Новости

НЕ СТАЛО ЛЬВА РУБИНШТЕЙНА (19.02.1947—14.01.2024)

01-15-2024 просмотры 173

DSC07866

Неделю назад всех потрясла страшная новость - Льва Рубинштейна сбила машина. Увы, врачам не удалось спасти Льва Семёновича - от ран, не совместимых с жизнью, он скончался. Приносим глубокие соболезнования родным и близким Льва Рубинштейна. Поэт, библиограф и эссеист, обозреватель, общественный деятель, журналист, Лев Рубинштейн был членом Русского ПЕН-центра с 1993 года.

Лев Рубинштейн окончил филфак Московского государственного заочного педагогического института (ныне МГГУ им. М. А. Шолохова), долгое время работал библиотекарем в институтской библиотеке.

В начале 1970-х начал разрабатывать собственную стилистику минимализма. Под влиянием работы с библиотечными карточками с середины 1970-х создал собственный жанр, возникший на границе вербальных и изобразительных искусств — жанр «картотеки». Один из основоположников и лидеров московского концептуализма (наряду с Дмитрием Приговым).

Лев Рубинштейн — участник многих поэтических и музыкальных фестивалей, художественных выставок и акций. Первые публикации (по-русски и в переводах) появились на Западе в конце 1970-х годов. Первые публикации в России — с конца 1980-х. Составитель альманаха «Личное дело №».

К 2010-м годам практически отказался от писания на карточках и связанной с этим поэтики..

В 1999 году Лев Рубинштейн стал лауреатом премии Андрея Белого. Эссеистика Рубинштейна входила в шорт-лист Пушкинской премии Фонда А. Тёпфера (2004). В 2006 году он был отмечен грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода».

Светлая память.


ПАМЯТИ МАРКА ХАРИТОНОВА (31.08.1937—9.01.2024)

01-09-2024 просмотры 135

Марк Харитонов

Ушёл из жизни писатель и переводчик Марк Сергеевич Харитонов. Он был  членом ПЕН-центра с 1991 года. Приносим наши  глубокие соболезнования родным и близким Марка Сергеевича.

Марк Харитонов окончил историко-филологический факультет МГПИ (1960). Работал учителем, ответственным секретарем в многотиражной газете, редактором в издательстве. С 1969 г. свободный литератор, зарабатывал в основном переводами. Прозу начал писать в 1963 г., в печати дебютировал повестью «День в феврале». Выхода своей первой книги (сборник повестей того же названия) Марк Харитонов ждал пятьдесят один год. Почему не публиковали так долго? Ответ дал Давид Самойлов: проза «слишком не советская». Вроде о провинции, но с философией, например, Бердяева. Вроде о простых людях – из очередей, из хрущевок, но о тех, чья мысль порой опасно безгранична.

Проза и эссеистика Харитонова переведены на многие языки. «Возвращение ниоткуда», «Проект Одиночество», «Увидеть больше» - как истинный мудрец, Марк Харитонов уже в названия своих произведений вкладывал глубокий смысл. Его проза не поддается точному определению. Ее называют постмодернистской и провинциально-философской. Она захватывает богатством и музыкальностью языка, нескрываемой авторской иронией.

Поэтому не удивительно, что первого Русского Букера в 1992 г. получил именно Марк Харитонов - за роман «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». В 1997 г. он был награжден французской Премией за лучшую эссеистическую книгу года  (Prix du Meilleur livre étranger essai). Творчество Марка Харитонова было высоко оценено французскими критиками: «Захватывает богатство и музыка языка, эта нескрываемая ирония, которая заставляет вас то и дело смеяться... Нет сомнения, что перед нами... большой писатель». (Nicole Zand. Le Monde).  Харитонов переводил с немецкого произведения Томаса Манна, Стефана Цвейга, Франца Кафки, Германа Гессе.

Светлая память.


ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА ШМЕЛЕВА (18.06.1936—6.01.2014)

01-08-2024 просмотры 121

Шмелёв

10 лет тому назад  скончался академик РАН Николай Петрович Шмелёв, член Русского ПЕН-центра с 2003 года, автор и соавтор свыше 70 монографий и более 200 научных статей по мировой экономике и экономике России. Для нас он в первую очередь был все же прекрасным писателем. Печататься как прозаик Шмелёв начал в 1961 году — его рассказ "Оловянные солдатики" был напечатан в журнале "Москва". После этого в течение 26 лет прозу не публиковал. Его имя приобрело известность после публикации статьи "Авансы и долги" в журнале "Новый мир" (1987), ставшей программным экономическим документом эпохи перестройки в СССР. Шмелев -- автор около 20 книг прозы, в том числе повестей "Спектакль в честь господина первого министра" (1988), "Безумная Грета" (1994), романов "Сильвестр" (1992), "В пути я занемог" (1995), мемуаров "Curriculum vitae" (1997-1998), романа «Пашков дом» (2001) и др. Николай Петрович Шмелёв был награжден медалью "За доблестный труд", орденами Почета (1996) и Дружбы (2007), был лауреатом многих премий.

Светлая память.


С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

12-30-2023 просмотры 175

В ПЕН-клубе, в нашей исторической штаб-квартире на Неглинной. состоялась традиционная предновогодняя встреча. Собрались добрые друзья, ПЕНовцы, которым не безразлично будущее Русского ПЕН-центра и с которыми хочется почаще встречаться в нашем клубе.. Заканчивается еще один год нашей ПЕНовской жизни. Что год грядущий нам готовит? Время покажет.

От всей души желаем коллегам-литераторам крепкого здоровья, новых публикаций, мира и благополучия в Новом, 2024-м году!

1 б.


ПАМЯТИ ЮРИЯ АРАБОВА (25.10.1954—27.12.2023)

12-28-2023 просмотры 143

tass_20666806-768x432

Не стало Юрия Николаевича Арабова, члена Русского ПЕН-центра с 1996 г. Арабов был сценаристом, прозаиком, поэтом, педагогом ВГИКа, а также  постоянным соавтором Александра Сокурова и сценаристом 12 его картин.

На Каннском фестивале 1999 года Арабов получил «Золотую ветвь» за сценарий к фильму Сокурова «Молох».

Вместе с режиссером Андреем Хржановским Арабов участвовал в сценарной работе над фильмом «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», снятом по литературным сочинениям Бродского, и над мультфильмом «Нос, или „заговор не таких“» по мотивам произведений Гоголя. Он также был сценаристом ряда российских сериалов — в том числе, «Доктор Живаго».  В августе 2022 года на Московском кинофестивале был показан фильм «Гирокастра», в котором Арабов дебютировал как режиссер. Помимо этого, сценарист был лауреатом премий «Золотой орел», «Ника» и «Триумф».

Кроме этого, Юрий Арабов был одним из неформальных организаторов клуба «Поэзия» — литературно-художественного объединения в Москве, созданного в 1985 году, членами которого были Лев Рубинштейн, Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев, Дмитрий Пригов и другие.

Светлая память.


ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ НАУМОВИЧА РЫБАКОВА (14.01.1911—23.12.1998)

12-22-2023 просмотры 123

Рыбаков А.

25 лет тому назад  не стало первого Президента Русского (тогда еще Русского советского) ПЕН-центра - известного писателя, автора таких популярных детских книг, как  «Кортик» и  «Бронзовая птица», а также бестселлеров «Тяжелый песок» и  «Дети Арбата».

Вспоминает Андрей Битов: «В заслугу Рыбакову и Горбачеву следует поставить то, что мы были зарегистрированы в порядке исключения как «Русский советский Пен-центр международной ассоциации писателей Пен-клуба.» В заслугу Рыбакова входит также то, что он все-таки помнил, как открывать двери, и мы получили зданьице в изумительном месте Москвы — между Сандунами и Трубной площадью <. ..>  К путчу 1991 года мы были все еще живы. В этот момент Анатолий Рыбаков получает некий грант в Штатах и уезжает дописывать очередную книгу, в связи с чем просит переизбрать его. Кандидатур на президента оказалось три. Большинство выбрало меня.»

А теперь слово самому Анатолию Наумовичу: «Мои книги - это история моего поколения. Мое поколение  - это дети революции, выросшие на ее идеалах. Но эти идеалы были растоптаны Сталиным уже в 1927 году. А мои сверстники превратились или в лагерную пыль, или погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Их могилы раскиданы от Колымы до Берлина. Вместе с ними в могилы ушли их надежды, их убеждения, их песни. В памяти потомков остались только их заблуждения. Все ими сделанное превратилось в пепел, а они сами - в прах.»

Книги Рыбакова изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы. Он был награжден многими орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне, а также литературными премиями: Сталинской премией второй степени за роман «Водители» (1951), Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых за сценарий фильма «Минута молчания» (1973), орденом Дружбы народов (1981).

Светлая память.г.


НОВАЯ КНИГА НАТАЛЬИ СЕЛИВАНОВОЙ

12-21-2023 просмотры 149

Селиванова. Автограф

В издательстве «У Никитских ворот» вышла книга Натальи Селивановой «Автограф. Культура конца ХХ века в диалогах и наблюдениях». Собранные под одной обложкой беседы, критические статьи, эссе о знаковых событиях и знаменитых героях последнего десятилетия прошлого века – достоверный и объективный источник о переломной эпохе в наши времена, времена постправды.

Пора глубокого, обоснованного взгляда на события 30-20-летней давности в России, в отечественной культуре вот-вот наступает. «Автограф…» Н.Селивановой стал едва ли не первым впечатляющим писательским трудом, который реконструирует художественные процессы сложнейшего времени. Для понимания краха, хаоса, растерянности, свободы 90-х, внутри которых наши мастера жили, думали, писали, вопреки историческим обстоятельствам, Селиванова предприняла ответственную и удачную попытку. Сквозь авторский текст проступает стилистическая выверенность, чисто человеческая точность, основательность в подборе авторитетных фигур, актуальных литературно-философских тем, в умении через индивидуальное переживание писателя в текущем моменте подчеркнуть свое и выйти на социально-психологическое обобщение с внятными ценностными ориентирами и нравственными идеалами… Как это дорого в литературе было во все времена.

500-страничный том - это еще рассказ Натальи Селивановой о себе, о своем кредо, переживаниях, становлении и творчестве с наводящими вопросами. Нетипичное построение характера героя 90-х через рефлексии известных деятелей культуры, совместное обсуждение творчества – ключевой художественный прием автора.

«Автограф…» особенно необходим молодым гуманитариям, исследователям, всем, кому дороги рассудительные, полнокровные голоса российской культуры. Мы видим «прекрасные черты» старших товарищей, друзей и коллег, проступающие в новом времени «из темноты».

Глубокое знание затушеванных тем и сторон жизни творческой и властной, известные прототипы и яркие персонажи, интригующие сюжеты, блестящий в благородной простоте и живости слог делают чтение захватывающим.


100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЯКОВА АКИМА (15.12.1923—21.10.2013)

12-15-2023 просмотры 136

Аким

Детский поэт Яков Лазаревич Аким был членом ПЕН-центра с 1995 г. Мы все его очень любили – благодушного и жизнерадостного. Светлая память.

Когда началась Великая Отечественная война, Якову Акиму было всего 18 лет. В июле 1941 года при защите Москвы от воздушного налета погиб его отец. Юноша отвез мать с младшим братом в Ульяновск, в эвакуацию, а сам ушёл в армию, воевал на Воронежском и Донском/Сталинградском фронтах. Стихов тогда почти не писал, если не считать, зарифмованных строчек в "Боевых листках".

После войны учился в химическом ВУЗе и посещал институтское литобъединение. Впервые муза посетила Якова Акима, когда родилась его дочка. Именно для нее он начал сочинять свои детские стихотворения. При этом с удивлением отмечал, что они пользуются успехом и у более широкой аудитории. У читателей журнала «Мурзилка», в котором публиковался поэт, он довольно быстро стал одним из любимых. В 1956 г. вступил в Союз писателей СССР.

Творчество Акима было замечено, ему был присужден Почетный Международный диплом им. Андерсена за книгу переводов для детей «Спешу к другу».  Кроме стихов и сказок для детей, Аким пишет лирику, адресованную взрослеющим и совсем взрослым читателям, переводит стихи близких ему по духу поэтов.

Яков Аким был награждён премией Ленинского комсомола Туркмении (1983) и Орденом Отечественной войны II ст. (1985).


«ДУХИ ДЛЯ РОБОТОВ И МАНЕКЕНОВ» АЛЕКСАНДРА ЧАНЦЕВА ПРЕДСТАВЛЕНЫ В МОСКВЕ

12-14-2023 просмотры 243

В Музее А. Толстого 9 декабря состоялась презентация книги Александра Чанцева «Духи для роботов и манекенов» (СПб.: Пальмира, 2023).

Несмотря на морозную погоду, многочисленная и самая разнообразная публика - гость годовалый и в 70 раз его старше - собралась на вечер.

Данил Файзов из «Культурной инициативы», открывая мероприятие, сказал про сочетание у Чанцева мисимианской яркости и борхесовского интеллектуализма, к которым, впрочем, вся его самобытность отнюдь не сводится.

Известная флейтистка Мария Алиханова исполнила очень сложную и оригинальную композицию – Cassandra’s Dream Song Брайна Фернихоу, ныне живущего представителя направления новая сложность.

Ирина Абрамян, представляя исполнение, увязала принципы этой композиции, вообще новой классики и чанцевского стиля, ссылаясь при этом на статью Ольги Балла и любимого композитора Чанцева Гризе. Публика интересовалась затем нотами этого сочинения.

Татьяна Данильянц подарила свой лимерик – посвященный выступающему и роботам. И сказала еще в частности, что Чанцев - востоковед, следовательно – мост между различными культурными мирами.

Ольга Балла прочла настоящий фундированный доклад, посвященный жанровым и стилистическим особенностям чанцевского письма.

Инга Кузнецова говорила об уязвимости и отваге его прозы, а еще, что у каждого есть свой Чанцев. И перечислила основные темы этой книги – от смерти до сугробов и от бабочек до шахмат. Одевшись, как черная пешка (Чанцев был в белом), про шахматы отрывок из книги Инга и прочла.

Максим Гуреев, только прилетев из Екатеринбурга и настоящих там холодов, все равно выступил и сказал, что Чанцев – человек-жест, а это редко бывает. Еще говорил Гуреев в своем выступлении про Босха и Сашу Соколова.

На последовавшем фуршете гости поздравляли и произносили теплые тосты. Игорь Сид предложил выпить за Мисиму, которым занимается Чанцев как японовед, Юлия Рахаева – за семью автора, присутствующую на страницах этой книги, а Дмитрий Данилов сказал, что проза Чанцева уникальна, в наши все упрощающие времена он позволяет себе писать сложно, без скидок.

Всем понравился и раздаточный материал с QR-кодами на все предыдущие книги Чанцева, а также выпущенные специально к этому вечеру памятные значки.

9.12.2023

9.12.23

9.12.3

9.12.