Новости

«ВОЛЬНОЕ СЛОВО» № 6-7 (13) / 2021

09-06-2021 просмотры 171

Вольное слово 6_7

После небольшого перерыва на летние каникулы вышел новый номер первого российского литературного видеожурнала «Вольное слово», на этот раз – сдвоенный, №6-7 (13) / 2021. Вас ждёт трёхчасовое погружение в мир современной поэзии, прозы, фотографии, публицистики и литературоведения.

Открывает выпуск страница главного редактора журнала Зинаиды Варлыгиной. Вы услышите в авторском прочтении рассказ «Голубой лоскут», вошедший в книгу «Поколение нулевых».

Затем вы отправитесь в виртуальное путешествие в Кронштадт – на авторской фотостранице художественного редактора журнала Татьяны Варлыгиной вы увидите Главный Морской собор России – Никольский собор Кронштадта, а также наиболее знаковые места Якорной площади.

Морскую тему продолжает Светлана Самченко – вы услышите её стихи.

О новостях Русского ПЕН-центра и столетии PEN International, отмечающемся в этом году, рассказывает Екатерина Турчанинова, заместитель директора Русского ПЕН-центра.

В рубрике «Из фондов Литературного музея» вас ждёт вторая, заключительная часть экскурсии по выставке «Фазиль Искандер. Человек и его окрестности». Экскурсию ведёт хранитель Музея истории литературы им. В. И. Даля Александр Рассанов.

В рубрике «Фестивальный сезон» представлены стихи и проза лауреатов, дипломантов и финалистов учреждённой журналом «Вольное слово» номинации «Звучащее слово» литературного конкурса фестиваля «Господин ветер». Авторы – очень разные: и по стилю, и по возрасту, и по затрагиваемым в своём творчестве темам, они живут в разных городах, но объединяет их одно – это наши современники, участники современного литературного процесса.

Выпуск доступен на официальных страницах журнала в социальных сетях:

ВКонтакте - https://vk.com/volnoe_slovo

YouTube - https://www.youtube.com/watch?v=v9W-AgZdikQ

Приятного просмотра!

--------------------------------

Первый российский литературный видеожурнал «Вольное слово» был основан 13 июня 2020 года в Костроме. Все выпуски доступны бесплатно на официальных страницах журнала ВКонтакте и YouTube.

Главный редактор – Зинаида Варлыгина.

Художественный редактор – Татьяна Варлыгина.

Электронная почта редакции: volnoe-slovo@yandex.ru


К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЯКОВА КОСТЮКОВСКОГО

08-23-2021 просмотры 120

Костюковский

Яков Аронович Костюковский (23.08.1921—11.04.2011), поэт, драматург и сценарист, писатель-сатирик, журналист, военный корреспондент, был членом Русского ПЕН-центра с 2002 года. Якова Ароновича, жизнерадостного, остроумного и очень доброго человека, мы все очень любили и храним светлую память о нём. Широкой публике он был известен прежде всего как один из авторов (в соавторстве с поэтом и сатириком Морисом Слободским) сценариев к знаменитым комедиям Леонида Гайдая: "Операция Ы" и другие приключения Шурика" (1965), "Кавказская пленница" (1967), "Бриллиантовая рука" (1969).

В 1939 году, окончив в Харькове с золотой медалью школу, Яков уехал в Москву, где в том же году поступил на филфак ИФЛИ, однако доучиться не смог ‑ началась Великая Отечественная война. Он был фронтовым корреспондентом, выезжал на передовую, попадал под бомбежки, был контужен. Костюковский участвовал в битве за Москву, был награжден медалью "За оборону Москвы". Параллельно работал ответственным секретарем военно‑молодежного журнала "Смена ", затем его отправили в армию ответственным секретарем в дивизионную газету "За Отечество!". После войны старшина Яков Костюковский пришел в редакцию газеты "Московский комсомолец", где заведовал отделом культуры, затем стал ответственным секретарем.

С 1945 года публиковал в журналах "Крокодил", "Перец" свои сатирические рассказы и фельетоны. В соавторстве с Владленом Бахновым писал фельетоны, сатирические стихи, пьесы, сценарии. Они были авторами пьес "Случайные встречи" (1955), "Сплошные неприятности" (1956), поставленных в театрах, книг  "Можете жаловаться" (1951), "Занимайте ваши места" (1954), "Книга без басен" (1960).

Дуэт Костюковского и Бахнова просуществовал до 1963 года. Их последняя совместная работа – сценарий к кинофильму режиссера Вениамина Дормана "Штрафной удар" (1963).

С 1963 года Костюковский работал в соавторстве с поэтом и сатириком Морисом Слободским, с которым, помимо сценариев к комедиям Гайдая, написал программу для Московского мюзик‑холла "Сто дней в Париже".

Якову Костюковскому принадлежат сценарии к фильмам "Ехали мы, ехали" (1962), "Напарник" (1965), "Наваждение" (1965), "Неисправимый лгун" (1973), "Новые большие неприятности" (1973), "С бору по сосенке" (1974), "Ни пуха ни пера" (1975), "Соло для слона с оркестром" (1975), "Комедия давно минувших дней" (1981), "Хорошо сидим" (1986). Он ‑ автор книги сатирических стихов "Мужской разговор" (1965), сборника комедийных киносценариев "Жить хорошо. А хорошо жить – еще лучше" (1998).

Его пьесы ставились в театрах России, Украины и других стран.

Яков Костюковский был членом Союза писателей СССР с 1952 года, входил в секретариат Союза писателей Москвы. В 1989 году он был одним из создателей и сопредседателей Ассоциации независимых писателей "Апрель", отпочковавшейся от Союза писателей СССР. В 1993 году подписал "Письмо 42‑х", в 2010‑м году ‑ письмо против размещения в Москве плакатов со Сталиным.

Яков Костюковский был награжден орденом Почета (2001), премией «Венец» (2005), в 2007 году был отмечен орденом "Миротворец" I степени Всемирного благотворительного альянса "Миротворец".


ВСЁ МИРОВОЕ ПЕН-СООБЩЕСТВО СОЛИДАРНО С ЛИКВИДИРОВАННЫМ БЕЛОРУССКИМ ПЕН-ЦЕНТРОМ

08-10-2021 просмотры 168

9 августа Верховный суд Беларуси постановил закрыть Белорусский ПЕН-центр. Международный ПЕН выступил с заявлением «БЕЛАРУСЬ: ВЛАСТИ РАСПУСТИЛИ БЕЛОРУССКИЙ ПЕН-ЦЕНТР». Отвечая на эту новость, президент Международного ПЕНа Дженнифер Клемент сказала:
«ПЕН-сообщество решительно осуждает закрытие Белорусского ПЕН-центра. То, что белорусские власти решили закрыть центр в годовщину спорных президентских выборов в стране в прошлом году, является трагическим напоминанием о бесчисленных нарушениях, с которыми столкнулся храбрый народ Беларуси в последние месяцы. ПЕН-сообщество поддерживает Белорусский ПЕН-центр и всех людей в Беларуси, которые продолжают неустанно бороться за свои права. Мы призываем белорусские власти немедленно отменить роспуск Белорусского ПЕН-центра и срочно отстоять права на свободу выражения мнений, на объединения и мирные собрания.»

С июля 2021 года белорусские власти усилили свою безжалостную атаку на независимые СМИ и гражданское общество, задерживая десятки журналистов и закрывая более 100 правозащитных организаций, включая Белорусский ПЕН-центр.  В заявлении, опубликованном 10 августа 2021 года, Белорусский ПЕН-центр сказал, что «гордится своей работой, своими друзьями, партнерами и волонтерами».

Международный ПЕН призывает белорусские власти срочно положить конец репрессиям. Все задержанные за мирное выражение своих взглядов должны быть немедленно и безоговорочно освобождены. Преследование независимых СМИ и гражданского общества должно быть остановлено, а произвольный роспуск НПО, в том числе Белорусского ПЕН-центра, должен быть прекращен.

Удар по писательскому независимому сообществу, объединенному Белорусским ПЕНом, вызывает сильную обеспокоенность. Политическая позиция главы Белорусского ПЕН-центра Светланы Алексиевич - не повод коллективно наказывать писательское объединение. Независимость писателей является важным фактором здорового современного общества. Мы полностью солидарны... Готовы оказать коллегам юридическую консультативную помощь.

https://pen-international.org/news/belarus-authorities-dissolve-the-belarusian-pen-centre


ПАМЯТИ ЯСЕНА ЗАСУРСКОГО (29.10.1929—1.08.2021)

08-02-2021 просмотры 186

Засурский

На 92-м году жизни скончался Ясен Николаевич Засурский,  член Русского ПЕН-центра с 2008 г., литературовед, доктор филологических наук (1967), профессор (1968), декан факультета журналистики МГУ с 1965 по 2007 год, затем президент факультета журналистики МГУ, заслуженный журналист РФ (2018).

Ясен Засурский окончил школу экстерном и в 1944 году в возрасте 14 лет поступил на английский факультет Института иностранных языков им. М.Тореза. Окончил его в 1948 году. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию «Путь Теодора Драйзера к коммунизму». В 1951—1953 годах работал научным редактором в Издательстве иностранной литературы. С 1953 начал работать на незадолго до этого созданном факультете журналистики МГУ. С 1955 года — заведующий кафедрой зарубежной журналистики и литературы.

Ясен Засурский – автор большого количества научных работ и следующих книг: Творчество Уолта Уитмэна (1955);  Техника дезинформации и обмана (1978); Теодор Драйзер (1964, 1977); Американская литература ХХ века (1966, 1984); Журналистика в политической структуре общества (1975); Искушение свободой. Российская журналистика: 1990—2004 (2004).

В 2004 году издательство «Журналист» выпустило книгу «Человек-факультет» о Ясене Засурском.

За свою долгую и плодотворную деятельность Ясен Засурский был не раз отмечен высокими наградами:


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ОЛЬГУ ИЛЬНИЦКУЮ!

07-31-2021 просмотры 138

Собрание

31 июля отмечает круглую дату Ольга Сергеевна Ильницкая - поэт, прозаик, журналист и историк, вступившая в Русский ПЕН-центр в апреле 2007 г. по личному приглашению Александра Ткаченко. Ольга Ильницкая - член Союза писателей Москвы, Южнорусского Союза писателей, Национального Союза журналистов Украины, Конгресса литераторов Украины и Союза  писателей ХХI века, Зав. отделом прозы литературно-художественного журнала «Южное Сияние».

Ольга Ильницкая окончила исторический факультет Одесского государственного университета И.И. Мечникова. В советское время публиковалась в самиздате Подмосковья и Ленинграда. Первая публикация в Одессе состоялась в коллективном поэтическом альманахе «Вольный город» (1991). В 1995 году были изданы книги прозы «Откуда мы уходим» и стихов «Сквозное жильё» под общей обложкой с объединяющим названием «Жизнь тому вперёд». Ильницкая - автор книг «Дебют на прощанье» (2002), «Семь встреч с Богом» (2004), «Божий человек. Книга про все хорошее» (2007), «Идёт по улице война» (2014), «Сгущение жизни – моё ремесло» (2020) и др.

Переведена Элизабет Шарп на английский язык и вышла в серии «New prose from Ukraine», Alterpress publishers, Kiev, 2000. Произведения Ильницкой опубликованы в антологиях «Солнечное сплетение» (2010), «Русский стих Украины. Век XXI. Начало» (2019), в периодике России, Венгрии, Германии, Израиля, США, Франции, Украины, в частности в журналах «Арион», «Артикль» (Тель-Авив), «Белый ворон», «Гостиная» (Филадельфия), «Знамя», «Кольцо А», «Крещатик», «Ликбез», «Литературный Иерусалим», «Нева», «Окно», «Октябрь», «Юность», «Черновик» (Нью-Йорк), в альманахах «Дерибасовская-Ришельевская» (Одесса), «Золотое руно», «Меценат и Мир», «Соты» (Киев) и т. д.

Приведём несколько отзывов коллег о творчестве Ольги Ильницкой:

«Когда я думаю о том, что ты пишешь, вспоминаю строку одного из самых ранних твоих стихотворений: „У меня нет таких слов, чтобы были не о любви“. Точное предсказание. Это твоё главное». Андрей Курков, Президент Украинского ПЕН-центра. Киев.

«Спасибо Вам за Ваши стихи. Они хороши. Я услышал, что вам плохо. Вы обуреваемы страстями, верой и нетерпением что-то делать и играть с огнём. Я боюсь любого действия, любого „дела“, тем более связанного со страстями. Именно страсти больше всего мешают услышать Бога. Я с радостью отдал бы какую-то часть жизни, если бы кто-то научил меня, как помочь Вам… Постарайтесь быть счастливой». Борис Чичибабин. Харьков.

«Ольга Ильницкая безусловно обладает даром „сгущения жизни“. Вероятно, это дар поэтический. Её проза — это преображённая поэзия. Такие преображения необходимы, ибо подключаются иные энергии».  Сергей Бирюков. «Русская мысль», 2002 г.


БОРИС БАРТФЕЛЬД: МУЗЕЙ ДОНЕЛАЙТИСА ВОЗВРАЩАЕТСЯ

07-14-2021 просмотры 220

В Калининградской области, в  посёлке Чистые Пруды под Нестеровом после двухлетней реконструкции открывается музей классика литовской литературы Кристионаса Донелайтиса, куда входят восстановленная из руин кирха середины XVIII века и дом пастора. Музей был открыт в 1979 году, нынешняя реконструкция - совместный проект по приграничному сотрудничеству с Литвой. Член Русского ПЕН-центра Борис Бартфельд прокомментировал завершение реконструкции: «Для современных поэтов это, безусловно, место творческого вдохновения. Мы очень рады, что изменения происходят в лучшую сторону.»

В 1743 году в деревню Тольминкемис приехал пастор по имени Кристионас Донелайтис, который позже войдёт в историю как основоположник литовской литературы. Он служил здесь 36 лет — вплоть до своей смерти — и был похоронен под сводами местной кирхи. Эта лютеранская церковь осталась не тронутой войной, её разрушило время, и всё же в 1970-е годы кирху восстановили. Там открыли мемориальный музей Донелайтиса. Уже после распада Советского Союза, в 1998 году, Каунасское реставрационное управление отремонтировало и дом пастора, где Донелайтис написал знаменитую поэму «Времена года». Сегодня оба здания входят в состав Историко-художественного музея.

В посёлке Чистые Пруды до сих пор нет газа, поэтому в кирхе и доме пастора решили сделать геотермальное отопление. Здесь оборудовали систему тёплого пола и обещают, что здания прогреются даже в самое холодное время года, а экспонаты внутри них больше не будут отсыревать. Строительные работы проходили под надзором региональной Службы охраны памятников. Оригинальную черепицу сохранить не удалось, вместо неё положили новую керамическую. Двери и окна тоже заменили — от прежних уцелела только фурнитура. Впрочем, ей нашли место на новых (будете в доме пастора, приглядитесь к дверным ручкам и всем металлическим элементам на окнах).

Ещё в доковидное время музей успел провести пленэр в Чистых Прудах для калининградских и литовских художников. Пейзажи с кирхой, построенной под личным руководством Кристионаса Донелайтиса, домиком пастора, деревенским колодцем и гнездами аистов на опорах линий электропередач (в Чистых Прудах ну очень много аистиных гнёзд) стали частью экспозиции обновлённого музея. Под витринами в доме пастора разместили бытовые предметы донелайтисковских времён: расписную керамику, гребни, пряжки, печные изразцы, замки, ключи, пуговицы.дОНЕЛАЙТИС. Бартфельд с поэтамиДонелайтис. КирхаДонелайтис. МузейДонелайтис. Бартфельд Б.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ АНДРЕЯ БИТОВА НА ФЕСТИВАЛЕ «КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ»

07-05-2021 просмотры 237

В ожидании осени

С 17 по 20 июня в Москве прошёл 7-й Книжный фестиваль "Красная площадь" – грандиозный литературный праздник, куда съехались издатели из 40 регионов.

В рамках фестиваля состоялась презентация новой и последней написанной Андреем Битовым книги «В ожидании осени» (Эксмо, 2021), посвященной творчеству Пушкина. Ася Гусева, режиссер и сценарист, литературный агент Битова и составитель книги, рассказала гостям ярмарки о своих впечатлениях от произведения и от работы с Андреем Георгиевичем. Она отметила, что у Битова был особый взгляд на творчество Пушкина, и «В ожидании осени» – ещё одна попытка проанализировать жизненный путь великого поэта. Сама книга посвящена Болдино – по мнению писателя, именно там происходили «творческие прорывы» Александра Сергеевича. Ася Гусева также рассказала, что в её планах – расшифровка тетрадей Битова, из которых, возможно, родится новое произведение...

Как сказано в аннотации к книге, «Битов анализирует Пушкинские тексты с точки зрения его стремления выполнить свою творческую миссию. По мнению Битова, идея и необходимость написать все задуманное сформировалась у Пушкина примерно к 1824-му году. Что следующие 12 лет, вплоть до своей гибели, он последовательно и реализовывал, отмечаясь во всех жанрах, даже изобретая новые и везде достигая вершины. Побег от всего и всех ради творческой реализации и внутренней свободы – это было свойственно и самому Битову.»


УШЛА ИЗ ЖИЗНИ КСЕНИЯ ДРАГУНСКАЯ (20.12.1965—1.07.2021)

07-02-2021 просмотры 219

Драг 1

Сегодня скоропостижно скончалась Ксения Викторовна Драгунская. Ей было всего 56 лет, она была членом ПЕН-центра с 2009 г. Драматург, сценарист, писатель, искусствовед – она окончила сценарное отделение ВГИКа (мастерская Леонида Нехорошева и Натальи Фокиной).

Первые литературные произведения начала публиковать с 1990-х. Ее перу принадлежат более трех десятков пьес, поставленных в России и за рубежом, среди них "Земля Октября", "Яблочный вор", "Секрет русского камамбера утрачен навсегда-навсегда", "Эдит Пиаф. Мой легионер". В мире литературы Ксения Драгунская известна как автор книг "Колокольников-Подколокольный", "Ангелы и пионеры" (лауреат Всероссийского фестиваля Детской Книги), "Большая меховая папа", "Прыгучая котлета", "Мужское воспитание" и пр. Среди сборников ее пьес - "Трепетные истории", "Пить, петь, плакать", в 2010 году опубликован автобиографический роман "Заблуждение велосипеда". Ксения Драгунская - автор пьес для детей: "Вверх тормашками", "Все мальчишки - дураки…", "Огурцы и другие пирожные" и многих других.

Ксения Драгунская была членом Союза Театральных Деятелей РФ. С 2011 года занимала должность секретаря СТД РФ, с 2010-го — председателя комиссии по драматургии СТД РФ.

Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Ксении Викторовны. Светлая память.


ПАМЯТИ СЕРГЕЯ МНАЦАКАНЯНА (4.08.1944—29.06.2021)

06-30-2021 просмотры 202

Мнацаканян (2)

Ушёл из жизни Сергей Мигранович Мнацаканян, наш давний друг, поэт, прозаик и эссеист, член Русского ПЕН-центра с 1996 года.

Первую книгу стихов Сергей Мнацаканян издал в 1969 году и в своё время стал одним из самых молодых членов Союза писателей СССР (1974). Он автор более двадцати книг стихов, прозы, а также ярких и правдивых литературных воспоминаний о знаменитых и не самых известных поэтах и прозаиках, которых знал лично. В 1998-2003 году под именем Ян Август писатель издал “Малое Семикнижие”, в которое входят книга стихов “Похмелье”, книга рассказов “Разыскивается...”, собрание эссе о русской и мировой литературе “Прогулки во времени”, запрещенная поэма “Медведково-1982” и другие произведения, написанные после 1991 года. Сергей Мнацаканян - кавалер ордена Дружбы (2010), лауреат Национальной премии "Лучшая книга года-2011" (в жанре мемуарной прозы) и лауреат Премии Правительства РФ в области культуры (2013).

В 2019 г., в преддверии 75-летнего юбилея, в издательстве МИК вышла новая книга Сергея Мнацаканяна «Рваное время Антилитература». Это своего рода «нелинейный роман», включающий в себя метафоры времени, эссе о судьбах гениальных писателей, афористические высказывания, которые образуют неповторимую канву и, в конечном счёте, свидетельствуют о жизни самого автора и его непростого, разорванного в клочья времени. Из этих клочьев, лоскутьев, фрагментов сложилась картина жизни автора в его неповторимом времени ХХ и ХХI веков.

Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Сергея Миграновича. Светлая память.