115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЬВА РАЗГОНА (1.04.1908—8.09.1999)
Лев Эммануилович Разгон - писатель и мемуарист, правозащитник, узник ГУЛАГа, один из основателей общества «Мемориал». вступил в ПЕН в 1991 году. Как писала редактор его книги «Непридуманное», “умение не замыкаться на себе, открытость людям — может быть, именно это помогло ему выжить в испытаниях его нелегкой судьбы”.
21 июня 1938 года по приговору Особого Совещания при НКВД Разгон получил 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В марте 1943 года, за полтора месяца до окончания срока заключения, его обвинили в «пораженческой агитации», и ему был увеличен срок заключения. Разгон подал кассационную жалобу, в которой писал, что еврей не может агитировать за победу Германии. Это помогло, и в июне 1943 года второй приговор был отменён, но только в 1946 году ему разрешили уехать в Ставрополь. Летом 1950 года его вновь арестовали, обвинив в антисоветской агитации. Он получил десять лет лагерей и пять лет поражения в правах. Льва Разгона освободили в 1955 году.
После освобождения он вернулся к работе редактора, одновременно занимаясь созданием книг о путешественниках и учёных для детей. Тогда же приступил к написанию мемуарной прозы, которая стала издаваться только в конце 1980-х и в конце концов составила книгу «Непридуманное», которая принесла ему широкую известность. Много лет Разгон был членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.
В 1998 году Лев Разгон был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени — «за личный вклад в отечественную литературу, активное участие в демократических преобразованиях в России и в связи с 90-летием со дня рождения» - и Сахаровской премией «за гражданское мужество писателя».
БОРИСУ МЕССЕРЕРУ – 90!
От всей души поздравляем с юбилеем Бориса Асафовича Мессерера, чье имя неразрывно связано с именем его супруги, одной из основательниц Русского ПЕН-центра Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937—2010). Борис Мессерер, известный художник-живописец, график, сценограф, написал замечательную, правдивую и благородную книгу «Промельк Беллы. Романтическая хроника», вышедшую в АСТ в 2016 году. После проявившейся еще одной грани своего таланта Борис Асафович вступил в ПЕН, тем самым замкнув естественный круг.
«Как писатель-дебютант Мессерер позволил себе большую внутреннюю свободу, и вместе с тем как искушённый архитектор и дизайнер построил книгу с учётом чётко осознанных композиционных приёмов. Повествование прихотливо, как живая изменчивая жизнь, и в то же время пропорционально и стройно, как подобает точно рассчитанному и вписанному в окружающую среду зданию». (Анатолий Макаров).
В своих основных ипостасях театрального художника, сценографа, педагога Борис Мессерер – легендарная личность и настоящая знаменитость. Он президент ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы. Академик РАХ (1997; член-корреспондент 1990). Народный художник РФ (1993). Лауреат двух Государственных премий РФ (1995, 2002). Член Союза художников СССР с 1960 года, Союза театральных деятелей РФ и Союза кинематографистов РФ.
Мессерер довольно рано стал востребованным художником-сценографом — уже в начале 60-х создавал декорации для спектаклей «Современника» и балетов Большого театра. С последним жизнь Бориса Мессерера была связана еще и в силу семейных обстоятельств: там работали его отец Асаф Мессерер — знаменитый артист балета, балетмейстер, педагог, его супруга балерина Нина Чистова и, наконец, его знаменитая кузина Майя Плисецкая. Обо всем этом также можно прочесть в бестселлере «Промельк Беллы».
Желаем Борису Асафовичу крепкого здоровья и надеемся, что он продолжит свой столь удачно начатый литературный опыт.
НОВЫЙ РОМАН МАРИНЫ ТАРАСОВОЙ
В издательстве «Время» вышел роман Марины Тарасовой «Долгая жизнь камикадзе» (2023). Эта книга — первая крупная проза Марины Борисовны. Главная сюжетная линия произведения — трудная судьба москвички, прослеживаемая с детских лет до зрелого возраста. К героине, выросшей в неполной семье, в бедности, под аккомпанемент вечных разборок между матерью и бабушкой, после первого неудачного романа приходит разочарование; во всех своих бедах, в крахе личной жизни она винит мать, от которой отказывается, а властная бабушка, выражая протест против «неправильной» жизни внучки, совершает самоубийство. Кроме житейской драмы, в романе имеются две линии в стиле фэнтези — о пребывании в параллельном мире японского летчика-камикадзе и о путешествии во времени Москвичка-старичка, который оказывается то на похоронах фараона Эхнатона, то в палатах Ивана Грозного, то в Кремле за спиной у Сталина. Такое переплетение повествования о московской жизни второй половины двадцатого века с описанием происходящего за гранью реального бытия отражает раздумья автора об иллюзорности нашего мира.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ОЛЕГА ЧУХОНЦЕВА!
8 марта исполнилось 85 лет Олегу Григорьевичу Чухонцеву, одному из учредителей Русского ПЕН-центра. Всенародно признанный Поэт, увенчанный многими наградами, прошел тернистый путь в советские времена. Его первая поэтическая публикация состоялась в 1958 г. Составленная в 1960 г. книга стихов «Замысел» издана не была; той же участи удостоилась и следующая — «Имя». Творчество Чухонцева оказалось глубоко чуждо советским представлениям о поэзии. В 1968 г., после публикации в журнале «Юность» стихотворения «Повествование о Курбском», началась открытая травля поэта в печати, на издание его произведений был наложен негласный восьмилетний запрет. В эти годы Олег Григорьевич много занимался поэтическим переводом классической и современной поэзии стран Европы, США и СССР. Первый сборник стихотворений «Из трех тетрадей» цензура пропустила лишь в 1976 г., второй — «Слуховое окно» — еще через 7 лет. Свободным от цензурных искажений стал лишь третий — «Ветром и пеплом» (1989). Книги Чухонцева выходили с большим интервалом: «Фифиа» (2003), «Из сих пределов» (2005), «Однофамилец. Городская история» (2008), «Речь молчания. Из разных книг». (2014), «Безъязыкий толмач» (2014), «Выходящее из - уходящее за» (2015), «И звук и отзвук: из разных книг» (2019).
Олег Григорьевич удостоен многих престижных наград: он лауреат Государственной премии РФ, Пушкинской премии РФ, Пушкинской премии фонда Альфреда Тёпфера (Германия), поэтической премии «Anthologia», премии «Триумф», премии им. Бориса Пастернака, Российской национальной премии «Поэт» и др. По словам Ирины Роднянской, «Чухонцев сделал то, что многим кажется невозможным: он остался лирическим поэтом в момент, когда лирика была скомпрометирована многословием, самоповторением и предана ерническому надругательству. Чухонцев побеждает недоверие искренностью и глубиной, сопрягая в своем чувстве простое и высокое».
24 мая 2007 года на торжественной церемонии вручения национальной премии «Поэт» Олегу Чухонцеву Мариэтта Чудакова сказала: «Олега Чухонцева всегда отличало чувство порядочности и экзистенциальной свободы».
Примите наши самые горячие поздравления с юбилеем, дорогой Олег Григорьевич! Пусть Ваш негромкий, такой искренний голос как можно дольше звучит для нас, Ваших преданных читателей!
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЛЕОНИДА ГОМБЕРГА!
27 февраля отмечает 75-летие Леонид Ефимович Гомберг, писатель, журналист, филолог, литературовед, вступивший в ПЕН-центр по рекомендации Александра Городницкого и Игоря Харичева в марте 2017 г. От всей души поздравляем юбиляра и желаем новых творческих озарений и крепкого здоровья!
Леонид Гомберг окончил филфак МГУ. В 1970-х годах работал в школе, руководил театральной студией и молодёжным клубом в Москве. Репатриировался в Израиль в 1991 году. В настоящее время живёт в Москве.
В девяностые годы был главным редактором российско-израильского литературного альманаха «Перекресток — Цомет» (1994—1996) и московским редактором альманаха «Роза ветров», обозревателем газеты «Москва — Иерусалим», ответственным секретарем «Международной еврейской газеты». В 2000-е работал координатором по рекламе и информации московского отделения Еврейского агентства в России, заместителем главного редактора газеты «Информпространство». Печатался в журналах «Знамя», «Дружба народов», «Новое время», «Литературное обозрение», «Знание-Сила», «Иерусалимском журнале» (Израиль), «Слово писателя» (Израиль), «Время и мы» (США), «Слово-Word» (США) и многих других. Постоянный автор журнала «Алеф».
Леонид Гомберг - автор нескольких книг прозы, изданных в Москве и Тель-Авиве. Друг и биограф Юрия Левитанского, он написал несколько книга о нём: «Иронический человек. Юрий Левитанский: штрихи к портрету» (М.: «Время», 2012); «Юрий Левитанский. Небо памяти. Творческая биография поэта» («АСТ», 2022).
Он также автор ежегодного интернет-проекта «Предварительные итоги».
Выпуск шестой (2022-2023) :
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ВЯЧЕСЛАВА КАРПЕНКО!
23 февраля нашему старинному доброму другу, председателю Калининградского ПЕН-центра и члену нашего Исполкома Вячеславу Михайловичу Карпенко стукнуло 85! Искренне желаем дорогому Славе беречь себя, не перетруждаться, дабы мы еще долго могли наслаждаться его прозой и прекрасной компанией!
Вячеслав Михайлович на редкость деятельный и неутомимый человек. Писательский труд он всегда совмещает с массой других общественно-полезных занятий. Биография Вячеслава Карпенко настолько яркая и своеобычная, что больше напоминает приключенческий роман. Родился в 1938 году в Харькове. Во время войны был эвакуирован на Урал, где рос и заканчивал школу. После школы работал в геологических экспедициях на Севере (Коми, Карелия). Учился в Ленинграде в мореходном училище, позже в ЛГУ (журналистика). В 1987 г. закончил Высшие литературные курсы (Москва). Служил в ВМС (Балтика). Ходил в море из Мурманска и Калининграда кочегаром, матросом, механиком. Работал в газете «Калининградский комсомолец», где был ответственным секретарём в то время, когда журналисты газеты возглавили борьбу (увы, окончившуюся неудачей) за сохранение Королевского замка Кёнигсберга и превращения его в «Музей мира». В результате был вынужден уехать в Алма-Ату, где работал в газетах и журналах («Новый фильм», «Простор»). На несколько лет уходил в кочегары на высокогорной космостанции ФИАНа, пять лет служил егерем в горах Тянь-Шаня (Ала-Тау).
Вячеслав Карпенко – автор большого количества книг, отмеченных самыми разными, подчас экзотическими наградами. Например, его книга «Истинно мужская страсть» (О людях и других животных), вышедшая в серии «Русский путь» издательства «Янтарный сказ», получила диплом «Артиады» (Национальный Артийский комитет, Москва) за 2001 г. Он первый кавалер серебряного "Ордена Мухи", памятного знака в честь художника Сергея Калмыкова (Алма-Ата, 1996). В 2005 году — первый лауреат премии им. К. Донелайтиса; отмечен медалью им. М. Шолохова, медалью и знаком «300 лет Балтийского флота». В 2006 — «Человек года» Калининградского конкурса «Человек. Событие. Время» (в номинации «Связь времён»), премия «Вдохновение» за книгу "Придорожник" (Калининград, 2010). Международной Федерацией русскоязычных писателей отмечен орденом "Культурное наследие" (2013). Региональная премия "Признание-2015" за роман "ВАСИЛИЙ СКУРАТОВ, сын Бектаса, внук Досымбета и Константина" (изд. ОГИ, М., 2014).
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЕВГЕНИЯ СОЛОНОВИЧА!
21 февраля исполнилось 90 лет Евгению Михайловичу Солоновичу, замечательному переводчику итальянской литературы, которого по праву называют корифеем перевода. К Русскому ПЕН-центру Евгений Михайлович примкнул в 2002 году. Он перевёл значительный объём итальянской поэзии всех веков и направлений, в том числе произведения Данте, Петрарки, Маккиавелли, Ариосто и многих других, а также итальянскую прозу (Альберто Моравиа, Итало Кальвино, Умберто Саба и др.)
Солонович считается одним из лучших мастеров перевода и в Италии: российскому переводчику последовательно были присуждены Премия министерства просвещения Италии (за переводы из Данте, 1966), Премия Квазимодо (1969) — за ней Евгения Михайловича, кстати, в Италию не пустили; премия Диего Валери («Монцеличе») (1980), премия Эудженио Монтале (1983), премия Сабаудия (1988) и, наконец, Государственная премия Италии за достижения в области художественного перевода. Он Командор ордена «Звезда итальянской солидарности», а в 2012 г. был награжден российской премией «Мастер» в области поэтических переводов — за книгу Джузеппе Джоакино Белли «Римские сонеты». В XXI веке Евгений Солонович после долгого перерыва вернулся к оригинальному поэтическому творчеству. Его стихи тоже несут отпечаток его любимых итальянских поэтов ХХ века, но при этом совершенно оригинальны.
От всей души желаем юбиляру крепкого здоровья и творческого долголетия!
ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЖУХОВИЦКОГО (5.05.1932—17.02.2023)
На 91-м году ушел из жизни Леонид Аронович Жуховицкий, член ПЕН-центра с 2005 года, известный прозаик, драматург, публицист, педагог, автор многих пьес, киносценариев. Он родился в Киеве в семье инженеров. В Москве окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1954 г.). Начало активной творческой деятельности совпало с хрущёвской «оттепелью». В его послужном списке более четырёх десятков книг: романы и повести, пьесы, статьи, эссе, переведенные более чем на 40 языков. В прозе самый известный роман - «Остановиться, оглянуться…», лучшей своей работой Леонид Жуховицкий считал пьесу «Последняя женщина сеньора Хуана», а самой успешной книгой - «О любви», которая вышла в Швеции тиражом в 185 тысяч экземпляров.
Один из романов Жуховицкого, "Ночной волк", имеет подзаголовок: "Как любить в эпоху, для любви не приспособленную". На вопрос, известен ли ему этот рецепт, Леонид Аронович в одном из интервью ответил: «Атака на любовь сейчас идет невероятная. Все женские глянцевые журналы доказывают ее бессмысленность и ненужность. Потому что там дают советы, как правило, женщины одинокие, неустроенные, озлобленные. Я жил в Швеции, где преподавал в писательской школе, читал лекции в Америке. Для меня это страны благополучных несчастных людей, которые многое приобрели, но утратили умение любить, поэтому мои книги о любви там так популярны. Нельзя права превращать в обязанности. Ложно понятая идея равенства и феминистская формулировка "не надо нас любить, лучше уважайте" - постулаты абсолютно изуверские. В семьях без любви вырастают глубоко несчастные дети.» Сам Леонид Жуховицкий был женат пять раз, и, как говорится, каждый раз удачно.
Приносим глубокие соболезнования родным и близким Леонида Ароновича. Светлая память.
ПАМЯТИ ТАМАРЫ ЖИРМУНСКОЙ (22.03.1936—12.02.2023)
Ушла из жизни давний член Русского ПЕН-центра (с 1994 г.), поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, литературовед Тамара Александровна Жирмунская. Светлая память.
Тамара Жирмунская окончила Литературный институт (1958, семинар Евгения Долматовского), публиковалась с 1954 года в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Октябрь», «Континент», «Дети Ра», «Крещатик», «Иерусалимский журнал». Работала в газете «Труд» и журнале «Крестьянка». У Тамары Александровны вышло более десяти поэтических сборников и две книги прозы - «Мы — счастливые люди. Воспоминания» (Москва, 1995) и «Библия и русская поэзия» (Москва: Изограф, 1999).
Лауреат премии Союза писателей Москвы «Венец» (2002).
С 1999 по 2021 год Тамара Александровна жила в Германии (Мюнхен). 16 ноября 2021 года вернулась в Москву, чтобы, как она объяснила, дожить отпущенный ей срок на родине.
Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Тамары Александровны.