Новости

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ СВОБОДЫ ПЕЧАТИ

05-03-2020 просмотры 147

ВСемирный день свободы печати

В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати (World Press Freedom Day). Данное решение явилось результатом работы Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая в резолюции 1991 года «О содействии обеспечению свободы печати в мире» признала, что свободная, плюралистическая и независимая печать является необходимым компонентом любого демократического общества.

Всемирный день свободы печати является ежегодным напоминанием международному сообществу о том, что свобода печати и свобода выражения мнений являются основными правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека.

Главным мероприятием в праздничный день является вручение Всемирной премии ЮНЕСКО за вклад в дело свободной печати имени Гильермо Кано. Премия основана в честь погибшего в 1986 году колумбийского журналиста. Она присуждается отдельному лицу, организации или учреждению, внесшим значительный вклад в дело защиты свободы печати или ее содействию во всем мире, особенно, если такая деятельность связана с риском или репрессиями.

В Хартии Международного ПЕНа закреплено незыблемым право на свободу печати: «ПЕН решительно выступает за свободу печати и против произвольного применения цензуры в мирное время.»

В этом году, во Всемирный день свободы печати, Международный ПЕН опубликовал традиционный Case List за истекший 2019 год - список судебных дел, документирующий 212 случаев преследований, арестов, насилия и даже смерти.

На протяжении почти столетия Международный ПЕН ведет мониторинг и выступает в защиту журналистов, писателей, поэтов, драматургов, переводчиков, подвергшихся репрессиям за использование своего права свободно писать и комментировать окружающий мир, не опасаясь последствий.

Read and download the Case List


К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ТКАЧЕНКО (19.04.1945-5.12.2007)

04-19-2020 просмотры 305

1а

Сегодня Александру Петровичу Ткаченко было бы всего лишь 75, а его нет с нами вот уже более 12 лет. Талантливый в любой своей ипостаси – футболист, поэт, правозащитник, прозаик, публицист, он всегда помогал людям. Поистине невосполнимая утрата. Саша был директором ПЕНа с 1994 г., и Русский ПЕН-центр был в числе наиболее активных в Международном ПЕН-сообществе.  Сашу фром Раша любили все. Не зря Андрей Георгиевич Битов полностью полагался на Ткаченко не только в правозащитных делах, но и в международных контактах и готовил его в свои преемники.  Увы, не удалось.

Незадолго до смерти Александр Петрович успел опубликовать, пожалуй, свою главную книгу «Сон крымчака, или Оторванная земля». В своем предисловии Георгий Гачев написал: «Есть такой жанр, “книга народа” – сама собой сложившаяся в памяти людей энциклопедия жизни, которую взялся записать-пересказать одаренный искрой Божьей слова писатель. Вообще Карасубазар и община крымчаков вокруг него – это в исполнении Александра Ткаченко особая планета, анклав, как в «Миргороде» Гоголя – тоже целое население персонажей.»

Нам очень не хватает нашего Петровича…4а8а


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО КНИЖНИКОВ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04-17-2020 просмотры 192

Открытое письмо книжников

13.04.2020

Мы обращаемся к вам от лица писателей, книгораспространителей, издателей и всех граждан России, любящих книгу и понимающих ее ценность и важность особенно сегодня.

Книга является величайшим изобретением человечества, неотъемлемой частью культурной жизни. С самого раннего возраста ребенок во многом познает мир через книгу. Она сопровождает нас на протяжении всей жизни, способствует раскрытию творческих и интеллектуальных способностей человека, расширяет кругозор, развивает критическое и логическое мышление, учит доброте и любви, помогает в постижении истинных человеческих ценностей и смысла жизни…  Книга – это культурный стержень нации, она является основой для образовательной, научной и духовной деятельности всего общества. Невозможно переоценить значение книги и для других видов искусств, в том числе театра и кинематографа.

В поддержании культурного уровня нации роль книги можно сравнить с хлебом, и подобно хлебу, книга – это товар первой культурной необходимости. Сегодня, в век цифровой революции, книга результативнее других источников информации развивает способности к системному мышлению, как важнейшему элементу в успешности освоения знаний.

Государственная культурная политика должна решать одну из ключевых задач – расширения доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, литературы для детей и подростков. И основным каналом распространения книг продолжают оставаться книжные магазины.

Одна из основных проблем сегодня – это вынужденная остановка продажи книг через книжные магазины, на долю которых приходится более 70% всего книгораспространения. Закрытие книжных магазинов фактически парализует работу всей книжной индустрии: от писателей, издателей до полиграфических предприятий.

Доля книжной индустрии в общем объеме российской экономики достаточно скромная. Но трудно переоценить социальную значимость нашего бизнеса. Книжная индустрия выполняет важнейшую культурную задачу – приобщает к книгам и знанию все население Российской Федерации. Книга и литературное наследие было и остается важнейшим культурным достоянием российской нации. Издание книг в нашей стране не прекращалось ни в годы революции и Гражданской войны, ни в годы Великой Отечественной войны. В стране Пушкина, Толстого, Достоевского книга всегда имела первостепенное значение, которое так необходимо сохранить особенно сегодня, в нынешнее трудное время.

Сейчас мы стоим на пороге величайшей социальной катастрофы, которая ставит книгу и книжную отрасль на грань выживания. Только за март книжные магазины потеряли более 50-60% объемов продаж, а ситуация с закрытием магазинов на месяц и более длительный срок может привести к череде банкротств и краху всей книжной индустрии.

Мы обращаемся к вам с убедительной просьбой:

Дополнить перечень товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 N762-р, книжной продукцией.

Включить книжную индустрию в список сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки.

Очень просим вас поддержать ценность книги, книжных магазинов и книжной культуры, дать возможность сохранить ее для всего российского общества и будущих поколений.

516 подписей

https://lgz.ru/online/otkrytoe-pismo-knizhnikov-v-pravitelstvo-rossiyskoy-federatsii/


АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ «ПАНДЕМИЯ»

04-01-2020 просмотры 224

Городницкий Александр Моисеевич

Публикуем два новых стихотворения Александра Городницкого – одно, навеянное

письмом Пушкина издателю Плетнёву 22.07.1831 в пору объявленного холерного

карантина в Москве, где он писал: «Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу». Ну, а второе стихотворение – о нынешней пандемии.

 

ПУШКИН  - ПЛЕТНЁВУ

(22.07.1831)

Владимиру Фрумкину

Писал Плетнёву Пушкин

В холерный чёрный год.

«Хандра – холеры пуще, -

Быстрее изведёт.

Печали оголтелой

Сдаваться не спеши.

Холера губит тело,

Хандра же – враг души.

Года не беспредельно

Отпущены судьбой.

Молчанов умер, Дельвиг,

И мы умрём с тобой.

Но жизнь на этом Свете

Остановить нельзя, -

Родятся снова дети,

Появятся друзья.

Хандрить, мой друг, не дело.

Холера не страшна, -

Всего через неделю

Закончится она.

Дурные мысли лживы, -

Минует время мглы,

И мы, коль будем живы,

То будем веселы.»

21.03.2020

ПАНДЕМИЯ

Нам сейчас не собраться вместе,

Интернет заменил перо.

Мы читаем сегодня вести,

Словно сводки Информбюро.

Отступленье трубят, отступленье.

Умножается список потерь,

Где военное поколенье

На переднем краю теперь.

Вымирают поодиночке

Пережившие те года.

Наши дочери и сыночки,

Ваша нынче пришла страда.

Фронтовая повсюду зона.

Напрягайте свои умы.

И держите вы оборону,

Как держали когда-то мы.

Пусть судьба нас бедою дразнит,

Как и в тот невесёлый год, -

И на нашу улицу праздник

Обязательно вновь придёт!

26.03.2020


ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЗОРИНА (3.11.1924—31.03.2020)

03-31-2020 просмотры 188

Зорин Л.Г.

На 96-м году жизни скончался Леонид Генрихович Зорин, один из отцов-основателей, учредивших в 1989 году Русский, тогда еще Русский Советский, ПЕН-центр, за что мы ему глубоко благодарны. Леониду Генриховичу всегда были присущи благородство и достоинство. Имя его навечно вписано в историю Русского ПЕНа.

Многие  помнят феноменально ранний писательский старт Зорина – его первая книжка стихов вышла в Баку, когда Лёне было 10 лет, и он стал героем очерка Максима Горького «Мальчик».  Леонид Зорин  - классик по определению, ведь едва ли еще найдутся современные драматурги, чьи творения знают и любят и стар, и млад. Фильм «Покровские ворота», снятый по сценарию Зорина, стал всенародно любимым. Леонид Зорин написал около 50 пьес. Навсегда останутся в репертуарах театров его пьесы «Римская комедия»,  «Друзья и годы», «Варшавская мелодия», «Коронация»,  «Царская охота», «Медная бабушка» и многие другие. Он также создал сценарии для фильмов «Добряки», «Человек ниоткуда», «Транзит», «Леон Гаррос ищет друга» и «Скверный анекдот».

Проза Леонида Зорина уже заняла свою нишу в русской литературе. Среди последних произведений автора - романы "Юпитер" (2002), "Сансара" (2004), "Выкрест" (2007), "Глас народа" (2008) и другие. Сочинения писателя переведены на английский, немецкий, французский, испанский, болгарский, польский, сербский и другие языки.

Литературное мастерство Леонида Генриховича высоко оценено страной и его почитателями, о чем свидетельствуют ордена "Знак Почета" (1974) и Дружбы народов (1986), а также престижные премии – Литературная премия Ивана Петровича Белкина (2008), "Большая книга" (2009) и др.

Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Леонида Генриховича. Светлая память.


АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ: «ПОКА ЗВЕНИТ СТРУНА»

03-30-2020 просмотры 254

Городницкий 2

Дорогие друзья, спешим поделиться радостной новостью. Александр Моисеевич Городницкий, которого мы недавно поздравили с 87-летием, записал новый альбом – «Пока звенит струна». В него вошли новые исторические и лирические песни, стихотворения, а также некоторые уже известные песни в новой обработке. В связи с пандемией альбом можно заказать пока только в электронном виде - в официальных группах Александра Городницкого:

https://vk.com/aleksandr_gorodnitsky

 https://www.facebook.com/groups/gorodnitskyГородницкий 3


ЕЛЕНА ИСАЕВА И ФАРИД НАГИМ: «НЕПЬЕСА НА ДВОИХ»

03-28-2020 просмотры 236

Нагим и Исаева

9 апреля, 21 апреля, 10 мая

На сцене «Эрмитаж» Московского театра «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Непьеса на двоих». Пьеса «Непьеса» создана двумя драматургами, членами ПЕН-центра – Еленой Исаевой и Фаридом Нагимом, которые до этого никогда не писали вместе. Да и потом вряд ли станут этим заниматься. Просто однажды, разговорившись о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, драматурги  поняли, что могут рассказать людям о том, что их больше всего волнует: почему любовь превращается в измену, а измена в любовь?  В спектакле играют Елена Захарова и Марат Башаров.

Получилась интересная постановка, в которой периодически непонятно, играют ли актёры роль или откровенно рассказывают о своём опыте любви, измене, окончании отношений. Два героя пытаются разобраться, как и из чего рождается чувство, как оно исчезает, какие признаки измены появляются в поведении женщины и мужчины.

Пьесу поставил режиссёр Александр Онищенко, художественный руководитель Одесского театра на Чайной, очень популярного, имеющего репутацию экспериментального. Александр – выпускник мастерской Иосифа Райхельгауза в  ГИТИСе, куда поступил, будучи опытным, профессиональным режиссером.

.ФАРИД НАГИМ:
Произведение решили основывать на реальных событиях, по реальным исповедям  людей, не раз и не два переживших «облом», но не утративших надежды. Потому и «непьеса». По сути, создали новый жанр – разговоры.

ЕЛЕНА ИСАЕВА:
Увы, современный уклад таков, что, перефразируя  Окуджаву: «Две вечных подруги любовь и измена, не ходят одна без другой». Что тут посоветовать? Не изменяйте? Не предавайте? Будьте верными? Нам казалось, что,  изучив своих героев с обеих сторон, мужским и женским взглядом, мы  сможем подсказать им, изобрести противоядие от одиночества!..

АЛЕКСАНДР ОНИЩЕНКО:
Для меня было важно показать, что действие происходит в Одессе. Поэтому художник Александр Трегубов придумал большой холм – точно такой, как в Одессе. Действие у авторов происходило в Ялте, но они согласились на такое географическое изменение. Впрочем, дух чеховской Ялты в спектакле тоже присутствует: ассоциация с повестью «Дама с собачкой». Два узнаваемых силуэта — цитата из знаменитого фильма с Алексеем Баталовым и Ией Савиной — появятся в начале и конце спектакля, жанр которого мы назвали stand up-мелодрамой.Нагим на сцене


ОЛЬГА ИЛЬНИЦКАЯ В ГОСТЯХ У СТУДЕНТОВ МГПУ

03-24-2020 просмотры 329

Poetessa-Olga-Ilnitskaya-v-gostyah-v-IKI

12 марта в гостях на занятии по «Отечественной литературе», которую ведёт доцент Ольга Ладохина, у студентов 1 и 2 курса направления «Социально-культурная деятельность»  была Ольга Ильницкая — поэт, прозаик, журналист и историк. Ольга Ильницкая не только член ПЕНа, она еще и член Союза писателей МосквыЮжнорусского Союза писателей и Национального Союза журналистов Украины.

Презентация поэтического сборника Ольги Ильницкой  «Сгущение жизни – моё ремесло» превратилась в продолжение семинара по роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Студентам интересно было, как читали самиздат, как комментировали текст. Всех очень увлёк сравнительный анализ произведений Ольги Ильницкой. Она читала стихи, в которых — отражение вечных тем:

И не одна явилась я из дальних мест.
Я не одна кричу о том, как тяжек крест.
Что вера — чудо глубины живой воды,
Не утонув — не избежать любви, судьбы.

Получилось очень интересная встреча — и дискуссия, и диалог поколений.Poetessa


Фестиваль «День АвангарДА!»

03-15-2020 просмотры 401

ДА__11_03_С__800_

Поэт и доктор филологических наук, член Русского ПЕН-центра Александр Владимирович БУБНОВ 19 марта проводит фестиваль "День АвангарДА!", к 110-летию термина "авангард". Кроме ведущего - автора идеи и куратора фестиваля Александра В. Бубнова, в фестивале участвуют ПЕНовцы Константин КЕДРОВ, Игорь СИД, Амарсана УЛЗЫТУЕВ, Евгений В. ХАРИТОНОВ.

 19 марта 2020 года. Москва.

Фестиваль "День АвангарДА!", к 110-летию появления термина «авангард».

Зверевский центр современного искусства, Москва, ул. Новорязанская, д. 29, стр.4.

М. Бауманская (путь от метро прилагается)

ПРОГРАММА:

С 15:00 до 17:30 – «квадратный стол» - теория, история, проблемы авангардного искусства;

с 19:00 до полуночи – собственно фестивальные выступления (программа уточняется).

ВХОД СВОБОДНЫЙ.

В 19 часов 05 минут начнётся показ СУПРЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЫ!

Не опаздывайте к началу!

Выставочное пространство: работы современных художников, визуальных поэтов, дизайнеров, а также супрематический проект «Ве’рбовка 100» (кураторы Анна Толстикова, Елена Богодухова), много авангардной ПОЭЗИИ, перформансы, а также концертные «блоки»: Сергей Летов (саксофоны), Алексей Круглов и «Круглый Бенд» (перформанс «Нем икс»), Мария Ходина с пьесой Антона Ровнера «Метаморфозы» для скрипки соло.

Мероприятие в фейcбуке  https://www.facebook.com/events/424316751517922/

https://vk.com/dayavant

ИЗ МАНИФЕСТА А.В.БУБНОВА «День АвангарДА!»:

ДА, друзья,

беру на себя авангардную смелость объявить 19 марта Днём АвангарДА!.. По той простой и - надеюсь - убедительной причине, что именно 19 марта (1910 года) появился сам термин "авангард" - в газете "Речь", в рецензии художника и критика Александра Николаевича Бенуа, который поделил участников выставки "Союза русских художников" на представителей авангарда, центра и арьергарда… ДА, многие знаковые слова и термины поначалу возникали как ирония, шутка, игра… Сам авангард, несмотря на некоторую "размытость" термина, это прежде всего Слово как таковое с его звучарным и прочим драйвом – АВАНГАРД!!! И сейчас уже кажется странным, что термин "авангард" стал активно применяться лишь с середины 20 века на Западе, и только потом "вернулся" в Россию… Таким образом, Авангард сделал необходимую паузу, "сделав круг", выдержав испытание временем, и это неоспоримо!.. Поэтому начало отмечаяния Дня АвангарДА спустя 110 лет не должно казаться "запоздавшим"… Авангард - это всегда Начало!..

С точки зрения поэтического Авангарда, дата 19 марта символична тем, что ПРЕДшествует 20 марта (Мирному Дню Поэзии) и 21 марта (ВСЕмирному Дню Поэзии)… Таким образом, Дни Поэзии "расширяются", образуя Триумвират… ДА?..

ДА… - это начало слова "ДАёшь!..", одного из знаковых авангардных слов 20 века;

ДА… - это начало слова ДАДА, одного из "течений" АвангарДА;

…наконец, Д.А. - инициалы Дмитрия АВАлиани, одного из гениев русского литературного АВАнгарда конца 20 века;

и т.п. (ДАбавляйте!!!)))

Итак,

ТАК отметим же 19 марта 2020 года 110 лет русскому и мировому Авангарду - ХУДОЖЕСТВЕННОМУ, ЛИТЕРАТУРНОМУ, МУЗЫКАЛЬНОМУ, АРХИТЕКТУРНОМУ, ФОТО- и КИНЕМАТО-ГРАФИЧЕСКОМУ… ДАлее - везде!..