Литература

ОльгаДробот- «Мастер художественного перевода»

12-26-2014 просмотры 801

Ольга Дробот получила премию "Мастер"-2014 в номинации “Проза” Гильдии "Мастера художественного перевода" – за перевод книги Руне Белсвик,  "Простодурсен. Зима от начала до конца", выпущенных издательством «Самокат».

Дробот

Издательство "САМОКАТ": "Знаете секрет хорошей, любимой на все времена книги? Это не только хороший писатель и художник. Это еще и хороший переводчик. Именно от него зависит, будет ли книга звучать, как "своя".  (далее…)


Ольгу Александровну Седакову — с юбилеем!

12-26-2014 просмотры 736

У Ольги Александровны Седаковой замечательный юбилейный день рождения! Самые теплые пожелания!

Седакова

 

В канун дня рождения Ольга Седакова выступила в программе НАБЛЮДАТЕЛЬ на ТВ-канале КУЛЬТУРА. Речь шла о философе Владимире Бибихине. Запись можно посмотреть ЗДЕСЬ:"Наблюдатель". Ольга Седакова, Александр Михайловский и Ксения Голубович. Эфир от 16.12.2014  

 

Cедакова-ТВ

 

Фото: Ефим Эрихман


Скончался Алексей Степанович Пьянов(1934-2014)

12-23-2014 просмотры 842

В понедельник 22 декабря литературная общественность проводила в последний путь журналиста, пародиста, поэта-сатирика, главного редактора журнала "Крокодил" (1985 - 2000) Алексея Пьянова. Алексей Степанович скончался 19 декабря на 81-м году жизни.

Пьянов

Значительную часть своей жизни Пьянов отдал Тверской (Калининской) области: сюда он приехал 24-летним выпускником Среднеазиатского государственного университета, оставив в памяти народной свой яркий след. Одним из главных его общественных достижений стало создание в 70-х годах XX века "якорного", как сейчас говорят туристического маршрута "Пушкинское кольцо Верхневолжья".

Как писатель, он известен своими исследованиями жизни и творчества Пушкина, как сатирик - меткими пародиями, а как журналист и редактор - многолетней работой в главном сатирическом журнале Советского Союза.

Алексей Пьянов также являлся соучредителем Ассоциации тверских землячеств.

В церемонии прощания с земляком, которая прошла в Москве, приняла участие большая тверская делегация, возглавлял которую первый заместитель председателя Ассоциации тверских землячеств Геннадий Иванов.

Прах Алексея Пьянова будет захоронен на Хованском кладбище Москвы.

"Российская газета" от 22.12.2014

ЮННА МОРИЦ

ПОЭТСКИЙ   ЧЕЛОВЕК   АЛЕКСЕЙ   ПЬЯНОВ
Блестящий мастер эпиграмм и пародий. НЕ фабрика смехотуры, НЕ конвеер острот, а поэтское эхо,искренний отклик, где чувство стиля искрится, свет проливая. Без лучезарного чувства стиля нет чувства юмора,- тогда и смех  превращается сам в посмешище.
"Я - как сорняк. Чем больше меня рвут, тем я лучше расту",- сказал Чарли Чаплин.
Где нет поэтского человека с его лирикой, состраданием, болью и прочими "мглупостями", там нет Чарли Чаплина, гения стиля.Там нет "райского смеха" Данте, нет улыбки ребёнка, утирающего слёзы обид. Без этой улыбки человечество не способно саморемонтироваться.
                        Он истину царям
С улыбкой говорил...
Невероятно,
Но они - терпели!
("Державин")

Красивый, успешный, остроумный, аристократически образованный Алексей Пьянов купается в любви к поэзии, гуляя к Пушкину в гости, к Гомеру и много к кому ещё... Также он знаменит своим талантом дружбы и бескорыстной помощи множеству людей в трудные времена, то-есть всегда,- времена никогда и нигде не бывают лёгкими.
Книга "Забытые слова" открывается лирикой - дневником личной судьбы, встречи с любимой, которой посвящены многие стихотворения; дневником общения с русской природой, с человеческим пространством единственной, драгоценной жизни автора.

(далее…)


Вячеславу Куприянову — 75! Наши поздравления!

12-23-2014 просмотры 668

Вячеславу Глебовичу Куприянову - 75!
Наши поздравления и самые теплые пожелания юбиляру!

Вяч куприянов

ЖИЗНЬ СКОРО НАЧНЕТСЯ

Жизнь скоро начнется
с 2-х лет (ты можешь уже говорить
но приходится слушать) с 7-ми

(ты можешь уже читать
но приходится говорить) с 17-ти
(ты можешь уже любить

но приходится читать) с 33-х
(ты можешь уже думать
но приходится писать) с 41-го

с 50-ти с 65-ти со ста (есть же
еще жизнь после смерти)
жизнь скоро начнется

(далее…)


Л. Улицкая. Лекция для Кольты: Об агрессии и нехватке времени у всех

12-22-2014 просмотры 2 546

Этот текст — компиляция из нескольких выступлений перед читателями книг детской серии «Другой, другие, о других» по культурной антропологии для подростков. C 2006 года в серии вышло 15 книг, среди которых была книга антрополога, кандидата наук Веры Тименчик «Семья у нас и у других».

KMO_135715_00453_1 Улицкая

Фото © Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

В этой книге имеется вставка о существовании в мире гомосексуальных семей. Раздраженная реакция на книгу показала, как высок в нашем обществе уровень гомофобии и невежества в области антропологии. Поэтому нынешний разговор гораздо шире частной проблемы гомофобии. В сущности, речь идет о «перезагрузке» сознания как единственной возможности выживания человечества в ХХI веке. Это и послужило причиной того, что я решилась опубликовать этот текст. 

Дорогие мои! Мало времени! Очень мало времени! Лично у меня — потому что мне за 70, а в Библии, одной из главных священных книг человечества, сказано: «срок жизни человека — семьдесят лет». Очень мало времени и у человечества в целом — выдающийся британский астроном Мартин Рис полагает, что с большой вероятностью человечество не переживет ХХI век. Катастрофа может быть мгновенной с точки зрения исторического времени, и избежать грядущей катастрофы при теперешнем развитии наших земных дел шансы невысоки… Но есть!

1.

Мы с вами — очень молодой биологический вид. Может, один из самых молодых, особенно если не входить в область микробиологии. Но человек привык всех животных — от кошек до обезьян — называть меньшими братьями. А это не так. Даже обезьяны нас много старше. Не говоря уже о крокодилах…
Что же касается обезьян, с ними мы не только родственники. Мы и есть обезьяны. Высшие. Это так. Да, на 100 процентов мы животные, подчиняемся общим законам существования животных. У нас, обезьян, сходным образом устроено… все. Ну, почти все!
И тем не менее, будучи стопроцентными животными, мы отличаемся от всех прочих некоторыми качествами, свойствами, возможностями. Это очень зыбкая область, потому что последние годы выясняется, что различий все меньше. Человек настолько расширил свои знания о природе и самом себе, что ни в сказке сказать…

(далее…)


Н.Подосокорский:дискуссия в «Учительской газете»

12-21-2014 просмотры 2 493

"Учительская газета":

Религия в школе: утром светская, вечером – воскресная.

Воскресные школы при храмах теперь смогут вести занятия и на базе московских школ.

Не думаю, что это инициатива отдельно взятого города – это инициатива столицы, которая должна служить примером всей России. Так же, как объединение школ по принципу «усиления», начавшееся в Москве, подхватила страна. Теперь чиновники, несмотря на протесты родителей, делают вид, что мамам и папам очень нравится даже слияние обычных школ с коррекционными.

- Я считаю, что это решение вполне соответствует той опасной антиконституционной тенденции сращения церкви и государства, которая стала особенно набирать силу после того, как Кирилл (Гундяев) стал патриархом РПЦ МП, - считает блогер из Великого Новгорода Николай Подосокорский, кандидат филологических наук, литературный критик (цитирую по источникуhttp://philologist.livejournal.com). - Государство сегодня не против использовать РПЦ в качестве проводника идеологии этатизма - мировоззрения, абсолютизирующего роль государства и пропагандирующего максимальное подчинение интересов личностей интересам государства - в лишенном жизненных ориентиров обществе. Ведь непосредственная государственная идеология в России пока что законодательно запрещена. РПЦ с большой охотой и готовностью стремится заполнить вакуум, который образовался после крушения коммунистической идеологии. При разнице наименований подходы и методы обработки сознания людей у КПСС и сегодняшней РПЦ МП во многом схожи - это опора исключительно на государственный аппарат, нетерпимость к любому инакомыслию, крайне жесткая вертикаль власти. Принятая недавно на XVIII Всемирном русском народном соборе так называемая Декларация русской идентичности недвусмысленно дает понять, что главными ценностями, которые священники РПЦ станут прививать детям, будут не идеи Евангелия, а идеи служения нации и государству, исповедование православной культуры как специфически национальной, связанной с мощью и величием государства. Это, безусловно, нонсенс, но мы живем в мире парадоксов, и удивляться не приходится.

ybr

В самом деле – удивляться нечему. Министерство образования и науки России еще в сентябре предложило расширить школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» на среднюю и старшую школу, чтобы преподавать со 2-го класса по 10-й. Предложения по этому вопросу должны были поступить в правительство до 1 ноября. При этом в министерстве, как обычно, обещают, что предмет будет введен не раньше, чем пройдет общественное обсуждение вопроса. Но не комментируют, что идея главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Меркурия звучит несколько иначе - увеличить сроки преподавания «Основ православной культуры». Толерантность больше не в моде, православие приходит в школу не гостем, но хозяином.

- Если речь идет о православных воскресных школах, то я – за, - говорит учитель истории из Петрозаводска. - Если в школе, например, нашей будет мусульманский всеобуч, то это меня сильно смутит. И речь здесь не об отсутствии толерантности - слово, на мой взгляд, ругательное, а в сохранении самоидентичности народа. Православие – база и основа нашей российской культуры, будет исторически правильным, если оно станет нашей национальной идеей, об отсутствии которой так много говорят и на которую уповают как на спасение России.

(далее…)


Н. Иванова: «Феникс поет перед солнцем»- новая книга

12-21-2014 просмотры 714

Новая книга Натальи Ивановой "Феникс поет перед солнцем" выпущена издательством "Время".

Из аннотации издательства: "Литературная культура складывается не только из текстов, но и из запутанного рисунка отношений, конфликтов и противостояний. Сюжеты писательских судеб — Булгакова, Платонова и Замятина, Пастернака и Шаламова, Ахматовой и Зощенко, Гроссмана и Домбровского, Симонова и Фадеева — взывают к осмыслению. Они составляют движущуюся картину времени, литературы умирающей и возрождающейся, как феникс из предсказания, полученного от шанхайской гадалки Валентином Катаевым. Какая она, современная литература, — свободная, экспериментальная, модная или исчезающая? Почему так разнятся премиальные сюжеты и литературные результаты? Почему читают все меньше, а сочиняют все больше? Известный литературный критик, автор многих книг и телепрограмм Наталья Иванова ставит эти вопросы в своей новой книге, предназначенной всем настоящим читателям". 

ivanova-cover


Афанасий Мамедов: «Хорошо, что только раз»

12-21-2014 просмотры 837

Афанасий Мамедов:

"За свою жизнь автор может неузнаваемо перемениться".

Литература начинается тогда,

когда ее ставят под вопрос.

Морис Бланшо «От Кафки к Кафке»

Вот уже около года по моей фейсбучной ленте плавно прокатывается вниз охристым пятном и исчезает на пару месяцев разворот обложки знакомой книги: на одной стороне в уголке  «черно-белый» фрагмент портрета автора (определить, кого именно не получится, разве что по свитеру), на другой легко угадывается Шекспир. Академичное лицо «потрясающего копьем» татуировано восточным орнаментом (!). Под этой «шекспировской» обложкой тель-авивский журнал «Артикль» оповещает друзей о выходе очередного номера, знакомит с авторами и, думается, в какой-то мере еще и напоминает о книге с довольно необычным названием «Хорошо, что только раз». А напомнить о ней стоит, хотя издана эта книга была совсем недавно  в 2013 году, автор ее достаточно известен, да и издательство БСГ-ПРЕСС в особом представлении не нуждается. Тем не менее, появление сборника «Хорошо, что только раз» на книжном рынке осталось незамеченным, если не считать коротенькой заметки литобозревателя Николая Александрова. Поскольку вышла книга, увы, «только раз», на магазинных полках ее не найти, и сколько бы ни успокаивал меня автор, хорошего я в том не вижу. Потому-то и хочется последовать примеру израильского «Артикля»...

Мадина Тлостанова: Почему на обложке Шекспир, почему в восточных узорах?

af_2

Афанасий Мамедов: Обложку делал Андрей Рыбаков, художник очень талантливый, яркий, но первый вариант не то чтобы мне не понравился, он меня озадачил и даже несколько обидел. На ковровом фоне бюстики Ленина и Сталина, которых я, как говорил один киногерой, правда, по другому случаю, — «терпеть ненавижу»… Я позвонил Андрею. Он мне: «Афанасий, у вас же вся проза — сплошная ностальгия по советскому времени». Я ему: «Андрей, помилуйте, как же так… просто молодость выпала на совковые времена вот и все». Начали думать над вторым вариантом, нервно и как-то по-фронтовому, как два недовольных наступлением маршала. Я ему начал рассказывать о своих литературных предпочтениях, предложил между бюстиками Ленина и Сталина поставить бюстик Шекспира. «Уже сюжет», — сказал я. Он обещал подумать и вскоре выслал второй вариант обложки, который мне очень понравился.

М.Т.: Знаю, как вы относитесь к названиям своих вещей, знаю, что они у вас никогда не бывают случайными и всегда врезаются в память. «Хазарский ветер», «Фрау Шрам». «У мента была собака»… «Хорошо, что только раз» — это из Шекспира?

А.М.: Нет. Это латинская поговорка: «Quod bonum, felix, faustum, fortunatumque sit!», первый раз я ее использовал во «Фрау Шрам». Давать такое длинное название книги да еще и на латинском, никак нельзя было. Обычно эту латинскую поговорку у нас переводят как: “Слава Богу, что только раз” или “В добрый час”. Средневековые студенты после выпускных экзаменов любили выкрикивать ее в кабаках… Она символизирует собою конец и одновременно начало. Доигрываешь до конца и начинаешь вновь. Форма круга. Рондо. Признание вечности. Эта книга — тоже круг. И она вполне могла начаться с «Апшеронских хроник», вообще с любой вещи в этой книге.

af_5

(далее…)


А. Ганиева:Непонятые герои(«Sueddeutsche Zeitung»)

12-20-2014 просмотры 680

Алиса Ганиева: Постсоветское поколение в России чрезвычайно неоднородно. В нашей стране так часто сменяли друг друга микро-эпохи, что расстояния между поколениями сократились с привычных двадцати до десяти, если даже не до семи-восьми лет. Человек, который после распада Советского Союза только что окончил школу, думает совсем по-другому, чем тот, кто в то время только в нее пошел. А что говорить о тех, кто в 90-ые только родился!

Ганиева

Алиса Ганиева

Я, например, родилась во время начала перестройки, в 1985 году. Но я очень хорошо помню советскую систему воспитания. В детском саду мы учили стихи о Ленине. И нам запрещалось во время тихого часа ложиться так, как нам захочется. Все дети должны были спать на боку со сложенными под ухом ладонями. Я ненавидела эту позу, и мое диссидентство в детском саду заключалось в том, что я упрямо спала на животе, засунув руки под подушку. За это меня постоянно ругала и шлепала воспитательница. Такой стиль воспитания в те времена был нормальным и повсеместным. В школе нас муштровали схожим образом. За партой нужно было сидеть со сложенными руками, а когда ученик тянул руку, локоть должен был оставаться на парте. Каждый шаг контролировался, как в лагере. (далее…)




‹ назад