Юбилеи

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ОЛЕГА КЛИНГА!

06-02-2023 просмотры 19

Клинг

1 июня исполнилось 70 лет  Олегу Алексеевичу Клингу, писателю, доктору филологических наук, профессору, вступившему в Русский ПЕН-центр в 2003 году по рекомендации Лазаря Лазарева и Татьяны Бек. От всей  души поздравляем юбиляра, и желаем новых свершений на творческой стезе!

Олег Клинг работает на филфаке МГУ с  1996 г., а с 2008 г. он зав. кафедрой теории литературы и читает общие курсы по теории литературы и введению в литературоведение, ведет спецсеминар «Поэтика русского символизма и постсимволизма». Кандидатская диссертация (1984г.) - "В.Я.Брюсов в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала ХХ в.", докторская диссертация (1996) - "Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х гг." Круг его научных интересов чрезвычайно обширен: проблемы русского символизма и постсимволизма (акмеизм, футуризм, имажинизм), русско-немецкие литературные связи (А.Белый и Г.Гессе), наследие А.Блока, В.Брюсова, А.Белого, Ф.Сологуба, Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Ахматовой, Н.Гумилева, Б.Пастернака, М.Цветаевой, О.Мандельштама, В.Хлебникова, С.Есенина.


АЛЕКСАНДРУ КАНЕВСКОМУ – 90!

05-29-2023 просмотры 30

Каневский

От всей души поздравляем с юбилеем Александра Семёновича Каневского, члена Русского ПЕН-центра с 2008 года!  Доброго здоровья и неиссякаемой творческой энергии! Многая лета!

Прозаик, поэт, драматург, киносценарист Александр Семёнович Каневский (родной брат актёра театра и кино Леонида Каневского), родился в Киеве 29 мая 1933 г., с 1991 г. живёт в Израиле.

Александр Каневский окончил школу с золотой медалью, но в Киевский университет не был принят. Окончил Киевский автомобильно-дорожный институт, после чего был распределён в город Кзыл-Орда (Казахская ССР), где написал свою первую пьесу. После возвращения в Киев писал программы для популярных артистов эстрады  Тарапуньки и Штепселя, сценарии для мультфильмов, пьесы и киносценарии. Печатался в московских газетах и журналах, в 1980 г.  переехал в Москву. Был одним из авторов популярной юмористической телепередачи «Кабачок „13 стульев“», участником не менее популярной юмористической телепередачи «Вокруг смеха», создал и руководил театром «Гротеск». В 1991 г. эмигрировал в Израиль, где поселился в Тель-Авиве. Издавал юмористические журналы «Балаган» и «Балагаша» для детей, а также сатирическую газету «Неправда». Написал более двадцати повестей и сборников рассказов, пьес и репортажей, изданных общим тиражом более миллиона экземпляров.

Александр Семёнович был членом Профессиональных комитетов драматургов Киева и Москвы, а также Союза кинематографистов СССР и Союза театральных деятелей. Член Союзов русскоязычных писателей Израиля (входит в правление), Союза кинематографистов России, Международной академии науки, образования и культуры (США). Он лауреат Международного конкурса «Алеко», Международного Московского кинофестиваля, премии им. Юрия Нагибина (2009), премии Федерации союзов писателей Израиля (за роман «Смейся, Паяц!»), премии конкурса «Человек года» в Лондоне (2010), Золотой медали Франца Кафки (2011).


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЛЮДМИЛУ ПЕТРУШЕВСКУЮ!

05-26-2023 просмотры 40

petrushevskaya_720_min

26 мая празднует юбилей Людмила Стефановна Петрушевская, член Русского ПЕН-центра с 1991 года. От всей души поздравляем замечательную юбиляршу и желаем доброго здравия и хорошего настроения!

Общепризнанный литературный классик, Людмила Петрушевская  начала писать в середине 60-х и дебютировала в 1972 году рассказом «Через поля» в журнале «Аврора». Ее пьесы ставили Роман Виктюк, Марк Захаров и Юрий Любимов.  Людмила Петрушевская настолько многогранна, ярка и индивидуальна, что одно перечисление всех ее творческих ипостасей заняло бы не одну страницу. Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости. Она автор множества неповторимых, оригинальных сказок (чего стоят одни названия: «Морские помойные рассказы» или «Пуськи Бятые»), ее перу принадлежат сценарии фильмов, простых и мультипликационных («Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», «Краденое солнце» и др.) Людмила Стефановна неистощима на выдумки, фантазия ее поистине безгранична. Она не только пишет, но еще и поет, мастерит шляпки и куклы.

В 1991 году Людмила Петрушевская стала вторым лауреатом Пушкинской премии Гамбургского Фонда Альфреда Тёпфера (первым в 1990 г. был Андрей Битов). 2002 – премия «Триумф» и Государственная премия России. 2008 – Бунинская премия и литературная премия им. Н.В.Гоголя  в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение: «Маленькая девочка из Метрополя». 2009 – Всемирная премия фэнтези - World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году.   В 2021 г. Людмила Петрушевская отказалась от звания лауреата Государственной премии в знак протеста против попыток Генпрокуратуры ликвидировать правозащитный центр «Мемориал» (признанный в России иноагентом).


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АЛЕКСАНДРА ЛЮСОГО!

05-15-2023 просмотры 37

Юбилей

14   мая отмечает 70-летие Александр Павлович Люсый, культуролог, краевед, публицист, литературный критик и журналист, вступивший в Русский ПЕН-центр в 2009 год. Наши сердечные поздравления и пожелания крепкого здоровья юбиляру!

Александр Люсый - профессор Института кино и телевидения (ГИТР); доктор филологических наук (в 2017 году защитил в Вологодском университете докторскую диссертацию по филологии «Русская литература как система локальных текстов»);  разработал текстологическую концепцию русской культуры, культуры как суммы и системы локальных текстов. Автор концепции крымского текста в русской литературе.


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЮРИЯ РЯБИНИНА!

04-26-2023 просмотры 43

50658289_1937258892990148_972029250309718016_n

26 апреля отмечает 60-летие писатель и литературовед Юрий Валерьевич Рябинин, член Русского ПЕН-центра с 2020 года. От всей души поздравляем юбиляра и желаем новых, таких же интересных, книг и публикаций!

Юрий Рябинин окончил филологический факультет МГУ (1990). Как литературовед специализировался на литературе Русского Зарубежья (Бунин, Гиппиус, Вл. Максимов). Первый рассказ опубликовал в 1989 г. Многочисленные публикации в газетах и журналах: «Московский вестник», «Родина», «Москва», «Время и мы» (Нью-Йорк), «Литературный европеец» (Франкфурт-на-Майне) и пр.

Автор книг «Операция доктора Снегирёва» (М., 1994). «Усадьба-призрак» (Роман-газета, 2004), «Жизнь московских кладбищ» (2006), «Русское юродство» (2007), «Заговор лилипутов» (2008).

В прозе Юрий Рябинин нашёл свой стиль, предвосхитив акунинские романы, иносказательно передавая образ ушедшей России, создавая почти сказочный мир, оставшийся за порогом новой эпохи. Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (1996) и журнала «Москва» (2003).


К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ АНДЖАПАРИДЗЕ (21.04.1943—22.05.2005)

04-21-2023 просмотры 51

Анджапаридзе

Переводчик, литературный критик и литературовед Георгий Андреевич Анджапаридзе был членом Русского ПЕН-центра с 1990 г.  Он был знаковой фигурой отечественного книгоиздания доперестроечной поры, крупнейшим теоретиком жанра детективной литературы.

Окончив филологический факультет (1967) и аспирантуру МГУ, в 1973 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Сатирические романы Ивлина Во». Преподавал на филологическом факультете МГУ (1970—1972), работал в издательстве «Прогресс» (1972—1976), в ИМЛИ (1976—1982), был главным редактором издательства «Радуга» (1982—1987), директором «Художественной литературы» (1987—1996). В 90-е гг. активно сотрудничал с издательством «Вагриус».

Анджапаридзе -  составитель сборников и автор статей о творчестве Ивлина Во, Уильяма Голдинга, Олдоса Хаксли, Кейта Уотерхауса и др.

По оценкам современников, Георгий Анджапаридзе — непревзойдённый знаток английской литературы, энциклопедически образованный, давший путёвку в жизнь многим книгам британских писателей на русском языке, эрудит, человек фантастического остроумия и артистизма, шутки которого ходили в литературной Москве по кругу.

Светлая память.


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АЛЕКСАНДРА ПАРНИСА!

04-18-2023 просмотры 67

Парнис

18 апреля исполнилось 85 лет Александру Ефимовичу  Парнису, члену ПЕН-центра с 1991 года, филологу, литературоведу, исследователю поэзии Серебряного века и русского футуризма. Парнис - автор более сотни статей о Блоке, Мандельштаме, Маяковском, Пастернаке, Бурлюке, Малевиче и др. Много лет посвятил изучению жизни и творчества Велимира Хлебникова, подготовил к печати несколько книг его и о нем. Был литературным секретарем Виктора Платоновича Некрасова. Старший научный сотрудник Института мировой литературы.

В одном из интервью, данном десять лет тому назад, Александр Ефимович,

 сказал: «Начинаешь думать: а ты что сделал, что для тебя важно в этой жизни. Мы уже все в таком возрасте, наше поколение на закате жизни, и каждый подводит свои личные итоги. Я тоже подвожу итоги и считаю, что многое упустил и многого не смог и не сделал. Самое смешное, что вышла книжка, посвященная мне («Авангард и остальное. Сборник статей к 75-летию А.Е. Парниса». М.: Три квадрата, 2013), а у меня нет ни одной собственной книжки, и в этом моя личная трагедия… У меня не было карьеристских амбиций никогда, я не делал себе карьеру. Я всегда считал, что я занимаюсь любимым делом, а на все остальное мне наплевать. Когда прошла жизнь, понятно, что не наплевать, что ты оставишь после себя. Это ведь очень грустное ощущение времени.»

Не хотелось бы заканчивать поздравление на грустной ноте. Александр Ефимович – настоящий подвижник, самозабвенно и увлеченно открывающий для нас неизвестные страницы жизни и творчества ярчайших поэтов прошлого столетия. Здоровья и новых открытий, дорогой Александр Ефимович!


К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА СОКОЛОВА (18.04.1928—24.01.1997)

04-18-2023 просмотры 68

Соколов

Поэт, эссеист и переводчик Владимир Николаевич Соколов был членом Русского ПЕН-центра с 1990 года. Первое стихотворение Владимира Соколова «Памяти товарища» было опубликовано в «Комсомольской правде» в 1948 г. Дебют не остался без внимания Степана Щипачёва (статья «Заметки о поэзии 1953 года»). Он рекомендовал поэта в Союз писателей СССР. Первая книга, которую Соколов хотел назвать «Крылья», вышла в 1953 г. под заглавием «Утро в пути».

Первым браком Владимир Соколов был женат на болгарке Х. Х. Поповой, он много переводил с болгарского. В 1960 г. вышла его книга «Стихи из Болгарии». В 1961 г. супруга покончила жизнь самоубийством. Вторая жена Соколова — Марианна Евгеньевна Роговская, литературовед и филолог, долгие годы возглавлявшая Дом-музей А. П. Чехова в Москве. В 2005 г. Марианна Роговская-Соколова стала членом Русского ПЕН-центра.

Многие стихотворения Соколова посвящены родной тверской земле. В их числе «На станции» (1950), «Вечер на Родине» (1951), «Окраина» (1953), «Звезда полей» (1963), «Лучшие годы я прожил» (1972), «Еще гудели где-то паровозы» (1984).

В.Н.Соколов — кавалер ордена Кирилла и Мефодия (Болгария, 1977), лауреат Государственной премии СССР (1983), Международной премии имени Н. Вапцарова (1989), первый лауреат Государственной премии России им. А. С. Пушкина (1995), Международной Лермонтовской премии (1996), награждён многими государственными наградами СССР и РФ.

Документальный фильм о Соколове «Я был поэтом на земле. Владимир Соколов» ( 2008) был показан на телеканале «Культура» на следующий день после 80-летия со дня рождения поэта.

Светлая память.


К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БОРИСА СТРУГАЦКОГО (15.04.1933—19.11.2012)

04-15-2023 просмотры 54

Стругацкий Борис

Прозаик и публицист, известнейший российский фантаст Борис Натанович Стругацкий был членом Русского ПЕН-центра с 1995 года. Приводим отрывки из статьи Андрея Щербака-Жукова «Думать – это не развлечение» о Борисе Стругацком, опубликованной в Литературной газете.

“В 1955 году окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета, получил специальность «звёздный астроном». Работал в Пулковской обсерватории. В конце 50-х годов начал писать в соавторстве с братом Аркадием Стругацким. Вскоре литературный дуэт «братья Стругацкие» приобрёл культовое значение. Несмотря на то, что формально писатели работали в рамках научной фантастики, их авторитет всегда выходил за пределы этого направления в литературе.”

“Совокупный тираж произведений братьев Стругацких, изданных в СССР и России, – порядка пятидесяти миллионов экземпляров. Кроме того, их книги выдержали более 620 изданий в 33 странах мира на 42 языках. В период застоя некоторые произведения Стругацких впервые выходили за рубежом в эмигрантских издательствах «Посев» и «Ардис». По сценариям, написанным писателями, поставлены кинофильмы: «Сталкер», «Дни затмения», «Чародеи», «Гадкие лебеди», «Обитаемый остров» и другие. Повесть «Трудно быть богом» экранизировалась дважды – немецким режиссёром Питером Фляйшманом и Алексеем Германом-старшим.”

“Так они и писали. Аркадий Натанович в избытке фонтанировал идеями, образами, сюжетами, а Борис Натанович, словно Роден, отсекал лишнее. Именно такое сочетание несочетаемого и позволило родиться такому уникальному дуэту. Ещё в начале своего совместного творческого пути участники тандема договорились, что есть писатель «братья Стругацкие», но нет писателей «Аркадий Стругацкий» и «Борис Стругацкий». Все сольные проекты подписывались псевдонимами.”

“После смерти в 1991 году брата и соавтора Борис Стругацкий три года молчал, точнее, писал в основном публицистику. Своё состояние он образно охарактеризовал так: «Представьте, много лет подряд вы с напарником пилите двуручной пилой огромное бревно; теперь напарник ушёл, вы остались в одиночестве, а бревно и пила никуда не делись, надо пилить дальше…»

И всё-таки в 1994 году под псевдонимом С. Витицкий вышел его роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Это сложное и многоплановое, в соответствии со сложным временем, мрачное произведение было неоднозначно принято читателями. В своём самостоятельном творчестве он в целом продолжил линию, которую вёл вместе с братом. Только несколько более отошёл от развлекательного момента, а для постановки всё тех же неразрешимых социальных и морально-нравственных вопросов воспользовался современным материалом. Это подтвердил и его второй сольный роман – «Бессильные мира сего».”