Новости

ПОЭЗИЯ – НЕ ТОЛЬКО СЛОВО

05-30-2023 просмотры 211

О выставке «Вознесенский. Ещё» в Центре Вознесенского

Бывают просто поэты. А бывают поэты, для которых поэзия не ограничивается ровным столбиком зарифмованных строчек с чётко выверенным количеством слогов (ай, скукота какая!) Для них, не просто поэтов, поэзия – во всём: в форме, в звуке, в цвете, в ритме, в изгибе строки, в отражении букв. Просто поэтов – и то мало. А не просто поэтов – единицы. И один из таких, уникальных, особенных, неповторимых, – Андрей Вознесенский.

Помните?

Можно и не быть поэтом
Но нельзя терпеть, пойми,
Как кричит полоска света,
Прищемлённая дверьми!

Четыре строчки, написанные более полувека назад – свежи, как только что открывшиеся цветочные бутоны. Они – вне времени. Навсегда. Они гениально отражают мировосприятие поэтической души.

…Накануне 90-летия со дня рождения Андрея Вознесенского в культурном центре его имени, уже пять лет работающем на Большой Ордынке в Москве, открылась выставка «Вознесенский. Ещё». И в ней кричат, шепчут, поют не только полоски света, а – буквы, цилиндры, фрагмент фрамуги Ипатьевского дома, верёвка и шарф, бумага и осы, силуэты и значения слов и цифр – и их инверсии. Потому что это – выставка визуальной поэзии Вознесенского. Жанра, который большинству незнаком – и который неотделим от восприятия как самого Андрея Андреевича, так и шестидесятничества в целом.

Три зала, камерных и чрезвычайно насыщенных образами. Но они не толпятся, не заглушают своим визуальным звучанием друг друга – отдельное спасибо за это создателям выставки! – они создают полифонию. И кажется, что они звучат голосом Вознесенского – и написанными им строками, и какими-то несказанными, но заложенными в визуальных образах. Знаменитые видеомы – метафорические портреты Есенина, Мандельштама, Уайльда, двойной портрет Пастернака и многие другие – они часто публикуются в иллюстративных подборках фрагментарно, не полностью. Да и выглядят они на бумаге совсем не так, как вживую. На самом деле они объёмны и взглядом осязаемы – текстурны, многослойны… вызывают целые сонмы ассоциаций – от звуковых (Осип – осы) до исторических (верёвка Сергея Есенина – шарф Айседоры Дункан). И тут же, рядом – графика «Ностальгии по настоящему», которая и как строчка – уже многослойна, но многими, думаю, до сих пор не осознана до конца, хоть и стала давно хрестоматийной.

Смысловой центр второго зала – инсталляция, суть которой – на маленьком видеоме у самого входа: «90-е – эхо 60-х». Высокая, выше роста человеческого, ширма с большими, насквозь выбитыми цифрами – 60-90. Кода второй половины двадцатого столетия, когда свободное дыхание шестидесятников, ворвавшихся в ещё совсем недавно молчавшую и боявшуюся лишнее слово не то, что сказать, а подумать даже, страну – их свободное дыхание отразилось, как в кривом зеркале, в последнем десятилетии века, когда формальная свобода слова открыла отсутствие настоящего звука у тех, кто за ними, голос подавшими, пришёл. Инверсия потрясающая!

Девочка с персиками превращается в девочку с пирсингом. Зубцы кремлёвской стены – в печально известную аббревиатуру МММ. Шестидесятые – в девяностые. Мне, представителю поколения нулевых, у которого детство на эти самые девяностые пришлось, как раз и досталось эхо шестидесятых. С раннего детства, со звучащих с виниловых пластинок и в Мамином чтении стихов, с поэтических томиков…

Помните?

Прощайте, три тома,
Вы синими родились.
Прощайте, три дома —
Жизнь — Смерть — Высь.
Бог, видно, прошляпил,
на вас ледерин не учёл —
одел вас в оставшийся штапель,
ошибочной сини клочок!

Это из моего детства – синий трёхтомник Вознесенского, зачитанный-перечитанный. И «Дубовый лист виолончельный». И «Взгляд». И другие… Это – эхо 60-х, долетевшее в мои – поздние 80-е и полновесные 90-е. Но это эхо – мощнее звуков, рождённых в моём времени. А значит – оно настоящее, то самое Настоящее, ностальгия по которому – печаль и хворь всех мыслящих во все времена…

А в третьем зале – Вознесенский-архитектор. Нет. АрхиТЕКСТор – так Андрей Андреевич назвал себя сам в год своего семидесятипятилетия:

Есть в новой архитекстуре
Архитекстор и Архитекст.
Я не был только протестом.
Протест мой звучал как тест.
Я был Твоим архитекстором.
Пора возвращаться в текст.

Архитекст – больше, чем гипертекст, ставший лексической структурой нашей веб-эпохи. Ведь «гипер» – это всего лишь обозначение превышения нормы. А «архи» – высшая степень такого превышения. Архитекстура поэтической материи Андрея Вознесенского – это то, с чем взаимодействовать большинству – сложно. А потому – раздражает, как всё, не укладывающееся в прокрустово ложе силлаботоники и классицизма.

Упростить Вознесенского – не получится, до него надо расти, учась включать не только рациональное и эмоциональное мышление, но и способность слышать цвет, видеть звук и понимать то, что на доли секунды, как электровспышка, появляется между слов, между строк, между символов, создающих триаду ТЕКСТ – ГИПЕРТЕКСТ – АРХИТЕКСТ.

…Я давно осознала, что настоящему поэту (в широком, мировоззренческом смысле – поэтом можно назвать и художника, и прозаика, и режиссёра) не нужно – внутренне не требуется – кому-то вовне что-то доказывать. Только если – себе самому: могу, мол, задуманное, увиденное, услышанное – воплотить. Сам его текст (тоже в широком смысле, не в символьно-буквенном) – уже доказательство этой аксиомы.

Но при этом – вот парадокс! – творчество, да и вся жизнь поэта, того самого, который не просто поэт, – Вселенское доказательство не аксиомы уже, а теоремы – о человеческом таланте в условиях дисгармоничного мира. Андрей Вознесенский – одно из решений этой теоремы. А выставка, о которой идёт речь – возможность увидеть, услышать, кожей почувствовать фрагмент этого решения. Которое – не в том, что Вознесенский – ЕЩЁ и архитектор, художник, график, перформансист и т.д., а в том, что если в нашем мире возможен Вознесенский – нам есть ЕЩЁ, на что надеяться.

Зинаида Варлыгина, писатель, член Русского ПЕН-центра
23, 29 мая 2023

msg1175079936-11220


АЛЕКСАНДРУ КАНЕВСКОМУ – 90!

05-29-2023 просмотры 190

Каневский

От всей души поздравляем с юбилеем Александра Семёновича Каневского, члена Русского ПЕН-центра с 2008 года!  Доброго здоровья и неиссякаемой творческой энергии! Многая лета!

Прозаик, поэт, драматург, киносценарист Александр Семёнович Каневский (родной брат актёра театра и кино Леонида Каневского), родился в Киеве 29 мая 1933 г., с 1991 г. живёт в Израиле.

Александр Каневский окончил школу с золотой медалью, но в Киевский университет не был принят. Окончил Киевский автомобильно-дорожный институт, после чего был распределён в город Кзыл-Орда (Казахская ССР), где написал свою первую пьесу. После возвращения в Киев писал программы для популярных артистов эстрады  Тарапуньки и Штепселя, сценарии для мультфильмов, пьесы и киносценарии. Печатался в московских газетах и журналах, в 1980 г.  переехал в Москву. Был одним из авторов популярной юмористической телепередачи «Кабачок „13 стульев“», участником не менее популярной юмористической телепередачи «Вокруг смеха», создал и руководил театром «Гротеск». В 1991 г. эмигрировал в Израиль, где поселился в Тель-Авиве. Издавал юмористические журналы «Балаган» и «Балагаша» для детей, а также сатирическую газету «Неправда». Написал более двадцати повестей и сборников рассказов, пьес и репортажей, изданных общим тиражом более миллиона экземпляров.

Александр Семёнович был членом Профессиональных комитетов драматургов Киева и Москвы, а также Союза кинематографистов СССР и Союза театральных деятелей. Член Союзов русскоязычных писателей Израиля (входит в правление), Союза кинематографистов России, Международной академии науки, образования и культуры (США). Он лауреат Международного конкурса «Алеко», Международного Московского кинофестиваля, премии им. Юрия Нагибина (2009), премии Федерации союзов писателей Израиля (за роман «Смейся, Паяц!»), премии конкурса «Человек года» в Лондоне (2010), Золотой медали Франца Кафки (2011).


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЛЮДМИЛУ ПЕТРУШЕВСКУЮ!

05-26-2023 просмотры 166

petrushevskaya_720_min

26 мая празднует юбилей Людмила Стефановна Петрушевская, член Русского ПЕН-центра с 1991 года. От всей души поздравляем замечательную юбиляршу и желаем доброго здравия и хорошего настроения!

Общепризнанный литературный классик, Людмила Петрушевская  начала писать в середине 60-х и дебютировала в 1972 году рассказом «Через поля» в журнале «Аврора». Ее пьесы ставили Роман Виктюк, Марк Захаров и Юрий Любимов.  Людмила Петрушевская настолько многогранна, ярка и индивидуальна, что одно перечисление всех ее творческих ипостасей заняло бы не одну страницу. Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости. Она автор множества неповторимых, оригинальных сказок (чего стоят одни названия: «Морские помойные рассказы» или «Пуськи Бятые»), ее перу принадлежат сценарии фильмов, простых и мультипликационных («Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», «Краденое солнце» и др.) Людмила Стефановна неистощима на выдумки, фантазия ее поистине безгранична. Она не только пишет, но еще и поет, мастерит шляпки и куклы.

В 1991 году Людмила Петрушевская стала вторым лауреатом Пушкинской премии Гамбургского Фонда Альфреда Тёпфера (первым в 1990 г. был Андрей Битов). 2002 – премия «Триумф» и Государственная премия России. 2008 – Бунинская премия и литературная премия им. Н.В.Гоголя  в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение: «Маленькая девочка из Метрополя». 2009 – Всемирная премия фэнтези - World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году.   В 2021 г. Людмила Петрушевская отказалась от звания лауреата Государственной премии в знак протеста против попыток Генпрокуратуры ликвидировать правозащитный центр «Мемориал» (признанный в России иноагентом).


АНДРЕЮ ВОЗНЕСЕНСКОМУ – 90! ВЕЧЕР В РУССКОМ ПЕН-ЦЕНТРЕ НА НЕГЛИННОЙ

05-24-2023 просмотры 264

13 мая 2023, на следующий день после 90-летия со дня рождения Андрея Андреевича Вознесенского, в Русском ПЕН-центре состоялся вечер, посвящённый этому шестидесятнику, чья поэзия оказала – и продолжает оказывать! – огромное влияние как на пишущих, так и на читающих.

Андрей Андреевич стоял у истоков создания Русского ПЕН-центра, много лет был его Вице-президентом, поэтому совершенно естественно, что в Доме на Неглинной, в исторической штаб-квартире Русского ПЕНа, собрались и те, кто знал его лично, и те, кто просто любит его творчество. Во время вечера велась съёмка для литературно-художественного видеожурнала «Вольное слово» – третий выпуск за 2023 год будет полностью посвящён Андрею Вознесенскому.

Вечер открыла Зинаида Варлыгина, выступившая в качестве инициатора и организатора встречи. Она пригласила выступить Михаила Гершзона, историка, кандидата исторических наук, которому посчастливилось в 2022 году работать с архивом Андрея Вознесенского и Зои Богуславской – он занимался оцифровкой и описью документов, которые раньше были недоступны широкой публике. Фотокопии некоторых из них были представлены вниманию собравшихся, среди них – черновики стихотворений Вознесенского и Ахмадулиной, фотографии, письма, автограф-обращение Бориса Пастернака к юному Андрею: «Я Вас очень люблю Андрюша…»

Далее своими воспоминаниями поделились члены ПЕНа, причём у каждого они имели свою тематическую окраску, свой особенный оттенок.

Сергей Шмитько рассказал о публикациях Вознесенского в журнале «Физкультура и спорт», в котором он сам работает много лет. Интересно, что некоторые произведения Андрея Андреевича не печатались в других изданиях, а «ФиС» шёл на риск – и публиковал их. Вспомнил Сергей Николаевич и о родителях Вознесенского – его мама по работе была знакома с Андреем Николаевичем, отцом поэта.

Рифат Гумеров, живущий в Ташкенте, быть на вечере не смог, но обратился к «собратьям и сестрам по перу» через видеозапись – он вспомнил о своём знакомстве с Вознесенским и о шестидесятнической среде, в которой общался, когда жил в Москве.

Наталья Селиванова говорила о влиянии поэзии Андрея Андреевича на своё поколение, о высокой нравственной планке, которой он всегда придерживался, процитировала фрагмент из его интервью: «Шумная слава, все её ругают, она якобы ужасно вредит, но по крайней мере в одном смысле она хорошо влияет на судьбу: когда на тебя устремлено много глаз, у тебя сильный стимул вести себя по-человечески».

Татьяна Пономарёва много лет вела радиопередачи, гостем которых был Андрей Вознесенский, её воспоминания открыли собравшимся поэта с человеческой стороны: он всегда готов был бескорыстно поддержать новое начинание в сфере культуры, будь то цикл передач или что-то иное. А ещё – был просто по-человечески внимателен к людям. Татьяна показала собравшимся довольно редкое издание Вознесенского – альбом его графических работ – видеом.

Ольга Ильницкая рассказала, как её привела к поэзии Андрея Вознесенского старшая сестра и как Вознесенский стал её проводником в поэзию Федерико Гарсиа Лорки. Это очень символично, ведь настоящая поэзия не самозациклена, не заковывает внутри себя, а связывает читателя, слушателя, со всей Вселенной, с другими поэтами, художниками, Природой. И в этот вечер поэзия Андрея Вознесенского, кажется, смогла связать между собой самых разных людей.

С днём рождения, Андрей Андреевич! Мы помним и любим Вас!

О встрече рассказала Зинаида Варлыгина.

Фото Татьяны Варлыгиной.

Все фотографии с вечера смотрите в официальной группе Русского ПЕН-центра ВКонтакте: https://vk.com/russianpencenter

1. Общая (2)

2. Варлыгина. Общая

3. Варлыгина и Шмитько

4. Пономарева

5. Ильницкая


«НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ» АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО

05-22-2023 просмотры 157

Ностальгия

К 90-летию со дня рождения Андрея Вознесенского издательство АСТ выпустило книгу его воспоминаний "Ностальгия по настоящему. Хронометраж эпохи". (Серия «Картина времени»).
В самобытных мемуарах-зарисовках Андрей Андреевич рассказывает о своём детстве, о дружбе с Борисом Пастернаком, о литературной и общественной жизни страны на протяжении полувека, о незабываемых встречах со знаменитыми поэтами и писателями, художниками и скульпторами, политиками и театральными деятелями, а также о роли и месте поэзии в современном мире.
Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из личного архива Андрея Вознесенского и Зои Богуславской.


НОВАЯ КНИГА СТИХОВ БОРИСА БАРТФЕЛЬДА

05-22-2023 просмотры 178

Бартфельд Б.

У нашего калининградского коллеги, члена Русского ПЕН-центра с 2013 г. Бориса Бартфельда вышла новая книга –  Corpus solidum / Осязаемое тело: стихотворения.   – М.: ОГИ, 2022.  Наши поздравления!

О книжной новинке  рассказал Геннадий Калашников  в своей рецензии «Меж морем и полями» ( ЛГ № 17): «Главные герои книги стихов Бориса Бартфельда «Corpus solidum / Осязаемое тело» – время и история. Тоже в некотором роде становящиеся осязаемыми телами под пером поэта. Время в его поэтике – понятие метафизическое. Оно и неустанно течёт, и в то же время неподвижно, позволяя перемещаться в его осязаемом теле, чувствуя его упругий поток, переживая каждое мгновение.»

«В книге много размышлений о том, что такое судьба, долг, любовь, поэзия, время, бессмертие... Наверное, точные ответы на эти вопросы найти невозможно. Но это не значит, что не надо искать их. Что и делает предельно искренне, с предельным творческим напряжением Борис Бартфельд.»

https://lgz.ru/article/-17-6882-03-05-2023/mezh-morem-i-polyami/


В АСТРАХАНИ ПРОШЛА «КНИГОТЕРАПИЯ» RUSSCO

05-16-2023 просмотры 170

16 мая Российское общество клинической онкологии (RUSSCO) провело в Астрахани благотворительную акцию «Книготерапия» с участием изветных российских писателей. В больницы Астрахани было передано в дар более двухсот книг издательств «АСТ», «ТД «Белый город», «Вече», продюсерского центра «Динамо», в том числе с автографами писателей Сергея Лукьяненко, Анны Гончаровой, Галины Куликовой и других авторов.

Акция началась в онкологическом отделении областной детской клинической больницы им. Н.Н. Силищевой, где с маленькими пациентами и их родителями пообщалась известный детский писатель, член Исполкома Русского ПЕН-центра  Анна Гончарова. Живое общение, игры с детьми, добрые слова Анны позволили юным пациентам отвлечься от ежедневных процедур, придали дополнительных сил для борьбы с недугами. Огромное количество положительных эмоций добавили книги Анны, переданные в дар больнице.

Затем акция продолжилась в Астраханском областном клиническом онкологический диспансере. С приветственным словом к участникам акции обратилась первый заместитель министерства здравоохранения Астраханской области Светлана Смирнова. В своем выступлении она отметила чрезвычайную важность таких мероприятий, поблагодарив Российское общество клинической онкологии и выразила надежду, что такие встречи с книгой станут постоянными.

«Благодаря комплексному воздействию на сознание и настроение человека книги оказывают исцеляющий эффект. А потому я хочу особенно отметить, что подобная акция носит не только просветительский, но прежде всего лечебный характер», – отметила Светлана Николаевна.

С приветствием также выступила главный врач областного клинического онкологического диспансера Лиана Нежинская. Она поблагодарила участников акции и заверила, что подаренные книги станут основой мини-библиотек в отделениях диспансера.

С видеообращением к астраханцам обратилась писатель Галина Куликова, отметившая безусловную позитивную роль подобных мероприятий, проводимых Российским обществом клинической онкологии.

Анна Гончарова поделилась своими впечатлениями от общения с пациентами ДКБ им. Н.Н. Силищевой, и ответила на вопросы врачей и пациентов, пришедших на встречу.

Ведущий мероприятия, главный редактор портала «Книжное обозрение», член Исполкома Русского ПЕН-центра  Александр Набоков рассказал, что Астрахань стала уже пятым городом акции «Книготерапия RUSSCO», и познакомил собравшихся с книгами, передающимися в дар. Также Александр Набоков сообщил, что следующим городом акции станет Оренбург.

В завершение встречи состоялась торжественная церемония дарения книг и автограф-сессия.

Photo4

Photo6

Photo5


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АЛЕКСАНДРА ЛЮСОГО!

05-15-2023 просмотры 175

Юбилей

14   мая отмечает 70-летие Александр Павлович Люсый, культуролог, краевед, публицист, литературный критик и журналист, вступивший в Русский ПЕН-центр в 2009 год. Наши сердечные поздравления и пожелания крепкого здоровья юбиляру!

Александр Люсый - профессор Института кино и телевидения (ГИТР); доктор филологических наук (в 2017 году защитил в Вологодском университете докторскую диссертацию по филологии «Русская литература как система локальных текстов»);  разработал текстологическую концепцию русской культуры, культуры как суммы и системы локальных текстов. Автор концепции крымского текста в русской литературе.


12 МАЯ АНДРЕЮ ВОЗНЕСЕНСКОМУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 90 ЛЕТ

05-11-2023 просмотры 164

Вознесенский (2)

Андрей Андреевич Вознесенский (12.05.1933—1.06.2010) – один из основателей Русского ПЕН-центра, долгие годы бывший нашим Вице-президентом. Вечная память.

Вознесенский — живая легенда ХХ-го века. Это настолько знаковая фигура нашей культуры, что нет смысла подробно описывать его заслуги перед Отечеством. Выдающийся поэт, лауреат Государственной премии СССР, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени; Премией Правительства РФ 2010 года в области культуры, он был избран членом восьми академий мира, в том числе Российской Академии образования, Американской Академии литературы и искусства, Парижской Академии братьев Гонкур, Европейской Академии поэзии и др.
Собственный поэтический почерк принес ему всеобщее признание еще во времена правления Н.С.Хрущева, чье гневное выступление против Вознесенского в 1963 г. обратило внимание всего мира на молодого поэта. «Ваше вступление в литературу — стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», — так писал Борис Пастернак молодому Вознесенскому, который послал ему свои первые стихи в четырнадцать лет. Начиная с поэмы «Мастера», поэзия Андрея Вознесенского ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. Его перу принадлежат сборники «Треугольная груша», «Антимиры», «Витражных дел мастер», «Дубовый лист виолончельный» и в последние годы — «Видеомы», «Гадание по книге» и др. По его сочинениям поставлены спектакли «Антимиры» и «Берегите ваши лица» в театре на Таганке, «Юнона и Авось» в Ленкоме и др. Всегда остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философской концепции, музыкальности и бьющей в набат тревоги.
Его гражданская позиция оставалась неизменной во все времена: защита прав человека, неприятие и резкое осуждение всех видов ксенофобии и антисемитизма. Архитектор по образованию, Вознесенский — поэт мысли, поэт звука, создавший свой собственный эстетический мир. Чудо Вознесенского в том, что каждый его образ можно увидеть.
Вице-президент Русского ПЕН-центра, усилиями и инициативой которого был создан Музей Пастернака в Переделкино, член жюри премии «Триумф», неутомимый организатор вечеров молодых поэтов, Вознесенский всегда был активной общественной фигурой, неотъемлемой частью нашего культурного контекста.