Новости

«ВОЛЬНОЕ СЛОВО» – ГОЛОСА И ЛИЦА СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

06-20-2020 просмотры 301

Вольное слово

Создан первый в России литературный видеожурнал

13 июня 2020  в Интернете был опубликован первый выпуск литературного видеожурнала «Вольное слово». Это уникальный в своём роде проект, объединяющий современных представителей различных видов искусства, таких как поэзия, проза, фотография, живопись. Создатель и главный редактор журнала – костромской поэт, член Русского ПЕН-центра Зинаида Варлыгина, художественный редактор – фотохудожник Татьяна Варлыгина. В первом выпуске также приняли участие московские поэты Михаил Кукулевич и Светлана Самченко, а также петербургский поэт Светлана Конева. А жена многими любимого поэта и барда Юрия Кукина рассказала о книге «Юрий Кукин: Я – не легенда, я – миф».

Видеожурнал «Вольное слово» будет выходить на двух платформах: ВКонтакте и YouTube. Доступ ко всем выпускам – бесплатный. Создатели приглашают всех неравнодушных к российской культуре, литературе, звучащему слову подписаться на страницы журнала и поделиться своим мнением от первого выпуска! А у творческих людей есть возможность прислать свои произведения в редакцию - в группу ВКонтакте и на электронную почту volnoe-slovo@yandex.ru Журнал открыт для новых авторов.

Страница журнала ВКонтакте: https://vk.com/volnoe_slovo

YouTube-канал журнала: https://www.youtube.com/channel/UCVTDxaereM6qzwphjTjikRA


АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ — ГОСТЬ БОГОЛЮБОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

06-13-2020 просмотры 190

Городницкий в Боголюбовской б-ке

В День России - 12 июня 2020 года - Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова совместно с литературным видеопорталом "Библио ТВ" провели ONLINE встречу с легендарным поэтом и одним из родоначальников жанра авторской песни, членом Русского ПЕН-центра и крупным учёным Александром Городницким. Правда, по его словам, родоначальником жанра авторской песни правильно считать псалмопевца царя Давида, а себя Александр Моисеевич назвал человеком, который "по слабости" не смог выбрать между Поэзией и Наукой. О феномене авторской песни, о шестидесятниках, о великой миссии Европейской Христианской цивилизации, о современной культуре и о нынешней пандемии – беседовал с гостем главный редактор канала Библио ТВ, директор Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова Владимир Семёнов.

Проект реализуется в рамках программы "Говорим о книгах" совместно со школой "Артмедиаобразование" при поддержке Фонда Президентских грантов. #поэт #бард #библиотв

https://www.youtube.com/watch?v=iz1wCCIcu9E&feature=share&fbclid=IwAR0fPz9KoVvCvFTUeAeW548MHur3YAb-VShM_lFZ84ZrxpXPb8A6brN2DJs


СЫН ДАВИДА САМОЙЛОВА ВСПОМИНАЕТ ОБ ОТЦЕ

06-07-2020 просмотры 329

Самойлов Давид

Корреспондент «Литературной газеты» Валерия Галкина взяла интервью у сына Давида Самойлова (1.06.1920—23.02.1990) - члена Русского ПЕН-центра, писателя и переводчика Александра Давыдова. Предлагаем отрывок из беседы.

ОБМАНЧИВА ЯСНОСТЬ СТИХОВ

Исполнилось 100 лет со дня рождения Давида Самойлова 

– Каким был Давид Самойлов – человек, стоящий за стихами – серьёзными и шутливыми? Какое ваше самое любимое воспоминание о нём?

– Самойлов был артистичен. На людях, по крайней мере ему приятных, он был весел и блестяще остроумен. Однако наивно было считать его легкомысленным весельчаком, для этого он был слишком глубок и сложен; ясность стихов Самойлова тоже обманчива. Дома он часто бывал хмуроват и задумчив. Прочитав его дневники, я был поражён трагизмом его мировосприятия. В них он бывал даже и брюзглив, правда, оговаривая, что дневник надо читать «с поправкой на дурное настроение» автора. Притом одно из самых частых там слов – «милый», «милая». Ему были милы те, с кем он не был связан никакими обязанностями и обязательствами. В отношении же самых близких иногда выходил некий «перевёртыш»: они подчас удостаивались стольких раздражённых реплик, что ближайший друг мог показаться едва ли не врагом. Знаем, что слишком тесная взаимосвязь редко бывает целиком благостной. Весёлый Самойлов дружеского общения и придирчивый автор дневника – это не ложные образы, а два аспекта его личности.

Одного-единственного, самого любимого воспоминания не назову. Помню, как он мне постоянно читал свои новые стихи, внимательно выслушивая моё мнение. Мой вкус, уже хотя бы потому, что тот был во многом им же и сформирован, он уважал. Бывало приятно, когда отец хвалил мои сочинения или переводы, тем более что в отношении литературы он комплиментами не разбрасывался, не признавая тут ни родства, ни дружбы. А самое яркое детское воспоминание – как он сидит за столом и рисует для меня какие-то забавные карикатурки. Такое бывало редко, поэтому я, счастливый, стоя на диване, от восторга луплю его ладонью по ранней лысине. Мне было года четыре.

https://lgz.ru/article/-22-6739-03-06-2020/obmanchiva-yasnost-stikhov/


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ОЛЕСЮ НИКОЛАЕВУ!

06-07-2020 просмотры 195

Николаева Олеся

Сегодня отмечает юбилей замечательный поэт, прозаик и эссеист, профессор Литературного института им. Горького, член Русского ПЕН-центра с 2003 года - Олеся Александровна Николаева. Наши самые теплые поздравления и пожелания здоровья и неиссякаемого творческого вдохновения!

Вышедшую в 2008 году ее книгу „500 стихотворений и поэм“ Евгений Евтушенко назвал «ошеломляющей» и признал, что Олеся Николаева «беспрекословно вошла в разряд лучших женщин-поэтов России», «выказав духовную мощь и темперамент богатырши». Эта книга была награждена Национальной премией «Лучшие книги и издательства» (2009) и премией «Книга года» в номинации «Поэзия») (2009).

Олеся Александровна – автор многих книг поэзий и прозы, ее произведения переведены на целый ряд иностранных языков. Она представляла русскую поэзию на международных фестивалях и конгрессах во Франции, США, Мексике, Италии, Швейцарии, Кубе, Германии. Ее творчество отмечено многими премиями и наградами: Пушкинская премия-стипендия фонда Альфреда Тёпфера (1998), премия имени Бориса Пастернака (2002), премия «Поэт» (2006), Орден Русской Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги за актуальную просветительскую деятельность (2010), премия «Просвещение через книгу» в номинации «Художественная литература» за книгу «Корфу» (2011), Орден «Культурное наследие» Международной федерации русскоязычных писателей (2011), Патриаршая литературная премия (2012), премия Правительства РФ в области культуры (2014) и др.

В телепередаче «Линия жизни» Олеся Николаева рассказала о природе чуда, о своих любимых людях, о вере и ее силе, об умении прощать, о необыкновенных историях, приключившихся с ней в разные периоды ее жизни.

https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20872/episode_id/962648/video_id/971657/


ДЕНЬ ПАМЯТИ АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО (12.05.1933—1.06.2010)

06-01-2020 просмотры 157

Вознесенский

10 лет назад ушел из жизни один из основателей Русского ПЕН-центра и его неизменный Вице-президент Андрей Андреевич Вознесенский. Вознесенский — живая легенда ХХ века, знаковая фигура нашей культуры. Выдающийся поэт, лауреат Государственной премии СССР, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, он избран членом восьми академий мира, в том числе Российской Академии образования, Американской Академии литературы и искусства, Парижской Академии братьев Гонкур, Европейской Академии поэзии и др. Собственный поэтический почерк принес ему всеобщее признание еще во времена правления Н.С.Хрущева, чье гневное выступление против Вознесенского в 1963 г. обратило внимание всего мира на молодого поэта. «Ваше вступление в литературу — стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», — так писал Борис Пастернак молодому Вознесенскому, который послал ему свои первые стихи в четырнадцать лет. Начиная с поэмы «Мастера», поэзия Андрея Вознесенского ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. По его сочинениям поставлены спектакли «Антимиры» и «Берегите ваши лица» в театре на Таганке, «Юнона и Авось» в Ленкоме и др. Всегда остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философской концепции, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Его гражданская позиция оставалась неизменной во все времена: защита прав человека, неприятие и резкое осуждение всех видов ксенофобии и антисемитизма. Архитектор по образованию, Вознесенский — поэт мысли, поэт звука, создавший свой собственный эстетический мир. Чудо Вознесенского в том, что каждый его образ можно увидеть. Вице-президент Русского ПЕН-центра, усилиями и инициативой которого был создан Музей Пастернака в Переделкино, член жюри премии «Триумф», неутомимый организатор вечеров молодых поэтов, Вознесенский всегда был активной общественной фигурой, неотъемлемой частью нашего культурного контекста.


МИР ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

05-30-2020 просмотры 156

 

2В чём хитрость вируса Ковид19? Почему всё не так просто с вакцинацией, даже если отбросить теорию заговора? В чём феномен так называемого эффекта АЗУИ - когда вакцина, по сути, выполняет противоположную функцию? Об этом и многом другом главный редактор Интернет-канала Библио TV Владимир Семёнов беседует с Юрием Нечипоренко, не только прекрасным писателем-прозаиком, но и учёным-биофизиком, доктором физико-математических наук. Юрий Дмитриевич - один из авторов обзора технологий для создания вакцин против бета-коронавирусов.

 

https://www.youtube.com/watch?v=0dBvqFKWGo0&feature=share&fbclid=IwAR2iYwyPZ7m4mWjya64Tm1AGOELXNo-_exVHZAjLbtj2kcPE2E-TM0WsLl8


К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕВГЕНИИ КАЦЕВОЙ

05-22-2020 просмотры 182

Кацева

Евгения Александровна Кацева, германист, переводчик, литературовед и критик, была членом Русского ПЕН-центра с 1990 г. Детские годы Женя провела на Украине. К началу Великой Отечественной войны окончила четыре курса филологического факультета Ленинградского университета. В 1941 г. пошла добровольцем на радиокурсы Балтийского флота, попутно выучила немецкий язык и до 1945 г. служила военным переводчиком в разведотделе Балтийского флота (участвовала в допросах военнопленных, обучала агентов из числа военнопленных радиоделу). Уволена из флота в 1946 году, затем до 1949 года работала в советском Информационном бюро в Берлине, где познакомилась со многими советскими и немецкими писателями — в том числе с Константином Симоновым, благодаря которому в 1949 г. стала редактором отдела критики журнала «Новый мир», и с Иоганнесом Р. Бехером, чья книга публицистики «В защиту поэзии» стала в 1959 г. её первой переводческой работой. В «Новом мире» работала до 1953 г., далее была сотрудником журналов «Вопросы литературы» и «Знамя».

В книге воспоминаний «Мой личный военный трофей» (2002) Евгения Кацева рассказывает как о военных днях, так и о встречах с выдающимися немецкими писателями[.

Переводческая деятельность Евгении Александровны была отмечена многими наградами: медаль имени Бехера в золоте (1975), медаль Культурбунда в золоте (1985), Серебряная медаль морского флота ГДР (1985), премия Союза писателей ГДР (1985), премия для переводчиков правительства Австрии (1990), премия имени Альберта Карельского журнала «Иностранная литература» (1998).


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ СЕРГЕЯ БИРЮКОВА!

05-19-2020 просмотры 177

Бирюков

19 мая празднует 70-летие Сергей Бирюков - исследователь русского и зарубежного авангарда, член Русского ПЕН-центра с 2008 года, поэт и литературовед, педагог, основатель и президент Международной Академии Зауми, доктор культурологии (2007 г.). Сергей Евгеньевич проживает в г. Галле (Германия), преподаёт в местном Университете Мартина Лютера и часто бывает в Москве (когда позволяют обстоятельства, конечно).

В своём поэтическом творчестве Бирюков выступает прямым продолжателем русских футуристов, обращаясь в первую очередь к таким способам поэтического высказывания, как заумьстих, мотивированный аллитерацией, а также к визуальной и сонорной поэзии. Им опубликованы около двадцати книг стихов. Бирюков известен также мастерской декламацией своих произведений, а также футуристической поэзии начала XX века - авторское чтение любых его текстов являет собой артистичное шоу.

От всей души поздравляем юбиляра и желаем здоровья, новых книг и неиссякаемого вдохновения!


ЮННА МОРИЦ: ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ «КУЛАЧНЫЙ БОЙ»

05-14-2020 просмотры 297

Мориц3

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

По многочисленным просьбам читателей публикую стихотворение «Кулачный бой», написанное в 1958 году прошлого тысячелетия. Стихотворение это никогда в моих книгах не издавалось. Отрывками оно путешествует в Интернете, где в жанре воспоминаний жалуются, что слышали это стихотворение своими ушами, но нигде не могут найти оригинал. Вы найдёте его здесь и сейчас. Благодарю всех, кто просил меня это вспомнить. Ю.М.

 

КУЛАЧНЫЙ БОЙ

Мне, узкоглазой и ширококостной,

Февральским утром в год бы високосный,

Когда по небу мечется заря

В тулупе красном, речью бы несносно

На Лобном месте мне б гневить царя

И крикнуть: – Царь! Ты много войска маешь,

Но ни черта в стихах не понимаешь,

Черства твоя порода и глуха…

Опричнина – жестокая затея,

Кровопролитье – до-о-о-лгая затея,

Опричник зря кровавый бой затеял

Со мной на понимание стиха.

Вот он впрягает шею, руки, плечи

В дилемму – не убить, так искалечить,

Но – не читать, не слышать, не видать,

Столкнуть с Земли, покончить с днём рожденья,

В то солнечное, яркое сплетенье

Строфы, – ногой, обутой в хром, поддать!

О, как всего, что с лёту не понятно,

Боятся те, кто носит крови пятна

На рукавах камзола!.. Вникни, царь.

Поэт – это священная корова,

И если государство нездорово,

Ты песню топором не отрицай!

Ведь кто бы смог из преданного войска

Смочить траву слюной такого свойства,

Чтоб ты глотал метафор молоко,

И мозг светлел и улыбалось тело?..

Я стою плахи, но не в этом дело,

А дело в том, что царство – велико,

А в нём одним опричникам легко.

А топоры – не лёд, они не тают,

И головы, как яблоки, слетают

С мертвецким стуком с Лобного крыльца,

И мозг чернеет, истуканом – тело…

– Ты стоишь плахи!

– Царь, не в этом дело.

Казни меня, но государство в целом

Вполне достойно лучшего конца!..

1958.

П О С Л Е С Л О В И Е

«…кто носит крови пятна \ На рукавах камзола!..»

Всем известно, что у камзола нет рукавов!.. Но как раз на таких рукавах, отсутствующих, незримых, на рукавах от жилетки, «носят крови пятна».

Автору 21 год, эти стихи немедленно попадают в «чёрные списки», их запрещают читать, никогда ни в одну из книг они не войдут и не будут изданы. Но в шестьдесят каком-то году поэт Владимир Цыбин, ведавший отделом поэзии в журнале «Молодая гвардия», печатает эти стихи, прекрасно зная, что немедленно будет уволен. Этот номер журнала автору не достался, весь тираж расхватали, в архиве у автора нет этой публикации. Стихи восстановлены по магитофонной плёнке.

«Поэт – это священная корова», – вот что вызвало тогда, вызывает теперь и будет впредь вызывать рёв возмущения в известно каких стадах.

Но поэт – это священная корова, жрать воспрещается!

Первая строка – «Мне, узкоглазой и ширококостной» – это не автопортрет, а несбыточная мечта!..

Ю.М.