Литература

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ МИХАИЛА ЛЕВИТИНА!

12-27-2020 просмотры 1 402

Левитин Михаил

27 декабря исполнилось 75 лет Михаилу Захаровичу Левитину, члену Русского ПЕН-центра с 2006 года, известному театральному режиссёру, писателю, педагогу, народному артисту России, художественному руководителю Московского театра «Эрмитаж». Наши самые искренние и теплые поздравления с юбилеем и пожелания здоровья и неиссякаемой творческой энергии на долгие годы!

М.З.Левитин - автор многочисленных публикаций в периодике и двадцати книг прозы, вот только некоторые: «Таиров». М. Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2009; «Еврейский Бог в Париже». М. Текст, 2010; «Про то, как Вакса гуляла-гуляла, гуляла-гуляла…». М.  Текст, 2013; «В поисках блаженного идиотизма. Книга о Петре Фоменко». М. Искусство — XXI век, 2015; «Отрицание книги о Викторе Шкловском. В пятнадцати остранениях с некоторыми уточнениями, изюмом из булки и финалом». М.: Искусство — XXI век, 2019; «Припрятанные повести». М. Текст, 2019; «После любви. Роман о профессии». — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019.

 Михаил Захарович - создатель и ведущий авторских циклов телевизионных программ на телеканале «Культура»: «Под небом театра» (2013), «Звезда бессмыслицы. Обэриуты» (2016), «Валькирия Сергея Эйзенштейна» (2019). Он дважды лауреат Премии Москвы по литературе (в 2010 — за книгу об Александре Таирове и в 2017 — за книгу о Петре Фоменко.


К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ШИРАЛИ НУРМУРАДОВА

12-06-2020 просмотры 393

 

52Туркменский поэт-диссидент Ширали Нурмурадов (6.12.1945—11.10.2016) был членом Русского и Шведского ПЕН-центров и нашим большим другом. Все старожилы ПЕНа знали Ширали, он появился в московском ПЕНе летом 1992-го, спасенный Сашей Ткаченко из лап Туркменбаши. Туркменские спецслужбы продолжали за ним охотиться и в Москве, в 1995-м ему подбросили наркотики, и он угодил в тюрьму. ПЕН опять спасал его, и лично культ-атташе Шведского посольства вывез его в Стокгольм. Ширали получил премию Шведского ПЕН-клуба памяти немецкого журналиста и писателя Курта Тухольского и стипендию, позволявшую ему год прожить на вилле Бергсхуддан. В Россию ему возвращаться было опасно, и он остался в Швеции, получив в Стокгольме прекрасную квартиру. В Швеции Ширали продолжал писать стихи, но их не печатали. В 1997 году друзья издали небольшую книгу стихов на русском «Прощай, Родина…». Годы шли, он продолжал писать в стол, потом перешел на прозу. Но напечатанной увидел лишь одну свою повесть «Детство, которого не было» в журнале «Дружба народов» (№ 3/2013).

Память об этом ярком, талантливом человеке навсегда останется в наших сердцах.


ВЫШЕЛ СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» (№ 4, 2020)

12-02-2020 просмотры 380

Южное сияние

Четвёртый, зимний номер ежеквартального международного Одесского литературно-художественного журнала «Южное Сияние» за 2020 год увидел свет и размещён на официальной странице издания по адресу: http://ursp.org/index.php/uzhnoe-siyanie/9-zhurnal-yuzhnoe-siyanie/97-us-4-2020  – в электронном формате и pdf, а в ближайшее время появится и на журнальных порталах.

На 234 страницах номера – произведения 50 писателей Одессы, Барнаула, Бреста, Брянска, Витебска, Германии (Галле, Дюссельдорф), Гродно, Иванова, Израиля (Иерусалим, Петах-Пиква), Китая (Пекин), Красноярска, Курска, Минска, Москвы, Оренбурга, Польши (Краков), Санкт-Петербурга, Саратова, Сухуми, Томска, Уфы, Феодосии, Франции (Кан) и Японии (Токио).

Авторы поэтических подборок, опубликованных в номере, – Бахтияр Амини, Ника Батхен, Никита Брагин, Владислава Ильинская, Константин А. Ильницкий, Юлия Митько, Виталий Молчанов, Маргарита Назарук, Татьяна Орбатова, Наталья Хмелёва, Владимир Штокман, Александр Щедринский.

Проза в номере представлена фантастической повестью Евгения Кузьмина «Между», второй частью совместной повести Галины Соколовой и Эллы Мазько «У попа была собака», неповторимыми рассказами Эльдара Ахадова, Владимира Делбы, Светланы Замлеловой, Анны Михалевской, Ирины Чудновой, трогательными сказками о детях от Юлии Мельник, захватывающей сказкой для детей от Елены Вадюхиной, увлекательными «записками волонтёра психологической службы» от Галины Ицкович. Из переводов – рассказ известного японского писателя-фантаста Хоси Синъити.

Рубрика «Окоём» посвящена лауреатам Открытого фестиваля «Витебский листопад», а рубрика «Горизонт» – победителям международного Грушинского интернет-конкурса.

В рубрика «ЛитМузей» опубликованы материалы Янины Свице, Сергея Бирюкова, Ольги Медведко и Арсена Мирзаева, в рубрике «Сетчатка» – материал Валерия Байдина о древнерусском предхристианстве и статья Александра В. Бубнов про случайные и неслучайные проявления И-стиха в современной поэзии.

А завершает номер «Ѧ», как всегда, «Книжная полка Александра Карпенко» с рецензиями на книги Рады Полищук, Левона Осепяна, Людмилы Осокиной, Андрея Грицмана, Станислава Айдиняна, Любови Колесник, Бориса Фабриканта, Вадима Ковды, а также отзыв Андрея Краевского на книгу Натальи Стеркиной.

Номер объёмный и разнообразный, интереснейший, идеальный, без изъянов! Читайте на здоровье во всех форматах, в интернете и на бумаге, с удовольствием и не спеша!


ИГОРЮ ЗОЛОТУССКОМУ – 90!

11-28-2020 просмотры 417

Золотусский

28 ноября исполнилось 90 лет Игорю Петровичу Золотусскому, члену Русского ПЕН-центра с 1989 года, историку литературы, писателю, литературному критику, журналисту. От всей души поздравляем Игоря Петровича с юбилеем, желаем крепкого здоровья, новых книг и новых телепередач! Предлагаем вашему вниманию опубликованную в «Литературной газете» статью СЕРГЕЯ ШАРГУНОВА о жизненном пути Игоря Золотусского.

ИСКРЕННИЙ И СТРАСТНЫЙ

Судьбу Игоря Петровича можно экранизировать – захватывающая и трагичная. Сын советского разведчика, он ещё ребёнком дважды пересёк Атлантический океан. Под видом американцев они ехали с отцом по Берлину 33-го, где горел Рейхстаг.

А потом при живых родителях осиротел, их арестовали, а его в 41-м отправили в детский дом с суровыми порядками.

По его признанию, чувство мести переросло у него в желание кем-то стать и что-то сделать.

Окончив филфак Казанского университета, работал учителем средней школы. И опять же, по его признанию, быстро вошёл в конфликт с директором и учениками, от которых требовал самостоятельности со всей «детдомовской безжалостностью».

Это жёсткое требование самостоятельности от всех, и прежде всего от пишущих, стало сквозным в его мировоззрении. Но это и требовательность к себе – быть собой. Оттого он и состоялся и так интересен.

 Он рано стал писать. На семинаре молодых критиков Золотусского высоко оценил Корней Чуковский, захотел перевести его статью на английский и посоветовал бросить всё и заниматься только литературой.

Почти вся творческая жизнь Игоря Петровича связана с «Литературной газетой», где он редактировал отдел русской литературы.

Золотусский – блестящий и глубокий исследователь судьбы и творчества Николая Васильевича Гоголя. Гоголь захватил его, пленил, пьянил и изменил. Его Гоголь – сострадающий, исцеляющий смехом, приближающий к вере.

В литературе для Золотусского неразделимы смысл и мелодия, чистота слога и совестливость слиянны. Не случайно его вдумчивое обращение к Юрию Казакову, Константину Воробьёву, Юрию Домбровскому, Фёдору Абрамову, Валентину Распутину.

При этом Золотусский безжалостен, не считаясь с авторитетами, к очень многим – от современных литераторов до классиков (например, к Булгакову). Часто с ним хочется спорить, и это главный признак живого и яркого критика.

Он не раз называл себя критиком первого впечатления. А первое впечатление – детское, первозданное. Вкусивший печалей, сызмальства узнавший тёмную сторону жизни, Игорь Петрович способен видеть, ценить и защищать солнечную её сторону. Отсюда и его истовый отпор тому, что он именует нигилизмом. «Печатное слово сомневается во всём и не даёт читателю выхода», – не просто сожалеет, а обличает Золотусский.

Это по-прежнему по-молодому страстный и сильный автор. Упрямый, острый, несговорчивый, независимый, искренний. Таким и должен быть настоящий критик.

https://lgz.ru/article/-47-6762-25-11-2020/iskrenniy-i-strastnyy/


«БАЙКИ» МИХАИЛА НИКИТИНА

11-24-2020 просмотры 361

Никитин. Байки от Мишеля

У нашего калининградского коллеги Михаила Анатольевича Никитина в ЛитРес вышла новая книга «Байки от Мишеля». Она состоит из баек, написанных автором на основе личных воспоминаний и рассказов друзей, содержавших элементы курьеза или смешных житейских эпизодов. Хронология и география баек охватывает практически всю сознательную жизнь автора и его личную Ойкумену, простирающуюся от Балтики до Черного моря. Значительное место в книге занимают байки Калининграда, Смоленска и Москвы – городов, подаривших автору массу встреч с интересными и оригинальными людьми - реальными героями баек.

Как купить и скачать книгу в ЛитРес:

https://www.litres.ru/mihail-anatolevich-nikitin/bayki-ot-mishelya/


АЛЕКСАНДРУ ТИМОФЕЕВСКОМУ – 87!

11-23-2020 просмотры 404

 

Члену Русского ПЕН-центра, известному поэту и драматургу Александру Павловичу Тимофеевскому на днях исполнилось 87 лет, с чем мы его от всей души поздравляем! У Александра Павловича непростая творческая судьба. 35 лет были вычеркнуты из его литературной жизни по решению генерала КГБ. Причина – публикация стихотворения «Слово» в самиздатском поэтическом альманахе «Синтаксис», который был основан и издавался Александром Гинзбургом в Москве. Вот это стихотворение, абсолютно невинное на сегодняшний взгляд:

И слово трепали в богатых дачах, В дешевых радиопередачах, И слово твердили в речах елейных, Повседневных и юбилейных. И слово жирело и разбухало, Осточертело всем и упало. Стертой монетой упало слово, Кому, как не нам, поднять его снова?

Многочасовые допросы в КГБ закончились словами генерала КГБ Цвигуна: «Никогда народ не узнает стихов Тимофеевского и его имени». Фактически это был запрет на профессию, на печатание стихов. В следующие тридцать пять лет у него не было ни одной публикации. Долгое время страна знала Тимофеевского как автора песенки «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» из мультфильма про крокодила Гену. А как оригинального поэта узнала только в начале 1990-х годов. С тех пор у Тимофеевского была масса публикаций. Только в этом году у Александра Павловича вышли две новые книги:

«Метаморфозы в Сиракузах». Серия «Поэтическая библиотека». Время 2020

Тимофеевский. Метаморфозы в Сиракузах (2)

Новое издание поэта соединяет в себе две книги под одной обложкой. В первой из них автор знакомит читателя с новыми произведениями, в числе которых недавно написанная поэма. Вторая сложена из дневниковых записей, рассказывающих о том, как и при каких обстоятельствах написаны те или иные стихи, а также эссе о любимых поэтах: Хлебникове, Блоке, Маяковском, Мандельштаме, Тарковском и других.

«Кулинария эпохи застолья». Вита-Нова 2020

Кулинария эпохи застолья

Кулинарный талант автора нашел выражение в сборнике шутливых стихотворных рецептов, обладающих к тому же несомненной практической ценностью. Юмористические пародии на известных поэтов и прозаические миниатюры также посвящены кулинарной теме.

А в аннотации к изданным в 2018 г. в издательстве Б.С.Г.-Пресс «Нянюшкиным сказкам» Людмила Петрушевская написала: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой...» И не знает прохожий, что эти стихи написаны большим мастером, автором многих поэтических книг. Спасибо Тимофеевскому! Легкие свободные веселые стихи - это всегда праздник. И вот этот праздник с вами. К сожалению, как и день рождения, такая книжка - она случается только раз в году. Но когда вы ее унесете домой, она всегда будет с вами и с вашими родными и друзьями. Читайте Александра Тимофеевского, веселого и мудрого чудака, нашего и вашего старинного друга, народного поэта.»


ПОЗДРАВЛЯЕМ МАКСИМА АМЕЛИНА С ВЫСОКОЙ НАГРАДОЙ!

11-11-2020 просмотры 435

Литература народов России

Владимир Путин подписал указ о присуждении премии Президента РФ за вклад в укрепление единства российской нации 2020 года. Почетное звание лауреатов присвоено создателям антологии «Современная литература народов России»: главному редактору «Объединенного гуманитарного издательства» Максиму Амелину, заместителю руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимиру Григорьеву, а также генеральному директору «ОГИ» Дмитрию Ицковичу.

В серии «Современная литература народов России» уже вышли книги «Проза», «Поэзия» и «Детская литература». Цикл жанровых антологий представляет широкому читателю произведения современных авторов, пишущих на языках народов Российской Федерации. Подобные сборники составлены и выпущены впервые и не имеют аналогов ни в отечественном, ни в мировом книгоиздании. Антология включает в себя художественные переводы на русский язык поэтических и прозаических произведений, созданных за четверть века существования новой России на 55 национальных языках.


ПАМЯТИ МИХАИЛА ЖВАНЕЦКОГО (6.03.1934—6.11.2020)

11-06-2020 просмотры 446

Жванецкий 2

Еще одна печальная весть: ушел из жизни Михаил Михайлович Жванецкий. Ему было 86 лет. Он был членом Русского ПЕН-центра с 1989 года.

Михаил Жванецкий был уникальным писателем. Единственным его инструментом было слово. Он подчеркнуто и нарочито не актерствовал и доказал, что это необязательно. Просто выходил с кожаным портфелем, доставал листки формата А4 и читал ровным голосом, а публика стонала от восторга.

Михаил Жванецкий был народным артистом России и Украины, кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, почетным гражданином Одессы и президентом Всемирного клуба одесситов. В 2009 году власти города переименовали бывший Комсомольский бульвар в бульвар Жванецкого.

Прощальным выходом писателя стало большое выступление в честь его 85-летия в московском концертном зале имени Чайковского. В октябре 2020 года Михаил Михайлович объявил, что больше не станет появляться перед публикой. "Стареть нужно дома", - сказал от его имени журналистам представитель Жванецкого.

Президент Украины Владимир Зеленский написал в "Твиттере": «Как говорил Михаил Жванецкий, ничего страшного, если над тобой смеются. Значительно хуже, когда над тобой плачут. Сегодня такой горький день.»

Наши искренние соболезнования родным и близким Михаила Михайловича. Светлая память, он навсегда останется в наших сердцах.


К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ПРИГОВА (5.11.1940—16.07.2007)

11-06-2020 просмотры 273

IMG_20201105_143013

Дмитрий Александрович Пригов был членом Русского ПЕН-центра с 1991 г. В 1994 году он вместе с Тимуром Кибировым получил немецкую Пушкинскую премию фонда Альфреда Тёпфера.

К юбилею поэта, прозаика, художника и скульптора Дмитрия Александровича Пригова "Новое литературное обозрение" выпускает заключительные пятый и шестой тома его малого стихотворного собрания сочинений, сообщили в издательстве.

Одному из основателей московского концептуализма 5 ноября исполнилось бы 80 лет. В собрании НЛО представлен его поэтический дар. Буквы его фамилии П.Р.И.Г.О.В. стали ключами к темам и мотивам его творчества.

В первый том "П" вошли стихи, связанные с преисподней, прошлым, преступлением, природой, полом и письмом.

Во второй том "Р" — с рутиной, раем, роком, родиной и разумом.

В третий том "И" — с искренностью, искусством, искушением и иными.

В четвертый том "Г" — с государством, гражданином, господом, гением, героизмом, гибелью и городом.

В пятый том "Овошли — с обывателем, обществом, осмыслением, отцом и опытом.

В шестой, заключительный том "В" — с властью, войной, высоким, вопросами и виной, а приложенные к изданию стихограммы составляют еще один раздел — визуальное.

Первый поэтический сборник Дмитрия Пригова "Слезы геральдической души" вышел в 1990 году, всего он написал более 35 тысяч стихотворных текстов.Дмитрий Александрович Пригов был постоянным автором аналитического портала Полит.ру, опубликовавшего его колонку от 21.10.2005 - о том, как объединить людей. Публикуем в сокращении, полный текст: https://polit.ru/article/2020/11/04/prigovpatience/

ТЕРПЕНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

…Тут вот заново забродили слухи о создании, выработке, выбрасывании в массы некой новой национальной идеи с консолидацией всех живущих на российской территории вокруг титульной нации. То бишь — русских. Начет этой консолидации не берусь судить. Но припоминается, что национальная идея — самодержавие, православие, народность — в памятное время сменилась неким подобием того же самого — коммунизм, интернационализм, державность. А потом и вовсе чем-то невнятным, так до конца и не оформившимся в ладный лозунг. Ну, можно кое-как смастерить нечто словесное — рынок, либерализм, свободы. В данном случае мы не обсуждаем реальность воплощения этих лозунгов в жизнь.

И что же? После коротких времен смуты одна идея надолго сменяла другую, застревала в мозгах и душах при несменяемом смирении и терпении масс. Вот именно терпение и есть сквозная непреходящая идея российского народа. Уж не знаю — как титульного или просто самого по себе.

…Так вот и получается, что, скорее всего, терпение и может быть обозначено русской идеей. Непреходящей идеей. Идеей, проходящей сквозь века. Да и какого-никакого человеческого размера в отличие от нечеловеческого размера всякого рода имперских и мироспасительных идей. Все-таки терпение — знак жизни и выживания. Знак неистребимости. Все получше, чем скорбь и ненависть. Ну, естественно, до краткого момента дальнейшей непереносимости и, соответственно, переворачивания всего вверх дном, в ожидании новой идеологической троицы на долгие годы следующего терпения.

Да. Вот так.