Новости

ПОЗДРАВЛЯЕМ С 70-ЛЕТИЕМ АЛЕКСАНДРА ДОЛИНА!

11-18-2019 просмотры 18

Долин Александр

18 ноября исполнилось 70 лет Александру Аркадьевичу ДОЛИНУ, члену Русского ПЕНа с 2004 года, известному японисту, поэту, писателю, переводчику с японского, литературоведу.  От всей души поздравляем юбиляра, желаем неиссякаемой творческой энергии и крепкого здоровья.

Александр Долин окончил японское отделение Института восточных языков МГУ в 1971 году. До 1992 года работал в Институте востоковедения Академии наук в Москве. В 1992 году переехал в Токио, где работал профессором сравнительной культурологии и литературоведения Токийского Университета иностранных языков. С 2004 года — профессор японской литературы и сравнительной культурологии Международного университета Акита. С 2018 года профессор Школы востоковедения НИУ ВШЭ (Москва).

Долин - автор и переводчик более 60 книг, в том числе четырёхтомной «Истории новой японской поэзии», монографии «Кэмпо — истоки воинских искусств», сборников переводов японской поэзии («Кокинвакасю», «Цветы ямабуки», «Багряные пионы», «Алая камелия» и многих других), а также авторских книг стихов и прозы.

В связи с выходом в России классической антологии Х века «Кокинвакасю» А.А.Долин в 1995 году был награжден премией Всеяпонской ассоциации переводчиков «За выдающийся вклад в культуру». Книга «Кэмпо — традиция воинских искусств», написанная им при участии Г.Попова и изданная в Германии и России, стала бестселлером, разошлась тиражом около миллиона экземпляров и продолжает переиздаваться до сих пор. Эту книгу в России восемь лет держали на полке, не пускали в печать.

Об этой книге и не только Александр Долин рассказал в беседе с Еленой Калашниковой, журналисткой «Частного корреспондента»:

«Кэмпо» вызвала в России большой резонанс. Книга сыграла ту роль, которую я ей и предназначал: открыла шлюзы, много лет оставаясь единственной серьёзной работой на рынке книг о воинских искусствах Востока.

Волна массовой практической литературы по боевым единоборствам хлынула значительно позже. Тираж всех изданий «Кэмпо» превысил, по моим подсчётам, миллион. Последнее, самое полное, вышло совсем недавно.

— Восточные единоборства сильно изменили вашу жизнь?
— Да, сыграли свою роль, но я никогда не добивался особо высоких результатов, хотя занимался много лет.

— Вам было интересно в них физическое или духовное начало или их симбиоз?
— И то и другое, разумеется. Хотя о духовном начале я писал много больше. Я вообще стараюсь подходить к окружающей действительности комплексно, креативно и применяясь к реальным обстоятельствам.

Чем бы ты ни занимался, ты проживаешь свою единственную жизнь. Мыслители Востока рассматривали жизнь как восхождение к высотам духа, в котором тело служит скорее инструментом. А я воспитан на их трудах...»

http://www.chaskor.ru/p.php?id=7310


СИНЯЯ ГРАВИТАЦИЯ МИХАИЛА БУЗНИКА

11-14-2019 просмотры 18

Бузник. Синяя гравитация

Михаил Бузник. Синяя гравитация. – Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 2019.

Член Русского ПЕН-центра Михаил Бузник – автор восьми книг, изданных в знаменитом парижском издательстве «YMCA-Press». Тексты автора включены в антологии русской поэзии, изданные во Франции, Германии, Китае, Болгарии… «СПЛОШНОЙ ОЗОН! Я так не умею», – писал о нём Андрей Вознесенский.

Михаил Бузник выпустил новый сборник текстов или, точнее, метафизических версэ: «В Питере на Литейном встречаю Алису: у меня есть друг Елагин. Он удивлен ЦВЕТОМ твоего портрета./ – Ну и что?/ – Елагин – космолог./ ВРЕМЯ ИЩЕТ…». В «НГ-EL» от 17.12.15 публиковались фрагменты будущей книги со вступительным словом Александра Пронкевича, назвавшего новые произведения Бузника «озарением»: «В его текстах слышны голоса  лирического героя, превратившегося в медиума и фиксирующего свободной строкой (не путайте со свободным стихом) свои видения вещей невидимых,  и многоголосый мир других людей, стремящихся преодолеть тяжесть земную». http://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-09-12/9_997_5books.html

«К счастью, есть люди, которые, подобно героям Михаила Бузника, верят в запредельный, трансцендентный мир, - пишет в «ЛитРоссии» о новой книге Бузника Михаил Бойко. - Не просто верят, но знают, что именно оттуда проникают в наш материальный мир высшие смыслы, цели и побуждения. Они ясновидчески усматривают, что квадрат материи вписан в окружность духа. Не наоборот. И Михаил Бузник несомненно обладает таким даром.

«Усталые пространства хотят избавиться от времени. Отрицают его». Диалоги героев этой мерцающей книги загадочны, отрывисты, пунктирны и многозначительны. Но о чём бы ни говорили герои Бузника, на самом деле они говорят о трансцендентном.

Отдельно стоит отметить изумительное оформление книги. На обложке, придуманной художником Василием Валериусом, мы видим «чёрную дыру», «волосатую бездну» с сингулярностью в центре. Обворожительная сингулярность – точка, в которой перестают работать законы физики, перемалываясь в бесконечные расходящиеся ряды. Средоточие синей гравитации.»
https://litrossia.ru/item/uskolzajushhaya-transcendenciya/


ГРИГОРИЙ КРУЖКОВ – ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ «ПОЭЗИЯ»

11-10-2019 просмотры 27

Поэзияю Логотип

Премия «Поэзия», преемница премии «Поэт», назвала лауреатов своего первого сезона. В основной номинации победу разделили московский поэт Дмитрий Веденяпин за стихотворение «Тебя не будет, тебя не будет, тебя не будет...», вошедшее в книгу «Птичка», («Воймега», 2018), и екатеринбургская поэтесса Екатерина Симонова за стихотворение «Я была рада, когда бабушка умерла» (поэтический журнал «Воздух», № 37). Премию за лучший стихотворный перевод получил живой классик Григорий Кружков, автором лучшей статьи о поэзии признан Дмитрий Кузьмин за статью о поэтессе Кате Капович («Воздух» № 36).

Член Русского ПЕН-центра, переводчик и поэт Григорий Кружков, лауреат Государственной премии Российской Федерации, премии Солженицына и многих других наград, в этот раз был отмечен за новый перевод «Оды греческой вазе» Джона Китса, вошедший в книгу Китса «Гиперион. Сонеты», выпущенную издательством «Азбука-Аттикус».

Лауреатов премии определило голосование 65 членов жюри, среди которых известные поэты, критики, филологи, несколько зарубежных специалистов по русской поэзии. Им были предложены для голосования премиальные списки из 100 стихотворений, 15 переводов и 10 статей, отобранные экспертами премии, чьи имена не оглашаются.

Координатором нового проекта стал поэт Виталий Пуханов, до этого на протяжении многих лет организовывавший работу молодежной литературной премии «Дебют». Финансовую поддержку премии продолжает оказывать благотворительный фонд «Достоинство», работавший и с премией «Поэт». Анатолий Чубайс, с именем которого было связано появление «Поэта», уже сообщил в своем фейсбуке о том, что будет следить и за новой премией: «Поэзия», хоть и принципиально другая, но наследует «Поэту», который вырос из идеи Александра Семеновича Кушнера и которым все эти годы руководил уважаемый мной Сергей Чупринин». Чубайс  поздравил новоиспеченных лауреатов, в частности Григория Кружкова «за чудеснейший перевод Китса».

В основной номинации лауреат премии получает 300 тысяч рублей, за статью и за перевод вручаются 200 тысяч.


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ТАТЬЯНУ КУЗОВЛЕВУ!

11-10-2019 просмотры 82

Кузовлева

10 ноября отмечает круглую дату Татьяна Витальевна Кузовлева, прекрасный поэт, переводчик, публицист, член Русского ПЕН-центра с 2009 г., член Союза писателей СССР (1966-1991), Союза писателей Москвы (с 1992), главный редактор литературного журнала «Кольцо «А» (1993-2013), член редакционного совета журнала «Юность» и русскоязычного еженедельника «Панорама» (Лос-Анджелес),  заслуженный работник культуры РФ (1998) - за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу. От всей души поздравляем дорогую Татьяну Витальевну, желаем здоровья и не иссякающей творческой энергии!

Татьяна Витальевна училась на историческом факультете Московского Государственного педагогического института (факультет истории на английском языке, 1964—1967), окончила Высшие литературные курсы при Литинституте (1971). Она автор около двадцати книг стихов - "Волга" (1964), "Степная птица" (1977), "Тень яблони" (1979), "Избранное" (1985), "Дальний перелёт" (2005), "Между небом и небом" (2008), "Одна любовь" (2012) и др.  Награждена Орденом «Знак Почёта» (1984), лауреат премии журнала «Огонёк» (1986), премией Союза писателей Москвы «Венец» (2000), премией имени Анны Ахматовой журнала «Юность» (2008).

О творчестве Татьяны Кузовлевой высоко отзывалась Римма Казакова: «Выстрадано. Отсюда так много мудрого, самим автором открытого и щедро подаренного читателю. Отсюда обаяние бесстрашного, хотя и целомудренно осторожного разговора о самом сокровенном, самом хрупком и дорогом. Любовь понимается поэтом так многогранно, так высоко, так человечно и мужественно, что обязывает “взаперти держать свои потери”. Благодарить судьбу: “…я потеряла счет своим годам, спасибо, что себя не потеряла”. Сострадать людям, помогать им, откликаясь на каждый зов даже малой беды: “Моя забота – слушать и жалеть”. Любовь к человеку, внимательная и действенная, совестливое и доброе отношение к нему встречаются вообще-то довольно редко. Это особый талант, и он есть у Татьяны Кузовлевой.»

* * *

Давать советы - бесполезный труд.
Чужих ошибок горестная повесть.
Но тайно ото всех в душе живут
Советчик - сердце и советчик - совесть.

И я их голоса в своей крови
Несу, храню и заглушить не смею.
И знаю: лишь перед лицом любви
Становимся мы чище и щедрее.

И понимаю: в будущем и днесь -
Вот человек, в нём всё смешалось чудно.
Люблю его таким, каков он есть,
Не жалуясь, что это слишком трудно.

Отмерена любовь на небесах.
Но даже здесь, где надо жить отважно
И где гуляют гирьки на весах,
Нам воздаётся за любовь однажды.

Фото Е.Зуева


ПАМЯТИ ЛЬВА АННИНСКОГО (7.04.1934—6.11.2019)

11-06-2019 просмотры 37

Аннинский Лев

На 86-м году жизни скончался Лев Александрович Аннинский, известный литературный критик, писатель, публицист, литературовед, член Русского ПЕН-центра с 1995 года.

Окончив филологический факультет МГУ, Аннинский успешно сдал экзамены в аспирантуру, но препятствием для научной карьеры стало изменение «идеологической линии партии» в связи с событиями осени 1956 года в Венгрии — теперь аспирантами могли стать только те, кто работал на производстве. Лев Аннинский устроился сотрудником в журнал «Советский Союз», однако через полгода его уволили за «профнепригодность». Тогда Аннинскому пришлось (по его собственному выражению) «пойти в литподёнщики» — потихоньку вошёл во вкус и сделался литературным критиком.

Аннинский был штатным сотрудником журналов «Советский Союз» (1956—1957), «Знамя» (1960—1967), «Дружба народов» (1972—1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990—1992), «Родина» (с 1992), «Время и мы» (1998, главный редактор), «Литературной газеты» (1957—1960), Института конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972).

Перу Льва Аннинского принадлежат книги: «Ядро ореха: Критические очерки» (1965), «Обрученный с идеей: «Как закалялась сталь» Николая Островского» (1971), «Василий Шукшин» (1976), «Тридцатые–семидесятые: Литературно-критические статьи» (1977), «Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф» (1980, 1998), «Лесковское ожерелье» (1982, 1986), «Контакты» (1982), «Михаил Луконин» (1982), «Солнце в ветвях: Очерки литовской фотографии» (1984), «Николай Губенко» (1986), «Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове» (1988), «Culture’s tapesty»: «Гобелен культуры» (1991), «Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы» (1989), «Билет в рай: Размышления у театральных подъездов» (1989), «Отлетающий занавес: Литературно-критические статьи о Грузии» (1990), «Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей» (1991), «Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века» (1997), «Барды» (1999, 2005), «Крепости и плацдармы Георгия Владимова» (2001), «Удары шпагой» (2003), «Архипелаг гуляк: Заметки нетеатрала» (2005), «Русские плюс…» (2001, 2003), «Какая Россия мне нужна» (2004), «Русский человек на любовном свидании» (2004), «Красный век» (2005), «Век мой, зверь мой» (2005) и другие, а также циклы статей в периодической печати, программы на ТВ и радио.

Лев Аннинский – автор телепрограмм «Входящая натура» (1992–1994), «Сын и пасынок (Симонов и Гроссман)» (Национальная телевизионная премия «ТЭФИ», 1994), «Серебро и чернь», «Медные трубы» («ТЭФИ», 2005).

Литературный процесс в России во всем его многоликом и противоречивом единстве – суть жизни Л. Аннинского. Этот процесс неразрывно связан с трагической историей нашей страны. Лев Александрович был знатоком литературы и признанным критиком.

Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Льва Александровича. Светлая память.


В ЦЕНТРЕ АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО ВРУЧИЛИ ПРЕМИЮ «ПАРАБОЛА»

11-02-2019 просмотры 46

Центр Вознесенского

В Москве вручили независимую премию "Парабола". Награда, учрежденная Благотворительным фондом имени Андрея Вознесенского, присуждается представителям всех творческих профессий. Название взято у знаменитого сборника стихов Андрея Вознесенского "Парабола",  премия явилась правопреемницей другой награды - премии "Триумф". Учрежденную в 2013-м к 80-летию поэта, "Параболу" уже второй год вручают в Культурном центре Андрея Вознесенского.

Председатель Фонда имени А. Вознесенского, художественный руководитель и автор проекта Центра Вознесенского, автор проекта премии "Парабола", Вице-Президент Русского ПЕН-центра  Зоя Богуславская рассказала о премии:  «Это очень особенная премия, потому что она выдается ни за какие другие заслуги, кроме таланта. Ни чины, ни репутации. Играет роль только нравственная составная, приложенная к таланту».

Выдвижение на премию – три основных и две молодежных – проходит тайно и только членами жюри. Лауреаты определяются в результате также тайного голосования. Лауреатов Петра Буслова и Семена Слепакова представил председатель жюри Вадим Абдрашитов: "Одну из премий разделили два человека - за телесериал "Домашний арест", это Петр Буслов и Семен Слепаков. Мы приветствуем этих художников, сделавших замечательный сериал… Отмечаем блестящую драматургию и более чем перспективную идею, которая пришла Семену Слепакову. Петр Буслов - очень профессиональный режиссер с потрясающим темпоритмом рассказа, давно не видел такого, тем более в телесериале".

Премии также удостоены композитор Леонид Десятников и пианист Алексей Гориболь за сборник прелюдий для фортепиано "Буковинские песни", а поэт Сергей Стратановский за книгу "Изборник: стихи 1968-2018". Молодежной премией "Парабола" были награждены поэт Лев Оборин и певица Алиса Тен, одна из самых ярких исполнительниц нового поколения, поющая барочную музыку. Победители получают ценный приз, диплом и денежное вознаграждение.

Нина Краснова, главный редактор литературного альманаха "Эолова арфа", который издается с 2009 года,  удостоена гранта. Один из номеров альманаха, полностью посвященный Андрею Вознесенскому, она преподнесла Зое Богуславской.

В состав жюри премии, помимо Зои Богуславской и Вадима Абдрашитова, входят  актриса театра и кино Алла Демидова, народный артист России Олег Меньшиков, композитор Алексей Рыбников, литературовед Елена Пастернак, поэты Юрий Кублановский и Мария Степанова. ВознесенскийСтратановскийКраснова и жюри


К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕЛЕНЫ РЖЕВСКОЙ

10-27-2019 просмотры 41

Елена Ржевская

27 октября исполняется 100 лет со дня рождения Елены Моисеевны Ржевской, члена ПЕН-центра со дня его основания, участницы Великой Отечественной войны, легендарной военной переводчицы, участвовавшей в обнаружении трупа Гитлера. Елена Ржевская написала много прекрасных книг о войне: «Берлин, май 1945: Записки военного переводчика» (1965), «Февраль – кривые дороги» (1975), «Была война» (1979), «Знаки препинания» (1989), «Геббельс: Портрет на фоне дневника» (1994), «Далекий гул» (2010) и др. «Очень трудная судьба писательская, - рассказывал друг Ржевской, литературовед Андрей Турков (1924-2016), - “Берлин, май 1945” прошел. А ее первые рассказы о рядовых, о рядовой жизни фронтовой часто попадали под удар – не то, не так, слишком мрачно».

В 1937—1941 гг. Елена Каган училась на филологическом факультете Московского института истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского. В октябре 1941 года она поступила на курсы военных переводчиков, в апреле 1942-го была назначена военным переводчиком штаба 30-й армии Калининского фронта. На фронт Елена попала под Ржевом (отсюда и псевдоним). Во время штурма Берлина участвовала в поисках Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.

В 80-е годы Елена Моисеевна была одним из инициаторов государственного и общественного увековечивания города Ржева в событиях Отечественной войны. Отсюда родилась идея Городов Воинской славы, и Ржев, в числе 40 российских городов, получил это высокое звание. «Ржев – это моя судьба, моя неизжитая боль, и мое имя. Когда мы говорим Ржев, мы имеем в виду, конечно, весь район, всю территорию – больше 90 деревень исчезло с лица земли», – говорила Елена Ржевская. Она была награждена орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы" и "За взятие Берлина".

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.


КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ФАЗИЛЮ ИСКАНДЕРУ

10-21-2019 просмотры 51

Фазиль

В год 90-летия со дня рождения Фазиля Абдуловича Искандера, ярчайшего писателя, одного из основателей Русского ПЕН-центра и его бессменного Вице-президента, 25—26 октября в Москве состоится международная научная конференция «Писатель на рубеже эпох: творческое наследие Фазиля Искандера». Конференция организована Культурным центром Фазиля Искандера и Фондом социально-экономических   интеллектуальных программ.  О предстоящем событии рассказала член орг­комитета Ирина Николаева:

- Конференция органич­но вписывается в ряд собы­тий юбилейного года, среди которых: празднование дня рождения Искандера в Госу­дарственном музее А.С. Пуш­кина, юбилейный вечер в Цен­тральном доме литераторов, конкурс творческих работ «Дерево детства», проведён­ный Литературным институ­том им. А.М. Горького. Организация и проведе­ние конференции памяти Фази­ля Искандера, надеюсь, позво­лит обменяться мнениями об особенностях его творческо­го пути, о событиях и фактах литературной жизни, времени, в котором он жил и творил, сце­нической и кинематографиче­ский судьбе его произведений. Актуальность такого обмена мнениями не вызывает сомне­ний. Разговор о наследии Фази­ля Искандера позволит увидеть те грани судьбы и жизни нашей культуры, которые, возможно, ранее мы не замечали. Уникальным мероприятие делает глубокое погружение в литера­турное наследие Фазиля Искан­дера – великолепного прозаика и поэта тончайшей философ­ской огранки, сумевшего впле­сти в русскую литературу щед­рость абхазского мира и навсе­гда остаться в ней живым участником поиска ответов на самые жгучие русские вопросы.

Адрес проведения конференции: ул. «Правды», дом 11/13, библиотека № 36.

Открытие – 25 октября 2019 г. в 11.00. Регистрация участников – с 9.30.

https://lgz.ru/article/-42-6709-16-10-2019/pisatel-na-rubezhe-epokh/


ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ ЛАУРЕАТОВ ПРЕМИИ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»

10-16-2019 просмотры 57

Ясная Поляна 1

15 октября 2019 г. в Бетховенском зале  Большого театра состоялась церемония награждения лауреатов литературной премии «Ясная Поляна», учрежденной музеем-усадьбой Л. Н. Толстого и компанией Samsung Electronics. Лауреатами премии стали Сергей Самсонов за роман «Держаться за землю» (номинация «Современная русская проза»), чилийский писатель Эрнан Ривера Летельер и его переводчица Дарья Синицына за роман «Искусство воскрешения» (номинация «Иностранная литература») и ток-шоу «Игра в бисер», автор и ведущий Игорь Волгин (номинация «Событие»). Специальный приз Samsung «Выбор читателей» получил Григорий Служитель за книгу «Дни Савелия».

Призовой фонд премии «Ясная Поляна» в 2019 году составляет 6,7 миллионов рублей. Это крупнейшая литературная премия России. В общей сложности в 2019 году на премию было номинировано 133 произведения, в длинный список номинации «Современная русская проза» 17-го литературного сезона премии вошло 43 произведения, а в короткий список – 6 из них.

«Книга Сергея Самсонова «Держаться за землю» написана невероятно сильно и настолько не вписывается в современные представления о литературе, что мы среди коллег думали, а не появился ли новый Шолохов. Этот роман о самом остром политическим кризисе нашего века, при этом он остаётся не политизированным – в своей книге Самсонов не становится на чью-либо сторону. Повествование строится таким образом, что мы перемещаемся в сознание всех персонажей, причём не важно, какую роль они играют. После прочтения этого романа больше не хочется вникать в политические разногласия», - рассказал член жюри Владислав Отрошенко.

Лауреат в номинации «Современная русская проза» получает денежную премию в размере трех миллионов рублей. Призовой фонд короткого списка этой номинации, составляющий один миллион рублей, будет равномерно распределен между авторами, вошедшими в короткий список номинации «Современная русская проза»:

  1. Артемов Владислав. Император. – М.: Журнал «Москва», № 11-12, 2018; №1, 2019;
  2. Березин Владимир. Дорога на Астапово. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018;
  3. Николаенко Александра. Небесный почтальон Федя Булкин. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019;
  4. Служитель Григорий. Дни Савелия. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019;
  5. Ставецкий Вячеслав. Жизнь А.Г. – М.: Журнал «Знамя», №11-12, 2018.

Номинация «Событие» появилась в 2017 году и отмечает значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в литературной жизни (фестиваль, шоу, театральную постановку, документальную литературу, материал в СМИ). Лауреатом 2019 года в номинации «Событие» стали ток-шоу «Игра в бисер» и её автор и ведущий Игорь Волгин, награжденный призом в 500 тысяч рублей.

На церемонии также был вручен специальный приз компании Samsung Electronics «Выбор читателей». Обладателем приза – профессиональной поездки в Южную Корею – стал Григорий Служитель, автор книги «Дни Савелия», набравшей наибольшее количество голосов по результатам открытого читательского интернет-голосования, которое проводилось в авторитетных книжных блогах.

Ясная Поляна 2