К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ТКАЧЕНКО (19.04.1945-5.12.2007)
Сегодня Александру Петровичу Ткаченко было бы всего лишь 75, а его нет с нами вот уже более 12 лет. Талантливый в любой своей ипостаси – футболист, поэт, правозащитник, прозаик, публицист, он всегда помогал людям. Поистине невосполнимая утрата. Саша был директором ПЕНа с 1994 г., и Русский ПЕН-центр был в числе наиболее активных в Международном ПЕН-сообществе. Сашу фром Раша любили все. Не зря Андрей Георгиевич Битов полностью полагался на Ткаченко не только в правозащитных делах, но и в международных контактах и готовил его в свои преемники. Увы, не удалось.
Незадолго до смерти Александр Петрович успел опубликовать, пожалуй, свою главную книгу «Сон крымчака, или Оторванная земля». В своем предисловии Георгий Гачев написал: «Есть такой жанр, “книга народа” – сама собой сложившаяся в памяти людей энциклопедия жизни, которую взялся записать-пересказать одаренный искрой Божьей слова писатель. Вообще Карасубазар и община крымчаков вокруг него – это в исполнении Александра Ткаченко особая планета, анклав, как в «Миргороде» Гоголя – тоже целое население персонажей.»
Нам очень не хватает нашего Петровича…
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ НИКОЛАЯ АНАСТАСЬЕВА!
Известному литературоведу, члену Русского ПЕН-центра Николаю Аркадьевичу Анастасьеву исполнилось 80 лет. От всей души поздравляем юбиляра и желаем здоровья и неиссякаемого вдохновения!
Николай Аркадьевич окончил филологический факультет МГУ (1962), на протяжении многих лет преподавал там же (с 1990 г. профессор). Доктор филологических наук (1982). Специалист по американской литературе XX века, в том числе по творчеству Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Артура Миллера. Опубликовал также книги о казахских писателях Абае Кунанбаеве, Мухтаре Ауэзове (в серии «Жизнь замечательных людей») и Абдижамиле Нурпеисове.
Работал в журнале «Вопросы литературы» (1967—1988), затем «Иностранная литература» (с 1988 г.). Публиковал статьи в журналах «Литературное обозрение», «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов» и т. д. Лауреат премии журнала «Литературное обозрение» (1984).
100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИГОРЯ ХОЛИНА (11.01.1920—15.06.1999)
Игорь Холин — знаковая фигура советской неподцензурной поэзии, участник Лианозовской группы (вместе с Игорем Холиным в нее входил его друг Генрих Сапгир, оба были членами Русского ПЕН-центра, и оба умерли в 1999 году.) Холин - автор до примитивности ясных и обескураживающих этой ясностью произведений. Как заметил Лев Рубинштейн, эти строки «кажутся написанными не на бумаге, а, допустим, на заборе. Или на плакате типа „Не проходите мимо”. Или на обшарпанной стене барачного коридора».
* * *
На асфальте валяется
Папиросная
Коробка
В небе Солнце
Улыбается
Как живое
Один пьяный
Угодил башкой
В плевательницу
Один важный человек
Всунул глаз
В замочную скважину
Лица людей
Стерты
Как каблуки
Мне смешно
Я как все
О биографии Холина известно мало, а то, что известно, не всегда вызывает доверие, поскольку он имел склонность мистифицировать собственную жизнь. Игорь Холин родился в 1920 году, в годы Гражданской войны попал в детдом, затем бродяжничал, а после был принят воспитанником в армию, в училище «красных старшин» в Харькове. Он прошел всю Великую Отечественную войну, где был дважды ранен, а после войны поселился в Москве. Его первые стихи появляются в 1948 году, отчасти благодаря случаю. Отбывая двухлетний тюремный срок в Лианозово, Холин зашел за книгами в местную библиотеку (ему разрешалось иногда выходить за пределы зоны); библиотекаршей оказалась Ольга Потапова, жена Евгения Кропивницкого. Вокруг Кропивницкого в те годы стихийно сложилось неформальное объединение поэтов и художников, позже получившее название «Лианозовская школа» (она же — «барачная»).
В 1950-х годах Холин пишет стихи, которые потом соберет в книгу «Жители барака». Следующая книга — «Космические стихи», затем к началу 1970-х складываются сборники «Воинрид» и «Дорога Ворг». Тогда же он писал и прозу. В прозе Холин тоже экспериментирует с формами, его роман «Кошки-мышки» и сборники рассказов сегодня менее известны, чем его поэзия, но тем не менее замечательны. Все эти тексты бытовали только в самиздате, и нельзя было даже вообразить себе их публикацию. Параллельно он писал стихи для детей — единственный доступный формат, который мог обойти цензуру.
https://gorky.media/context/laquo-skuchno-zhitelyam-baraka-raquo-o-poezii-igorya-holina/
На фото Г.Сапгира: И. Холин. Коктебель, 1964.
МАКСИМУ АМЕЛИНУ – 50!
Поздравляем с юбилеем поэта, издателя, критика и литературного переводчика, члена Русского ПЕН-центра с 2005 г. Максима Альбертовича Амелина! Желаем такой же творческой многосторонней активности еще на долгие годы!
Максим родился 7 января 1970 г. в Курске. После армии учился в Литературном институте имени Горького, занимался в семинаре Олеси Николаевой. Изучал латынь и древнегреческий и особое внимание уделял античной литературе. К 50 годам за его спиной — переводы Гомера, Пиндара, Катулла и других античных классиков. Переводит Амелин и с других языков — грузинского и украинского. С 1995 года работал коммерческим директором в издательстве “Symposium”, с 2008 года — главный редактор ОГИ - «Объединённого гуманитарного издательства» (специализируется на современной и классической прозе и поэзии, а также на воспоминаниях и литературной критике). Занимаясь издательской деятельностью, Амелин, в частности, выпустил сборник стихов «русской Сапфо» Анны Буниной — популярной поэтессы XIX века, незаслуженно забытой в нынешнее время.
Максим Амелин - автор сборников собственных стихов «Холодные оды», «Dubia», «Конь Горгоны», собрания статей и эссеистики «Гнутая речь». В филологических кругах поэта называют «архаистом-новатором» — за то, что в его лирике прослеживается влияние русской поэзии XVIII века и античной литературы.
Стихи Максима Амелина переведены на множество других языков. Он — лауреат многих престижных премий: Большая премия «Московский счёт» (2004), Бунинская премия (2012), Литературная премия Александра Солженицына (2013) – «за новаторские опыты, раздвигающие границы и возможности лирической поэзии, за развитие многообразных традиций русского стиха и за обширную просветительскую деятельность во благо изящной словесности». Максим стал последним лауреатом премии «ПОЭТ» в 2017 г.
ВЯЧЕСЛАВУ КУПРИЯНОВУ – 80!
23 декабря празднует юбилей известный поэт, писатель и переводчик, член Русского ПЕН-центра с 2004 года Вячеслав Глебович Куприянов. От всей души поздравляем юбиляра и желаем долгих, ярких и интересных лет насыщенной творческой жизни!
Совсем недавно вышла новая книга в его переводе - «Головоломка» (ОГИ, 2019) знаменитого немецкого поэта-бунтаря Ханса Магнуса Энценсбергера.
Куприянов - один из основателей русского верлибра и по праву считается самым переводимым нынче поэтом - стихи Вячеслава Глебовича переведены более, чем на 40 языков. В разговоре о поэзии с Сергеем Алихановым Вячеслав Куприянов отметил: "Наша переводческая индустрия породила подстрочники как явление. В те годы стихи западных поэтов-верлибристов - уже в виде подстрочников - попадали в руки наших переводчиков, не знающих иностранных языков, но кормящихся возле издательств. Этим ловким людям нужно было поправить - в их понимании - только знаки препинания. Это и породило предвзятое отношения к верлибру как к жанру.»
Вячеслав Куприянов – член Европейской Академии наук и искусств (Зальцбург), автор впечатляющего количества сборников переводов с немецкого, своей поэзии и книг прозы. Он лауреат многих премий - Европейской литературной премии (Югославия, 1987), премии Министерства культуры и образования Австрии (2006), Международной премии им. Бранко Радичевича (Сербия, 2006), Бунинской премии (Москва, 2010). Он стал первым лауреатом литературного фестиваля в городе Баня-Лука, столице Республики Сербской (в составе Боснии и Герцеговины) и был принят в Союз писателей Республики Сербской.
2018-й год был особенно урожайным на награды: Вячеслав Глебович был награжден серебряной медалью Союза деятелей культуры «Крайинский круг», город Неготин, Сербия - «за заслуги в поэзии и укрепление братских отношений с деятелями культуры Сербии». Кстати, дружеские связи Вячеслава Куприянова с балканскими странами имеют давнюю историю. В 1999 году ему был вручен Литературный жезл Македонии – награда Союза писателей Македонии. В том же году после поездки по разрушенной Сербии он стал почетным членом Союза писателей Сербии.
Еще одну почетную премию Вячеслав Куприянов получил в 2018 г. в Ханты-Мансийске, где состоялась торжественная церемония награждения лауреатов литературной премии «Югра», учредителями которой являются правительство автономного округа и благотворительный фонд «Дорога жизни». Вячеслав Куприянов был назван лучшим переводчиком. В 2018 г. Куприянов стал также лауреатом премии Naji Naaman literary prizes (Япония/Ливан).
Высоко ценят творчество Куприянова и отечественные коллеги: ему были вручены две премии Союза писателей России - премия «Очарованный странник» имени Н.С. Лескова и премия по переводной литературе «Сердец связующая нить».
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЕВГЕНИЯ ХАРИТОНОВА!
9 декабря 2019 года отмечает 50-летие член Русского ПЕН-центра с 2007 г., поэт, критик, историк литературы и кино, переводчик болгарской поэзии и фантастики, музыкант Евгений В. Харитонов. Поздравляем юбиляр и желаем, чтобы следующие полвека прошли так же креативно и неутомимо!
Евгений Викторович Харитонов учился на филологическом факультете Калужского педагогического института, затем служил в рядах Советской Армии. Окончил филологический факультет и аспирантуру Московского педагогического государственного университета (бывший МГПИ им. В.И. Ленина). Работал в периодике, в школе, редактором в издательствах. В 1999-2011 гг. — заведующий отделом критики журнала « Если», в 2008-2010 гг. — соредактор журнала «Знание – сила: Фантастика», в 2011-2013 гг. — старший научный сотрудник Российской книжной палаты. В настоящее время — руководитель литературных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи, куратор литературного салона «Современники-XXI», шеф-редактор ежемесячной библиотечной газеты о молодёжи и для молодёжи «Территория L».
Творческий вечер «#харитонов50» по случаю юбилея состоится 11 декабря в 20.00 в Музее-театре «Булгаковский дом» (Театральный зал). В программе — новые и старые стихи, поэты, актёры, музыканты и фантасты. Поддержку на сцене оказывают Татьяна Виноградова, Сергей Летов, Олег Дивов, актёры молодёжных театров "Дирижабль" (МГУ) и "Чайка", Константин Кедров и др.
Сбор гостей - 19.30. Вход свободный.
ВАЛЕРИЮ ПОПОВУ – 80!
Поздравляем с юбилеем Валерия Георгиевича Попова, члена ПЕН-центра с 1991 года и его бессменного Вице-Президента! От всей души желаем юбиляру доброго здоровья и неиссякаемой творческой энергии!
Валерий Попов родился 8.12.1939 года в Казани. В первый класс пошел уже в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт, с 1963 по 1969 год работал инженером. В 1970 г. окончил сценарный факультет ВГИКа. С 2003 года — председатель Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор книг «Южнее, чем прежде», «Жизнь удалась!», «Праздник ахинеи», «В городе Ю», «Третье дыхание», «Горящий рукав», «Комар живёт, пока поёт», «Плясать до смерти» и других.
Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, премий «Северная Пальмира», «Золотой Остап», премии журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», премии имени И.П. Белкина, Царскосельской премии, Новой Пушкинской премии.
Награждён медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), Орденом Дружбы (2010) - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность, . Председатель Союза писателей СПб, Знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2014), медалью Пушкина (2016).
К юбилею в ЛГ вышло интервью «Обретая изобретательность. Если начинает казаться, что «эпоха не та», – смени жанр!», беседу вёл Владимир Шпаков.
https://lgz.ru/article/-49-6716-04-12-2019/obretaya-izobretatelnost/
АНАТОЛИЮ КУРЧАТКИНУ – 75!
От всей души поздравляем с юбилеем Анатолия Николаевича Курчаткина, известного прозаика, одного из учредителей Русского (тогда еще Русского Советского) ПЕН-центра в 1989 году! Желаем юбиляру крепкого здоровья и неиссякаемой творческой энергии!
Анатолий Курчаткин родился 23 ноября 1944 г. в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Детство прошло в заводском поселке Уралмаша, где работали инженерами его родители и где сам он впоследствии был фрезеровщиком и техником-конструктором, одновременно учась на вечернем отделении Уральского политехнического института. После службы в армии (1963–1966), оставив институт, работал в свердловской молодежной газете «На смену!». Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1967–1972), работал в журналах «Наш современник» (с 1972), «Студенческий меридиан» (1973–1977).
Представитель т.н. «прозы сорокалетних», сочетающих натуралистичность повествования с особым вниманием к повседневному бытию простого человека и острым социальным критицизмом, Курчаткин выпустил ряд сборников повестей и рассказов, в которых проявил себя прежде всего знатоком жизни социального «дна», людей неустроенных, беспокойных, нередко тяготеющих к преступному миру. Эти характерные черты «застойного» времени нашли отражение и в многочисленных рассказах писателя, и в повести "Газификация" (1981), и в романе "Вечерний свет". По мотивам повести Курчаткина «Бабий дом» в 1990 году был снят художественный фильм «Ребро Адама» (режиссёр Вячеслав Криштофович, сценарий Владимира Кунина).
Условность, сюжетный эксперимент как способ опробования, проверки, доказательства того или иного принципиально важного тезиса сближает прозу Курчаткина с художественным миром Г.Уэллса, Ф.Кафки, Е.И.Замятина и т.п. авторов, отличаясь, однако, вкусом к более наглядным, чувственно-ощутимым реалиям и узнаваемым, «прописанным» в конкретной локально-временной ситуации персонажам.
https://www.livelib.ru/author/5354-anatolij-kurchatkin
Анатолий Курчаткин – автор романов «Вечерний свет» (1985), «Записки экстремиста. Книга ирреальной прозы» (1993), «Радость смерти» (2000), «Стражница» (2001), «Солнце сияло» (2004), «Цунами» (2006), «Полёт шмеля» (2012), «Минус 273 градуса по Цельсию» (2018).
Анатолий Курчаткин дал много интервью, одно из них - "Я ИЩУ ЧЕЛОВЕКА"- директору Боголюбовской библиотеки, главному редактор Интернет-канала Библио TV Владимиру Семёнову, где он рассказал, как и почему пришёл в литературу, о том, что он ищет в литературном творчестве, какие существуют социальные "лифты" для молодых писателей и что вообще такое – быть писателем. Значительная часть беседы была посвящена важнейшим мировоззренческим вопросам, темам церковности и христианской литературы.
ВЛАДИСЛАВ ОТРОШЕНКО: Я НЕ ВЕРЮ В КАКИЕ-ТО ОСОБЫЕ МИССИИ ЛИТЕРАТУРЫ
20 ноября исполнилось 60 лет Владиславу Отрошенко, известному прозаику, члену жюри литературной премии «Ясная Поляна», члену Русского ПЕН-центра с 2006 г. От всей души поздравляем юбиляра и желаем новых книг и яркой творческой жизни!
В 2004 году за книгу «Персона вне достоверности», опубликованную в Риме на итальянском языке, Владиславу Отрошенко присуждена одна из самых престижных литературных премий Италии Гринцане Кавур / Grinzane Cavour. В Италии о его творчестве писали крупнейшие итальянские СМИ, такие как «Corriere della Sera», «La Repubblica», «La Stampa», «Il Manifesto», журнал «Panorama» и др. Отрошенко посвящена персональная статья в итальянской энциклопедии Rizzoli (Enciclopedia Rizzoli).
Отрошенко - автор книг: «Пасхальные хокку» (1991), «Персона вне достоверности (2000), «Тайная история творений» (2005), «Веди меня, слепец. Роман-расследование о судьбе и уголовном деле Сухово-Кобылина» (2007), «Приложение к фотоальбому» ( 2007) «Дело об инженерском городе». Избранное (2008), «Двор прадеда Гриши» (2010), «Гоголиана и другие истории» (2013), «Сухово-Кобылин» (ЖЗЛ: Малая серия, 2014), «Гоголиана. Писатель и пространство» ( 2016).
В России творчество писателя отмечено общенациональными премиями Артиада России (1997), Ясная Поляна им. Л. Н. Толстого (2003), Ивана Петровича Белкина за лучшую повесть на русском языке (2004), Горьковской литературной премии (2006). Он является обладателем первого приза старейшего литературного конкурса Рунета «Тенёта» (2001), лауреатом премии журнала «Октябрь» за лучший роман года (1999), финалистом премий Антибукер (2000), Андрея Белого (2007), Чеховский Дар (2010; 2011). Он лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2014).