповедь, написанную в дневную смену», в которой, как он сам определил, сказал всё, что думал о мире и человечестве в нем (опубликова-на в 2006 г.) и повесть «Письма из блокады» (опубликована в 2008 г.). Потом пришла тема, которую Б. обозначил как «Искусство под прицелом»: ГУЛАГ, война, блокада. Писал очерки о писателях, сгинувших или прошедших через лагеря: Ю.Юркуне, Н.Олейникове, А.Введенском, Д.Хармсе, «Гулаговский самиздат Татьяны Гнедич», гулаговской актрисе Т.Петкевич и др.; погибших на войне Д.Левине, И.Зельцере и художественном руководителе блокадного радио Я.Бабушкине, умерших в блокаду – братьях Гиппиусах, А.Копкове, Э.Старке, А.Д'Актиле, В.Некрасове; и выживших – художнице В.Милютиной, запечатлевшей разоренный Эрмитаж, актерах В.Ускове, В.Честнокове и Ф.Никитине, кинорежиссере Н.Лебедеве и др.

В 1990 г. с Б. были заключены договоры на две книги. С издательством «Книжная палата» на биографический сборник Евгения Шварца, в который вошли его мемуарные рассказы, которые он называл «МЕ», воспоминания о нем, его письма и стихи. Многие материалы публиковались впервые. А с изд. «ВТО» на монографию «Карикатуристы идут в театр». Пришли авансы за эти книги. 31 декабря 1990 г. Б. отдежурил последнюю смену на заводе. Но через 4 месяца авансы «пропели романсы» и превратились в труху. Но возвращаться на завод Б. уже не мог. Сборник «Житие сказочника. Евгений Шварц» вышел в 1992 г., а «Карикатура» - не успела (опубликована в 2011 г.)

Когда началась перестройка, и стали печатать книги тех, чьи имена были на слуху, но кого мы могли почитать только в Публичной библиотеке, кто эмигрировал, кого сажали или не печатали по идиотским причинам, Б. заметил, что в каждом литературном объединении кого-нибудь непременно забывали. Вл. Гиппиуса среди модернистов, А.Гиппиуса среди символи-стов, Елену Гуро среди футуристов, Вас.Гиппиуса среди акмеистов, Ю.Юркуна среди экспрес-сионистов, Л.Лунца среди «серапионов», Д.Левина среди обэриутов и т.д. Очерки и публикации о них печатались в альманахе «Петрополь», журналах «Искусство Ленинграда» и «Новом журнале» (СПб.). Но вскоре эти издания закрылись, не вписавшись в «базарную» экономику.
В ХХ в. им опубликовано более 200 работ в различных сборниках, альманахах и повременных изданиях.

Б. понял, что в России ему не выжить. Но с чем ехать в Израиль? Кому там нужен «Шварц» или театральная карикатура. И он берется за историю еврейского театра в России, которая отсутствовала в театроведении и о которой он имел самое смутное представление. С истоков, с Одессы 1878 г., Б. перебрал все подшивки газет тех городов, где могли выступать еврейские труппы, выискивая крохи сведений о них. И из этого, малопрофессионального материала стала вырисовываться История. Первые главы монографии «Еврейский театр в России. В 1775 – 1918 гг.» были напечатаны репринтным способом обществом «Еврейское наследия» в конце 1990-х гг. Сама монография вышла в 2009 г. в Балтиморе. А до этого, в 2003 г. была выпущена книга «Еврейский театр в Петербурге». Вторая монография – «Еврейский театр в СССР. 1920-е гг.» еще ждет своего публикатора. Над третьей – «Исход» - Б. работу прервал, т.к. начал работать над книгой «Евгений Шварц. Хроника жизни» (2007).
В 2000 г. к 90-летию Е.В.Юнгер Б. были собраны воспоминания об актрисе, в том числе написаны и свои. Так вошла в его жизнь мемуарная проза. Были написаны воспоминания о В.Г.Гайдарове и О.В.Гзовской, о Ф.М.Никитине, П.П.Кадочникове, М.З.Гордоне.

 

Поделиться: