О ПЕН-центре
Письмо Евгения Сидорова членам Русского ПЕН-центра
Дорогие коллеги,
Будучи членом Русского ПЕН-центра еще со времен Анатолия Наумовича Рыбакова, с огорчением слежу по интернету за совершенно неприемлемым ни по существу, ни стилистически раздором в его рядах.
Дело не в восьми то ли принятых, то ли не принятых соискателей. Дело в энергии и апатии, в политике и амбициях, дело в деле: что такое наш сегодняшний ПЕН, какова его роль в авторитарном режиме России, какова его программа и конкретные действия в отстаивании права на свободу слова и творчества, на защиту писателей, журналистов, ученых, подвергшихся неправосудному государственному насилию?
Большая ошибка - поспешная отмена общего декабрьского собрания. Болезнь первого лица - не причина, есть его заместители, работающий исполком. Надо было публично, не боясь инакомыслящих, обсудить ситуацию и принять внятное решение или декларацию. А не загонять историю в Facebook, делая ПЕН сюжетом для раздраженных словесных упражнений (пусть и с самыми благочестивыми намерениями).
Мне кажется, что лучший выход из создавшегося положения прекратить на время взаимные обвинения как со стороны недовольных, так и со стороны исполкома. Молчание Андрея Битова сейчас не золото. Где он? Почему недоступен и молчит? Он крупный, международно известный писатель и деятель, но он не гуру, а избранный нами президент. Его слово крайне необходимо и должно быть внимательно выслушано. Как бы это ни казалось утопичным, но я считаю, что именно Битов, Евгений Попов, Улицкая, Лев Тимофеев, Алексей Симонов, Лев Рубинштейн, Вишневецкая, Пьецух, Волгин, Амелин, Щербина должны встретиться (без СМИ и клаки), отодвинув в сторону принципиальные разногласия, а также возможные личные мотивы, и договориться о стратегии дальнейшего существования нашего центра. И подготовить собрание (в Большом зале ЦДЛа), где каждый пеновец получил бы право высказать свое мнение.
Инициативу такой согласительной встречи (состав, конечно, может быть уточнен) должен взять на себя исполком.
Хотите верьте, хотите нет, но в любом творческом сообществе погоду делают все-таки имена, а не уставы. Условно говоря, Голсуорси, а не обозреватель газеты "Таймс". Хотя в технических вопросах и правовых случаях закон всегда превыше авторитета.
Прошу прощения за свой примиренческий тон и конформизм, но мною движет желание уважать своих коллег независимо от степени их дара и иных (не моих) предпочтений. Главное - иметь волю к гражданскому достоинству, справедливому протесту, обладать умным сердцем. А это есть в людях, которых я знаю, и которые составляют несомненное большинство и в исполкоме, и в самом ПЕН-центре. Бояться надо не разгона, а внутреннего распада. Этого допустить нельзя.
Евгений СИДОРОВ
4 февраля 2016