ПАМЯТИ МИХАИЛА ЖВАНЕЦКОГО (6.03.1934—6.11.2020)
Еще одна печальная весть: ушел из жизни Михаил Михайлович Жванецкий. Ему было 86 лет. Он был членом Русского ПЕН-центра с 1989 года.
Михаил Жванецкий был уникальным писателем. Единственным его инструментом было слово. Он подчеркнуто и нарочито не актерствовал и доказал, что это необязательно. Просто выходил с кожаным портфелем, доставал листки формата А4 и читал ровным голосом, а публика стонала от восторга.
Михаил Жванецкий был народным артистом России и Украины, кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, почетным гражданином Одессы и президентом Всемирного клуба одесситов. В 2009 году власти города переименовали бывший Комсомольский бульвар в бульвар Жванецкого.
Прощальным выходом писателя стало большое выступление в честь его 85-летия в московском концертном зале имени Чайковского. В октябре 2020 года Михаил Михайлович объявил, что больше не станет появляться перед публикой. "Стареть нужно дома", - сказал от его имени журналистам представитель Жванецкого.
Президент Украины Владимир Зеленский написал в "Твиттере": «Как говорил Михаил Жванецкий, ничего страшного, если над тобой смеются. Значительно хуже, когда над тобой плачут. Сегодня такой горький день.»
Наши искренние соболезнования родным и близким Михаила Михайловича. Светлая память, он навсегда останется в наших сердцах.
ПАМЯТИ ВАДИМА КОВДЫ (10.09.1936—2.10.2020)
2 октября в Ганновере в возрасте 84 лет скончался поэт Вадим Викторович Ковда, член Русского ПЕН-центра с 2011 г. Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Вадима Викторовича.
Вадим Ковда, выпускник мехмата МГУ, жизнь точным наукам не посвятил. Следующие его образование и, соответственно, профессии связаны с окончанием кинооператорского факультета ВГИКа и Высших литературных курсов. В конце концов жизнь привела его в поэзию. В середине 60-ых прошлого века Ковду поддержали Давид Самойлов и Борис Слуцкий, благодаря которым возникли первые публикации в журнальной периодике. Вадим Ковда - автор большого количества сборников стихов, он печатался в журналах "Новый мир", "Юность", "Знамя", "Москва", «Дети Ра», а также в литературных альманахах, газетах, сборниках.
В прошлом году в московском издательстве «Соло» вышла солидная (460 страниц) книга «Стихи» – книга избранного. В ней – обширное предисловие Льва Аннинского, наброски к автобиографии в качестве послесловия, но главное – корпус стихов, представляющих многолетнее творчество Вадима Ковды.
ПАМЯТИ ИГОРЯ ЯРКЕВИЧА (8.09.1962—29.07.2020)
Скоропостижно скончался писатель Игорь Яркевич, не дожив до 58-летия. Он был членом ПЕН-центра с 1997 года и был нашим другом. Блестящий рассказчик, прозаик, узнаваемый с первого предложения, он много и невероятно интересно писал, но катастрофически мало печатался. Особенно, конечно, в нулевые и десятые годы. В 1994 году Игорь был признан лучшим писателем года по версии журнала «Огонек», в 1996 году — худшим писателем года по версии «Книжного обозрения», в 2011 году он был награжден премией «Нонконформизм» с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка». В интервью 2007 года Яркевич сказал: «Я написал всего три романа: «Как я и как меня», «Ум, секс, литература», «В пожизненном заключении». Это трилогия. Три романа, три глыбы, этакие Толстой, Чехов и Достоевский. Но я написал около 80 рассказов и продолжаю их писать. Рассказ я никому не отдам. Защищая рассказ, я чувствую себя русским патриотом, потому что если какой-то жанр и можно назвать русским литературным жанром, то только рассказ».
Игорь Геннадиевич Яркевич из тех, кто оставил яркий след, мы его никогда не забудем. Светлая память.
ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЗОРИНА (3.11.1924—31.03.2020)
На 96-м году жизни скончался Леонид Генрихович Зорин, один из отцов-основателей, учредивших в 1989 году Русский, тогда еще Русский Советский, ПЕН-центр, за что мы ему глубоко благодарны. Леониду Генриховичу всегда были присущи благородство и достоинство. Имя его навечно вписано в историю Русского ПЕНа.
Многие помнят феноменально ранний писательский старт Зорина – его первая книжка стихов вышла в Баку, когда Лёне было 10 лет, и он стал героем очерка Максима Горького «Мальчик». Леонид Зорин - классик по определению, ведь едва ли еще найдутся современные драматурги, чьи творения знают и любят и стар, и млад. Фильм «Покровские ворота», снятый по сценарию Зорина, стал всенародно любимым. Леонид Зорин написал около 50 пьес. Навсегда останутся в репертуарах театров его пьесы «Римская комедия», «Друзья и годы», «Варшавская мелодия», «Коронация», «Царская охота», «Медная бабушка» и многие другие. Он также создал сценарии для фильмов «Добряки», «Человек ниоткуда», «Транзит», «Леон Гаррос ищет друга» и «Скверный анекдот».
Проза Леонида Зорина уже заняла свою нишу в русской литературе. Среди последних произведений автора - романы "Юпитер" (2002), "Сансара" (2004), "Выкрест" (2007), "Глас народа" (2008) и другие. Сочинения писателя переведены на английский, немецкий, французский, испанский, болгарский, польский, сербский и другие языки.
Литературное мастерство Леонида Генриховича высоко оценено страной и его почитателями, о чем свидетельствуют ордена "Знак Почета" (1974) и Дружбы народов (1986), а также престижные премии – Литературная премия Ивана Петровича Белкина (2008), "Большая книга" (2009) и др.
Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Леонида Генриховича. Светлая память.
ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ КАЦЮБЫ (24.01.1946—15.02.2020)
На 75-м году жизни после тяжелой болезни скончалась Елена Александровна Кацюба (Кедрова), выдающаяся поэтесса, одна из основательниц ДООСа, член Русского ПЕН-центра с 2002 г. Приносим наши глубочайшие соболезнования супругу Константину Александровичу Кедрову. Светлая память.
Елена Кацюба окончила отделение журналистики Казанского университета. По инициативе Юнны Мориц и Андрея Вознесенского Елена Александровна была принята в Союз писателей с рекомендацией Генриха Сапгира на первом общем собрании союза после распада СССР. С 1998 по 2003 она была телевизионным обозревателем в газете «Новые известия», с 2003 по март 2005 вела еженедельную колонку «Книжная полка» в газете «Русский курьер», была ответственным секретарем «Журнала ПОэтов» и арт-дизайнер почти всех выпусков.
Творческая биография Елены Кацюбы богата и на редкость разнообразна. Она была востребованным поэтом, принимала участие во многих поэтических фестивалях и становилась лауреатом литературных конкурсов. В середине 80-х она создает анаграммно-палиндромную поэму «Свалка». Её стих отличают изысканная пластика, лиричность, философичность, ирония и самоирония. Красноречивы сами названия: «Лад ладони», «Вересковый ветер», «Дао дома». Ей свойственна афористичность. Название самого полного собрания стихов точно передает смысл её поэзии «Игр рай». Её стихи входят в антологии «Строфы века», «Самиздат века»; «ДЕПО», «Русские поэты сегодня» и La nouvelle poésie russe (с переводами на французский), «Диапазон» (русско-немецкая), «Музы: Москва — Пекин» (китайская), «Зевгма», «Року укор» и др. Вышел также аудиодиск «Азбука» (стихи в исполнении автора.) Поэтесса называет своё направление «лингвистическим реализмом». Это когда в стихе все диктует само слово. Если вначале было Слово, то все слова произошли именно от него различными способами. Все эти приемы отражены в супер-поэме «Свалка» (1985 г). Также Е. Кацюба первой применила в поэзии способ творения из одного слова других слов путём поочередной замены одной буквы, назвав это действо «стихийной мутацией». Так мрак превращается в свет, небо в море, слон в муху. В 1999 г. выходит «Первый палиндромический словарь», в 2002 «Новый палиндромический словарь» и сайт «Палиндронавтика» (термин К. Кедрова) с палиндромами, палиндрамами и статьями по философии палиндрома (К. Кедров, А. Бубнов, С. Бирюков, В. Рабинович, А. Парщиков, А. Кессельман, Л. Блинов). Андрей Вознесенский назвал эти книги «поэтическим итогом XX-го и XIX столетий» (цифры-палиндромы). А еще он так сказал о ее поэзии: «Если бы Хлебников жил сегодня, он писал бы как Елена Кацюба».
ПАМЯТИ АЛЕКСА БЛОКА (31.03.1923—26.12.2019)
Ушел из жизни добрый друг Русского ПЕН-центра Алекс Блок (Alexandre Blokh). Именно от него, бывшего Международным секретарем Международного ПЕН-клуба, мы 30-го мая 1989 г. получили письмо, извещающее, что на конгрессе в Маастрихте Советский Русский ПЕН-центр принят в Международный ПЕН-клуб.
Алекс родился в Москве и был увезен родителями в эмиграцию в Париж. В 16 лет он стал участником движения сопротивления и ушел в партизаны. В 1946-м стал переводчиком в ООН и активным деятелем ПЕН-клуба. У Алекса (литературный псевдоним Жан Бло) в России было издано много книг. Он часто приезжал в Москву со своей супругой Надей Ермолаевой, и это всегда был для нас праздник. Алекс был истинным аристократом, интеллектуалом и добрейшим человеком. Царствие ему небесное.
На фото: 2011 год, Петербург, с Вячеславом Пьецухом - на Книжном салоне.
ГОДОВЩИНА КОНЧИНЫ АНДРЕЯ БИТОВА (27.05.1937—3.12.2018)
Год назад не стало Андрея Георгиевича Битова, одного из основателей и бессменного Президента Российского отделения Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр». 3 декабря в Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате состоялся Вечер памяти Андрея Битова, собравший его друзей. Место воистину символическое, ведь абсолютный ориентир для Битова в жизни и литературе - это Пушкин. На вечере были показаны отрывки из видео-интервью А.Г.Битова к документальному фильму «Душа пушинка» 2017 г. (режиссер Мария Линдер), где Битов говорит о Пушкине.
К скорбной дате вышли две книги воспоминаний об Андрее Георгиевиче. «Портрет поздней империи» издательства АСТ представил составитель Евгений Чигрин, о сборнике «БИТОВ или Новые сведения о человеке» (ЗКСМО) рассказала составитель Анна Бердичевская.
На вечере выступили директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев, архитектор Александр Великанов, председатель Дальневосточного ПЕНа Александр Колесов, один из соучредителей Новой Пушкинской премии Александр Жуков. О фильме «Пушкин-Битов-Габриадзе», над которым она сейчас работает, рассказала режиссер Ася Гусева.
К грустной дате в «Новой газете» опубликовано эссе Валерия Попова «Эпоха Битова. Кончится ли она? Ни за что и никогда».
https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/01/82955-epoha-bitova
ПАМЯТИ ЛЬВА АННИНСКОГО (7.04.1934—6.11.2019)
На 86-м году жизни скончался Лев Александрович Аннинский, известный литературный критик, писатель, публицист, литературовед, член Русского ПЕН-центра с 1995 года.
Окончив филологический факультет МГУ, Аннинский успешно сдал экзамены в аспирантуру, но препятствием для научной карьеры стало изменение «идеологической линии партии» в связи с событиями осени 1956 года в Венгрии — теперь аспирантами могли стать только те, кто работал на производстве. Лев Аннинский устроился сотрудником в журнал «Советский Союз», однако через полгода его уволили за «профнепригодность». Тогда Аннинскому пришлось (по его собственному выражению) «пойти в литподёнщики» — потихоньку вошёл во вкус и сделался литературным критиком.
Аннинский был штатным сотрудником журналов «Советский Союз» (1956—1957), «Знамя» (1960—1967), «Дружба народов» (1972—1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990—1992), «Родина» (с 1992), «Время и мы» (1998, главный редактор), «Литературной газеты» (1957—1960), Института конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972).
Перу Льва Аннинского принадлежат книги: «Ядро ореха: Критические очерки» (1965), «Обрученный с идеей: «Как закалялась сталь» Николая Островского» (1971), «Василий Шукшин» (1976), «Тридцатые–семидесятые: Литературно-критические статьи» (1977), «Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф» (1980, 1998), «Лесковское ожерелье» (1982, 1986), «Контакты» (1982), «Михаил Луконин» (1982), «Солнце в ветвях: Очерки литовской фотографии» (1984), «Николай Губенко» (1986), «Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове» (1988), «Culture’s tapesty»: «Гобелен культуры» (1991), «Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы» (1989), «Билет в рай: Размышления у театральных подъездов» (1989), «Отлетающий занавес: Литературно-критические статьи о Грузии» (1990), «Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей» (1991), «Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века» (1997), «Барды» (1999, 2005), «Крепости и плацдармы Георгия Владимова» (2001), «Удары шпагой» (2003), «Архипелаг гуляк: Заметки нетеатрала» (2005), «Русские плюс…» (2001, 2003), «Какая Россия мне нужна» (2004), «Русский человек на любовном свидании» (2004), «Красный век» (2005), «Век мой, зверь мой» (2005) и другие, а также циклы статей в периодической печати, программы на ТВ и радио.
Лев Аннинский – автор телепрограмм «Входящая натура» (1992–1994), «Сын и пасынок (Симонов и Гроссман)» (Национальная телевизионная премия «ТЭФИ», 1994), «Серебро и чернь», «Медные трубы» («ТЭФИ», 2005).
Литературный процесс в России во всем его многоликом и противоречивом единстве – суть жизни Л. Аннинского. Этот процесс неразрывно связан с трагической историей нашей страны. Лев Александрович был знатоком литературы и признанным критиком.
Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Льва Александровича. Светлая память.
ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА ПЬЕЦУХА (18.11.1946—29.09.2019)
Русский ПЕН-центр понес тяжелую утрату: на 73-м году жизни скончался Вячеслав Алексеевич Пьецух, член ПЕНа с 1990 года, долгие годы бывший членом Исполкома – известный прозаик, эссеист и очень светлый, обаятельный человек, которого мы очень любили.
В своих книгах он размышлял о судьбе России и о русском способе бытия. Его прозу критики называли «неспешной, витиеватой и умной», а жанр его произведений достаточно условно обозначали как «новая волна», «альтернативная литература» или «иронический авангард», сам писатель определял его как «иронический реализм». Лейтмотивом творчества Пьецуха была парадоксальность повседневного бытия.
Вячеслав Пьецух родился 18 ноября 1946 года в Москве. Его отец – офицер, лётчик-испытатель, мать – лаборант военного завода. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина (1970). Около десяти лет работал учителем в школе. Однако, в 1983 году Вячеслав резко меняет свою жизнь: он работает сначала радиожурналистом, затем плотником-бетонщиком и слесарем, отправляется на строительство ГЭС на Колыме и добывает золото на приисках. Причина таких перемен не в «романтике дальних дорог», а в необходимости добывать средства к существованию. Однако богатейший жизненный опыт и впечатления, накопленные в эти годы, послужили основой для его будущих книг. Возвращение к оседлой жизни произошло только спустя 8 лет и ознаменовалось назначением его на пост главного редактора журнала «Дружба народов» (1991–1995 гг.).
Публиковаться Пьецух начал с 1978 года. Первая публикация – рассказ «Обманщик», который был напечатан в журнале «Литературная учёба», № 5. С тех пор вышли десятки книг, венцом библиографии стало десятитомное собрание сочинений.
«Большинство произведений Пьецуха обращены к русскому национальному характеру и российской истории с ее драматическими повторами, к художественному осмыслению русской «почвы». В его прозе представлено значительное разнообразие социальных типов, в этом смысле он продолжает шукшинскую традицию с ее «чудиками», одержимо изобретающими деревянный велосипед или выдумывающими собственную философию, а затем пытающимися жить в согласии с ней. Пьецух показывает в характерах своих персонажей непредсказуемую смесь агрессивности и великодушия, злопамятности и самопожертвования, скопидомства, воровства и широты натуры, смирения и бунтарства, аскетизма и безудержного разгула – без всякой меры, иной раз без всякого смысла» (www.dic.academic.ru).
Вячеслав Пьецух был удостоен премии фонда «Знамя» (1996), журналов «Золотой век» (1994), «Огонёк» (1997), «Октябрь» (2000). Лауреат Новой Пушкинской премии (2006) лауреат конкурса «Национальная экологическая премия» (2009), премии «Триумф» (2010).
Свое кредо Пьецух сформулировал в одном из многочисленных интервью: «Главной жизненной задачей каждого культурного человека — и сейчас, и ранее — является самоизоляция от российской действительности. Так было при всех режимах. И мне решительно не важно, какие жизненные ценности сейчас доминируют среди господствующего поколения. Меня от всего этого счастливо отделяют жена, водка, деревня, в которой я живу по полгода. Потом, я всю свою жизнь работал против часовой стрелки. Печататься начал при Брежневе. Писал что хотел. Жил как хотел. И всегда получалось против часовой стрелки.» (Из интервью Алексу Алехину «Писатель против часовой»). А еще Слава любил повторять: Пишу с семи утра и до изнеможения.
Приносим наши глубокие соболезнования супруге Ирине. Светлая память.