Новости

К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АНАТОЛИЯ ГЛАДИЛИНА (21.08.1935-24.10.2018)

08-21-2020 просмотры 135

Гладилин

Известному писателю и диссиденту, члену Русского ПЕН-центра с 2004 года, Анатолию Тихоновичу Гладилину 21 августа исполнилось бы 85 лет.

 Анатолий Гладилин родился в 1935 году в Москве. В 1954–1958 гг.  учился в Литературном институте им. А.М.Горького. По собственным словам, ушёл из Литературного института, не закончив его, и не знал, что делать дальше. Но неожиданно получил приглашение в "Московский комсомолец" работать заведующим отделом литературы и искусства. Позже работал редактором на киностудии им. Горького. Его повесть "Хроника времен Виктора Подгурского", опубликованная в журнале "Юность" в 1956 году, стала одним из первых произведений «оттепели». Гладилин открыто выступил против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем. Повесть «Прогноз на завтра», написанная в 1972 году, была опубликована лишь в эмигрантском издательстве «Посев».

 В конце 1970-х годов из-за разногласий с советской властью писатель был вынужден эмигрировать из СССР. Как вспоминал сам Гладилин, связанные с периодом "хрущевской оттепели" идеалистический порыв и чувство эйфории, воцарившиеся в кругах творческой интеллигенции, в дальнейшем разбились о суровую действительность в лице государственной системы. "Нам запрещалось описывать жизнь такой, какая она есть, и предписывалось писать о том, какой она должна быть, - сетовал он. - И называли это соцреализмом".

Как признавал Гладилин, изначально он не являлся ярым противником советской власти, однако постоянные разногласия и борьба с литературными редакторами в конечном итоге привели к тому, что противоречия приняли неразрешимый характер. "Они просто корежили мои книги, - говорил он. - Однажды я понял, что так больше продолжаться не может".

В 1976 году писатель покинул Советский Союз и с тех пор жил в Париже, однако постоянно поддерживал связь с Россией, подчеркивая, что его творчество предназначено именно для российских читателей. Во французской столице Гладилин написал такие книги, как "Парижская ярмарка", "Большой беговой день", "Французская советская социалистическая республика", "Улица генералов". Его последняя книга, мемуарная повесть "Тигрушка", увидела свет в 2015 году.

Вклад Анатолия Гладилина в распространение русского языка и русской литературы за рубежом был отмечен медалью Пушкина.  Почетная награда ему была  вручена на церемонии в посольстве России во Франции.


«ВОЛЬНОЕ СЛОВО» — ТРЕТИЙ ВЫПУСК

08-16-2020 просмотры 176

Вольное слово № 3

Дорогие друзья! Приглашаем вас посмотреть третий выпуск литературного видеожурнала «Вольное слово».

В этот раз вас ждёт встреча с уже знакомыми по первым двум номерам авторами: Зинаидой Варлыгиной, Татьяной Варлыгиной, Михаилом Кукулевичем, Светланой Самченко и Екатериной Турчаниновой, а также знакомство с поэтом Шухратом Хусаиновым.

Содержание выпуска:

Страница 1. Вступительное слово главного редактора.

Зинаида Варлыгина.

Страница 2. Премьера рубрики «В переделкинских переулках…»

Зинаида Варлыгина. Краткая история городка писателей Переделкино. Стихи о Переделкино в авторском исполнении.

Страница 3. Записки Русского ПЕН-центра.

Екатерина Турчанинова. Рассказ об Андрее Битове.

Страница 4. Премьера рубрики «Три века русской поэзии»

Михаил Кукулевич. Рассказ об Антоне Дельвиге. Песни на стихи Антона Дельвига.

Страница 5. 160 лет со дня рождения Исаака Левитана.

Татьяна Варлыгина. Фоторепортаж из единственного в России музея Левитана. Плёс, 2010.

Страница 6. История русского флота.

Светлана Самченко. Очерк «Житие святого Николая».

Страница 7. Слово поэта.

Шухрат Хусаинов. Стихи и песни.

Страница 8. Заключительное слово главного редактора.

Зинаида Варлыгина.

Мы будем рады, если после просмотра нового выпуска нашего журнала вы поделитесь с нами своими впечатлениями! Оставляйте комментарии к этой записи, пишите нам через сообщения группы и на электронную почту: volnoe-slovo@yandex.ru

С уважением, редакция литературного видеожурнала «Вольное слово»:

Зинаида Варлыгина, Татьяна Варлыгина

 

 

 

 


НАТАЛЬЯ ИВАНОВА: У НАС ЕСТЬ ЛИТЕРАТУРА И ЕСТЬ ПИСАТЕЛИ

08-13-2020 просмотры 146

Иванова. Литературный парк

Наталья Иванова. Литературный парк с фигурами и беседкой: Избирательный взгляд на русскую прозу XXI века. Редактор: Максим Амелин. – М.: Рутения, 2020.

«Уже несколько десятилетий звучат мнения, что литературная критика умерла – в популярных СМИ ей практически не осталось места, да и на умы массовой аудитории она особо не влияет. Факты оспорить сложно, а вот их упадническая интерпретация – повод если не для возмущённой отповеди, то как минимум для приступа острой тафофобии, ведь заживо хоронится вполне актуальный феномен», - начинает свою рецензию на новую книгу Натальи Ивановой Александр Москвин («Литературная газета» № 31).

«Современные писатели вовсе не принижаются на фоне великих предшественников. Наталья Иванова чутко откликается на прозу Михаила Шишкина, Владимира Шарова, Евгения Водолазкина… Кризисное состояние обусловлено не только пишущей братией. Тут замешан и книжный бизнес с перепроизводством масскульта, и публика, потерявшаяся в нахлынувшем культурном изобилии. Решать выявленные проблемы Наталья Иванова не берётся – многосоставные причины требуют коллективного усилия. Лишь в отношении литературной критики описательный тон «как обстоит дело» сменяется побудительным «как должно быть». Перед своими коллегами Наталья Иванова ставит внушительную задачу: отряхнувшись от снобизма и рыночных соблазнов, превратиться в этаких «ломовых лошадей просвещения».

Статьи и эссе Натальи Ивановой основаны на детальном филологическом анализе. Язык, стиль и поэтика для автора важнее «темы и проблемы». Однако, рассуждая о тексте и отталкиваясь от текста, Ивановой удаётся выйти далеко за его пределы. Читатель, рискнувший прогуляться по аллеям нашей словесности вместе с этим критиком, сможет не только лучше понять состояние современного литпроцесса, но и осмыслить самого себя как (пускай и не самого влиятельного) участника.

 

https://lgz.ru/article/-31-6747-29-07-2020/na-tyemnykh-alleyakh-slovesnosti/


«ПЕРЕХОДЯЩИЙ СТУЛ» СЕРГЕЯ БЕЛОРУСЦА

08-03-2020 просмотры 243

~max0003

Именно так назвал свою новую книгу член Русского ПЕН-центра с 2009 года, пишущий для детей и для взрослых, прозу и стихи, большой выдумщик Сергей Белорусец. А полное название книги и вовсе замысловато: «Переходящий стул и другие вещи, или Двенадцатая пятилетка... Однотомник». ( М.: «Библио ТВ», Academia, 2020).

В обширный том органично вошли как изящная малая проза Белорусца,  так и его ёмкие, по большей части короткие, стихи: «Не урод и не алкаш,/ Не подлец и не дурак.../ Твой Дом отдыха – шалаш./ Твой Дом творчества – барак...». Это пятая взрослая книга московского поэта, автора изданий для детей, широко знаменитого также своей дошкольно-школьной «Весёлой аРИФМетикой»,  лауреата национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» и других литературных премий.

Этот однотомник - своеобразное авторское избранное за отчётный период, включающий в себя всю двенадцатую пятилетку его жизни – в прошлом году Сергею Марковичу  как раз стукнуло 60.

А вот обнадёживающее стихотворение Сергея Белорусца из совсем свежей поэтической подборки  под названием «ОДУШЕВЛЁННЫЙ КОНВЕЙЕР» в литературно-художественном альманахе АРТИКУЛЯЦИЯ (выпуск № 11).

***
…И — дни —
Отнюдь —
Не бронебойны,
И — смертны
Все года…
И — эпидемии
(Как войны)
Кончаются.
Всегда…

http://articulationproject.net/7466


ПАМЯТИ ИГОРЯ ЯРКЕВИЧА (8.09.1962—29.07.2020)

07-31-2020 просмотры 189

Яркевич (2)

Скоропостижно скончался писатель Игорь Яркевич, не дожив до 58-летия. Он был членом ПЕН-центра с 1997 года и был нашим другом. Блестящий рассказчик, прозаик, узнаваемый с первого предложения, он много и невероятно интересно писал, но катастрофически мало печатался. Особенно, конечно, в нулевые и десятые годы. В 1994 году Игорь был признан лучшим писателем года по версии журнала «Огонек», в 1996 году — худшим писателем года по версии «Книжного обозрения», в 2011 году он был награжден премией «Нонконформизм» с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка». В интервью 2007 года Яркевич сказал: «Я написал всего три романа: «Как я и как меня», «Ум, секс, литература», «В пожизненном заключении». Это трилогия. Три романа, три глыбы, этакие Толстой, Чехов и Достоевский. Но я написал около 80 рассказов и продолжаю их писать. Рассказ я никому не отдам. Защищая рассказ, я чувствую себя русским патриотом, потому что если какой-то жанр и можно назвать русским литературным жанром, то только рассказ».

Игорь Геннадиевич Яркевич из тех, кто оставил яркий след, мы его никогда не забудем. Светлая память.


СЕРГЕЙ ЧУПРИНИН: МЫ ЖИВЁМ В ПРЕДОТТЕПЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ

07-31-2020 просмотры 168

 

Чупринин в ЛРУ Сергея Чупринина, литературного критика, литературоведа, историка культуры, главного редактора журнала "Знамя" и члена Русского ПЕН-центра, вышла новая книга "Оттепель: События. Март 1953 - август 1968 года". НЛО 2020. 

О своей книге-хронике Оттепели, над которой он работал длительное время, Сергей Иванович рассказал в редакции газеты «Литературная Россия», ответив на вопросы Евгения Богачкова. Приводим некоторые фрагменты из этого интервью, опубликованного в ЛР № 28/2020.

«Спасибо масскульту и спасибо телевидению – Оттепель стала чем-то вроде нашей античности. Фильмы «Стиляги», «Оттепель», «Таинственная страсть» и т.д. Молодые люди – весёлые, в гавайках, в пёстрых галстуках – танцуют твист, рок-н-ролл (или что там они ещё танцевали), и создаётся впечатление, что персонажи Оттепели, её основные фигуранты – это Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Булат Окуджава… Да, безусловно. Но ведь Оттепель – это ещё и Пастернак с его «Доктором Живаго». На самом деле Оттепель – это не только «А у нас во дворе есть девчонка одна, / Между шумных подруг неприметна она…», а это Шостакович, это Корин, это Чуковский, это Андрей Тарковский, это Ахматова, наконец, и другие большие мастера. И любопытно, что чрезвычайно многие произведения глянцевых, титульных фигурантов Оттепели перечитывать сейчас невозможно. Это всё уже глубокая архаика. Но совершенно ничего не произошло ни с «Доктором Живаго», ни с «Жизнью и судьбой» Гроссмана, ни со стихами Бродского – на самом деле вершинными явлениями этого исторического периода. И мне бы хотелось, чтобы как раз в моей книге об этих по-настоящему крупных величинах говорилось, по крайней мере, не меньше, чем о тех, кто в известной степени был калифом на час.»

«… Если судить по откликам тех, кто уже успел познакомиться с моей хроникой, и по моим собственным ощущениям, появление этой книги именно сейчас – в 2020 году – вполне своевременно. Потому что, как мне кажется, нынешняя культура, нынешние люди опять живут в предощущении оттепели. Ведь сейчас тоже, в общем, такое вполне себе время стагнации – всё стоит, ничто никуда не движется, события не происходят… Ещё раз повторяю: время Оттепели было для многих чрезвычайно тяжёлым и трудным, а для многих и просто абсолютно драматичным, но то, что людям было жить тогда очень интересно, это безусловно. А сейчас какие события у нас происходят? Да, вручаются какие-то премии, партия и правительство принимают очередные «исторические решения», но к реальной жизни людей и к их настроению это всё, на мой взгляд, никакого отношения не имеет. И появляется ощущение, что, может быть, прошло уже достаточно времени для того, чтобы снова возник некий период общественного возбуждения. Я, кстати, так и трактую Оттепель – как эпоху не максимальных успехов, а именно всеобщего возбуждения, “движухи”.»

Фото — Иван КОРОТКОВ / «Литературная Россия»

Полный текст интервью: https://litrossia.ru/item/my-zhivjom-v-predottepelnoe-vremya/


II ФЕСТИВАЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ФЛЭ-2020)

07-17-2020 просмотры 210

Бубнов

КРАТКАЯ ПРОГРАММА

Москва, КЦ академика Д.С. Лихачёва, ул. Амурская, 31 (м.Щёлковская).

ВХОД СВОБОДНЫЙ.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. 6 августа. 19:00. (до 23:00) 1 отделение. Выступления по авторским заявкам, поступившим в мае-июне 2020 г. (В перерыве между отделениями: выставка книг блиц-конкурса "ФЛЭкслибрис") 2 отделение. Выступления победителей Первого ФЛЭ. "Вторые Интегральные чтения" (начало). Блиц-конкурс "ФЛЭкслибрис". Алексей Круглов и "Круглый Бенд": "Отцы и дети" (спец.приглашение куратора). Другие спецпроекты ФЛЭ.

ВТОРОЙ ДЕНЬ. 9 августа. 16:00. (до 20:00) "Вторые Интегральные чтения" (продолжение). "РеФЛЭксикон" (круглый стол и Жюри).

Артемий Ульянов "Полтава Артемия Ульянова, или Немыслимая дерзость" (спец.приглашение куратора). Спецпроект "ФЛЭшечка" - завершение фестиваля.

Куратор ФЛЭ - поэт, доктор филологических наук Александр В. Бубнов.

(Более подробная программа последует; в программе могут быть небольшие изменения; следите за мероприятиями "ФЛЭ" в соцсетях).

 


«ВОЛЬНОЕ СЛОВО» — ВТОРОЙ ВЫПУСК

07-16-2020 просмотры 280

ВС 2 заставка на ютуб

Предлагаем вашему вниманию второй выпуск литературного видеожурнала «Вольное слово». Посмотрев его, вы познакомитесь со страницами, посвящёнными казни декабристов; поймёте, почему День военно-морского флота России отмечается именно 27 июля; вместе с нами вспомните о Грушинском фестивале 2018 года; узнаете о Русском ПЕН-центре; познакомитесь с молодым художником-авангардистом.

Итак, содержание выпуска:

Страница 1. Вступительное слово главного редактора.

Страницы 2-3. Посвящение декабристам.

Зинаида Варлыгина (стихи, песня)

Михаил Кукулевич (песни)

Страница 4. День военно-морского флота России.

Светлана Самченко (историческая проза)

Страницы 5-6. Фестивальное лето.

Зинаида Варлыгина (стихи, песня)

Татьяна Варлыгина (фото, видео)

Страница 7. Записки Русского ПЕН-центра.

Екатерина Турчанинова (воспоминания)

Страница 8. Глазами художника.

Ника Курдюкова

Страница 9. Заключительное слово главного редактора.

Мы будем рады, если после просмотра нового выпуска нашего журнала вы поделитесь с нами своими впечатлениями! Оставляйте комментарии в группе, пишите нам в сообщения группы и на электронную почту: volnoe-slovo@yandex.ru

С уважением, редакция литературного видеожурнала «Вольное слово»

#вольноеслово #литературныйжурнал #ЗинаидаВарлыгина #ТатьянаВарлыгина #МихаилКукулевич #НикаКурдюкова #СветланаСамченко #ЕкатеринаТурчанинова #современнаялитература #современноеискусство

https://www.youtube.com/watch?v=msQ1yQCqGbI&feature=share&fbclid=IwAR1dayavmHl_U3enNoJ1jJUT4jN6LeixZOTc7g2aT6u1QQS4Y_VQ-InVT7Q


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ АНАТОЛИЯ МАКАРОВА!

07-12-2020 просмотры 259

1

12 июля исполнилось 80 лет Анатолию Сергеевичу Макарову — члену Русского ПЕН-центра с1990 года, известному писателю, переводчику, журналисту. От всей души поздравляем юбиляра и желаем крепкого здоровья, скорейшей публикации уже написанных произведений и воплощения новых творческих замыслов!

Анатолий Макаров окончил факультет журналистики МГУ. В 60-е годы начал печататься в еженедельнике «Неделя», с удостоверением специального корреспондента этого издания объехал всю страну… Как прозаик Анатолий Макаров дебютировал в 1974 году в журнале «Юность» с повестью «Человек с аккордеоном». Она принесла ему известность, была переведена на многие языки, легла в основу полнометражного художественного фильма (режиссер Н. Досталь, в ролях: В. Золотухин, И. Алферова, В. Сошальский, М. Пуговкин, Е. Евстигнеев) и театрального спектакля. Анатолий Макаров — автор романа «Жилплощадь» (1989), повестей «Мы и наши возлюбленные» (1981), «Футбол в старые времена» (1981), «Последний день лета» (1985), «Ночью, на исходе зимы» (1985), пьесы «Последний маскарад» (1992). Его перу также принадлежат книга  «Александр Вертинский. Портрет на фоне времени» (1998), рассказы, очерки, эссе. В 2007-м Анатолий Макаров опубликовал роман «В ожидании звонка» — искренний и беспощадный, выдержанный в лучших традициях русской психологической прозы. Он рассказывает о том, что реально происходило в России и в душах населяющих ее людей за последние 15 лет.