К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ АНДЖАПАРИДЗЕ (21.04.1943—22.05.2005)
Переводчик, литературный критик и литературовед Георгий Андреевич Анджапаридзе был членом Русского ПЕН-центра с 1990 г. Он был знаковой фигурой отечественного книгоиздания доперестроечной поры, крупнейшим теоретиком жанра детективной литературы.
Окончив филологический факультет (1967) и аспирантуру МГУ, в 1973 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Сатирические романы Ивлина Во». Преподавал на филологическом факультете МГУ (1970—1972), работал в издательстве «Прогресс» (1972—1976), в ИМЛИ (1976—1982), был главным редактором издательства «Радуга» (1982—1987), директором «Художественной литературы» (1987—1996). В 90-е гг. активно сотрудничал с издательством «Вагриус».
Анджапаридзе - составитель сборников и автор статей о творчестве Ивлина Во, Уильяма Голдинга, Олдоса Хаксли, Кейта Уотерхауса и др.
По оценкам современников, Георгий Анджапаридзе — непревзойдённый знаток английской литературы, энциклопедически образованный, давший путёвку в жизнь многим книгам британских писателей на русском языке, эрудит, человек фантастического остроумия и артистизма, шутки которого ходили в литературной Москве по кругу.
Светлая память.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АЛЕКСАНДРА ПАРНИСА!
18 апреля исполнилось 85 лет Александру Ефимовичу Парнису, члену ПЕН-центра с 1991 года, филологу, литературоведу, исследователю поэзии Серебряного века и русского футуризма. Парнис - автор более сотни статей о Блоке, Мандельштаме, Маяковском, Пастернаке, Бурлюке, Малевиче и др. Много лет посвятил изучению жизни и творчества Велимира Хлебникова, подготовил к печати несколько книг его и о нем. Был литературным секретарем Виктора Платоновича Некрасова. Старший научный сотрудник Института мировой литературы.
В одном из интервью, данном десять лет тому назад, Александр Ефимович,
сказал: «Начинаешь думать: а ты что сделал, что для тебя важно в этой жизни. Мы уже все в таком возрасте, наше поколение на закате жизни, и каждый подводит свои личные итоги. Я тоже подвожу итоги и считаю, что многое упустил и многого не смог и не сделал. Самое смешное, что вышла книжка, посвященная мне («Авангард и остальное. Сборник статей к 75-летию А.Е. Парниса». М.: Три квадрата, 2013), а у меня нет ни одной собственной книжки, и в этом моя личная трагедия… У меня не было карьеристских амбиций никогда, я не делал себе карьеру. Я всегда считал, что я занимаюсь любимым делом, а на все остальное мне наплевать. Когда прошла жизнь, понятно, что не наплевать, что ты оставишь после себя. Это ведь очень грустное ощущение времени.»
Не хотелось бы заканчивать поздравление на грустной ноте. Александр Ефимович – настоящий подвижник, самозабвенно и увлеченно открывающий для нас неизвестные страницы жизни и творчества ярчайших поэтов прошлого столетия. Здоровья и новых открытий, дорогой Александр Ефимович!
К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА СОКОЛОВА (18.04.1928—24.01.1997)
Поэт, эссеист и переводчик Владимир Николаевич Соколов был членом Русского ПЕН-центра с 1990 года. Первое стихотворение Владимира Соколова «Памяти товарища» было опубликовано в «Комсомольской правде» в 1948 г. Дебют не остался без внимания Степана Щипачёва (статья «Заметки о поэзии 1953 года»). Он рекомендовал поэта в Союз писателей СССР. Первая книга, которую Соколов хотел назвать «Крылья», вышла в 1953 г. под заглавием «Утро в пути».
Первым браком Владимир Соколов был женат на болгарке Х. Х. Поповой, он много переводил с болгарского. В 1960 г. вышла его книга «Стихи из Болгарии». В 1961 г. супруга покончила жизнь самоубийством. Вторая жена Соколова — Марианна Евгеньевна Роговская, литературовед и филолог, долгие годы возглавлявшая Дом-музей А. П. Чехова в Москве. В 2005 г. Марианна Роговская-Соколова стала членом Русского ПЕН-центра.
Многие стихотворения Соколова посвящены родной тверской земле. В их числе «На станции» (1950), «Вечер на Родине» (1951), «Окраина» (1953), «Звезда полей» (1963), «Лучшие годы я прожил» (1972), «Еще гудели где-то паровозы» (1984).
В.Н.Соколов — кавалер ордена Кирилла и Мефодия (Болгария, 1977), лауреат Государственной премии СССР (1983), Международной премии имени Н. Вапцарова (1989), первый лауреат Государственной премии России им. А. С. Пушкина (1995), Международной Лермонтовской премии (1996), награждён многими государственными наградами СССР и РФ.
Документальный фильм о Соколове «Я был поэтом на земле. Владимир Соколов» ( 2008) был показан на телеканале «Культура» на следующий день после 80-летия со дня рождения поэта.
Светлая память.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ЗОЮ БОГУСЛАВСКУЮ!
16 апреля Зое Борисовне Богуславской исполнилось 99 лет. Зоя Борисовна, Вице-Президент Русского ПЕН-центра, - прозаик, эссеист, драматург, автор крупных культурных проектов в России и за рубежом, директор Благотворительного фонда имени Андрея Вознесенского. От всей души поздравляем Зою Борисовну и желаем ей доброго здоровья и не иссякающей творческой энергии!
Дебютом Зои Богуславской в литературе стала повесть "И завтра" (1967), сразу же переведенная в ряде стран. Широко известен цикл эссе "Невымышленные рассказы" о встречах с самыми разными выдающимися деятелями российской, европейской и американской культуры. В последние годы опубликованы повести "Близкие", "Окнами на юг", по мнению критики, быть может, первые художественные произведения об истинно новых русских; эссе "Время Любимова и Высоцкий", "Лайза и Барышников, Миша и Минелли", вызвавшие широкий отклик критики. Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга "Американки" и в переиздании "Американки плюс", ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года. В 1998 году был издан 2-томник Зои Богуславской "Зазеркалье", куда вошли основные ее произведения.
По проекту З.Б.Богуславской в 1992 г. была учреждена первая в России Независимая премия "Триумф" во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры. Премия «Триумф» вручалась по 2010 г., а в 2011 г. (в годовщину смерти А.А.Вознесенского) был основан Фонд имени Андрея Вознесенского, учредивший в 2013 г. премию «Парабола».
Яркий интерес к людям, любовь к искусству, подвижничество стали стимулом приверженности З.Богуславской многим выдающимся талантам в России и за рубежом. Она - признанный авторитет и эксперт в области кино, театра и литературы, неизменно следя за художественными достижениями многих современников, умеет распознать в современном процессе все новое и яркое.
КЛУБНЫЙ ДЕНЬ В ПЕНЕ
16-го апреля, на Пасху, в нашей штаб-квартире на Неглинной состоялась традиционная встреча ПЕНовцев - кулич и крашеные яйца, конечно, украшали стол. Собравшиеся обсудили текущие вопросы и планы на будущее.Зинаида Варлыгина предложила встречаться не только по праздникам, но чаще организовывать литературные мероприятия, а также поделилась собственным опытом удачных поисков спонсорской помощи для ПЕНа. Президент Русского ПЕН-центра Владимир Сергиенко предложил несколько проектов нашей деятельности, в частности, учреждение премии имени Андрея Битова, а также альманаха, в котором номинанты будут публиковать свои произведения. Марина Тарасова презентовала президенту свою недавно вышедшую книгу «Долгая жизнь камикадзе». Очередное отчетно-выборное собрание планируется провести в конце мая – начале июня.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ АНАСТАСИИ ЦВЕТАЕВОЙ «БУКЕТ ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ»
12 апреля 2023 в московском Доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке состоялась очень интересная встреча-презентация: читателям была представлена книга очерковой прозы Анастасии Цветаевой, редактором и составителем которой выступил Станислав Айдинян, писатель, член Русского ПЕН-центра, на протяжении десяти лет работавший с Анастасией Ивановной в качестве её литературного секретаря. Вечер он вёл вдвоём с родной внучкой А. И. Цветаевой – Ольгой Андреевной Трухачёвой, очерком которой книга и открывается.
Выход в свет новой интересной книги – всегда яркое событие, а в этом случае оно ещё имеет и научное значение, поскольку многие тексты или опубликованы впервые, будучи восстановленными по авторизованным машинописям, или печатались ранее лишь в периодических изданиях, недоступных сейчас широкому читателю. Среди них – отзывы на книги, эссе о писателях и художниках. Пожалуй, особого внимания заслуживают биографическая повесть «Сказ о звонаре московском» (про колоколиста-виртуоза Константина Сараджева), главы из книги о Максиме Горьком и воспоминания о Борисе Пастернаке (кстати, несколько месяцев назад вышедшие отдельным изданием).
Представляя книгу собравшимся (а зал был полон!), Ольга Андреевна и Станислав Артурович не только рассказывали, какие очерки вошли в издание, какова была их судьба, но и делились своими воспоминаниями об Анастасии Ивановне Цветаевой. Случайных людей на вечере не было, все так или иначе связаны с Цветаевыми и их творчеством, – и поэтому складывалось ощущение некой семейственности, дружественности, общности задач, которые всех объединяют. Да и само место – дом, в котором расположена квартира Марины Цветаевой, так подробно и живо описанная в воспоминаниях её сестрой – давало какой-то энергетический заряд, наполнявший гармонией.
Рассказ о книге был богато иллюстрирован фотографиями из семейного архива семьи Цветаевых, а также дополнен выступлением чтицы Ирины Ктитаровой, исполнившей стихи обеих сестёр Цветаевых – Марины и Анастасии. В завершение вечера прозвучал романс в исполнении Вадима Козина, а после собравшиеся поздравили Станислава Айдиняна с юбилеем – презентация книги состоялась непосредственно накануне его 65-летия.
Хочется верить, что «Букет полевых цветов» будет прочтён не только профессиональными цветаеведами, но и всеми, кому небезразлична русская словесность, настоящее русское слово!
Зинаида Варлыгина
Фото: Татьяна Варлыгина
К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БОРИСА СТРУГАЦКОГО (15.04.1933—19.11.2012)
Прозаик и публицист, известнейший российский фантаст Борис Натанович Стругацкий был членом Русского ПЕН-центра с 1995 года. Приводим отрывки из статьи Андрея Щербака-Жукова «Думать – это не развлечение» о Борисе Стругацком, опубликованной в Литературной газете.
“В 1955 году окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета, получил специальность «звёздный астроном». Работал в Пулковской обсерватории. В конце 50-х годов начал писать в соавторстве с братом Аркадием Стругацким. Вскоре литературный дуэт «братья Стругацкие» приобрёл культовое значение. Несмотря на то, что формально писатели работали в рамках научной фантастики, их авторитет всегда выходил за пределы этого направления в литературе.”
“Совокупный тираж произведений братьев Стругацких, изданных в СССР и России, – порядка пятидесяти миллионов экземпляров. Кроме того, их книги выдержали более 620 изданий в 33 странах мира на 42 языках. В период застоя некоторые произведения Стругацких впервые выходили за рубежом в эмигрантских издательствах «Посев» и «Ардис». По сценариям, написанным писателями, поставлены кинофильмы: «Сталкер», «Дни затмения», «Чародеи», «Гадкие лебеди», «Обитаемый остров» и другие. Повесть «Трудно быть богом» экранизировалась дважды – немецким режиссёром Питером Фляйшманом и Алексеем Германом-старшим.”
“Так они и писали. Аркадий Натанович в избытке фонтанировал идеями, образами, сюжетами, а Борис Натанович, словно Роден, отсекал лишнее. Именно такое сочетание несочетаемого и позволило родиться такому уникальному дуэту. Ещё в начале своего совместного творческого пути участники тандема договорились, что есть писатель «братья Стругацкие», но нет писателей «Аркадий Стругацкий» и «Борис Стругацкий». Все сольные проекты подписывались псевдонимами.”
“После смерти в 1991 году брата и соавтора Борис Стругацкий три года молчал, точнее, писал в основном публицистику. Своё состояние он образно охарактеризовал так: «Представьте, много лет подряд вы с напарником пилите двуручной пилой огромное бревно; теперь напарник ушёл, вы остались в одиночестве, а бревно и пила никуда не делись, надо пилить дальше…»
И всё-таки в 1994 году под псевдонимом С. Витицкий вышел его роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Это сложное и многоплановое, в соответствии со сложным временем, мрачное произведение было неоднозначно принято читателями. В своём самостоятельном творчестве он в целом продолжил линию, которую вёл вместе с братом. Только несколько более отошёл от развлекательного момента, а для постановки всё тех же неразрешимых социальных и морально-нравственных вопросов воспользовался современным материалом. Это подтвердил и его второй сольный роман – «Бессильные мира сего».”
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ СТАНИСЛАВА АЙДИНЯНА!
Члену Русского ПЕН-центра, художественному критику, искусствоведу, поэту, прозаику, журналисту Станиславу Артуровичу Айдиняну 13 апреля исполняется 65 лет. От всей души поздравляем юбиляра и желаем новых творческих открытий во всех его художественных ипостасях!
Станислав Айдинян является членом многих творческих организаций: Союза российских писателей, Союза писателей-переводчиков, он заместитель председателя Южнорусского Союза Писателей, член Конгресса литераторов Украины.
В 1981 г. Айдинян окончил филологический факультет Ереванского государственного университета, четыре года обучался на курсах искусствоведения в Государственном институте русского и иностранных языков им. В. Я. Брюсова.
С 1984 по 1993 гг. Станислав Артурович был литературным редактором и секретарем А.И. Цветаевой. Он является редактором, составителем, автором вступительных статей к книгам Анастасии Цветаевой, научным сотрудником и членом ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых.
Айдинян - автор книг: «Малый жанр Агаси Айвазяна» (1988); «Константин Бальмонт: в ореоле памяти» (2005); художественной прозы — «Подслушанный Фауст» (1993) с послесловием Ю.В. Мамлеева; «Атлантический перстень» (1994) с предисловием А И Цветаевой; сборников стихов «Скалы» (1995), «С душой побыть наедине» (2002), «Химерион» (2003). «117 мыслей, афоризмов, вопросов и парадоксов» (2006).
ВЛАДИМИР АЛЕЙНИКОВ: НАДО ЖИТЬ И РАБОТАТЬ…
У Владимира Дмитриевича Алейникова, известного поэта, прозаика и переводчика, члена Русского ПЕН-центра с 1995 г., основателя группы СМОГ ("Смелость, Мысль, Образ, Глубина"), лауреата многих литературных премий, недавно вышло несколько новых книг, с чем мы его от всей души поздравляем!
"Только речь" Издательство: Т8, 2023 г. Новая книга прозы адресована читателям, интересующимся жизнью и творчеством ярких представителей отечественного андеграунда. Среди героев книги - и друзья автора, и люди старших поколений - Арсений Тарковский, Аркадий Штейнберг, Артур Фонвизин и другие.
"Вечное чудо открытья». Пальмира, 2023 г. В эту книгу вошли избранные стихи 1964-1978 годов, распространявшиеся в минувшую эпоху только в самиздате, но уже тогда высоко ценимые современниками, знатоками поэзии.
«Меж озарений и невзгод». 2023. Герои книги - друзья и соратники автора, художники-нонконформисты, писатели и поэты - Венедикт Ерофеев, Игорь Ворошилов, Сергей Довлатов и многие другие. "Меж озарений и невзгод" - проза поэта, свободная, ассоциативная, полифоническая, со всеми её особенностями, и в то же время это своеобразные воспоминания о былом.
«Самое Молодое Общество Гениев». Молодая гвардия 2022. Эта книга о былой непростой эпохе, о творческих людях, друзьях и соратниках по отечественному андегранду, одним из основных героев которого был сам автор — его так и называли Нестором русского андеграунда. Один литературовед написал, что эта фантасмагорическая проза стоит вровень с лучшими книгами Маркеса…
На вопрос журналиста Юрия Татаренко «Для чего литература – и для чего жизнь?» Владимир Алейников ответил:
– Литература – для постижения и продолжения жизни. Жизнь – для совершенствования и для возможного понимания этого небесного дара. Творчество для меня – панацея от невзгод и бед, от негатива былой эпохи и нынешнего времени, давнее, всегдашнее спасение, сохранение русской речи, а с нею – и жизни.
А на вопрос об его отношении к литературным премиям заметил:
– О нынешних литературных премиях есть у меня своё мнение. Оставлю его при себе. Некоторые премии я получал. О премии «Поэзия» – впервые слышу от вас. Всем известно, что я сроду не занимался саморекламой и никого не просил помочь мне с получением какой-то премии. Если вспомнят обо мне – хорошо. Не вспомнят – ну и не надо. На моё творчество вручение премий никак не влияет. Я живу, работаю – и всегда остаюсь самим собой.
Всё интервью можно прочитать здесь: