Фарид Нагим: роман «Танжер» — рецензия в «НГ-EX LIBRIS»
"Козырная карта прозаика и драматурга Фарида Нагима – роман «Танжер», вышедший пару лет назад. Почему «Танжер»? Этот марокканский город ни разу не упомянут в романе. Но бэкграунд – сцены «из жизни писателей», джанк и биэротизм в сочетании с упражнениями в «методе нарезки» – отсылает нас к единственно возможному Танжеру: земле обетованной, городу свободы писателей и художников Нового времени, открытому Боулзом, прославленному Берроузом и многими-многими другими, ставшему не столько Меккой, сколько инициационным mustbe мирового авангарда в 40–50-е, затем в 60–70-е.
С тех пор его открывает заново каждое поколение – от всемирных рэйвовых пати 90-х в Танжере и Маракеше до последнего фильма Джармуша «Выживут только любовники», действие которого тоже происходит в Танжере.
Александр Городницкий: «…вечно присутствие Бога».
Александр Городницкий:
«То, что я жив, можно объяснить промыслом Божьим»
Знаменитый бард пришел к вере, изучая историю Земли
У Александра Городницкого два призвания — наука океанология и авторская песня. И там и там он многого добился: стал академиком, а песни его, начиная с «Вальса геофизиков», уже шесть десятилетий поёт вся страна. Поговорить с этим удивительным человеком удалось после презентации его нового фильма «Легенды и мифы Александра Городницкого».
Энгельс тайну не раскрыл
— Александр Моисеевич, знаю, что в юности вы были атеистом, но, судя по вашей поэзии, сейчас изменились.
— Мне почти 82 года. Достиг конца жизни, старости. Как пел Окуджава незадолго до смерти: «Жизнь моя, как перезрелое яблоко, тянется к тёплой землице припасть». Много лет назад, в 1988 году, находясь в одной из последних моих океанских экспедиций, написал стихотворение, которое я мог бы прочесть в качестве ответа. В нём есть такие строки: «Не вечно присутствие нас на Земле, но вечно присутствие Бога». Это то, что я ощущаю, потому что, будучи профессором геологии, занимаясь историей нашей Земли, не мог не размышлять о смысле жизни, о её недолговечности… Моя последняя научная работа связана с эсхатологическим концом света, который я обосновываю с позиции прагматической науки.
— А как вы пришли к мысли о Божественном происхождении жизни на Земле?
— В юные годы на вопрос о том, что такое жизнь, я барабанил наизусть любимого мною в ту пору Фридриха Энгельса: «Это форма существования белковых тел, существенным моментом которой является обмен веществ» — и всё. Мне понадобилось много лет для того, чтобы понять, что это пустые, ничего не значащие слова, которые не объясняют тайну жизни. Знаменитые учёные Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Иван Петрович Павлов, которого я ещё застал живым, были верующими людьми. Я не верю в преобразование обезьяны в человека. И думаю, что все попытки создать геном человека при всех успехах современной науки обречены, потому что есть что-то, что не позволит это сделать, как в любимом мною романе братьев Стругацких «Миллиард лет до конца света». Мы никогда не сможем достичь абсолютной истины, которая, вероятно, где-то должна существовать.
Пограничные ситуации
— В вашей жизни были события, которые можно объяснить промыслом Божьим?
— Много раз попадал в то, что называют нештатными ситуациями. На этот счёт у меня есть стихи:
Ветер злее, небо ниже
На границе двух эпох.
Вся и доблесть в том,
что выжил,
Что от голода не сдох,
Что не лёг с другими рядом
В штабеля замёрзших тел,
Что осколок от снаряда
Мимо уха просвистел…
Я был блокадным ребёнком, меня увезли из Питера по ледовой трассе уже умирающим от дистрофии. 17 лет провёл в экспедициях на Крайнем Севере с недоеданиями и так далее. В далёком 1960 году мою резиновую лодку на порожистой реке втянуло в порог. На этой же реке ранее, за две недели до этого, погиб мой товарищ. Спустя несколько лет у нас загорелся самолёт. За 35 лет плаваний в океане и погружений на дно нередко возникали нештатные ситуации. То, что я жив, можно объяснить только везением или промыслом Божьим, что, по существу, одно и то же.
Как поспорил с раввинами
— В фильме «Легенды и мифы Александра Городницкого» вы попытались объяснить некоторые библейские сюжеты с позиций современной науки. Не грех ли это?
— В своё время я читал лекции в университете в Тель‑Авиве и тогда высказал предположение, что войско фараона, которое преследовало Моисея с его народом, погибло от цунами. Так вот на мою лекцию специально пришли раввины, чтобы меня «потопить». Они сказали, что это кощунство — пытаться Божье чудо объяснить с позиций прагматичной науки. На что я им задал вопрос: «Господа, вы считаете, что Бог хуже нас знал устройство Земли?» Они сказали: «Нет, конечно, лучше». «В таком случае, почему он не мог сделать чудо так, чтобы мы могли найти ему научное объяснение?» Кстати, сейчас у меня только что вышла книга «Легенды и тайны науки», где я с научных позиций трактую несколько глав из Библии, в частности главу «Исход».
Не горжусь тем, что написал
— «Поэт лишь пишет. Бог диктует». Можете ли вы то же сказать о себе?
— В свою очередь хочу процитировать великую поэтессу Анну Андреевну Ахматову, которая на вопрос, тяжело ли писать стихи, сказала: «Что ж тяжёлого, когда диктуют?» У меня чаще всего так не получается. Зато когда наступают редкие минуты и меня просто тащит к бумаге, у меня есть точное ощущение, что мне диктуют. И если я сейчас отвлекусь, не получится написать. Тот безымянный, безвестный плотник, который в Кижах делал храм, потом бросил топор в озеро, ибо он выполнил миссию Божью. В поэзии то же самое: поэт не должен гордиться тем, что он написал. Ведь Бог мог избрать и другую «антенну» — другого человека.
— Часто ли обращаетесь к Библии?
— Я читал и читаю её. Библия — величайшая книга, книга книг. Думаю, что сегодня самое время вернуться к тем заповедям и нравственным ценностям, которые лежат в основе существования мира и христианской культуры, а сейчас активно нарушаются.
Беседовала Ирина Колпакова
Источник: "Крестовский мост", №11
ИЗ: "Благовест-инфо"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=60396
Людмила Улицкая: «Культура — не ручное животное».
Людмила Улицкая: "Сегодня посягают на душу". Интервью Радио "Свобода".
2014 год стал для России годом радикальных изменений. Для многих этот год начинался некоторыми надеждами на либерализацию перед Олимпиадой в Сочи, однако реакция Москвы на победу Майдана в Киеве, события в Крыму и на востоке Украины привели к резкому ужесточению во внутренней политике, конфронтации с Западом, экономическому кризису.
Изменились и настроения. Писатель Людмила Улицкая, свидетель и действующее лицо протестных акций трехлетней давности в Москве, тогдашнего роста гражданской активности, теперь в интервью Радио Свобода – говорит о том, как поменялись ее ощущения, и о том, что нынешние власти враждебны культуре, а это губительно для самого государства:
– Было ощущение, что можно повлиять и можно что-то изменить. Такое ощущение висело в воздухе. Оно, конечно, было очень радужным. Видимо, сегодня мы из этой фазы вышли. Как-то гораздо более тугой воздух. Я думаю, что все это такие синусоиды – сегодня хуже, завтра будет получше, может быть. Когда-то ощущение бывает, что мы что-то можем, иногда возникает такое чувство, что сейчас ничего нельзя сделать. Сейчас, наверное, меньше можно сделать, чем три года тому назад. Но я воспитана таким образом, в особенности в последние десятилетия, что мы должны принимать реальность без больших внутренних эмоциональных подстроек к ней. Она есть такова, мы есть таковы. Исходя из этого, я и реагирую или, по крайней мере, стараюсь реагировать на происходящее. Что можно сделать – я делаю для того, чтобы прочистить атмосферу вокруг себя. Я не претендую на то, чтобы менять мир и даже большую часть мира, но некоторую часть мира, которая мне дана, я стараюсь в ней позитивно существовать. Поэтому всякий раз, когда возникает возможность или необходимость каким-то образом высказаться и как-то попробовать немножко изменить в лучшую, как мне кажется, сторону жизнь, я от этого не отказываюсь, хотя не всегда у меня бывает ощущение, что это эффективно. (далее…)
Ольга Седакова: Посредственность как социальная опасность
С самого начала я хочу, чтобы меня не поняли неправильно, не поняли так, как, к сожалению, наши привычки словоупотребления заставляют понимать. Прежде всего, я совсем не предлагаю делить людей на каких-то «значительных» и «посредственных», «великих» и «маленьких», «одаренных» и «бездарных». Я попытаюсь объяснить,
что имеется в виду под посредственностью, в дальнейшем, по ходу изложения. Пока же замечу, что это вовсе не противопоставление каких-то «обычных» и «необычных», наделенных особыми способностями людей. «Посредственность» – это отнюдь не «обыкновенный человек», «рядовой человек», как еще его называют, то есть тот, кто не отмечен какой-то исключительностью. Привычка думать именно так заставляет многих мучиться и сомневаться на собственный счет: не посредственность ли я? (далее…) |
ПЕНовцы в журнале ЗНАМЯ-2015 №1
В первом январском номере журнала "Знамя" за 2015 год опубликованы стихи, эссе, рецензии коллег по Русскому ПЕН-центру: Олег Чухонцев, Сергей Гандлевский, Наталья Иванова, Михаил Эпштейн, Александр Люсый, Елена Сафронова, Ефим Бершин.
Сергей Гандлевский: «Trepanation of the Skull».Новая книга
Американская книжная версия романа Сергея Гандлевского "Трепанация черепа" увидела свет в издательстве Northern Illinois University Press. Перевод на английский язык - Susanne Fusso, профессора Wesleyan University .
Сергей Гандлевский
Профессор Сюзанна Фюссо
К.Кедров: поэма «Компьютер любви»-лауреат «ВЫСЬ-2014»
Поэма «Компьютер любви» Константина Кедрова отмечена премией "ВЫСЬ-2014" в номинации "Поэзия года".
Диссидент, поэт, доктор философских наук (1996) Константин Александрович Кедров в 1983 году создает одно из (далее…)
Ирина Богатырева: Варган в России и мире
Ирина Богатырева проведет концерт-лекцию «Варган в России и мире» в Ульяновске 5 января в 18.00 в Креативном пространстве «Квартал». Ирина Богатырева играет на варгане в дуэте «Ольхонские ворота».
Она приедет из Москвы, чтобы рассказать жителям Ульяновска об одном из удивительных и древнейших музыкальных инструментов, прошедших через века и практически не изменивших свой внешний вид, о самозвучащем, язычковом инструменте, варгане. (далее…)
Борис Евсеев: «Русское каприччо»
В декабрьском выпуске "Роман-газеты" - "Русское каприччо" Бориса Евсеева.
Включены тексты (можно прочитать и в сети): рассказы "Борислав" и "Живорез",
"Берлинская история", "Взлёт", Ехал на Птичку Иван Раскоряк..." и др.: