Новости

115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЬВА РАЗГОНА (1.04.1908—8.09.1999)

04-01-2023 просмотры 176

Разгон

Лев Эммануилович  Разгон - писатель и мемуарист, правозащитник, узник ГУЛАГа, один из основателей общества «Мемориал». вступил в ПЕН в 1991 году. Как писала редактор его книги «Непридуманное», “умение не замыкаться на себе, открытость людям — может быть, именно это помогло ему выжить в испытаниях его нелегкой судьбы”.

21 июня 1938 года по приговору Особого Совещания при НКВД Разгон получил 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В марте 1943 года, за полтора месяца до окончания срока заключения, его обвинили в «пораженческой агитации», и ему был увеличен срок заключения. Разгон подал кассационную жалобу, в которой писал, что еврей не может агитировать за победу Германии. Это помогло, и в июне 1943 года второй приговор был отменён, но только в 1946 году ему разрешили уехать в Ставрополь. Летом 1950 года его вновь арестовали, обвинив в антисоветской агитации. Он получил десять лет лагерей и пять лет поражения в правах. Льва Разгона освободили в 1955 году.

После освобождения он вернулся к работе редактора, одновременно занимаясь созданием книг о путешественниках и учёных для детей. Тогда же приступил к написанию мемуарной прозы, которая стала издаваться только в конце 1980-х и в конце концов составила книгу «Непридуманное», которая принесла ему широкую известность. Много лет Разгон был членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

В 1998 году Лев Разгон был награждён орденом  «За заслуги перед Отечеством» IV степени — «за личный вклад в отечественную литературу, активное участие в демократических преобразованиях в России и в связи с 90-летием со дня рождения»  - и Сахаровской премией  «за гражданское мужество писателя».


II РОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКИ «ПРАВО СЛОВА» СОСТОЯЛСЯ

03-26-2023 просмотры 172

1Право слова 2023

В 2023 году российский онлайн-фестиваль гражданской лирики «Право слова», организованный редакцией первого литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово», состоялся во второй раз. Как и в прошлом году, он был приурочен ко Всемирному Дню Поэзии, который отмечается 21 марта.

Гражданская лирика, определяемая организаторами как поэзия думающих авторов для думающих читателей, отражающая прошлое, настоящее и будущее России и человечества в целом – очень важный жанр. Однако отношение к ней зачастую искажено ассоциациями политического толка. Организаторы фестиваля, подчёркивая полное отсутствие политической ангажированности проекта, предлагают задуматься о судьбе России в контексте времени, пространства, исторической и культурной миссии – ведь именно в ходе этого процесса формируется гражданская позиция каждого человека.

В этом году было принято решение объявлять ключевую тему фестивального сезона – это не подразумевает введение тематического ограничения для участников фестиваля, но выделяет одну тему в его рамках как приоритетную. Подтемой фестиваля «Право слова» в 2023 году стала взаимосвязь истории семьи с историей страны. Выяснилось, что большинство участников фестиваля эта тема очень волнует – и напрямую отражается на их творчестве. Многие говорили о том, что знают историю своих предков до середины-начала девятнадцатого века, некоторые – и глубже. И это очень радует, потому что понимание истории своего рода – прямая дорога к пониманию истории России. Без этого любые знания об Отечественной истории превращаются в заучивание дат исторических событий без осознания взаимосвязей между ними. Поэтам, принявшим участие в фестивале «Право слова» было предложено не только прочитать свои стихи, но и поделиться мыслями о том, как семейная история связана с историей родной страны – кто-то из них рассказал о своих предках, кто-то порассуждал об этом в контексте более глобальных категорий. Организаторы фестиваля уверены, что послушать эти рассуждения будет весьма полезно и интересно.

Итак, в записи финальных фестивальных выступлений приняли участие 20 русскоязычных поэтов из России и четырёх зарубежных стран – Казахстана, США, Узбекистана, Эстонии. Стоит отметить, что количество заявок на участие, полученных организаторами в этом году, было несколько меньше, чем в прошлом. Вероятно, этому есть несколько причин. Первая причина – неспокойное положение дел как в России, так и в мире, которое отражается на состоянии российского общества, в результате поэты замолкают, перестают выступать и печататься, особенно – с гражданской лирикой. Это очень грустно, остаётся надеяться, что то, что сейчас пишется талантливыми авторами «в стол», всё-таки когда-нибудь прозвучит. Вторая причина – не такая очевидная. В прошлый раз организаторами было отмечено некоторое количество заявок от авторов, которых условно можно отнести к категории «коллекционеров наград» – это те, кто принимает участие в поэтических фестивалях ради получения призового места, диплома и т.д. В рамках фестиваля гражданской лирики «Право слова» конкурс не проводится принципиально – организаторы уверены, что литература – сфера не соревновательная, а культурная. Таким образом, «коллекционеры» ко второму сезону отсеялись по принципу естественного отбора. Однако меньшее количество участников отборочного этапа не отразилось на масштабе фестиваля – итогом редакционного отбора стала запись более четырёх с половиной часов современной гражданской поэзии и разговора о связи малой и большой истории, как выразился один из участников, то есть истории семьи и истории страны.

Фестиваль «Право слова» проходил в двухдневном формате. В первый день свои стихи читали постоянные авторы литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово» – Зинаида Варлыгина (Кострома), Светлана Самченко (Москва), Елена Филиппова (Санкт-Петербург) и Екатерина Лебедева (Екатеринбург). Во второй день своим творчеством и гражданской позицией делились поэты, приславшие заявки на участие и прошедшие отбор: Марина Волкова (Санкт-Петербург), Ольга Баракаева (Москва), Рифат Гумеров (Ташкент, Узбекистан), Наталья Страхова-Хлудок (Псковская область), Илья Славицкий (Техас, США), Ульяна Опалева (Санкт-Петербург), Михаил Мосихин (Ленинградская область), Алина Коптева (Санкт-Петербург), Валентина Белоусова (Харцызск), Ирина Деева (Акмолинская область, Казахстан), Ольга Орлова (Москва), Павел Великжанин (Волгоград), Людмила Сильдам (Таллинн, Эстония), Татьяна Довбня (Новгородская область), Дмитрий Бобылев (Санкт-Петербург), Варвара Лачек (Санкт-Петербург). Возраст авторов очень разный – от 35 до 73 лет, разные темы, относящиеся к жанру гражданской лирики, их волнуют. Однако объединяет их одно: неравнодушие к истории своей страны, к событиям, происходящим в наши дни, к будущему России и мира. А ещё – это авторы, которые через поэтическое слово могут высказать свою позицию. Их стоит послушать!

Записи фестиваля доступны по ссылкам:

Часть 1.
ВКонтакте https://vk.com/wall-196285100_476
Яндекс.Дзен https://dzen.ru/video/watch/641aa332cfb74374357fe976?rid=728923473.96.1679743962049.65990&clid=1400&t=1
Rutube https://rutube.ru/video/42fdc3a9b90aa0020407f5ba112da808/

Часть 2.
ВКонтакте https://vk.com/wall-196285100_480
Яндекс.Дзен https://dzen.ru/video/watch/641dc143e1885f0a625e3f1d?rid=728923473.96.1679743962049.65990&clid=1400&t=9
Rutube https://rutube.ru/video/895319e47594417a8b1eb0219a92edb4/


ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИЙ «ПОЭТ ГОДА» И «ПИСАТЕЛЬ ГОДА»

03-23-2023 просмотры 166

 

Писатель года. Отрошенко

Поэт года. Ряшенцев

Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года" учреждены Российским союзом писателей «с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в русскую литературу».

Премии  за 2022 год были вручены в Концертном зале правительства Москвы. Лауреатами Гран-при - главных премий за 2022 год стали члены Русского ПЕН-центра: "Поэт года" - Юрий Ряшенцев, «Писатель года» - Владислав Отрошенко, автор бестселлера "Околицы Вавилона".

Премия представляет собой контракт на издание книги лауреата за счет Российского союза писателей. Каждому лауреату вручается символ премии – статуэтка в форме пера, покрытого, в зависимости от категории премии, золотом, серебром или бронзой.

На церемонии были также оглашены обладателей премий в дополнительных номинациях: "Дебют", "Фантастика", "Реальные истории", "Юмор", "Детская литература".


ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ

03-21-2023 просмотры 435

День поэзии

Всемирный день поэзии был учрежден резолюцией 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 15.11.1999 г. с целью поддержки языкового разнообразия и исчезающих языков через поэтическое слово. Идея учреждения Всемирного дня поэзии была выдвинута Международным ПЕН-клубом на конгрессе в Эдинбурге в 1997 году по предложению ПЕН-центра Турции и при поддержке ПЕН-центра Мельбурна.

Впервые День поэзии был  отпразднован  21 марта 2000 года одновременно в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО и в Москве в Театре на Таганке Юрия Любимова.

В празднестве участвовали члены Русского ПЕН-центра Андрей Вознесенский, Константин Кедров, Елена Кацюба, Михаил Бузник, Алина Витухновская

(вступившая в ПЕН позже),  а открывал действо Юрий Любимов. После успешного празднества Константин Кедров, один из инициаторов создания Дня поэзии в мировом масштабе.  получил благодарность ЮНЕСКО за успешное проведение торжества. С тех пор Всемирный днь поэзии празднуется ежегодно.


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АЛЕКСАНДРА ГОРОДНИЦКОГО!

03-20-2023 просмотры 176

6.05.2018

20 марта исполняется 90 лет  Александру Моисеевичу Городницкому, уникальному и неповторимому, долгие годы бывшему членом Исполкома Русского ПЕН-центра и нашим Вице-президентом в 2015-2016 гг.  Основные вехи творческого и профессионального пути Городницкого известны абсолютно всем. Во всех своих ипостасях он неизменно великолепен — и как поэт, автор популярнейших песен (один из основоположников жанра авторской песни), и как  писатель, автор более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы), и как ученый-океанолог (избороздил Мировой океан на судах РАН и военной гидрографии, многократно погружался на дно в подводных аппаратах). Словом, человек-легенда, недаром его именем названы малая планета Солнечной системы и горный перевал в Саянах.

«Атланты держат небо», «У Геркулесовых столбов», «От злой тоски не матерись» («На материк»), «Над Канадой небо синее», «Жена французского посла», «Снег», «Перекаты», «Кожаные куртки» («Песня полярных лётчиков») — эти песни Александра Городницкого, написанные в дальних океанских плаваниях и в экспедициях на Крайнем Севере, давно стали народными. По мнению литературоведов, «творчество А. Городницкого, несомненно, стало одним из ярчайших явлений как авторской песни, так и поэтической культуры».

Творческие заслуги Александра Моисеевича высоко оценены, он лауреат многих премий: Царскосельской художественной премии (1998, 2012, 2014); Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (1999),  премии «Бард — Оскар» на международном бард-фестивале в 2009 году в Казани, литературной премии «Золотой Дельвиг» (2013), премии Евгения Евтушенко «Больше, чем поэт» (2019).

А.М.Городницкий - заслуженный деятель науки РФ (2005) — за заслуги в научной деятельности, заслуженный деятель искусств РФ (2013) — за заслуги в области искусства; награждён Почётным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2008) — за выдающийся личный вклад в развитие науки, культуры и искусства в Санкт-Петербурге, многолетнюю успешную профессиональную творческую деятельность. В 2019 г. награжден орденом Дружбы — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность..

Крепкого здоровья Вам, дорогой Александр Моисеевич, и долгой, столь же яркой творческой жизни! Многая  лета!


СЕРГЕЙ ШМИТЬКО: КАК Я ПОЗНАКОМИЛСЯ С САШЕЙ ТКАЧЕНКО

03-19-2023 просмотры 180

 

Сергей Николаевич Шмитько, отметивший 11.01. своё 88-летие, обозреватель журнала «Физкультура и спорт (ФИС)», опубликовал в свежем номере свои воспоминания о знакомстве с Александром Ткаченко и его стихотворение «Прыжок в высоту», впервые напечатанное в журнале в 1972 г. Предлагаем вашему вниманию отрывок из  статьи «Левый крайний («ФИС» № 3/2023).

«Я познакомился и подружился с Сашей Ткаченко весной 1972 года в редакции «ФИС», где работал заведующим сразу двух отделов – футбола и литературы.

- А где здесь Николай Александрович Тарасов? – В то утро я, кажется, пришел на работу первым. В редакционном коридоре, кроме задавшего этот вопрос незнакомца, молодого, невысокого, черноволосого, в ковбойке и в коричневых вельветовых джинсах, с холщовой сумкой через плечо, никого больше не было. Мне бросились в  глаза эти его слегка помятые вельветовые джинсы, бывшие тогда предметом зависти многих, впрочем, как и холщовая сумка цвета хаки, с широким ремешком, явно из-за бугра.

Я не успел ответить, потому что показался главный – Тарасов, а вслед за ним несколько сотрудников журнала. День начался: обычная суета … с посещением званых и незваных авторов.

Молодой человек тоже оказался автором, принесшим в редакцию свои стихи. Не знаю, о чем они говорили в редакторском кабинете, но вскоре после его ухода Тарасов передал мне несколько напечатанных на машинке листков:

- Почитайте, выберите одно стихотворение, думаю, можно опубликовать.

Стихи оказались необычными по исполнению - нет, графомании  в них не было и в помине. Выбрал «Прыжок в высоту», показал Тарасову, он кивнул:

- Это Саша Ткаченко из Симферополя, футболист. Он сказал, что приехал в Москву лечиться… А стихотворение опубликуем обязательно – это для него станет лучшим лекарством.  С фотографией и с выносом – сколько лет, где играл, что думает о жизни. - На следующий день его снял в той же ковбойке наш фотограф Мстислав Боташев.

Мы с Александром сразу перешли на «ты». И он мне рассказал о «Таврии»:

- Это моя родная команда. Стал появляться в основном составе  с 17 лет. Болельщики звали меня Шурик. Я был левым крайним…»

т1679042762809

тIMG_20210817_222009 (3)


БОРИСУ МЕССЕРЕРУ – 90!

03-15-2023 просмотры 209

Мессерер

От всей души поздравляем с юбилеем Бориса Асафовича Мессерера, чье имя неразрывно связано с именем его супруги, одной из основательниц Русского ПЕН-центра Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937—2010).  Борис Мессерер, известный художник-живописец, график, сценограф, написал замечательную, правдивую и благородную книгу «Промельк Беллы. Романтическая хроника», вышедшую в АСТ в 2016 году. После проявившейся еще  одной грани своего таланта Борис Асафович вступил в ПЕН, тем самым замкнув естественный круг.

«Как писатель-дебютант Мессерер позволил себе большую внутреннюю свободу, и вместе с тем как искушённый архитектор и дизайнер построил книгу с учётом чётко осознанных композиционных приёмов. Повествование прихотливо, как живая изменчивая жизнь, и в то же время пропорционально и стройно, как подобает точно рассчитанному и вписанному в окружающую среду зданию». (Анатолий Макаров).

В своих основных ипостасях театрального художника, сценографа, педагога Борис Мессерер – легендарная личность и настоящая знаменитость. Он президент ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы. Академик РАХ (1997; член-корреспондент 1990). Народный художник РФ (1993). Лауреат двух Государственных премий РФ (1995, 2002). Член Союза художников СССР с 1960 года, Союза театральных деятелей РФ и Союза кинематографистов РФ.

Мессерер довольно рано стал востребованным художником-сценографом — уже в начале 60-х создавал декорации для спектаклей «Современника» и балетов Большого театра. С последним жизнь Бориса Мессерера была связана еще и в силу семейных обстоятельств: там работали его отец Асаф Мессерер — знаменитый артист балета, балетмейстер, педагог, его супруга балерина Нина Чистова и, наконец, его знаменитая кузина Майя Плисецкая. Обо всем этом также можно прочесть в бестселлере «Промельк Беллы».

Желаем Борису Асафовичу крепкого здоровья и надеемся, что он продолжит свой столь удачно начатый литературный опыт.


105 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГРИГОРИЯ ПОМЕРАНЦА (13.03.1918—16.02.2013)

03-14-2023 просмотры 150

Grigory_Pomerants

Выдающийся философ и культуролог  Григорий Соломонович Померанц был членом Русского ПЕН-центра с 2003 года., В 1940-м году он окончил отделение русской литературы ИФЛИ, а в 1941-м пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1949-м году был осужден по обвинению в антисоветской деятельности, в 1950-1953 гг. отбывал срок в Каргопольлаге, в 1958-м — реабилитирован. Григорий Соломонович оставил немалое наследие философских размышлений и культурологических работ. Он всегда отстаивал свою позицию, однако видел спасение страны именно в диалоге противоборствующих начал. Главным для него была «готовность пожертвовать своей репликой, промолчать во имя духа целого».


НОВЫЙ РОМАН МАРИНЫ ТАРАСОВОЙ

03-10-2023 просмотры 178

tarasova_cover-sm

В издательстве «Время» вышел роман Марины Тарасовой «Долгая жизнь камикадзе» (2023). Эта книга — первая крупная проза Марины Борисовны. Главная сюжетная линия произведения  — трудная судьба москвички, прослеживаемая с детских лет до зрелого возраста. К героине, выросшей в  неполной семье, в  бедности, под аккомпанемент вечных разборок между матерью и бабушкой, после первого неудачного романа приходит разочарование; во всех своих бедах, в крахе личной жизни она винит мать, от которой отказывается, а властная бабушка, выражая протест против «неправильной» жизни внучки, совершает самоубийство. Кроме житейской драмы, в  романе имеются две линии в  стиле фэнтези — о пребывании в параллельном мире японского летчика-камикадзе и  о  путешествии во времени Москвичка-старичка, который оказывается то на похоронах фараона Эхнатона, то в палатах Ивана Грозного, то в Кремле за спиной у Сталина. Такое переплетение повествования о  московской жизни второй половины двадцатого века с  описанием происходящего за гранью реального бытия отражает раздумья автора об иллюзорности нашего мира.