ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА СЕРГИЕНКО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА
“5 мая 2023 г. в соответствии с распоряжениями Минюста России в реестр иностранных агентов включена общественная организация «Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб.”
Хочу внести ясность! Очень много развелось ПЕН клубов. И так любой чиновник, читатель или писатель может запутаться.
Внимание!!!
Иноагентом признан «Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб».
Этот и есть полное и правильное название, организации, которая признана иноагентом. Просьба ко всем журналистам, редакторам, СМИ - не сокращать название до «ПЕН-клуб». Это разные организации! ПЕН-клуб - это общепринятое название организации, нашего, родного ПЕН-центра в сердце Москвы.
«Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб» имеет свою регистрацию в Минюсте, свою деятельность, свой исполком, своего президента (главу правления), свою ментальность и свою враждебность по отношению к ПЕН-клубу, то есть к нашей писательской организации, членами которой являлись наши великие современники: Андрей Битов, Белла Ахмадулина, Виктор Астафьев, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Владимир Маканин, Булат Окуджава, Анатолий Рыбаков и многие другие
ПЕН-клуб не является иноагентом!
Я, Сергиенко Владимир, в 2021 г. в честных, прозрачных выборах победил предыдущего Президента, писателя Ерофеева Виктора, о чем был уведомлен Международный ПЕН. А в 2022 г., руководствуясь доносами, за мою, цитата: «прорусскую позицию», Международный ПЕН не допустил меня как Президента Русского ПЕН центра на всемирный конгресс. Русский ПЕН-центр, имеющий свою историю, своих последователей, подвергся дискриминации со стороны Международного ПЕНа.
К великому сожалению, коллеги из Санкт-Петербурга, с 2017 года отдалились от Русского ПЕН-центра и вели свою автономную деятельность, пройдя процедуру признания Международным ПЕНом как отдельная автономная структура на территории РФ. Я, как участник многих международных конгрессов, с моим близким другом Андреем Георгиевичем Битовым, последовательно защищали русскую культуру, русский язык, русских писателей. Международный ПЕН, фаворизировал работу «политизированных центров», и дороги ПЕН-клуба и «Питерского ПЕН- клуба» разошлись.
Требую перестать злоупотреблять названием «ПЕН-клуб»!
Сегодня мы обязаны объединиться перед беспрецедентной русофобией и травлей русской культуры за рубежом. Терроризм, направленный против писателей и журналистов, должен быть осужден на международном уровне. Наш ПЕН-клуб приложит все усилия, чтоб наши коллеги из более 120 стран, члены международного ПЕНа, узнали о терактах, направленных против журналистов и писателей в России.
ПЕН-клуб богат дружбой с писателями из ЮАР, Турции, Китая и многих других стран. Мы защищали, защищаем и будем защищать русских писателей, независимо от конъюнктуры мейнстрима в странах ЕС или откровенно враждебных стран Балтии, ущемляющих права журналистов и русскоговорящего населения.
Еще раз обращаюсь к тем, кто введен в заблуждение по поводу «ПЕН-клуба»:
Материнская писательская организация Русский ПЕН-центр требует перестать злоупотреблять самим понятием ПЕН-клуб и объединить наши усилия в борьбе против «культуры отмены», запрета журналистской и писательской деятельности на русском языке, дискриминации журналистов и писателей! Осудить убийство русских писателей и журналистов!
Мы требуем осуждения теракта в отношении писателя Захара Прилепина от Международного ПЕНа, реакции от представителей ЕСПЧ, ПАСЕ и ОБСЕ.
Краткая историческая справка
ПЕН-клуб, международная правозащитная организация профессиональных литераторов, был учрежден 5 октября 1921 года в Лондоне по инициативе английских писателей Кэтрин Эми Доусон-Скотт и Джона Голсуорси. Русский ПЕН-центр был принят в Международный ПЕН-клуб на Всемирном Конгрессе в мае 1989 года в Маастрихте. 17 декабря 1998 г. Общим собранием было утверждено новое название: Российское отделение Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр».
Четверть века Президентом Русского ПЕН-центра был Андрей Битов, в декабре 2016 г. передавший свой пост Евгению Попову, в уставном порядке, в противовес Людмиле Улицкой, что привело к расколу организации. В 2017-2018 гг были учреждены три других ПЕН-центра, при этом сам Е.Попов заблаговременно создал Региональную организацию писателей Москвы «Русский ПЕН-центр», введя в заблуждение многих коллег по цеху, наших членов и международное сообщество. Сергиенко Владимир встретился с президентом региональной организации с предложением прекратить злоупотреблять аббревиатурой ПЕН и объединить усилия в защите русского языка, представителей русской культуры на международной арене.
В это же время, либерально настроенные питерские члены создали «Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб», «либеральные» москвичи - «ПЭН-Москва» - обе организации были незамедлительно приняты в Международный ПЕН, вписавшись в политически ориентированный на Западе мейнстрим.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ СВОБОДЫ ПЕЧАТИ
В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати. Данное решение явилось результатом работы Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая в резолюции 1991 года «О содействии обеспечению свободы печати в мире» признала, что свободная, плюралистическая и независимая печать является необходимым компонентом любого демократического общества.
Главным мероприятием в праздничный день является вручение Всемирной премии ЮНЕСКО за вклад в дело свободной печати имени Гильермо Кано. Премия основана в честь погибшего в 1986 году колумбийского журналиста. Она присуждается отдельному лицу, организации или учреждению, внесшим значительный вклад в дело защиты свободы печати.
Лауреатом Всемирной премии ЮНЕСКО имени Гильермо Кано за вклад в дело свободы печати за 2022 год стала Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) по рекомендации международного жюри, в состав которого входят профессионалы в области СМИ. Церемония награждения состоялась 2 мая в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в ходе Всемирной конференции по празднованию Дня свободы печати.
В Хартии Международного ПЕНа закреплено незыблемое право на свободу печати. 3 мая Международный ПЕН присоединяется к мировому сообществу и отмечает 30-ую годовщину Всемирного дня свободы печати. В честь этого дня в этом году Международный ПЕН рассказывает о деле заключенного в тюрьму журналиста, активиста и писателя Джимми Лая, которому в настоящее время грозит пожизненное заключение за его журналистскую деятельность в Гонконге.
ВОЛЬНОЕ СЛОВО №2/2023
Вышел новый выпуск литературного видеожурнала «Вольное слово» – №2 (24) /2023. Театр, Москва, Серебряный век и современная поэзия встретились на его страницах.
Выпуск открывает авторская страница главного редактора «Вольного слова» Зинаиды Варлыгиной, она читает свою рецензию на спектакль МХТ им. Чехова "Вальпургиева ночь, или Шаги командора". В сюжете использованы фотографии Татьяны Варлыгиной.
На авторской фотостранице художественного редактора «Вольного слова» Татьяны Варлыгиной вы посетите фотовыставку, посвящённую 200-летию со дня рождения А. Н. Островского, открывшуюся 13 апреля 2023 в здании городской администрации Костромы.
Историческая страница посвящена презентации журнала "Московский краевед", состоявшейся в штаб-квартире Русского ПЕН-центра. О журнале и современных проблемах москвоведения рассказывают Михаил Коробко и Александр Спивак.
В рубрике "Беседы об Анастасии Цветаевой" в этот раз особая гостья - внучка Анастасии Ивановны Ольга Андреевна Трухачёва. Она делится воспоминаниями о своей бабушке.
Завершает выпуск поэтическая страница - свои стихи читает Инга Артеева, участница I российского онлайн-фестиваля гражданской лирики "Право слова", состоявшегося в 2022 году. А со следующего номера мы начнём знакомить вас с поэтами, принявшими участие в фестивале 2023 года.
Выпуск можно посмотреть в социальных сетях и на видеохостингах:
ВКонтакте: https://vk.com/wall-196285100_506
Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/video/watch/6450104c22597e6461ababf1?rid=965850865.95.1683021423066.35697&clid=1400&
Rutube: https://rutube.ru/video/83e0d58dd34fd239b7b187f19900134f/
Приятного просмотра!
НОВАЯ КНИГА ЗОИ БОГУСЛАВСКОЙ
Издательство «АСТ» выпустило к потрясающему 99-летию Вице-Президента Русского ПЕН-центра Зои Борисовны Богуславской её книгу «Портреты эпохи: Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский, Василий Аксёнов…» (серия «Картина времени»).
Эта книга об одном из самых интересных и неоднозначных периодов советской эпохи и ее ярчайших представителях. Зоя Богуславская с огромной любовью пишет литературные портреты своего ближайшего окружения. Это прежде всего ее знаменитые современники: Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Эрнст Неизвестный, Василий Аксенов, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий и многие другие.
А еще Зоя Богуславская делится с читателями своими незабываемыми впечатлениями от встреч с мировыми знаменитостями: Брижит Бардо, Михаилом Барышниковым, Вольфом Мессингом, Вангой, Нэнси Рейган, Марком Шагалом, Франсин дю Плесси Грей и многими другими.
Зоя Богуславская - признанный авторитет и эксперт в области кино, театра и литературы. Яркий интерес к людям, любовь к искусству, подвижничество стали стимулом её приверженности многим выдающимся талантам в России и за рубежом.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЮРИЯ РЯБИНИНА!
26 апреля отмечает 60-летие писатель и литературовед Юрий Валерьевич Рябинин, член Русского ПЕН-центра с 2020 года. От всей души поздравляем юбиляра и желаем новых, таких же интересных, книг и публикаций!
Юрий Рябинин окончил филологический факультет МГУ (1990). Как литературовед специализировался на литературе Русского Зарубежья (Бунин, Гиппиус, Вл. Максимов). Первый рассказ опубликовал в 1989 г. Многочисленные публикации в газетах и журналах: «Московский вестник», «Родина», «Москва», «Время и мы» (Нью-Йорк), «Литературный европеец» (Франкфурт-на-Майне) и пр.
Автор книг «Операция доктора Снегирёва» (М., 1994). «Усадьба-призрак» (Роман-газета, 2004), «Жизнь московских кладбищ» (2006), «Русское юродство» (2007), «Заговор лилипутов» (2008).
В прозе Юрий Рябинин нашёл свой стиль, предвосхитив акунинские романы, иносказательно передавая образ ушедшей России, создавая почти сказочный мир, оставшийся за порогом новой эпохи. Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (1996) и журнала «Москва» (2003).
К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ АНДЖАПАРИДЗЕ (21.04.1943—22.05.2005)
Переводчик, литературный критик и литературовед Георгий Андреевич Анджапаридзе был членом Русского ПЕН-центра с 1990 г. Он был знаковой фигурой отечественного книгоиздания доперестроечной поры, крупнейшим теоретиком жанра детективной литературы.
Окончив филологический факультет (1967) и аспирантуру МГУ, в 1973 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Сатирические романы Ивлина Во». Преподавал на филологическом факультете МГУ (1970—1972), работал в издательстве «Прогресс» (1972—1976), в ИМЛИ (1976—1982), был главным редактором издательства «Радуга» (1982—1987), директором «Художественной литературы» (1987—1996). В 90-е гг. активно сотрудничал с издательством «Вагриус».
Анджапаридзе - составитель сборников и автор статей о творчестве Ивлина Во, Уильяма Голдинга, Олдоса Хаксли, Кейта Уотерхауса и др.
По оценкам современников, Георгий Анджапаридзе — непревзойдённый знаток английской литературы, энциклопедически образованный, давший путёвку в жизнь многим книгам британских писателей на русском языке, эрудит, человек фантастического остроумия и артистизма, шутки которого ходили в литературной Москве по кругу.
Светлая память.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АЛЕКСАНДРА ПАРНИСА!
18 апреля исполнилось 85 лет Александру Ефимовичу Парнису, члену ПЕН-центра с 1991 года, филологу, литературоведу, исследователю поэзии Серебряного века и русского футуризма. Парнис - автор более сотни статей о Блоке, Мандельштаме, Маяковском, Пастернаке, Бурлюке, Малевиче и др. Много лет посвятил изучению жизни и творчества Велимира Хлебникова, подготовил к печати несколько книг его и о нем. Был литературным секретарем Виктора Платоновича Некрасова. Старший научный сотрудник Института мировой литературы.
В одном из интервью, данном десять лет тому назад, Александр Ефимович,
сказал: «Начинаешь думать: а ты что сделал, что для тебя важно в этой жизни. Мы уже все в таком возрасте, наше поколение на закате жизни, и каждый подводит свои личные итоги. Я тоже подвожу итоги и считаю, что многое упустил и многого не смог и не сделал. Самое смешное, что вышла книжка, посвященная мне («Авангард и остальное. Сборник статей к 75-летию А.Е. Парниса». М.: Три квадрата, 2013), а у меня нет ни одной собственной книжки, и в этом моя личная трагедия… У меня не было карьеристских амбиций никогда, я не делал себе карьеру. Я всегда считал, что я занимаюсь любимым делом, а на все остальное мне наплевать. Когда прошла жизнь, понятно, что не наплевать, что ты оставишь после себя. Это ведь очень грустное ощущение времени.»
Не хотелось бы заканчивать поздравление на грустной ноте. Александр Ефимович – настоящий подвижник, самозабвенно и увлеченно открывающий для нас неизвестные страницы жизни и творчества ярчайших поэтов прошлого столетия. Здоровья и новых открытий, дорогой Александр Ефимович!
К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА СОКОЛОВА (18.04.1928—24.01.1997)
Поэт, эссеист и переводчик Владимир Николаевич Соколов был членом Русского ПЕН-центра с 1990 года. Первое стихотворение Владимира Соколова «Памяти товарища» было опубликовано в «Комсомольской правде» в 1948 г. Дебют не остался без внимания Степана Щипачёва (статья «Заметки о поэзии 1953 года»). Он рекомендовал поэта в Союз писателей СССР. Первая книга, которую Соколов хотел назвать «Крылья», вышла в 1953 г. под заглавием «Утро в пути».
Первым браком Владимир Соколов был женат на болгарке Х. Х. Поповой, он много переводил с болгарского. В 1960 г. вышла его книга «Стихи из Болгарии». В 1961 г. супруга покончила жизнь самоубийством. Вторая жена Соколова — Марианна Евгеньевна Роговская, литературовед и филолог, долгие годы возглавлявшая Дом-музей А. П. Чехова в Москве. В 2005 г. Марианна Роговская-Соколова стала членом Русского ПЕН-центра.
Многие стихотворения Соколова посвящены родной тверской земле. В их числе «На станции» (1950), «Вечер на Родине» (1951), «Окраина» (1953), «Звезда полей» (1963), «Лучшие годы я прожил» (1972), «Еще гудели где-то паровозы» (1984).
В.Н.Соколов — кавалер ордена Кирилла и Мефодия (Болгария, 1977), лауреат Государственной премии СССР (1983), Международной премии имени Н. Вапцарова (1989), первый лауреат Государственной премии России им. А. С. Пушкина (1995), Международной Лермонтовской премии (1996), награждён многими государственными наградами СССР и РФ.
Документальный фильм о Соколове «Я был поэтом на земле. Владимир Соколов» ( 2008) был показан на телеканале «Культура» на следующий день после 80-летия со дня рождения поэта.
Светлая память.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ЗОЮ БОГУСЛАВСКУЮ!
16 апреля Зое Борисовне Богуславской исполнилось 99 лет. Зоя Борисовна, Вице-Президент Русского ПЕН-центра, - прозаик, эссеист, драматург, автор крупных культурных проектов в России и за рубежом, директор Благотворительного фонда имени Андрея Вознесенского. От всей души поздравляем Зою Борисовну и желаем ей доброго здоровья и не иссякающей творческой энергии!
Дебютом Зои Богуславской в литературе стала повесть "И завтра" (1967), сразу же переведенная в ряде стран. Широко известен цикл эссе "Невымышленные рассказы" о встречах с самыми разными выдающимися деятелями российской, европейской и американской культуры. В последние годы опубликованы повести "Близкие", "Окнами на юг", по мнению критики, быть может, первые художественные произведения об истинно новых русских; эссе "Время Любимова и Высоцкий", "Лайза и Барышников, Миша и Минелли", вызвавшие широкий отклик критики. Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга "Американки" и в переиздании "Американки плюс", ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года. В 1998 году был издан 2-томник Зои Богуславской "Зазеркалье", куда вошли основные ее произведения.
По проекту З.Б.Богуславской в 1992 г. была учреждена первая в России Независимая премия "Триумф" во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры. Премия «Триумф» вручалась по 2010 г., а в 2011 г. (в годовщину смерти А.А.Вознесенского) был основан Фонд имени Андрея Вознесенского, учредивший в 2013 г. премию «Парабола».
Яркий интерес к людям, любовь к искусству, подвижничество стали стимулом приверженности З.Богуславской многим выдающимся талантам в России и за рубежом. Она - признанный авторитет и эксперт в области кино, театра и литературы, неизменно следя за художественными достижениями многих современников, умеет распознать в современном процессе все новое и яркое.