Литература

Ольга Седакова:Стелы и надписи.Презентация новой книги

01-13-2015 просмотры 752

Новая книга Ольги Седаковой «Стелы и надписи», выпущенная в свет издательством Ивана Лимбаха, СПб., 2014, была представлена читающей публике в Клубе "Дача на Покровке» (Покровский бульвар, 18) 12 января 2015 г.

  Ольга Балла-Гертман

"Отдельное издание "Стел и надписей" (давней, 1987 года поэтической книги Ольги Седаковой) важно уже само по себе – одним уже тем, что позволяет разместить эту небольшую изящную группу текстов в пределах одного взгляда, единого акта внимания. Прочитать ее как цельное высказывание.

Высказывание это, разумеется, – о жизни и смерти. Точнее, о рубеже, который их разделяет – и соединяет. Стелы – это погребальные камни, стражи границ: между миром живых и миром мертвых, пределов, на которых происходят и расставание, и встреча (которые вообще-то – одно и то же). Каждая – "памятник встречи", у каждой звучит "здравствуй!" – "любимое слово прощанья". Это – в самом деле "обычное начальное слово греческих надписей": "Здравствуй!" (буквально – "Радуйся!").

Стихотворения-"надписи" проясняют изображенное на стелах. Проясняют – из положения принципиально незнающего, лишь угадывающего, – одни из первых слов книги: "Откуда нам знать...?" Да, может быть, вся книга – движение, усилие угадывания: того, чего нельзя ни видеть глазами, ни знать твердым земным знанием. Поэтому вопросительная интонация сопровождает здесь речь с самого начала: "Кто и кого на прощанье / хочет запомнить?", "Кто же уходит?", "Что они там говорят?", "…зачем себя изучать?". Сопровождает настойчиво – тем более настойчиво, что не обретает ответа: по эту сторону границы ответов нет. По ту – в них уже не нуждаются. "– Что ты там видишь?" – допытывается безымянный путник у той, что уже отвернула свое лицо от всего земного, и та отвечает:

– Что я вижу, безумные люди?

Я вижу открытое море. Легко догадаться.

Море – и всё. Или этого мало,

чтобы мне вечно скорбеть, а вам –

                                        досаждать любопытством?

Все события, которые здесь происходят, – события пограничья. Все голоса, которые здесь слышны, эту границу пересекают – в обе стороны. Говорящие не очень хорошо слышат друг друга, они говорят на всё более разных, всё более удаляющихся друг от друга языках, во всё более разных направлениях – но еще слышат, еще говорят. Живые – еще о земном, теплом, сиюминутном ("Здравствуй, отец, у нас перестроили спальни. Мама скучает…"), те, кто по ту сторону – уже о непреходящих его основах.

                                – Мама велела сказать…

                                – Будешь ты счастлив.

                                 – Когда?

                                  – Всегда.

                                   – Это горько.

                                   – Что поделаешь,

                                                                         так нам положено…

Само видение происходящего в этой полупрозрачной, полупроницаемой пограничной области родственно сновидчеству. Сном череда попыток рассмотреть незримое и заканчивается ("во сне ли, в уме ли, какой-то старинной дорогой / шли мы однажды…") – и в последнем стихотворении цикла вдруг впервые появляется, и даже настойчиво повторяется, мотив ясного, утвердительного зрения. И тут становится понятно, что вся книга была движением от угадывания – к видению, возможному, однако, лишь по ту сторону земных предположений:

Здравствуй! как ясно ты смотришь на милую землю.

Остановись: я гляжу глазами огромней земли.

Только отсутствие смотрит. Только невидимый видит.

Так скорее иди: я обгоняю тебя.

Седакова1

(далее…)


Евгений Ермолин о романе З. Прилепина «Обитель»

01-11-2015 просмотры 996

Ермолин 2

Своим названием новый роман Захара Прилепина переадресует нас к великой книге Стендаля «La Chartreuse de Parme» (точнее, к принятому у нас в России ее наименованию). Собственно, и любовь с политикой в «Пармской обители» Стендаля корреспондируют с политическими амурами прилепинской «Обители» (М.: АСТ, 2014), хотя между тухлой постнаполеоновской реставрацией в Парме и мутным хаосом советских 20-х годов мало общего, да и Артем Горяинов, чьи труды и дни подробно описаны у Прилепина, – не утонченный аристократ и возвышенный любовник Фабрицио дель Донго.
Горяинов из купцов, о чем, впрочем, сказано мельком. (Вообще, мельком в романе сказано очень о многом.) На самом деле фамилия эта заметная. Историческая. Помимо двух петербургских актеров (отца и сына), ее носил (а может, и до сих пор носит) охранник Кунаева, сатрапа советского Казахстана. Но это нам не пригодится. Важнее, что купеческое прошлое в 1917 году ухнуло в небытие, и что собой представляло семейство Горяиновых в раннесоветские времена, мы не знаем, но можем предположить, что супружеская измена отца Артема, за которую он (отец) заплатил гибелью от руки сына, являет собой отражение то ли угара нэпа, то ли распада скреп ввиду крушения исторической России.
Артем, сгоряча убивший отца, оказался на Соловках. Его часы уже отсчитали к тому времени четверть века, мог бы и удержаться, чай не подросток. Однако не удержался, такой уж характер, созданный вихрями буйной эпохи, низко ценившей человеческую жизнь. Свою буйную, спонтанную натуру он будет предъявлять нам и по ходу повествования, попадая в разные переделки. Возможно, он даже задуман таким как яркий представитель иррациональности, коренящейся в основании национального характера. А может, и нет, просто так само вышло (у Прилепина все главные герои таковы: не интеллектуалы, не рационалисты, не прагматики, а неврастеники; скажем мягче – мятущиеся натуры.) (далее…)


Юлий Ким в гостях у Севы Новгородцева на ВВС

01-10-2015 просмотры 673

Юлий Ким в гостях у Севы Новгородцева в программе "БибиСева" на "Русской службе" ВВС.
Известный русский бард, композитор и участник диссидентского движения Юлий Ким впервые приехал в Британию. Он побывал в гостях на Би-би-си и пообщался с Севой Новгородцевым.

BBC
ИСТОЧНИК фото: ФБ Севы Новгородцева 

ИСТОЧНИК: программа "БибиСева". Русская служба ВВС

 


К. Кедров: «Невеста лохматая светом»- новая книга

01-10-2015 просмотры 691

Новая книга Константина Кедрова увидела свет - "Невеста лохматая светом".

konstantin-kedrov-kniga

Константин Кедров не только родоначальник новой метаметафорической волны в поэзии, но и автор, чьи стихи наполнены удивительной искренностью и проникновенностью. Мы смело говорим: не проходите мимо, когда увидите эту книгу в магазине!

...В нашей серии запланировано издание произведений Сергея Лукьяненко, Олега Дивова, Евгения Рейна, Андрея Геласимова, Льва Аннинского, Ольга Славниковой и многих других.

ИСТОЧНИК: Пресс-служба Московской литературной премии.


Наталья Иванова и Евгений Рейн о Борисе Рыжем

01-08-2015 просмотры 1 172

Наталья Иванова и Евгений Рейн в программе Феклы Толстой "Наблюдатель" на тв-канале "Культура", посвященной поэту Борису Рыжему. В передаче принимает участие и режиссер Юрий Буторин.

Иванова-Рейн-о Рыжем

 

Канал "Культура", "Наблюдатель"


Евгений Евтушенко: вечер в Москве 6 января 2015

01-07-2015 просмотры 1 465

Евгений Александрович только сегодня утром вышел из больницы, а вечером уже был на сцене. Поклонники встречали стоя. Проверенное евтушенковское лекарство - стихи. И встречи с теми, для кого живет и пишет, для кого готов забыть, что последние две недели был в больнице. Евгения Александровича только сегодня утром врачи, наконец, отпустили домой и прописали покой. Он выслушал, но, конечно, не послушал.

Пока он готовился к выходу на сцену, в фойе кружились воспоминания о молодости, его стихах, которые в глотке свежего воздуха или о том, как родители о поэте целой эпохи рассказывали с горящими глазами. Для каждого гостя Евтушенко свой. И для всех один поэт вне времени.
Билеты на единственный творческий вечер Евгения Евтушенко в Москве не продавали. Вход бесплатный — по онлайнрегистрации. Ее пришлось закрыть через считанные часы - так много было желающих этим вечером услышать любимого поэта. (далее…)


Евгений Евтушенко: Выступление в Ростове-на-Дону

01-07-2015 просмотры 562

 Выступление Евгения Евтушенко в Ростове-на-Дону. Видеозапись.

 

Евтушенко в Ростове выст

 

 

 


Фарид Нагим: роман «Танжер» — рецензия в «НГ-EX LIBRIS»

01-07-2015 просмотры 776

Олег Панфил:

"Козырная карта прозаика и драматурга Фарида Нагима – роман «Танжер», вышедший пару лет назад. Почему «Танжер»?  Этот марокканский город ни разу не упомянут в романе. Но бэкграунд – сцены «из жизни писателей», джанк и биэротизм в сочетании с упражнениями в «методе нарезки» – отсылает нас к единственно возможному Танжеру: земле обетованной, городу свободы писателей и художников Нового времени, открытому Боулзом, прославленному Берроузом и многими-многими другими, ставшему не столько Меккой, сколько инициационным mustbe мирового авангарда в 40–50-е, затем в 60–70-е.

 

Farid_Nagim__Tanger

С тех пор его открывает заново каждое поколение – от всемирных рэйвовых пати 90-х в Танжере и Маракеше до последнего фильма Джармуша «Выживут только любовники», действие которого тоже происходит в Танжере.

(далее…)


Александр Городницкий: «…вечно присутствие Бога».

01-06-2015 просмотры 790

Александр Городницкий:

«То, что я жив, можно объяснить промыслом Божьим»

Знаменитый бард пришел к вере, изучая историю Земли

У Александра Городницкого два призвания — наука океанология и авторская песня. И там и там он многого добился: стал академиком, а песни его, начиная с «Вальса геофизиков», уже шесть десятилетий поёт вся страна. Поговорить с этим удивительным человеком удалось после презентации его нового фильма «Легенды и мифы Александра Городницкого».

GORODN

Энгельс тайну не раскрыл

 — Александр Моисеевич, знаю, что в юности вы были атеистом, но, судя по вашей поэзии, сейчас изменились.

 — Мне почти 82 года. Достиг конца жизни, старости. Как пел Окуджава незадолго до смерти: «Жизнь моя, как перезрелое яблоко, тянется к тёплой землице припасть». Много лет назад, в 1988 году, находясь в одной из последних моих океанских экспедиций, написал стихотворение, которое я мог бы прочесть в качестве ответа. В нём есть такие строки: «Не вечно присутствие нас на Земле, но вечно присутствие Бога». Это то, что я ощущаю, потому что, будучи профессором геологии, занимаясь историей нашей Земли, не мог не размышлять о смысле жизни, о её недолговечности… Моя последняя научная работа связана с эсхатологическим концом света, который я обосновываю с позиции прагматической науки.

 — А как вы пришли к мысли о Божественном происхождении жизни на Земле?

 — В юные годы на вопрос о том, что такое жизнь, я барабанил наизусть любимого мною в ту пору Фридриха Энгельса: «Это форма существования белковых тел, существенным моментом которой является обмен веществ» — и всё. Мне понадобилось много лет для того, чтобы понять, что это пустые, ничего не значащие слова, которые не объясняют тайну жизни. Знаменитые учёные Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Иван Петрович Павлов, которого я ещё застал живым, были верующими людьми. Я не верю в преобразование обезьяны в человека. И думаю, что все попытки создать геном человека при всех успехах современной науки обречены, потому что есть что-то, что не позволит это сделать, как в любимом мною романе братьев Стругацких «Миллиард лет до конца света». Мы никогда не сможем достичь абсолютной истины, которая, вероятно, где-то должна существовать.

Пограничные ситуации

 — В вашей жизни были события, которые можно объяснить промыслом Божьим?

 — Много раз попадал в то, что называют нештатными ситуациями. На этот счёт у меня есть стихи:

Ветер злее, небо ниже

 На границе двух эпох.

 Вся и доблесть в том,

 что выжил,

 Что от голода не сдох,

 Что не лёг с другими рядом

 В штабеля замёрзших тел,

 Что осколок от снаряда

 Мимо уха просвистел…

 Я был блокадным ребёнком, меня увезли из Питера по ледовой трассе уже умирающим от дистрофии. 17 лет провёл в экспедициях на Крайнем Севере с недоеданиями и так далее. В далёком 1960 году мою резиновую лодку на порожистой реке втянуло в порог. На этой же реке ранее, за две недели до этого, погиб мой товарищ. Спустя несколько лет у нас загорелся самолёт. За 35 лет плаваний в океане и погружений на дно нередко возникали нештатные ситуации. То, что я жив, можно объяснить только везением или промыслом Божьим, что, по существу, одно и то же.

Как поспорил с раввинами

 — В фильме «Легенды и мифы Александра Городницкого» вы попытались объяснить некоторые библейские сюжеты с позиций современной науки. Не грех ли это?

 — В своё время я читал лекции в университете в Тель‑Авиве и тогда высказал предположение, что войско фараона, которое преследовало Моисея с его народом, погибло от цунами. Так вот на мою лекцию специально пришли раввины, чтобы меня «потопить». Они сказали, что это кощунство — пытаться Божье чудо объяснить с позиций прагматичной науки. На что я им задал вопрос: «Господа, вы считаете, что Бог хуже нас знал устройство Земли?» Они сказали: «Нет, конечно, лучше». «В таком случае, почему он не мог сделать чудо так, чтобы мы могли найти ему научное объяснение?» Кстати, сейчас у меня только что вышла книга «Легенды и тайны науки», где я с научных позиций трактую несколько глав из Библии, в частности главу «Исход».

Не горжусь тем, что написал

 — «Поэт лишь пишет. Бог диктует». Можете ли вы то же сказать о себе?

 — В свою очередь хочу процитировать великую поэтессу Анну Андреевну Ахматову, которая на вопрос, тяжело ли писать стихи, сказала: «Что ж тяжёлого, когда диктуют?» У меня чаще всего так не получается. Зато когда наступают редкие минуты и меня просто тащит к бумаге, у меня есть точное ощущение, что мне диктуют. И если я сейчас отвлекусь, не получится написать. Тот безымянный, безвестный плотник, который в Кижах делал храм, потом бросил топор в озеро, ибо он выполнил миссию Божью. В поэзии то же самое: поэт не должен гордиться тем, что он написал. Ведь Бог мог избрать и другую «антенну» — другого человека.

 — Часто ли обращаетесь к Библии?

 — Я читал и читаю её. Библия — величайшая книга, книга книг. Думаю, что сегодня самое время вернуться к тем заповедям и нравственным ценностям, которые лежат в основе существования мира и христианской культуры, а сейчас активно нарушаются.

 Беседовала Ирина Колпакова

Источник: "Крестовский мост", №11

ИЗ: "Благовест-инфо"

 

 

 

 

 

 

 

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=60396