Литература

Русский ПЕН-центр выражает глубокие соболезнования

12-15-2014 просмотры 647

Русский ПЕН-центр выражает глубокие соболезнования всем сибирякам, всем читателям, всем родным и близким замечательного писателя, классика современной литературы МИХАИЛА УСПЕНСКОГО, чье имя известно далеко за пределами нашей родины. Все мы понесли огромную утрату.

uspenskiy_010

Михаил Глебович Успенский

1950 - 2014

Михаил Успенский создал на страницах своих произведений целый мир, прославил Сибирь и Россию навсегда. Как навсегда теперь останутся в отечественной литературе его произведения. Как навсегда останется в наших сердцах он сам, коллега и друг Михаил Успенский. Светлая ему память!

Исполком Русского ПЕН-центра

РИА-Новости принесли печальную весть: скончался известный писатель-фантаст, член Русского ПЕН-центра Михаил Глебович Успенский.

КРАСНОЯРСК, 13 дек — РИА Новости. Всемирно известный писатель-фантаст Михаил Успенский скончался в субботу в Красноярске, сообщил на своей странице в соцсетях вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко.

"Сегодня утром умер Михаил Успенский. Писатель. Умный и резкий, яркий и скромный… Соболезнования родным, друзьям, читателям", — написал Клешко.

Как рассказала РИА Новости бывшая коллега писателя и известная в регионе журналистка Евгения Леонтьева, в последнее время Успенский болел.

"Я разговаривала с Нелли (вдова покойного), она сказала, что он не проснулся утром", — сказала собеседница агентства.

По её словам, похороны писателя пройдут 16 декабря на кладбище Бадалык.

Родился Михаил Глебович Успенский 29 ноября 1950 года в Барнауле. Печататься начал с 1967 года. Награждён в 1993 году личной премией Бориса Стругацкого "Бронзовая улитка" за повесть "Чугунный всадник". В 1995 году Успенский был награждён двумя профессиональными премиями в области фантастики "Странник-1995" за повесть "Дорогой товарищ король" и роман "Там, где нас нет", также роман получил специальные премии "Меч в камне" за лучшее произведение в жанре фэнтези и "Золотой Остап" за юмористическую фантастику. В 1999 году Михаил Успенский был награждён "АБС-премией" братьев Стругацких.

В 1996 году у Михаила Успенского вышла повесть "Змеиное молоко", написанная по мотивам "Мира Полудня" братьев Стругацких. В 2013 году вышел его мифологический фэнтези-роман по мотивам русских былин "Богатыристика Кости Жихарева".

РИА Новости http://ria.ru/culture/20141213/1038090270.html#ixzz3LrdrBAnI


Людмила Улицкая — Александр Сокуров: Диалог о культуре

12-14-2014 просмотры 918

В Петербурге в рамках социального проекта "Открытая библиотека" состоялся диалог писательницы Людмилы Улицкой и кинорежиссера Александра Сокурова. Тему их разговора организаторы озаглавили так же, как эссе Людмилы Улицкой "Европа, прощай!", речь на встрече шла о катастрофическом будущем России.

Улицкая-Сокуров

ВИДЕО встречи в библиотеке ЗДЕСЬ.

Пожалуй, ни одна встреча, которые в последнее время устраивает организатор и идеолог проекта "Открытая библиотека" Николай Солодников, не привлекала такого пристального внимания петербуржцев, как выступление Людмилы Улицкой и Александра Сокурова 30 ноября в библиотеке им. Маяковского. Небольшой актовый зал библиотеки не смог вместить всех собравшихся, люди стояли в проходах. В соседнем зале, где велась видеотрансляция встречи, тоже собралась толпа. В полнейшей тишине все слушали откровения выступавших. Людмила Улицкая, которой только что вручен французский орден Почетного легиона, говорила о российской трагической формуле взаимодействия культуры и политики:

– Вот уже 300 лет качается этот маятник. Россия между Европой и Азией совершает все время колебательные движения. Возможно, что не было за последние 50 лет большего "ухода" от Европы. Что для меня чрезвычайно печально. В этом году весной я была в Австрии. Там проходил потрясающий Зальцбургский фестиваль. В его рамках выступали видные политики. В частности президент Австрии. Я была глубоко поражена тем, что он сказал. А он сказал, что культура и политика находятся во взаимоотношениях, похожих на те, которые связывают супругов, очень давно находящихся в браке, друг другу надоевших, но которые разойтись не могут. И именно в последнее десятилетие чрезвычайно важно, чтобы политика прислушивалась к культуре. Потому что, так же как супруги ссорятся, так же постоянно находятся в ссоре культура и политика. И чрезвычайно важно, чтобы сегодня не политика руководила культурой, а культура – политикой. На этом месте я чуть не заплакала. Это действительно чрезвычайно важная вещь. Ведь у политиков есть иллюзия, что миром правит политика, в то время как на самом деле культура, несомненно, гораздо более высокая субстанция. И политика на самом деле является фрагментом, частью культуры, а не наоборот. Эта чрезвычайно важная мысль совершенно ушла из нашего обихода. Отчасти это произошло потому, что 70 лет жизни России были совершенно идеологизированы. Существовала институционная установка на то, что культура должна была подчиняться политике. С этим довольно быстро смирились, хотя борьба была тяжелая. Я вспоминаю прошедшую Олимпиаду в Сочи. Были очень убедительно, пышно, торжественно показаны наши культурные достижения. Но, если вдуматься, то все эти художники, писатели, деятели культуры, которых показывали, все были объектами постоянного преследования политики. Начиная от Александра Сергеевича Пушкина, который в жизни своей имел бесконечное количество неприятностей от власти, и заканчивая художниками русского авангарда. Мне не надо говорить в этом городе, в Петербурге, сколько погибло художников, писателей. Позвольте мне не разглашать этот список. Но именно это наша местная, отечественная формула взаимоотношений культуры и политики. Она установившаяся, она очень тяжелая. И надо сказать, что без осознания людьми, которые работают в культуре, этого факта, мы никуда дальше не двинемся. Только форма новых взаимоотношений между политикой и культурой в состоянии вылечить весьма больную ситуацию, которая сегодня сложилась. Пару месяцев тому назад у нас был оглашен документ, подписанный министром культуры, который нам рассказал, как в течение ближайших лет должна развиваться культура. Культура никому и ничего не должна. Культура по своей природе – это то, что производит человек. Это то, как мы едим. Это то, как мы чистим зубы. Как общаемся между собой. Это культурная антропология. Это абсолютно уникальный продукт нашего абсолютно уникального вида, человека, который на самом деле подошел к очень опасной грани. Есть такой британский астроном Мартин Рис. Он занимается космогонией, изучает устройство мира. Лет десять тому назад он написал книгу, в которой доказывает, что у человечества очень мало шансов пережить ХХI век, потому что разрыв между техническим прогрессом, между тем, что он знает и умеет, и нравственностью человека стал столь велик, что человек себя погубит еще до исхода этого века. Правда, прошло несколько лет, и он подумал и написал еще одну книгу, в которой дает некоторый шанс человечеству пережить этот рубеж. Но этот шанс он связывает исключительно с некоторой революцией в сознании. Успеет сознание человека как-то реформатироваться или нет? Если не успеет, то Земля останется прекрасной, будут плавать рыбки в морях и океанах, будут летать птички, но этого вида, который мы с вами представляем, больше на Земле не будет, потому что он абсолютно в состоянии себя уничтожить. Таково соотношение политики и культуры. Вот то, что мы можем услышать с Запада. Вопль западный я сегодня постоянно слышу. Это вопль просвещенных людей. Это вопль культуры. Если сегодня мы не поменяемся внутри себя, то появится картинка Рея Брэдбери: крутится Земля, работают приборы, что-то записывается, только никто этого не может уже услышать.

Еще более пессимистичен в ответе на вопрос, как относиться к политике, был кинорежиссер Александр Сокуров. Никому в мире, по его словам, даже признанным демократиям, не удалось создать "равновесное демократическое пространство", а Россия как государство разрушается, но самое ужасное, что это разрушение происходит в душе народа:

– Сегодня понятно, что та федеративная структура в стране, которая существует, она не развивает, не устраивает Россию. Она не сближает людей. Она разрушает единство. Порождает постоянно тенденции к саморазрушению. К внутреннему разрушению. Потому что общество и государство могут разрушаться в результате многочисленных странных, деструктивных действий руководящего класса, а может разрушаться, и что чаще всего, на мой взгляд, происходит тогда, когда происходит разрушение сознания, разрушение гармонии, разумного гармонического начала внутри самого народа. Внутри значительного числа людей. И никто сегодня не может предложить никакого варианта.

Еще одной угрозой существованию России, по мнению Сокурова, является отсутствие обратной связи между обществом и государством:

– Попыталась эту тему осмыслить коммунистическая практика. Через смесь абсурда, каких-то научных исследований и сверхнапряжение воли и силы правящего класса и правящей партии. Мы понимаем, что в условиях социализма простой человек был более защищен от произвола, чем сегодня. Вы сегодня не найдете ни одного государственного института, который бы поддержал требование или несогласие гражданина в его повседневной жизни, по сравнению с тем, что в советское время, я конечно упрощаю, но вы могли пойти, условно говоря, в райком партии и найти управу на любого зарвавшегося бюрократа. Сегодня этой системы практически нет. И в работе над этой точечной системой государству не хватает ни энергии, ни социальной, ни политической, ни нравственной, для того чтобы ее сбалансировать хотя бы на этом уровне.

Есть, без всяких сомнений, эволюционный путь изменений обстоятельств. которые сложились в стране, и социальных, и правовых, и т. д. Через совершенствование институтов, через допуск к власти трезвых людей, через борьбу с коррупцией, через целый ряд последовательных шагов, которые власть должна предпринять. Если таких шагов нет, то, соответственно, происходит то, что происходит. Очень многие проблемы, о которых говорим мы сегодня, стали видны очень давно. Мне, например, было совершенно очевидно в 2008 году, а еще раньше, в 2001 году я уже мог, совершенно публично, сказать, что война с Украиной неизбежна. И в 2008 году я об этом публично говорил. Так же понятно, что назревает совершенно сложная ситуация с Казахстаном. Это очевидно. Почему же люди, у которых в руках нити управления, не видят этого? Почему в стране не работают интеллектуальные институты, силы, которые могли бы размышлять, предвидеть это? Это же все очень просто! Это же очень видно! Это видно глазами, уже даже не мозгом!


Борис Евсеев: «Чайковский, или Волшебное перо»

12-14-2014 просмотры 880

Повесть-сказка Бориса Евсеева  "Чайковский, или Волшебное перо" только что вышла книгой в издательстве Рипол Классик, иллюстрации Виктории Фоминой.

Наступающий 2015 год – год Петра Ильича Чайковского. Чайковский был самым большим талантом в России и самым правдивым», - так сказал о нём Игорь Стравинский.  Художественная биография Петра Ильича – это эмоциональный рассказ о жизни и творчестве великого композитора, написанный Борисом Евсеевым, лауреатом различных литературных премий, в том числе, Бунинской и премии Правительства Российской Федерации. Что особенно важно, автор «Волшебного Пера» по своей первой профессии -  профессиональный музыкант, скрипач.

Чайковский для жж обложка.jpg1

Борис Евсеев. «Чайковский, или Волшебное Перо». М.: Энтраст Трейдинг (Рипол Классик), 2015. – 72 с.: ил. худ. В.Фоминой.

Борис Евсеев, широко известен в кругах поклонников интеллектуальной прозы, а «Чайковский, или Волшебное Перо» - первая книга, написанная им для юных читателей. Повесть-сказка погружает детей в волшебный мир музыки Чайковского, знакомит не только с его произведениями, но и раскрывает через обстоятельства жизни Петра Ильича и жизни его оперных персонажей особенности творческого пути великого композитора.

Иллюстрации к книге выполнила художник Виктория Фомина, обладатель многих престижных наград в области детской иллюстрации. Нарисованные ею детские книги издаются как в Европе, так и в Америке.

«Чайковский, или Волшебное Перо» открывает серию книг, которую издательство назвало - «Сказки от звёзд».

Евсеев

Борис Евсеев

 

 


Андрей Битов: «Душа обязана лениться»

12-13-2014 просмотры 909

 

 

bitov_default

В Петербурге состоялась встреча с писателем Андреем Битовым и презентация 8-томного собрания его прозы, выпущенного издательством "АСТ". Половину томов составляет "Империя в четырех измерениях", начинающаяся с "малой родины" автора ("Аптекарский остров"), продолженная родиной большей - Петербургом (знаменитый роман "Пушкинский дом"), далее расширенной до пространств наших провинций. В последний, восьмой том - "Пушкинский том" - вошли эссе и статьи, посвященные А.С. Пушкину. "Пушкинский дом" - "Пушкинский том" : всего одну букву изменил, а вся жизнь прошла", - говорит автор. Корреспондент "РГ" встретилась с писателем.

Андрей Георгиевич, восемь томов вместили в себя все, что вы написали за полвека?

Андрей Битов: Никакой полноты в этом восьмитомнике нет, а есть некоторая законченность. Обычно собрание сочинений выходит, когда человека уже нет, и тогда произвол зависит от качеств его составителей, исследователей. Порядочный писатель советского периода не мог иметь собрания сочинений при жизни - это просто чудо какое-то. Хотя я этого не добивался. Когда случилась гласность, то решили издать собрание моих сочинений. Но все ограничилось первым томом в издательстве "Молодая гвардия". Он напоминал собрание сочинений Сталина (малиновый том с золотом). Но тут произошел путч, и история с изданием закончилась, гласность перешла на рыночные отношения. По рынку я точно не проходил, был не в мейнстриме и оказался отодвинут в сторонку.

(далее…)


Ольга Славникова: 15-й сезон премии «ДЕБЮТ»

12-12-2014 просмотры 737

 "ДЕБЮТ" в пятнадцатый раз вручил свои премии молодым писателям.

Торжественная церемония состоялась  в отеле "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО" 11 декабря.

Впервые в истории премии первый приз в номинации "Крупная проза" был вручен сразу двум авторам: лауреатами стали Максим Матковский (Украина) и Павел Токаренко (Хайфа, Израиль).

ольга Славникова-Дебют

Ольга Славникова - бессменный координатор премии "ДЕБЮТ".

Басинский и два победителя в крупной прозе

Павел Басинский - Дебют

Павел Басинский - председатель жюри премии "ДЕБЮТ"-2014.

Фото  Елена Жирнова 

Независимая литературная премия «ДЕБЮТ»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

11 декабря 2014 г.

ЛАУРЕАТЫ премии «ДЕБЮТ» – 2014 год. 

Жюри премии «Дебют» 2014 года: ПАВЕЛ БАСИНСКИЙ (председатель), ЮРИЙ БУЙДААЛЕКСАНДР КАБАНОВВЛАДИМИР НОВИКОВЯРОСЛАВА ПУЛИНОВИЧ – определили лауреатов Независимой литературной премии «Дебют» 2014 года. 

(далее…)


Юрий Кублановский: «История семьи»

12-10-2014 просмотры 584

Юрий Кублановский  записал рассказ о своей семье "История семьи" для интернет-портала "Православие и мир".

"В детстве моем все это скрывалось. Я сам послевоенного поколения человек, сорок седьмого года, мама родилась в ночь штурма Зимнего дворца 25 октября 17-го  года, бабушки были еще укоренены в дореволюционной жизни в значительной степени. Ну и уже значительно запуганы большевизмом. Поэтому крестили меня полутайно, я даже точно не знаю, знала ли мама об этом, с молчаливого ли ее согласия это делалось или просто даже бабушка крестила на свой страх и риск меня в церкви, единственной действующей в Рыбинске. Я сам в Рыбинске родился, на верховьях Волги, между Угличем и Ярославлем. Старый русский город. Ну, не старый  , он с 17-18 века числит себя. И все это скрывалось, что один из моих дедов был репрессирован, другой  тоже был в лагере. Это все я говорю о материнской линии, потому что отец от нас рано ушел , и отцовскую линию я плохо знаю".

кублановский

Посмотреть видео можно ЗДЕСЬ.


Павел Нерлер — лауреат премии «Нового мира»-2014

12-10-2014 просмотры 640

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «НОВЫЙ МИР» присудила премии по итогам 2014 года:

ПАВЛУ НЕРЛЕРУ - за статью «В одиннадцатом бараке. Последние одиннадцать недель Осипа Мандельштама. Попытка реконструкции» (2014, № 4);

НИКОЛАЮ БОГОМОЛОВУ – за статью: «Два советских Лермонтова» (2014, № 10);

ОЛЕГУ ЕРМАКОВУ – за походную книгу «Вокруг света» (2014, № 1, 2) и повесть «Чеканщик» (2014, № 12);

АЛЕКСЕЮ ПУРИНУ – за поэтическую подборку «Лавр и базилик» (2014, № 9).

 

Павел Нерлер

 

 


Максим Гуреев: «Русская Фиваида»

12-09-2014 просмотры 664

Фильм Максима Гуреева "Русская Фиваида" удостоен специального диплома и памятного знака жюри XIX международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж».  От Лавры до Белого моря - это огромное пространство издревле было монашеской ойкуменой. Как живет Русская Фиваида на Севере сейчас?

Гуреев портрет

"Посетив эти места в 1855 году известный русский историк и путешественник   Андрей Николаевич  Муравьев сравнил их с Фиваидой Египетской, пустыней, куда в поисках уединения  молитвы отправлялись отшельники древней церкви в третьем и четвертых веках.  Спустя столетия совсем на другом конце земли ученики преподобного Сергия Радонежского повторят подвиг своих великих предшественников. Они возьмут на себя труднейший подвиг, связанный с созерцательной молитвой.    Святые Кирилл и Ферапонт Белозерские,  Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Нил Сорский, Корнилий Комельский на рубеже 14-15 веков поднимут духовную жизнь на такую высоту, которая  ни до, ни после уже не будет достигнута на Руси.

Пройдут годы,  сменятся многие  поколения, но русская Фиваида по-прежнему будет притягивать к себе  людей,  по-прежнему останется неизвестной землей, настойчиво требующей своей разгадки..."

Русская Фиваида

 Смотреть фильм можно ЗДЕСЬ


Анастасия Орлова — лауреат премии Корнея Чуковского

12-09-2014 просмотры 874

Анастасия Орлова - лауреат премии имени Корнея Чуковского в номинации "Премия детского жюри  "Золотой крокодил". Приз читательских симпатий  вручается детским жюри в знак признания любимого автора.

Орлова Настя портрет

ВИДЕО: Анастасия Орлова читает свои стихи.

Премия имени Корнея Чуковского является своеобразным подведением итогов Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, который впервые был проведен в 2007 году – тогда со дня рождения знаменитого писателя прошло 125 лет. Новелла Матвеева победила в номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». Продолжателем новаторских традиций Чуковского признан Игорь Шевчук. Михаил Грозовский оказался лучшим в номинации «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению».

Орлова Настя
(далее…)