«АНДРЕЙ БИТОВ. МИРАЖ СЮЖЕТА»
В серии ЖЗЛ («Молодая гвардия», 2023) вышла книга Максима Гуреева «Андрей Битов. Мираж сюжета», чему мы, безусловно, очень рады. Андрей Георгиевич Битов – один из основателей нашего ПЕНа и четверть века (с 1991 по 2016 гг.) был его Президентом. В первую очередь Битов, конечно, выдающийся писатель, без его романов «Пушкинский дом», «Человек в пейзаже», «Улетающий Монахов» и других трудно представить современную русскую литературу. Битов ушел от нас совсем недавно, и эта книга является, по сути, первой его биографией. Притом необычной — ее автор, прозаик и режиссер-документалист Максим Гуреев, выстраивает свое повествование как сценарий неснятого Битовым фильма, в который вплетаются цитаты из произведений писателя, воспоминания о нем, голоса современников, рисующие живой и разносторонний портрет памятного многим мастера слова.
АНДРЕЮ УСАЧЁВУ – 65!
Поздравляем с юбилеем Андрея Алексеевича Усачёва, известного детского писателя, поэта, драматурга, сценариста, члена ПЕНа с 2009 года!
Путь юбиляра не был прямолинейным. Сначала он поступил в Московский институт электронной техники, проучился там 4 года и перешел на филологический факультет Тверского государственного университета. В послужном списке Андрея Алексеевича - работа дворником, сторожем, барабанщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойщиком, редактором журнала «Веселые картинки».
Публиковаться он начал в 1985 г. В 1990 г. книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.
В России вышло более 100 книг Андрея Усачёва для детей. Выходили они и в других странах - в Израиле, на Украине, в Молдавии, в Польше, Сербии, Японии. Пять книг Андрея Усачёва рекомендованы Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия».
Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам. На телевидении звучало более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачёва. Кроме стихов и прозы, Андрей Алексеевич пишет для кукольного театра. Единолично и в соавторстве создано более 10 пьес. Пьесы идут в 20 театрах России. Работал на телевидении — писал сценарии и песни для передачи «Кварьете Весёлая квампания» и для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Весёлая радиоквампания» и «Летающий диван». В 2014 году стал лауреатом премии им. Маршака за сборник стихов «Великий и могучий русский язык».
От всей души желаем юбиляру, чтобы фантазия его и впредь била ключом и всё больше ребятишек зачитывались его книжками!
ИНЦИДЕНТ НЕ ИСЧЕРПАН
Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова обратилась в управление Следственного комитета России (СКР) по Чеченской Республике после избиения бывшей сотрудницы «Новой газеты», журналистки Елены Милашиной и адвоката Александра Немова, которые приехали в Грозный на оглашение приговора супруге бывшего чеченского судьи Зареме Мусаевой. Москалькова попросила уполномоченного по правам человека в Чечне Мансура Солтаева обеспечить Милашиной и Немову безопасность, а также оказать им необходимую медицинскую помощь. Омбудсмен сообщила, что находится на связи с Милашиной и Солтаевым, она направила соответствующие обращения в СК и МВД. Пострадавшие доставлены в больницу Беслана (Северная Осетия) на машине «скорой помощи».
Русский ПЕН-центр надеется, что виновные в нападении на Милашину и Немова понесут наказание.
НЕ СТАЛО ОЛЬГИ КУЧКИНОЙ (9.04.1936—28.06.2023)
Ушла из жизни Ольга Андреевна Кучкина, поэт, прозаик, журналист, драматург, член Русского ПЕН-центра с 2001 года. А еще воплощение женственности и неувядающей красоты, неравнодушный человек с активной гражданской позицией. Наши глубокие соболезнования супругу - Валерию Михайловичу Николаеву.
Леонид Зорин когда-то замечательно сказал об Ольге Андреевне: «Она начинала публицисткой, потом бросилась в омут драматургии, потом обратилась к суровой прозе. Последние годы писала стихи - колючие, нервные. Во всех этих - столь несхожих - жанрах неизменно она оставалась женщиной - по вескому свидетельству "Нового времени" (журнала, не склонного ни к гиперболам, ни к ярмарочным заголовкам) "одной из красивейших женщин столетия"».
Ольга Кучкина окончила факультет журналистики МГУ, была обозревателем газеты «Комсомольская правда». Заслуженный работник культуры РСФСР. Член Союза журналистов, Союза писателей Москвы. Академик РАЕН. Действительный член Академии Российской прессы. На канале НТВ вела программу "Время «Ч» (1995—1999). Автор более 25 книг: Пьесы, стихи и проза публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «Нева», «Континент», «Арион».
Светлая память.
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ЗИНАИДЫ ВАРЛЫГИНОЙ
В №2/2023 литературного журнала «Южное сияние» опубликована повесть писателя, члена Русского ПЕН-центра Зинаиды Варлыгиной «Последний день гастролей».
Зинаида Варлыгина – прозаик, работающий в разных жанрах: миниатюра, рассказ, повесть, эссе, роман, очерк, пьеса, а также в различных творческих методах: реализм, магический реализм, фантастика, постмодернизм, сатира, фольклорная стилизация. Её прозаические произведения публиковались в литературных журналах «Журнал ПОэтов» (Москва), «Мгинские мосты» (Санкт-Петербург), «ЛАВА» (Харьков), а также вошли в два авторских сборника – «Поколение нулевых» (2019) и «Встреча с сюжетом» (2022).
Повесть «Последний день гастролей» Зинаиды Варлыгиной предназначена для семейного чтения, она будет интересна как детям, ведь главные её герои – двенадцатилетние мальчишки, так и взрослым, которые смогут вспомнить собственное детство, шалости и приключения. По отзывам читателей, это увлекательная история, погружающая читателя в атмосферу летних каникул в городе, и рассказывающая о том, в какие события можно втянуться, если живо, неравнодушно и по-человечески реагировать на то, что где-то может твориться несправедливость.
«Последний день гастролей» – одна из повестей, вошедших в трилогию «Серый и Бурый: Летние приключения», которая сейчас готовится к печати. Книга станет второй в библиографии автора, полностью ориентированной на детей и семейное чтение, первой стала вышедшая в 2017 году в Санкт-Петербурге сказочная повесть «Обмелевшая река».
«Южное сияние» – международный литературно-художественный журнал, издающийся с сентября 2011 года. Главный редактор – Станислав Айдинян.
В ГОСТЯХ У ВЛАДИМИРА АЛЕЙНИКОВА В КОКТЕБЕЛЕ
«В стихах Владимира Алейникова каждая строчка — гениальная», — считал Арсений Тарковский.
В Коктебеле Владимир Алейников впервые оказался в 1964 году. И сразу понял, что когда-нибудь будет здесь жить. С 1991 года это место вовсе стало ему второй родиной. Ещё и потому, что первая (Кривой Рог, Украина) от него отреклась.
Большая удача постигла нас во время поездки в Коктебель. Нам посчастливилось побывать в гостях и пообщаться с живой легендой современной отечественной литературы- Владимиром Дмитриевичем Алейниковым, знаменитым поэтом, прозаиком, переводчиком, художником, одним из основателей СМОГа, литературного общества молодых поэтов 60х годов отказавшихся подчиняться контролю государственных и партийных инстанций. (Не случайно СМОГ- это Смелость, Мысль, Образ, Глубина).
При советской власти Владимир Дмитриевич не издавался. Более четверти века тексты его широко распространялись только в самиздате.
За свои вольности в творчестве он подвергался сильнейшим гонениям: исключался из МГУ (восстановлен был благодаря Тарковскому), не имея постоянного места работы и прописки, скитался по городам и весям, подвергался физическому «воспитанию» со стороны соответствующих органов, в результате получил семь!!! сотрясений мозга, был в запрете на печать. При этом слава его только росла и крепла.
«Страдальцев на Руси любят. Их поддерживают. Им помогают»- комментирует Владимир Дмитриевич. «Это испытал я на собственном опыте. И осознание этого внимания, этого участия, сочувствия, этой обширной дружественности, да ещё и всё возрастающего интереса к моим стихам не только выручало меня, но и давало возможность дышать, упрямо преодолевать все сложности, постоянно работать». Работать здесь на родине.
У него никогда и в мыслях не было покинуть ее, эмигрировать, навсегда уехать на запад, как это сделали многие из его друзей, Сергей Довлатов, к примеру.
«Когда в конце 1989 года я оказался в Париже и увиделся там со многими уехавшими приятелями и знакомыми, то понял, что был прав. Родная почва под ногами — необходима. Она для меня — моё всё. Она действительно — Божий дар. Основа и оправдание творчества. В моём случае родная почва — та, на которой я вырос. Украинские земли…
Теперь, в новом веке, в нынешней ситуации, когда столько всего на Украине изменилось, наш дом полностью разграблен фашиствующим зверьём и отнят у меня каким-то местным торгашом.
Ведь для них я — москальский писатель. Да, я русский писатель. Как и Гоголь, А.К. Толстой, Хлебников, Нарбут, Ахматова, Зощенко, Катаев, такой же потомок казаков. Но современным нелюдям не дано это понимать. Разрушению — служат они охотно. А созидание — не для них.
Так вот родина, руками всяких мерзавцев, отблагодарила моего отца и меня за то, что мы всю жизнь воспевали её в нашем творчестве. А прежний светлый рай остался лишь в памяти. Да ещё — в моих стихах и прозе. И поэтому родина моя несмотря ни на что жива».
Запрет на публикации Владимира Алейникова был снят только в период перестройки. Он начал печататься в московских, питерских, киевских изданиях. Сейчас это - многочисленные тома изданных и ещё отложенных в архив произведений: стихов, прозы, воспоминаний о своих друзьях, коллегах по цеху. Среди них: Леонид Губанов, Сергей Довлатов, Генрих Сапгир, Александр Величанский, Юрий Кублановский, Александр Соколов, Андрей Битов, Эдуард Лимонов и многие другие. Художники и скульпторы : Игорь Ворошилов, Анатолий Зверев, Михаил Шемякин, Эрнст Неизвестный….
Сейчас литературоведы называют его Нестером русского андеграунда, самым музыкальным поэтом современности, фантасмагорическую прозу ставят вровень с лучшими книгами Маркеса.
«Думаю, моих стихов хватит для того, чтобы выйти за пределы солнечной системы… И если стихи периодически возникают у меня — значит, так надо, значит, к этому призван я, значит, есть мне что сказать людям…»
Вот так живет рядом с нами по соседству в Крыму ГЕНИЙ. Живет, не ропща, не жалуясь на прошлое, на жизнь, тихо, мирно вдали от суеты и шума продолжает создавать свои шедевры.
И с ЧЕЛОВЕКОМ такого масштаба, нам посчастливилось пообщаться.
Слушали, внимали, впитывали мудрость. А ещё, были абсолютно покорены его великодушием и добротой, человека , так много претерпевшего в жизни, но сохранившего свой внутренний свет и веру в людей!
Гений нашего времени, живой классик, Человечище, Владимир Алейников! Дай Бог Вам долголетия и благолетия!
Низкий поклон Вам за ликбез и уроки человечности!!!
Светлана Данилова
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ЮРИЯ РЯШЕНЦЕВА!
Юрию Евгеньевичу Ряшенцеву, члену ПЕН-центра с самого основания, с 1989 года, сегодня исполнилось 92 года! Самые сердечные поздравления и пожелания здоровья и бодрости еще на долгие годы!
Юрий Ряшенцев – явление в нашей литературе многогранное и разножанровое, он поэт, прозаик, сценарист, автор текстов песен для театра и кино, мастер мюзикла, переводчик.
Скупые строки биографии: отец был репрессирован и погиб в 1938 году, а отчим был арестован в 1949 году. По окончании школы планировал поступать в МГУ, но будучи сыном и пасынком репрессированных, практически не имел на это шансов. Тогда вместе со своими друзьями по волейболу Юрий Евгеньевич поступил в МГПИ им. Ленина, который закончил с отличием в 1954 году. После этого семь лет преподавал в школе, из них три года в школе для трудных подростков.
С 1955 года Ряшенцев начал публиковать свои произведения в первых номерах только что созданного журнала «Юность», хотя прежде не позволял себе всерьёз увлекаться поэзией. В 1962 году был приглашён в качестве литературного сотрудника и члена редколлегии в отдел поэзии этого журнала и вплоть до 1990-х годов работал в редакции с молодыми поэтами.
Юрий Ряшенцев - автор многих сборников стихотворений. Его стихотворения были напечатаны практически в каждом из центральных литературных журналов. Первый сборник вышел в 1967 году под названием «Очаг». Ещё с 1960-х годов Ряшенцев занимался художественным переводом, став победителем трёх Всесоюзных конкурсов на лучший перевод. В Оренбургском книжном издательстве им. Г. П. Донковцева вышло пятитомное собрание сочинений Юрия Ряшенцева.
На протяжении многих лет пользуются большой популярностью его песни для фильмов «Д’Артаньян и три мушкетёра» и «Гардемарины, вперёд!», а также «Весёлая хроника опасного путешествия», «Забытая мелодия для флейты», «Остров погибших кораблей», «Самоубийца», «Простодушный».
В 1994 году Ряшенцев написал роман «В Маковниках. И больше нигде», который был издан в 2001 году. С 1996 года работает в соавторстве с супругой Галиной Полиди. Они являются авторами русской версии мюзикла «Метро», либретто опер «Царица» Давида Тухманова, «Альберт и Жизель» Александра Журбина, «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева, мюзикла «Раба любви» и других произведений для кино и театра.
За работу над мюзиклом «Шербургские зонтики», поставленном в Санкт-Петербургском музыкальном театре «Карамболь», Ряшенцев и Полиди были удостоены Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор / перевод)».
Юрий Ряшенцев награжден премией имени Булата Окуджавы, Международной премией имени М.Ю.Лермонтова, Национальной премией «Музыкальное сердце театра», премией журнала «Арион».
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭСТАФЕТА СОВРЕМЕННОЙ МАЛОЙ ПРОЗЫ «ИМПУЛЬС СЛОВА»
Редакция литературно-художественного видеожурнала "Вольное слово" объявляет о старте нового проекта - Международной эстафеты современной малой прозы "Импульс слова". Приглашаем к участию!
ПОЛОЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭСТАФЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ МАЛОЙ ПРОЗЫ «ИМПУЛЬС СЛОВА»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ.
Международная эстафета современной малой прозы «Импульс слова» – комплекс мероприятий, направленных на выявление и популяризацию актуальных произведений современных авторов, представляющий интерес для современных читателей.
Цель проведения – знакомство читателей с современными прозаиками, пишущими в различных жанрах и стилях.
Формат проведения – дистанционный, онлайн, в два этапа: редакторский отбор произведений участников и включение их в выпуски литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово».
2. ОРГАНИЗАТОР.
Редакция литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово».
3. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ.
С 10 июня по 10 декабря 2023 года. По решению организаторов сроки проведения могут быть продлены – в этом случае информация будет опубликована на официальных страницах литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово».
4. ПРАВИЛА УЧАСТИЯ.
1. К участию приглашаются все желающие русскоязычные авторы художественных прозаических произведений, независимо от возраста, гражданства, места проживания, членства в литературных союзах и ассоциациях, стилистической и жанровой принадлежности текстов.
2. Эстафетой не предусмотрено проведение конкурса, однако существует редакторский отбор, осуществляемый Организатором.
3. Заявка на участие направляется на электронную почту volnoe-slovo@yandex.ru. В теме письма необходимо указать: «Эстафета малой прозы «Импульс слова»», в теле письма – имя и фамилию автора, возраст, город проживания. Произведения прикрепляются к письму текстовыми файлами.
4. Требования к произведениям: цельные, завершённые рассказы, миниатюры, эссе, а также малая проза других жанров, размером до 5 страниц А4 включительно (шрифт 12, интервал одинарный). В отдельных случаях, по усмотрению Организатора, к участию могут быть приглашены авторы крупной прозы (повестей, романов) с фрагментами произведений (главами).
5. Произведения не должны нарушать требований действующего законодательства Российской Федерации, то есть: не содержать ненормативной лексики, призывов к экстремизму, пропаганды насилия, ЛГБТ и т.д.
6. От одного автора принимается одно произведение, Организатор оставляет за собой право запросить дополнительные тексты автора.
7. По результатам редакторского отбора авторы получают приглашение к участию в литературно-художественном видеожурнале «Вольное слово». Произведение, прошедшее отбор, озвучивается непосредственно автором под видеозапись и включаются в один из номеров журнала. Выплата авторского гонорара не предусматривается. Доступ аудитории к материалам журнала, в том числе к произведениям участников Эстафеты, предоставляется на безвозмездной основе.
8. Каждый автор, приславший заявку на участие, получает ответ от Организатора в течение 10 дней с момента отправки письма. В течение этого срока повторной отправки заявки не требуется.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Организатор оставляет за собой право самостоятельного отбора произведений для участия в Эстафете. Отбор производится на основании художественной ценности, оригинальности произведений, их этического и эстетического уровня. Автору может быть отказано в участии без объяснения причин.
Распространение информации о проведении Эстафеты путём репостов записей о ней в социальных сетях, размещения на сайтах творческих объединений и личных страницах – приветствуется. Информацию для публикаций об Эстафете в СМИ можно запросить по электронной почте: volnoe-slovo@yandex.ru
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БОРИСА МОЖАЕВА (1.06.1923-2.03.1996)
Борис Андреевич Можаев вступил в Русский ПЕН-центр в 1989 году, в год основания организации. Он родился в рязанском посёлке Пителино, а потому о жизни русской деревни знал не понаслышке. Его семья добывала себе хлеб крестьянским трудом, и Можаев с детства привык к радостям и тяготам сельской жизни.
Отложились в памяти Бориса крестьянские восстания, охватившие деревни после коллективизации. Многодетную семью Можаевых в кулаки не определили, хотя хозяйство они имели крепкое. Отец Андрей Иванович в колхоз идти отказался, заработав клеймо единоличника, а впоследствии став «врагом народа»...
В 1941 году Можаев ушёл на фронт... Награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени.
Трагические факты личной биографии легли в основу самого известного романа Можаева – «Мужики и бабы», за который писатель был удостоен Государственной премии СССР. Также Борис Можаев – автор замечательных повестей «Наледь», «Саня», «Тонкомер», «Полюшко-поле», «Из жизни Фёдора Кузькина», «Полтора квадратных метра», сборника повестей и рассказов «Старые истории», сборника публицистики «Запах мяты и хлеб насущный», книги очерков «Самостоятельность» и других книг. Многие произведения писателя были экранизированы.
В 1989—1990 годах в издательстве «Художественная литература» вышло четырёхтомное собрание сочинений писателя.
В последние годы жизни Можаев работал над романом «Изгой», закончить который не успел.
Светлая память.