Новости

АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ: «ПОКА ЗВЕНИТ СТРУНА»

03-30-2020 просмотры 211

Городницкий 2

Дорогие друзья, спешим поделиться радостной новостью. Александр Моисеевич Городницкий, которого мы недавно поздравили с 87-летием, записал новый альбом – «Пока звенит струна». В него вошли новые исторические и лирические песни, стихотворения, а также некоторые уже известные песни в новой обработке. В связи с пандемией альбом можно заказать пока только в электронном виде - в официальных группах Александра Городницкого:

https://vk.com/aleksandr_gorodnitsky

 https://www.facebook.com/groups/gorodnitskyГородницкий 3


ЕЛЕНА ИСАЕВА И ФАРИД НАГИМ: «НЕПЬЕСА НА ДВОИХ»

03-28-2020 просмотры 199

Нагим и Исаева

9 апреля, 21 апреля, 10 мая

На сцене «Эрмитаж» Московского театра «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Непьеса на двоих». Пьеса «Непьеса» создана двумя драматургами, членами ПЕН-центра – Еленой Исаевой и Фаридом Нагимом, которые до этого никогда не писали вместе. Да и потом вряд ли станут этим заниматься. Просто однажды, разговорившись о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, драматурги  поняли, что могут рассказать людям о том, что их больше всего волнует: почему любовь превращается в измену, а измена в любовь?  В спектакле играют Елена Захарова и Марат Башаров.

Получилась интересная постановка, в которой периодически непонятно, играют ли актёры роль или откровенно рассказывают о своём опыте любви, измене, окончании отношений. Два героя пытаются разобраться, как и из чего рождается чувство, как оно исчезает, какие признаки измены появляются в поведении женщины и мужчины.

Пьесу поставил режиссёр Александр Онищенко, художественный руководитель Одесского театра на Чайной, очень популярного, имеющего репутацию экспериментального. Александр – выпускник мастерской Иосифа Райхельгауза в  ГИТИСе, куда поступил, будучи опытным, профессиональным режиссером.

.ФАРИД НАГИМ:
Произведение решили основывать на реальных событиях, по реальным исповедям  людей, не раз и не два переживших «облом», но не утративших надежды. Потому и «непьеса». По сути, создали новый жанр – разговоры.

ЕЛЕНА ИСАЕВА:
Увы, современный уклад таков, что, перефразируя  Окуджаву: «Две вечных подруги любовь и измена, не ходят одна без другой». Что тут посоветовать? Не изменяйте? Не предавайте? Будьте верными? Нам казалось, что,  изучив своих героев с обеих сторон, мужским и женским взглядом, мы  сможем подсказать им, изобрести противоядие от одиночества!..

АЛЕКСАНДР ОНИЩЕНКО:
Для меня было важно показать, что действие происходит в Одессе. Поэтому художник Александр Трегубов придумал большой холм – точно такой, как в Одессе. Действие у авторов происходило в Ялте, но они согласились на такое географическое изменение. Впрочем, дух чеховской Ялты в спектакле тоже присутствует: ассоциация с повестью «Дама с собачкой». Два узнаваемых силуэта — цитата из знаменитого фильма с Алексеем Баталовым и Ией Савиной — появятся в начале и конце спектакля, жанр которого мы назвали stand up-мелодрамой.Нагим на сцене


ОЛЬГА ИЛЬНИЦКАЯ В ГОСТЯХ У СТУДЕНТОВ МГПУ

03-24-2020 просмотры 299

Poetessa-Olga-Ilnitskaya-v-gostyah-v-IKI

12 марта в гостях на занятии по «Отечественной литературе», которую ведёт доцент Ольга Ладохина, у студентов 1 и 2 курса направления «Социально-культурная деятельность»  была Ольга Ильницкая — поэт, прозаик, журналист и историк. Ольга Ильницкая не только член ПЕНа, она еще и член Союза писателей МосквыЮжнорусского Союза писателей и Национального Союза журналистов Украины.

Презентация поэтического сборника Ольги Ильницкой  «Сгущение жизни – моё ремесло» превратилась в продолжение семинара по роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Студентам интересно было, как читали самиздат, как комментировали текст. Всех очень увлёк сравнительный анализ произведений Ольги Ильницкой. Она читала стихи, в которых — отражение вечных тем:

И не одна явилась я из дальних мест.
Я не одна кричу о том, как тяжек крест.
Что вера — чудо глубины живой воды,
Не утонув — не избежать любви, судьбы.

Получилось очень интересная встреча — и дискуссия, и диалог поколений.Poetessa


Фестиваль «День АвангарДА!»

03-15-2020 просмотры 368

ДА__11_03_С__800_

Поэт и доктор филологических наук, член Русского ПЕН-центра Александр Владимирович БУБНОВ 19 марта проводит фестиваль "День АвангарДА!", к 110-летию термина "авангард". Кроме ведущего - автора идеи и куратора фестиваля Александра В. Бубнова, в фестивале участвуют ПЕНовцы Константин КЕДРОВ, Игорь СИД, Амарсана УЛЗЫТУЕВ, Евгений В. ХАРИТОНОВ.

 19 марта 2020 года. Москва.

Фестиваль "День АвангарДА!", к 110-летию появления термина «авангард».

Зверевский центр современного искусства, Москва, ул. Новорязанская, д. 29, стр.4.

М. Бауманская (путь от метро прилагается)

ПРОГРАММА:

С 15:00 до 17:30 – «квадратный стол» - теория, история, проблемы авангардного искусства;

с 19:00 до полуночи – собственно фестивальные выступления (программа уточняется).

ВХОД СВОБОДНЫЙ.

В 19 часов 05 минут начнётся показ СУПРЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЫ!

Не опаздывайте к началу!

Выставочное пространство: работы современных художников, визуальных поэтов, дизайнеров, а также супрематический проект «Ве’рбовка 100» (кураторы Анна Толстикова, Елена Богодухова), много авангардной ПОЭЗИИ, перформансы, а также концертные «блоки»: Сергей Летов (саксофоны), Алексей Круглов и «Круглый Бенд» (перформанс «Нем икс»), Мария Ходина с пьесой Антона Ровнера «Метаморфозы» для скрипки соло.

Мероприятие в фейcбуке  https://www.facebook.com/events/424316751517922/

https://vk.com/dayavant

ИЗ МАНИФЕСТА А.В.БУБНОВА «День АвангарДА!»:

ДА, друзья,

беру на себя авангардную смелость объявить 19 марта Днём АвангарДА!.. По той простой и - надеюсь - убедительной причине, что именно 19 марта (1910 года) появился сам термин "авангард" - в газете "Речь", в рецензии художника и критика Александра Николаевича Бенуа, который поделил участников выставки "Союза русских художников" на представителей авангарда, центра и арьергарда… ДА, многие знаковые слова и термины поначалу возникали как ирония, шутка, игра… Сам авангард, несмотря на некоторую "размытость" термина, это прежде всего Слово как таковое с его звучарным и прочим драйвом – АВАНГАРД!!! И сейчас уже кажется странным, что термин "авангард" стал активно применяться лишь с середины 20 века на Западе, и только потом "вернулся" в Россию… Таким образом, Авангард сделал необходимую паузу, "сделав круг", выдержав испытание временем, и это неоспоримо!.. Поэтому начало отмечаяния Дня АвангарДА спустя 110 лет не должно казаться "запоздавшим"… Авангард - это всегда Начало!..

С точки зрения поэтического Авангарда, дата 19 марта символична тем, что ПРЕДшествует 20 марта (Мирному Дню Поэзии) и 21 марта (ВСЕмирному Дню Поэзии)… Таким образом, Дни Поэзии "расширяются", образуя Триумвират… ДА?..

ДА… - это начало слова "ДАёшь!..", одного из знаковых авангардных слов 20 века;

ДА… - это начало слова ДАДА, одного из "течений" АвангарДА;

…наконец, Д.А. - инициалы Дмитрия АВАлиани, одного из гениев русского литературного АВАнгарда конца 20 века;

и т.п. (ДАбавляйте!!!)))

Итак,

ТАК отметим же 19 марта 2020 года 110 лет русскому и мировому Авангарду - ХУДОЖЕСТВЕННОМУ, ЛИТЕРАТУРНОМУ, МУЗЫКАЛЬНОМУ, АРХИТЕКТУРНОМУ, ФОТО- и КИНЕМАТО-ГРАФИЧЕСКОМУ… ДАлее - везде!..


НЕМЕЦКАЯ ПРЕМИЯ «ДОМИНАНТА»-2020 ПОСМЕРТНО ПРИСУЖДЕНА ЕЛЕНЕ КАЦЮБЕ

03-15-2020 просмотры 442

Доминанта-КацюбеКацюба Елена

Литературная премия DOMINANTE была учреждена в 2011 году обществом «Новый Мюнхенский диалог культур» (Dialog Neues Münchner Kunstforum e.V.) и славистским издательством Отто Загнер (Otto Sagner Verlag München). Премия присуждается ежегодно. Название происходит от одноименного немецко-русского альманаха, посвящённого литературе и искусству. Лауреатом DOMINANTE-2014 «за выдающиеся поэтические открытия и создание новых эстетических принципов в литературе» стал поэт и философ Константин Кедров.

Премия 2020 года посмертно присуждена известному поэту, члену Русского ПЕН-центра Елене Кацюбе (1946—2020)  «за открытия новых эстетических и художественных принципов в области литературы».


ОЛЬГА ИЛЬНИЦКАЯ: СГУЩЕНИЕ ЖИЗНИ – МОЁ РЕМЕСЛО

03-04-2020 просмотры 496

1

29 февраля в Переделкино, в Музее К.И. Чуковского - в литературном салоне «Гараж» гостеприимной хозяйки Аллы Рахманиной состоялась презентация книги стихов Ольги Ильницкой «Сгущение жизни – моё ремесло» (М.: Издательство Евгения Степанова; Союз писателей ХХI века, 2020, серия поэтических книг «АВАНГРАНДЫ»).

Новая книга стихов Ольги Ильницкой «Сгущение жизни – моё ремесло» состоит из пяти глав-разделов: «Вдоль светящейся линии»; «Опять идут стихи, как эшелон из прошлого»; «Кроша серебристый рай»; «На расстоянии души»; «Поэзию молчанием продлить». Эти главы-разделы вобрали в себя любовь и достоинство, боль и ярость человека, знающего цену свободе и независимости. Их пронизывает философия любви и милосердия. Как говорит сама Ольга Ильницкая, «У меня нет таких слов, чтобы были не о любви». Это сильная человеческая и поэтическая позиция, подтвержденная не только содержанием книги, но и всей жизнью её автора.

Гараж едва вместил всех желающих послушать Поэта. Ольга не только читала стихи, но и рассказывала удивительные истории из своей яркой жизни. В конце вечера прозвучал потрясающий фортепианный концерт в исполнении виртуоза Валентина Венцеля.

Еще одна презентация новой книги  стихов Ольги Ильницкой «Сгущение жизни – моё ремесло» состоится

11 МАРТА, В СРЕДУ, В 19:00 В LITCLUB «ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД» В БИБЛИОТЕКЕ ИМЕНИ Ю.В.ТРИФОНОВА.

LitClub «Личный взгляд». Библиотека № 2 имени Ю.В. Трифонова – ул. Лесная, д. 63, стр. 1, метро «Менделеевская», минут 7 пешком.

2 3 5


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ – ДНЕМ ПИСАТЕЛЯ!

03-03-2020 просмотры 202

День писателя

3 марта во всем мире отмечается День писателя. Праздник был учрежден в 1986 году на 48-м конгрессе Международного ПЕН-клуба, на котором представители разных стран постановили ежегодно отмечать 3 марта Всемирный день писателя. Это не только профессиональный праздник, это еще и повод в очередной раз вспомнить о роли писателя в обществе, призвать пишущее сообщество исповедовать принципы Хартии Международного ПЕНа - нести правду, защищать свободу слова, бороться с фальсификацией и искажением публикуемых фактов: «ПЕН решительно выступает за свободу печати и против произвольного применения цензуры в мирное время. ПЕН считает, что необходимое продвижение человечества к более высоким формам политической и экономической организации требует свободной критики правительств, органов управления и политических институтов. И поскольку свобода подразумевает сознательное ограничение, члены ПЕНа обязуются бороться с такими пагубными проявлениями свободной прессы, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация и искажение фактов в политических и личных целях.»


МАРИНА ТАРАСОВА: ПОРТРЕТ НА ФОНЕ КЛАССИКА

02-27-2020 просмотры 134

Битов. Портрет поздней империи

Немногим больше года назад не стало выдающегося русского писателя Андрея Битова. Битов говорил:  писатель пишет не словами, а смыслами. Его интеллектуальная проза не рассчитана на массового читателя, она элитарна, это квинтэссенция жизни.  Герой Битова – Человек в пейзаже; уже сейчас, пренебрегая интервалом времени, в смысле оценок, его называют классиком и великим, такое место в литературе заслужить нелегко. К годовщине приурочен выход сборника воспоминаний «Портрет поздней империи», где говорят о Битове его современники, писатели, люди искусства, многие  знали Андрея Георгиевича с молодых лет. Несомненная заслуга Евгения Чигрина как составителя книги  в том, что он собрал под одной крышей близких и не очень близких А.Битову людей, в их высказываниях воссоздан неповторимый образ эпохи.

Краткость, как известно, сестра таланта, и в своем маленьком эссе Виктор Ерофеев справедливо называет Битова звездой современной литературы, большой звездой, может быть, самым умным человеком, писателем, говорит о его бесстрашном участии (на гребне славы) в подпольном альманахе «Метрополь».

В ёмком эссе «Своя воля» Дмитрий Быков пишет, что Битов трудно определим. Как мне представляется, постмодернизм, а этот ярлык, кажется, навеки пристал к Битову – явление литературное, а не философское, между тем, Андрей Битов парадоксальный, неожиданный философ. Так, прочитав «Человек в пейзаже», начинаешь думать, может, это двойник повествователя, его другая ипостась? По яркости  и подробности отображения  его родного Петербурга Битов сравним с Достоевским. Валерий Попов недаром пишет, что  «его герои, страдающие петербуржцы имели мощного автора – покровителя, сделавшего их главными героями эпохи Битова, в которую обязаны были вписаться все, кто хотел или даже не хотел». А как формировался Андрей Битов, прозаик,  как даровано было ему, еще молодому, писать новыми смыслами, а не словами, в уже раннем рассказе «Пенелопа», всем  запомнившемся? В «Портрете поздней империи»  много прекрасных фотографий  молодых и зрелых лет, фотоматериалов, запечатлевших его друзей, пристрастия, чем увлекался Андрей Битов. В Питере он был причастен ко всему, даже к  фигурке Чижика-пыжика  на Фонтанке.

 Стойкость  перед надвинувшейся болезнью, любовь и желание Битова прибавить «бесконечность к бесконечности» отмечает в своих воспоминаниях его давний друг, друг молодости Александр Кушнер. О мучительной достоверности чувств, об  экзистенциальном осмыслении любви в прозе молодого Битова пишет Анатолий Макаров. Битов обрел духовное взросление, свои смыслы достаточно рано, свою неповторимую интонацию, как представляется, именно благодаря ей он смог создать неповторимые «Уроки Армении», повесть «Птицы».

О поэтике зрелого Битова остро, убедительно   пишет Соломон Волков.  О его «масках», трагических чертах. А ведь все начиналось с блокадного детства, когда, как цитирует Волков,  четырехлетний  мальчик Андрей ходил вокруг пайки хлеба, зная, что сможет прикоснуться к ней только в полдень.

 О подвижничестве Андрея Георгиевича, о его работе  Президентом ПЕН-центра говорит его коллега Екатерина Турчанинова. Эта книга – «Портрет поздней империи» - не мозаика, пытающаяся воссоздать целое, она подобна заповеднику, саду,  где растет удивительное дерево по имени Андрей Битов. О его неистребимой любви к жизни, внутренней свободе, огромной человеческой самобытности пишет  поэт Виктор Куллэ. Поэтический раздел книги многообразен, как и его авторы с их посвящениями Битову. Вспоминается стихотворение Беллы Ахмадулиной, датированное 1990 годом «Одевание ребенка». Человеческое дитя… с него всё начинается в жизни, его самоценность непреходяща.  В стихотворении лауреата Пушкинской премии Олега Хлебникова впечатляют строки о Петербурге: «Все равно я люблю эти плоские парки и скверы./ Здесь я должен был жить и любить, и - уже никогда./ И от этой такой ни на чем не основанной веры/ сладко- больно в душе. И причем тут они, города?»  А вот строки молодого Глеба Горбовского  1969 года, посвященные тоже тогда молодому Битову: «Будет пламенной идея под названием «Тщета»./ Вот опомнюсь и затею –/ настрочу томов полста./  Сам себе куплю в подарок/  домик с бабушкой в окне./ А остатки гонорара/ не пропью – снесу жене».

 В последний раз я подробно общалась с Андреем Георгиевичем на Днях литературы в  Калининграде. Мы побывали в Заповеднике на Куршской косе, где строгие дюны обрамляют благородную синеву залива. Погруженный в себя, даже сумрачный Андрей расцвел, налились румянцем щеки, засветились глаза. Еще бы! Здесь он горячо любим всеми сотрудниками заповедника, где задуман, а потом написан его шедевр - повесть «Птицы», анализирующая философию полета, уникальную, ни на кого не похожую  психологию пернатых. Да, да, личность птиц.

 В заключение этих заметок мне хочется снова обратить внимание, поблагодарить Евгения Чигрина за то, что он собрал сборник. Это кропотливая, но благодарная работа, настоящий подарок читателям. Они поймут, каким человеком был классик литературы; те, кто был мало знаком с его творчеством, особенно молодежь, обратятся к нему.  Колоритны и воспоминания самого поэта, долго жившего на Дальнем Востоке. Чигрин ставит  Битова в один ряд с Достоевским, Платоновым, Мандельштамом, что означает открывать для себя заново литературу.


ЕЛЕНА КАЦЮБА: «ПОЭЗИЯ БОЛЬШЕ СМЫСЛА»

02-25-2020 просмотры 137

Кацюба2

15.02.20 не стало Елены Александровны Кацюбы. В 2018 году она была гостьей  Боголюбовской литературной гостиной. Беседу с ней провёл главный редактор Интернет-канала Библио TV Владимир Семёнов, рассказавший об этой встрече: «Не хочется верить, что умерла Елена Кацюба - такая всегда жизнерадостная, приветливая, тонко-интеллигентная. Оказывается, когда мы с ней писали эту беседу, она уже тяжело болела, но была наполнена добрым юмором и была какая-то загадочная, как и её стихи - немного волшебные и таинственные.»

Разговор шел о самых разных вещах, которые волнуют поэта: о значении слова и об анаграмме, о рифме и смысле поэзии, о душе и еще о многом другом. Елена Александровна  доказывала, что мир состоит из случайностей и произвольностей, что в мире много ошибок и сбоев, но творчество даёт возможность найти порядок в хаосе.

https://www.youtube.com/watch?v=FE3SxstXu24