In Memoriam

ПАМЯТИ ЛЬВА АННИНСКОГО (7.04.1934—6.11.2019)

11-06-2019 просмотры 37

Аннинский Лев

На 86-м году жизни скончался Лев Александрович Аннинский, известный литературный критик, писатель, публицист, литературовед, член Русского ПЕН-центра с 1995 года.

Окончив филологический факультет МГУ, Аннинский успешно сдал экзамены в аспирантуру, но препятствием для научной карьеры стало изменение «идеологической линии партии» в связи с событиями осени 1956 года в Венгрии — теперь аспирантами могли стать только те, кто работал на производстве. Лев Аннинский устроился сотрудником в журнал «Советский Союз», однако через полгода его уволили за «профнепригодность». Тогда Аннинскому пришлось (по его собственному выражению) «пойти в литподёнщики» — потихоньку вошёл во вкус и сделался литературным критиком.

Аннинский был штатным сотрудником журналов «Советский Союз» (1956—1957), «Знамя» (1960—1967), «Дружба народов» (1972—1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990—1992), «Родина» (с 1992), «Время и мы» (1998, главный редактор), «Литературной газеты» (1957—1960), Института конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972).

Перу Льва Аннинского принадлежат книги: «Ядро ореха: Критические очерки» (1965), «Обрученный с идеей: «Как закалялась сталь» Николая Островского» (1971), «Василий Шукшин» (1976), «Тридцатые–семидесятые: Литературно-критические статьи» (1977), «Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф» (1980, 1998), «Лесковское ожерелье» (1982, 1986), «Контакты» (1982), «Михаил Луконин» (1982), «Солнце в ветвях: Очерки литовской фотографии» (1984), «Николай Губенко» (1986), «Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове» (1988), «Culture’s tapesty»: «Гобелен культуры» (1991), «Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы» (1989), «Билет в рай: Размышления у театральных подъездов» (1989), «Отлетающий занавес: Литературно-критические статьи о Грузии» (1990), «Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей» (1991), «Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века» (1997), «Барды» (1999, 2005), «Крепости и плацдармы Георгия Владимова» (2001), «Удары шпагой» (2003), «Архипелаг гуляк: Заметки нетеатрала» (2005), «Русские плюс…» (2001, 2003), «Какая Россия мне нужна» (2004), «Русский человек на любовном свидании» (2004), «Красный век» (2005), «Век мой, зверь мой» (2005) и другие, а также циклы статей в периодической печати, программы на ТВ и радио.

Лев Аннинский – автор телепрограмм «Входящая натура» (1992–1994), «Сын и пасынок (Симонов и Гроссман)» (Национальная телевизионная премия «ТЭФИ», 1994), «Серебро и чернь», «Медные трубы» («ТЭФИ», 2005).

Литературный процесс в России во всем его многоликом и противоречивом единстве – суть жизни Л. Аннинского. Этот процесс неразрывно связан с трагической историей нашей страны. Лев Александрович был знатоком литературы и признанным критиком.

Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Льва Александровича. Светлая память.


ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА ПЬЕЦУХА (18.11.1946—29.09.2019)

09-29-2019 просмотры 72

IMG_1791

Русский ПЕН-центр понес тяжелую утрату: на 73-м году жизни скончался Вячеслав Алексеевич Пьецух, член ПЕНа с 1990 года, долгие годы бывший членом Исполкома – известный прозаик, эссеист и очень светлый, обаятельный человек, которого мы очень любили.

В своих книгах он размышлял о судьбе России и о русском способе бытия. Его прозу критики называли «неспешной, витиеватой и умной», а жанр его произведений достаточно условно обозначали как «новая волна», «альтернативная литература» или «иронический авангард», сам писатель определял его как «иронический реализм». Лейтмотивом творчества Пьецуха была парадоксальность повседневного бытия.

Вячеслав Пьецух родился 18 ноября 1946 года в Москве. Его отец – офицер, лётчик-испытатель, мать – лаборант военного завода. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина (1970). Около десяти лет работал учителем в школе. Однако, в 1983 году Вячеслав резко меняет свою жизнь: он работает сначала радиожурналистом, затем плотником-бетонщиком и слесарем, отправляется на строительство ГЭС на Колыме и добывает золото на приисках. Причина таких перемен не в «романтике дальних дорог», а в необходимости добывать средства к существованию. Однако богатейший жизненный опыт и впечатления, накопленные в эти годы, послужили основой для его будущих книг. Возвращение к оседлой жизни произошло только спустя 8 лет и ознаменовалось назначением его на пост главного редактора журнала «Дружба народов» (1991–1995 гг.).

Публиковаться Пьецух начал с 1978 года. Первая публикация – рассказ «Обманщик», который был напечатан в журнале «Литературная учёба», № 5. С тех пор вышли десятки книг, венцом библиографии стало десятитомное собрание сочинений.

«Большинство произведений Пьецуха обращены к русскому национальному характеру и российской истории с ее драматическими повторами, к художественному осмыслению русской «почвы». В его прозе представлено значительное разнообразие социальных типов, в этом смысле он продолжает шукшинскую традицию с ее «чудиками», одержимо изобретающими деревянный велосипед или выдумывающими собственную философию, а затем пытающимися жить в согласии с ней. Пьецух показывает в характерах своих персонажей непредсказуемую смесь агрессивности и великодушия, злопамятности и самопожертвования, скопидомства, воровства и широты натуры, смирения и бунтарства, аскетизма и безудержного разгула – без всякой меры, иной раз без всякого смысла» (www.dic.academic.ru).

Вячеслав Пьецух был удостоен премии фонда «Знамя» (1996), журналов «Золотой век» (1994), «Огонёк» (1997), «Октябрь» (2000). Лауреат Новой Пушкинской премии (2006) лауреат конкурса «Национальная экологическая премия» (2009), премии «Триумф» (2010).

Свое кредо Пьецух сформулировал в одном из многочисленных интервью: «Главной жизненной задачей каждого культурного человека — и сейчас, и ранее — является самоизоляция от российской действительности. Так было при всех режимах. И мне решительно не важно, какие жизненные ценности сейчас доминируют среди господствующего поколения. Меня от всего этого счастливо отделяют жена, водка, деревня, в которой я живу по полгода. Потом, я всю свою жизнь работал против часовой стрелки. Печататься начал при Брежневе. Писал что хотел. Жил как хотел. И всегда получалось против часовой стрелки.» (Из интервью Алексу Алехину «Писатель против часовой»). А еще Слава любил повторять: Пишу с семи утра и до изнеможения.

Приносим наши глубокие соболезнования супруге Ирине. Светлая память.


ПАМЯТИ МАЙИ ТУРОВСКОЙ 

03-10-2019 просмотры 184

Туровская Майя

(27.10.1924 - 4.03.2019) 

В Мюнхене на 95-м году жизни скончалась Майя Иосифовна Туровская, член Русского ПЕН-центра с 1994 года.

Майя Туровская – культуролог и искусствовед, театровед и кинокритик, историк кино, сценарист, автор книг о Тарковском и об искусстве тридцатых годов и один из сценаристов «Обыкновенного фашизма» Михаила Ромма. Доктор искусствоведения (1983), лауреат премии «Ника» 2007 года в номинации «За вклад в кинематографические науки, критику». Она родилась в 1924 году в Харькове, окончила филологический факультет МГУ и театроведческий факультет ГИТИСа. С 1973 года была ведущим научным сотрудником НИИ теории, истории кино. Публиковалась в журналах «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Театр» и других изданиях. (далее…)


ПАМЯТИ ГЛЕБА ГОРБОВСКОГО

02-27-2019 просмотры 206

Горбовский

(4.10.1931-26.02.2019)

Ушел из жизни прекрасный питерский поэт и прозаик, член Русского ПЕН-центра с 1996 года, Глеб Яковлевич Горбовский. Выражаем глубокие соболезнования родным, близким, друзьям, коллегам, поклонникам творчества Глеба Яковлевича. Светлая память. (далее…)


ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ ЮШКО (1948-2018)

12-20-2018 просмотры 353

Юшко

Из Калининграда пришла печальная новость: ушел из жизни член Русского ПЕН-центра, прекрасный поэт Геннадий Юшко. Приносим наши глубокие соболезнования калининградским коллегам, родным и близким Геннадия Артёмовича. Светлая память.

Вячеслав Карпенко, Председатель Калининградского ПЕН-центра, вспоминает о друге:

Калининградский ПЕН понёс непоправимую утрату. От нас ушёл удивительный поэт и красивый человек Геннадий Юшко. Ещё месяц назад мы отмечали его 70-летие и выход сборника стихов… Не хочется верить, но сегодня приходится прощаться с другом, с его твёрдым рукопожатием и понимающей улыбкой… (далее…)


СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В СВЯЗИ С КОНЧИНОЙ АНДРЕЯ БИТОВА

12-05-2018 просмотры 371

IMG_0531

ПРОЩАНИЕ С АНДРЕЕМ ГЕОРГИЕВИЧЕМ БИТОВЫМ состоится в пятницу, 7 декабря, в 12 час. в Большом зале ЦДЛ. Отпевание пройдет в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе - Нижняя Красносельская ул., 12, стр. 1, ориентировочно в 15 час.


 

Матвиенко 001

Собянин 001

Гордеев 001 (1)

Мединский 001

Миронов 001

 

Толстой 001

Степашин 001

 Письмо-64-Казахский-ПЕН-клуб-исх-от-04.12

 

Bitov1000

 

ТЕЛЕГРАММА ОТ НИКОЛА ПАШИНЯНА

Исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян направил телеграмму соболезнования в связи со смертью Андрея Битова.

В послании, в частности, говорится: “С глубокой скорбью узнал весть о кончине известного русского писателя Андрея Битова. Его имя особенно дорого для армянского читателя и всего армянского народа. В Армении всегда восхищались не только его ярким талантом, глубиной его работ, но и его мужественной позицией, любовью к свободе и безупречным образом интеллигента.

Выражаю соболезнования семье, друзьям Андрея Битова и тысячам поклонников его творчества. В лице Андрея Битова армянский народ прощается со своим искренним другом. Пусть душа уважаемого Андрея Георгиевича покоится с миром. Его «Уроки Армении» стали уроком и для нас”.

 

Soboleznovanie Andrey Bitov SP Armenii 001

Soboleznovanie Andrey Bitov Edvard Militonyan 001

  БИТОВ.-СОБОЛЕЗН


ПАМЯТИ АНДРЕЯ БИТОВА

12-04-2018 просмотры 665

20151028_154333 (2)

(27.05.1937 — 3.12.2018)

Русский ПЕН-центр понес тяжелую утрату – на 82-м году жизни скончался Андрей Георгиевич Битов, писатель с мировым именем и один из основателей Русского ПЕН-центра, четверть века бывший его Президентом. Битов уже при жизни стал классиком как автор знаменитого романа «Пушкинский дом» (опубликованного в США издательством АРДИС в 1979 г.), одного из главных образцов русского постмодернизма. Тогда же он стал одним из составителей неподцензурного альманаха «Метрополь». Битов неспроста стоял у истоков создания тогда еще Русского Советского ПЕНа – он был не просто писателем, он был подвижником. Международный авторитет Битова настолько высок и непререкаем, что в 2003 году он был избран Вице-президентом Международного ПЕНа. (далее…)


ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ ГЛАДИЛИНА

10-26-2018 просмотры 269

Гладилин А.

(21.08.1935-24.10.2018)

Во Франции в возрасте 83 лет скончался известный писатель и диссидент, член Русского ПЕН-центра с 2004 года, Анатолий Тихонович Гладилин. Приносим наши искренние соболезнования родным и близким. Светлая память.

Анатолий Гладилин родился в 1935 году в Москве. В 1954–1958 гг. учился в Литературном институте им. А.М.Горького. По собственным словам, ушёл из Литературного института, не закончив его, и не знал, что делать дальше. Но неожиданно получил приглашение в "Московский комсомолец" работать заведующим отделом литературы и искусства. Позже работал редактором на киностудии им. Горького. Его повесть "Хроника времен Виктора Подгурского", опубликованная в журнале "Юность" в 1956 году, стала одним из первых произведений «оттепели». Гладилин открыто выступил против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем. Повесть «Прогноз на завтра», написанная в 1972 году, была опубликована лишь в эмигрантском издательстве «Посев». (далее…)


ВАЛЕРИЙ БЫЛИНСКИЙ: УШЕЛ ОЛЕГ ПАВЛОВ

10-11-2018 просмотры 424

Павлов ОлегОЛЕГУ

Ну что сказать. Шок, непонимание от такого горя, и какое-то смутное, горькое понимание, что у Господа Там все, наверное… так, как нам не понять никогда.

Ушел Олег Павлов, русский писатель.

На похоронах Олега от нашей литературы было лишь несколько человек, но много пришло молодых, красивых людей – его студентов. Олега любили. На лекциях в Литинституте он завораживал своей харизмой, послушать его приходили друзья студентов из других вузов. Он учил не просто «как писать», а впитывать и всю мировую культуру: фильмы, режиссеров, художников, музыку. В середине 90-х половина семинара в Лите тех лет начали печататься в «Новом мире», «Октябре», «Знамени» благодаря Олегу, который ходил в редакции журналов с рукописями неизвестных никому авторов, пробивал их, отстаивал. Андрей Геласимов вспоминает, как Олег выудил из самотека в «Октябре» его рассказ «Нежный возраст», и его опубликовали. А когда он пришел к Павлову домой, Олег показал ему стопку рукописей в метр высотой от пола. И он все это читал, чтобы найти что-то стоящее… (далее…)