40-ЛЕТИЕ НЕПОДЦЕНЗУРНОГО АЛЬМАНАХА «МЕТРОПОЛЬ»

Метроп.

20 декабря в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова состоялся вечер, посвященный 40-летию выхода легендарного альманаха "МетрОполь".  В вечере приняли участие авторы альманаха Евгений Рейн, Виктор Ерофеев, Евгений Попов, а также оформитель, автор фронтисписа Борис Мессерер. Специально к мероприятию в фойе библиотеки  подготовлена выставка, на которой  представлены первый выпуск «МетрОполя», а также рукописи и фото его участников.

Альманах "МетрОполь" — знаковое явление советской "андеграундной" культуры: сборник неподцензурных текстов Василия Аксенова, Фазиля Искандера, Виктора Ерофеева, Евгения Попова, Андрея Битова, Семёна Липкина, Инны Лиснянской, Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Юза Алешковского, Евгения Рейна, Фридриха Горенштейна, Юрия Кублановского и других.

Составители собирались в маленькой квартире покойной Евгении Гинзбург на Красноармейской. Ерофеев вспоминает: «Звонил в дверь Владимир Высоцкий, на вопрос «кто там?» отзывался: «Здесь делают фальшивые деньги?» Мы хохотали, понимая, что получим за свое дело по зубам,  что те, наверху, совсем озвереют.»

Альманах мастерили вручную: на ватман клеили по 4 печатных страницы. «МетрОполь» издали в 12 экземплярах и надеялись напечатать в СССР — непременно без цензуры. Составителей позже обвиняли в том, что они изначально готовили альманах к публикации на Западе. На самом же деле, лишь два экземпляра отправили за границу, на всякий случай, чтобы сохранить издание в случае потери остальных. Но после того, как разгорелся скандал, руководитель американского издания «Ардис» Карл Проффер, тот самый, который помогал Иосифу Бродскому и многим другим русским писателям, заявил на «Голосе Америки», что экземпляр у него в руках и готовится к публикации.

Бунтарей обвиняли в клевете на СССР, главными же пороками «МетрОполя» называли «порнографию духа» и «грязь, которая ползла по страницам». На «МетрОполь» обрушилась волна критики. Римма Казакова назвала альманах «мусором, близким к графомании». Вскоре Ерофеева и Попова исключили из Союза писателей. Для писателя это означало одно: невозможность печататься. Коллеги по альманаху отреагировали однозначно. Аксенов, Битов, Искандер и Ахмадулина отправили письмо протеста. Они грозились выйти из Союза, если Ерофеева и Попова не восстановят. Инна Лисянская и Семен Липкин так и поступили. Это был настоящий разгром. Многие писатели, опубликованные в «МетрОполе», потеряли почти все средства к существованию, Аксенов уехал в Америку. Ерофеев сравнивал «МетрОполь» с рентгеном, который просветил власть и показал ее загнивающую сущность.  https://diletant.media/articles/30815144/Метроп.2Метрополь. Рейн, Ерофеев, Мессерер, Попов

Поделиться: