Новости

МАКСИМУ АМЕЛИНУ – 50!

01-07-2020 просмотры 86

Амелин. Гонконг1 (2)

Поздравляем с юбилеем поэта, издателя, критика и литературного переводчика, члена Русского ПЕН-центра с 2005 г. Максима Альбертовича  Амелина! Желаем такой же творческой многосторонней активности еще на долгие годы!

Максим родился 7 января 1970 г. в Курске. После армии учился в Литературном институте имени Горького, занимался в семинаре Олеси Николаевой. Изучал латынь и древнегреческий и особое внимание уделял античной литературе.  К 50 годам за его спиной — переводы Гомера, Пиндара, Катулла и других античных классиков. Переводит Амелин и с других языков — грузинского и украинского. С 1995 года работал коммерческим директором в издательстве “Symposium”, с 2008 года — главный редактор  ОГИ - «Объединённого гуманитарного издательства» (специализируется на современной и классической прозе и поэзии, а также на воспоминаниях и литературной критике). Занимаясь издательской деятельностью,  Амелин, в частности, выпустил сборник стихов «русской Сапфо» Анны Буниной — популярной поэтессы XIX века, незаслуженно забытой в нынешнее время.
Максим Амелин - автор сборников собственных стихов «Холодные оды», «Dubia», «Конь Горгоны», собрания статей и эссеистики «Гнутая речь». В филологических кругах поэта называют «архаистом-новатором» — за то, что в его лирике прослеживается влияние русской поэзии XVIII века и античной литературы.
Стихи Максима Амелина переведены на множество других языков. Он — лауреат многих престижных премий:  Большая премия «Московский счёт» (2004), Бунинская премия (2012), Литературная премия Александра Солженицына (2013) – «за новаторские опыты, раздвигающие границы и возможности лирической поэзии, за развитие многообразных традиций русского стиха и за обширную просветительскую деятельность во благо изящной словесности». Максим стал последним лауреатом премии «ПОЭТ» в 2017 г.


ПРЕДНОВОГОДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА

12-30-2019 просмотры 113

jennifer-clement

Дорогие друзья,

В конце 2019 года желаем вам мира и всего наилучшего в Новом году.  Это время, когда мы всегда чувствуем единство надежды, даже несмотря на то, что кризис в области свободы слова и справедливости во многих местах находится под угрозой.

Отдавая дань уважения литературе, которая является столь важной частью нашей работы, мы рады поделиться Манифестом Международного ПЕНа "Демократия воображения", который был единогласно принят на конгрессе в Маниле в этом году, где мы заявляем:

«ПЕН выступает против понятий национальной и культурной чистоты, которые стремятся помешать людям слушать, читать и учиться друг у друга. Одной из самых вероломных форм цензуры является самоцензура, когда стены строятся вокруг воображения и часто возводятся из боязни враждебной критики.

ПЕН считает, что воображение позволяет писателям и читателям выйти за пределы своего места в мире, чтобы примкнуть к идеям других людей. Это место для некоторых писателей было тюрьмой, где воображение означало внутреннюю свободу и, часто, выживание.»

Мы хотим поблагодарить всех вас, кто помогал, поддерживал или был частью ПЕНа в этом году, поскольку мы стремимся сделать нашу планету воплощением мира и взаимопонимание между всеми народами.

Как всегда, ваши

Президент Международного ПЕНа

Дженнифер Клемент

Исполнительный директор

Карлес Торнер


ПАМЯТИ АЛЕКСА БЛОКА (31.03.1923—26.12.2019)

12-27-2019 просмотры 65

Блок и Пьецух

Ушел из жизни добрый друг Русского ПЕН-центра Алекс Блок (Alexandre Blokh). Именно от него, бывшего Международным секретарем Международного ПЕН-клуба, мы 30-го мая 1989 г. получили письмо, извещающее, что на конгрессе в Маастрихте Советский Русский ПЕН-центр принят в Международный ПЕН-клуб.

Алекс родился в Москве и был увезен родителями в эмиграцию в Париж. В 16 лет он стал участником движения сопротивления и ушел в партизаны. В 1946-м стал переводчиком в ООН и активным деятелем ПЕН-клуба. У Алекса (литературный псевдоним Жан Бло) в России было издано много книг. Он часто приезжал в Москву со своей супругой Надей Ермолаевой, и это всегда был для нас праздник. Алекс был истинным аристократом, интеллектуалом и добрейшим человеком. Царствие ему небесное.

На фото: 2011 год,  Петербург, с Вячеславом Пьецухом - на Книжном салоне.


ВЯЧЕСЛАВУ КУПРИЯНОВУ – 80!

12-23-2019 просмотры 68

Куприянов

23 декабря празднует юбилей известный поэт, писатель и переводчик, член Русского ПЕН-центра с 2004 года Вячеслав Глебович Куприянов. От всей души поздравляем юбиляра и желаем долгих, ярких и интересных лет насыщенной творческой жизни!

Совсем недавно вышла новая книга в его переводе  - «Головоломка» (ОГИ, 2019) знаменитого немецкого поэта-бунтаря Ханса Магнуса Энценсбергера.

Куприянов - один из основателей русского верлибра и по праву считается самым переводимым нынче поэтом - стихи Вячеслава Глебовича переведены более, чем на 40 языков. В разговоре о поэзии с Сергеем Алихановым  Вячеслав Куприянов отметил: "Наша переводческая индустрия породила подстрочники как явление. В те годы стихи западных поэтов-верлибристов - уже в виде подстрочников - попадали в руки наших переводчиков, не знающих иностранных языков, но кормящихся возле издательств. Этим ловким людям нужно было поправить - в их понимании - только знаки препинания. Это и породило предвзятое отношения к верлибру как к жанру.»

Вячеслав Куприянов –  член Европейской Академии наук и искусств (Зальцбург),  автор впечатляющего количества сборников переводов с немецкого, своей поэзии и книг прозы. Он лауреат многих премий - Европейской литературной премии (Югославия, 1987), премии Министерства культуры и образования Австрии (2006), Международной премии им. Бранко Радичевича (Сербия, 2006), Бунинской премии (Москва, 2010). Он стал первым лауреатом литературного фестиваля в городе Баня-Лука, столице Республики Сербской (в составе Боснии и Герцеговины) и был принят в Союз писателей Республики Сербской.

2018-й год был особенно урожайным на награды: Вячеслав Глебович был награжден серебряной медалью  Союза деятелей культуры «Крайинский круг», город Неготин, Сербия  - «за заслуги в поэзии и укрепление братских отношений с деятелями культуры Сербии». Кстати, дружеские связи Вячеслава Куприянова с балканскими странами имеют давнюю историю. В 1999 году ему был вручен Литературный жезл Македонии – награда Союза писателей Македонии. В том же году после поездки по разрушенной Сербии он стал почетным членом Союза писателей Сербии.

Еще одну почетную премию Вячеслав Куприянов получил в 2018 г. в Ханты-Мансийске, где состоялась торжественная церемония награждения лауреатов литературной премии «Югра», учредителями которой являются правительство автономного округа и благотворительный фонд «Дорога жизни». Вячеслав Куприянов был назван лучшим переводчиком. В 2018 г. Куприянов стал также лауреатом премии Naji Naaman literary prizes (Япония/Ливан).

Высоко ценят творчество Куприянова и отечественные коллеги: ему были вручены две премии  Союза писателей России - премия «Очарованный странник» имени Н.С. Лескова  и премия по переводной литературе «Сердец связующая нить».


40-ЛЕТИЕ НЕПОДЦЕНЗУРНОГО АЛЬМАНАХА «МЕТРОПОЛЬ»

12-21-2019 просмотры 167

Метроп.

20 декабря в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова состоялся вечер, посвященный 40-летию выхода легендарного альманаха "МетрОполь".  В вечере приняли участие авторы альманаха Евгений Рейн, Виктор Ерофеев, Евгений Попов, а также оформитель, автор фронтисписа Борис Мессерер. Специально к мероприятию в фойе библиотеки  подготовлена выставка, на которой  представлены первый выпуск «МетрОполя», а также рукописи и фото его участников.

Альманах "МетрОполь" — знаковое явление советской "андеграундной" культуры: сборник неподцензурных текстов Василия Аксенова, Фазиля Искандера, Виктора Ерофеева, Евгения Попова, Андрея Битова, Семёна Липкина, Инны Лиснянской, Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Юза Алешковского, Евгения Рейна, Фридриха Горенштейна, Юрия Кублановского и других.

Составители собирались в маленькой квартире покойной Евгении Гинзбург на Красноармейской. Ерофеев вспоминает: «Звонил в дверь Владимир Высоцкий, на вопрос «кто там?» отзывался: «Здесь делают фальшивые деньги?» Мы хохотали, понимая, что получим за свое дело по зубам,  что те, наверху, совсем озвереют.»

Альманах мастерили вручную: на ватман клеили по 4 печатных страницы. «МетрОполь» издали в 12 экземплярах и надеялись напечатать в СССР — непременно без цензуры. Составителей позже обвиняли в том, что они изначально готовили альманах к публикации на Западе. На самом же деле, лишь два экземпляра отправили за границу, на всякий случай, чтобы сохранить издание в случае потери остальных. Но после того, как разгорелся скандал, руководитель американского издания «Ардис» Карл Проффер, тот самый, который помогал Иосифу Бродскому и многим другим русским писателям, заявил на «Голосе Америки», что экземпляр у него в руках и готовится к публикации.

Бунтарей обвиняли в клевете на СССР, главными же пороками «МетрОполя» называли «порнографию духа» и «грязь, которая ползла по страницам». На «МетрОполь» обрушилась волна критики. Римма Казакова назвала альманах «мусором, близким к графомании». Вскоре Ерофеева и Попова исключили из Союза писателей. Для писателя это означало одно: невозможность печататься. Коллеги по альманаху отреагировали однозначно. Аксенов, Битов, Искандер и Ахмадулина отправили письмо протеста. Они грозились выйти из Союза, если Ерофеева и Попова не восстановят. Инна Лисянская и Семен Липкин так и поступили. Это был настоящий разгром. Многие писатели, опубликованные в «МетрОполе», потеряли почти все средства к существованию, Аксенов уехал в Америку. Ерофеев сравнивал «МетрОполь» с рентгеном, который просветил власть и показал ее загнивающую сущность.  https://diletant.media/articles/30815144/Метроп.2Метрополь. Рейн, Ерофеев, Мессерер, Попов


ВИКТОР ЕРОФЕЕВ: КУЛЬТУРА ПРОТИВ ЭНТРОПИИ

12-12-2019 просмотры 202

Ерофеев Виктор

В Москве, в Гостином Дворе, завершилась 21-я Между­народная ярмарка интеллектуальной литературы «Non/fiction». Виктор Ерофеев представил новую серию книг издатель­ства «РИПОЛ классик» - «Кол­лекция Виктора Ерофеева». Помимо «Русской красави­цы», «Энциклопедии русской души» и сборника рассказов «Жизнь с идиотом», в кол­лекцию также вошли недав­но изданные произведения, например роман «Розовая мышь» и сборник эссе «Щель». О значении последнего для своего творчества писатель высказался отдельно: «В нём затрагивается очень важная для меня тема – мерцаю­щая эстетика. Это та эстети­ка, которая, с одной стороны, делает произведение весёлым, мажорным, а с другой сторо­ны, она же может обернуться тёмной стороной. Мерцающая эстетика позволяет читателю найти собственную тональ­ность и стать сотворцом».

Раз­говор также коснулся состоя­ния современного литератур­ного процесса: «Наша лите­ратура немножко отступила назад – раньше она занималась поисками автономного слова, которое могло бы быть сильнее, чем сам писатель. Сейчас опять наступает пора тематической литературы».

Несмотря на серьёзные темы, настроение самой встречи было приподнятым: Ерофеев рассказал о переговорах с Боль­шим театром и планах создания народной оперы по «Русской красавице», поделился воспо­минаниями о работе с «последним русским философом» Алексеем Фёдоровичем Лосе­вым и закончил встречу исто­рией из жизни отца, известно­го советского дипломата, судьба которого отчасти легла в основу книги «Хороший Сталин», тоже пополнившей «Коллекцию Еро­феева».

https://lgz.ru/article/-50-6717-11-12-2019/kultura-protiv-entropii/Ерофеев. Коллекция


ОЛЬГА ИЛЬНИЦКАЯ: БОГА НАДО ИСКАТЬ В ПУТИ

12-11-2019 просмотры 265

12image001

Член Русского ПЕН-центра, поэт и прозаик Ольга Ильницкая была гостем программы «Поэтоград», которую на телеканале «Диалог» ведет автор, кандидат филологических наук Евгений Степанов. Помимо приглашения в свою программу, Евгений издает книгу стихов Ольги Ильницкой «Сгущение жизни – мое ремесло» – в серии "Авангранды" Издательства Евгения Степанова.

Впрочем, диалога на канале «Диалог» не было. Был проникновенный и очень интересный рассказ Ольги Ильницкой о своих стихах:  почему она их пишет, почему ее интересует тема одиночества, почему ее называют «пунктирным человеком» и почему маленькая книжка «Семь встреч с Богом» стала ее визиткой.

 Поэзия, по мнению Ильницкой – это территория трагедии. «Человек, который начинает писать стихи, … неизбежно переходит грань и оказывается близок к той трагедии, которую носит в себе… А если писать о любви, то и о боли.» Ну и, конечно, размышления о природе своей поэзии Ольга перемежала чтением стихов.

https://www.youtube.com/watch?v=lX9Ha7DNprE&t=7s


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЕВГЕНИЯ ХАРИТОНОВА!

12-09-2019 просмотры 98

Харитонов

9 декабря 2019 года отмечает 50-летие член Русского ПЕН-центра с 2007 г., поэт, критик, историк литературы и кино,  переводчик болгарской поэзии и фантастики, музыкант Евгений В. Харитонов. Поздравляем юбиляр и желаем, чтобы следующие полвека прошли так же креативно и неутомимо!

Евгений Викторович Харитонов учился на филологическом факультете Калужского педагогического института, затем служил в рядах Советской Армии. Окончил филологический факультет и аспирантуру Московского педагогического государственного университета (бывший МГПИ им. В.И. Ленина). Работал в периодике, в школе, редактором в издательствах. В 1999-2011 гг. — заведующий отделом критики журнала « Если», в 2008-2010 гг. — соредактор журнала «Знание – сила: Фантастика», в 2011-2013 гг. — старший научный сотрудник Российской книжной палаты. В настоящее время — руководитель литературных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи, куратор литературного салона «Современники-XXI», шеф-редактор ежемесячной библиотечной газеты о молодёжи и для молодёжи «Территория L».

Творческий вечер «#харитонов50»  по случаю юбилея состоится 11 декабря в 20.00 в  Музее-театре «Булгаковский дом» (Театральный зал). В программе — новые и старые стихи, поэты, актёры, музыканты и фантасты. Поддержку на сцене оказывают Татьяна Виноградова, Сергей Летов, Олег Дивов, актёры молодёжных театров "Дирижабль" (МГУ) и "Чайка", Константин Кедров и др.
Сбор гостей - 19.30. Вход свободный.


ВАЛЕРИЮ ПОПОВУ – 80!

12-08-2019 просмотры 160

Попов В.

Поздравляем с юбилеем Валерия Георгиевича Попова, члена ПЕН-центра с 1991 года и его бессменного Вице-Президента! От всей души желаем юбиляру доброго здоровья и неиссякаемой творческой энергии!

 Валерий Попов родился 8.12.1939 года в Казани. В первый класс пошел уже в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт, с 1963 по 1969 год работал  инженером.  В 1970 г. окончил  сценарный факультет ВГИКа. С 2003 года — председатель Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор книг «Южнее, чем прежде», «Жизнь удалась!», «Праздник ахинеи», «В городе Ю», «Третье дыхание», «Горящий рукав», «Комар живёт, пока поёт», «Плясать до смерти» и других.

Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, премий «Северная Пальмира», «Золотой Остап», премии журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», премии имени И.П. Белкина, Царскосельской премии, Новой Пушкинской премии.

Награждён медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), Орденом Дружбы (2010) - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность,  . Председатель Союза писателей СПб, Знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2014),  медалью Пушкина (2016).

К юбилею в ЛГ вышло интервью «Обретая изобретательность. Если начинает казаться, что «эпоха не та», – смени жанр!», беседу вёл Владимир Шпаков.

https://lgz.ru/article/-49-6716-04-12-2019/obretaya-izobretatelnost/