Александр Гельман «В преддверии августа»
Гибель Новодворской. Авария в метро. Катастрофа под Донецком. Что ж дальше. И, главное, на что нам надеяться?
У меня тяжелое ощущение происходящего. Оно началось, когда я два дня назад двигался медленно в очереди, чтобы попрощаться с Валерией Ильиничной Новодворской. Замечательные люди стояли в этой очереди, пожилые, молодые, на их лицах было написано самое главное, что должно быть в человеке – глубокое уважение к человеческой жизни, к человеческой смерти.
Я подумал о том, что вот этих людей сегодняшняя российская власть, ее предводитель, считает предателями, пятой колонной, с мыслями и чувствами этих людей власть не только не считается, - отворачивается от них, боится, нагло, демагогично осуждает, клеймит, заставляет жить в тревоге, в неуверенности в своем завтрашнем дне.
Эти люди сегодня в России не нужны, их как-то терпят, не сажают массово в тюрьмы только потому, что еще какое-то время надо выглядеть в глазах мира более-менее пристойно. Не по существу, а формально пристойно. Казенно пристойно. «Как это мы не уважаем оппозицию, зачем вы нагло врете – сам президент, и сам премьер публично выразили соболезнования близким Новодворской».
После гибели Валерии Ильиничны - я считаю она не умерла, а погибла – смерть разгулялась, разбушевалась: в метро 22 человека, под Донецком 295 человек.
Весь мир считает, что сбитый специально или случайно самолет на совести нашей страны, на совести нашего президента, который положил начало страшной российско-украинской войне, российско-украинской трагедии, обретающей все более выраженный планетарной характер. Встревожены государства, народы. Наших властителей пытаются привести в чувство, идут непрерывные переговоры.
Наш президент неоднократно уличен в обмане, в лукавстве. Обещает, но не делает. К нам применяют все более жесткие экономические санкции. Мир не может допустить безграничной наглости одной страны, правителя одной страны. Конечно, руководители других стран проявляют и осторожность. Россия обладает страшным оружием.
Осторожность обоснованная – дело не только в лидере страны, дело в том, что и часть народа настроена у нас воинственно, готова оправдать даже ядерную войну. Появились политики, философы доказывающие, что атомная война это нормальное явление, в атомной войне можно победить. Многие наблюдатели, аналитики уже всерьез предсказывают возможность такой войны. Люди обличенные высшей властью, прижатые к стенке морально и экономически, способны от отчаяния решится на все, что угодно.
Я тоже считаю, что не исключено, что мы в нескольких шагах от страшных событий – когда погибнут миллионы людей и сотни городов будут стерты с лица земли. На что можно надеяться?
К сожалению, как и перед второй мировой войной, народные массы в таких ситуациях мало на что способны даже в демократических странах. Мы можем рассчитывать, мы можем надеяться только на мудрость властителей сегодняшнего мира. Не исключая и разумность нашего президента. На его способность образумиться.
Конечно, велика роль и тех людей, кто составляет ближайшее окружение первых лиц государств. Плодами великих умов воспользовались для создания страшного оружия. Чтобы сейчас избежать его применения, нужны усилия не менее умудренных людей.