МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕН Конференция комитета «Писатели в тюрьмах»
11-12 апреля в онлайн-формате состоялась ежегодная конференция комитета «Писатели в тюрьмах» (WiPC), названная «Свобода под огнем. Писатели на передовой линии». Открыла заседание председатель комитета, писательница из Мьянмы Ма Тида. Вступительную речь произнес Остап Сливинский, Вице-президент Украинского ПЕН-центра.
В первой публичной дискуссии «Свобода под огнём» выступали представители от Афганистана, Уганды, Ирана и России. По заранее составленной программе, Россию представлял живущий в Швейцарии писатель Михаил Шишкин.
Вторая публичная дискуссия, «Писатели на передовой линии», была посвящена Белоруссии, Мьянме и Кубе. Белоруссию представляла Татьана Недбай, Исполнительный директор/Президент запрещенного властями Белорусского ПЕН-центра.
85ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ (10.04.1937—29.11.2010)
Белла Ахатовна Ахмадулина, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века, была одним из основателей Русского ПЕН-центра и бессменным членом нашего Исполкома. Творчество Беллы Ахатовны было по достоинству оценено. Приведем лишь некоторые награды и премии:
1984 - Орден Дружбы народов — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР.
В 1994 году Белла Ахмадулина стала лауреатом Пушкинской премии немецкого Фонда Тёпфера и премии «Триумф».
1997 – Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени , 2007 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
Белла Ахмадулина – это особый, неповторимый мир. Ставшие известным романсом «А напоследок я скажу» строфы из её стихотворения «Прощание» наверняка знают многие, так же как и положенные на музыку стихотворения «По улице моей который год…» и «Пришла и говорю».
В 2016 году в издательстве АСТ вышла книга супруга Беллы Ахатовны, известного художника-живописца, графика, сценографа Бориса Мессерера «ПРОМЕЛЬК БЕЛЛЫ. Романтическая хроника». Это правдивая и при этом благородная книга о чуде поэзии и красоте, подаренной ему небесами. В декабре 2016 г. Борис Мессерер также стал членом ПЕНа.
ИТОГИ ПОЭТИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «ПРАВО СЛОВА»
21-22 марта 2022 состоялся Первый российский онлайн-фестиваль гражданской лирики «Право слова», организованный редакцией литературного видеожурнала «Вольное слово». По задумке организаторов, в фестивале могли принять участие не только постоянные авторы журнала, приглашённые редакцией напрямую, но и все современные талантливые авторы, которые пишут гражданскую лирику. Заявки на участие принимались с 20 января по 1 марта. Всего было получено 132 заявки из самых разных городов России и зарубежья, 32 из них прошли редакционный отбор. Критериями отбора участников были соответствие заявленному жанру, высокий художественный уровень произведений, отсутствие ненормативной лексики и признаков плагиата. В итоговой видеозаписи для фестиваля приняли участие 17 современных поэтов из числа приславших заявку на участие и 5 постоянных авторов журнала «Вольное слово». Возраст участников, чьи выступления вошли в финальную запись фестиваля – от 21 до 80 лет. Эти поэты очень разные – по стилю, спектру волнующих их тем, жизненному опыту, профессии – но все они заслуживают внимания читателя, который хочет чувствовать пульс современной поэзии.
Полный список участников Первого российского онлайн-фестиваля гражданской лирики «Право слова»:
Инга Артеева (Нарьян-Мар)
Ефим Бершин (Москва)
Зинаида Варлыгина (Кострома)
Андрей Васильев (Псков)
Сергей Гогин (Ульяновск)
Олег Ефимов (Москва)
Андрей Иванов (Гуково, Ростовская область)
Наталья Колмогорова (Клявлино, Самарская область)
Светлана Конева (Мга, Ленинградская область)
Елена Коробкина (Севастополь)
Алла Кречмер (Нетания, Израиль)
Екатерина Лебедева (Екатеринбург)
Ульяна Опалева (Санкт-Петербург)
Софья Оршатник (Нижний Новгород)
Ольга Постникова (Москва)
Марина Романова (Итака, США)
Александр Савостьянов (Клинцы, Брянская область)
Светлана Самченко (Люберцы, Московская область)
Марианна Соломко (Санкт-Петербург)
Дмитрий Ургапов (Москва)
Елена Филиппова (Санкт-Петербург)
Анатолий Чертенков (Тихвин, Ленинградская область)
Редакция принципиально не стала проводить в рамках фестиваля конкурс, так как поэзия – это искусство, следовательно, «бег наперегонки» и попытки выяснить, кто «первый», а кто – «второй» в ней не уместны. Изначальное значение слова «фестиваль» не синонимично понятию «конкурс». Фестиваль – это своего рода смотр достижений в области того или иного вида искусства. Главные цели фестиваля «Право слова» – встреча современных поэтов и современных читателей, возрождение интереса к жанру гражданской лирики как поэзии думающих авторов для думающих читателей, создание альтернативы «поэзии масскульта».
Фестиваль состоит из двух частей:
в первый день своим творчеством и мыслями по поводу жанра гражданской лирики делились постоянные авторы журнала «Вольное слово»,
во второй – авторы, прошедшие редакционный отбор.
Обе записи опубликованы в открытом доступе на официальной странице журнала ВКонтакте, а также на каналах «Вольного слова» в Яндекс.Дзен и RuTube:
https://zen.yandex.ru/volnoe_slovo
https://rutube.ru/channel/24608756/
Информационными партнёрами фестиваля «Право слова» стали:
Русский ПЕН-центр: http://penrussia.org/new/
Международный поэтический фестиваль «Мгинские мосты»: https://vk.com/mginskie_mosty
Поэты. Переделкино: https://vk.com/poets_peredelkino
Шестидесятники: https://vk.com/public_60?
Студия интернет-маркетинга «Золотой тигр»: http://goldentiger.ru
ПАМЯТИ ЮЗА АЛЕШКОВСКОГО (21.09.1929—21.03.2022)
На 93-м году жизни скончался Юз Алешковский, легендарная личность, поэт и прозаик, член Русского ПЕН-центра с 1995 года. Приносим наши соболезнования родным и близким Юза Алешковского. Светлая память.
В 2019 году, к 90-летию Алешковского был приурочен выпуск авторской программы Александра Гениса на Радио Свобода, где он рассказывал о своём друге:
«В нашем, да и в следующем за нами поколении песню Алешковского "Товарищ Сталин, вы большой ученый" знали все, причем и тогда, когда она казалась народной и не имела автора. Понятно, что в 1979 году приезда в Америку Юза мы ждали с нетерпением и восторгом. Короля играет свита, и в этом случае ее роль исполняли выдающиеся авторы. Жванецкий им восхищался. Битов считал, что Алешковского надо печатать в "Литературных памятниках". Ну а Бродский, который умел быть суровым, как это известно на примере его жесткого отзыва о романе "Ожог" Аксёнова, дал Алешковскому лапидарную оценку, которую можно высечь на памятнике: "Моцарт языка".» https://www.svoboda.org/a/30158220.html
В 2001 году Юзу Алешковскому была присуждена Пушкинская премия немецкого Фонда Альфреда Тёпфера, и он приехал в Москву. На вручении премии слово о своем друге сказал Андрей Битов: «Пушкину свойственны свобода и гармония. И, что может показаться парадоксальным, совсем с другого конца, Алешковский - удивительный моралист и гармонист, он именно изо всех сил отстаивал права жизни, свободы внутри совершенно искаженного жизненного пространства. Пушкин сам был человеком свободным в языке, прямо скажем, и пользовался ненормативной лексикой, сколько хотел. Я думаю, что он бы услышал в его ненормативной лексике ту гармонию, которая победила чудовищное обращение с русским языком… Так что, вполне пушкинское усилие совершил Юз Алешковский в русском языке.»
Сам Юз на вопрос, как он чувствует себя в роли лауреата Пушкинской премии, ответил: «Я польщен. Мне приятно все, что связано с этой премией, не буду уточнять. Я лишен был с детства Маньки Величкиной - мании величия - и поэтому никаких особенных ощущений, ни комплексов, ни заслуг перед литературой. Наоборот, для меня это неожиданность, поскольку я сам себя всегда считал, если не маргиналом, то человеком, не участвующим в официальном литературном процессе.»
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ
Всемирный день поэзии был принят ЮНЕСКО на 30-й Генеральной конференции в Париже в 1999 году с целью поддержки языкового разнообразия и исчезающих языков через поэтическое слово. Идея учреждения Всемирного дня поэзии была выдвинута Международным ПЕН-клубом на конгрессе в Эдинбурге в 1997 году по предложению ПЕН-центра Турции и при поддержке ПЕН-центра Мельбурна.
В Москве Всемирный день поэзии был впервые отпразднован 21 марта 2000 г. в Театре на Таганке. В празднестве участвовали члены ПЕН-центра Андрей Вознесенский, Константин Кедров, Елена Кацюба, Михаил Бузник, а открывал действо Юрий Любимов.
Международный ПЕН ежегодно отмечает Всемирный день поэзии 21 марта, воздавая должное тем поэтам во всем мире, которые сталкиваются с угрозами, запугиванием и насилием за то, что высказывают свое мнение и призывают правительства к ответу. В этом году знаковой фигурой стал поэт из Мьянмы Maung Yu Py. Он был арестован 9 марта 2021 года во время участия в акции протеста против переворота в своем родном городе Myeik и был приговорен к двум годам лишения свободы по статьям 145 и 505(а) Уголовного кодекса Мьянмы, которые фактически криминализируют публичную критику переворота или военной хунты и часто используются режимом для наказания тех, кто публично выступает против диктатуры.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ВЛАДИМИРА МОЩЕНКО!
16 марта Владимиру Николаевичу Мощенко исполнилось 90 лет! От всей души поздравляем юбиляра и желаем отменного здоровья и новых прекрасных стихов!
Владимир Мощенко родом с Донбасса, вперые напечатал стихи в «Литературной газете» в 1956 году. В литературную среду он вошел в Тбилиси 1960-х годов, затем в Москве. Мощенко - автор книг стихов и прозы, воспоминаний. Переводил грузинских, северокавказских, еврейских и чувашских поэтов (Галактион Табидзе, Симон Чиковани, Григол Абашидзе, Самуил Галкин и другие). Автор статей о джазе.
Творчество Владимира Мощенко высоко оценили многие известные поэты:
«Он идёт, исходя из того,
Что свобода − превыше всего, −
И, победно звеня стременами,
Сам не ведает, что у него
Преимущество есть перед нами.» (А. Межиров)
«Поэзия Владимира Мощенко – акт художнического дара и детской Веры. Встреча с ней возвышает и просветляет.» (А. Ревич)
«Владимир Мощенко принадлежит к элите русской поэзии без надрыва и снобизма. (Е. Рейн)
«Писательство Вл. Мощенко пропитано поклонением высшему из искусств — музыке и, собственно, само есть почти музицирование.» (А. Кабаков)
Владимир Николаевич вступил в Русский ПЕН-центр в 2008 году по рекомендации А.Арканова и Е.Солоновича, а в январе 2017 года в знак протеста против исключения С.Пархоменко вышел из организации, оставшись нашим глубоко уважаемым другом.
ВОЛЬНОЕ СЛОВО. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВИДЕОЖУРНАЛ №1/2022
Вышел новый выпуск литературного видеожурнала «Вольное слово» – №1/2022. Обращаем ваше внимание: в 2022 году наш журнал будет выходить раз в два месяца. Открывает выпуск страница главного редактора журнала Зинаиды Варлыгиной – она читает свой рассказ-миниатюру «Держи дистанцию». На авторской фотостранице художественного редактора журнала Татьяны Варлыгиной вас ждёт знакомство с одним из видов зимнего отдыха костромичей – катанием на собачьих упряжках и прогулками с ездовыми собаками породы хаски по зимнему лесу. В январе этого года исполнилось 125 лет со дня рождения известного писателя Валентина Катаева, и в рубрике «В переделкинских переулках…» вас ждёт встреча с его внучкой, Тиной Катаевой. Она рассказывает о своём дедушке, его творчестве и жизни в Переделкино. Следующая страница посвящена памяти замечательного поэта Александра Тимофеевского. Несколько раз Александр Павлович делился своим творчеством на страницах нашего журнала, а в этом выпуске его друг и автор песен на его стихи Марина Романова делится воспоминаниями о нём, читает и поёт его стихи. Завершает выпуск рубрика «Беседы об Анастасии Цветаевой», в которой Станислав Айдинян рассказывает о книге Анастасии Ивановны «Звонарь», повествующей о московском мастере колокольной музыки – Константине Сараджеве – и, конечно, о самом музыканте.
Посмотреть выпуск можно на официальной странице журнала ВКонтакте: https://vk.com/volnoe_slovo
Приятного просмотра!
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ИГОРЯ ВОЛГИНА!
«СВОЙ ПУТЬ В НАУКУ ИГОРЬ ВОЛГИН НАЧАЛ УЖЕ ИЗВЕСТНЫМ И ПРИЗНАННЫМ ПОЭТОМ.»
Сердечно поздравляем Игоря Леонидовича с 80-летием и желаем еще долгие годы оставаться таким же творчески активным и импозантным - всем на зависть!
«Предваряя первую большую работу нынешнего юбиляра, академик Д.С. Лихачёв выразился так: «Игорь Волгин написал необыкновенную книгу. Необыкновенную по жанру, замыслу, исполнению». С этим суждением трудно не согласиться. Действительно, «Последний год Достоевского», будучи истинно научным исследованием, читается как захватывающий роман. Недаром в первом издании (на сегодняшний день их уже пять) имелся интригующий подзаголовок – «Исторические записки». Это верно, ибо все без исключения книги Игоря Волгина базируются на внушительной основе исторического документа.»
Всю юбилейную статью академика Валерия Тишкова можно прочесть в ЛГ:
https://lgz.ru/article/-9-6823-09-03-2022/-s-dushoyu-i-s-talantom-/ «
МИХАИЛУ БУЗНИКУ- 75!
Сердечно поздравляем с юбилеем Михаила Христофоровича Бузника, поэта и драматурга, члена Русского ПЕН-центра с 2005 года. От всей души желаем юбиляру доброго здоровья, новых публикаций и хорошего расположения духа!
Михаил Бузник окончил химический факультет Киевского университета, но литературное пристрастие взяло своё. Он автор нескольких пьес, поставленных в театрах бывшего СССР, и восьми поэтических сборников, вышедших в парижском издательстве ИМКА-Пресс. Последняя книга, «Синяя гравитация», вышла в 2019 г.
Книги Михаила Бузника иллюстрировали Сергей Параджанов, Василий Валериус, Рустам Хамдамов, Жерар Депардье. Предваряя публикацию пьесы Бузника «Сны чужой жены», Параджанов писал: ««В пьесах М.Бузника особая логика. Загадочная. Своя. Его пьесы будто бы состоят из фресок, которые вспыхивая — высвечивают жизнь ещё не приготовленную для истинной любви. Ствол драматургии Бузника имеет ветвистую крону и ветвистые корни, которые надо обуздать, расчесать и возлюбить.»