Новости

ВНИМАНИЮ МОЛОДЫХ АВТОРОВ!

08-05-2023 просмотры 180

pgrants_logo1

С 15 июля 2023 года стартовал приём работ для участия во Всероссийском семинаре-совещании молодых писателей «Мы выросли в России – Приволжье», который планируется провести 28-30 сентября 2023 года в Оренбурге и Оренбургской области.

На конкурсной основе будут выбраны по десять участников в пяти секциях: поэзия, проза, фантастика, драматургия, детская литература. В адрес жюри принимаются работы от авторов в возрасте 18-35 лет (включительно), проживающих в Российской Федерации. Допускается участие одного и того же автора в различных номинациях. Итоги конкурсного отбора будут подведены 3 сентября и объявлены 5 сентября. Авторы наиболее интересных текстов получат персональное приглашение на участие в работе трёхдневного семинара-совещания. По итогам занятий каждой секции будет выбран лучший молодой литератор, главная награда – стипендия на издание собственной книги.


НОВАЯ КНИГА ПЕТРА ОБРАЗЦОВА

08-01-2023 просмотры 173

0qea1x0278fm1lvfbqplxht8vxkixcn7

В издательстве «ЛомоносовЪ» недавно вышла очень интересная книга Петра Образцова «Под маской псевдонима. Кто и зачем скрывает свои имена».

Кто только не берет псевдонимы — писатели и актеры, политики и ученые, музыканты, певцы, художники… Перечисление фамилий составит объемную книгу. А число самих псевдонимов — у одного Антона Чехова их около семидесяти — и вовсе не поддается счету. Псевдонимом может стать любой типографский знак, обыкновенное многоточие и математический символ. Есть псевдонимы из одной буквы — например, ь или ъ. Но существуют и многосоставные псевдонимы — самый длинный из приводимых в этой книге содержит 288 букв и пять запятых. Словом, эта книга — весьма занимательное чтение. Но в то же время очень серьезное, поскольку автор задается вопросом: почему тот или иной человек прячет свое настоящее имя? Истории возникновения псевдонимов следуют одна за другой, и становится ясно: для кого‑то это игра, для кого‑то — способ сказать то, что думаешь, и избежать неприятных для себя последствий, а для кого‑то сохранить инкогнито — вопрос жизни и смерти.


105 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ДУДИНЦЕВА (29.07.1918—22.07.1998)

07-29-2023 просмотры 185

dudincev

Владимир Дмитриевич Дудинцев был членом Русского ПЕН-центра с года основания – 1989. Он родился в городе Купянске Харьковской области в дворянской семье. Отец Дудинцева Семён Николаевич Байков, штабс-капитан царской армии, погиб во время Гражданской войны (расстрелян в Харькове красными), и Владимира воспитывал отчим, Дмитрий Иванович Дудинцев, по профессии землемер. Мать Клавдия Владимировна Жихарева была артисткой оперетты.

В 1940 году Владимир окончил Московский юридический институт и был призван в армию. Был участником Великой Отечественной войны, сначала курсантом штабной батареи, затем командиром взвода этого же полка. После двух ранений назначен командиром пехотной роты. Получил ещё два ранения в боях под Ленинградом, последнее — тяжёлое 31 декабря 1941 года. После госпиталя служил в военной прокуратуре в Сибири до демобилизации в 1945 году. После окончания войны вернулся в Москву и работал корреспондентом в газете «Комсомольская правда» (1946—1951).

В 1956 году в журнале «Новый мир» опубликовал роман «Не хлебом единым» (по мотивам романа в 2005 году снят фильм С. Говорухина), вызвавший большой резонанс и дискуссии. Это роман об изобретателе, который во времена Сталина ведёт тщетную борьбу с засильем чиновничества и заурядной бюрократией, пока с ним самим не расправляются, прибегнув к клевете. Роман стал одним из основных литературных событий «оттепели» и вехой в процессе десталинизации. В 1957 году его подверг резкой критике Н. С. Хрущёв (в связи с чем книгу начали изымать из обращения):

Лишь в 1987 году вышел роман «Белые одежды» (экранизирован в 1992 году), написанный за 20 лет до этого и посвящённый периоду борьбы с лысенковщиной в биологии и вокруг неё. Роман был удостоен Государственной премии СССР (1988).

Дудинцев считается трагической фигурой послевоенной советской литературы. Светлая память.


«ПЕРВЫЙ КНИЖНЫЙ» БИБЛИОМОБИЛЬ: РАСТИМ ЧИТАТЕЛЯ

07-29-2023 просмотры 175

Проект «Первый книжный продолжает путешествие» реализуют Российская государственная детская библиотека (РГДБ) и Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению. 28 июля была организована встреча московских писателей и иллюстраторов с ребятами из ЛНР и ДНР, проживающими в пункте временного размещения в Рязанском детском санатории памяти В.И. Ленина в Солотче.
Ребят ждала творческая встреча с Анной Гончаровой и Машей Лукашкиной, авторами книг для детей и не только. Член Исполкома Русского ПЕН-центра Анна Гончарова — филолог, педагог, психолог, автор детской поэзии, повестей-сказок, создатель серии забавных сюжетов про енотов Еню и Елю. Она рассказала детям о «волшебных ключиках к творчеству», ответила на интересные вопросы от любознательных слушателей, а на мастер-классе предложила им пофантазировать: как рождаются волшебные истории, о чем нам могли бы рассказать старый дом или школьная парта.

Писательницы выступили перед большой и благодарной публикой (порядка 150 человек). После интересного общения состоялась автограф-сессия, при этом делегация проекта подарила целую коробку книг — около полусотни новинок в здешнюю библиотеку.

Также ребята стали участниками замечательных мастер-классов, подготовленных художниками-иллюстраторами детских книг. Они предложили детям создать аппликацию-зверька из собственных рисунков-заготовок, орнаментов, зарисовок карандашом и красками. Кроме того, ребят ждало интерактивное творческое занятие от главного психолога отдела творческого развития читателей РГДБ Надежды Потмальниковой. Гостья рассказывала мальчишкам и девчонкам сказки и с помощью жестикуляции тут же разыгрывала звучащие истории вместе с ними. Ребята с восторгом выполняли задания мастер-классов и обменивались впечатлениями. Несомненно, этот день принес им много творческих озарений и открытий.

фото 1

Первый книжный

фото 2 (1)


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ХАНОХА ДАШЕВСКОГО!

07-19-2023 просмотры 157

19 июля исполнилось 75 лет Ханоху Лазаревичу Дашевскому, члену Русского ПЕН-центра с 2021 года, поэту, прозаику, переводчику и публицисту. От всей души поздравляем юбиляра и желаем ему крепкого здоровья, а всем его читателям новых великолепных книг! Книги его (он пишет в основном о своём многострадальном народе) становятся бестселлерами – как, например, романы «Дыхание жизни» и «Рог Мессии», изданные в Москве.

Ханох Дашевский родился в Риге, учился в Латвийском университете. В 1971-87г.г. участвовал в подпольном еврейском национальном движении. В течение 16-ти лет добивался разрешения на выезд в Израиль. Был под постоянным надзором репрессивных органов, неоднократно привлекался к допросам. Являлся одним из руководителей нелегального литературно-художественного семинара "Рижские чтения по иудаике". В Израиле с 1988 г., живёт в Иерусалиме.

Ханох Лазаревич Дашевский – лауреат многих премий: СРПИ им. Давида Самойлова (2017) за книгу "Из еврейской поэзии" (Москва ВОДОЛЕЙ 2016), Международного литературно-музыкального фестиваля "Барабан Страдивари" (Израиль-2017), Международного поэтического фестиваля "Эмигрантская лира-2018" (Бельгия-2018). Он является членом нескольких творческих объединений: Союза русскоязычных писателей Израиля (СРПИ), Международного Союза писателей Иерусалима, Международной Гильдии писателей (Германия), Интернационального Союза писателей (Москва), Литературного объединения "Столица" (Иерусалим).


ДЖЕЙМСУ ПАТТЕРСОНУ 90!

07-17-2023 просмотры 179

17 июля исполнилось 90 лет члену Русского ПЕН-центра Джеймсу Ллойдовичу Паттерсону, с чем мы его от всей души поздравляем! Да-да, это тог самый маленький негритенок Джим из советского фильма «Цирк» 1936 года. Родителями Джима были иммигрант из США Ллойд Паттерсон, ставший диктором Всесоюзного радио, и художница Вера Аралова. Актером Джеймс не стал, он окончил Рижское Нахимовское военно-морское училище и Высшее военно-морское училище подводного плавания, служил на Черноморском флоте командиром рулевой группы подводной лодки. Но родившийся в Москве Джеймс Паттерсон не только советский офицер-подводник, он еще и поэт, и прозаик, пишущий по-русски и потому ставший членом Русского ПЕН-центра.

В 1964 году Джеймс поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, а в 1967 г. стал членом Союза писателей СССР. В СССР у него вышли две книги прозы и семь поэтических сборников. Последний, «Ночные стрекозы», вышел в 1993 г. уже в РФ. Настали времена, когда литературой в России было уже не прожить, и в 1994 г. Джеймс эмигрировал на родину отца, вместе с матерью, когда ей исполнилось уже 80 лет.

Вот слова самого Джеймса: «Я, знаете ли, русский человек. И хоть долгое время живу здесь, американцем себя не считаю. Родина моя в России».


90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА БРИТАНИШСКОГО (16.07.1933—24.12.2015)

07-16-2023 просмотры 186

Владимир Львович - поэт, прозаик, литературовед и переводчик, был членом ПЕН-центра с 1997 г. Он, как и Битов, окончил Ленинградский горный институт, только на шесть лет раньше (в 1956-м). Стихи начал писать рано. В 1946 году было опубликовано первое стихотворение. В 1946—1948 годах занимался в студии Глеба Семенова в Ленинградском Дворце пионеров, беседы по истории мировой литературы со студийцами проводили М. С. Альтман и Е. Г. Эткинд. В 1954—1956 годах вместе с Л. Агеевым, А. Битовым, Л. Гладкой, Г. Горбовским, А. Городницким и другими был участником литературного объединения Горного института. В 1956—1960 годах работал как геофизик в Западной Сибири и на Полярном Урале.

В 1958 г. встретил поэтессу Наталью Астафьеву и предложил ей стать его женой, летом 1958 она работала с ним на Полярном Урале, позже она тоже вступила в ПЕН. С 1960 года они жили в Москве.

Первая книга стихов Британишского — «Поиски» (Ленинград, 1958). Иосиф Бродский двадцать лет спустя говорил об этой книге: «Это такая игра слов: геологические поиски и просто поиски — смысла жизни и всего остального».
Вторая книга стихов «Наташа» (Москва, 1961). Третья поэтическая книга— «Пути сообщения» (Москва, 1966). С 1966 года публиковал статьи о польской поэзии (журнал «Вопросы литературы» и другие издания). В 1969 году опубликовал два рассказа в «Звезде», издал книгу прозы в Москве.

C 1970 года публиковал в журнале «Иностранная литература» циклы переводов из американских и польских поэтов. В 1980 году опубликовал книгу стихов «Открытое пространство» (польское издание — Варшава, 1982). 1985 — книга стихов «Движение времени»: история России 1710-х — 1910-х годов. В 2000 году в соавторстве с Н. Астафьевой издал антологию «Польские поэты XX века» (Санкт-Петербург, 1-2 тт.). В 2003 году издал том стихов-рассказов-эссе «Петербург-Ленинград». В 2005 года в Москве вышла книга стихов Астафьевой и Британишского «Двуглас». В 2008 опубликована книга прозы Британишского «Выход в пространство» (рассказы, повесть). В издательской аннотации книге дан подзаголовок «Воспоминания», но это не так, это не воспоминания, это автобиографическая проза».

В.Л. Британишский и Н.Г. Астафьева, ушедшая годом позже, похоронены на Переделкинском кладбище. Светлая память.


ВОЛЬНОЕ СЛОВО №3/2023

07-15-2023 просмотры 228

Вольное слово 3.23

Вышел новый выпуск литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово» – №3 (25) /2023. Этот номер редакция решила полностью посвятить замечательному поэту Андрею Вознесенскому, 90-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Выпуск открывает авторская страница главного редактора «Вольного слова» Зинаиды Варлыгиной, она читает своё эссе «Поэзия – не только слово» о выставке «Вознесенский. ЕЩЁ», открывшейся в московском Центре Вознесенского этой весной.

На авторской фотостранице художественного редактора «Вольного слова» Татьяны Варлыгиной вы увидите выставку визуальной поэзии Андрея Вознесенского «Вознесенский. ЕЩЁ», познакомитесь с его видеомами, графическими работами, архитектурными проектами и перформансами.

На следующей странице Зинаида Варлыгина читает для вас своё эссе «Мой Вознесенский», после чего мы переносимся в Русский ПЕН-центр, в котором по инициативе редакции «Вольного слова» прошёл вечер, посвящённый 90-летию со дня рождения Андрея Вознесенского.

Приглашённым гостем вечера стал историк Михаил Гершзон, которому посчастливилось в конце 2022 года работать над оцифровкой архива Андрея Вознесенского и Зои Богуславской. Он рассказал о наиболее интересных с его точки зрения документах, показал их фотокопии.

Воспоминаниями об Андрее Вознесенском поделились на вечере члены Русского ПЕН-центра, вице-президентом которого он был много лет: Сергей Шмитько, Рифат Гумеров, Наталья Селиванова, Татьяна Пономарёва, Ольга Ильницкая.

Выпуск доступен для просмотра на официальных страницах «Вольного слова» в социальных сетях:

ВКонтакте: https://vk.com/wall-196285100_528
Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/video/watch/64b2b3cdf64ad831eff7e28c
RuTube: https://rutube.ru/video/506c0e8423eb5807b59eab0a31782848/

Приятного просмотра!


100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ОГНЕВА (7.07.1923 –17.01.2017)

07-07-2023 просмотры 196

Огнев

Владимир Федорович Огнев, литературовед, литературный критик, прозаик, сценарист, член Русского ПЕН-центра с 1990 г. Участник Великой Отечественной войны, после демобилизации  закончил Литинститут, работал спецкором «Литературной газеты» (1949–1957), главным редактором экспериментальной творческой киностудии (1960–1969), главным редактором альманаха «Горизонт» и журнала «Феникс — ХХ» (с 1990 г.), президентом Международного Литфонда (1991–2003).

Первый сборник литературно-критических статей Огнева «Поэзия и современность» вышел в 1957 г. В книгу вошли работы о поэзии И. СельвинскогоА. ТвардовскогоВ. ЛуговскогоЛ. МартыноваН. Хикмета и др. В то же время Огнев резко критиковал стихотворения таких авторов тех лет, как А. СурковА. СофроновН. Грибачёв. Как впоследствии вспоминал сам автор, весь тираж его книги «тут же был уничтожен»: Четыре года спустя, в 1961 г., вышло новое, переработанное издание книги под тем же названием. Огнева заставили снять критику на одного из секретарей.

Владимир Огнев — автор многих книг публицистики и критики: "Красные яблоки" (1978), "Горизонты поэзии" (1982), "На древе человечества" (1985), «Амнистия таланту. Блики памяти» (2001), «Время и мы: Из дневников разных лет» (2005), «Фигуры уходящей эпохи» (2008) и других. Несмотря на преклонный возраст, Владимир Федорович оставался в строю и продолжал писать все последнее время.

Светлая память.