ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ОЛЬГУ ИЛЬНИЦКУЮ!
31 июля отмечает круглую дату Ольга Сергеевна Ильницкая - поэт, прозаик, журналист и историк, вступившая в Русский ПЕН-центр в апреле 2007 г. по личному приглашению Александра Ткаченко. Ольга Ильницкая - член Союза писателей Москвы, Южнорусского Союза писателей, Национального Союза журналистов Украины, Конгресса литераторов Украины и Союза писателей ХХI века, Зав. отделом прозы литературно-художественного журнала «Южное Сияние».
Ольга Ильницкая окончила исторический факультет Одесского государственного университета И.И. Мечникова. В советское время публиковалась в самиздате Подмосковья и Ленинграда. Первая публикация в Одессе состоялась в коллективном поэтическом альманахе «Вольный город» (1991). В 1995 году были изданы книги прозы «Откуда мы уходим» и стихов «Сквозное жильё» под общей обложкой с объединяющим названием «Жизнь тому вперёд». Ильницкая - автор книг «Дебют на прощанье» (2002), «Семь встреч с Богом» (2004), «Божий человек. Книга про все хорошее» (2007), «Идёт по улице война» (2014), «Сгущение жизни – моё ремесло» (2020) и др.
Переведена Элизабет Шарп на английский язык и вышла в серии «New prose from Ukraine», Alterpress publishers, Kiev, 2000. Произведения Ильницкой опубликованы в антологиях «Солнечное сплетение» (2010), «Русский стих Украины. Век XXI. Начало» (2019), в периодике России, Венгрии, Германии, Израиля, США, Франции, Украины, в частности в журналах «Арион», «Артикль» (Тель-Авив), «Белый ворон», «Гостиная» (Филадельфия), «Знамя», «Кольцо А», «Крещатик», «Ликбез», «Литературный Иерусалим», «Нева», «Окно», «Октябрь», «Юность», «Черновик» (Нью-Йорк), в альманахах «Дерибасовская-Ришельевская» (Одесса), «Золотое руно», «Меценат и Мир», «Соты» (Киев) и т. д.
Приведём несколько отзывов коллег о творчестве Ольги Ильницкой:
«Когда я думаю о том, что ты пишешь, вспоминаю строку одного из самых ранних твоих стихотворений: „У меня нет таких слов, чтобы были не о любви“. Точное предсказание. Это твоё главное». Андрей Курков, Президент Украинского ПЕН-центра. Киев.
«Спасибо Вам за Ваши стихи. Они хороши. Я услышал, что вам плохо. Вы обуреваемы страстями, верой и нетерпением что-то делать и играть с огнём. Я боюсь любого действия, любого „дела“, тем более связанного со страстями. Именно страсти больше всего мешают услышать Бога. Я с радостью отдал бы какую-то часть жизни, если бы кто-то научил меня, как помочь Вам… Постарайтесь быть счастливой». Борис Чичибабин. Харьков.
«Ольга Ильницкая безусловно обладает даром „сгущения жизни“. Вероятно, это дар поэтический. Её проза — это преображённая поэзия. Такие преображения необходимы, ибо подключаются иные энергии». Сергей Бирюков. «Русская мысль», 2002 г.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ВИКТОРА САМАРИНА!
26 июня исполняется 85 лет Виктору Александровичу Самарину, члену Русского ПЕН-центра с 1999 года. Самые сердечные поздравления и пожелания крепкого здоровья, новых творческих и туристических открытий от коллег по ПЕН-клубу!
Виктор Самарин окончил Московский государственный экономический институт по специальности "политэкономия зарубежных стран" в 1959 г.; 1959-1961 - корреспондент газеты "Московский водник"; 1961-1962 - работал в отделе пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ; с 1962 г. - в Центральном радиовещании на зарубежные страны Гостелерадио СССР: комментатор, обозреватель Главной редакции вещания на страны Юго-Восточной Азии, заместитель главного редактора Радиостанции советских общественных организаций "Мир и прогресс"; 1988-1993 - корреспондент, заведующий Балканским региональным отделением Гостелерадио СССР (ВГТРК "Останкино") в Софии; 1993-1995 - главный редактор, заместитель директора Дирекции международных программ телерадиокомпании "Останкино", автор и ведущий телепрограмм "Сегодня в мире", "Лабиринт", "Четвертая власть"; 1995-1996 - главный редактор информационно-аналитической программы "19.59" телекомпании ОРТ; член Союза журналистов России (СССР) и Международной федерации журналистов, избирался членом правления Союза журналистов Москвы. В период конфликта, связанного с ликвидацией ВГТРК "Останкино" и созданием ОРТ, был председателем Общественного комитета защиты "Останкино" (1994-1995).
Виктор Самарин - автор многочисленных публикаций по общественно-политической и международной тематике, более 40 книг и брошюр, в том числе исторического романа "Надпись на Рейхстаге", публицистической книги "Объект преступления - демократия"; лауреат премии им. А.С.Попова, премии журнала "Крокодил" за серию международных фельетонов; в 1997 г. одна из открытых звезд была наименована "Публицист Виктор Самарин" в знак достижений в области метеорологической информации.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЮРИЯ РЯШЕНЦЕВА!
Совершенно невероятно, но спортивному, моложавому и обаятельному Юрию Евгеньевичу Ряшенцеву, члену ПЕН-центра с самого основания, с 1989 года, 16 июня исполняется 90! От всей души поздравляем нашего замечательного юбиляра и желаем такой же мощи, красоты и вдохновения еще на долгие годы! Юрий Ряшенцев – явление в нашей литературе многогранное и разножанровое, он поэт, прозаик, сценарист, автор текстов песен для театра и кино, мастер мюзикла, переводчик.
Скупые строки биографии: отец был репрессирован и погиб в 1938 году, а отчим был арестован в 1949 году. По окончании школы планировал поступать в МГУ, но будучи сыном и пасынком репрессированных, практически не имел на это шансов. Тогда вместе со своими друзьями по волейболу Юрий Евгеньевич поступил в МГПИ им. Ленина, который закончил с отличием в 1954 году. После этого семь лет преподавал в школе, из них три года в школе для трудных подростков.
С 1955 года Ряшенцев начал публиковать свои произведения в первых номерах только что созданного журнала «Юность», хотя прежде не позволял себе всерьёз увлекаться поэзией. В 1962 году был приглашён в качестве литературного сотрудника и члена редколлегии в отдел поэзии этого журнала и вплоть до 1990-х годов работал в редакции с молодыми поэтами.
Юрий Ряшенцев - автор многих сборников стихотворений. Его стихотворения были напечатаны практически в каждом из центральных литературных журналов. Первый сборник вышел в 1967 году под названием «Очаг». Ещё с 1960-х годов Ряшенцев занимался художественным переводом, став победителем трёх Всесоюзных конкурсов на лучший перевод. В Оренбургском книжном издательстве им. Г. П. Донковцева вышло пятитомное собрание сочинений Юрия Ряшенцева.
На протяжении многих лет пользуются большой популярностью его песни для фильмов «Д’Артаньян и три мушкетёра» и «Гардемарины, вперёд!», а также «Весёлая хроника опасного путешествия», «Забытая мелодия для флейты», «Остров погибших кораблей», «Самоубийца», «Простодушный».
В 1994 году Ряшенцев написал роман «В Маковниках. И больше нигде», который был издан в 2001 году. С 1996 года работает в соавторстве с супругой Галиной Полиди. Они являются авторами русской версии мюзикла «Метро», либретто опер «Царица» Давида Тухманова, «Альберт и Жизель» Александра Журбина, «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева, мюзикла «Раба любви» и других произведений для кино и театра.
За работу над мюзиклом «Шербургские зонтики», поставленном в Санкт-Петербургском музыкальном театре «Карамболь», Ряшенцев и Полиди были удостоены Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор / перевод)».
17 марта 2016 года в Московском театре мюзикла состоялась премьера рок-оперы «Преступление и наказание» (режиссёр-постановщик — Андрей Кончаловский, композитор — Эдуард Артемьев, автор либретто и стихов всех музыкальных номеров — Юрий Ряшенцев).
Юрий Ряшенцев награжден премией имени Булата Окуджавы, Международной премией имени М.Ю.Лермонтова, Национальной премией «Музыкальное сердце театра», премией журнала «Арион».
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ВАДИМА ФАДИНА!
15 июня отмечает 85-летие Вадим Иванович Фадин, поэт, прозаик, переводчик и эссеист, член Русского ПЕН-центра с 2006 г. От всей души поздравляем Вадима Ивановича с юбилеем, желаем здоровья и творческой энергии на долгие годы!
Вадим Фадин окончил Московский авиационный институт (1959). До 1976 года занимался испытаниями различных летательных аппаратов, затем работал в области научной и общественной информации. Эмигрировал в 1996 г., живет в Берлине. Автор книг стихов: Пути деревьев (М.: Сов. писатель, 1985); Черта (М.: Прометей, 1990); Нить бытия (СПб.: Алетейя, 2006), Утонувшая память. Стихи разных лет (Время, 2013) и книг прозы: Рыдание пастухов (СПб.: Алетейя, 2004), Семеро нищих под одним одеялом (СПб.: Алетейя, 2006) , Обстоятельства двойной жизни. Записки по остывшим следам (Время, 2013), Пейзаж в окне напротив (Время, 2016).
Печатается с 1963 года в альманахах «День поэзии», «Поэзия», «Век XXI», в коллективных сборниках, в журналах «Новый мир», «Стрелец», «Таллин», «Looming», «Радуга», «Огонек», «Истина и жизнь», «Родная речь», «Арион», «Крещатик», «Зеркало загадок», «22», «Студия», «Слово/Word», «Бостонский космополит», «Новый журнал». Печатал переводы стихов эстонских поэтов в журналах «Таллин», «Юность», в соавторстве с Л. Вершининым и Е. Молочковской перевел книги итальянских поэтов Коррадо Калабро «Таинственная незнакомка», Мауры дель Серра «За солнцем и ночью вослед» и Альбино Пьерро «Земля воспоминаний» (изданы в 1994 году московским издательством «ЭЛИА-АРТО»). Произведения Фадина переведены на немецкий и эстонский языки. В 1998 году В. Фадин вёл на русском телеканале в Берлине литературную авторскую программу "Берлинский круг чтения". В 2005 году получил диплом премии «Серебряная литера» (Санкт-Петербург) «за трепетное отношение к русскому языку».Вадим Фадин — член СП Москвы, Союза немецких писателей, редколлегии журнала «Студия».
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ВИТАЛИЯ КОРОТИЧА!
26 мая исполнилось 85 лет Виталию Алексеевичу Коротичу, человеку глобального масштаба, одно перечисление всех его ипостасей занимает много места. Но на первое место поставим: член Русского ПЕН-центра с года его основания – 1989. Коротич - русский и украинский писатель, поэт и сценарист, обозреватель, журналист. Общественный деятель, медиаменеджер и колумнист, редактор. Народный депутат СССР, депутат Верховной Рады УССР 11-го созыва. Профессор, член Академии искусства и литературы США. Достиг широкой известности в России и за её рубежом как главный редактор журнала «Огонёк» в период «перестройки»; его называли одним из «прорабов перестройки», «учитывая его роль на её идеологическом фронте».
Главным редактором всесоюзного журнала «Огонёк» в мае 1986 года Коротича назначил ЦК КПСС (по предложению секретаря ЦК Егора Лигачёва). В течение двух лет тираж журнала вырос с 1,5 млн до 4,5 млн экземпляров. Вместо партийного официоза появился журнал для массового читателя. В книге Е.Додолева «Красная дюжина. Крах СССР: они были против» он описан как «подвижник перестроечного образца».
В разные годы В. Коротич был:
- сопредседателем писательского движения «Апрель»
- вице-президентом международного движения «Деятели искусства за ядерное разоружение» (с 1986)
- членом редколлегий газеты «Русский курьер», журнала «Обозреватель»
- народным депутатом СССР (1989—1991)
- Сейчас является:
- председателем комиссии по литературному наследию К. И. Чуковского
- председателем редакционного совета киевской газеты «Бульвар» (с 1999)
- В преддверии юбилея «Коммерсантъ» опубликовал рассказ Виталия Коротича о себе, напечатанный в «Огоньке» № 48 от 03.12.2012. Предлагаем вашему вниманию две небольшие главки.
- ВИТАЛИЙ КОРОТИЧ — О ТАЛАНТЕ НИ ОТ КОГО НЕ ЗАВИСЕТЬ И РЕДАКТОРСТВЕ В «ОГОНЬКЕ»
- ОБ УСПЕХЕ
- В "Огоньке", когда я пришел — а там ведь были все такие зубры, такие умные,— моей первой задачей было, чтобы они поняли, что я умею лучше их. И я постепенно всех к этому приучил, что могу и заголовок лучше придумать, и текст так и этак повернуть, что я действительно многое могу. Но, честное слово, я никогда не дочитал до конца ни одной хвалебной статьи о себе. Меня это не интересовало. Зато все свинства, которые обо мне написаны, я прочел. На меня это не очень влияло, но я читал и думал, а что если это и есть правда? То есть меня бы очень задел какой-то публичный позор.
- ПРО МЕНЯ
- Какой я? Умный, хитрый, обаятельный — это все прилагательные. Важнее те вещи, ради которых я становлюсь умным, хитрым и обаятельным. Мой принцип — не навредить другим и быть собой. Еще я очень иронично к себе отношусь. Еще я ужасно любопытный. Еще никогда не буду ходить в строю, в ногу ни с кем шагать не буду. Мне больше всего важно то, что, цинично рассуждая, я сделал карьеру в украинской языковой среде. Получил все возможные премии, был нелюбим властью. А потом власть увидела, что не иду в диссиденты, но и не сдаю диссидентов. И те, и другие меня до сих пор считают своим.https://www.kommersant.ru/doc/2066005
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ГЕННАДИЯ ПРАШКЕВИЧА!
16 мая исполнилось 80 лет Геннадию Мартовичу Прашкевичу, живущему в Новосибирском Академгородке известному писателю-фантасту, поэту, переводчику, публицисту, составителю и редактору, члену Русского ПЕН-центра с 2002 года. Биография писателя и его послужной список чрезвычайно богаты и разнообразны, а библиография публикаций составляет почти 200 страниц. Первые рассказы он начал писать ещё в детстве. Тогда же увлёкся палеонтологией, переписывался с известными учеными: Н. Н. Плавильщиковым, Д. И. Щербаковым и И. А. Ефремовым. Палеонтолог и писатель И.А.Ефремов пригласил юного школьника в настоящую палеонтологическую экспедицию в западное Зауралье. Учился Геннадий в Томском государственном университете, работал в Институте геологии и геофизики АН СССР, в Сахалинском комплексном научно-исследовательском институте АН СССР. С геологическими и палеонтологическими экспедициями работал на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах, объехал многие страны мира.
Первая публикация - стихотворение «Тёма Ветров» - относится к 1956 г., когда будущему писателю было 15 лет, в прозе он дебютировал в 1957 г. рассказом «Остров Туманов». Повести и романы Прашкевича «Разворованное чудо», «Царь-Ужас», «Секретный дьяк», «Носорукий», «Кормчая книга», «Теория прогресса» - прочно вошли в «золотой» фонд» отечественной литературы.
Книги Геннадия Прашкевича переведены на многие языки и издавались в США, в Англии, в Германии, во Франции, в Польше, в Болгарии, в Югославии, в Румынии, в Литве, в Узбекистане, в Казахстане, на Украине и в других странах.
Перечень наград Прашкевича столь же беспределен, как и его библиография. Назовём лишь несколько последних премий:
Литературная премия имени Александра Беляева и премия имени Ю.Тынянова за книгу „Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна“ (2008)
Премия «Бронзовый Икар» в категории «За общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду традиционной научно-фантастической литературы» (2011)
Литературная премия имени Ивана Ефремова «за выдающуюся редакторскую, организаторскую и просветительскую работу в области фантастики» (2014)
«АБС-премия» за книгу «Станислав Лем» (в соавторстве с В.Борисовым) (2016)
Литературная премия журнала «Сибирские огни» за повесть «Русский хор» (2016)
Лауреат 1-й степени III международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» в номинации «Проза сказочная» (2018)
От всей души поздравляем юбиляра, желаем крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения и с нетерпением ждем новых книг!
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АНДРЕЯ ЯХОНТОВА!
5 мая исполнилось 70 лет Андрею Николаевичу Яхонтову, известному писателю, журналисту, сценаристу, члену Русского ПЕН-центра с 1999 года, заслуженному работнику культуры РФ (2002). От всей души желаем юбиляру хорошего настроения, творческого долголетия и крепкого здоровья, несмотря на всякие пандемии и локдауны!
Анлрей Яхонтов окончил факультет журналистики МГУ (1973). С 1973 по 1988 гг. работал в «Литературной газете»: сначала в отделе русской литературы, затем руководил юмористическим разделом «Клуб 12 стульев». Признавался в 1984 году, что получал 3000-4000 писем в месяц.
Литературный дебют Яхонтова-прозаика состоялся в журнале «Юность» (повесть «Плюс-минус десять дней»). Был дружен и испытал большое влияние Бориса Полевого («Андрюша, видел вас вчера в ресторане. Не ведите светскую жизнь. Сидите за письменным столом»). В альманахе «Мир приключений» дебютировал в 1985 году фантастическим рассказом «Срок контракта истекает через…».
Андрей Яхонтов - автор романов «Теория глупости», «Бывшее сердце», «Учебник Жизни для Дураков», «Роман с мёртвой девушкой», сборника эссе «Коллекционер жизни», сборников повестей и рассказов «Ловцы троллейбусов», «Дождик в крапинку», «Предвестие», «Зимнее марево», «Глянцевая красотка», «Ужин с шампанским», «Кардиограмма при свечах».
По сценариям Яхонтова на сценах российских и зарубежных театров поставлены спектакли: «И эту дуру я любил» — в Московском театре им. Гоголя, «Мир без китов» — в Театре Комиссаржевской, «Койка» — в театре «Монолог XXI век» и др.
Награжден Международной премией «Золотой Ёж» за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора (Болгария), медалью Кирилла и Мефодия (1998), премией «Золотой телёнок» «Клуба 12 стульев» ЛГ (2001).
К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИКТОРА СОСНОРЫ (28.04.1936—13.07.2019)
28 апреля исполнилось бы 85 лет Виктору Александровичу Сосноре, замечательному поэту, прозаику, драматургу, члену Русского ПЕН-центра с 1994 года. Соснора был одним из лидеров ленинградско-петербургской поэтической школы, награжден многими премиями, в том числе «Северная Пальмира» (2002), Андрея Белого (2004), Аполлона Григорьева, «Поэт» (2011), Международной отметиной имени отца русского футуризма Давида Бурлюка и др.
О том, как писались его стихи, Соснора рассказал на своем персональном сайте: «Во мне всегда жила «жажда» самосожжения. Я начал писать во Львове 17 апреля 1952 года. Уезжая навсегда в Ленинград, я сжёг 3 сундука рукописей, 8 куб.м. «творчества». Стихи, драма в стихах «Иван Болотников», 2 романа в прозе: «Сказка о трёх ефрейторах с голубыми глазами» и «Чёрная месть» — из испанской жизни. Я сжёг большие тетради-дневники, исторические исследования, статьи о поэтике авангарда XX века. Да, ещё свои стихи, написанные на немецком, польском и украинском языках, т. е. сжёг целую литературу мальчишеско-юношеской чепухи. Мир праху.
Это было в 1954 году. В 1959 году после написания ритмов по мотивам «Слова о Полку Игореве» я сжёг все стихи, написанные в армии от 1955 до 1958 года, а потом 17 поэм, написанных в 1958 — начале 1959 года. Эти последние уже ходили по рукам (вот именно!), я помню названия нескольких: «Уже любовь», «Последний на планете Земля» — о взрывах ядерных бомб в Хиросиме и на Новой Земле, ну и хватит названий.
В процессе дальнейших писаний я регулярно сжигал стихи и прозу. Из них наиболее известна повесть «Иллюзионист» и прочие, но для меня их нет навсегда. Перед нами то, что каким-то образом сохранилось.
«Феогнид» — последние стихи, которые я написал. Больше стихов не будет. Ещё ни один из уважающих себя поэтов не написал ни строчки после 70, и так во всём мире. Благодарю за внимание.» http://sosnora.poet-premium.ru/
А подробнее и серьезнее (насколько это возможно) Виктор Соснора рассказал о себе в интервью, данном Александру Скидану (тоже члену ПЕНа) пятнадцать лет назад, когда Поэту исполнилось 70. Называлось оно «Я все время воюю». Виктор Соснора о языке, русских поэтах и снайперской стрельбе. http://magazines.russ.ru/km/2006/3/sos11.html
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АЛЕКСАНДРА ГОРЯНИНА!
25 апреля отмечает 80-летие Александр Борисович Горянин - писатель, публицист, журналист, переводчик, историк, сценарист документального кино, член ПЕН-центра с 2016 года. От всей души поздравляем юбиляра и желаем крепкого здоровья и неиссякаемой творческой энергии!
А.Б.Горянини - доцент Межвузовского центра по изучению России РУДН, учредитель Гражданского Клуба (Москва), один из основателей и первый главный редактор электронного периодического издания "ИНТЕЛЛИГЕНТ", автор многих книг и более 200 публикаций.
Александр Горянин учился на географическом факультете Ташкентского университета. В 1966 году 25-летний аспирант-геолог из Ташкента написал частное письмо Владимиру Набокову. В 66-м, до выхода русской «Лолиты», до переиздания его книг на Западе, когда фамилия писателя-эмигранта не была в Советском Союзе известна практически никому. Горянин нашел его швейцарский адрес и написал. И Набоков получил это письмо и был в восторге. В соавторстве Горянин перевел на русский язык набоковский роман «Истинная жизнь Себастьяна Найта», и это стилистически совершенный текст, один из лучших переводов Набокова. В 1980-е годы Горянин написал книжку «Разрушение Храма Христа Спасителя» и отослал ее на Запад под женским псевдонимом Нина Потапович-Молинье. Книга вышла в Лондоне в 88-м году. В 1990-е годы Горянин был обозревателем газеты "Век", главным редактором журнала "Международное сотрудничество в сфере образования", главным редактором издательского дома агентства ИТАР-ТАСС. Печатался в "Литературной газете", "Русской мысли" (Париж), журналах "Грани", "Посев", "Звезда", "Новый мир", "Огонек", "Колокол" (Лондон) и других изданиях.
Александр Горянин - автор исторической серии (36 часовых передач) о Гражданской войне на Радио Свобода. Он также написал книги "Мифы о России и дух нации" (2002); повесть "Груз" (2001), «Традиции свободы и собственности в России» (2007), «Оптимистическое россиеведение» (2008), «Преображение России» (2008), историко-публицистическую дилогию «Россия: история успеха. Перед потопом» (2010) и «Россия: история успеха. После потопа» (2011); «Недооткрытая страна» (М., 2019); в соавторстве с Д.А. Ягодинцевым написана книга «Бог любит Россию» (2016). Соавтор учебника «Отечествоведение» (2004).