ЗАЯВЛЕНИЕ
К сожалению, мы не так много знаем о людях, защищающих права человека в небольших российских городах. В октябре 2016 года Игорь Нагавкин был арестован и находится под следствием в Бутырском СИЗО Москвы. А до этого он жил и занимался общественной деятельностью в городе Калач-на-Дону Волгоградской области. Вот, что удалось выяснить. Игорь Нагавкин, руководивший региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» и бывший председателем правления Волгоградской общественной организации социальной и правовой защиты осужденных и заключенных, хорошо знаком коллегам-правозащитникам. По их оценкам, пытки в волгоградских колониях почти прекратились именно благодаря работе Нагавкина, хотя раньше, к несчастью, там нередко случались. Как нам стало известно, правозащитной деятельностью Нагавкин занялся десять лет назад после того, как его брат, находившийся под стражей, умер от аппендицита, не дождавшись медицинской помощи. Ни для кого не секрет и то, что у Нагавкина были конфликты с ключевыми фигурами Калача-на-Дону: начальником одного из отделений полиции, начальником ГАИ, председателем Калачевского городского суда и мэром города.
По нашим сведениям, Игорь Нагавкин пытался препятствовать распространению наркотиков в колониях, боролся с незаконной добычей полезных ископаемых и их перевозкой, пытался попасть на судебные заседания к тем, кого защищал (на эти заседания его не допускали), препятствовал незаконному строительству в городском парке. Мы привели лишь основные направления его работы, и вам судить, достаточно ли этого, чтобы у правозащитника могли возникнуть конфликты с влиятельными людьми маленького города.
Арестован Игорь Борисович Нагавкин был по обвинению в нескольких кражах, в том числе из ломбарда, куда он, по утверждению следствия, проник вместе с подельниками. Из ломбарда якобы пропали деньги, драгоценности и меха. Но при этом, по каким-то загадочным причинам, покушавшиеся, - как указывает следствие, - украсть ничего не смогли «по не зависящим от них обстоятельствам". Арестован Нагавкин был не на месте происшествия, а дома. Основанием для ареста стало, по версии следствия, «покушение на кражу». Вызывает недоумение и тревогу также то, что следствие до сих пор не может предоставить никаких убедительных доказательств этого, якобы имевшего место «злодеяния»: нет ни отпечатков пальцев Нагавкина, ни свидетелей кражи. Однако, 12 апреля 2018 года судья Мосгорсуда Елена Поспелова удовлетворила ходатайство следствия и продлила Нагавкину арест.
Такое долгое и бездоказательное содержание под стражей – вызывает законное возмущение. Изучив, в меру наших возможностей, обстоятельства ареста Игоря Нагавкина и его общественную деятельность, мы выступаем с требованием предоставления весомых доказательств, а в случае их отсутствия - немедленного освобождения правозащитника.
Пресс-служба Русского ПЕН-центра