Новости

МАРИНА ТАРАСОВА: ПОРТРЕТ НА ФОНЕ КЛАССИКА

02-27-2020 просмотры 86

Битов. Портрет поздней империи

Немногим больше года назад не стало выдающегося русского писателя Андрея Битова. Битов говорил:  писатель пишет не словами, а смыслами. Его интеллектуальная проза не рассчитана на массового читателя, она элитарна, это квинтэссенция жизни.  Герой Битова – Человек в пейзаже; уже сейчас, пренебрегая интервалом времени, в смысле оценок, его называют классиком и великим, такое место в литературе заслужить нелегко. К годовщине приурочен выход сборника воспоминаний «Портрет поздней империи», где говорят о Битове его современники, писатели, люди искусства, многие  знали Андрея Георгиевича с молодых лет. Несомненная заслуга Евгения Чигрина как составителя книги  в том, что он собрал под одной крышей близких и не очень близких А.Битову людей, в их высказываниях воссоздан неповторимый образ эпохи.

Краткость, как известно, сестра таланта, и в своем маленьком эссе Виктор Ерофеев справедливо называет Битова звездой современной литературы, большой звездой, может быть, самым умным человеком, писателем, говорит о его бесстрашном участии (на гребне славы) в подпольном альманахе «Метрополь».

В ёмком эссе «Своя воля» Дмитрий Быков пишет, что Битов трудно определим. Как мне представляется, постмодернизм, а этот ярлык, кажется, навеки пристал к Битову – явление литературное, а не философское, между тем, Андрей Битов парадоксальный, неожиданный философ. Так, прочитав «Человек в пейзаже», начинаешь думать, может, это двойник повествователя, его другая ипостась? По яркости  и подробности отображения  его родного Петербурга Битов сравним с Достоевским. Валерий Попов недаром пишет, что  «его герои, страдающие петербуржцы имели мощного автора – покровителя, сделавшего их главными героями эпохи Битова, в которую обязаны были вписаться все, кто хотел или даже не хотел». А как формировался Андрей Битов, прозаик,  как даровано было ему, еще молодому, писать новыми смыслами, а не словами, в уже раннем рассказе «Пенелопа», всем  запомнившемся? В «Портрете поздней империи»  много прекрасных фотографий  молодых и зрелых лет, фотоматериалов, запечатлевших его друзей, пристрастия, чем увлекался Андрей Битов. В Питере он был причастен ко всему, даже к  фигурке Чижика-пыжика  на Фонтанке.

 Стойкость  перед надвинувшейся болезнью, любовь и желание Битова прибавить «бесконечность к бесконечности» отмечает в своих воспоминаниях его давний друг, друг молодости Александр Кушнер. О мучительной достоверности чувств, об  экзистенциальном осмыслении любви в прозе молодого Битова пишет Анатолий Макаров. Битов обрел духовное взросление, свои смыслы достаточно рано, свою неповторимую интонацию, как представляется, именно благодаря ей он смог создать неповторимые «Уроки Армении», повесть «Птицы».

О поэтике зрелого Битова остро, убедительно   пишет Соломон Волков.  О его «масках», трагических чертах. А ведь все начиналось с блокадного детства, когда, как цитирует Волков,  четырехлетний  мальчик Андрей ходил вокруг пайки хлеба, зная, что сможет прикоснуться к ней только в полдень.

 О подвижничестве Андрея Георгиевича, о его работе  Президентом ПЕН-центра говорит его коллега Екатерина Турчанинова. Эта книга – «Портрет поздней империи» - не мозаика, пытающаяся воссоздать целое, она подобна заповеднику, саду,  где растет удивительное дерево по имени Андрей Битов. О его неистребимой любви к жизни, внутренней свободе, огромной человеческой самобытности пишет  поэт Виктор Куллэ. Поэтический раздел книги многообразен, как и его авторы с их посвящениями Битову. Вспоминается стихотворение Беллы Ахмадулиной, датированное 1990 годом «Одевание ребенка». Человеческое дитя… с него всё начинается в жизни, его самоценность непреходяща.  В стихотворении лауреата Пушкинской премии Олега Хлебникова впечатляют строки о Петербурге: «Все равно я люблю эти плоские парки и скверы./ Здесь я должен был жить и любить, и - уже никогда./ И от этой такой ни на чем не основанной веры/ сладко- больно в душе. И причем тут они, города?»  А вот строки молодого Глеба Горбовского  1969 года, посвященные тоже тогда молодому Битову: «Будет пламенной идея под названием «Тщета»./ Вот опомнюсь и затею –/ настрочу томов полста./  Сам себе куплю в подарок/  домик с бабушкой в окне./ А остатки гонорара/ не пропью – снесу жене».

 В последний раз я подробно общалась с Андреем Георгиевичем на Днях литературы в  Калининграде. Мы побывали в Заповеднике на Куршской косе, где строгие дюны обрамляют благородную синеву залива. Погруженный в себя, даже сумрачный Андрей расцвел, налились румянцем щеки, засветились глаза. Еще бы! Здесь он горячо любим всеми сотрудниками заповедника, где задуман, а потом написан его шедевр - повесть «Птицы», анализирующая философию полета, уникальную, ни на кого не похожую  психологию пернатых. Да, да, личность птиц.

 В заключение этих заметок мне хочется снова обратить внимание, поблагодарить Евгения Чигрина за то, что он собрал сборник. Это кропотливая, но благодарная работа, настоящий подарок читателям. Они поймут, каким человеком был классик литературы; те, кто был мало знаком с его творчеством, особенно молодежь, обратятся к нему.  Колоритны и воспоминания самого поэта, долго жившего на Дальнем Востоке. Чигрин ставит  Битова в один ряд с Достоевским, Платоновым, Мандельштамом, что означает открывать для себя заново литературу.


ЕЛЕНА КАЦЮБА: «ПОЭЗИЯ БОЛЬШЕ СМЫСЛА»

02-25-2020 просмотры 84

Кацюба2

15.02.20 не стало Елены Александровны Кацюбы. В 2018 году она была гостьей  Боголюбовской литературной гостиной. Беседу с ней провёл главный редактор Интернет-канала Библио TV Владимир Семёнов, рассказавший об этой встрече: «Не хочется верить, что умерла Елена Кацюба - такая всегда жизнерадостная, приветливая, тонко-интеллигентная. Оказывается, когда мы с ней писали эту беседу, она уже тяжело болела, но была наполнена добрым юмором и была какая-то загадочная, как и её стихи - немного волшебные и таинственные.»

Разговор шел о самых разных вещах, которые волнуют поэта: о значении слова и об анаграмме, о рифме и смысле поэзии, о душе и еще о многом другом. Елена Александровна  доказывала, что мир состоит из случайностей и произвольностей, что в мире много ошибок и сбоев, но творчество даёт возможность найти порядок в хаосе.

https://www.youtube.com/watch?v=FE3SxstXu24


ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ КАЦЮБЫ (24.01.1946—15.02.2020)

02-16-2020 просмотры 100

Кацюба

На 75-м году жизни после тяжелой болезни скончалась Елена Александровна Кацюба (Кедрова), выдающаяся поэтесса, одна из основательниц ДООСа, член Русского ПЕН-центра с 2002 г. Приносим наши глубочайшие соболезнования супругу Константину Александровичу Кедрову. Светлая память.

Елена Кацюба окончила отделение журналистики Казанского университета. По инициативе Юнны Мориц и Андрея Вознесенского Елена Александровна была принята в Союз писателей с рекомендацией Генриха Сапгира на первом общем собрании союза после распада СССР. С 1998 по 2003 она была телевизионным обозревателем в газете «Новые известия», с 2003 по март 2005 вела  еженедельную колонку «Книжная полка» в газете «Русский курьер», была ответственным секретарем «Журнала ПОэтов» и арт-дизайнер почти всех выпусков.

Творческая биография Елены Кацюбы богата и на редкость разнообразна. Она была востребованным поэтом, принимала участие во многих поэтических фестивалях  и становилась лауреатом литературных конкурсов. В середине 80-х она создает анаграммно-палиндромную поэму «Свалка». Её стих отличают изысканная пластика, лиричность, философичность, ирония и самоирония. Красноречивы сами названия: «Лад ладони», «Вересковый ветер», «Дао дома». Ей свойственна афористичность. Название самого полного собрания стихов точно передает смысл её поэзии «Игр рай». Её стихи входят в антологии «Строфы века», «Самиздат века»; «ДЕПО», «Русские поэты сегодня» и La nouvelle poésie russe (с переводами на французский), «Диапазон» (русско-немецкая), «Музы: Москва — Пекин» (китайская), «Зевгма», «Року укор» и др. Вышел также аудиодиск «Азбука» (стихи в исполнении автора.) Поэтесса называет своё направление «лингвистическим реализмом». Это когда в стихе все диктует само слово. Если вначале было Слово, то все слова произошли именно от него различными способами. Все эти приемы отражены в супер-поэме «Свалка» (1985 г). Также Е. Кацюба первой применила в поэзии способ творения из одного слова других слов путём поочередной замены одной буквы, назвав это действо «стихийной мутацией». Так мрак превращается в свет, небо в море, слон в муху. В 1999 г. выходит «Первый палиндромический словарь», в 2002 «Новый палиндромический словарь» и сайт «Палиндронавтика» (термин К. Кедрова) с палиндромами, палиндрамами и статьями по философии палиндрома (К. КедровА. БубновС. БирюковВ. РабиновичА. ПарщиковА. Кессельман, Л. Блинов). Андрей Вознесенский назвал эти книги «поэтическим итогом XX-го и XIX столетий» (цифры-палиндромы). А еще он так сказал о ее поэзии: «Если бы Хлебников жил сегодня, он писал бы как Елена Кацюба».


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ НИКОЛАЯ АНАСТАСЬЕВА!

02-12-2020 просмотры 122

Анастасьев

Известному литературоведу, члену Русского ПЕН-центра Николаю Аркадьевичу Анастасьеву исполнилось 80 лет. От всей души поздравляем юбиляра и желаем здоровья и неиссякаемого вдохновения!

Николай Аркадьевич окончил филологический факультет МГУ (1962), на протяжении многих лет преподавал там же (с 1990 г. профессор). Доктор филологических наук (1982). Специалист по американской литературе XX века, в том числе по творчеству Уильяма ФолкнераЭрнеста ХемингуэяАртура Миллера. Опубликовал также книги о казахских писателях Абае КунанбаевеМухтаре Ауэзове (в серии «Жизнь замечательных людей») и Абдижамиле Нурпеисове.

Работал в журнале «Вопросы литературы» (1967—1988), затем «Иностранная литература» (с 1988 г.). Публиковал статьи в журналах «Литературное обозрение», «Новый мир»«Знамя»«Дружба народов» и т. д. Лауреат премии журнала «Литературное обозрение» (1984).


«ПОРТРЕТ ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ. АНДРЕЙ БИТОВ»

02-07-2020 просмотры 104

Богуславская

5 февраля в Доме русского зарубежья имени А.И.Солженицына состоялась презентация сборника воспоминаний об Андрее Георгиевиче Битове «Портрет поздней империи. Андрей Битов». Автор-составитель: Евгений Чигрин; предисловие Валерия Попова. – М.: Издательство АСТ, 2020.

В презентации приняли участие многие авторы сборника, провел вечер Евгений Чигрин. Вадим Абдрашитов напомнил о взаимоотношении Битова и кино: фильм «В четверг и больше никогда» был снят по его сценарию, а в ленте «Чужая Белая и Рябой» Битов выступил в роли актера. Много новых штрихов к портрету классика добавил давний друг Битова Юрий Рост, автор великолепной коллекции его фотопортретов. Зоя Богуславская рассказала о дружбе с Битовым – своей и Андрея Вознесенского.

Александр Жуков рассказал, как они вместе с Битовым придумали Новую Пушкинскую премию. Директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев, где каждый год 26 мая вручалась Новая Пушкинская премия, выступил с предложениями по увековечению памяти Битова.

Константин Затулин представил посла Армении в РФ Вардана Тоганяна, рассказавшего, что в Армении и стар, и млад знает, кто такой Битов и читал «Уроки Армении».

Глеб Шульпяков рассказал, как был звонарем после отпевания Андрея Георгиевича, прочел стихотворение, посвященное Битову и вошедшее в сборник. Ирина Роднянская предложила выпустить книгу о Битове в серии “Pro et contra”.

Спасибо Евгению Чигрину за прекрасную книгу памяти и хорошо организованный вечер.

Фото Елены КраснощековойПрезидиум на фоне обложки


ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА» ОБЪЯВИЛА ОБ ОТКРЫТИИ 18-го СЕЗОНА

02-02-2020 просмотры 105

Ясная поляна. Жюри

«Ясная Поляна» - литературная премия, которая отмечает выдающиеся художественные произведения в двух основных номинациях: «Современная русская проза» и «Иностранная литература», а также выбирает значительное событие в российской литературной жизни. Призовой фонд премии «Ясная Поляна» в 2020 году составляет 6,7 миллионов рублей. Это крупнейшая литературная премия России.

«Современная русская проза» главная номинация премии. Она отмечает выдающиеся тексты, которые важно прочитать именно сейчас, так как они определяют круг литературных тенденций сегодняшнего дня. Номинаторами могут выступить издательства, «толстые» литературные журналы, писательские союзы, лауреаты премии прошлых лет. Номинировать можно книгу, изданную после 2015 года. Приём заявок на номинацию «Современная русская проза» начинается с 22 января до 31 марта 2020 года.

Номинация «Иностранная литература» награждает зарубежные книги XXI века и их перевод на русский язык. Длинный список этой номинации формируется экспертами: литературными критиками, переводчиками и издателями. В 2020 году жюри выберет лауреата в номинации «Иностранная литература» в шестой раз. Длинный список в номинации «Иностранная литература» будет объявлен 3 марта 2020.

Номинация «Событие» появилась в 2017-м году. Она отмечает значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в литературной жизни (фестиваль, театральную постановку, документальную литературу, материал в СМИ). Решение в номинации «Событие» принимает жюри – любой желающий может написать на почту премии (yppremia@yandex.ru) и рекомендовать событие для рассмотрения.

Жюри премии:

  • Басинский Павел Валерьевич, писатель, литературный критик;
  • Варламов Алексей Николаевич, писатель, исследователь русской литературы ХХ века, ректор Литературного института;
  • Водолазкин Евгений Германович, писатель, доктор филологических наук, лауреат литературной премии «Ясная Поляна»;
  • Курбатов Валентин Яковлевич, писатель, литературный критик;
  • Отрошенко Владислав Олегович, писатель, лауреат литературной премии «Ясная Поляна»;
  • Толстой Владимир Ильич, председатель жюри, советник президента РФ по культуре и искусству.

 

Более подробная информация доступна на сайте премии www.yppremia.ru.


КОНЦЕРТЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА АЛЕКСАНДРА ГОРОДНИЦКОГО ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2020

01-23-2020 просмотры 135

Городницкий 29.02.16

МОСКВА

27 января/20:00

Творческая встреча «Глобальное потепление».

Бард-клуб «Гнездо глухаря». М., Цветной бульвар, 30. Малый зал.

 

28 января/20:00

Концерт «Перекаты». Бард-клуб «Гнездо глухаря». М., Цветной бульвар, 30. Большой зал.

25 февраля/20:00

Концерт «Только любовь остается». Бард-клуб «Гнездо глухаря». М., Цветной бульвар, 30. Большой зал.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

31  января/15:00

Встреча с Александром Городницким, посвященная годовщине снятия блокады. Актовый зал Александровского лицея. СПб, Каменноостровский пр., 21.

ВХОД СВОБОДНЫЙ.

 

1 февраля/18:30

Творческая встреча, посвященная годовщине снятия блокады.

Библиотека Кировских островов. СПб, Кемская ул., 8/3. Метро «Крестовский остров».

ВХОД СВОБОДНЫЙ.

 

О концертах в рамках Зимнего Грушинского фестиваля в феврале 2020 в Самаре и Тольятти сообщим дополнительно.  ("Официальная группа Александра Городницкого на Facebook", администратор Зинаида Варлыгина).Городницкий афиша


ОБЪЯВЛЕНЫ ЛАУРЕАТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ ФЕДОРА АБРАМОВА «ЧИСТАЯ КНИГА»

01-20-2020 просмотры 539

Абрамов Ф.

Экспертный совет во главе с Сергеем Шаргуновым присудил награды в номинации "Современная проза" Владимиру Личутину за роман "В ожидании Бога" и Дмитрию Новикову за роман "Голомяное пламя".

Новый роман уроженца Поморья Владимира Личутина "В ожидании Бога" рассказывает об исканиях художников и писателей, болеющих за судьбу страны, с 1970-х годов до прихода нового века.

Действие романа живущего в Карелии Дмитрия Новикова "Голомяное пламя" разворачивается на берегах Белого моря, на фоне суровой и прекрасной северной природы, которая оттеняет драму человека и трагедию целого народа.

В номинации "Литературная критика" победителем признан северодвинец Андрей Рудалев, автор книги "Четыре выстрела: писатели нового тысячелетия". Ее героями стали Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Роман Сенчин и Герман Садулаев.

За победу боролись более ста писателей со всех уголков России - как признанные мастера слова, так и начинающие авторы. Церемония награждения лауреатов пройдет 27 февраля в Архангельске, на торжественном вечере, посвященном 100-летию Федора Абрамова.

От всей души поздравляем лауреатов премии «Чистая книга» - членов ПЕН-центра Дмитрия Новикова и Андрея Рудалева!


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА

01-17-2020 просмотры 97

Безымянный

ПЕРВОЕ ПУБЛИЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ЧЛЕНОВ РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА. 1993г.    Предлагаем вашему вниманию запись беседы двенадцати наших выдающихся членов на тему «Власть и писатель». Увы, девяти из них уже нет с нами: Андрей Битов, Олег Волков, Аркадий Ваксберг, Белла Ахмадулина, Юрий Мамлеев, Юрий Давыдов, Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Вячеслав Пьецух. К счастью, в добром здравии, хотя и вне стен  исторического ПЕНа пребывают Лев Тимофеев, Наталья Иванова и Юрий Рост, комментировавший действо.