ПИСАТЕЛИ РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА: ЗАЩИТИМ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ!

26 июня состоялась очередная встреча членов Русского ПЕН-центра в нашей штаб-квартире на Неглинной. Тема встречи - подведение итогов обсуждения в онлайн-формате предложенной Президентом Владимиром Сергиенко на Общем  собрании 28.05.22 нашей платформы – защита русской культуры, русских писателей,  русского языка. В итоге было принято решение не составлять единого заявления, а опубликовать все мнения на нашем сайте и странице ВК.  Предлагаем вашему вниманию мнения некоторых членов ПЕНа на эту злободневную тему.

Анна Гончарова

Я очень рада, что у нашего ПЕНа активная и правильная позиция. То, что сейчас делают против русских - геноцид. Как можно запрещать культуру? Классику? Композиторов и поэтов? Запрещать русские книги? Выгонять всемирно известных деятелей искусства с должностей? Переставать поставлять лекарства инвалидам?

Как можно детям в русских школах за рубежом устраивать травлю? К сожалению, мне приходят такие сообщения: «Очень сложно сейчас в стране. Нападки начались, детей с русскими корнями в школах даже учителя стали гнобить. Сложно, но держимся…»

Как можно призывать к насилию над русскими? Разрешать это в соцсетях, трусливо откатывая потом назад, уточняя, что это лишь про военных. Но даже так нарушаются права человека. А если вы за них, то держите позицию. Струхнуть проще, чем выбирать гуманизм. Санкции нас давно не пугают. Быть русской, про любовь к своей стране, языку и культуре.

Ханох Дашевский

Беспрецедентные санкции, которые Запад наложил на Россию, не только нанесли удар по экономике и финансовому положению миллионов российских граждан. Под бойкотом оказались русский язык, русская культура, и стало небезопасно называться русским или россиянином. Вам это ничего не напоминает? Мне – да. Потому что точно так же нацисты устроили в 1933 году всегерманский бойкот еврейского населения. Под него попали не только магазины и предприятия, не только имущество и деньги. Сам народ был объявлен вне закона. Писателей перестали публиковать, артистам, музыкантам и спортсменам запретили выступать и уволили из театров, оркестров и спортивных коллективов. А что мы видим сейчас по отношению к русским за рубежом? Да то же самое. Осталось только закрепить официально: принять аналог нюрнбергских законов о расовой или иной чистоте.

Ничего удивительного. Лицемерный Запад на своём уровне. Потеряны фундаментальные основы, на которых возникла и зиждилась западная цивилизация. Что такое одинокий голос? Его не слышно в общем хоре шельмования и демонизации, но как писатель, думающий и пишущий по-русски, я протестую против преследования носителей великого языка и великой культуры и выражаю поддержку всем, на кого обрушился неоправданный гнев "прогрессивно мыслящих". А тем, кто взялся судить, хотелось бы напомнить: "Не судите да не судимы будете"!

Андрей Усачёв

Что касается позиции, сформулированной Владимиром Сергиенко:  защита русской культуры, русских писателей, русского языка -  она мне кажется правильной и очень своевременной. Но я бы хотел сделать уточнение. Сейчас, когда говорят о защите русской культуры, то почти во всех СМИ разговор идет о делах заграничных: здесь отменили Чайковского, там собираются запретить Достоевского и Толстого. Это понятно: отстаивать права русской культуры и русских писателей за рубежом – дело святое. Но мне кажется, что отстаивать права русских писателей не менее важно и внутри страны. Вне зависимости от позиции наших писателей по отношению к войне на Украине. Вне зависимости от места их нынешнего проживания: живут ли они в России, или эмигрировали в Англию, Германию и Грузию, или «пересиживают» нынешнюю ситуацию в Израиле и Латвии... Они все равно остаются русскими писателями. Нужно, чтобы их книги выходили в нашей стране, в наших издательствах – если, разумеется, в них не содержится разжигания религиозной и межнациональной ненависти, призывов к терроризму и тому подобных вещей, которые запрещены законодательством. Если будет оказываться (а есть такие попытки) давление на издательства и книжные магазины не издавать и не продавать книги «нелояльных» писателей, то мы потеряем половину наших товарищей по перу. Мне бы не хотелось возвращаться в советскую действительность, где мы долгие годы были лишены и «позднего» Бунина, и Набокова и многих других прекрасных писателей только из-за того, что они были не согласны с политикой Советского Союза. Если это произойдет снова, то очень сильно обеднит нашу российскую культуру в целом и литературу в частности. В общем, я за защиту русской культуры, языка и писателей от всех идиотов – наших и заграничных, патриотически настроенных и либеральных.

Виталий Коротич

Согласен с задачами - собственно говоря, всю жизнь каждый из нас именно этим и занят.

Конкретнее? Хорошо бы провести что-нибудь вроде конгресса, совещания или чего угодно, направленного против ненависти, насаждаемой разнообразно.

Одни лишь школьные учебники в бывших «братских республиках» достойны отдельного разбирательства, потому что русофобия насаждается там уже не первый год, достигая в некоторых случаях уровня, сравнимого с антисемитизмом в гитлеровской Германии.

Но кто-нибудь должен этим заняться предметно - это как раз для Международного ПЕНа или даже ЮНЕСКО, так как мы уже начали расхлебывать уроки воспитания поколений людей, подверженных направленной русофобии со школьного возраста.

Борьба с ненавистью, как политическая, культурная и какая угодно еще задача, может стать очень важной и привести в идеале, мне кажется, к чему-то вроде когдатошнего Хельсинского акта, призывающего сегодня оставить вне закона страны, правительства, политические партии, культурные движения, вводящие ненависть к другим языкам, культурам и т.п. в свои уставные основы.

Зинаида Варлыгина

Совершенно согласна с тем, что русская культура, литература, язык в наши дни нуждаются в нашей защите. Но не только на международной арене, что очевидно, но и в нашей стране - и в первую очередь здесь. К сожалению, осведомлённость российских читателей и общества в целом о том, что такое Русский ПЕН-центр - очень низкая. О нас просто не знают за пределами литературных кругов, следовательно, мы не воспринимаемся как профессиональное сообщество литераторов, деятелей культуры, к мнению которого стоит прислушиваться. Считаю, что для того, чтобы наши усилия по защите русской культуры, языка и литературы могли приносить какой-то результат, нам нужно прежде всего утвердить себя в качестве тех, кто эти усилия может - и должен! - предпринимать. На мой взгляд, нам стоит активно участвовать в заметных литературных мероприятиях, таких, как книжный фестиваль "Красная площадь" и "Санкт-Петербургский книжный салон" - в этом году участие в них можно было принять бесплатно, но мы, увы, этим не воспользовались. Было бы здорово, если бы Русский ПЕН-центр проводил творческие вечера своих членов, презентации книг, тематические встречи, причём все эти мероприятия должны освещаться в СМИ и на этапе анонсирования, и на этапе пострелизов - мы должны присутствовать в информационном пространстве, иначе все наши самые продуманные и необходимые заявления и публичные обращения не будут услышаны.

Александр Строганов

На мой взгляд, необходимо провести серьезный анализ современной русской литературы. Уверен, будет множество открытий. Для этого необходимо создать комиссию из компетентных людей, не запятнавших свою репутацию участием в жюри тенденциозных конкурсов и премий. По моему мнению, это должны быть профессионалы: филологи, литературоведы, способные оценить качество произведений вне критериев коммерческого успеха. Поиск авторов можно осуществлять на таких ресурсах, как Проза.ру, библиотека Максима Мошкова, издательская платформа Ridero etc. Все это – самиздат, и, разумеется, многие, опубликованные там тексты не могут претендовать на роль литературного произведения, но, вместе с тем, для многих талантливых писателей – это единственная площадка, где можно заявить о себе вне барьеров предвзятых культур триггеров.  Труд, безусловно, титанический, но и цель требует колоссальных усилий. Дальше – критические статьи, формирование новых премий, журнальные публикации, издание книг… Для этого потребуется участие уже существующих издательств, либо создание нового издательства (как мне видится, при государственной поддержке). Наиболее значительные произведения должны переводиться. Для этого потребуется привлечение переводчиков – носителей языка. Вся эта деятельность могла бы осуществляться вновь сформированным Центром современной русской литературы при Русском ПЕН-Центре.

Поделиться: