ЛЕТНИЙ КЛУБНЫЙ ДЕНЬ В РУССКОМ ПЕН-ЦЕНТРЕ
19 августа, на Яблочный Спас, в Домике на Неглинной, штаб-квартире Русского ПЕН-центра, вновь звучали стихи и разговоры. Члены и друзья ПЕНа, не разъехавшиеся по дачам и курортам, собрались на клубный день за общим столом, чтобы увидеться и пообщаться.
А до начала встречи состоялась видеозапись Анатолия Макарова для литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово» – его рассказ о послевоенной Москве, оттепельных годах и литературе этой эпохи появится в одном из ближайших выпусков журнала. Следующая встреча ПЕНовцев состоится осенью – новый литературный сезон уже начинается, следите за нашими новостями!
Фотографии с клубного дня смотрите появятся в официальной группе Русского ПЕН-центра ВКонтакте.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬМАНАХА «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА»
18 августа 2023 в рамках книжного фестиваля «Китоврас», проходившего в Александрове (Владимирская область), состоялась презентация третьего выпуска литературного альманаха «Александровская слобода» – издания, возглавляемого Евгением Викторовым и выходящего при поддержке Музея Марины и Анастасии Цветаевых (Александов).
Центральным материалом альманаха стала публикация ранее неизвестных фрагментов прозы Анастасии Цветаевой, относящихся к 1914-1915 гг. Рукописи были чудесным образом найдены на чердаке одного из домов Александрова, в котором Анастасия Ивановна квартировала одно время со своим мужем, Маврикием Минцем. Несмотря на плохое состояние, они были расшифрованы, атрибутированы и подготовлены к публикации Станиславом Айдиняном - членом Русского ПЕН-центра, литературным секретарём Анастасии Цветаевой с 1984 по 1993 гг.
На презентации «Александровской слободы» Станислав Артурович рассказал об этих рукописях, упомянув, что они дают великолепное представление об эстетике и мировоззрении, характерных для Серебряного века. Полностью видеозапись презентации можно посмотреть здесь.
БЛОКОВСКИЙ ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ В ШАХМАТОВО
6 августа в подмосковной усадьбе Шахматово состоялся традиционный ежегодный Блоковский праздник поэзии – любители поэтического слова из близлежащих окрестностей, Москвы и других городов собрались в воссозданной более тридцати лет назад усадьбе Александра Блока. Литераторы и просто гости праздника посетили усадебный дом, послушали рассказ о жизни и творчестве Блока, а затем началась основная – поэтическая – часть действа. На заднем крыльце блоковского дома была организована импровизированная сцена, с которой звучали стихи и романсы, выступления гостей и классическая музыка. Среди выступавших были Дмитрий Рогожкин, Лола Звонарёва и другие. Зрители расположились амфитеатром прямо под открытым небом в окружении прекрасных шахматовских цветников – концерт продолжался около двух часов.
Продолжились поэтические чтения у блоковского валуна – огромного камня, лежащего на месте, где раньше был дом Бекешевых-Блоков, и у которого, по традиции, заведённой поэтами-шестидесятниками, в первые выходные августа звучат стихи. Так было и в этот раз, в числе поэтов, выступивших у валуна под сенью берёз, была и член Русского ПЕН-центра Зинаида Варлыгина, прочитавшая свой цикл стихотворений «Век Серебряный». А после официальной части стихи зазвучали в роще около озера – на этот раз это были строки самого Блока (их читал Валерий Чехомов – старший экскурсовод музея), которые разносились в жарком летнем воздухе и сливались с природой Шахматова.
ВСТРЕЧА С ВЛАДИМИРОМ МИКУШЕВИЧЕМ
22 июля арт-клуб «Бегемот внутри» в библиотеке над оврагом в Малаховке с легкой руки куратора клуба Николая Милешкина возобновил традиционные летние встречи с поэтом и переводчиком Владимиром Микушевичем.
Он представил публике плоды «повседневной работы» - новые переводы французской поэзии 12 – 20 вв. редкие тексты – аллегорические стихи Филиппа Танского и Гийома Нормандского из средневековых бестиариев. Затем звучали свои стихи из новых книг «Заочье» и «Снадобье». Поэт ощущает мировую поэзию как единый текст, создаваемый одним Автором… И, подобно палимпсесту, сквозь образ переводчика - нашего современника проступают лица поэтов прошлых лет, а сквозь детали и черты природы русской средней полосы Заочья (пространства за Окой) – «обители заочны». Книга «Заочье» - «как раз напоминает нам о соприкосновениях с этим иным миром, которые мы не всегда замечаем».
Сказочная притча «Три Ивана» («В лес пойдем, где вся в меду медведица\ Водится с луной подслетповатою… \ Много встречных, а попробуй, встреть его…») соседствует со страшной сказкой воспоминаний военного детства («Бабушка Русь»: «бегство ли бесы ли снова ли сны… \ зимнее детство во время войны») тоже завораживающей звуковыми повторами.
По мнению поэта «ничто не исчезает» и поэтому «Сороковины. Памяти тестя профессора В.М. Маркова», построенное на омонимии и контрастах, не только описывают тяжелые моменты истории России и каждой семьи («Даже мертвого клевала клевета… поверил сгоряча, что Бога нет... В раю земном Иудином… сколько лет прошло, как я исчез?..) но и заканчиваются победным: «Просто мы вопроса не расслышали: \ «Сколько лет прошло, как я воскрес?»
На вопрос как ему удается сохранять такой высокий градус в любовной лирике, Владимир Борисович ответил: «надо, чтобы встретилась та, которая вызывает такие чувства». Строки, обращенные к земной жене Татьяне и одновременно повествующие о любви божественной вновь поражают своей тонкостью и глубиной. «Архангел затрубит, а мы чаёвничаем…\ Пусть рухнут замки безвоздушные \ Я на земле вселюсь в тебя до этого» («Снадобье»). Или «И ко мне вошла ты поздним летом \ запросто среди цветущих лип.\ И, войти не чая в поговорку, \ Будущих и бывших зорь милей, \ Начала целебную уборку \ В жизни продолжавшейся моей. \… И в непреходящем изумленье / Ангела в тебе я узнаю» («Ангел мой»).
Элла Опальная, подруга юности поэта, прочитала одно из его первых стихотворений «Фауст в кабаке». Автор заметил, что именно благодаря ей текст этот сохранился. Она же рассказала о том, как спустя годы неподдельное внимание, с которым Микушевич отнесся к первым переводческим опытам её сына, утвердило его в призвании.
Любовь к родине не зависит от её отношения к тебе, «может и плитой придавить». Неброский и невоинственный, истинный патриотизм - тоже одна из граней безусловной любви - явлен, например, в стихотворении «Герой» («Кто пал смертью храбрых - тот с Богом совпал, \ Вернулся с победой к началу начал…») и в описаниях природы малой родины поэта - Малаховки с её «Безымянным тупиком» и «красковским обрывом»… и в «Карадаге» и «Сванской Троице» - тоже родных. «Как будто когда-то там жил». И изучать языки проще, если понимать, что «язык не есть нечто чужое, вы когда-то на этом языке говорили». Язык, в сущности, один, а люди перестали друг друга понимать только в силу своей греховности.
«Поскольку интернационалу» поэт «предпочитает интернет», он умело использует технические возможности нашего века. Например, благодаря телевидению появились программы «Магистр игры» - несколько из них нам еще предстоит увидеть.
Вечер получился - о любви. К женщине, родине, природе, языку - и миру в целом. ««Мир прекрасен, как всегда», - заключил поэт своей любимой цитатой из Блока, - такой какой он есть, если видеть в нем Бога».
Анна Анисова
Статья опубликована в "Независимой газете" от 9 августа 2023.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ВЛАДИМИРА ВИШНЕВСКОГО!
20 августа Владимиру Вишневскому стукнуло 70, с чем мы его от всей души поздравляем и желаем здоровья, благоденствия, всё новых и новых проектов! Неистощимый на выдумки и оригинальные идеи, Владимир Петрович столь креативен и многолик, что одно перечисление всех его ипостасей и сфер деятельности как раз и займёт всё поздравление. Главное, конечно, что он поэт и член Русского ПЕН-центра с 2001 года, а еще Вишневский - член Гильдии актеров России и Союза журналистов России. Академик Российской академии юмора и Евразийской телеакадемии, Член общественного совета Российского еврейского конгресса Член Попечительского совета Всероссийского фестиваля искусств воспитательных колоний «Амнистия души». Посол Международного Благотворительного Фонда Юрия Розума.
Стихи Вишневского вошли в Антологию «Строфы века». Неоднократно признавался одним из самых цитируемых писателей России. В 2012 году на одной из кафедр русского языка была защищена диссертация «Лингвистические особенности идиостиля В. П. Вишневского». С 2001 года снимается в кино. В его активе - главные роли в фильмах Бомба для невесты (конферансье), Love-сервис (Боря) и много других заметных работ.
Владимир Вишневский - автор книг «Басни о Родине», «Избранное», «Десять лет, которые, или Страна из рук в руки» и многих других. Действительный член Российской Академии юмора, лауреат профессиональной премии «Золотой Остап». С 2010 года в соавторстве с художником Андреем Рыбаковым активно реализует арт-проект «Изостишия» (где выступает и как художник), что нашло своё отражение в нескольких заметных выставках в Москве. С 2014 года проводит авторский мастер-класс \ практикум по оптимизации и «дебанализации» повседневного общения «Ноу-хаус от Вл.В.». В 2016 участвовал в мюзикле «Звездный лайнер» (в роли олигарха Газолюба). Как поэт-шоумен выступает с сольными программами «Избранное для избранных», «Сеанс стихотерапии с самопразоблачением». В 2017 году представил чтецкую программу «Вслух, с выражением - любимые стихи Вл.В.».
ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ЗАХАРОВА (1.08.1939—20.08.2023)
Ушел из жизни Владимир Евгеньевич Захаров. Физик-теоретик. он писал стихи и вступил в Русский ПЕН-центр в 2008 г. Приносим наши соболезнования родным и близким покойного. Светлая память.
В.Е. Захаров был академиком РАН с 1991, членом-корреспондентом АН СССР с 1984, председателем Научного совета РАН по нелинейной динамике. Возглавлял Институт теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН (1993—2003), был заведующим сектором математической физики в Физическом институте им. П. Н. Лебедева РАН (с 2004). Лауреат медали Дирака (2003), Государственных премий СССР и России.
Владимир Захаров писал стихи, которые публиковались в журнале «Новый мир» в 1990-е и 2000-е годы. С 2003 года член Союза российских писателей. В предисловии к первому сборнику Владимира Захарова Фазиль Искандер написал: «Голос его приглушён и даже застенчив. Его стихи не для громкого чтения. Но любитель поэзии, склонный к углублённому одинокому чтению, обязательно почувствует своеобразие написанных им строк».
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ КСЕНИЮ АТАРОВУ!
19 августа празднует юбилей Ксения Николаевна Атарова, филолог, литературовед, редактор, переводчик, Генеральный директор издательства «Радуга», член Русского ПЕН-центра с 2015 года. Переводческая и литературно-критическая деятельность К.Н.Атаровой во многом продолжает замечательные традиции русского «англофильства»: это и трехтомное издание Редьярда Киплинга (2000), переводы Оскара Уайлда, Эдварда Лира, прозы Даниэля Дефо, Сомерсета Моэма, Вирджинии Вулф, Грэма Грина. Она автор книги о Лоренсе Стерне, сборника «Англия моя, Англия» (2006), составленного из эссе о британских писателях (от Дефо до Грэма Грина и Олдоса Хаксли) и переводов их произведений, книги воспоминаний «Вчерашний день» (2001), книги «Москва – Ершалаим: Путеводитель по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (2014). Ксения Николаевна подготовила книгу «А. С. Пушкин. Переводы и подражания» (1999), полное комментированное издание с приведением оригинальных текстов.
От всей души желаем Ксении Николаевне здоровья и творческого долголетия!
110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИКТОРА РОЗОВА (8(21).08.13-28.09.2004)
Известный драматург и сценарист Виктор Сергеевич Розов был членом Русского ПЕН-центра с самого основания – с 1989 года. Поистине знаковая фигура в русской драматургии - автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на её основе — сценария к фильму «Летят журавли» (1957). Президент Российской академии театрального искусства. Лауреат Государственной премии СССР (1967) — за инсценировку романа «Обыкновенная история» И. А. Гончарова, лауреат премии Президента РФ, в области литературы и искусства 2001 года. Награждён многими орденами.
Внимание драматурга Розова всегда привлекали нравственные проблемы — тот выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям.
Непосредственно по поводу пьесы «Традиционный сбор» (в которой бывшие одноклассники, окончившие школу перед войной, встречаются во второй половине 1960-х годов, подводят итоги прожитой жизни) и формулируя одновременно основную тему драматургии Розова: «Кем бы человек ни стал — профессором или шофёром, писателем или счетоводом, — всё равно он всю жизнь держит экзамен на честность и стойкость. Каждый стоит перед выбором. Мелким или крупным, неважно. Важно — каким…» ( М. Строева).
В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» была установлена скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин».
Светлая память.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ВЛАДИМИРА АЛЕНИКОВА!
7 августа исполняется 75 лет Владимиру Михайловичу Аленикову, кинорежиссеру и писателю, члену ПЕНа с 2008 года. От всей души поздравляем юбиляра и желаем, чтобы его творческая энергия не иссякала еще многие годы и радовала всех нас!
Алеников не только поэт и переводчик, но и талантливый прозаик и яркий эссеист, владеющий редким мастерством увлекательно рассказывать истории. У него тонкое чувство юмора и острая наблюдательность, благодаря чему Владимир Алеников пишет равно убедительно и для взрослых, и для детей.
В свое время, по приглашению Александра Хмелика, главного редактора киножурнала «Ералаш», Владимир Алеников начал работать в журнале как автор и режиссёр. Там же родились Петров и Васечкин, о приключениях которых режиссёр впоследствии снял свои знаменитые музыкальные фильмы. После ряда телевизионных картин Аленикову удалось сделать фильм, который в корне изменил его судьбу — мюзикл «Биндюжник и Король», благодаря которому в 1990 году его пригласили в Голливуд. Там он снял «Время тьмы» с Джорджем Сигалом и Тамарой Таной в главных ролях (в российском прокате «Феофания, рисующая смерть»).
Как писатель, Алеников пишет в самых разных жанрах, и для взрослых, и для детей. Детская книга «Приключения Петрова и Васечкина», многократно переизданная, вошла в Золотую серию – «Сто лучших мировых книг для детей». Для взрослых Алеников пишет авантюрные мелодрамы («Поиски любви», «Происки любви»), романы о войне («Звезда упала»), триллеры («Ублюдки», «Спальный район», «Сумерки в спальном районе», «Зелёная зона», «Странники терпенья»), книги для молодых режиссёров («Свой почерк в режиссуре»), сборники стихов и прозы («Случайные закономерности», «Время дождя») и др. Фильмография и библиография Владимира Михайловича весьма солидны!