Всемирный конгресс ПЕН-клуба
Репортаж Екатерины Турчаниновой из Бишкека.
Юбилейный, 80-ый, конгресс Международного ПЕНа, организованный Центрально-Азиатским ПЕН-центром, прошел в столице Киргизии (хотя правильнее — Кыргызстана) Бишкеке с 29.09. по 2.10.2014 под девизом «Мой язык, моя судьба, моя свобода». Конгресс был, как всегда, представительным, правда, из-за эболы не смогли приехать некоторые африканские участники. Солидный международный форум принимали на самом высоком уровне – президент страны А.Атамбаев дал аудиенцию руководству ПЕН-клуба – президенту Джону Р. Солу (Канада), международному секретарю Хори Такеаки (Япония), исполнительному директору Карлесу Торнеру (Каталония) и, конечно, хозяйке конгресса Дальмире Тилепберген. А на вечере в университете «Манас», посвященном Чингизу Айтматову, выступила экс-президент республики Роза Отунбаева. Она произнесла яркую речь, заметив, в частности: «Благодаря советскому строю наша литература стала достоянием читателей во всем мире… Айтматов – бренд Кыргызстана, он был гражданином номер один в нашей стране.» Как всегда, прекрасно выступил представлявший Россию Сергей Чупринин, он назвал Айтматова «безусловным классиком и титаном» и поделился воспоминаниями об удивившем его благожелательном отношении писателя к редактору во время подготовки рукописи «Тавро Кассандры» к публикации в «Знамени».
В другом киргизско-турецком университете «Ататюрк-Алатоо» прошел не менее интересный литературно-музыкальный вечер, в ходе которого состоялось награждение победителя конкурса Международного ПЕНа «Новые голоса». Лауреатом стала номинантка от Русского ПЕН-центра Марина Бабанская с изумительным рассказом «Лягушачья сюита (Очерк о Задонье)». Церемонию награждения артистично провел вице-президент Украинского ПЕНа Андрей Курков.
Но, конечно, главное на конгрессе - это работа Ассамблеи делегатов. Она ознаменовалась уже ставшим традиционным представлением «пустых стульев», которые могли бы занять томящиеся в заключении писатели и журналисты: сидящий в киргизской тюрьме узбек Азимжан Аскаров, жена которого выступала на конгрессе; отбывающие срок в казахстанских тюрьмах Арон Атабек и Владимир Козлов, которого накануне конгресса навестили исполнительный директор ПЕНа Карлес Торнер и член Казахского ПЕН-центра Владимир Карцев. Было обсуждено много животрепещущих вопросов, к примеру, резолюции, которых на этот раз набралось более двух десятков по самым разным странам и проблемам, вплоть до прослушивания и глобального потепления. Под номером один шла резолюция по России, составленная комитетом «Писатели в тюрьмах» во многом на базе последних заявлений Русского ПЕН-центра, поэтому мой комментарий как официального делегата о том, что значительная часть членов Русского ПЕНа не согласна с формулировкой «оккупация и последующая непризнанная аннексия Крыма» так и остался комментарием. Кстати об упомянутом мною на Ассамблее нашумевшем письме президента Битова многие участники конгресса были наслышаны и засыпали меня вопросами.
Следующая резолюция – по Украине – также плод работы комитета «Писатели в тюрьмах». Делегат от Украины Андрей Курков внес ряд изменений, правда, «по техническим причинам» (нехватка бумаги и проблемы с принтером) окончательный вариант так и не был распечатан, но резолюция была принята единогласно.
Много времени было отведено на обсуждение притеснения ЛГБТ. Этой теме была посвящена отдельная резолюция и панельная дискуссия, член Американского ПЕН-центра Маша Гессен рассказала делегатам, что проблема геев «стала центральной в России», а Д.Киселев всерьез призвал сжигать их. Поскольку антигейские законы уже приняты или вот-вот будут приняты не только в России, но и в других «консервативных» странах, таких как Кыргызстан, Иран и Нигерия, прямое дело ПЕНа - занять непримиримую позицию в этом вопросе и выступить против цензуры. Помимо дискуссии по ЛГБТ, Маша Гессен как специалист по России участвовала в выступлении на заседании комитета «Писатели в тюрьмах» представителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуни Миятович, а также в украино-российских дебатах вместе с Андреем Курковым на открытии конгресса в великолепном ресторане, стилизованном под огромную юрту. Дебатов как таковых не было, поскольку оба участника на хорошем английском излагали одни и те же взгляды.
Ассамблея заседала три дня, и помимо резолюций, на ней были приняты четыре новых центра (Уэллс, Гондурас, Эритрея и Либерия). Пакистанский ПЕН прекратил свое существование по собственной инициативе. В Исполнительный совет («Борд») были избраны два новых члена – Тереза Кадет (Португалия) и Маргарет Орфорд (ЮАР). Нового председателя обрел комитет по переводу и лингвистическим правам, им стала каталонка Симона Скрабец. Затем состоялась презентация следующего конгресса, который пройдет в октябре 2015 г. в Квебеке, а на 2016 г. сделал заявку Пуэрториканский ПЕН.
Для основной части делегатов конгресс завершился фуршетом и танцами в Художественном музее, а счастливчики еще поехали на озеро Иссык-Куль.