ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИЙ «ПОЭТ ГОДА» И «ПИСАТЕЛЬ ГОДА»
Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года" учреждены Российским союзом писателей «с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в русскую литературу».
Премии за 2022 год были вручены в Концертном зале правительства Москвы. Лауреатами Гран-при - главных премий за 2022 год стали члены Русского ПЕН-центра: "Поэт года" - Юрий Ряшенцев, «Писатель года» - Владислав Отрошенко, автор бестселлера "Околицы Вавилона".
Премия представляет собой контракт на издание книги лауреата за счет Российского союза писателей. Каждому лауреату вручается символ премии – статуэтка в форме пера, покрытого, в зависимости от категории премии, золотом, серебром или бронзой.
На церемонии были также оглашены обладателей премий в дополнительных номинациях: "Дебют", "Фантастика", "Реальные истории", "Юмор", "Детская литература".
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ
Всемирный день поэзии был учрежден резолюцией 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 15.11.1999 г. с целью поддержки языкового разнообразия и исчезающих языков через поэтическое слово. Идея учреждения Всемирного дня поэзии была выдвинута Международным ПЕН-клубом на конгрессе в Эдинбурге в 1997 году по предложению ПЕН-центра Турции и при поддержке ПЕН-центра Мельбурна.
Впервые День поэзии был отпразднован 21 марта 2000 года одновременно в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО и в Москве в Театре на Таганке Юрия Любимова.
В празднестве участвовали члены Русского ПЕН-центра Андрей Вознесенский, Константин Кедров, Елена Кацюба, Михаил Бузник, Алина Витухновская
(вступившая в ПЕН позже), а открывал действо Юрий Любимов. После успешного празднества Константин Кедров, один из инициаторов создания Дня поэзии в мировом масштабе. получил благодарность ЮНЕСКО за успешное проведение торжества. С тех пор Всемирный днь поэзии празднуется ежегодно.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АЛЕКСАНДРА ГОРОДНИЦКОГО!
20 марта исполняется 90 лет Александру Моисеевичу Городницкому, уникальному и неповторимому, долгие годы бывшему членом Исполкома Русского ПЕН-центра и нашим Вице-президентом в 2015-2016 гг. Основные вехи творческого и профессионального пути Городницкого известны абсолютно всем. Во всех своих ипостасях он неизменно великолепен — и как поэт, автор популярнейших песен (один из основоположников жанра авторской песни), и как писатель, автор более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы), и как ученый-океанолог (избороздил Мировой океан на судах РАН и военной гидрографии, многократно погружался на дно в подводных аппаратах). Словом, человек-легенда, недаром его именем названы малая планета Солнечной системы и горный перевал в Саянах.
«Атланты держат небо», «У Геркулесовых столбов», «От злой тоски не матерись» («На материк»), «Над Канадой небо синее», «Жена французского посла», «Снег», «Перекаты», «Кожаные куртки» («Песня полярных лётчиков») — эти песни Александра Городницкого, написанные в дальних океанских плаваниях и в экспедициях на Крайнем Севере, давно стали народными. По мнению литературоведов, «творчество А. Городницкого, несомненно, стало одним из ярчайших явлений как авторской песни, так и поэтической культуры».
Творческие заслуги Александра Моисеевича высоко оценены, он лауреат многих премий: Царскосельской художественной премии (1998, 2012, 2014); Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (1999), премии «Бард — Оскар» на международном бард-фестивале в 2009 году в Казани, литературной премии «Золотой Дельвиг» (2013), премии Евгения Евтушенко «Больше, чем поэт» (2019).
А.М.Городницкий - заслуженный деятель науки РФ (2005) — за заслуги в научной деятельности, заслуженный деятель искусств РФ (2013) — за заслуги в области искусства; награждён Почётным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2008) — за выдающийся личный вклад в развитие науки, культуры и искусства в Санкт-Петербурге, многолетнюю успешную профессиональную творческую деятельность. В 2019 г. награжден орденом Дружбы — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность..
Крепкого здоровья Вам, дорогой Александр Моисеевич, и долгой, столь же яркой творческой жизни! Многая лета!
СЕРГЕЙ ШМИТЬКО: КАК Я ПОЗНАКОМИЛСЯ С САШЕЙ ТКАЧЕНКО
Сергей Николаевич Шмитько, отметивший 11.01. своё 88-летие, обозреватель журнала «Физкультура и спорт (ФИС)», опубликовал в свежем номере свои воспоминания о знакомстве с Александром Ткаченко и его стихотворение «Прыжок в высоту», впервые напечатанное в журнале в 1972 г. Предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи «Левый крайний («ФИС» № 3/2023).
«Я познакомился и подружился с Сашей Ткаченко весной 1972 года в редакции «ФИС», где работал заведующим сразу двух отделов – футбола и литературы.
- А где здесь Николай Александрович Тарасов? – В то утро я, кажется, пришел на работу первым. В редакционном коридоре, кроме задавшего этот вопрос незнакомца, молодого, невысокого, черноволосого, в ковбойке и в коричневых вельветовых джинсах, с холщовой сумкой через плечо, никого больше не было. Мне бросились в глаза эти его слегка помятые вельветовые джинсы, бывшие тогда предметом зависти многих, впрочем, как и холщовая сумка цвета хаки, с широким ремешком, явно из-за бугра.
Я не успел ответить, потому что показался главный – Тарасов, а вслед за ним несколько сотрудников журнала. День начался: обычная суета … с посещением званых и незваных авторов.
Молодой человек тоже оказался автором, принесшим в редакцию свои стихи. Не знаю, о чем они говорили в редакторском кабинете, но вскоре после его ухода Тарасов передал мне несколько напечатанных на машинке листков:
- Почитайте, выберите одно стихотворение, думаю, можно опубликовать.
Стихи оказались необычными по исполнению - нет, графомании в них не было и в помине. Выбрал «Прыжок в высоту», показал Тарасову, он кивнул:
- Это Саша Ткаченко из Симферополя, футболист. Он сказал, что приехал в Москву лечиться… А стихотворение опубликуем обязательно – это для него станет лучшим лекарством. С фотографией и с выносом – сколько лет, где играл, что думает о жизни. - На следующий день его снял в той же ковбойке наш фотограф Мстислав Боташев.
Мы с Александром сразу перешли на «ты». И он мне рассказал о «Таврии»:
- Это моя родная команда. Стал появляться в основном составе с 17 лет. Болельщики звали меня Шурик. Я был левым крайним…»
БОРИСУ МЕССЕРЕРУ – 90!
От всей души поздравляем с юбилеем Бориса Асафовича Мессерера, чье имя неразрывно связано с именем его супруги, одной из основательниц Русского ПЕН-центра Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937—2010). Борис Мессерер, известный художник-живописец, график, сценограф, написал замечательную, правдивую и благородную книгу «Промельк Беллы. Романтическая хроника», вышедшую в АСТ в 2016 году. После проявившейся еще одной грани своего таланта Борис Асафович вступил в ПЕН, тем самым замкнув естественный круг.
«Как писатель-дебютант Мессерер позволил себе большую внутреннюю свободу, и вместе с тем как искушённый архитектор и дизайнер построил книгу с учётом чётко осознанных композиционных приёмов. Повествование прихотливо, как живая изменчивая жизнь, и в то же время пропорционально и стройно, как подобает точно рассчитанному и вписанному в окружающую среду зданию». (Анатолий Макаров).
В своих основных ипостасях театрального художника, сценографа, педагога Борис Мессерер – легендарная личность и настоящая знаменитость. Он президент ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы. Академик РАХ (1997; член-корреспондент 1990). Народный художник РФ (1993). Лауреат двух Государственных премий РФ (1995, 2002). Член Союза художников СССР с 1960 года, Союза театральных деятелей РФ и Союза кинематографистов РФ.
Мессерер довольно рано стал востребованным художником-сценографом — уже в начале 60-х создавал декорации для спектаклей «Современника» и балетов Большого театра. С последним жизнь Бориса Мессерера была связана еще и в силу семейных обстоятельств: там работали его отец Асаф Мессерер — знаменитый артист балета, балетмейстер, педагог, его супруга балерина Нина Чистова и, наконец, его знаменитая кузина Майя Плисецкая. Обо всем этом также можно прочесть в бестселлере «Промельк Беллы».
Желаем Борису Асафовичу крепкого здоровья и надеемся, что он продолжит свой столь удачно начатый литературный опыт.
105 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГРИГОРИЯ ПОМЕРАНЦА (13.03.1918—16.02.2013)
Выдающийся философ и культуролог Григорий Соломонович Померанц был членом Русского ПЕН-центра с 2003 года., В 1940-м году он окончил отделение русской литературы ИФЛИ, а в 1941-м пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1949-м году был осужден по обвинению в антисоветской деятельности, в 1950-1953 гг. отбывал срок в Каргопольлаге, в 1958-м — реабилитирован. Григорий Соломонович оставил немалое наследие философских размышлений и культурологических работ. Он всегда отстаивал свою позицию, однако видел спасение страны именно в диалоге противоборствующих начал. Главным для него была «готовность пожертвовать своей репликой, промолчать во имя духа целого».
НОВЫЙ РОМАН МАРИНЫ ТАРАСОВОЙ
В издательстве «Время» вышел роман Марины Тарасовой «Долгая жизнь камикадзе» (2023). Эта книга — первая крупная проза Марины Борисовны. Главная сюжетная линия произведения — трудная судьба москвички, прослеживаемая с детских лет до зрелого возраста. К героине, выросшей в неполной семье, в бедности, под аккомпанемент вечных разборок между матерью и бабушкой, после первого неудачного романа приходит разочарование; во всех своих бедах, в крахе личной жизни она винит мать, от которой отказывается, а властная бабушка, выражая протест против «неправильной» жизни внучки, совершает самоубийство. Кроме житейской драмы, в романе имеются две линии в стиле фэнтези — о пребывании в параллельном мире японского летчика-камикадзе и о путешествии во времени Москвичка-старичка, который оказывается то на похоронах фараона Эхнатона, то в палатах Ивана Грозного, то в Кремле за спиной у Сталина. Такое переплетение повествования о московской жизни второй половины двадцатого века с описанием происходящего за гранью реального бытия отражает раздумья автора об иллюзорности нашего мира.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВИДЕОЖУРНАЛ «ВОЛЬНОЕ СЛОВО» – №1/2023
Вышел новый выпуск литературного видеожурнала «Вольное слово» – №1 (23) /2023. Интересно, что в этом номере приняли участие сразу три члена Русского ПЕН-центра - Станислав Айдинян, Зинаида Варлыгина и Сергей Шмитько - и их записи были сделаны в стенах московской штаб-квартиры ПЕНа.
Выпуск открывает авторская страница главного редактора «Вольного слова» Зинаиды Варлыгиной, она читает свой новый шахматно-литературный этюд "Игра продолжается".
На авторской фотостранице художественного редактора «Вольного слова» Татьяны Варлыгиной вы познакомитесь с хореографической сказкой Русского национального балета "Кострома" "Снегурочка", поставленной к 200-летию Александра Островского.
Новый автор "Вольного слова" - Сергей Николаевич Шмитько, поэт, прозаик, спортивный журналист. В этом выпуске он делится своими воспоминаниями о товарище своей молодости - поэте Николае Рубцове.
На следующей странице Станислав Айдинян представляет недавно изданную книгу очерковой прозы Анастасии Ивановны Цветаевой "Букет полевых цветов", составителем и редактором которой он выступил.
Выпуск находится в открытом доступе на официальных страницах «Вольного слова» в социальных сетях:
https://vk.com/volnoe_slovo
https://dzen.ru/volnoe_slovo
https://rutube.ru/channel/24608756/
Приятного просмотра!
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ОЛЕГА ЧУХОНЦЕВА!
8 марта исполнилось 85 лет Олегу Григорьевичу Чухонцеву, одному из учредителей Русского ПЕН-центра. Всенародно признанный Поэт, увенчанный многими наградами, прошел тернистый путь в советские времена. Его первая поэтическая публикация состоялась в 1958 г. Составленная в 1960 г. книга стихов «Замысел» издана не была; той же участи удостоилась и следующая — «Имя». Творчество Чухонцева оказалось глубоко чуждо советским представлениям о поэзии. В 1968 г., после публикации в журнале «Юность» стихотворения «Повествование о Курбском», началась открытая травля поэта в печати, на издание его произведений был наложен негласный восьмилетний запрет. В эти годы Олег Григорьевич много занимался поэтическим переводом классической и современной поэзии стран Европы, США и СССР. Первый сборник стихотворений «Из трех тетрадей» цензура пропустила лишь в 1976 г., второй — «Слуховое окно» — еще через 7 лет. Свободным от цензурных искажений стал лишь третий — «Ветром и пеплом» (1989). Книги Чухонцева выходили с большим интервалом: «Фифиа» (2003), «Из сих пределов» (2005), «Однофамилец. Городская история» (2008), «Речь молчания. Из разных книг». (2014), «Безъязыкий толмач» (2014), «Выходящее из - уходящее за» (2015), «И звук и отзвук: из разных книг» (2019).
Олег Григорьевич удостоен многих престижных наград: он лауреат Государственной премии РФ, Пушкинской премии РФ, Пушкинской премии фонда Альфреда Тёпфера (Германия), поэтической премии «Anthologia», премии «Триумф», премии им. Бориса Пастернака, Российской национальной премии «Поэт» и др. По словам Ирины Роднянской, «Чухонцев сделал то, что многим кажется невозможным: он остался лирическим поэтом в момент, когда лирика была скомпрометирована многословием, самоповторением и предана ерническому надругательству. Чухонцев побеждает недоверие искренностью и глубиной, сопрягая в своем чувстве простое и высокое».
24 мая 2007 года на торжественной церемонии вручения национальной премии «Поэт» Олегу Чухонцеву Мариэтта Чудакова сказала: «Олега Чухонцева всегда отличало чувство порядочности и экзистенциальной свободы».
Примите наши самые горячие поздравления с юбилеем, дорогой Олег Григорьевич! Пусть Ваш негромкий, такой искренний голос как можно дольше звучит для нас, Ваших преданных читателей!