Новости

КЛУБНЫЙ ДЕНЬ В ПЕНЕ

04-18-2023 просмотры 140

16-го апреля, на Пасху, в нашей штаб-квартире на Неглинной состоялась традиционная встреча ПЕНовцев - кулич и крашеные яйца, конечно, украшали стол. Собравшиеся обсудили текущие вопросы и планы на будущее.Зинаида Варлыгина предложила встречаться не только по праздникам, но чаще организовывать литературные мероприятия, а также поделилась собственным опытом удачных поисков спонсорской помощи для ПЕНа. Президент Русского ПЕН-центра Владимир Сергиенко предложил несколько проектов нашей деятельности, в частности, учреждение премии имени Андрея Битова, а также альманаха, в котором номинанты будут публиковать свои произведения. Марина Тарасова презентовала президенту свою недавно вышедшую книгу «Долгая жизнь камикадзе». Очередное отчетно-выборное собрание планируется провести в конце мая – начале июня.

2. Валыгины

Образцов

1. Тараова


ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ АНАСТАСИИ ЦВЕТАЕВОЙ «БУКЕТ ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ»

04-15-2023 просмотры 185

1.

12 апреля 2023 в московском Доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке состоялась очень интересная встреча-презентация: читателям была представлена книга очерковой прозы Анастасии Цветаевой, редактором и составителем которой выступил Станислав Айдинян, писатель, член Русского ПЕН-центра, на протяжении десяти лет работавший с Анастасией Ивановной в качестве её литературного секретаря. Вечер он вёл вдвоём с родной внучкой А. И. Цветаевой – Ольгой Андреевной Трухачёвой, очерком которой книга и открывается.

Выход в свет новой интересной книги – всегда яркое событие, а в этом случае оно ещё имеет и научное значение, поскольку многие тексты или опубликованы впервые, будучи восстановленными по авторизованным машинописям, или печатались ранее лишь в периодических изданиях, недоступных сейчас широкому читателю. Среди них – отзывы на книги, эссе о писателях и художниках. Пожалуй, особого внимания заслуживают биографическая повесть «Сказ о звонаре московском» (про колоколиста-виртуоза Константина Сараджева), главы из книги о Максиме Горьком и воспоминания о Борисе Пастернаке (кстати, несколько месяцев назад вышедшие отдельным изданием).

Представляя книгу собравшимся (а зал был полон!), Ольга Андреевна и Станислав Артурович не только рассказывали, какие очерки вошли в издание, какова была их судьба, но и делились своими воспоминаниями об Анастасии Ивановне Цветаевой. Случайных людей на вечере не было, все так или иначе связаны с Цветаевыми и их творчеством, – и поэтому складывалось ощущение некой семейственности, дружественности, общности задач, которые всех объединяют. Да и само место – дом, в котором расположена квартира Марины Цветаевой, так подробно и живо описанная в воспоминаниях её сестрой – давало какой-то энергетический заряд, наполнявший гармонией.

Рассказ о книге был богато иллюстрирован фотографиями из семейного архива семьи Цветаевых, а также дополнен выступлением чтицы Ирины Ктитаровой, исполнившей стихи обеих сестёр Цветаевых – Марины и Анастасии. В завершение вечера прозвучал романс в исполнении Вадима Козина, а после собравшиеся поздравили Станислава Айдиняна с юбилеем – презентация книги состоялась непосредственно накануне его 65-летия.

Хочется верить, что «Букет полевых цветов» будет прочтён не только профессиональными цветаеведами, но и всеми, кому небезразлична русская словесность, настоящее русское слово!

Зинаида Варлыгина

Фото: Татьяна Варлыгина

5.

6.


К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БОРИСА СТРУГАЦКОГО (15.04.1933—19.11.2012)

04-15-2023 просмотры 137

Стругацкий Борис

Прозаик и публицист, известнейший российский фантаст Борис Натанович Стругацкий был членом Русского ПЕН-центра с 1995 года. Приводим отрывки из статьи Андрея Щербака-Жукова «Думать – это не развлечение» о Борисе Стругацком, опубликованной в Литературной газете.

“В 1955 году окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета, получил специальность «звёздный астроном». Работал в Пулковской обсерватории. В конце 50-х годов начал писать в соавторстве с братом Аркадием Стругацким. Вскоре литературный дуэт «братья Стругацкие» приобрёл культовое значение. Несмотря на то, что формально писатели работали в рамках научной фантастики, их авторитет всегда выходил за пределы этого направления в литературе.”

“Совокупный тираж произведений братьев Стругацких, изданных в СССР и России, – порядка пятидесяти миллионов экземпляров. Кроме того, их книги выдержали более 620 изданий в 33 странах мира на 42 языках. В период застоя некоторые произведения Стругацких впервые выходили за рубежом в эмигрантских издательствах «Посев» и «Ардис». По сценариям, написанным писателями, поставлены кинофильмы: «Сталкер», «Дни затмения», «Чародеи», «Гадкие лебеди», «Обитаемый остров» и другие. Повесть «Трудно быть богом» экранизировалась дважды – немецким режиссёром Питером Фляйшманом и Алексеем Германом-старшим.”

“Так они и писали. Аркадий Натанович в избытке фонтанировал идеями, образами, сюжетами, а Борис Натанович, словно Роден, отсекал лишнее. Именно такое сочетание несочетаемого и позволило родиться такому уникальному дуэту. Ещё в начале своего совместного творческого пути участники тандема договорились, что есть писатель «братья Стругацкие», но нет писателей «Аркадий Стругацкий» и «Борис Стругацкий». Все сольные проекты подписывались псевдонимами.”

“После смерти в 1991 году брата и соавтора Борис Стругацкий три года молчал, точнее, писал в основном публицистику. Своё состояние он образно охарактеризовал так: «Представьте, много лет подряд вы с напарником пилите двуручной пилой огромное бревно; теперь напарник ушёл, вы остались в одиночестве, а бревно и пила никуда не делись, надо пилить дальше…»

И всё-таки в 1994 году под псевдонимом С. Витицкий вышел его роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Это сложное и многоплановое, в соответствии со сложным временем, мрачное произведение было неоднозначно принято читателями. В своём самостоятельном творчестве он в целом продолжил линию, которую вёл вместе с братом. Только несколько более отошёл от развлекательного момента, а для постановки всё тех же неразрешимых социальных и морально-нравственных вопросов воспользовался современным материалом. Это подтвердил и его второй сольный роман – «Бессильные мира сего».”


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ СТАНИСЛАВА АЙДИНЯНА!

04-13-2023 просмотры 139

Айдинян

Члену Русского ПЕН-центра, художественному критику, искусствоведу, поэту, прозаику, журналисту Станиславу Артуровичу Айдиняну 13 апреля исполняется 65 лет. От всей души поздравляем юбиляра и желаем новых творческих открытий во всех его художественных ипостасях!

Станислав Айдинян является членом многих творческих организаций: Союза российских писателей,  Союза писателей-переводчиков, он заместитель председателя Южнорусского Союза Писателей, член Конгресса литераторов Украины.

В 1981 г. Айдинян окончил филологический факультет Ереванского государственного университета, четыре года обучался на курсах искусствоведения в Государственном институте русского и иностранных языков им. В. Я. Брюсова.

С 1984 по 1993 гг. Станислав Артурович  был литературным редактором и секретарем А.И. Цветаевой. Он является редактором, составителем, автором вступительных статей к книгам Анастасии Цветаевой, научным сотрудником и членом ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых.

Айдинян - автор книг: «Малый жанр Агаси Айвазяна» (1988); «Константин Бальмонт: в ореоле памяти» (2005); художественной прозы — «Подслушанный Фауст» (1993) с послесловием Ю.В. Мамлеева; «Атлантический перстень» (1994) с предисловием А И Цветаевой; сборников стихов «Скалы» (1995), «С душой побыть наедине» (2002), «Химерион» (2003). «117 мыслей, афоризмов, вопросов и парадоксов» (2006).


ВЛАДИМИР АЛЕЙНИКОВ: НАДО ЖИТЬ И РАБОТАТЬ…

04-06-2023 просмотры 173

 

У Владимира Дмитриевича Алейникова, известного поэта, прозаика и переводчика, члена Русского ПЕН-центра с 1995 г., основателя группы СМОГ ("Смелость, Мысль, Образ, Глубина"), лауреата многих литературных премий, недавно вышло несколько новых книг, с чем мы его от всей души поздравляем!

"Только речь" Издательство: Т8, 2023 г. Новая книга прозы адресована читателям, интересующимся жизнью и творчеством ярких представителей отечественного андеграунда. Среди героев книги - и друзья автора, и люди старших поколений - Арсений Тарковский, Аркадий Штейнберг, Артур Фонвизин и другие.

Только речь

"Вечное чудо открытья». Пальмира, 2023 г. В эту книгу  вошли избранные стихи 1964-1978 годов, распространявшиеся в минувшую эпоху только в самиздате, но уже тогда высоко ценимые современниками, знатоками поэзии.

Чудо открытия (3) (1)

«Меж озарений и невзгод». 2023.   Герои книги - друзья и соратники автора, художники-нонконформисты, писатели и поэты - Венедикт Ерофеев, Игорь Ворошилов, Сергей Довлатов и многие другие. "Меж озарений и невзгод" - проза поэта, свободная, ассоциативная, полифоническая, со всеми её особенностями, и в то же время это своеобразные воспоминания о былом.

Меж озарений и невзгод

«Самое Молодое Общество Гениев». Молодая гвардия 2022. Эта книга о былой непростой эпохе, о творческих людях, друзьях и соратниках по отечественному андегранду, одним из основных героев которого был сам автор — его так и называли Нестором русского андеграунда. Один литературовед написал, что эта фантасмагорическая проза стоит вровень с лучшими книгами Маркеса…

На вопрос журналиста Юрия Татаренко «Для чего литература – и для чего жизнь?» Владимир Алейников ответил:

– Литература – для постижения и продолжения жизни. Жизнь – для совершенствования и для возможного понимания этого небесного дара. Творчество для меня – панацея от невзгод и бед, от негатива былой эпохи и нынешнего времени, давнее, всегдашнее спасение, сохранение русской речи, а с нею – и жизни.

А на вопрос об его отношении к литературным премиям заметил:

– О нынешних литературных премиях есть у меня своё мнение. Оставлю его при себе. Некоторые премии я получал. О премии «Поэзия» – впервые слышу от вас. Всем известно, что я сроду не занимался саморекламой и никого не просил помочь мне с получением какой-то премии. Если вспомнят обо мне – хорошо. Не вспомнят – ну и не надо. На моё творчество вручение премий никак не влияет. Я живу, работаю – и всегда остаюсь самим собой.

Всё интервью можно прочитать здесь:

https://webkamerton.ru/2023/01/nado-zhit-i-rabotat


ПОБЕДИТЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ «ГИПЕРТЕКСТ»

04-04-2023 просмотры 145

Поздравляем  члена Русского ПЕН-центра Викторию Токареву,  победившую в главной номинации -  "За вклад в литературный процесс"!

Новая Всероссийская литературная премия «Гипергекст» учреждена «Литературной газетой» и носит имя ее легендарного главного редактора на протяжении четверти века (1962-1988) - писателя и журналиста Александра Чаковского. В заявленных учредителями целях - "возрождение общественного интереса к современной литературе, основанной на традициях русской классики, патриотизма и созидательного творчества". . Конкурс является открытой площадкой для литераторов, деятелей культуры, искусства и науки, отражающих в своих работах актуальные проблемы современного общества и направленные на сохранение многонационального культурно-исторического наследия России.

Лауреатов литературной премии "Гипертекст" назвали 3 апреля на торжественной церемонии в Москве. Ими стали 15 авторов.

В главных номинациях (премия 500 тыс. рублей) победили:

"Проза" - Павел Крусанов (Санкт-Петербург). Сборник прозы "Голуби".

"Поэзия" - Влад Маленко (Москва). Сборник стихотворений "Море волнуется разное".

"За вклад в литературный процесс" - Виктория Токарева (Москва).

В номинации "Литература молодых" (премия 200 тыс. рублей) победителями стали:

 Анна Гурина (Москва) за сборник стихотворений "Обратная сторона игры",

Анна Долгарева (Донбасс) за сборник стихотворений "Вернись живой",

Полина Кондратенко (Гатчина) за цикл стихотворений "Незабудки под ребром",

Игорь Озерский (Москва) за роман "Безымянные»,

Анастасия Сопикова (Воронеж) за роман "Тоска по окраинам".

В номинации "Русский перевод" (перевод с языков народов РФ и СНГ; (премия - 500 тыс. рублей) призерами названы:

 Еремей Айпин (г. Ханты-Мансийск) за роман "В поисках Первоземли" в авторском переводе, Александр Соловьев (г. Элиста) за перевод сборника стихов и поэм "Дети Черных земель" Эрдни Эльдышева (г. Элиста).

В номинации "Литературный блогер" в пятерку лауреатов попали Сергей Ефимов (г. Канаш - г. Балашиха Московской обл.), Дэви Наир (Москва), Иван Родионов (Волгоградская область), Станислав Секретов (Москва), Наталья Суховейко (Томск). Премия - 200 тыс. рублей.


Первую биографию политика САРДАНЫ АВКСЕНТЬЕВОЙ представят на ярмарке Non/fictioN ВЕСНА

04-01-2023 просмотры 137

222

Издательство «Айар» представляет книгу Анны Тараскиной «Феномен по имени Сардана. Необычная история мэра, депутата, женщины».

Героиня этой биографии – одна из самых известных женщин-политиков, депутат Государственной Думы Российской Федерации Сардана Авксентьева. В книге рассказывается о детстве, взрослении, личной жизни, карьерном росте, достижениях, принципах, взглядах и ценностях бывшего «народного мэра» города Якутска. Биография охватывает все, в том числе малоизвестные периоды жизни Сарданы Авксентьевой. Она предстает перед читателем сильной позитивной личностью, являющей яркий пример человека, который сам себя сделал.

Книга написана живым, легким языком и будет интересна не только людям, увлеченным современной политикой, но и всем, кто захочет узнать, как простая девочка из далекой якутской деревни стала политической звездой всероссийского масштаба.

Надежда Скрябина, сокурсница: «То, что она сейчас депутат Государственной Думы, меня ничуть не удивляет. Думаю, именно таких ярких, знаковых личностей выдвигает сама жизнь».

Анна Тараскина, автор книги (под этим псевдонимом выступила член Исполкома Русского ПЕН-центра, детская писательница Анна Гончарова): «Ее жизнь, как выражается супруг Сарданы Владимировны Виктор Иннокентьевич, похожа на драму с элементами комедии. Но, несмотря на трудные времена и непростые испытания, она осталась невероятно добрым и позитивным человеком».

Презентация книги состоится
на главной сцене ярмарки
Non/fictioN ВЕСНА
(Москва, Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4)
Суббота, 8 апреля в 13-30.
Участвуют: Сардана Авксентьева, Анна Тараскина.


115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЬВА РАЗГОНА (1.04.1908—8.09.1999)

04-01-2023 просмотры 161

Разгон

Лев Эммануилович  Разгон - писатель и мемуарист, правозащитник, узник ГУЛАГа, один из основателей общества «Мемориал». вступил в ПЕН в 1991 году. Как писала редактор его книги «Непридуманное», “умение не замыкаться на себе, открытость людям — может быть, именно это помогло ему выжить в испытаниях его нелегкой судьбы”.

21 июня 1938 года по приговору Особого Совещания при НКВД Разгон получил 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В марте 1943 года, за полтора месяца до окончания срока заключения, его обвинили в «пораженческой агитации», и ему был увеличен срок заключения. Разгон подал кассационную жалобу, в которой писал, что еврей не может агитировать за победу Германии. Это помогло, и в июне 1943 года второй приговор был отменён, но только в 1946 году ему разрешили уехать в Ставрополь. Летом 1950 года его вновь арестовали, обвинив в антисоветской агитации. Он получил десять лет лагерей и пять лет поражения в правах. Льва Разгона освободили в 1955 году.

После освобождения он вернулся к работе редактора, одновременно занимаясь созданием книг о путешественниках и учёных для детей. Тогда же приступил к написанию мемуарной прозы, которая стала издаваться только в конце 1980-х и в конце концов составила книгу «Непридуманное», которая принесла ему широкую известность. Много лет Разгон был членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

В 1998 году Лев Разгон был награждён орденом  «За заслуги перед Отечеством» IV степени — «за личный вклад в отечественную литературу, активное участие в демократических преобразованиях в России и в связи с 90-летием со дня рождения»  - и Сахаровской премией  «за гражданское мужество писателя».


II РОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКИ «ПРАВО СЛОВА» СОСТОЯЛСЯ

03-26-2023 просмотры 158

1Право слова 2023

В 2023 году российский онлайн-фестиваль гражданской лирики «Право слова», организованный редакцией первого литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово», состоялся во второй раз. Как и в прошлом году, он был приурочен ко Всемирному Дню Поэзии, который отмечается 21 марта.

Гражданская лирика, определяемая организаторами как поэзия думающих авторов для думающих читателей, отражающая прошлое, настоящее и будущее России и человечества в целом – очень важный жанр. Однако отношение к ней зачастую искажено ассоциациями политического толка. Организаторы фестиваля, подчёркивая полное отсутствие политической ангажированности проекта, предлагают задуматься о судьбе России в контексте времени, пространства, исторической и культурной миссии – ведь именно в ходе этого процесса формируется гражданская позиция каждого человека.

В этом году было принято решение объявлять ключевую тему фестивального сезона – это не подразумевает введение тематического ограничения для участников фестиваля, но выделяет одну тему в его рамках как приоритетную. Подтемой фестиваля «Право слова» в 2023 году стала взаимосвязь истории семьи с историей страны. Выяснилось, что большинство участников фестиваля эта тема очень волнует – и напрямую отражается на их творчестве. Многие говорили о том, что знают историю своих предков до середины-начала девятнадцатого века, некоторые – и глубже. И это очень радует, потому что понимание истории своего рода – прямая дорога к пониманию истории России. Без этого любые знания об Отечественной истории превращаются в заучивание дат исторических событий без осознания взаимосвязей между ними. Поэтам, принявшим участие в фестивале «Право слова» было предложено не только прочитать свои стихи, но и поделиться мыслями о том, как семейная история связана с историей родной страны – кто-то из них рассказал о своих предках, кто-то порассуждал об этом в контексте более глобальных категорий. Организаторы фестиваля уверены, что послушать эти рассуждения будет весьма полезно и интересно.

Итак, в записи финальных фестивальных выступлений приняли участие 20 русскоязычных поэтов из России и четырёх зарубежных стран – Казахстана, США, Узбекистана, Эстонии. Стоит отметить, что количество заявок на участие, полученных организаторами в этом году, было несколько меньше, чем в прошлом. Вероятно, этому есть несколько причин. Первая причина – неспокойное положение дел как в России, так и в мире, которое отражается на состоянии российского общества, в результате поэты замолкают, перестают выступать и печататься, особенно – с гражданской лирикой. Это очень грустно, остаётся надеяться, что то, что сейчас пишется талантливыми авторами «в стол», всё-таки когда-нибудь прозвучит. Вторая причина – не такая очевидная. В прошлый раз организаторами было отмечено некоторое количество заявок от авторов, которых условно можно отнести к категории «коллекционеров наград» – это те, кто принимает участие в поэтических фестивалях ради получения призового места, диплома и т.д. В рамках фестиваля гражданской лирики «Право слова» конкурс не проводится принципиально – организаторы уверены, что литература – сфера не соревновательная, а культурная. Таким образом, «коллекционеры» ко второму сезону отсеялись по принципу естественного отбора. Однако меньшее количество участников отборочного этапа не отразилось на масштабе фестиваля – итогом редакционного отбора стала запись более четырёх с половиной часов современной гражданской поэзии и разговора о связи малой и большой истории, как выразился один из участников, то есть истории семьи и истории страны.

Фестиваль «Право слова» проходил в двухдневном формате. В первый день свои стихи читали постоянные авторы литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово» – Зинаида Варлыгина (Кострома), Светлана Самченко (Москва), Елена Филиппова (Санкт-Петербург) и Екатерина Лебедева (Екатеринбург). Во второй день своим творчеством и гражданской позицией делились поэты, приславшие заявки на участие и прошедшие отбор: Марина Волкова (Санкт-Петербург), Ольга Баракаева (Москва), Рифат Гумеров (Ташкент, Узбекистан), Наталья Страхова-Хлудок (Псковская область), Илья Славицкий (Техас, США), Ульяна Опалева (Санкт-Петербург), Михаил Мосихин (Ленинградская область), Алина Коптева (Санкт-Петербург), Валентина Белоусова (Харцызск), Ирина Деева (Акмолинская область, Казахстан), Ольга Орлова (Москва), Павел Великжанин (Волгоград), Людмила Сильдам (Таллинн, Эстония), Татьяна Довбня (Новгородская область), Дмитрий Бобылев (Санкт-Петербург), Варвара Лачек (Санкт-Петербург). Возраст авторов очень разный – от 35 до 73 лет, разные темы, относящиеся к жанру гражданской лирики, их волнуют. Однако объединяет их одно: неравнодушие к истории своей страны, к событиям, происходящим в наши дни, к будущему России и мира. А ещё – это авторы, которые через поэтическое слово могут высказать свою позицию. Их стоит послушать!

Записи фестиваля доступны по ссылкам:

Часть 1.
ВКонтакте https://vk.com/wall-196285100_476
Яндекс.Дзен https://dzen.ru/video/watch/641aa332cfb74374357fe976?rid=728923473.96.1679743962049.65990&clid=1400&t=1
Rutube https://rutube.ru/video/42fdc3a9b90aa0020407f5ba112da808/

Часть 2.
ВКонтакте https://vk.com/wall-196285100_480
Яндекс.Дзен https://dzen.ru/video/watch/641dc143e1885f0a625e3f1d?rid=728923473.96.1679743962049.65990&clid=1400&t=9
Rutube https://rutube.ru/video/895319e47594417a8b1eb0219a92edb4/