Новости

КОНСТАНТИН КЕДРОВ: ДУШЕ ЛЕТАТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ

12-16-2022 просмотры 252

Кедров. Книга

К своему 80-летию Константин Кедров-Челищев выпустил новый сборник стихов «Бесконечность внутри юбилея: Стихи юбилейного года.– М.:
Издательство РСП, 2022.

Книга поэта, художника, профессора Литературного института имени А.М. Горького Константина Кедрова-Челищева выпущена издательством Российского союза писателей. Вот что сказано в небольшом издательском предисловии: «Он шестидесятник, семидесятник, восьмидесятник и двухтысячник – что угодно. Он из тех, которые продолжаются, как Пастернак. Он великий человек, и книга его великая», – так сказал Андрей Вознесенский в интервью радио «Маяк», отмечая 60-летие поэта. Ныне, 20 лет спустя, можно увидеть, насколько точна мысль Вознесенского о бесконечном продолжении настоящей поэзии. Здесь представлены стихи, написанные недавно – в год 80-летия».

Перед нами очередной сборник «свежих» текстов поэта Кедрова. В конце, правда, есть несколько страниц «наиболее значимых стихов, созданных ранее». Они, разумеется, тоже интересны, тоже важны для автора, но читателю, конечно, хочется читать совсем новые произведения. Они актуальны, они молодые и яркие, как и сам их создатель.

Книга проиллюстрирована целым рядом ярких и необычных картин. Написаны они самим Константином Кедровым-Челищевым в соавторстве с Николаем Грицанчуком.

О новом сборнике юбиляра рассказал Евгений Лесин, ответственный редактор приложения НГ-Exlibris:

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2022-12-14/9_1156_soul.html


ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: АКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА

12-13-2022 просмотры 170

Бурхан Сёнмез (1)

Writers-at-Risk Crisis Appeal

 Новая акция Международного ПЕНа приурочена ко Дню прав человека, которыйотмечается 10 декабря. Именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Президент Международного ПЕНа Бурхан Сёнмез обратился ко всему ПЕН-сообществу с призывом жертвовать средства для оказания помощи писателям, оказавшимся в зоне риска.

В связи с резким увеличением числа людей, обращающихся к нам за поддержкой, мы выступаем с призывом собирать средства для оказания гуманитарной помощи  писателям, находящимся в опасности по всему миру. Сегодня, как никогда ранее, нам срочно нужны дополнительные пожертвования, чтобы сохранить нашу миссию, помочь тем, кого преследуют, заставляют молчать, кто находится в тюрьме или в изгнании, и защитить свободу слова, которая во всем мире находится под серьезной угрозой. Собрать достаточные средства для нашей важнейшей работы очень сложно.

В этом и прошлом году мы работали круглосуточно, чтобы оказать экстренную помощь писателям, находящимся в опасности, и их родным в наших приоритетных регионах, благодаря чему более 100 человек оказались в безопасности в принимающих странах. Наша небольшая команда продолжает неустанно работать над сложными и срочными делами.


ПАМЯТИ ИЛЬИ ШТЕМЛЕРА (18.01.1933—3.12.2022)

12-10-2022 просмотры 226

Штемл.

Илья Петрович Штемлер, популярный прозаик и драматург, был членом Русского ПЕН-центра с 1994 г., став в 2017 г. членом Санкт-Петербургского ПЕН-клуба. Светлая память.

Илья Штемлер прославился произведениями в жанре «городского делового романа», избрав особую манеру создания своих книг. Он работал в той отрасли, отношения в которой собирался осветить. Так, например, роман «Уйти, чтобы остаться» (1965—1966) основан на материале Пулковской обсерватории; другие произведения («Таксопарк», «Универмаг», «Архив», «Поезд») вобрали в себя его опыт таксиста, проводника поезда на маршруте Ленинград — Баку, архивиста в Областном историческом архиве, инспектора орготдела в Доме ленинградской торговли. Завершил этот цикл остросюжетный роман о русском бизнесе «Коммерсанты» (1993—1994). В советское время  романы Штемлера часто сравнивали с книгами американского писателя Артура Хейли.


ВОЛЬНОЕ СЛОВО. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВИДЕОЖУРНАЛ № 5 (21)/2022

12-10-2022 просмотры 283

вс 21

Вышел новый выпуск литературного видеожурнала «Вольное слово» – №5 (21) /2022. В этом выпуске вас ждёт встреча с литературой и изобразительным искусством трёх веков – девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого.

Выпуск открывает авторская страница главного редактора «Вольного слова» Зинаиды Варлыгиной – она читает свой рассказ «Я не уеду», вошедший в её книгу «Встреча с сюжетом», вышедшую в свет в 2022 году.

На авторской фотостраница художественного редактора «Вольного слова» Татьяны Варлыгиной вас ждёт виртуальная экскурсия по выставке «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых», проходившей с июля по октябрь в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва) и ставшей, можно сказать, главным событием года в мире изобразительного искусства.
Следующие две страницы посвящены Дню Лицея, который отмечается в России 19 октября.

Постоянный автор «Вольного слова» историк Светлана Самченко читает свой очерк, посвящённый открытию Царскосельского Лицея, его первым ученикам, будням лицеистов и, конечно, самому известному из них – Александру Пушкину. Возможно, вам удастся увидеть лицеиста Пушкина и его друзей с несколько непривычной, но очень человеческой точки зрения.

А затем вы услышите одного из самых первых авторов, присоединившихся к «Вольному слову» с первого выпуска журнала, автора, которого, увы, уже два года нет с нами – Михаила Кукулевича. Редакция «Вольного слова» решила включить в этот номер фрагмент сделанной нами видеозаписи авторского вечера Михаила Анатольевича, состоявшегося 20 марта 2018 в библиотеке им. Гоголя (Москва) – на нём звучали песни на стихи друзей Пушкина – как из лицейского круга, так и тех, с кем судьба свела поэта за стенами Лицея.
В рубрике «Беседы об Анастасии Цветаевой» Станислав Айдинян продолжает рассказ о поездке с Анастасией Ивановной в Коктебель в 1985 году. Вас ждёт переход из Золотого века в Серебряный – и его отголоски, звучавшие в России до тех пор, пока были живы последние представители этой эпохи.

Завершает выпуск новая встреча со скульптором и художником Григорием Потоцким – и в этот раз она проходит в формате онлайн-презентации его книги «Потоцкий и Любовь». Книга представляет собой каталог скульптур и картин Григория Викторовича – и для читазрителей «Вольного слова» он рассказывает об истории и судьбе некоторых из них.

Выпуск можно посмотреть на страницах «Вольного слова» в социальных сетях:

ВКонтакте: https://vk.com/wall-196285100_415

Яндекс.Дзен:https://dzen.ru/video/watch/638de723c0cc5c56fbf1aa82?rid=138509097.44.1670487054772.20799&t=18

RuTube: https://rutube.ru/video/6a908d5f7bdeb18c3bf6dbe8dda5489a/

Приятного просмотра!


85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ АВЕРИНЦЕВА (10.12.37-21.02.2004)

12-10-2022 просмотры 191

Аверинцев С.

Сергей Сергеевич Аверинцев был ученым с мировым именем, на редкость многогранной  фигурой - филолог, культуролог, философисторик культуры (в том числе христианской), литературоведбиблеист,  переводчик и поэт. В 1995 году он вступил в Русского ПЕН-центр. Аверинцев был крупнейшим специалистом по античной и средневековой литературе, поэтике, философии и культуре, по русской и европейской литературе, философии культуры XIX-XX вв. Он был членом-корреспондентом АН СССР, членом РАН  по отделению историко-филологических наук. В 1989—1991 гг. был депутатом Верховного Совета СССР, разрабатывал закон о свободе совести.

Аверинцев был председателем Российского библейского общества, международного Мандельштамовского общества, президентом Ассоциации культурологов, членом Папской академии общественных наук. В 1994—2004 гг. он был  профессором Института славистики Венского университета.

Скончался Сергей Сергеевич  в Вене. Согласно завещанию прах ученого был захоронен в Москве на Даниловском кладбище.


ВЛАДИМИР СЕРГИЕНКО ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ПРЕЗЕНТАЦИИ КИНОФЕСТИВАЛЯ «ЕВРАЗИЯ.DOC»

12-08-2022 просмотры 176

Сергиенко1175079936-6663 (1)

8 декабря 2022 в Бишкеке (Киргизская Республика) прошла презентация международного кинофестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC». В круглом столе «Большое евразийское партнёрство. Объединяя усилия» принял участие Президент Русского ПЕН-центра Владимир Сергиенко. Он говорил о важности культурного взаимодействия между странами и необходимости государственной финансовой поддержки культурных проектов, реализующихся сейчас.
Кинофестиваль "Евразия.DOC" с 2016 года проводится в Смоленске и Минске при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Он включает в себя конкурсные программы для начинающих и опытных режиссеров, открытые кинопоказы, круглые столы, мастер-классы и дискуссии на актуальные темы общественно-политической жизни. В этом году фестиваль проходил с 3 по 7 октября и стал рекордным по количеству заявок (более 270 из 12 стран).


СТАНИСЛАВ АЙДИНЯН: Я БЫЛ НЕМНОЖКО ИЗ ДРУГОЙ ЭПОХИ

12-08-2022 просмотры 177

Член Русского ПЕН-центра, художественный критик, искусствовед, поэт, прозаик, журналист Станислав Артурович Айдинян был  литературным секретарем Анастасии Ивановны Цветаевой. Во время своей недавней поездки на Вологодчину он дал интервью  вологодским поэтессам Марии Суворовой и Нате Сучковой  и рассказал много интересного - об Анастасии и Марине Цветаевых, мистическом обществе розенкрейцеров,  «высокотемпературных» темах и ещё о многом, отвечая на вопросы интервьюеров: «В чем Анастасия Цветаева превзошла свою сестру? Как Вы стали литературным редактором Анастасии Цветаевой? У вас с Анастасией Ивановной разница в возрасте 64 года, как это влияло на отношения? Приходилось ли править тексты Анастасии Цветаевой? Были ли темы-табу у Анастасии Ивановны?»

Ответы на эти и другие вопросы можно прочесть здесь:

https://cultinfo.ru/news/2022/12/ya-byl-nemnozhko-iz-drugoy-epokhi-stanislav-aydinyan

Цветаева А.

Айдинян и Цветаева


15 ЛЕТ БЕЗ САШИ ТКАЧЕНКО (19.04.1945—5.12.2007)

12-05-2022 просмотры 223

Александра Петровича Ткаченко нет с нами уже 15 лет. Поистине невосполнимая утрата.   Незаменимые люди есть.  Нам очень не хватает нашего Петровича…Талантливый в любой своей ипостаси – футболист, поэт, правозащитник, прозаик, публицист, он всегда помогал людям. Юнна Мориц когда-то  точно охарактеризовала Ткаченко: «…загадочный, обладающий порочным обаянием таланта, ума и порядочности». Саша был Генеральным директором ПЕНа с 1994 г., и Русский ПЕН-центр был в числе наиболее активных в Международном ПЕН-сообществе.  Сашу фром Раша любили все. Не зря Андрей Георгиевич Битов полностью полагался на Ткаченко не только в правозащитных делах, но и в международных контактах и готовил его в свои преемники.  Увы, не удалось…

Незадолго до смерти Александр Петрович успел опубликовать, пожалуй, свою главную книгу «Сон крымчака, или Оторванная земля». В своем предисловии Георгий Гачев написал: «Есть такой жанр, “книга народа” – сама собой сложившаяся в памяти людей энциклопедия жизни, которую взялся записать-пересказать одаренный искрой Божьей слова писатель. Вообще Карасубазар и община крымчаков вокруг него – это в исполнении Александра Ткаченко особая планета, анклав, как в «Миргороде» Гоголя – тоже целое население персонажей.»

Вот запись со старого сайта: 18 января 2008 г. состоялось внеочередное Общее собрание членов Русского ПЕН-центра. Прошло всего полтора месяца со дня нашего последнего Общего собрания, которое провел Александр Петрович Ткаченко — провел, как всегда, деловито, с огоньком, с полным знанием дела. Собрание не было перевыборным, только отчетным, и Саша отчитывался за работу всего Русского ПЕН-центра. Это сейчас кажется немного странным, а тогда воспринималось совершенно нормально — конечно, кому же еще отчитываться и рассказывать членам ПЕН-клуба о делах ПЕНа, как не ему, который тащил на себе весь воз проблем, представляя Русский ПЕН и на международных форумах, и в правозащитных московских организациях (он входил в состав Комитета по правам человека при правительстве Москвы). Конечно, ему помогали, и президент Андрей Битов — советом и безупречной репутацией, и Исполком, и штат сотрудников, и приглашенные адвокаты, и сквозь длящуюся 2,5 года судебную тяжбу с налоговой инспекцией он продирался не один, но весь груз ответственности лежал на нем. То собрание было 3 декабря 2007 г., а в ночь с 4-го на 5-ое Саши не стало…

Спасибо, что ты был, дорогой Саша. Светлая память.

2пять

2восемь


24-я ЯРМАРКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «НОН-ФИКШН»

12-03-2022 просмотры 164

Нон фикшн. Шубина

В первый день работы книжной ярмарки «Нон-фикшн» Елена Шубина представила новые издания  произведений Андрея Георгиевича Битова в серии «Предметы культа»: «Пушкинский дом» и «Обоснованная ревность» (повести).

«Редакция Елены Шубиной» издаёт  современную русскую классику - актуальную  прозу, художественную и мемуарную, открывает новые имена и создаёт литературные тренды. Участники дискуссии Алексей Варламов, Юрий Рост и другие обсудили творчество Андрея Георгиевича и поговорили о том, как читать сегодня книги Битова — прозаика, одного  из основоположников постмодернизма в русской прозе, автора культового романа «Пушкинский дом», цикла «Империя в четырёх измерениях»и других знаковых  произведений.

Фото Анны Бердичевской.