In Memoriam

ПАМЯТИ НИКОЛАЯ АНАСТАСЬЕВА (12.02.1940—10.01.2021)

01-11-2021 просмотры 39

Anastasiev

На 81-м году жизни скончался член Русского ПЕН-центра с 2016 года, замечательный литературовед, специалист по литературе США ХХ века Николай Аркадьевич Анастасьев.

Николай Анастасьев окончил филологический факультет МГУ имени Ломоносова, в 1982 году защитил докторскую диссертацию на тему «Форма „субъективной эпопеи” в прозе США и Англии ХХ века», в 1990 году получил звание профессора, с 1992 по 2008 год вел занятия по американской литературе на кафедре истории зарубежной литературы филфака МГУ. Работал также в журнале «Вопросы литературы» (1967—1988), а после 1988 года — в журнале «Иностранная литература».

Николай Анастасьев был специалистом по творчеству таких американских писателей ХХ века, как Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Генри Миллер. Он автор книг «Фолкнер: Очерк творчества», «Разочарование и надежды: Заметки о западной литературе сегодня», «Творчество Эрнеста Хемингуэя», «Современная литература за рубежом», «Зазеркалье. Книга об Америке и ее литературе» и др.; его статьи публиковались в журналах «Литературное обозрение», «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов» и др.

Светлая память.


ПАМЯТИ МИХАИЛА ЖВАНЕЦКОГО (6.03.1934—6.11.2020)

11-06-2020 просмотры 231

Жванецкий 2

Еще одна печальная весть: ушел из жизни Михаил Михайлович Жванецкий. Ему было 86 лет. Он был членом Русского ПЕН-центра с 1989 года.

Михаил Жванецкий был уникальным писателем. Единственным его инструментом было слово. Он подчеркнуто и нарочито не актерствовал и доказал, что это необязательно. Просто выходил с кожаным портфелем, доставал листки формата А4 и читал ровным голосом, а публика стонала от восторга.

Михаил Жванецкий был народным артистом России и Украины, кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, почетным гражданином Одессы и президентом Всемирного клуба одесситов. В 2009 году власти города переименовали бывший Комсомольский бульвар в бульвар Жванецкого.

Прощальным выходом писателя стало большое выступление в честь его 85-летия в московском концертном зале имени Чайковского. В октябре 2020 года Михаил Михайлович объявил, что больше не станет появляться перед публикой. "Стареть нужно дома", - сказал от его имени журналистам представитель Жванецкого.

Президент Украины Владимир Зеленский написал в "Твиттере": «Как говорил Михаил Жванецкий, ничего страшного, если над тобой смеются. Значительно хуже, когда над тобой плачут. Сегодня такой горький день.»

Наши искренние соболезнования родным и близким Михаила Михайловича. Светлая память, он навсегда останется в наших сердцах.


ПАМЯТИ ВАДИМА КОВДЫ (10.09.1936—2.10.2020)

10-07-2020 просмотры 107

Ковда

2 октября в Ганновере в возрасте 84 лет скончался поэт Вадим Викторович Ковда, член Русского ПЕН-центра с 2011 г. Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Вадима Викторовича.

Вадим Ковда, выпускник мехмата МГУ, жизнь точным наукам не посвятил. Следующие его образование и, соответственно, профессии связаны с окончанием кинооператорского факультета ВГИКа и Высших литературных курсов. В конце концов жизнь привела его в поэзию. В середине 60-ых прошлого века Ковду поддержали Давид Самойлов и Борис Слуцкий, благодаря которым возникли первые публикации в журнальной периодике. Вадим Ковда - автор большого количества сборников стихов, он печатался в журналах "Новый мир", "Юность", "Знамя", "Москва", «Дети Ра», а также в литературных альманахах, газетах, сборниках.

В прошлом году в московском издательстве «Соло» вышла солидная (460 страниц) книга «Стихи» – книга избранного. В ней – обширное предисловие Льва Аннинского, наброски к автобиографии в качестве послесловия, но главное – корпус стихов, представляющих многолетнее творчество Вадима Ковды.

 

 


ПАМЯТИ ИГОРЯ ЯРКЕВИЧА (8.09.1962—29.07.2020)

07-31-2020 просмотры 208

Яркевич (2)

Скоропостижно скончался писатель Игорь Яркевич, не дожив до 58-летия. Он был членом ПЕН-центра с 1997 года и был нашим другом. Блестящий рассказчик, прозаик, узнаваемый с первого предложения, он много и невероятно интересно писал, но катастрофически мало печатался. Особенно, конечно, в нулевые и десятые годы. В 1994 году Игорь был признан лучшим писателем года по версии журнала «Огонек», в 1996 году — худшим писателем года по версии «Книжного обозрения», в 2011 году он был награжден премией «Нонконформизм» с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка». В интервью 2007 года Яркевич сказал: «Я написал всего три романа: «Как я и как меня», «Ум, секс, литература», «В пожизненном заключении». Это трилогия. Три романа, три глыбы, этакие Толстой, Чехов и Достоевский. Но я написал около 80 рассказов и продолжаю их писать. Рассказ я никому не отдам. Защищая рассказ, я чувствую себя русским патриотом, потому что если какой-то жанр и можно назвать русским литературным жанром, то только рассказ».

Игорь Геннадиевич Яркевич из тех, кто оставил яркий след, мы его никогда не забудем. Светлая память.


ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЗОРИНА (3.11.1924—31.03.2020)

03-31-2020 просмотры 252

Зорин Л.Г.

На 96-м году жизни скончался Леонид Генрихович Зорин, один из отцов-основателей, учредивших в 1989 году Русский, тогда еще Русский Советский, ПЕН-центр, за что мы ему глубоко благодарны. Леониду Генриховичу всегда были присущи благородство и достоинство. Имя его навечно вписано в историю Русского ПЕНа.

Многие  помнят феноменально ранний писательский старт Зорина – его первая книжка стихов вышла в Баку, когда Лёне было 10 лет, и он стал героем очерка Максима Горького «Мальчик».  Леонид Зорин  - классик по определению, ведь едва ли еще найдутся современные драматурги, чьи творения знают и любят и стар, и млад. Фильм «Покровские ворота», снятый по сценарию Зорина, стал всенародно любимым. Леонид Зорин написал около 50 пьес. Навсегда останутся в репертуарах театров его пьесы «Римская комедия»,  «Друзья и годы», «Варшавская мелодия», «Коронация»,  «Царская охота», «Медная бабушка» и многие другие. Он также создал сценарии для фильмов «Добряки», «Человек ниоткуда», «Транзит», «Леон Гаррос ищет друга» и «Скверный анекдот».

Проза Леонида Зорина уже заняла свою нишу в русской литературе. Среди последних произведений автора - романы "Юпитер" (2002), "Сансара" (2004), "Выкрест" (2007), "Глас народа" (2008) и другие. Сочинения писателя переведены на английский, немецкий, французский, испанский, болгарский, польский, сербский и другие языки.

Литературное мастерство Леонида Генриховича высоко оценено страной и его почитателями, о чем свидетельствуют ордена "Знак Почета" (1974) и Дружбы народов (1986), а также престижные премии – Литературная премия Ивана Петровича Белкина (2008), "Большая книга" (2009) и др.

Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Леонида Генриховича. Светлая память.


ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ КАЦЮБЫ (24.01.1946—15.02.2020)

02-16-2020 просмотры 256

Кацюба

На 75-м году жизни после тяжелой болезни скончалась Елена Александровна Кацюба (Кедрова), выдающаяся поэтесса, одна из основательниц ДООСа, член Русского ПЕН-центра с 2002 г. Приносим наши глубочайшие соболезнования супругу Константину Александровичу Кедрову. Светлая память.

Елена Кацюба окончила отделение журналистики Казанского университета. По инициативе Юнны Мориц и Андрея Вознесенского Елена Александровна была принята в Союз писателей с рекомендацией Генриха Сапгира на первом общем собрании союза после распада СССР. С 1998 по 2003 она была телевизионным обозревателем в газете «Новые известия», с 2003 по март 2005 вела  еженедельную колонку «Книжная полка» в газете «Русский курьер», была ответственным секретарем «Журнала ПОэтов» и арт-дизайнер почти всех выпусков.

Творческая биография Елены Кацюбы богата и на редкость разнообразна. Она была востребованным поэтом, принимала участие во многих поэтических фестивалях  и становилась лауреатом литературных конкурсов. В середине 80-х она создает анаграммно-палиндромную поэму «Свалка». Её стих отличают изысканная пластика, лиричность, философичность, ирония и самоирония. Красноречивы сами названия: «Лад ладони», «Вересковый ветер», «Дао дома». Ей свойственна афористичность. Название самого полного собрания стихов точно передает смысл её поэзии «Игр рай». Её стихи входят в антологии «Строфы века», «Самиздат века»; «ДЕПО», «Русские поэты сегодня» и La nouvelle poésie russe (с переводами на французский), «Диапазон» (русско-немецкая), «Музы: Москва — Пекин» (китайская), «Зевгма», «Року укор» и др. Вышел также аудиодиск «Азбука» (стихи в исполнении автора.) Поэтесса называет своё направление «лингвистическим реализмом». Это когда в стихе все диктует само слово. Если вначале было Слово, то все слова произошли именно от него различными способами. Все эти приемы отражены в супер-поэме «Свалка» (1985 г). Также Е. Кацюба первой применила в поэзии способ творения из одного слова других слов путём поочередной замены одной буквы, назвав это действо «стихийной мутацией». Так мрак превращается в свет, небо в море, слон в муху. В 1999 г. выходит «Первый палиндромический словарь», в 2002 «Новый палиндромический словарь» и сайт «Палиндронавтика» (термин К. Кедрова) с палиндромами, палиндрамами и статьями по философии палиндрома (К. КедровА. БубновС. БирюковВ. РабиновичА. ПарщиковА. Кессельман, Л. Блинов). Андрей Вознесенский назвал эти книги «поэтическим итогом XX-го и XIX столетий» (цифры-палиндромы). А еще он так сказал о ее поэзии: «Если бы Хлебников жил сегодня, он писал бы как Елена Кацюба».


ПАМЯТИ АЛЕКСА БЛОКА (31.03.1923—26.12.2019)

12-27-2019 просмотры 225

Блок и Пьецух

Ушел из жизни добрый друг Русского ПЕН-центра Алекс Блок (Alexandre Blokh). Именно от него, бывшего Международным секретарем Международного ПЕН-клуба, мы 30-го мая 1989 г. получили письмо, извещающее, что на конгрессе в Маастрихте Советский Русский ПЕН-центр принят в Международный ПЕН-клуб.

Алекс родился в Москве и был увезен родителями в эмиграцию в Париж. В 16 лет он стал участником движения сопротивления и ушел в партизаны. В 1946-м стал переводчиком в ООН и активным деятелем ПЕН-клуба. У Алекса (литературный псевдоним Жан Бло) в России было издано много книг. Он часто приезжал в Москву со своей супругой Надей Ермолаевой, и это всегда был для нас праздник. Алекс был истинным аристократом, интеллектуалом и добрейшим человеком. Царствие ему небесное.

На фото: 2011 год,  Петербург, с Вячеславом Пьецухом - на Книжном салоне.


ГОДОВЩИНА КОНЧИНЫ АНДРЕЯ БИТОВА (27.05.1937—3.12.2018)

12-04-2019 просмотры 259

IMG_0531

Год назад не стало Андрея Георгиевича Битова, одного из основателей и бессменного Президента Российского отделения Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр». 3 декабря в Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате состоялся Вечер памяти Андрея Битова, собравший его друзей. Место воистину символическое, ведь абсолютный ориентир для Битова в жизни и литературе - это Пушкин. На вечере были показаны отрывки  из видео-интервью А.Г.Битова к документальному фильму  «Душа пушинка» 2017 г. (режиссер Мария Линдер), где Битов говорит о Пушкине.

К скорбной дате вышли две книги воспоминаний об Андрее Георгиевиче. «Портрет поздней империи» издательства АСТ представил составитель Евгений Чигрин, о сборнике «БИТОВ или Новые сведения о человеке» (ЗКСМО) рассказала составитель Анна Бердичевская.

На вечере выступили директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев,  архитектор Александр Великанов, председатель Дальневосточного ПЕНа Александр Колесов, один из соучредителей Новой Пушкинской премии Александр Жуков. О фильме «Пушкин-Битов-Габриадзе», над которым она сейчас работает, рассказала  режиссер Ася Гусева.

К грустной дате в «Новой газете» опубликовано эссе Валерия Попова «Эпоха Битова. Кончится ли она? Ни за что и никогда».

https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/01/82955-epoha-bitovaIMG_20191203_193559IMG_20191203_183940IMG_20191203_184810


ПАМЯТИ ЛЬВА АННИНСКОГО (7.04.1934—6.11.2019)

11-06-2019 просмотры 279

Аннинский Лев

На 86-м году жизни скончался Лев Александрович Аннинский, известный литературный критик, писатель, публицист, литературовед, член Русского ПЕН-центра с 1995 года.

Окончив филологический факультет МГУ, Аннинский успешно сдал экзамены в аспирантуру, но препятствием для научной карьеры стало изменение «идеологической линии партии» в связи с событиями осени 1956 года в Венгрии — теперь аспирантами могли стать только те, кто работал на производстве. Лев Аннинский устроился сотрудником в журнал «Советский Союз», однако через полгода его уволили за «профнепригодность». Тогда Аннинскому пришлось (по его собственному выражению) «пойти в литподёнщики» — потихоньку вошёл во вкус и сделался литературным критиком.

Аннинский был штатным сотрудником журналов «Советский Союз» (1956—1957), «Знамя» (1960—1967), «Дружба народов» (1972—1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990—1992), «Родина» (с 1992), «Время и мы» (1998, главный редактор), «Литературной газеты» (1957—1960), Института конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972).

Перу Льва Аннинского принадлежат книги: «Ядро ореха: Критические очерки» (1965), «Обрученный с идеей: «Как закалялась сталь» Николая Островского» (1971), «Василий Шукшин» (1976), «Тридцатые–семидесятые: Литературно-критические статьи» (1977), «Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф» (1980, 1998), «Лесковское ожерелье» (1982, 1986), «Контакты» (1982), «Михаил Луконин» (1982), «Солнце в ветвях: Очерки литовской фотографии» (1984), «Николай Губенко» (1986), «Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове» (1988), «Culture’s tapesty»: «Гобелен культуры» (1991), «Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы» (1989), «Билет в рай: Размышления у театральных подъездов» (1989), «Отлетающий занавес: Литературно-критические статьи о Грузии» (1990), «Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей» (1991), «Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века» (1997), «Барды» (1999, 2005), «Крепости и плацдармы Георгия Владимова» (2001), «Удары шпагой» (2003), «Архипелаг гуляк: Заметки нетеатрала» (2005), «Русские плюс…» (2001, 2003), «Какая Россия мне нужна» (2004), «Русский человек на любовном свидании» (2004), «Красный век» (2005), «Век мой, зверь мой» (2005) и другие, а также циклы статей в периодической печати, программы на ТВ и радио.

Лев Аннинский – автор телепрограмм «Входящая натура» (1992–1994), «Сын и пасынок (Симонов и Гроссман)» (Национальная телевизионная премия «ТЭФИ», 1994), «Серебро и чернь», «Медные трубы» («ТЭФИ», 2005).

Литературный процесс в России во всем его многоликом и противоречивом единстве – суть жизни Л. Аннинского. Этот процесс неразрывно связан с трагической историей нашей страны. Лев Александрович был знатоком литературы и признанным критиком.

Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Льва Александровича. Светлая память.