Литература

ПАМЯТИ ЛЬВА АННИНСКОГО (7.04.1934—6.11.2019)

11-06-2019 просмотры 218

Аннинский Лев

На 86-м году жизни скончался Лев Александрович Аннинский, известный литературный критик, писатель, публицист, литературовед, член Русского ПЕН-центра с 1995 года.

Окончив филологический факультет МГУ, Аннинский успешно сдал экзамены в аспирантуру, но препятствием для научной карьеры стало изменение «идеологической линии партии» в связи с событиями осени 1956 года в Венгрии — теперь аспирантами могли стать только те, кто работал на производстве. Лев Аннинский устроился сотрудником в журнал «Советский Союз», однако через полгода его уволили за «профнепригодность». Тогда Аннинскому пришлось (по его собственному выражению) «пойти в литподёнщики» — потихоньку вошёл во вкус и сделался литературным критиком.

Аннинский был штатным сотрудником журналов «Советский Союз» (1956—1957), «Знамя» (1960—1967), «Дружба народов» (1972—1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990—1992), «Родина» (с 1992), «Время и мы» (1998, главный редактор), «Литературной газеты» (1957—1960), Института конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972).

Перу Льва Аннинского принадлежат книги: «Ядро ореха: Критические очерки» (1965), «Обрученный с идеей: «Как закалялась сталь» Николая Островского» (1971), «Василий Шукшин» (1976), «Тридцатые–семидесятые: Литературно-критические статьи» (1977), «Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф» (1980, 1998), «Лесковское ожерелье» (1982, 1986), «Контакты» (1982), «Михаил Луконин» (1982), «Солнце в ветвях: Очерки литовской фотографии» (1984), «Николай Губенко» (1986), «Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове» (1988), «Culture’s tapesty»: «Гобелен культуры» (1991), «Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы» (1989), «Билет в рай: Размышления у театральных подъездов» (1989), «Отлетающий занавес: Литературно-критические статьи о Грузии» (1990), «Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей» (1991), «Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века» (1997), «Барды» (1999, 2005), «Крепости и плацдармы Георгия Владимова» (2001), «Удары шпагой» (2003), «Архипелаг гуляк: Заметки нетеатрала» (2005), «Русские плюс…» (2001, 2003), «Какая Россия мне нужна» (2004), «Русский человек на любовном свидании» (2004), «Красный век» (2005), «Век мой, зверь мой» (2005) и другие, а также циклы статей в периодической печати, программы на ТВ и радио.

Лев Аннинский – автор телепрограмм «Входящая натура» (1992–1994), «Сын и пасынок (Симонов и Гроссман)» (Национальная телевизионная премия «ТЭФИ», 1994), «Серебро и чернь», «Медные трубы» («ТЭФИ», 2005).

Литературный процесс в России во всем его многоликом и противоречивом единстве – суть жизни Л. Аннинского. Этот процесс неразрывно связан с трагической историей нашей страны. Лев Александрович был знатоком литературы и признанным критиком.

Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Льва Александровича. Светлая память.


В ЦЕНТРЕ АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО ВРУЧИЛИ ПРЕМИЮ «ПАРАБОЛА»

11-02-2019 просмотры 219

Центр Вознесенского

В Москве вручили независимую премию "Парабола". Награда, учрежденная Благотворительным фондом имени Андрея Вознесенского, присуждается представителям всех творческих профессий. Название взято у знаменитого сборника стихов Андрея Вознесенского "Парабола",  премия явилась правопреемницей другой награды - премии "Триумф". Учрежденную в 2013-м к 80-летию поэта, "Параболу" уже второй год вручают в Культурном центре Андрея Вознесенского.

Председатель Фонда имени А. Вознесенского, художественный руководитель и автор проекта Центра Вознесенского, автор проекта премии "Парабола", Вице-Президент Русского ПЕН-центра  Зоя Богуславская рассказала о премии:  «Это очень особенная премия, потому что она выдается ни за какие другие заслуги, кроме таланта. Ни чины, ни репутации. Играет роль только нравственная составная, приложенная к таланту».

Выдвижение на премию – три основных и две молодежных – проходит тайно и только членами жюри. Лауреаты определяются в результате также тайного голосования. Лауреатов Петра Буслова и Семена Слепакова представил председатель жюри Вадим Абдрашитов: "Одну из премий разделили два человека - за телесериал "Домашний арест", это Петр Буслов и Семен Слепаков. Мы приветствуем этих художников, сделавших замечательный сериал… Отмечаем блестящую драматургию и более чем перспективную идею, которая пришла Семену Слепакову. Петр Буслов - очень профессиональный режиссер с потрясающим темпоритмом рассказа, давно не видел такого, тем более в телесериале".

Премии также удостоены композитор Леонид Десятников и пианист Алексей Гориболь за сборник прелюдий для фортепиано "Буковинские песни", а поэт Сергей Стратановский за книгу "Изборник: стихи 1968-2018". Молодежной премией "Парабола" были награждены поэт Лев Оборин и певица Алиса Тен, одна из самых ярких исполнительниц нового поколения, поющая барочную музыку. Победители получают ценный приз, диплом и денежное вознаграждение.

Нина Краснова, главный редактор литературного альманаха "Эолова арфа", который издается с 2009 года,  удостоена гранта. Один из номеров альманаха, полностью посвященный Андрею Вознесенскому, она преподнесла Зое Богуславской.

В состав жюри премии, помимо Зои Богуславской и Вадима Абдрашитова, входят  актриса театра и кино Алла Демидова, народный артист России Олег Меньшиков, композитор Алексей Рыбников, литературовед Елена Пастернак, поэты Юрий Кублановский и Мария Степанова. ВознесенскийСтратановскийКраснова и жюри


К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕЛЕНЫ РЖЕВСКОЙ

10-27-2019 просмотры 210

Елена Ржевская

27 октября исполняется 100 лет со дня рождения Елены Моисеевны Ржевской, члена ПЕН-центра со дня его основания, участницы Великой Отечественной войны, легендарной военной переводчицы, участвовавшей в обнаружении трупа Гитлера. Елена Ржевская написала много прекрасных книг о войне: «Берлин, май 1945: Записки военного переводчика» (1965), «Февраль – кривые дороги» (1975), «Была война» (1979), «Знаки препинания» (1989), «Геббельс: Портрет на фоне дневника» (1994), «Далекий гул» (2010) и др. «Очень трудная судьба писательская, - рассказывал друг Ржевской, литературовед Андрей Турков (1924-2016), - “Берлин, май 1945” прошел. А ее первые рассказы о рядовых, о рядовой жизни фронтовой часто попадали под удар – не то, не так, слишком мрачно».

В 1937—1941 гг. Елена Каган училась на филологическом факультете Московского института истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского. В октябре 1941 года она поступила на курсы военных переводчиков, в апреле 1942-го была назначена военным переводчиком штаба 30-й армии Калининского фронта. На фронт Елена попала под Ржевом (отсюда и псевдоним). Во время штурма Берлина участвовала в поисках Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.

В 80-е годы Елена Моисеевна была одним из инициаторов государственного и общественного увековечивания города Ржева в событиях Отечественной войны. Отсюда родилась идея Городов Воинской славы, и Ржев, в числе 40 российских городов, получил это высокое звание. «Ржев – это моя судьба, моя неизжитая боль, и мое имя. Когда мы говорим Ржев, мы имеем в виду, конечно, весь район, всю территорию – больше 90 деревень исчезло с лица земли», – говорила Елена Ржевская. Она была награждена орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы" и "За взятие Берлина".

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.


КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ФАЗИЛЮ ИСКАНДЕРУ

10-21-2019 просмотры 214

Фазиль

В год 90-летия со дня рождения Фазиля Абдуловича Искандера, ярчайшего писателя, одного из основателей Русского ПЕН-центра и его бессменного Вице-президента, 25—26 октября в Москве состоится международная научная конференция «Писатель на рубеже эпох: творческое наследие Фазиля Искандера». Конференция организована Культурным центром Фазиля Искандера и Фондом социально-экономических   интеллектуальных программ.  О предстоящем событии рассказала член орг­комитета Ирина Николаева:

- Конференция органич­но вписывается в ряд собы­тий юбилейного года, среди которых: празднование дня рождения Искандера в Госу­дарственном музее А.С. Пуш­кина, юбилейный вечер в Цен­тральном доме литераторов, конкурс творческих работ «Дерево детства», проведён­ный Литературным институ­том им. А.М. Горького. Организация и проведе­ние конференции памяти Фази­ля Искандера, надеюсь, позво­лит обменяться мнениями об особенностях его творческо­го пути, о событиях и фактах литературной жизни, времени, в котором он жил и творил, сце­нической и кинематографиче­ский судьбе его произведений. Актуальность такого обмена мнениями не вызывает сомне­ний. Разговор о наследии Фази­ля Искандера позволит увидеть те грани судьбы и жизни нашей культуры, которые, возможно, ранее мы не замечали. Уникальным мероприятие делает глубокое погружение в литера­турное наследие Фазиля Искан­дера – великолепного прозаика и поэта тончайшей философ­ской огранки, сумевшего впле­сти в русскую литературу щед­рость абхазского мира и навсе­гда остаться в ней живым участником поиска ответов на самые жгучие русские вопросы.

Адрес проведения конференции: ул. «Правды», дом 11/13, библиотека № 36.

Открытие – 25 октября 2019 г. в 11.00. Регистрация участников – с 9.30.

https://lgz.ru/article/-42-6709-16-10-2019/pisatel-na-rubezhe-epokh/


ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ ЛАУРЕАТОВ ПРЕМИИ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»

10-16-2019 просмотры 220

Ясная Поляна 1

15 октября 2019 г. в Бетховенском зале  Большого театра состоялась церемония награждения лауреатов литературной премии «Ясная Поляна», учрежденной музеем-усадьбой Л. Н. Толстого и компанией Samsung Electronics. Лауреатами премии стали Сергей Самсонов за роман «Держаться за землю» (номинация «Современная русская проза»), чилийский писатель Эрнан Ривера Летельер и его переводчица Дарья Синицына за роман «Искусство воскрешения» (номинация «Иностранная литература») и ток-шоу «Игра в бисер», автор и ведущий Игорь Волгин (номинация «Событие»). Специальный приз Samsung «Выбор читателей» получил Григорий Служитель за книгу «Дни Савелия».

Призовой фонд премии «Ясная Поляна» в 2019 году составляет 6,7 миллионов рублей. Это крупнейшая литературная премия России. В общей сложности в 2019 году на премию было номинировано 133 произведения, в длинный список номинации «Современная русская проза» 17-го литературного сезона премии вошло 43 произведения, а в короткий список – 6 из них.

«Книга Сергея Самсонова «Держаться за землю» написана невероятно сильно и настолько не вписывается в современные представления о литературе, что мы среди коллег думали, а не появился ли новый Шолохов. Этот роман о самом остром политическим кризисе нашего века, при этом он остаётся не политизированным – в своей книге Самсонов не становится на чью-либо сторону. Повествование строится таким образом, что мы перемещаемся в сознание всех персонажей, причём не важно, какую роль они играют. После прочтения этого романа больше не хочется вникать в политические разногласия», - рассказал член жюри Владислав Отрошенко.

Лауреат в номинации «Современная русская проза» получает денежную премию в размере трех миллионов рублей. Призовой фонд короткого списка этой номинации, составляющий один миллион рублей, будет равномерно распределен между авторами, вошедшими в короткий список номинации «Современная русская проза»:

  1. Артемов Владислав. Император. – М.: Журнал «Москва», № 11-12, 2018; №1, 2019;
  2. Березин Владимир. Дорога на Астапово. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018;
  3. Николаенко Александра. Небесный почтальон Федя Булкин. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019;
  4. Служитель Григорий. Дни Савелия. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019;
  5. Ставецкий Вячеслав. Жизнь А.Г. – М.: Журнал «Знамя», №11-12, 2018.

Номинация «Событие» появилась в 2017 году и отмечает значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в литературной жизни (фестиваль, шоу, театральную постановку, документальную литературу, материал в СМИ). Лауреатом 2019 года в номинации «Событие» стали ток-шоу «Игра в бисер» и её автор и ведущий Игорь Волгин, награжденный призом в 500 тысяч рублей.

На церемонии также был вручен специальный приз компании Samsung Electronics «Выбор читателей». Обладателем приза – профессиональной поездки в Южную Корею – стал Григорий Служитель, автор книги «Дни Савелия», набравшей наибольшее количество голосов по результатам открытого читательского интернет-голосования, которое проводилось в авторитетных книжных блогах.

Ясная Поляна 2


ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА ПЬЕЦУХА (18.11.1946—29.09.2019)

09-29-2019 просмотры 245

IMG_1791

Русский ПЕН-центр понес тяжелую утрату: на 73-м году жизни скончался Вячеслав Алексеевич Пьецух, член ПЕНа с 1990 года, долгие годы бывший членом Исполкома – известный прозаик, эссеист и очень светлый, обаятельный человек, которого мы очень любили.

В своих книгах он размышлял о судьбе России и о русском способе бытия. Его прозу критики называли «неспешной, витиеватой и умной», а жанр его произведений достаточно условно обозначали как «новая волна», «альтернативная литература» или «иронический авангард», сам писатель определял его как «иронический реализм». Лейтмотивом творчества Пьецуха была парадоксальность повседневного бытия.

Вячеслав Пьецух родился 18 ноября 1946 года в Москве. Его отец – офицер, лётчик-испытатель, мать – лаборант военного завода. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина (1970). Около десяти лет работал учителем в школе. Однако, в 1983 году Вячеслав резко меняет свою жизнь: он работает сначала радиожурналистом, затем плотником-бетонщиком и слесарем, отправляется на строительство ГЭС на Колыме и добывает золото на приисках. Причина таких перемен не в «романтике дальних дорог», а в необходимости добывать средства к существованию. Однако богатейший жизненный опыт и впечатления, накопленные в эти годы, послужили основой для его будущих книг. Возвращение к оседлой жизни произошло только спустя 8 лет и ознаменовалось назначением его на пост главного редактора журнала «Дружба народов» (1991–1995 гг.).

Публиковаться Пьецух начал с 1978 года. Первая публикация – рассказ «Обманщик», который был напечатан в журнале «Литературная учёба», № 5. С тех пор вышли десятки книг, венцом библиографии стало десятитомное собрание сочинений.

«Большинство произведений Пьецуха обращены к русскому национальному характеру и российской истории с ее драматическими повторами, к художественному осмыслению русской «почвы». В его прозе представлено значительное разнообразие социальных типов, в этом смысле он продолжает шукшинскую традицию с ее «чудиками», одержимо изобретающими деревянный велосипед или выдумывающими собственную философию, а затем пытающимися жить в согласии с ней. Пьецух показывает в характерах своих персонажей непредсказуемую смесь агрессивности и великодушия, злопамятности и самопожертвования, скопидомства, воровства и широты натуры, смирения и бунтарства, аскетизма и безудержного разгула – без всякой меры, иной раз без всякого смысла» (www.dic.academic.ru).

Вячеслав Пьецух был удостоен премии фонда «Знамя» (1996), журналов «Золотой век» (1994), «Огонёк» (1997), «Октябрь» (2000). Лауреат Новой Пушкинской премии (2006) лауреат конкурса «Национальная экологическая премия» (2009), премии «Триумф» (2010).

Свое кредо Пьецух сформулировал в одном из многочисленных интервью: «Главной жизненной задачей каждого культурного человека — и сейчас, и ранее — является самоизоляция от российской действительности. Так было при всех режимах. И мне решительно не важно, какие жизненные ценности сейчас доминируют среди господствующего поколения. Меня от всего этого счастливо отделяют жена, водка, деревня, в которой я живу по полгода. Потом, я всю свою жизнь работал против часовой стрелки. Печататься начал при Брежневе. Писал что хотел. Жил как хотел. И всегда получалось против часовой стрелки.» (Из интервью Алексу Алехину «Писатель против часовой»). А еще Слава любил повторять: Пишу с семи утра и до изнеможения.

Приносим наши глубокие соболезнования супруге Ирине. Светлая память.


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ВАЛЕНТИНА КУРБАТОВА!

09-29-2019 просмотры 338

Курбатов

29 сентября исполнилось 80 лет Валентину Яковлевичу Курбатову, литературному критику, литературоведу, прозаику, члену Русского ПЕН-центра с 2016 г., академику Академии российской словесности (с 1997), члену жюри премии «Ясная Поляна», члену Президентского Совета по культуре. От всей души поздравляем дорогого юбиляра, желаем здоровья, неиссякаемого творческого вдохновения на долгие годы!

Валентин Курбатов родился в 1939 году в г. Салаван Ульяновской области в семье путевых рабочих. В начале войны отец был призван в трудовую армию на Урал, а мать, оставшись одна, стала путевым обходчиком на железной дороге. После войны семья переезжает в г. Чусовой. Окончил школу в 1957 году, работал столяром, служил на Северном флоте. С 1964 года живет в Пскове. Работал в молодежной газете, в 1972 году окончил киноведческий факультет ВГИКа. С этого времени начинает писать рецензии и статьи, вести литературную деятельность и участвовать в литературных мероприятиях. В 1978 году принят в Союз писателей СССР. Курбатов - член редколлегий журналов «Литературная учёба», «День и ночь», «Русская провинция», «Роман-газета», редсовета журнала «Роман-газета ХХI век», Общественного совета журнала «Москва».

Валентин Курбатов - автор большого количества книг, он автор предисловий к собраниям сочинений В. Астафьева, В. Распутина, к сочинениям Ю. Нагибина, Б. Окуджавы, В. Личутина, К. Воробьева. Подготовил публикацию дневников и писем Ивана Афанасьевича Васильева. Творчество Валентина Яковлевича отмечено многими премиями и наградами: Ежегодные премии «Литературного обозрения» (1979), «Литературной газеты» (1987), журналов «Смена», «Урал», «Наш Современник» (1992), «Дружба народов» (1998), еженедельника «Литературная Россия» (1997). Премия имени Л. Н. Толстого (2000). Медаль Пушкина ( 2003) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства. Международный конкурс «Литературной России» (2005) Премия администрации Псковской области Премия имени Павла Бажова (2007) Горьковская премия (2009) «Новая Пушкинская премия» (2010) Патриаршая литературная премия (2014) Орден Дружбы (2016) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность.


ЮЗУ АЛЕШКОВСКОМУ – 90!

09-21-2019 просмотры 286

Алешковский (2)

21 сентября отмечает 90-летие легендарная личность – Юз Алешковский, ПЕНовец с 1995 года! Горячо поздравляем нашего дорогого друга и желаем не останавливаться на достигнутом!

К 90-летию Алешковского приурочен выпуск авторской программы Александра Гениса на Радио Свобода «Генис: Взгляд из Нью-Йорка» - ЮЗ: ТАБУ И ПРАВДА, где он беседует о юбиляре с Марком Липовецким.

Александр Генис: «В нашем, да и в следующем за нами поколении песню Алешковского "Товарищ Сталин, вы большой учёный" знали все, причём и тогда, когда она казалась народной и не имела автора. Понятно, что в 1979 году приезда в Америку Юза, которому в эти дни исполняется 90 лет, мы ждали с нетерпением и восторгом. Короля играет свита, и в этом случае её роль исполняли выдающиеся авторы. Жванецкий им восхищался. Битов считал, что Алешковского надо печатать в "Литературных памятниках". Ну а Бродский, который умел быть суровым, как это известно на примере его жёсткого отзыва о романе "Ожог" Аксёнова, дал Алешковскому лапидарную оценку, которую можно высечь на памятнике: "Моцарт языка".» https://www.svoboda.org/a/30158220.html

В 2001 году Юзу Алешковскому была присуждена Пушкинская премия немецкого Фонда Альфреда Тёпфера, и он приехал в Москву. На вручении премии слово о своём друге сказал Андрей Битов: «Пушкину свойственны свобода и гармония. И, что может показаться парадоксальным, совсем с другого конца, Алешковский - удивительный моралист и гармонист, он именно изо всех сил отстаивал права жизни, свободы внутри совершенно искажённого жизненного пространства. Пушкин сам был человеком свободным в языке, прямо скажем, и пользовался ненормативной лексикой, сколько хотел. Я думаю, что он бы услышал в его ненормативной лексике ту гармонию, которая победила чудовищное обращение с русским языком, которое шло всё-таки от власти, от структуры, от режима... Так что, вполне пушкинское усилие совершил Юз Алешковский в русском языке.»

Сам Юз на вопрос, как он чувствует себя в роли лауреата Пушкинской премии, ответил: «Я польщён. Мне приятно всё, что связано с этой премией, не буду уточнять. Я лишён был с детства Маньки Величкиной - мании величия - и поэтому никаких особенных ощущений, ни комплексов, ни заслуг перед литературой. Наоборот, для меня это неожиданность, поскольку я сам себя всегда считал, если не маргиналом, то человеком, не участвующим в официальном литературном процессе.»

Послушать Юза Алешковского и его друзей можно, посмотрев фильм «Музы Юза», показанный в преддверии юбилея на канале Культура:

https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/64256/episode_id/2201816/


ОБЪЯВЛЕН КОРОТКИЙ СПИСОК ПРЕМИИ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»

09-16-2019 просмотры 371

Жюри премии Ясная Поляна

Соучредители литературной премии «Ясная Поляна» музей-усадьба Л.Н. Толстого и компания Samsung Electronics объявили короткий список в номинации «Современная русская проза» 2019 года на пресс-мероприятии, состоявшемся 16 сентября в городской усадьбе Ф.А. Толстого в Москве.

«В прошлом году короткий список был действительно очень коротким: всего три произведения. В этом году мы вернулись к традиционному формату и объявляем список из шести книг. Членам жюри очень непросто дался этот выбор и в какой-то степени он стал результатом компромисса – одним членам жюри нравились одни произведения, другим – другие. Выбор был действительно очень тяжёлый – мы обсуждали 12 авторов из длинного списка, каждый из которых мог с полным правом занять место в этой шестёрке», - прокомментировал Владимир Толстой, председатель жюри премии «Ясная Поляна».

«Когда мы с коллегами начали составлять короткий список, выяснилось, что премия не только участвовала в литературном процессе, она его и в какой-то степени определяла, обозначала тенденции, которые в течение последних двадцати лет сменяли одна другую. Наиболее долго державшаяся тенденция – популярность романов-антиутопий. Они сменились попыткой осмыслить нашу историю и жизнь через историю своей семьи. Потом появились философские вещи, оторванные от сегодняшнего времени. Совсем недавно очень остро встал интерес к сегодняшнему – и у издателя, и у читателя. В длинном списке премии «Ясная Поляна» мы увидели проявление этой тенденции в полной мере», - сказал Владислав Отрошенко, писатель, лауреат премии «Ясная Поляна».

«Короткий список в этом году – это действительно очень интересный срез, в который вошло много достойных романов. Какие-то из них – это романы тех, кто уже был лауреатом премии «Ясная Поляна». На этом этапе премии мы решили, что не будем давать одному и тому же автору награду дважды. В этом есть как своя справедливость, так и своя несправедливость», - отметил Евгений Водолазкин, писатель, доктор филологических наук, лауреат премии «Ясная Поляна».

«В поисках новых интересных произведений нам очень помогает сотрудничество с литературными журналами, которые, несмотря на все сложности, продолжают существовать и являются важным путеводителем по современной литературе», - рассказал Алексей Варламов, писатель, исследователь русской литературы ХХ века, ректор Литературного института.

«Сегодня тема произведений почти половины списка – поиски утраченного времени. Старые вглядываются в советское время, нынешние – в то, что происходит сейчас, в то, что ускользает от нас. Мы живём будто в прочерк, между датами. Это чувствуется и в прозе. Поэтому самое важное, что есть сейчас как в российской, так и в мировой литературе, – это начать что-то новое, невиданное прежде», - прокомментировал выбор жюри Валентин Курбатов, писатель, литературный критик.

В короткий список номинации «Современная русская проза» 2019 года вошли шесть книг:

Артёмов Владислав. Император. – М.: Журнал «Москва», № 11-12, 2018; №1, 2019.

Березин Владимир. Дорога на Астапово. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.

Николаенко Александра. Небесный почтальон Федя Булкин. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.

Самсонов Сергей. Держаться за Землю. – М.: РИПОЛ-классик, 2018.

Служитель Григорий. Дни Савелия. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.

Ставецкий Вячеслав. Жизнь А.Г. – М.: Журнал «Знамя», №11-12, 2018.

В общей сложности в 2019 году на премию было номинировано 133 книги, опубликованных как в виде отдельных изданий, так и в литературных журналах. В лонг-лист номинации «Современная русская проза» 17-го литературного сезона премии вошло 43 произведения.

Церемония награждения лауреатов премии состоится 17 октября и, по традиции, пройдёт в Большом театре.

На данный момент «Ясная Поляна» - самая крупная ежегодная литературная премия России. Совокупный размер премиального фонда составляет 6,7 миллионов рублей. Призовой фонд премии в номинации «Современная русская проза» в 2019 году составляет 3 миллиона рублей. Авторы, вошедшие в короткий список номинации, разделят между собой 1 миллион рублей.