НОВАЯ КНИГА ЕВГЕНИЯ ЧИГРИНА
В издательстве «РИПОЛ Классик» вышла книга избранных сочинений современного русского поэта Евгения Чигрина «Болотный огонь». В этот прекрасно изданный том вошли четыре основные книги автора: «Погонщик» (2012), «Неспящая бухта» (2014), «Невидимый проводник» (2018), «Водяные деревья» (2022). Многие стихотворения опубликованы в новых редакциях и совсем по-новому составлены. В избранном – 400 стихотворений, а также обширная рубрика «Отзывы об авторе», куда вошли (частично или полностью) рецензии, очерки, статьи о подборках и книгах поэта. Получается, данный 540-страничный том создавался на протяжении почти 12 лет. Это своеобразный поэтический отчёт автора, о произведениях которого немало писали и пишут поэты и критики, да и просто читатели.
Примечательно и то, что на презентацию книги на Красной площади 6 июня, в день 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина, пришло людей больше, чем вмещает шатёр. Были известные поэты, журналисты, музыканты. Все книги, которые успели напечатать к замечательной дате, раскупили мгновенно. Прошла и автограф-сессия.
Евгений Чигрин прочитал не только те произведения, которые вошли в большой том избранного, но и совсем новые.
ПРИГЛАШАЕТ ИГОРЬ ВОЛГИН
8 июня, в субботу, в 14:00, на Книжном фестивале «Красная площадь» в Художественной зоне, шатёр 19 (напротив Кремля) состоится презентация книги ИГОРЯ ВОЛГИНА «КРУГОВАЯ ПОРУКА. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ДОСТОЕВСКОГО».
ПРИГЛАШАЕТ ЕВГЕНИЙ ЧИГРИН
6 июня, в день 225-летия А.С.Пушкина, в 20 час., на книжной ярмарке «Красная площадь», в Художественной зоне, шатёр 19 (напротив Кремля) состоится презентация книги избранных стихотворений Евгения ЧИГРИНА «БОЛОТНЫЙ ОГОНЬ» (изд. Рипол классик, 2024, 540 стр.). Читает автор.
НОВАЯ КНИГА НАТАЛЬИ СЕЛИВАНОВОЙ
В московском издательстве «У Никитских ворот» вышла в свет новая книга члена Русского ПЕН-центра, публициста и писателя Натальи Селивановой «Второе рождение».
В книге, объединившей семисерийный сценарий «Деловая женщина» и эссе о кино, Н.Селиванова представлена как кинодраматург, работающий на высоком уровне художественного обобщения. По сути это ответ на размышления в «Автографе» (книга Н.Селивановой, М., изд. «У Никитских ворот», переизд., 2023) Виктора Ерофеева о криминализации в 90-е годы, судьбах элиты и страны.
Публикация отдельным томом большого киносценария – явление в книжном мире редкое, еще и нерядовое, поскольку прослеживает судьбу нетипичной главной героини в очень нетипичных условиях.
Героиня Ольга Русакова образована, умна и амбициозна. Ольга спокойно вписывается в мир мужчин, играя по мужским правилам, пользуясь мужской помощью, но идя при этом к собственной цели. В общем контексте современных отечественных экранных искусств такая героиня сериала является прорывом.
Оказавшись в сфере PR и взаимодействуя с сильными мира сего, она сохраняет собственную мораль так же естественно, как ее пытаются обойти те, кто не привык «установками воспитания» себя обременять. Однако киносценарий «Деловая женщина» конфликтом в многочисленных линиях «плохой-хороший», «сильный-слабый» себя не исчерпывает. Перед нами полноценная современная драма, предельно точно отражающая перипетии в высокой политике, региональной элите, близких к власти комьюнити, бизнесе, гламурном общении, моде, музыке, личных отношениях мужчин и женщин, наблюдавшиеся в России на рубеже 10-х годов ХХI века.
Надо признать, что в творчестве Наталья Селиванова упорно отталкивается от исторических реалий в самом широком смысле слова, благородно защищая переживаемый нами отрезок от полного исчезновения с радаров человеческого внимания. А внимание нынешнего читателя и зрителя для автора становится все дороже с особенностью сознания фокусироваться на новости или проблеме пугающе коротко. Такая требовательность к бытописанию похвальна, близка к художественному архивированию, и явленный срез общества с узнаваемыми лицами, яркими диалогами – проводниками в мир героев - быстро и запоминающе восстанавливает картину, унесенную ветром времени. Именно поэтому за силуэтами персонажей в киносценарии Натальи Селивановой безошибочно угадываются человеческие типы, развернувшиеся в России в последние 20 лет. Эти образы отсылают к творчеству Юрия Полякова, Эфраима Севелы и Сергея Довлатова.
НОВАЯ КНИГА НАТАЛЬИ СЕЛИВАНОВОЙ
В издательстве «У Никитских ворот» вышла книга Натальи Селивановой «Автограф. Культура конца ХХ века в диалогах и наблюдениях». Собранные под одной обложкой беседы, критические статьи, эссе о знаковых событиях и знаменитых героях последнего десятилетия прошлого века – достоверный и объективный источник о переломной эпохе в наши времена, времена постправды.
Пора глубокого, обоснованного взгляда на события 30-20-летней давности в России, в отечественной культуре вот-вот наступает. «Автограф…» Н.Селивановой стал едва ли не первым впечатляющим писательским трудом, который реконструирует художественные процессы сложнейшего времени. Для понимания краха, хаоса, растерянности, свободы 90-х, внутри которых наши мастера жили, думали, писали, вопреки историческим обстоятельствам, Селиванова предприняла ответственную и удачную попытку. Сквозь авторский текст проступает стилистическая выверенность, чисто человеческая точность, основательность в подборе авторитетных фигур, актуальных литературно-философских тем, в умении через индивидуальное переживание писателя в текущем моменте подчеркнуть свое и выйти на социально-психологическое обобщение с внятными ценностными ориентирами и нравственными идеалами… Как это дорого в литературе было во все времена.
500-страничный том - это еще рассказ Натальи Селивановой о себе, о своем кредо, переживаниях, становлении и творчестве с наводящими вопросами. Нетипичное построение характера героя 90-х через рефлексии известных деятелей культуры, совместное обсуждение творчества – ключевой художественный прием автора.
«Автограф…» особенно необходим молодым гуманитариям, исследователям, всем, кому дороги рассудительные, полнокровные голоса российской культуры. Мы видим «прекрасные черты» старших товарищей, друзей и коллег, проступающие в новом времени «из темноты».
Глубокое знание затушеванных тем и сторон жизни творческой и властной, известные прототипы и яркие персонажи, интригующие сюжеты, блестящий в благородной простоте и живости слог делают чтение захватывающим.
«ДУХИ ДЛЯ РОБОТОВ И МАНЕКЕНОВ» АЛЕКСАНДРА ЧАНЦЕВА ПРЕДСТАВЛЕНЫ В МОСКВЕ
В Музее А. Толстого 9 декабря состоялась презентация книги Александра Чанцева «Духи для роботов и манекенов» (СПб.: Пальмира, 2023).
Несмотря на морозную погоду, многочисленная и самая разнообразная публика - гость годовалый и в 70 раз его старше - собралась на вечер.
Данил Файзов из «Культурной инициативы», открывая мероприятие, сказал про сочетание у Чанцева мисимианской яркости и борхесовского интеллектуализма, к которым, впрочем, вся его самобытность отнюдь не сводится.
Известная флейтистка Мария Алиханова исполнила очень сложную и оригинальную композицию – Cassandra’s Dream Song Брайна Фернихоу, ныне живущего представителя направления новая сложность.
Ирина Абрамян, представляя исполнение, увязала принципы этой композиции, вообще новой классики и чанцевского стиля, ссылаясь при этом на статью Ольги Балла и любимого композитора Чанцева Гризе. Публика интересовалась затем нотами этого сочинения.
Татьяна Данильянц подарила свой лимерик – посвященный выступающему и роботам. И сказала еще в частности, что Чанцев - востоковед, следовательно – мост между различными культурными мирами.
Ольга Балла прочла настоящий фундированный доклад, посвященный жанровым и стилистическим особенностям чанцевского письма.
Инга Кузнецова говорила об уязвимости и отваге его прозы, а еще, что у каждого есть свой Чанцев. И перечислила основные темы этой книги – от смерти до сугробов и от бабочек до шахмат. Одевшись, как черная пешка (Чанцев был в белом), про шахматы отрывок из книги Инга и прочла.
Максим Гуреев, только прилетев из Екатеринбурга и настоящих там холодов, все равно выступил и сказал, что Чанцев – человек-жест, а это редко бывает. Еще говорил Гуреев в своем выступлении про Босха и Сашу Соколова.
На последовавшем фуршете гости поздравляли и произносили теплые тосты. Игорь Сид предложил выпить за Мисиму, которым занимается Чанцев как японовед, Юлия Рахаева – за семью автора, присутствующую на страницах этой книги, а Дмитрий Данилов сказал, что проза Чанцева уникальна, в наши все упрощающие времена он позволяет себе писать сложно, без скидок.
Всем понравился и раздаточный материал с QR-кодами на все предыдущие книги Чанцева, а также выпущенные специально к этому вечеру памятные значки.
«ОТТЕПЕЛЬ КАК НЕПОВИНОВЕНИЕ». ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ СЕРГЕЯ ЧУПРИНИНА
23 ноября в Доме Ростовых состоялся творческий вечер главного редактора журнала «Знамя», члена Русского ПЕН-центра Сергея Чупринина, на котором он представил книгу «Оттепель как неповиновение» (М.: Новое литературное обозрение, 2023).
Это уже третья большая работа Сергея Ивановича Чупринина, посвященная культурному наследию 1950-60-х годов. Книга представляет собой хронику главных культурных событий оттепельной поры и уникальный взгляд на яркую и сложную эпоху глазами ее легендарных участников — Пастернака, Твардовского, Евтушенко и многих других.
На вечере выступили Евгений Сидоров, Игорь Волгин, Ирина Роднянская, Александр Осповат, Сергей Дмитренко и другие. Разговор шёл о самых важных сюжетах оттепели и о ее героях, со многими из которых Сергею Чупринину посчастливилось дружить и работать.
Вечер был организован АСПИР и проектом «Культурная Инициатива», Вел вечер глава АСПИР Сергей Шаргунов.
Фото Ольги Ильницкой.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КНИГИ ИЗБРАННОГО ЕВГЕНИЯ БЕНЯ
22 октября в ПЕН-центре состоялось представление новой книги Евгения Беня «Этюды московского наблюдателя. Избранные эссе и смыслы» (М., «Б. С. Г. - Пресс», 2023), в котором было несколько десятков участников – писателей, литературоведов, журналистов, а также коллег и друзей автора книги. Среди выступавших – главный редактор издательств «ОГИ» и «Б. С. Г. - Пресс» Максим Амелин, заведующий кафедрой современного литературного процесса МГУ Михаил Голубков, секретарь Союза писателей Москвы Игорь Харичев, писатель и историк Леонид Гомберг, литературовед и публицист Владимир Радзишевский, раввин Давид Карпов, политолог-аналитик Икбаль Дюрре, главный специалист по публикациям РГАЛИ Елена Бронникова, поэт и журналист Николай Пропирный, литературовед и искусствовед Вера Калмыкова, искусствовед Ольга Потемкина, историк литературы и писатель Станислав Айдинян. Евгений Бень по ходу содержательного диалога поделился тем, как на протяжении более чем четырех десятилетий вызревала и готовилась его разножанровая книга избранного.
Мероприятию сопутствовала исключительно теплая, дружественная, доверительная атмосфера.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ЗОИ БОГУСЛАВСКОЙ «ПОРТРЕТЫ ЭПОХИ».
16 октября 2023 года в ЦДЛ состоялась презентация книги Вице-Президента Русского ПЕН-центра Зои Борисовны Богуславской «Портреты эпохи: Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский, Василий Аксёнов…». Серия «Картина времени» издательства АСТ. Организаторы презентации - Фонд им. Андрея Вознесенского и редакторы АСТ.
Книга Зои Богуславской рассказывает об одном из самых интересных и неоднозначных периодов советской эпохи - 1960-х и ее ярчайших представителях.
Яркий интерес к людям, любовь к искусству, подвижничество стали стимулом приверженности Зои Богуславской многим выдающимся талантам в России и за рубежом. Она на редкость многогранная личность - писатель, прозаик, эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед, создатель культурных проектов, признанный авторитет и эксперт в области кино, театра и литературы.
Зоя Борисовна ответила на вопросы и поделилась своими впечатлениями от встреч с мировыми знаменитостями: Лилей Брик, Татьяной Яковлевой, Бриджит Бардо, Михаилом Барышниковым, Нэнси Рейган, Марком Шагалом, Франсин дю Плесси Грей и многими другими.
Активное участие в презентации приняли Иосиф Райхельгауз и Татьяна Щербина. Публика долго не отпускала потрясающую Зою Борисовну, уже готовящуюся отметить в апреле будущего года 100-летие.