«АНДРЕЙ БИТОВ. МИРАЖ СЮЖЕТА»
В серии ЖЗЛ («Молодая гвардия», 2023) вышла книга Максима Гуреева «Андрей Битов. Мираж сюжета», чему мы, безусловно, очень рады. Андрей Георгиевич Битов – один из основателей нашего ПЕНа и четверть века (с 1991 по 2016 гг.) был его Президентом. В первую очередь Битов, конечно, выдающийся писатель, без его романов «Пушкинский дом», «Человек в пейзаже», «Улетающий Монахов» и других трудно представить современную русскую литературу. Битов ушел от нас совсем недавно, и эта книга является, по сути, первой его биографией. Притом необычной — ее автор, прозаик и режиссер-документалист Максим Гуреев, выстраивает свое повествование как сценарий неснятого Битовым фильма, в который вплетаются цитаты из произведений писателя, воспоминания о нем, голоса современников, рисующие живой и разносторонний портрет памятного многим мастера слова.
АНДРЕЮ УСАЧЁВУ – 65!
Поздравляем с юбилеем Андрея Алексеевича Усачёва, известного детского писателя, поэта, драматурга, сценариста, члена ПЕНа с 2009 года!
Путь юбиляра не был прямолинейным. Сначала он поступил в Московский институт электронной техники, проучился там 4 года и перешел на филологический факультет Тверского государственного университета. В послужном списке Андрея Алексеевича - работа дворником, сторожем, барабанщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойщиком, редактором журнала «Веселые картинки».
Публиковаться он начал в 1985 г. В 1990 г. книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.
В России вышло более 100 книг Андрея Усачёва для детей. Выходили они и в других странах - в Израиле, на Украине, в Молдавии, в Польше, Сербии, Японии. Пять книг Андрея Усачёва рекомендованы Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия».
Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам. На телевидении звучало более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачёва. Кроме стихов и прозы, Андрей Алексеевич пишет для кукольного театра. Единолично и в соавторстве создано более 10 пьес. Пьесы идут в 20 театрах России. Работал на телевидении — писал сценарии и песни для передачи «Кварьете Весёлая квампания» и для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Весёлая радиоквампания» и «Летающий диван». В 2014 году стал лауреатом премии им. Маршака за сборник стихов «Великий и могучий русский язык».
От всей души желаем юбиляру, чтобы фантазия его и впредь била ключом и всё больше ребятишек зачитывались его книжками!
НЕ СТАЛО ОЛЬГИ КУЧКИНОЙ (9.04.1936—28.06.2023)
Ушла из жизни Ольга Андреевна Кучкина, поэт, прозаик, журналист, драматург, член Русского ПЕН-центра с 2001 года. А еще воплощение женственности и неувядающей красоты, неравнодушный человек с активной гражданской позицией. Наши глубокие соболезнования супругу - Валерию Михайловичу Николаеву.
Леонид Зорин когда-то замечательно сказал об Ольге Андреевне: «Она начинала публицисткой, потом бросилась в омут драматургии, потом обратилась к суровой прозе. Последние годы писала стихи - колючие, нервные. Во всех этих - столь несхожих - жанрах неизменно она оставалась женщиной - по вескому свидетельству "Нового времени" (журнала, не склонного ни к гиперболам, ни к ярмарочным заголовкам) "одной из красивейших женщин столетия"».
Ольга Кучкина окончила факультет журналистики МГУ, была обозревателем газеты «Комсомольская правда». Заслуженный работник культуры РСФСР. Член Союза журналистов, Союза писателей Москвы. Академик РАЕН. Действительный член Академии Российской прессы. На канале НТВ вела программу "Время «Ч» (1995—1999). Автор более 25 книг: Пьесы, стихи и проза публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «Нева», «Континент», «Арион».
Светлая память.
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ЗИНАИДЫ ВАРЛЫГИНОЙ
В №2/2023 литературного журнала «Южное сияние» опубликована повесть писателя, члена Русского ПЕН-центра Зинаиды Варлыгиной «Последний день гастролей».
Зинаида Варлыгина – прозаик, работающий в разных жанрах: миниатюра, рассказ, повесть, эссе, роман, очерк, пьеса, а также в различных творческих методах: реализм, магический реализм, фантастика, постмодернизм, сатира, фольклорная стилизация. Её прозаические произведения публиковались в литературных журналах «Журнал ПОэтов» (Москва), «Мгинские мосты» (Санкт-Петербург), «ЛАВА» (Харьков), а также вошли в два авторских сборника – «Поколение нулевых» (2019) и «Встреча с сюжетом» (2022).
Повесть «Последний день гастролей» Зинаиды Варлыгиной предназначена для семейного чтения, она будет интересна как детям, ведь главные её герои – двенадцатилетние мальчишки, так и взрослым, которые смогут вспомнить собственное детство, шалости и приключения. По отзывам читателей, это увлекательная история, погружающая читателя в атмосферу летних каникул в городе, и рассказывающая о том, в какие события можно втянуться, если живо, неравнодушно и по-человечески реагировать на то, что где-то может твориться несправедливость.
«Последний день гастролей» – одна из повестей, вошедших в трилогию «Серый и Бурый: Летние приключения», которая сейчас готовится к печати. Книга станет второй в библиографии автора, полностью ориентированной на детей и семейное чтение, первой стала вышедшая в 2017 году в Санкт-Петербурге сказочная повесть «Обмелевшая река».
«Южное сияние» – международный литературно-художественный журнал, издающийся с сентября 2011 года. Главный редактор – Станислав Айдинян.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ОЛЕГА КЛИНГА!
1 июня исполнилось 70 лет Олегу Алексеевичу Клингу, писателю, доктору филологических наук, профессору, вступившему в Русский ПЕН-центр в 2003 году по рекомендации Лазаря Лазарева и Татьяны Бек. От всей души поздравляем юбиляра, и желаем новых свершений на творческой стезе!
Олег Клинг работает на филфаке МГУ с 1996 г., а с 2008 г. он зав. кафедрой теории литературы и читает общие курсы по теории литературы и введению в литературоведение, ведет спецсеминар «Поэтика русского символизма и постсимволизма». Кандидатская диссертация (1984г.) - "В.Я.Брюсов в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала ХХ в.", докторская диссертация (1996) - "Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х гг." Круг его научных интересов чрезвычайно обширен: проблемы русского символизма и постсимволизма (акмеизм, футуризм, имажинизм), русско-немецкие литературные связи (А.Белый и Г.Гессе), наследие А.Блока, В.Брюсова, А.Белого, Ф.Сологуба, Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Ахматовой, Н.Гумилева, Б.Пастернака, М.Цветаевой, О.Мандельштама, В.Хлебникова, С.Есенина.
АЛЕКСАНДРУ КАНЕВСКОМУ – 90!
От всей души поздравляем с юбилеем Александра Семёновича Каневского, члена Русского ПЕН-центра с 2008 года! Доброго здоровья и неиссякаемой творческой энергии! Многая лета!
Прозаик, поэт, драматург, киносценарист Александр Семёнович Каневский (родной брат актёра театра и кино Леонида Каневского), родился в Киеве 29 мая 1933 г., с 1991 г. живёт в Израиле.
Александр Каневский окончил школу с золотой медалью, но в Киевский университет не был принят. Окончил Киевский автомобильно-дорожный институт, после чего был распределён в город Кзыл-Орда (Казахская ССР), где написал свою первую пьесу. После возвращения в Киев писал программы для популярных артистов эстрады Тарапуньки и Штепселя, сценарии для мультфильмов, пьесы и киносценарии. Печатался в московских газетах и журналах, в 1980 г. переехал в Москву. Был одним из авторов популярной юмористической телепередачи «Кабачок „13 стульев“», участником не менее популярной юмористической телепередачи «Вокруг смеха», создал и руководил театром «Гротеск». В 1991 г. эмигрировал в Израиль, где поселился в Тель-Авиве. Издавал юмористические журналы «Балаган» и «Балагаша» для детей, а также сатирическую газету «Неправда». Написал более двадцати повестей и сборников рассказов, пьес и репортажей, изданных общим тиражом более миллиона экземпляров.
Александр Семёнович был членом Профессиональных комитетов драматургов Киева и Москвы, а также Союза кинематографистов СССР и Союза театральных деятелей. Член Союзов русскоязычных писателей Израиля (входит в правление), Союза кинематографистов России, Международной академии науки, образования и культуры (США). Он лауреат Международного конкурса «Алеко», Международного Московского кинофестиваля, премии им. Юрия Нагибина (2009), премии Федерации союзов писателей Израиля (за роман «Смейся, Паяц!»), премии конкурса «Человек года» в Лондоне (2010), Золотой медали Франца Кафки (2011).
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЛЮДМИЛУ ПЕТРУШЕВСКУЮ!
26 мая празднует юбилей Людмила Стефановна Петрушевская, член Русского ПЕН-центра с 1991 года. От всей души поздравляем замечательную юбиляршу и желаем доброго здравия и хорошего настроения!
Общепризнанный литературный классик, Людмила Петрушевская начала писать в середине 60-х и дебютировала в 1972 году рассказом «Через поля» в журнале «Аврора». Ее пьесы ставили Роман Виктюк, Марк Захаров и Юрий Любимов. Людмила Петрушевская настолько многогранна, ярка и индивидуальна, что одно перечисление всех ее творческих ипостасей заняло бы не одну страницу. Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости. Она автор множества неповторимых, оригинальных сказок (чего стоят одни названия: «Морские помойные рассказы» или «Пуськи Бятые»), ее перу принадлежат сценарии фильмов, простых и мультипликационных («Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», «Краденое солнце» и др.) Людмила Стефановна неистощима на выдумки, фантазия ее поистине безгранична. Она не только пишет, но еще и поет, мастерит шляпки и куклы.
В 1991 году Людмила Петрушевская стала вторым лауреатом Пушкинской премии Гамбургского Фонда Альфреда Тёпфера (первым в 1990 г. был Андрей Битов). 2002 – премия «Триумф» и Государственная премия России. 2008 – Бунинская премия и литературная премия им. Н.В.Гоголя в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение: «Маленькая девочка из Метрополя». 2009 – Всемирная премия фэнтези - World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. В 2021 г. Людмила Петрушевская отказалась от звания лауреата Государственной премии в знак протеста против попыток Генпрокуратуры ликвидировать правозащитный центр «Мемориал» (признанный в России иноагентом).
«НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ» АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО
К 90-летию со дня рождения Андрея Вознесенского издательство АСТ выпустило книгу его воспоминаний "Ностальгия по настоящему. Хронометраж эпохи". (Серия «Картина времени»).
В самобытных мемуарах-зарисовках Андрей Андреевич рассказывает о своём детстве, о дружбе с Борисом Пастернаком, о литературной и общественной жизни страны на протяжении полувека, о незабываемых встречах со знаменитыми поэтами и писателями, художниками и скульпторами, политиками и театральными деятелями, а также о роли и месте поэзии в современном мире.
Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из личного архива Андрея Вознесенского и Зои Богуславской.
НОВАЯ КНИГА СТИХОВ БОРИСА БАРТФЕЛЬДА
У нашего калининградского коллеги, члена Русского ПЕН-центра с 2013 г. Бориса Бартфельда вышла новая книга – Corpus solidum / Осязаемое тело: стихотворения. – М.: ОГИ, 2022. Наши поздравления!
О книжной новинке рассказал Геннадий Калашников в своей рецензии «Меж морем и полями» ( ЛГ № 17): «Главные герои книги стихов Бориса Бартфельда «Corpus solidum / Осязаемое тело» – время и история. Тоже в некотором роде становящиеся осязаемыми телами под пером поэта. Время в его поэтике – понятие метафизическое. Оно и неустанно течёт, и в то же время неподвижно, позволяя перемещаться в его осязаемом теле, чувствуя его упругий поток, переживая каждое мгновение.»
«В книге много размышлений о том, что такое судьба, долг, любовь, поэзия, время, бессмертие... Наверное, точные ответы на эти вопросы найти невозможно. Но это не значит, что не надо искать их. Что и делает предельно искренне, с предельным творческим напряжением Борис Бартфельд.»
https://lgz.ru/article/-17-6882-03-05-2023/mezh-morem-i-polyami/