В ГОСТЯХ У ВЛАДИМИРА АЛЕЙНИКОВА В КОКТЕБЕЛЕ
«В стихах Владимира Алейникова каждая строчка — гениальная», — считал Арсений Тарковский.
В Коктебеле Владимир Алейников впервые оказался в 1964 году. И сразу понял, что когда-нибудь будет здесь жить. С 1991 года это место вовсе стало ему второй родиной. Ещё и потому, что первая (Кривой Рог, Украина) от него отреклась.
Большая удача постигла нас во время поездки в Коктебель. Нам посчастливилось побывать в гостях и пообщаться с живой легендой современной отечественной литературы- Владимиром Дмитриевичем Алейниковым, знаменитым поэтом, прозаиком, переводчиком, художником, одним из основателей СМОГа, литературного общества молодых поэтов 60х годов отказавшихся подчиняться контролю государственных и партийных инстанций. (Не случайно СМОГ- это Смелость, Мысль, Образ, Глубина).
При советской власти Владимир Дмитриевич не издавался. Более четверти века тексты его широко распространялись только в самиздате.
За свои вольности в творчестве он подвергался сильнейшим гонениям: исключался из МГУ (восстановлен был благодаря Тарковскому), не имея постоянного места работы и прописки, скитался по городам и весям, подвергался физическому «воспитанию» со стороны соответствующих органов, в результате получил семь!!! сотрясений мозга, был в запрете на печать. При этом слава его только росла и крепла.
«Страдальцев на Руси любят. Их поддерживают. Им помогают»- комментирует Владимир Дмитриевич. «Это испытал я на собственном опыте. И осознание этого внимания, этого участия, сочувствия, этой обширной дружественности, да ещё и всё возрастающего интереса к моим стихам не только выручало меня, но и давало возможность дышать, упрямо преодолевать все сложности, постоянно работать». Работать здесь на родине.
У него никогда и в мыслях не было покинуть ее, эмигрировать, навсегда уехать на запад, как это сделали многие из его друзей, Сергей Довлатов, к примеру.
«Когда в конце 1989 года я оказался в Париже и увиделся там со многими уехавшими приятелями и знакомыми, то понял, что был прав. Родная почва под ногами — необходима. Она для меня — моё всё. Она действительно — Божий дар. Основа и оправдание творчества. В моём случае родная почва — та, на которой я вырос. Украинские земли…
Теперь, в новом веке, в нынешней ситуации, когда столько всего на Украине изменилось, наш дом полностью разграблен фашиствующим зверьём и отнят у меня каким-то местным торгашом.
Ведь для них я — москальский писатель. Да, я русский писатель. Как и Гоголь, А.К. Толстой, Хлебников, Нарбут, Ахматова, Зощенко, Катаев, такой же потомок казаков. Но современным нелюдям не дано это понимать. Разрушению — служат они охотно. А созидание — не для них.
Так вот родина, руками всяких мерзавцев, отблагодарила моего отца и меня за то, что мы всю жизнь воспевали её в нашем творчестве. А прежний светлый рай остался лишь в памяти. Да ещё — в моих стихах и прозе. И поэтому родина моя несмотря ни на что жива».
Запрет на публикации Владимира Алейникова был снят только в период перестройки. Он начал печататься в московских, питерских, киевских изданиях. Сейчас это - многочисленные тома изданных и ещё отложенных в архив произведений: стихов, прозы, воспоминаний о своих друзьях, коллегах по цеху. Среди них: Леонид Губанов, Сергей Довлатов, Генрих Сапгир, Александр Величанский, Юрий Кублановский, Александр Соколов, Андрей Битов, Эдуард Лимонов и многие другие. Художники и скульпторы : Игорь Ворошилов, Анатолий Зверев, Михаил Шемякин, Эрнст Неизвестный….
Сейчас литературоведы называют его Нестером русского андеграунда, самым музыкальным поэтом современности, фантасмагорическую прозу ставят вровень с лучшими книгами Маркеса.
«Думаю, моих стихов хватит для того, чтобы выйти за пределы солнечной системы… И если стихи периодически возникают у меня — значит, так надо, значит, к этому призван я, значит, есть мне что сказать людям…»
Вот так живет рядом с нами по соседству в Крыму ГЕНИЙ. Живет, не ропща, не жалуясь на прошлое, на жизнь, тихо, мирно вдали от суеты и шума продолжает создавать свои шедевры.
И с ЧЕЛОВЕКОМ такого масштаба, нам посчастливилось пообщаться.
Слушали, внимали, впитывали мудрость. А ещё, были абсолютно покорены его великодушием и добротой, человека , так много претерпевшего в жизни, но сохранившего свой внутренний свет и веру в людей!
Гений нашего времени, живой классик, Человечище, Владимир Алейников! Дай Бог Вам долголетия и благолетия!
Низкий поклон Вам за ликбез и уроки человечности!!!
Светлана Данилова