Новости

ГОДОВЩИНА КОНЧИНЫ АНДРЕЯ БИТОВА (27.05.1937—3.12.2018)

12-04-2019 просмотры 75

IMG_0531

Год назад не стало Андрея Георгиевича Битова, одного из основателей и бессменного Президента Российского отделения Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр». 3 декабря в Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате состоялся Вечер памяти Андрея Битова, собравший его друзей. Место воистину символическое, ведь абсолютный ориентир для Битова в жизни и литературе - это Пушкин. На вечере были показаны отрывки  из видео-интервью А.Г.Битова к документальному фильму  «Душа пушинка» 2017 г. (режиссер Мария Линдер), где Битов говорит о Пушкине.

К скорбной дате вышли две книги воспоминаний об Андрее Георгиевиче. «Портрет поздней империи» издательства АСТ представил составитель Евгений Чигрин, о сборнике «БИТОВ или Новые сведения о человеке» (ЗКСМО) рассказала составитель Анна Бердичевская.

На вечере выступили директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев,  архитектор Александр Великанов, председатель Дальневосточного ПЕНа Александр Колесов, один из соучредителей Новой Пушкинской премии Александр Жуков. О фильме «Пушкин-Битов-Габриадзе», над которым она сейчас работает, рассказала  режиссер Ася Гусева.

К грустной дате в «Новой газете» опубликовано эссе Валерия Попова «Эпоха Битова. Кончится ли она? Ни за что и никогда».

https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/01/82955-epoha-bitovaIMG_20191203_193559IMG_20191203_183940IMG_20191203_184810


ПРЕМИЯ ЧИТАТЕЛЯ 2019

12-02-2019 просмотры 173

Премия Читателя

6 декабря 2019 года на книжной ярмарке Non/Fiction в Гостином Дворе в четвёртый раз будет вручена «Премия Читателя».

Церемония награждения состоится 6 декабря в 19.30 в Литературном кафе Гостиного Двора по адресу: Москва, Ильинка, 4.

«Премия Читателя» - первая в российском библиотечном сообществе литературная награда. Она была учреждена в конце 2015 года Российской государственной библиотекой для молодежи (РГБМ) при поддержке Российской библиотечной ассоциации (РБА), Союза Литераторов РФ, Русского ПЕН-центра, Интернационального Союза писателей, Литературного института им. А.М. Горького.  Вручается автору лучшей русскоязычной  книги за предыдущие полтора года по результатам анализа читательских запросов РГБМ, портала ЛитРес  и голосования экспертного совета, состоящего из молодых читателей библиотек в возрасте от 16 до 35 лет. В разные годы лауреатами Премии становились Вадим Панов (2016), Гузель Яхина (2017), Алексей Слаповский (2018).

В западной и европейской «наградной традиции» существует целый ряд наград, присуждаемых писателям библиотечными сообществами (как отдельными библиотеками, так и библиотечными ассоциациями). Одна из самых известных - «Секвойя» (Sequoyah Book Award), с конца 1950-х годов вручаемая Оклахомской библиотечной ассоциацией (Oklahoma Library Association – OLA) авторам художественных произведений для детей и юношества (эти две категории «разнесены» номинациями).

Действительно, само существование литературных премий, учреждённых библиотеками – логично и дополнительных объяснений-разъяснений не требует: главный «оценщик» всегда был и будет его величество Читатель. Ведь читатель оказывает воздействие на литературный фон. Через свой выбор.  Важно и то, что книжные рейтинги книготорговых точек и библиотек могут радикально отличаться друг от друга. Казалось бы, в обоих случаях лежит анализ читательских запросов. Но эти запросы вдруг так разнятся!

Молодёжка, придумав «Премию Читателя», пошла как раз с другой стороны, опираясь на выбор пользователя библиотеки, которому важен только сам Текст, а не клановые или коммерческие интересы.

Как всё происходит? На основе анализа читательского спроса зала художественной литературы и портала ЛитРес составляется список самых востребованных современных русскоязычных авторов (лонг-лист). Затем команда профессионалов (Экспертный совет), в которую входят известные литературные критики, книжные журналисты и библиотечные деятели, формирует шорт-лист. Он и передаётся на финальное голосование членам читательского Жюри. В 2019 году Экспертный совет получил «право» номинировать книги (номинаторы указываются под номинируемой книгой). Но финальный выбор лучшего писателя и книги, конечно же, остаётся за Жюри.

В роли основного жюри  выступают читатели – Молодёжный читательский совет, в который входят наиболее активные молодые читатели РГБМ в возрасте от 16 до 35 лет и с различными (чаще – противоположными, по счастью) читательскими пристрастиями. Голосование происходит анонимно и независимо от других членов Совета (то есть не коллегиально): каждый член жюри оценивает книги шорт-листа по пятибалльной шкале. Далее всё просто: все баллы суммируются. Награду получает писатель, набравший наивысший балл. Ему вручаются «хрустальный» диплом с логотипом Премии (в оформлении использована технология 3D графики) и бумажный сертификат. Итоги голосования и имя лауреата «Премии Читателя» оглашаются в СМИ и на сайтах партнеров Премии.

Страница Премии Читателя на сайте РГБМ: http://www.rgub.ru/projects/reader_award/index.php

ШОРТ-ЛИСТ 2019

Эдуард Веркин. Остров Сахалин. — М.: Эксмо, 2018

Евгений Водолазкин. Брисбен. М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018.

Линор Горалик. Все, способные дышать дыхание. — М.: АСТ, 2018.

Александр Етоев. Я буду всегда с тобой. — СПб.: Азбука; М.: Азбука-Аттикус, 2018.

Алексей Иванов. Пищеблок. — М.: АСТ, 2018

Сергей Лукьяненко. Кайноzой. — М.: АСТ, 2018.

Евгения Некрасова. Калечина-малечина. — М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018

Виктор Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи. — М.: Эксмо, 2018

Роман Сенчин. Дождь в Париже. — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018

http://www.rgub.ru/projects/reader_award/2019.php


«РУССКИЙ ГОФМАН – 2019»

12-01-2019 просмотры 272

альманах

Член Русского ПЕН-центра Борис Бартфельд, вдохновитель и организатор международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман», собрал и издал альманах «Русский Гофман - 2019» по итогам конкурса нынешнего года. В сборник вошли стихи, рассказы, сказки, эссе и критические статьи, представленные всеми лауреатами и дипломантами (приехавшими на финал) на международный литературный конкурс «Русский Гофман - 2019». Приведены регламентирующие документы конкурса, состав жюри, лонг-лист, шорт-лист, список лауреатов и дипломантов конкурса, расписание мероприятий конкурса.

Составитель альманаха Борис Бартфельд - председатель Калининградской областной писательской организации (Союз российский писателей), член Русского ПЕН-центра. Автор восьми книг. Его рассказы и стихи широко печатались в литературных журналах и альманахах. Стихи переводились на литовский, польский, немецкий и латышский языки. Организатор международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» и многочисленных литературных событий. Лауреат главных региональных премий в области литературы и искусства.

На сайте Ридеро электронную версию можно скачать бесплатно, а бумажную купить за 424 рубля.

https://ridero.ru/books/almanakh_russkii_gofman_2019/

Бартфельд 1


В ПАРИЖЕ ПОКАЗАЛИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О Е.Ю. СИДОРОВЕ

12-01-2019 просмотры 365

crsc3800

28 ноября в Российском центре науки и культуры в Париже прошел кинопоказ документальной ленты о члене Русского ПЕН-центра Евгении Юрьевиче Сидорове,  бывшем Министре культуры России, Постпреде России при ЮНЕСКО, Первом секретаре Союза писателей Москвы. Не случайно в этот вечер, помимо зрительской аудитории, в РЦНК собрались многие именитые друзья Е.Ю.Сидорова, с которыми он работал в ЮНЕСКО в парижский период своей биографии.

Представлял героя фильма Постпред России при ЮНЕСКО А.И.Кузнецов, который в течение ряда лет работал с Е.Ю.Сидоровым в парижском Представительстве в качестве его заместителя. Посол при ЮНЕСКО сделал акцент на силе духа и высочайшем личном авторитете Е.Ю.Сидорова на примере богатого событиями периода жизни бывшего Министра культуры, совпавшего с переломным ельцинским этапом становления России.

Творческий вечер собрал многих друзей Е.Ю.Сидорова: художников Олега Целкова и Владимира Березкина, коллекционера Евгению Флавицкую и писательницу Елену Жоли, Марию Гладилину, бывшего Посла России во Франции А.К.Орлова, советника Гендиректора ЮНЕСКО Генриха Юшкявичюса и многих других.

Е.Ю.Сидоров – автор трех изданий книги о Евгении Евтушенко и многих статей, книг «Время, писатель, стиль», «На пути к синтезу», «Мысли в дороге», «Страницы и судьбы», «Теченье стихотворных дней…», «Ориентиры культурной политики», «Необходимость поэзии» и др. На вечере в РЦНК он зачитал несколько отрывков из книги «Записки из-под полы». В нее вошли избранные литературно-критические эссе, открытые письма, дневниковые записи, интервью разных лет.

Евгений Юрьевич Сидоров награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знаком почета, высшим литовским орденом Великого Князя Гядиминаса, польским орденом «За заслуги в области культуры». Лауреат Международной премии им. Петра Великого (2002), «За выдающийся личный вклад в развитие культурных и научных связей России с зарубежными странами».13


ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД: СБОРНИК РАССКАЗОВ «РЕАЛЬНЫЙ МАГИЗМ»

11-28-2019 просмотры 109

Realnyj-magizm-600x497

25 ноября в Малом зале ЦДЛ прошла презентация сборника рассказов «Реальный магизм», выпущенного литературным клубом «LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД» (Московский союз литераторов).

В сборник вошли не издававшиеся ранее произведения известных писателей: Александра Николаенко - лауреат премии «Русский Букер – 2017» (роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства») и финалист премии «Ясная поляна – 2019» (роман «Небесный почтальон Федя Булкин»), Евгения Некрасова - финалист премий «Большая книга – 2019», «Национальный бестселлер – 2019» и «НОС – 2018» за роман «Калечина-малечина», Вадим Месяц – лауреат «Бунинской премии – 2005» (книга рассказов «Вок-вок»), финалист премии «Русский Букер – 2002» (роман «Лечение электричеством»), Наталья Стеркина - известный сценарист и драматург, Ольга Ильницкая, уже завоевавшая себе известность как автор «магического реализма», и другие современные авторы.

Эта книга – многоуровневый метатекст в стиле «магического реализма», который называют мейнстримом современной российской прозы. Сюжеты рассказов сборника динамичны, действующие в них герои, каждый по-своему, взаимодействуют с вторгшимся в их жизнь сверхъестественным. Следить за тем, как «тот», загадочный мир, приоткрывает свои тайны, весьма увлекательно и познавательно.

Редактор-составитель и один из авторов сборника «Реальный магизм» - член Русского ПЕН-центра, литературный критик, поэт, культуртрегер Людмила Вязмитинова.

Журналист «ЛитРоссии» Иван Коротков поговорил с Людмилой Вязмитиновой о том, почему мистическое в литературе помогает точнее показать нашу действительность, о взаимодействии поэзии и прозы, о бессмысленности различных «измов» и приставок «постпост» и о том, как менялся литературный климат в России с 90-х годов и до наших дней.  https://litrossia.ru/item/vremya-dejstviya/

Полное видео презентации сборника рассказов «Реальный магизм», 25 ноября 2019 года, Малый зал ЦДЛ
https://www.facebook.com/lviazmitinova/videos/3285377644866864/

Ильницкая

ВязмитиноваАвторы


АНАТОЛИЮ КУРЧАТКИНУ – 75!

11-23-2019 просмотры 92

Курчаткин 2019

От всей души поздравляем с юбилеем Анатолия Николаевича Курчаткина, известного прозаика, одного из учредителей Русского (тогда еще Русского Советского) ПЕН-центра в 1989 году!  Желаем юбиляру крепкого здоровья и неиссякаемой творческой энергии!

Анатолий Курчаткин родился 23 ноября 1944 г. в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Детство прошло в заводском поселке Уралмаша, где работали инженерами его родители и где сам он впоследствии был фрезеровщиком и техником-конструктором, одновременно учась на вечернем отделении Уральского политехнического института. После службы в армии (1963–1966), оставив институт, работал в свердловской молодежной газете «На смену!». Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1967–1972), работал в журналах «Наш современник» (с 1972), «Студенческий меридиан» (1973–1977).

Представитель т.н. «прозы сорокалетних», сочетающих натуралистичность повествования с особым вниманием к повседневному бытию простого человека и острым социальным критицизмом, Курчаткин выпустил ряд сборников повестей и рассказов, в которых проявил себя прежде всего знатоком жизни социального «дна», людей неустроенных, беспокойных, нередко тяготеющих к преступному миру. Эти характерные черты «застойного» времени нашли отражение и в многочисленных рассказах писателя, и в повести "Газификация" (1981), и в романе "Вечерний свет". По мотивам повести Курчаткина «Бабий дом» в 1990 году был снят художественный фильм «Ребро Адама» (режиссёр Вячеслав Криштофович, сценарий Владимира Кунина).

Условность, сюжетный эксперимент как способ опробования, проверки, доказательства того или иного принципиально важного тезиса сближает прозу Курчаткина с художественным миром Г.Уэллса, Ф.Кафки, Е.И.Замятина и т.п. авторов, отличаясь, однако, вкусом к более наглядным, чувственно-ощутимым реалиям и узнаваемым, «прописанным» в конкретной локально-временной ситуации персонажам.
https://www.livelib.ru/author/5354-anatolij-kurchatkin

Анатолий Курчаткин – автор романов «Вечерний свет» (1985),  «Записки экстремиста. Книга ирреальной прозы» (1993),  «Радость смерти» (2000),  «Стражница» (2001),  «Солнце сияло» (2004), «Цунами» (2006), «Полёт шмеля» (2012),  «Минус 273 градуса по Цельсию» (2018).

Анатолий Курчаткин дал много интервью, одно из них - "Я ИЩУ ЧЕЛОВЕКА"- директору Боголюбовской библиотеки, главному редактор Интернет-канала Библио TV Владимиру Семёнову, где он рассказал, как и почему пришёл в литературу, о том, что он ищет в литературном творчестве, какие существуют социальные "лифты" для молодых писателей и что вообще такое – быть писателем. Значительная часть беседы была посвящена важнейшим мировоззренческим вопросам, темам церковности и христианской литературы.

https://youtu.be/-j9ifOHOiKY


«ПИНОККИО» АНДРЕЯ ВИШНЕВСКОГО НА СЦЕНЕ ЭЛЕКТРОТЕАТРА СТАНИСЛАВСКИЙ

11-22-2019 просмотры 108

Вишневский А.

Поздравляем с премьерой члена Русского ПЕН-центра Андрея Вишневского! Новые спектакли режиссера Бориса Юхананова «Пиноккио. Театр» (22.11.19) и «Пиноккио. Лес» (23.11.19) – это две части масштабного проекта «Пиноккио», в основе которого – пьеса Андрея Вишневского «Безумный ангел Пиноккио». О постановке «Пиноккио» рассказывает Борис Юхананов, режиссер, художественный руководитель Электротеатра Станиславский: «"Пиноккио" — очень важный для меня спектакль. Связано это с тем, в первую очередь, что я представляю нового неизвестного драматурга, личность, Андрея Вишневского. Я считаю его первым подлинно новопроцессуальным драматургом, создающим развивающиеся миры и тексты. В этом суть его замечательной, на мой взгляд, драматургии, совершенно неожиданной и очень отличающейся от других современных текстов. При этом я не делаю никаких толерантных жестов по отношению к пьесе, а создаю подлинный вариант театра. Андрей как драматург участвовал практически во всех репетициях.

Работа над "Пиноккио" началась давно. Мы рассмотрели множество вариантов сценографии. Это большой и значимый для театра проект, в котором занята почти вся труппа. В роли Пиноккио заняты две замечательные молодые актрисы: Светлана Найденова и Мария Беляева. "Пиноккио" — это спектакль, у которого есть черты метаоперы. Жанр спектакля — мистерия. В каком-то смысле «Пиноккио» продолжает важную для Электротеатра «сказочную линию», которую мы начали спектаклем "Синяя птица"».


ВЛАДИСЛАВ ОТРОШЕНКО: Я НЕ ВЕРЮ В КАКИЕ-ТО ОСОБЫЕ МИССИИ ЛИТЕРАТУРЫ

11-20-2019 просмотры 136

Отрошенко - ЛР

20 ноября исполнилось 60 лет Владиславу Отрошенко, известному прозаику, члену жюри литературной премии «Ясная Поляна», члену Русского ПЕН-центра с 2006 г. От всей души поздравляем юбиляра и желаем новых книг и яркой творческой жизни!

В 2004 году за книгу «Персона вне достоверности», опубликованную в Риме на итальянском языке, Владиславу Отрошенко присуждена одна из самых престижных литературных премий Италии Гринцане Кавур / Grinzane Cavour. В Италии о его творчестве писали крупнейшие итальянские СМИ, такие как «Corriere della Sera», «La Repubblica», «La Stampa», «Il Manifesto», журнал «Panorama» и др. Отрошенко посвящена персональная статья в итальянской энциклопедии Rizzoli (Enciclopedia Rizzoli).

Отрошенко - автор книг: «Пасхальные хокку» (1991),  «Персона вне достоверности (2000), «Тайная история творений» (2005), «Веди меня, слепец. Роман-расследование о судьбе и уголовном деле Сухово-Кобылина» (2007), «Приложение к фотоальбому» ( 2007) «Дело об инженерском городе». Избранное (2008),  «Двор прадеда Гриши» (2010), «Гоголиана и другие истории» (2013),  «Сухово-Кобылин» (ЖЗЛ: Малая серия, 2014), «Гоголиана. Писатель и пространство» ( 2016).

В России творчество писателя отмечено общенациональными премиями Артиада России (1997), Ясная Поляна им. Л. Н. Толстого (2003), Ивана Петровича Белкина за лучшую повесть на русском языке (2004), Горьковской литературной премии (2006). Он является обладателем первого приза старейшего литературного конкурса Рунета «Тенёта» (2001), лауреатом премии журнала «Октябрь» за лучший роман года (1999), финалистом премий Антибукер (2000), Андрея Белого (2007), Чеховский Дар (2010; 2011). Он лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2014).

Подробно о своей биографии и о своих книгах Владислав Олегович рассказал журналисту «Литературной России» Николаю Васильеву в интервью, названном «Бунт памяти в горлышке песочных часов»:  https://litrossia.ru/item/bunt-pamyati-v-gorlyshke-pesochnyh-chasov/


ПОЗДРАВЛЯЕМ С 70-ЛЕТИЕМ АЛЕКСАНДРА ДОЛИНА!

11-18-2019 просмотры 159

Долин Александр

18 ноября исполнилось 70 лет Александру Аркадьевичу ДОЛИНУ, члену Русского ПЕНа с 2004 года, известному японисту, поэту, писателю, переводчику с японского, литературоведу.  От всей души поздравляем юбиляра, желаем неиссякаемой творческой энергии и крепкого здоровья.

Александр Долин окончил японское отделение Института восточных языков МГУ в 1971 году. До 1992 года работал в Институте востоковедения Академии наук в Москве. В 1992 году переехал в Токио, где работал профессором сравнительной культурологии и литературоведения Токийского Университета иностранных языков. С 2004 года — профессор японской литературы и сравнительной культурологии Международного университета Акита. С 2018 года профессор Школы востоковедения НИУ ВШЭ (Москва).

Долин - автор и переводчик более 60 книг, в том числе четырёхтомной «Истории новой японской поэзии», монографии «Кэмпо — истоки воинских искусств», сборников переводов японской поэзии («Кокинвакасю», «Цветы ямабуки», «Багряные пионы», «Алая камелия» и многих других), а также авторских книг стихов и прозы.

В связи с выходом в России классической антологии Х века «Кокинвакасю» А.А.Долин в 1995 году был награжден премией Всеяпонской ассоциации переводчиков «За выдающийся вклад в культуру». Книга «Кэмпо — традиция воинских искусств», написанная им при участии Г.Попова и изданная в Германии и России, стала бестселлером, разошлась тиражом около миллиона экземпляров и продолжает переиздаваться до сих пор. Эту книгу в России восемь лет держали на полке, не пускали в печать.

Об этой книге и не только Александр Долин рассказал в беседе с Еленой Калашниковой, журналисткой «Частного корреспондента»:

«Кэмпо» вызвала в России большой резонанс. Книга сыграла ту роль, которую я ей и предназначал: открыла шлюзы, много лет оставаясь единственной серьёзной работой на рынке книг о воинских искусствах Востока.

Волна массовой практической литературы по боевым единоборствам хлынула значительно позже. Тираж всех изданий «Кэмпо» превысил, по моим подсчётам, миллион. Последнее, самое полное, вышло совсем недавно.

— Восточные единоборства сильно изменили вашу жизнь?
— Да, сыграли свою роль, но я никогда не добивался особо высоких результатов, хотя занимался много лет.

— Вам было интересно в них физическое или духовное начало или их симбиоз?
— И то и другое, разумеется. Хотя о духовном начале я писал много больше. Я вообще стараюсь подходить к окружающей действительности комплексно, креативно и применяясь к реальным обстоятельствам.

Чем бы ты ни занимался, ты проживаешь свою единственную жизнь. Мыслители Востока рассматривали жизнь как восхождение к высотам духа, в котором тело служит скорее инструментом. А я воспитан на их трудах...»

http://www.chaskor.ru/p.php?id=7310