ПРИГЛАШАЕТ ЕВГЕНИЙ ЧИГРИН
6 июня, в день 225-летия А.С.Пушкина, в 20 час., на книжной ярмарке «Красная площадь», в Художественной зоне, шатёр 19 (напротив Кремля) состоится презентация книги избранных стихотворений Евгения ЧИГРИНА «БОЛОТНЫЙ ОГОНЬ» (изд. Рипол классик, 2024, 540 стр.). Читает автор.
ЗОЕ БОГУСЛАВСКОЙ 100 ЛЕТ! ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!
16 апреля празднует потрясающий юбилей Зоя Борисовна Богуславская, Вице-Президент Русского ПЕН-центра - прозаик, эссеист, драматург, автор крупных культурных проектов в России и за рубежом, директор Благотворительного фонда имени Андрея Вознесенского. От всей души поздравляем Зою Борисовну и желаем ей доброго здоровья и не иссякающей творческой энергии!
Дебютом Зои Богуславской в литературе стала повесть "И завтра" (1967), сразу же переведенная в ряде стран. Широко известен цикл эссе "Невымышленные рассказы" о встречах с самыми разными выдающимися деятелями российской, европейской и американской культуры. В последние годы опубликованы повести "Близкие", "Окнами на юг", по мнению критики, быть может, первые художественные произведения об истинно новых русских; эссе "Время Любимова и Высоцкий", "Лайза и Барышников, Миша и Минелли", вызвавшие широкий отклик критики. Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга "Американки" и в переиздании "Американки плюс", ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года. В 1998 году был издан 2-томник Зои Богуславской "Зазеркалье", куда вошли основные ее произведения.
По проекту З.Б.Богуславской в 1992 г. была учреждена первая в России Независимая премия "Триумф" во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры. З.Б.Богуславская является автором многих других культурных акций, прежде всего связанных с "триумфовцами" - ежегодные фестивали искусств "Рождественская карусель" в Москве, Тольятти, Париже, а также инициатором других художественных событий: авторских вечеров, театральных и кинопремьер, концертов. В 2000 году по проекту З.Б.Богуславской, на этот раз книжному, совместно с издательством "Эксмо" началась публикация "Золотой коллекции "Триумфа". Премия «Триумф» вручалась по 2010 г., а в 2011 г. (в годовщину смерти А.А.Вознесенского) был основан Фонд имени Андрея Вознесенского, учредивший в 2013 г. премию «Парабола».
Яркий интерес к людям, любовь к искусству, подвижничество стали стимулом приверженности З.Богуславской многим выдающимся талантам в России и за рубежом. Она - признанный авторитет и эксперт в области кино, театра и литературы, неизменно следя за художественными достижениями многих современников, умеет распознать в современном процессе все новое и яркое.
В 2023 г. у Зои Борисовны в серии «Картина времени» издательства АСТ вышла новая книга «Портреты эпохи: Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский, Василий Аксёнов…». Книга Зои Богуславской рассказывает об одном из самых интересных и неоднозначных периодов советской эпохи - 1960-х и ее ярчайших представителях.
НОВАЯ КНИГА НАТАЛЬИ СЕЛИВАНОВОЙ
В московском издательстве «У Никитских ворот» вышла в свет новая книга члена Русского ПЕН-центра, публициста и писателя Натальи Селивановой «Второе рождение».
В книге, объединившей семисерийный сценарий «Деловая женщина» и эссе о кино, Н.Селиванова представлена как кинодраматург, работающий на высоком уровне художественного обобщения. По сути это ответ на размышления в «Автографе» (книга Н.Селивановой, М., изд. «У Никитских ворот», переизд., 2023) Виктора Ерофеева о криминализации в 90-е годы, судьбах элиты и страны.
Публикация отдельным томом большого киносценария – явление в книжном мире редкое, еще и нерядовое, поскольку прослеживает судьбу нетипичной главной героини в очень нетипичных условиях.
Героиня Ольга Русакова образована, умна и амбициозна. Ольга спокойно вписывается в мир мужчин, играя по мужским правилам, пользуясь мужской помощью, но идя при этом к собственной цели. В общем контексте современных отечественных экранных искусств такая героиня сериала является прорывом.
Оказавшись в сфере PR и взаимодействуя с сильными мира сего, она сохраняет собственную мораль так же естественно, как ее пытаются обойти те, кто не привык «установками воспитания» себя обременять. Однако киносценарий «Деловая женщина» конфликтом в многочисленных линиях «плохой-хороший», «сильный-слабый» себя не исчерпывает. Перед нами полноценная современная драма, предельно точно отражающая перипетии в высокой политике, региональной элите, близких к власти комьюнити, бизнесе, гламурном общении, моде, музыке, личных отношениях мужчин и женщин, наблюдавшиеся в России на рубеже 10-х годов ХХI века.
Надо признать, что в творчестве Наталья Селиванова упорно отталкивается от исторических реалий в самом широком смысле слова, благородно защищая переживаемый нами отрезок от полного исчезновения с радаров человеческого внимания. А внимание нынешнего читателя и зрителя для автора становится все дороже с особенностью сознания фокусироваться на новости или проблеме пугающе коротко. Такая требовательность к бытописанию похвальна, близка к художественному архивированию, и явленный срез общества с узнаваемыми лицами, яркими диалогами – проводниками в мир героев - быстро и запоминающе восстанавливает картину, унесенную ветром времени. Именно поэтому за силуэтами персонажей в киносценарии Натальи Селивановой безошибочно угадываются человеческие типы, развернувшиеся в России в последние 20 лет. Эти образы отсылают к творчеству Юрия Полякова, Эфраима Севелы и Сергея Довлатова.
НЕ СТАЛО ЛЬВА РУБИНШТЕЙНА (19.02.1947—14.01.2024)
Неделю назад всех потрясла страшная новость - Льва Рубинштейна сбила машина. Увы, врачам не удалось спасти Льва Семёновича - от ран, не совместимых с жизнью, он скончался. Приносим глубокие соболезнования родным и близким Льва Рубинштейна. Поэт, библиограф и эссеист, обозреватель, общественный деятель, журналист, Лев Рубинштейн был членом Русского ПЕН-центра с 1993 года.
Лев Рубинштейн окончил филфак Московского государственного заочного педагогического института (ныне МГГУ им. М. А. Шолохова), долгое время работал библиотекарем в институтской библиотеке.
В начале 1970-х начал разрабатывать собственную стилистику минимализма. Под влиянием работы с библиотечными карточками с середины 1970-х создал собственный жанр, возникший на границе вербальных и изобразительных искусств — жанр «картотеки». Один из основоположников и лидеров московского концептуализма (наряду с Дмитрием Приговым).
Лев Рубинштейн — участник многих поэтических и музыкальных фестивалей, художественных выставок и акций. Первые публикации (по-русски и в переводах) появились на Западе в конце 1970-х годов. Первые публикации в России — с конца 1980-х. Составитель альманаха «Личное дело №».
К 2010-м годам практически отказался от писания на карточках и связанной с этим поэтики..
В 1999 году Лев Рубинштейн стал лауреатом премии Андрея Белого. Эссеистика Рубинштейна входила в шорт-лист Пушкинской премии Фонда А. Тёпфера (2004). В 2006 году он был отмечен грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода».
Светлая память.
ПАМЯТИ МАРКА ХАРИТОНОВА (31.08.1937—9.01.2024)
Ушёл из жизни писатель и переводчик Марк Сергеевич Харитонов. Он был членом ПЕН-центра с 1991 года. Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Марка Сергеевича.
Марк Харитонов окончил историко-филологический факультет МГПИ (1960). Работал учителем, ответственным секретарем в многотиражной газете, редактором в издательстве. С 1969 г. свободный литератор, зарабатывал в основном переводами. Прозу начал писать в 1963 г., в печати дебютировал повестью «День в феврале». Выхода своей первой книги (сборник повестей того же названия) Марк Харитонов ждал пятьдесят один год. Почему не публиковали так долго? Ответ дал Давид Самойлов: проза «слишком не советская». Вроде о провинции, но с философией, например, Бердяева. Вроде о простых людях – из очередей, из хрущевок, но о тех, чья мысль порой опасно безгранична.
Проза и эссеистика Харитонова переведены на многие языки. «Возвращение ниоткуда», «Проект Одиночество», «Увидеть больше» - как истинный мудрец, Марк Харитонов уже в названия своих произведений вкладывал глубокий смысл. Его проза не поддается точному определению. Ее называют постмодернистской и провинциально-философской. Она захватывает богатством и музыкальностью языка, нескрываемой авторской иронией.
Поэтому не удивительно, что первого Русского Букера в 1992 г. получил именно Марк Харитонов - за роман «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». В 1997 г. он был награжден французской Премией за лучшую эссеистическую книгу года (Prix du Meilleur livre étranger essai). Творчество Марка Харитонова было высоко оценено французскими критиками: «Захватывает богатство и музыка языка, эта нескрываемая ирония, которая заставляет вас то и дело смеяться... Нет сомнения, что перед нами... большой писатель». (Nicole Zand. Le Monde). Харитонов переводил с немецкого произведения Томаса Манна, Стефана Цвейга, Франца Кафки, Германа Гессе.
Светлая память.
ПАМЯТИ ЮРИЯ АРАБОВА (25.10.1954—27.12.2023)
Не стало Юрия Николаевича Арабова, члена Русского ПЕН-центра с 1996 г. Арабов был сценаристом, прозаиком, поэтом, педагогом ВГИКа, а также постоянным соавтором Александра Сокурова и сценаристом 12 его картин.
На Каннском фестивале 1999 года Арабов получил «Золотую ветвь» за сценарий к фильму Сокурова «Молох».
Вместе с режиссером Андреем Хржановским Арабов участвовал в сценарной работе над фильмом «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», снятом по литературным сочинениям Бродского, и над мультфильмом «Нос, или „заговор не таких“» по мотивам произведений Гоголя. Он также был сценаристом ряда российских сериалов — в том числе, «Доктор Живаго». В августе 2022 года на Московском кинофестивале был показан фильм «Гирокастра», в котором Арабов дебютировал как режиссер. Помимо этого, сценарист был лауреатом премий «Золотой орел», «Ника» и «Триумф».
Кроме этого, Юрий Арабов был одним из неформальных организаторов клуба «Поэзия» — литературно-художественного объединения в Москве, созданного в 1985 году, членами которого были Лев Рубинштейн, Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев, Дмитрий Пригов и другие.
Светлая память.
НОВАЯ КНИГА НАТАЛЬИ СЕЛИВАНОВОЙ
В издательстве «У Никитских ворот» вышла книга Натальи Селивановой «Автограф. Культура конца ХХ века в диалогах и наблюдениях». Собранные под одной обложкой беседы, критические статьи, эссе о знаковых событиях и знаменитых героях последнего десятилетия прошлого века – достоверный и объективный источник о переломной эпохе в наши времена, времена постправды.
Пора глубокого, обоснованного взгляда на события 30-20-летней давности в России, в отечественной культуре вот-вот наступает. «Автограф…» Н.Селивановой стал едва ли не первым впечатляющим писательским трудом, который реконструирует художественные процессы сложнейшего времени. Для понимания краха, хаоса, растерянности, свободы 90-х, внутри которых наши мастера жили, думали, писали, вопреки историческим обстоятельствам, Селиванова предприняла ответственную и удачную попытку. Сквозь авторский текст проступает стилистическая выверенность, чисто человеческая точность, основательность в подборе авторитетных фигур, актуальных литературно-философских тем, в умении через индивидуальное переживание писателя в текущем моменте подчеркнуть свое и выйти на социально-психологическое обобщение с внятными ценностными ориентирами и нравственными идеалами… Как это дорого в литературе было во все времена.
500-страничный том - это еще рассказ Натальи Селивановой о себе, о своем кредо, переживаниях, становлении и творчестве с наводящими вопросами. Нетипичное построение характера героя 90-х через рефлексии известных деятелей культуры, совместное обсуждение творчества – ключевой художественный прием автора.
«Автограф…» особенно необходим молодым гуманитариям, исследователям, всем, кому дороги рассудительные, полнокровные голоса российской культуры. Мы видим «прекрасные черты» старших товарищей, друзей и коллег, проступающие в новом времени «из темноты».
Глубокое знание затушеванных тем и сторон жизни творческой и властной, известные прототипы и яркие персонажи, интригующие сюжеты, блестящий в благородной простоте и живости слог делают чтение захватывающим.
«ДУХИ ДЛЯ РОБОТОВ И МАНЕКЕНОВ» АЛЕКСАНДРА ЧАНЦЕВА ПРЕДСТАВЛЕНЫ В МОСКВЕ
В Музее А. Толстого 9 декабря состоялась презентация книги Александра Чанцева «Духи для роботов и манекенов» (СПб.: Пальмира, 2023).
Несмотря на морозную погоду, многочисленная и самая разнообразная публика - гость годовалый и в 70 раз его старше - собралась на вечер.
Данил Файзов из «Культурной инициативы», открывая мероприятие, сказал про сочетание у Чанцева мисимианской яркости и борхесовского интеллектуализма, к которым, впрочем, вся его самобытность отнюдь не сводится.
Известная флейтистка Мария Алиханова исполнила очень сложную и оригинальную композицию – Cassandra’s Dream Song Брайна Фернихоу, ныне живущего представителя направления новая сложность.
Ирина Абрамян, представляя исполнение, увязала принципы этой композиции, вообще новой классики и чанцевского стиля, ссылаясь при этом на статью Ольги Балла и любимого композитора Чанцева Гризе. Публика интересовалась затем нотами этого сочинения.
Татьяна Данильянц подарила свой лимерик – посвященный выступающему и роботам. И сказала еще в частности, что Чанцев - востоковед, следовательно – мост между различными культурными мирами.
Ольга Балла прочла настоящий фундированный доклад, посвященный жанровым и стилистическим особенностям чанцевского письма.
Инга Кузнецова говорила об уязвимости и отваге его прозы, а еще, что у каждого есть свой Чанцев. И перечислила основные темы этой книги – от смерти до сугробов и от бабочек до шахмат. Одевшись, как черная пешка (Чанцев был в белом), про шахматы отрывок из книги Инга и прочла.
Максим Гуреев, только прилетев из Екатеринбурга и настоящих там холодов, все равно выступил и сказал, что Чанцев – человек-жест, а это редко бывает. Еще говорил Гуреев в своем выступлении про Босха и Сашу Соколова.
На последовавшем фуршете гости поздравляли и произносили теплые тосты. Игорь Сид предложил выпить за Мисиму, которым занимается Чанцев как японовед, Юлия Рахаева – за семью автора, присутствующую на страницах этой книги, а Дмитрий Данилов сказал, что проза Чанцева уникальна, в наши все упрощающие времена он позволяет себе писать сложно, без скидок.
Всем понравился и раздаточный материал с QR-кодами на все предыдущие книги Чанцева, а также выпущенные специально к этому вечеру памятные значки.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С 75-ЛЕТИЕМ БОРИСА ГОЛДОВСКОГО!
7 декабря исполнилось 75 лет Борису Павловичу Голдовскому, художественному руководителю Московского театра кукол (с 2014 г.), доктору искусствоведения, историку театра, театральному критику, драматургу, сценаристу и члену Русского ПЕН-центра с 2017 года. От всей души желаем юбиляру здоровья и неиссякаемой энергии, столь необходимой на его непростом и таком важном поприще!
Борис Голдовский - в прошлом руководитель литературного отдела знаменитого Театра кукол имени Образцова. Основатель и исполнительный директор Международного кукольного фестиваля имени Сергея Владимировича Образцова. Автор многочисленных трудов по истории кукольного искусства, среди которых: «Летопись театра кукол в России ХV-XVIII веков» (1994), Энциклопедия «Куклы» (2004), «Художественные куклы. Энциклопедия» (2009), «История драматургии театра кукол» (2007), «Записки кукольного завлита» (1991), «Театр кукол Украины» (1998), «Хрупкий образ совершенства» (2007), «История белорусского театра кукол» (2014), «Режиссерское искусство театра кукол в России ХХ века» (2013), «Дети Гефеста» (2015), «Сергей Образцов: Документальный роман», 2017 (серия ЖЗЛ) и др.