ПАМЯТИ ИВАНА ШЕПЕТЫ (12.02.1956-24.03.2021)
ПАМЯТИ ИВАНА ШЕПЕТЫ (12.02.1956-24.03.2021)
Приморская культура понесла большую потерю: 24 марта ушел из жизни член Русского ПЕН-центра с 2007 года, известный приморский поэт, писатель, издатель, предприниматель и общественный деятель Иван Иванович Шепета. Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Ивана Ивановича. Светлая память.
Иван Шепета родился в Приморье в 1956 году. Окончил филологический факультет ДВГУ. Печатался в городских и областных газетах, журналах «Новый мир», «Советская литература», «Литературная учеба», «Дальний Восток», альманахе «Лучшие стихи года». Автор сборников «Заповедник» (1990), «Суровые стансы» (2005) и «Стихи как оправданье жизни» (2014). Всего Иван Шепета автор нескольких поэтических сборников и книг, множества публикаций в журналах, альманахах и прочих периодических изданиях. Стихи переводились на немецкий, польский, французский, испанский.
Иван Шепета был учредителем нескольких компаний, имел собственное издательство. Член Союза писателей России, Союза российских писателей, Русского ПЕН-центра.
А еще Иван Шепета много помогал приморским поэтам, писателям и художникам. Издавал их книги, покупал картины и просто помогал материально.
«Приди на могилу, когда умру,
быть может, тогда про меня поймёшь,
каким романтиком был в миру,
где правит алчность, где всюду – ложь.
Где я как птица летал поверх,
но не в укор кому-то и не в пример,
когда в эфире среди помех
ловил мелодии чистых сфер.
В том мире, где человек бескрыл,
и я любовью любил земной…
В том мире счастлив с тобой я был,
а ты несчастна была со мной».
Иван Шепета
Фото: Сергей Леонов.
ПАМЯТИ МАРАТА ТАРАСОВА (1.09.1930—4.03.2021)
На 91-м году жизни в Петрозаводске скончался Народный писатель Республики Карелия, член Русского ПЕН-центра с 1991 года Марат Васильевич ТАРАСОВ. Наши искренние соболезнования его родным и близким.
Марат Тарасов - представитель поколения поэтов-шестидесятников, он дружил с Робертом Рождественским и Евгением Евтушенко. В те годы произведения Марата Васильевича звучали на радио и по телевидению, публиковались в газетах и журналах.
О своей дружбе с Робертом Рождественским он рассказал в написанной в соавторстве с Юрием Шлейкиным книге «Сын Веры. Роберт Рождественский и Карелия». Книга рассказывает о страницах жизни Роберта Рождественского, связанных с Карелией. Он учился здесь в государственном университете, опубликовал первые стихи и книги, стал членом Союза писателей. С Карелией связаны и его спортивные успехи — он был членом сборной команды республики по волейболу. Рождественский не терял связей с северным краем и после переезда в Москву, часто бывал здесь, выступал на творческих встречах, публиковал в местных газетах стихи, издал новые книги. Обо всем этом рассказывают его знакомые — сверстники, коллеги и ветераны спорта. Особый раздел составляют воспоминания матери поэта Веры Павловны.
За более чем 70-летнюю творческую деятельность у Марата Тарасова вышли десятки поэтических книг, большое количество публикаций в периодике, литературоведческих работ, переводов. Известны переводы Марата Тарасова на русский язык карельских писателей и поэтов. 14 лет он возглавлял Карельский союз писателей. Его творческий дар получил признание как читателей, так и профессионального сообщества: Марат Тарасов – Заслуженный работник культуры РФ, Заслуженный работник культуры Карельской АССР.
ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНА КУРБАТОВА (29.09.1939—6.03.2021)
На 82-м году жизни в Пскове скончался Валентин Яковлевич Курбатов, известный писатель и литературовед, член Русского ПЕН-центра с 2016 года. Судьба подарила Валентину Курбатову возможность тесного творческого и личного общения с крупнейшими русскими писателями XX века. Его книги о Викторе Астафьеве, Валентине Распутине, Михаиле Пришвине, его эссе о творчестве Юрия Нагибина, Булата Окуджавы, Владимира Личутина, Константина Воробьёва сегодня являются истинным и порой единственным проводником современного читателя в мир идей, чувств и образов отечественной литературы ХХ века. В прошлом году Валентин Яковлевич стал лауреатом Государственной премии РФ за вклад в сохранение и развитие традиций русской литературы.
Светлая память.
ПАМЯТИ НИКОЛАЯ АНАСТАСЬЕВА (12.02.1940—10.01.2021)
На 81-м году жизни скончался член Русского ПЕН-центра с 2016 года, замечательный литературовед, специалист по литературе США ХХ века Николай Аркадьевич Анастасьев.
Николай Анастасьев окончил филологический факультет МГУ имени Ломоносова, в 1982 году защитил докторскую диссертацию на тему «Форма „субъективной эпопеи” в прозе США и Англии ХХ века», в 1990 году получил звание профессора, с 1992 по 2008 год вел занятия по американской литературе на кафедре истории зарубежной литературы филфака МГУ. Работал также в журнале «Вопросы литературы» (1967—1988), а после 1988 года — в журнале «Иностранная литература».
Николай Анастасьев был специалистом по творчеству таких американских писателей ХХ века, как Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Генри Миллер. Он автор книг «Фолкнер: Очерк творчества», «Разочарование и надежды: Заметки о западной литературе сегодня», «Творчество Эрнеста Хемингуэя», «Современная литература за рубежом», «Зазеркалье. Книга об Америке и ее литературе» и др.; его статьи публиковались в журналах «Литературное обозрение», «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов» и др.
Светлая память.
ПАМЯТИ МИХАИЛА ЖВАНЕЦКОГО (6.03.1934—6.11.2020)
Еще одна печальная весть: ушел из жизни Михаил Михайлович Жванецкий. Ему было 86 лет. Он был членом Русского ПЕН-центра с 1989 года.
Михаил Жванецкий был уникальным писателем. Единственным его инструментом было слово. Он подчеркнуто и нарочито не актерствовал и доказал, что это необязательно. Просто выходил с кожаным портфелем, доставал листки формата А4 и читал ровным голосом, а публика стонала от восторга.
Михаил Жванецкий был народным артистом России и Украины, кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, почетным гражданином Одессы и президентом Всемирного клуба одесситов. В 2009 году власти города переименовали бывший Комсомольский бульвар в бульвар Жванецкого.
Прощальным выходом писателя стало большое выступление в честь его 85-летия в московском концертном зале имени Чайковского. В октябре 2020 года Михаил Михайлович объявил, что больше не станет появляться перед публикой. "Стареть нужно дома", - сказал от его имени журналистам представитель Жванецкого.
Президент Украины Владимир Зеленский написал в "Твиттере": «Как говорил Михаил Жванецкий, ничего страшного, если над тобой смеются. Значительно хуже, когда над тобой плачут. Сегодня такой горький день.»
Наши искренние соболезнования родным и близким Михаила Михайловича. Светлая память, он навсегда останется в наших сердцах.
ПАМЯТИ ВАДИМА КОВДЫ (10.09.1936—2.10.2020)
2 октября в Ганновере в возрасте 84 лет скончался поэт Вадим Викторович Ковда, член Русского ПЕН-центра с 2011 г. Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Вадима Викторовича.
Вадим Ковда, выпускник мехмата МГУ, жизнь точным наукам не посвятил. Следующие его образование и, соответственно, профессии связаны с окончанием кинооператорского факультета ВГИКа и Высших литературных курсов. В конце концов жизнь привела его в поэзию. В середине 60-ых прошлого века Ковду поддержали Давид Самойлов и Борис Слуцкий, благодаря которым возникли первые публикации в журнальной периодике. Вадим Ковда - автор большого количества сборников стихов, он печатался в журналах "Новый мир", "Юность", "Знамя", "Москва", «Дети Ра», а также в литературных альманахах, газетах, сборниках.
В прошлом году в московском издательстве «Соло» вышла солидная (460 страниц) книга «Стихи» – книга избранного. В ней – обширное предисловие Льва Аннинского, наброски к автобиографии в качестве послесловия, но главное – корпус стихов, представляющих многолетнее творчество Вадима Ковды.
ПАМЯТИ ИГОРЯ ЯРКЕВИЧА (8.09.1962—29.07.2020)
Скоропостижно скончался писатель Игорь Яркевич, не дожив до 58-летия. Он был членом ПЕН-центра с 1997 года и был нашим другом. Блестящий рассказчик, прозаик, узнаваемый с первого предложения, он много и невероятно интересно писал, но катастрофически мало печатался. Особенно, конечно, в нулевые и десятые годы. В 1994 году Игорь был признан лучшим писателем года по версии журнала «Огонек», в 1996 году — худшим писателем года по версии «Книжного обозрения», в 2011 году он был награжден премией «Нонконформизм» с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка». В интервью 2007 года Яркевич сказал: «Я написал всего три романа: «Как я и как меня», «Ум, секс, литература», «В пожизненном заключении». Это трилогия. Три романа, три глыбы, этакие Толстой, Чехов и Достоевский. Но я написал около 80 рассказов и продолжаю их писать. Рассказ я никому не отдам. Защищая рассказ, я чувствую себя русским патриотом, потому что если какой-то жанр и можно назвать русским литературным жанром, то только рассказ».
Игорь Геннадиевич Яркевич из тех, кто оставил яркий след, мы его никогда не забудем. Светлая память.
ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЗОРИНА (3.11.1924—31.03.2020)
На 96-м году жизни скончался Леонид Генрихович Зорин, один из отцов-основателей, учредивших в 1989 году Русский, тогда еще Русский Советский, ПЕН-центр, за что мы ему глубоко благодарны. Леониду Генриховичу всегда были присущи благородство и достоинство. Имя его навечно вписано в историю Русского ПЕНа.
Многие помнят феноменально ранний писательский старт Зорина – его первая книжка стихов вышла в Баку, когда Лёне было 10 лет, и он стал героем очерка Максима Горького «Мальчик». Леонид Зорин - классик по определению, ведь едва ли еще найдутся современные драматурги, чьи творения знают и любят и стар, и млад. Фильм «Покровские ворота», снятый по сценарию Зорина, стал всенародно любимым. Леонид Зорин написал около 50 пьес. Навсегда останутся в репертуарах театров его пьесы «Римская комедия», «Друзья и годы», «Варшавская мелодия», «Коронация», «Царская охота», «Медная бабушка» и многие другие. Он также создал сценарии для фильмов «Добряки», «Человек ниоткуда», «Транзит», «Леон Гаррос ищет друга» и «Скверный анекдот».
Проза Леонида Зорина уже заняла свою нишу в русской литературе. Среди последних произведений автора - романы "Юпитер" (2002), "Сансара" (2004), "Выкрест" (2007), "Глас народа" (2008) и другие. Сочинения писателя переведены на английский, немецкий, французский, испанский, болгарский, польский, сербский и другие языки.
Литературное мастерство Леонида Генриховича высоко оценено страной и его почитателями, о чем свидетельствуют ордена "Знак Почета" (1974) и Дружбы народов (1986), а также престижные премии – Литературная премия Ивана Петровича Белкина (2008), "Большая книга" (2009) и др.
Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Леонида Генриховича. Светлая память.
ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ КАЦЮБЫ (24.01.1946—15.02.2020)
На 75-м году жизни после тяжелой болезни скончалась Елена Александровна Кацюба (Кедрова), выдающаяся поэтесса, одна из основательниц ДООСа, член Русского ПЕН-центра с 2002 г. Приносим наши глубочайшие соболезнования супругу Константину Александровичу Кедрову. Светлая память.
Елена Кацюба окончила отделение журналистики Казанского университета. По инициативе Юнны Мориц и Андрея Вознесенского Елена Александровна была принята в Союз писателей с рекомендацией Генриха Сапгира на первом общем собрании союза после распада СССР. С 1998 по 2003 она была телевизионным обозревателем в газете «Новые известия», с 2003 по март 2005 вела еженедельную колонку «Книжная полка» в газете «Русский курьер», была ответственным секретарем «Журнала ПОэтов» и арт-дизайнер почти всех выпусков.
Творческая биография Елены Кацюбы богата и на редкость разнообразна. Она была востребованным поэтом, принимала участие во многих поэтических фестивалях и становилась лауреатом литературных конкурсов. В середине 80-х она создает анаграммно-палиндромную поэму «Свалка». Её стих отличают изысканная пластика, лиричность, философичность, ирония и самоирония. Красноречивы сами названия: «Лад ладони», «Вересковый ветер», «Дао дома». Ей свойственна афористичность. Название самого полного собрания стихов точно передает смысл её поэзии «Игр рай». Её стихи входят в антологии «Строфы века», «Самиздат века»; «ДЕПО», «Русские поэты сегодня» и La nouvelle poésie russe (с переводами на французский), «Диапазон» (русско-немецкая), «Музы: Москва — Пекин» (китайская), «Зевгма», «Року укор» и др. Вышел также аудиодиск «Азбука» (стихи в исполнении автора.) Поэтесса называет своё направление «лингвистическим реализмом». Это когда в стихе все диктует само слово. Если вначале было Слово, то все слова произошли именно от него различными способами. Все эти приемы отражены в супер-поэме «Свалка» (1985 г). Также Е. Кацюба первой применила в поэзии способ творения из одного слова других слов путём поочередной замены одной буквы, назвав это действо «стихийной мутацией». Так мрак превращается в свет, небо в море, слон в муху. В 1999 г. выходит «Первый палиндромический словарь», в 2002 «Новый палиндромический словарь» и сайт «Палиндронавтика» (термин К. Кедрова) с палиндромами, палиндрамами и статьями по философии палиндрома (К. Кедров, А. Бубнов, С. Бирюков, В. Рабинович, А. Парщиков, А. Кессельман, Л. Блинов). Андрей Вознесенский назвал эти книги «поэтическим итогом XX-го и XIX столетий» (цифры-палиндромы). А еще он так сказал о ее поэзии: «Если бы Хлебников жил сегодня, он писал бы как Елена Кацюба».