In Memoriam

ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЗОРИНА (3.11.1924—31.03.2020)

03-31-2020 просмотры 712

Зорин Л.Г.

На 96-м году жизни скончался Леонид Генрихович Зорин, один из отцов-основателей, учредивших в 1989 году Русский, тогда еще Русский Советский, ПЕН-центр, за что мы ему глубоко благодарны. Леониду Генриховичу всегда были присущи благородство и достоинство. Имя его навечно вписано в историю Русского ПЕНа.

Многие  помнят феноменально ранний писательский старт Зорина – его первая книжка стихов вышла в Баку, когда Лёне было 10 лет, и он стал героем очерка Максима Горького «Мальчик».  Леонид Зорин  - классик по определению, ведь едва ли еще найдутся современные драматурги, чьи творения знают и любят и стар, и млад. Фильм «Покровские ворота», снятый по сценарию Зорина, стал всенародно любимым. Леонид Зорин написал около 50 пьес. Навсегда останутся в репертуарах театров его пьесы «Римская комедия»,  «Друзья и годы», «Варшавская мелодия», «Коронация»,  «Царская охота», «Медная бабушка» и многие другие. Он также создал сценарии для фильмов «Добряки», «Человек ниоткуда», «Транзит», «Леон Гаррос ищет друга» и «Скверный анекдот».

Проза Леонида Зорина уже заняла свою нишу в русской литературе. Среди последних произведений автора - романы "Юпитер" (2002), "Сансара" (2004), "Выкрест" (2007), "Глас народа" (2008) и другие. Сочинения писателя переведены на английский, немецкий, французский, испанский, болгарский, польский, сербский и другие языки.

Литературное мастерство Леонида Генриховича высоко оценено страной и его почитателями, о чем свидетельствуют ордена "Знак Почета" (1974) и Дружбы народов (1986), а также престижные премии – Литературная премия Ивана Петровича Белкина (2008), "Большая книга" (2009) и др.

Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Леонида Генриховича. Светлая память.


ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ КАЦЮБЫ (24.01.1946—15.02.2020)

02-16-2020 просмотры 671

Кацюба

На 75-м году жизни после тяжелой болезни скончалась Елена Александровна Кацюба (Кедрова), выдающаяся поэтесса, одна из основательниц ДООСа, член Русского ПЕН-центра с 2002 г. Приносим наши глубочайшие соболезнования супругу Константину Александровичу Кедрову. Светлая память.

Елена Кацюба окончила отделение журналистики Казанского университета. По инициативе Юнны Мориц и Андрея Вознесенского Елена Александровна была принята в Союз писателей с рекомендацией Генриха Сапгира на первом общем собрании союза после распада СССР. С 1998 по 2003 она была телевизионным обозревателем в газете «Новые известия», с 2003 по март 2005 вела  еженедельную колонку «Книжная полка» в газете «Русский курьер», была ответственным секретарем «Журнала ПОэтов» и арт-дизайнер почти всех выпусков.

Творческая биография Елены Кацюбы богата и на редкость разнообразна. Она была востребованным поэтом, принимала участие во многих поэтических фестивалях  и становилась лауреатом литературных конкурсов. В середине 80-х она создает анаграммно-палиндромную поэму «Свалка». Её стих отличают изысканная пластика, лиричность, философичность, ирония и самоирония. Красноречивы сами названия: «Лад ладони», «Вересковый ветер», «Дао дома». Ей свойственна афористичность. Название самого полного собрания стихов точно передает смысл её поэзии «Игр рай». Её стихи входят в антологии «Строфы века», «Самиздат века»; «ДЕПО», «Русские поэты сегодня» и La nouvelle poésie russe (с переводами на французский), «Диапазон» (русско-немецкая), «Музы: Москва — Пекин» (китайская), «Зевгма», «Року укор» и др. Вышел также аудиодиск «Азбука» (стихи в исполнении автора.) Поэтесса называет своё направление «лингвистическим реализмом». Это когда в стихе все диктует само слово. Если вначале было Слово, то все слова произошли именно от него различными способами. Все эти приемы отражены в супер-поэме «Свалка» (1985 г). Также Е. Кацюба первой применила в поэзии способ творения из одного слова других слов путём поочередной замены одной буквы, назвав это действо «стихийной мутацией». Так мрак превращается в свет, небо в море, слон в муху. В 1999 г. выходит «Первый палиндромический словарь», в 2002 «Новый палиндромический словарь» и сайт «Палиндронавтика» (термин К. Кедрова) с палиндромами, палиндрамами и статьями по философии палиндрома (К. КедровА. БубновС. БирюковВ. РабиновичА. ПарщиковА. Кессельман, Л. Блинов). Андрей Вознесенский назвал эти книги «поэтическим итогом XX-го и XIX столетий» (цифры-палиндромы). А еще он так сказал о ее поэзии: «Если бы Хлебников жил сегодня, он писал бы как Елена Кацюба».


ПАМЯТИ АЛЕКСА БЛОКА (31.03.1923—26.12.2019)

12-27-2019 просмотры 612

Блок и Пьецух

Ушел из жизни добрый друг Русского ПЕН-центра Алекс Блок (Alexandre Blokh). Именно от него, бывшего Международным секретарем Международного ПЕН-клуба, мы 30-го мая 1989 г. получили письмо, извещающее, что на конгрессе в Маастрихте Советский Русский ПЕН-центр принят в Международный ПЕН-клуб.

Алекс родился в Москве и был увезен родителями в эмиграцию в Париж. В 16 лет он стал участником движения сопротивления и ушел в партизаны. В 1946-м стал переводчиком в ООН и активным деятелем ПЕН-клуба. У Алекса (литературный псевдоним Жан Бло) в России было издано много книг. Он часто приезжал в Москву со своей супругой Надей Ермолаевой, и это всегда был для нас праздник. Алекс был истинным аристократом, интеллектуалом и добрейшим человеком. Царствие ему небесное.

На фото: 2011 год,  Петербург, с Вячеславом Пьецухом - на Книжном салоне.


ГОДОВЩИНА КОНЧИНЫ АНДРЕЯ БИТОВА (27.05.1937—3.12.2018)

12-04-2019 просмотры 693

IMG_0531

Год назад не стало Андрея Георгиевича Битова, одного из основателей и бессменного Президента Российского отделения Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр». 3 декабря в Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате состоялся Вечер памяти Андрея Битова, собравший его друзей. Место воистину символическое, ведь абсолютный ориентир для Битова в жизни и литературе - это Пушкин. На вечере были показаны отрывки  из видео-интервью А.Г.Битова к документальному фильму  «Душа пушинка» 2017 г. (режиссер Мария Линдер), где Битов говорит о Пушкине.

К скорбной дате вышли две книги воспоминаний об Андрее Георгиевиче. «Портрет поздней империи» издательства АСТ представил составитель Евгений Чигрин, о сборнике «БИТОВ или Новые сведения о человеке» (ЗКСМО) рассказала составитель Анна Бердичевская.

На вечере выступили директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев,  архитектор Александр Великанов, председатель Дальневосточного ПЕНа Александр Колесов, один из соучредителей Новой Пушкинской премии Александр Жуков. О фильме «Пушкин-Битов-Габриадзе», над которым она сейчас работает, рассказала  режиссер Ася Гусева.

К грустной дате в «Новой газете» опубликовано эссе Валерия Попова «Эпоха Битова. Кончится ли она? Ни за что и никогда».

https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/01/82955-epoha-bitovaIMG_20191203_193559IMG_20191203_183940IMG_20191203_184810


ПАМЯТИ ЛЬВА АННИНСКОГО (7.04.1934—6.11.2019)

11-06-2019 просмотры 683

Аннинский Лев

На 86-м году жизни скончался Лев Александрович Аннинский, известный литературный критик, писатель, публицист, литературовед, член Русского ПЕН-центра с 1995 года.

Окончив филологический факультет МГУ, Аннинский успешно сдал экзамены в аспирантуру, но препятствием для научной карьеры стало изменение «идеологической линии партии» в связи с событиями осени 1956 года в Венгрии — теперь аспирантами могли стать только те, кто работал на производстве. Лев Аннинский устроился сотрудником в журнал «Советский Союз», однако через полгода его уволили за «профнепригодность». Тогда Аннинскому пришлось (по его собственному выражению) «пойти в литподёнщики» — потихоньку вошёл во вкус и сделался литературным критиком.

Аннинский был штатным сотрудником журналов «Советский Союз» (1956—1957), «Знамя» (1960—1967), «Дружба народов» (1972—1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990—1992), «Родина» (с 1992), «Время и мы» (1998, главный редактор), «Литературной газеты» (1957—1960), Института конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972).

Перу Льва Аннинского принадлежат книги: «Ядро ореха: Критические очерки» (1965), «Обрученный с идеей: «Как закалялась сталь» Николая Островского» (1971), «Василий Шукшин» (1976), «Тридцатые–семидесятые: Литературно-критические статьи» (1977), «Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф» (1980, 1998), «Лесковское ожерелье» (1982, 1986), «Контакты» (1982), «Михаил Луконин» (1982), «Солнце в ветвях: Очерки литовской фотографии» (1984), «Николай Губенко» (1986), «Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове» (1988), «Culture’s tapesty»: «Гобелен культуры» (1991), «Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы» (1989), «Билет в рай: Размышления у театральных подъездов» (1989), «Отлетающий занавес: Литературно-критические статьи о Грузии» (1990), «Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей» (1991), «Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века» (1997), «Барды» (1999, 2005), «Крепости и плацдармы Георгия Владимова» (2001), «Удары шпагой» (2003), «Архипелаг гуляк: Заметки нетеатрала» (2005), «Русские плюс…» (2001, 2003), «Какая Россия мне нужна» (2004), «Русский человек на любовном свидании» (2004), «Красный век» (2005), «Век мой, зверь мой» (2005) и другие, а также циклы статей в периодической печати, программы на ТВ и радио.

Лев Аннинский – автор телепрограмм «Входящая натура» (1992–1994), «Сын и пасынок (Симонов и Гроссман)» (Национальная телевизионная премия «ТЭФИ», 1994), «Серебро и чернь», «Медные трубы» («ТЭФИ», 2005).

Литературный процесс в России во всем его многоликом и противоречивом единстве – суть жизни Л. Аннинского. Этот процесс неразрывно связан с трагической историей нашей страны. Лев Александрович был знатоком литературы и признанным критиком.

Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Льва Александровича. Светлая память.


ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА ПЬЕЦУХА (18.11.1946—29.09.2019)

09-29-2019 просмотры 694

IMG_1791

Русский ПЕН-центр понес тяжелую утрату: на 73-м году жизни скончался Вячеслав Алексеевич Пьецух, член ПЕНа с 1990 года, долгие годы бывший членом Исполкома – известный прозаик, эссеист и очень светлый, обаятельный человек, которого мы очень любили.

В своих книгах он размышлял о судьбе России и о русском способе бытия. Его прозу критики называли «неспешной, витиеватой и умной», а жанр его произведений достаточно условно обозначали как «новая волна», «альтернативная литература» или «иронический авангард», сам писатель определял его как «иронический реализм». Лейтмотивом творчества Пьецуха была парадоксальность повседневного бытия.

Вячеслав Пьецух родился 18 ноября 1946 года в Москве. Его отец – офицер, лётчик-испытатель, мать – лаборант военного завода. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина (1970). Около десяти лет работал учителем в школе. Однако, в 1983 году Вячеслав резко меняет свою жизнь: он работает сначала радиожурналистом, затем плотником-бетонщиком и слесарем, отправляется на строительство ГЭС на Колыме и добывает золото на приисках. Причина таких перемен не в «романтике дальних дорог», а в необходимости добывать средства к существованию. Однако богатейший жизненный опыт и впечатления, накопленные в эти годы, послужили основой для его будущих книг. Возвращение к оседлой жизни произошло только спустя 8 лет и ознаменовалось назначением его на пост главного редактора журнала «Дружба народов» (1991–1995 гг.).

Публиковаться Пьецух начал с 1978 года. Первая публикация – рассказ «Обманщик», который был напечатан в журнале «Литературная учёба», № 5. С тех пор вышли десятки книг, венцом библиографии стало десятитомное собрание сочинений.

«Большинство произведений Пьецуха обращены к русскому национальному характеру и российской истории с ее драматическими повторами, к художественному осмыслению русской «почвы». В его прозе представлено значительное разнообразие социальных типов, в этом смысле он продолжает шукшинскую традицию с ее «чудиками», одержимо изобретающими деревянный велосипед или выдумывающими собственную философию, а затем пытающимися жить в согласии с ней. Пьецух показывает в характерах своих персонажей непредсказуемую смесь агрессивности и великодушия, злопамятности и самопожертвования, скопидомства, воровства и широты натуры, смирения и бунтарства, аскетизма и безудержного разгула – без всякой меры, иной раз без всякого смысла» (www.dic.academic.ru).

Вячеслав Пьецух был удостоен премии фонда «Знамя» (1996), журналов «Золотой век» (1994), «Огонёк» (1997), «Октябрь» (2000). Лауреат Новой Пушкинской премии (2006) лауреат конкурса «Национальная экологическая премия» (2009), премии «Триумф» (2010).

Свое кредо Пьецух сформулировал в одном из многочисленных интервью: «Главной жизненной задачей каждого культурного человека — и сейчас, и ранее — является самоизоляция от российской действительности. Так было при всех режимах. И мне решительно не важно, какие жизненные ценности сейчас доминируют среди господствующего поколения. Меня от всего этого счастливо отделяют жена, водка, деревня, в которой я живу по полгода. Потом, я всю свою жизнь работал против часовой стрелки. Печататься начал при Брежневе. Писал что хотел. Жил как хотел. И всегда получалось против часовой стрелки.» (Из интервью Алексу Алехину «Писатель против часовой»). А еще Слава любил повторять: Пишу с семи утра и до изнеможения.

Приносим наши глубокие соболезнования супруге Ирине. Светлая память.


ПАМЯТИ МАЙИ ТУРОВСКОЙ 

03-10-2019 просмотры 861

Туровская Майя

(27.10.1924 - 4.03.2019) 

В Мюнхене на 95-м году жизни скончалась Майя Иосифовна Туровская, член Русского ПЕН-центра с 1994 года.

Майя Туровская – культуролог и искусствовед, театровед и кинокритик, историк кино, сценарист, автор книг о Тарковском и об искусстве тридцатых годов и один из сценаристов «Обыкновенного фашизма» Михаила Ромма. Доктор искусствоведения (1983), лауреат премии «Ника» 2007 года в номинации «За вклад в кинематографические науки, критику». Она родилась в 1924 году в Харькове, окончила филологический факультет МГУ и театроведческий факультет ГИТИСа. С 1973 года была ведущим научным сотрудником НИИ теории, истории кино. Публиковалась в журналах «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Театр» и других изданиях. (далее…)


ПАМЯТИ ГЛЕБА ГОРБОВСКОГО

02-27-2019 просмотры 861

Горбовский

(4.10.1931-26.02.2019)

Ушел из жизни прекрасный питерский поэт и прозаик, член Русского ПЕН-центра с 1996 года, Глеб Яковлевич Горбовский. Выражаем глубокие соболезнования родным, близким, друзьям, коллегам, поклонникам творчества Глеба Яковлевича. Светлая память. (далее…)


ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ ЮШКО (1948-2018)

12-20-2018 просмотры 1 123

Юшко

Из Калининграда пришла печальная новость: ушел из жизни член Русского ПЕН-центра, прекрасный поэт Геннадий Юшко. Приносим наши глубокие соболезнования калининградским коллегам, родным и близким Геннадия Артёмовича. Светлая память.

Вячеслав Карпенко, Председатель Калининградского ПЕН-центра, вспоминает о друге:

Калининградский ПЕН понёс непоправимую утрату. От нас ушёл удивительный поэт и красивый человек Геннадий Юшко. Ещё месяц назад мы отмечали его 70-летие и выход сборника стихов… Не хочется верить, но сегодня приходится прощаться с другом, с его твёрдым рукопожатием и понимающей улыбкой… (далее…)