Литература

ВИКТОР ЕРОФЕЕВ: КУЛЬТУРА ПРОТИВ ЭНТРОПИИ

12-12-2019 просмотры 216

Ерофеев Виктор

В Москве, в Гостином Дворе, завершилась 21-я Между­народная ярмарка интеллектуальной литературы «Non/fiction». Виктор Ерофеев представил новую серию книг издатель­ства «РИПОЛ классик» - «Кол­лекция Виктора Ерофеева». Помимо «Русской красави­цы», «Энциклопедии русской души» и сборника рассказов «Жизнь с идиотом», в кол­лекцию также вошли недав­но изданные произведения, например роман «Розовая мышь» и сборник эссе «Щель». О значении последнего для своего творчества писатель высказался отдельно: «В нём затрагивается очень важная для меня тема – мерцаю­щая эстетика. Это та эстети­ка, которая, с одной стороны, делает произведение весёлым, мажорным, а с другой сторо­ны, она же может обернуться тёмной стороной. Мерцающая эстетика позволяет читателю найти собственную тональ­ность и стать сотворцом».

Раз­говор также коснулся состоя­ния современного литератур­ного процесса: «Наша лите­ратура немножко отступила назад – раньше она занималась поисками автономного слова, которое могло бы быть сильнее, чем сам писатель. Сейчас опять наступает пора тематической литературы».

Несмотря на серьёзные темы, настроение самой встречи было приподнятым: Ерофеев рассказал о переговорах с Боль­шим театром и планах создания народной оперы по «Русской красавице», поделился воспо­минаниями о работе с «последним русским философом» Алексеем Фёдоровичем Лосе­вым и закончил встречу исто­рией из жизни отца, известно­го советского дипломата, судьба которого отчасти легла в основу книги «Хороший Сталин», тоже пополнившей «Коллекцию Еро­феева».

https://lgz.ru/article/-50-6717-11-12-2019/kultura-protiv-entropii/Ерофеев. Коллекция


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЕВГЕНИЯ ХАРИТОНОВА!

12-09-2019 просмотры 98

Харитонов

9 декабря 2019 года отмечает 50-летие член Русского ПЕН-центра с 2007 г., поэт, критик, историк литературы и кино,  переводчик болгарской поэзии и фантастики, музыкант Евгений В. Харитонов. Поздравляем юбиляр и желаем, чтобы следующие полвека прошли так же креативно и неутомимо!

Евгений Викторович Харитонов учился на филологическом факультете Калужского педагогического института, затем служил в рядах Советской Армии. Окончил филологический факультет и аспирантуру Московского педагогического государственного университета (бывший МГПИ им. В.И. Ленина). Работал в периодике, в школе, редактором в издательствах. В 1999-2011 гг. — заведующий отделом критики журнала « Если», в 2008-2010 гг. — соредактор журнала «Знание – сила: Фантастика», в 2011-2013 гг. — старший научный сотрудник Российской книжной палаты. В настоящее время — руководитель литературных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи, куратор литературного салона «Современники-XXI», шеф-редактор ежемесячной библиотечной газеты о молодёжи и для молодёжи «Территория L».

Творческий вечер «#харитонов50»  по случаю юбилея состоится 11 декабря в 20.00 в  Музее-театре «Булгаковский дом» (Театральный зал). В программе — новые и старые стихи, поэты, актёры, музыканты и фантасты. Поддержку на сцене оказывают Татьяна Виноградова, Сергей Летов, Олег Дивов, актёры молодёжных театров "Дирижабль" (МГУ) и "Чайка", Константин Кедров и др.
Сбор гостей - 19.30. Вход свободный.


ВАЛЕРИЮ ПОПОВУ – 80!

12-08-2019 просмотры 162

Попов В.

Поздравляем с юбилеем Валерия Георгиевича Попова, члена ПЕН-центра с 1991 года и его бессменного Вице-Президента! От всей души желаем юбиляру доброго здоровья и неиссякаемой творческой энергии!

 Валерий Попов родился 8.12.1939 года в Казани. В первый класс пошел уже в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт, с 1963 по 1969 год работал  инженером.  В 1970 г. окончил  сценарный факультет ВГИКа. С 2003 года — председатель Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор книг «Южнее, чем прежде», «Жизнь удалась!», «Праздник ахинеи», «В городе Ю», «Третье дыхание», «Горящий рукав», «Комар живёт, пока поёт», «Плясать до смерти» и других.

Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, премий «Северная Пальмира», «Золотой Остап», премии журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», премии имени И.П. Белкина, Царскосельской премии, Новой Пушкинской премии.

Награждён медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), Орденом Дружбы (2010) - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность,  . Председатель Союза писателей СПб, Знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2014),  медалью Пушкина (2016).

К юбилею в ЛГ вышло интервью «Обретая изобретательность. Если начинает казаться, что «эпоха не та», – смени жанр!», беседу вёл Владимир Шпаков.

https://lgz.ru/article/-49-6716-04-12-2019/obretaya-izobretatelnost/


ГОДОВЩИНА КОНЧИНЫ АНДРЕЯ БИТОВА (27.05.1937—3.12.2018)

12-04-2019 просмотры 81

IMG_0531

Год назад не стало Андрея Георгиевича Битова, одного из основателей и бессменного Президента Российского отделения Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр». 3 декабря в Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате состоялся Вечер памяти Андрея Битова, собравший его друзей. Место воистину символическое, ведь абсолютный ориентир для Битова в жизни и литературе - это Пушкин. На вечере были показаны отрывки  из видео-интервью А.Г.Битова к документальному фильму  «Душа пушинка» 2017 г. (режиссер Мария Линдер), где Битов говорит о Пушкине.

К скорбной дате вышли две книги воспоминаний об Андрее Георгиевиче. «Портрет поздней империи» издательства АСТ представил составитель Евгений Чигрин, о сборнике «БИТОВ или Новые сведения о человеке» (ЗКСМО) рассказала составитель Анна Бердичевская.

На вечере выступили директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев,  архитектор Александр Великанов, председатель Дальневосточного ПЕНа Александр Колесов, один из соучредителей Новой Пушкинской премии Александр Жуков. О фильме «Пушкин-Битов-Габриадзе», над которым она сейчас работает, рассказала  режиссер Ася Гусева.

К грустной дате в «Новой газете» опубликовано эссе Валерия Попова «Эпоха Битова. Кончится ли она? Ни за что и никогда».

https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/01/82955-epoha-bitovaIMG_20191203_193559IMG_20191203_183940IMG_20191203_184810


ПРЕМИЯ ЧИТАТЕЛЯ 2019

12-02-2019 просмотры 179

Премия Читателя

6 декабря 2019 года на книжной ярмарке Non/Fiction в Гостином Дворе в четвёртый раз будет вручена «Премия Читателя».

Церемония награждения состоится 6 декабря в 19.30 в Литературном кафе Гостиного Двора по адресу: Москва, Ильинка, 4.

«Премия Читателя» - первая в российском библиотечном сообществе литературная награда. Она была учреждена в конце 2015 года Российской государственной библиотекой для молодежи (РГБМ) при поддержке Российской библиотечной ассоциации (РБА), Союза Литераторов РФ, Русского ПЕН-центра, Интернационального Союза писателей, Литературного института им. А.М. Горького.  Вручается автору лучшей русскоязычной  книги за предыдущие полтора года по результатам анализа читательских запросов РГБМ, портала ЛитРес  и голосования экспертного совета, состоящего из молодых читателей библиотек в возрасте от 16 до 35 лет. В разные годы лауреатами Премии становились Вадим Панов (2016), Гузель Яхина (2017), Алексей Слаповский (2018).

В западной и европейской «наградной традиции» существует целый ряд наград, присуждаемых писателям библиотечными сообществами (как отдельными библиотеками, так и библиотечными ассоциациями). Одна из самых известных - «Секвойя» (Sequoyah Book Award), с конца 1950-х годов вручаемая Оклахомской библиотечной ассоциацией (Oklahoma Library Association – OLA) авторам художественных произведений для детей и юношества (эти две категории «разнесены» номинациями).

Действительно, само существование литературных премий, учреждённых библиотеками – логично и дополнительных объяснений-разъяснений не требует: главный «оценщик» всегда был и будет его величество Читатель. Ведь читатель оказывает воздействие на литературный фон. Через свой выбор.  Важно и то, что книжные рейтинги книготорговых точек и библиотек могут радикально отличаться друг от друга. Казалось бы, в обоих случаях лежит анализ читательских запросов. Но эти запросы вдруг так разнятся!

Молодёжка, придумав «Премию Читателя», пошла как раз с другой стороны, опираясь на выбор пользователя библиотеки, которому важен только сам Текст, а не клановые или коммерческие интересы.

Как всё происходит? На основе анализа читательского спроса зала художественной литературы и портала ЛитРес составляется список самых востребованных современных русскоязычных авторов (лонг-лист). Затем команда профессионалов (Экспертный совет), в которую входят известные литературные критики, книжные журналисты и библиотечные деятели, формирует шорт-лист. Он и передаётся на финальное голосование членам читательского Жюри. В 2019 году Экспертный совет получил «право» номинировать книги (номинаторы указываются под номинируемой книгой). Но финальный выбор лучшего писателя и книги, конечно же, остаётся за Жюри.

В роли основного жюри  выступают читатели – Молодёжный читательский совет, в который входят наиболее активные молодые читатели РГБМ в возрасте от 16 до 35 лет и с различными (чаще – противоположными, по счастью) читательскими пристрастиями. Голосование происходит анонимно и независимо от других членов Совета (то есть не коллегиально): каждый член жюри оценивает книги шорт-листа по пятибалльной шкале. Далее всё просто: все баллы суммируются. Награду получает писатель, набравший наивысший балл. Ему вручаются «хрустальный» диплом с логотипом Премии (в оформлении использована технология 3D графики) и бумажный сертификат. Итоги голосования и имя лауреата «Премии Читателя» оглашаются в СМИ и на сайтах партнеров Премии.

Страница Премии Читателя на сайте РГБМ: http://www.rgub.ru/projects/reader_award/index.php

ШОРТ-ЛИСТ 2019

Эдуард Веркин. Остров Сахалин. — М.: Эксмо, 2018

Евгений Водолазкин. Брисбен. М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018.

Линор Горалик. Все, способные дышать дыхание. — М.: АСТ, 2018.

Александр Етоев. Я буду всегда с тобой. — СПб.: Азбука; М.: Азбука-Аттикус, 2018.

Алексей Иванов. Пищеблок. — М.: АСТ, 2018

Сергей Лукьяненко. Кайноzой. — М.: АСТ, 2018.

Евгения Некрасова. Калечина-малечина. — М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018

Виктор Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи. — М.: Эксмо, 2018

Роман Сенчин. Дождь в Париже. — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018

http://www.rgub.ru/projects/reader_award/2019.php


АНАТОЛИЮ КУРЧАТКИНУ – 75!

11-23-2019 просмотры 95

Курчаткин 2019

От всей души поздравляем с юбилеем Анатолия Николаевича Курчаткина, известного прозаика, одного из учредителей Русского (тогда еще Русского Советского) ПЕН-центра в 1989 году!  Желаем юбиляру крепкого здоровья и неиссякаемой творческой энергии!

Анатолий Курчаткин родился 23 ноября 1944 г. в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Детство прошло в заводском поселке Уралмаша, где работали инженерами его родители и где сам он впоследствии был фрезеровщиком и техником-конструктором, одновременно учась на вечернем отделении Уральского политехнического института. После службы в армии (1963–1966), оставив институт, работал в свердловской молодежной газете «На смену!». Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1967–1972), работал в журналах «Наш современник» (с 1972), «Студенческий меридиан» (1973–1977).

Представитель т.н. «прозы сорокалетних», сочетающих натуралистичность повествования с особым вниманием к повседневному бытию простого человека и острым социальным критицизмом, Курчаткин выпустил ряд сборников повестей и рассказов, в которых проявил себя прежде всего знатоком жизни социального «дна», людей неустроенных, беспокойных, нередко тяготеющих к преступному миру. Эти характерные черты «застойного» времени нашли отражение и в многочисленных рассказах писателя, и в повести "Газификация" (1981), и в романе "Вечерний свет". По мотивам повести Курчаткина «Бабий дом» в 1990 году был снят художественный фильм «Ребро Адама» (режиссёр Вячеслав Криштофович, сценарий Владимира Кунина).

Условность, сюжетный эксперимент как способ опробования, проверки, доказательства того или иного принципиально важного тезиса сближает прозу Курчаткина с художественным миром Г.Уэллса, Ф.Кафки, Е.И.Замятина и т.п. авторов, отличаясь, однако, вкусом к более наглядным, чувственно-ощутимым реалиям и узнаваемым, «прописанным» в конкретной локально-временной ситуации персонажам.
https://www.livelib.ru/author/5354-anatolij-kurchatkin

Анатолий Курчаткин – автор романов «Вечерний свет» (1985),  «Записки экстремиста. Книга ирреальной прозы» (1993),  «Радость смерти» (2000),  «Стражница» (2001),  «Солнце сияло» (2004), «Цунами» (2006), «Полёт шмеля» (2012),  «Минус 273 градуса по Цельсию» (2018).

Анатолий Курчаткин дал много интервью, одно из них - "Я ИЩУ ЧЕЛОВЕКА"- директору Боголюбовской библиотеки, главному редактор Интернет-канала Библио TV Владимиру Семёнову, где он рассказал, как и почему пришёл в литературу, о том, что он ищет в литературном творчестве, какие существуют социальные "лифты" для молодых писателей и что вообще такое – быть писателем. Значительная часть беседы была посвящена важнейшим мировоззренческим вопросам, темам церковности и христианской литературы.

https://youtu.be/-j9ifOHOiKY


ВЛАДИСЛАВ ОТРОШЕНКО: Я НЕ ВЕРЮ В КАКИЕ-ТО ОСОБЫЕ МИССИИ ЛИТЕРАТУРЫ

11-20-2019 просмотры 137

Отрошенко - ЛР

20 ноября исполнилось 60 лет Владиславу Отрошенко, известному прозаику, члену жюри литературной премии «Ясная Поляна», члену Русского ПЕН-центра с 2006 г. От всей души поздравляем юбиляра и желаем новых книг и яркой творческой жизни!

В 2004 году за книгу «Персона вне достоверности», опубликованную в Риме на итальянском языке, Владиславу Отрошенко присуждена одна из самых престижных литературных премий Италии Гринцане Кавур / Grinzane Cavour. В Италии о его творчестве писали крупнейшие итальянские СМИ, такие как «Corriere della Sera», «La Repubblica», «La Stampa», «Il Manifesto», журнал «Panorama» и др. Отрошенко посвящена персональная статья в итальянской энциклопедии Rizzoli (Enciclopedia Rizzoli).

Отрошенко - автор книг: «Пасхальные хокку» (1991),  «Персона вне достоверности (2000), «Тайная история творений» (2005), «Веди меня, слепец. Роман-расследование о судьбе и уголовном деле Сухово-Кобылина» (2007), «Приложение к фотоальбому» ( 2007) «Дело об инженерском городе». Избранное (2008),  «Двор прадеда Гриши» (2010), «Гоголиана и другие истории» (2013),  «Сухово-Кобылин» (ЖЗЛ: Малая серия, 2014), «Гоголиана. Писатель и пространство» ( 2016).

В России творчество писателя отмечено общенациональными премиями Артиада России (1997), Ясная Поляна им. Л. Н. Толстого (2003), Ивана Петровича Белкина за лучшую повесть на русском языке (2004), Горьковской литературной премии (2006). Он является обладателем первого приза старейшего литературного конкурса Рунета «Тенёта» (2001), лауреатом премии журнала «Октябрь» за лучший роман года (1999), финалистом премий Антибукер (2000), Андрея Белого (2007), Чеховский Дар (2010; 2011). Он лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2014).

Подробно о своей биографии и о своих книгах Владислав Олегович рассказал журналисту «Литературной России» Николаю Васильеву в интервью, названном «Бунт памяти в горлышке песочных часов»:  https://litrossia.ru/item/bunt-pamyati-v-gorlyshke-pesochnyh-chasov/


ПОЗДРАВЛЯЕМ С 70-ЛЕТИЕМ АЛЕКСАНДРА ДОЛИНА!

11-18-2019 просмотры 161

Долин Александр

18 ноября исполнилось 70 лет Александру Аркадьевичу ДОЛИНУ, члену Русского ПЕНа с 2004 года, известному японисту, поэту, писателю, переводчику с японского, литературоведу.  От всей души поздравляем юбиляра, желаем неиссякаемой творческой энергии и крепкого здоровья.

Александр Долин окончил японское отделение Института восточных языков МГУ в 1971 году. До 1992 года работал в Институте востоковедения Академии наук в Москве. В 1992 году переехал в Токио, где работал профессором сравнительной культурологии и литературоведения Токийского Университета иностранных языков. С 2004 года — профессор японской литературы и сравнительной культурологии Международного университета Акита. С 2018 года профессор Школы востоковедения НИУ ВШЭ (Москва).

Долин - автор и переводчик более 60 книг, в том числе четырёхтомной «Истории новой японской поэзии», монографии «Кэмпо — истоки воинских искусств», сборников переводов японской поэзии («Кокинвакасю», «Цветы ямабуки», «Багряные пионы», «Алая камелия» и многих других), а также авторских книг стихов и прозы.

В связи с выходом в России классической антологии Х века «Кокинвакасю» А.А.Долин в 1995 году был награжден премией Всеяпонской ассоциации переводчиков «За выдающийся вклад в культуру». Книга «Кэмпо — традиция воинских искусств», написанная им при участии Г.Попова и изданная в Германии и России, стала бестселлером, разошлась тиражом около миллиона экземпляров и продолжает переиздаваться до сих пор. Эту книгу в России восемь лет держали на полке, не пускали в печать.

Об этой книге и не только Александр Долин рассказал в беседе с Еленой Калашниковой, журналисткой «Частного корреспондента»:

«Кэмпо» вызвала в России большой резонанс. Книга сыграла ту роль, которую я ей и предназначал: открыла шлюзы, много лет оставаясь единственной серьёзной работой на рынке книг о воинских искусствах Востока.

Волна массовой практической литературы по боевым единоборствам хлынула значительно позже. Тираж всех изданий «Кэмпо» превысил, по моим подсчётам, миллион. Последнее, самое полное, вышло совсем недавно.

— Восточные единоборства сильно изменили вашу жизнь?
— Да, сыграли свою роль, но я никогда не добивался особо высоких результатов, хотя занимался много лет.

— Вам было интересно в них физическое или духовное начало или их симбиоз?
— И то и другое, разумеется. Хотя о духовном начале я писал много больше. Я вообще стараюсь подходить к окружающей действительности комплексно, креативно и применяясь к реальным обстоятельствам.

Чем бы ты ни занимался, ты проживаешь свою единственную жизнь. Мыслители Востока рассматривали жизнь как восхождение к высотам духа, в котором тело служит скорее инструментом. А я воспитан на их трудах...»

http://www.chaskor.ru/p.php?id=7310


СИНЯЯ ГРАВИТАЦИЯ МИХАИЛА БУЗНИКА

11-14-2019 просмотры 108

Бузник. Синяя гравитация

Михаил Бузник. Синяя гравитация. – Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 2019.

Член Русского ПЕН-центра Михаил Бузник – автор восьми книг, изданных в знаменитом парижском издательстве «YMCA-Press». Тексты автора включены в антологии русской поэзии, изданные во Франции, Германии, Китае, Болгарии… «СПЛОШНОЙ ОЗОН! Я так не умею», – писал о нём Андрей Вознесенский.

Михаил Бузник выпустил новый сборник текстов или, точнее, метафизических версэ: «В Питере на Литейном встречаю Алису: у меня есть друг Елагин. Он удивлен ЦВЕТОМ твоего портрета./ – Ну и что?/ – Елагин – космолог./ ВРЕМЯ ИЩЕТ…». В «НГ-EL» от 17.12.15 публиковались фрагменты будущей книги со вступительным словом Александра Пронкевича, назвавшего новые произведения Бузника «озарением»: «В его текстах слышны голоса  лирического героя, превратившегося в медиума и фиксирующего свободной строкой (не путайте со свободным стихом) свои видения вещей невидимых,  и многоголосый мир других людей, стремящихся преодолеть тяжесть земную». http://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-09-12/9_997_5books.html

«К счастью, есть люди, которые, подобно героям Михаила Бузника, верят в запредельный, трансцендентный мир, - пишет в «ЛитРоссии» о новой книге Бузника Михаил Бойко. - Не просто верят, но знают, что именно оттуда проникают в наш материальный мир высшие смыслы, цели и побуждения. Они ясновидчески усматривают, что квадрат материи вписан в окружность духа. Не наоборот. И Михаил Бузник несомненно обладает таким даром.

«Усталые пространства хотят избавиться от времени. Отрицают его». Диалоги героев этой мерцающей книги загадочны, отрывисты, пунктирны и многозначительны. Но о чём бы ни говорили герои Бузника, на самом деле они говорят о трансцендентном.

Отдельно стоит отметить изумительное оформление книги. На обложке, придуманной художником Василием Валериусом, мы видим «чёрную дыру», «волосатую бездну» с сингулярностью в центре. Обворожительная сингулярность – точка, в которой перестают работать законы физики, перемалываясь в бесконечные расходящиеся ряды. Средоточие синей гравитации.»
https://litrossia.ru/item/uskolzajushhaya-transcendenciya/