НЕ СТАЛО ЛЬВА РУБИНШТЕЙНА (19.02.1947—14.01.2024)
Неделю назад всех потрясла страшная новость - Льва Рубинштейна сбила машина. Увы, врачам не удалось спасти Льва Семёновича - от ран, не совместимых с жизнью, он скончался. Приносим глубокие соболезнования родным и близким Льва Рубинштейна. Поэт, библиограф и эссеист, обозреватель, общественный деятель, журналист, Лев Рубинштейн был членом Русского ПЕН-центра с 1993 года.
Лев Рубинштейн окончил филфак Московского государственного заочного педагогического института (ныне МГГУ им. М. А. Шолохова), долгое время работал библиотекарем в институтской библиотеке.
В начале 1970-х начал разрабатывать собственную стилистику минимализма. Под влиянием работы с библиотечными карточками с середины 1970-х создал собственный жанр, возникший на границе вербальных и изобразительных искусств — жанр «картотеки». Один из основоположников и лидеров московского концептуализма (наряду с Дмитрием Приговым).
Лев Рубинштейн — участник многих поэтических и музыкальных фестивалей, художественных выставок и акций. Первые публикации (по-русски и в переводах) появились на Западе в конце 1970-х годов. Первые публикации в России — с конца 1980-х. Составитель альманаха «Личное дело №».
К 2010-м годам практически отказался от писания на карточках и связанной с этим поэтики..
В 1999 году Лев Рубинштейн стал лауреатом премии Андрея Белого. Эссеистика Рубинштейна входила в шорт-лист Пушкинской премии Фонда А. Тёпфера (2004). В 2006 году он был отмечен грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода».
Светлая память.
ПАМЯТИ МАРКА ХАРИТОНОВА (31.08.1937—9.01.2024)
Ушёл из жизни писатель и переводчик Марк Сергеевич Харитонов. Он был членом ПЕН-центра с 1991 года. Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Марка Сергеевича.
Марк Харитонов окончил историко-филологический факультет МГПИ (1960). Работал учителем, ответственным секретарем в многотиражной газете, редактором в издательстве. С 1969 г. свободный литератор, зарабатывал в основном переводами. Прозу начал писать в 1963 г., в печати дебютировал повестью «День в феврале». Выхода своей первой книги (сборник повестей того же названия) Марк Харитонов ждал пятьдесят один год. Почему не публиковали так долго? Ответ дал Давид Самойлов: проза «слишком не советская». Вроде о провинции, но с философией, например, Бердяева. Вроде о простых людях – из очередей, из хрущевок, но о тех, чья мысль порой опасно безгранична.
Проза и эссеистика Харитонова переведены на многие языки. «Возвращение ниоткуда», «Проект Одиночество», «Увидеть больше» - как истинный мудрец, Марк Харитонов уже в названия своих произведений вкладывал глубокий смысл. Его проза не поддается точному определению. Ее называют постмодернистской и провинциально-философской. Она захватывает богатством и музыкальностью языка, нескрываемой авторской иронией.
Поэтому не удивительно, что первого Русского Букера в 1992 г. получил именно Марк Харитонов - за роман «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». В 1997 г. он был награжден французской Премией за лучшую эссеистическую книгу года (Prix du Meilleur livre étranger essai). Творчество Марка Харитонова было высоко оценено французскими критиками: «Захватывает богатство и музыка языка, эта нескрываемая ирония, которая заставляет вас то и дело смеяться... Нет сомнения, что перед нами... большой писатель». (Nicole Zand. Le Monde). Харитонов переводил с немецкого произведения Томаса Манна, Стефана Цвейга, Франца Кафки, Германа Гессе.
Светлая память.
ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА ШМЕЛЕВА (18.06.1936—6.01.2014)
10 лет тому назад скончался академик РАН Николай Петрович Шмелёв, член Русского ПЕН-центра с 2003 года, автор и соавтор свыше 70 монографий и более 200 научных статей по мировой экономике и экономике России. Для нас он в первую очередь был все же прекрасным писателем. Печататься как прозаик Шмелёв начал в 1961 году — его рассказ "Оловянные солдатики" был напечатан в журнале "Москва". После этого в течение 26 лет прозу не публиковал. Его имя приобрело известность после публикации статьи "Авансы и долги" в журнале "Новый мир" (1987), ставшей программным экономическим документом эпохи перестройки в СССР. Шмелев -- автор около 20 книг прозы, в том числе повестей "Спектакль в честь господина первого министра" (1988), "Безумная Грета" (1994), романов "Сильвестр" (1992), "В пути я занемог" (1995), мемуаров "Curriculum vitae" (1997-1998), романа «Пашков дом» (2001) и др. Николай Петрович Шмелёв был награжден медалью "За доблестный труд", орденами Почета (1996) и Дружбы (2007), был лауреатом многих премий.
Светлая память.
С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!
В ПЕН-клубе, в нашей исторической штаб-квартире на Неглинной. состоялась традиционная предновогодняя встреча. Собрались добрые друзья, ПЕНовцы, которым не безразлично будущее Русского ПЕН-центра и с которыми хочется почаще встречаться в нашем клубе.. Заканчивается еще один год нашей ПЕНовской жизни. Что год грядущий нам готовит? Время покажет.
От всей души желаем коллегам-литераторам крепкого здоровья, новых публикаций, мира и благополучия в Новом, 2024-м году!
ПАМЯТИ ЮРИЯ АРАБОВА (25.10.1954—27.12.2023)
Не стало Юрия Николаевича Арабова, члена Русского ПЕН-центра с 1996 г. Арабов был сценаристом, прозаиком, поэтом, педагогом ВГИКа, а также постоянным соавтором Александра Сокурова и сценаристом 12 его картин.
На Каннском фестивале 1999 года Арабов получил «Золотую ветвь» за сценарий к фильму Сокурова «Молох».
Вместе с режиссером Андреем Хржановским Арабов участвовал в сценарной работе над фильмом «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», снятом по литературным сочинениям Бродского, и над мультфильмом «Нос, или „заговор не таких“» по мотивам произведений Гоголя. Он также был сценаристом ряда российских сериалов — в том числе, «Доктор Живаго». В августе 2022 года на Московском кинофестивале был показан фильм «Гирокастра», в котором Арабов дебютировал как режиссер. Помимо этого, сценарист был лауреатом премий «Золотой орел», «Ника» и «Триумф».
Кроме этого, Юрий Арабов был одним из неформальных организаторов клуба «Поэзия» — литературно-художественного объединения в Москве, созданного в 1985 году, членами которого были Лев Рубинштейн, Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев, Дмитрий Пригов и другие.
Светлая память.
ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ НАУМОВИЧА РЫБАКОВА (14.01.1911—23.12.1998)
25 лет тому назад не стало первого Президента Русского (тогда еще Русского советского) ПЕН-центра - известного писателя, автора таких популярных детских книг, как «Кортик» и «Бронзовая птица», а также бестселлеров «Тяжелый песок» и «Дети Арбата».
Вспоминает Андрей Битов: «В заслугу Рыбакову и Горбачеву следует поставить то, что мы были зарегистрированы в порядке исключения как «Русский советский Пен-центр международной ассоциации писателей Пен-клуба.» В заслугу Рыбакова входит также то, что он все-таки помнил, как открывать двери, и мы получили зданьице в изумительном месте Москвы — между Сандунами и Трубной площадью <. ..> К путчу 1991 года мы были все еще живы. В этот момент Анатолий Рыбаков получает некий грант в Штатах и уезжает дописывать очередную книгу, в связи с чем просит переизбрать его. Кандидатур на президента оказалось три. Большинство выбрало меня.»
А теперь слово самому Анатолию Наумовичу: «Мои книги - это история моего поколения. Мое поколение - это дети революции, выросшие на ее идеалах. Но эти идеалы были растоптаны Сталиным уже в 1927 году. А мои сверстники превратились или в лагерную пыль, или погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Их могилы раскиданы от Колымы до Берлина. Вместе с ними в могилы ушли их надежды, их убеждения, их песни. В памяти потомков остались только их заблуждения. Все ими сделанное превратилось в пепел, а они сами - в прах.»
Книги Рыбакова изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы. Он был награжден многими орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне, а также литературными премиями: Сталинской премией второй степени за роман «Водители» (1951), Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых за сценарий фильма «Минута молчания» (1973), орденом Дружбы народов (1981).
Светлая память.г.
НОВАЯ КНИГА НАТАЛЬИ СЕЛИВАНОВОЙ
В издательстве «У Никитских ворот» вышла книга Натальи Селивановой «Автограф. Культура конца ХХ века в диалогах и наблюдениях». Собранные под одной обложкой беседы, критические статьи, эссе о знаковых событиях и знаменитых героях последнего десятилетия прошлого века – достоверный и объективный источник о переломной эпохе в наши времена, времена постправды.
Пора глубокого, обоснованного взгляда на события 30-20-летней давности в России, в отечественной культуре вот-вот наступает. «Автограф…» Н.Селивановой стал едва ли не первым впечатляющим писательским трудом, который реконструирует художественные процессы сложнейшего времени. Для понимания краха, хаоса, растерянности, свободы 90-х, внутри которых наши мастера жили, думали, писали, вопреки историческим обстоятельствам, Селиванова предприняла ответственную и удачную попытку. Сквозь авторский текст проступает стилистическая выверенность, чисто человеческая точность, основательность в подборе авторитетных фигур, актуальных литературно-философских тем, в умении через индивидуальное переживание писателя в текущем моменте подчеркнуть свое и выйти на социально-психологическое обобщение с внятными ценностными ориентирами и нравственными идеалами… Как это дорого в литературе было во все времена.
500-страничный том - это еще рассказ Натальи Селивановой о себе, о своем кредо, переживаниях, становлении и творчестве с наводящими вопросами. Нетипичное построение характера героя 90-х через рефлексии известных деятелей культуры, совместное обсуждение творчества – ключевой художественный прием автора.
«Автограф…» особенно необходим молодым гуманитариям, исследователям, всем, кому дороги рассудительные, полнокровные голоса российской культуры. Мы видим «прекрасные черты» старших товарищей, друзей и коллег, проступающие в новом времени «из темноты».
Глубокое знание затушеванных тем и сторон жизни творческой и властной, известные прототипы и яркие персонажи, интригующие сюжеты, блестящий в благородной простоте и живости слог делают чтение захватывающим.
100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЯКОВА АКИМА (15.12.1923—21.10.2013)
Детский поэт Яков Лазаревич Аким был членом ПЕН-центра с 1995 г. Мы все его очень любили – благодушного и жизнерадостного. Светлая память.
Когда началась Великая Отечественная война, Якову Акиму было всего 18 лет. В июле 1941 года при защите Москвы от воздушного налета погиб его отец. Юноша отвез мать с младшим братом в Ульяновск, в эвакуацию, а сам ушёл в армию, воевал на Воронежском и Донском/Сталинградском фронтах. Стихов тогда почти не писал, если не считать, зарифмованных строчек в "Боевых листках".
После войны учился в химическом ВУЗе и посещал институтское литобъединение. Впервые муза посетила Якова Акима, когда родилась его дочка. Именно для нее он начал сочинять свои детские стихотворения. При этом с удивлением отмечал, что они пользуются успехом и у более широкой аудитории. У читателей журнала «Мурзилка», в котором публиковался поэт, он довольно быстро стал одним из любимых. В 1956 г. вступил в Союз писателей СССР.
Творчество Акима было замечено, ему был присужден Почетный Международный диплом им. Андерсена за книгу переводов для детей «Спешу к другу». Кроме стихов и сказок для детей, Аким пишет лирику, адресованную взрослеющим и совсем взрослым читателям, переводит стихи близких ему по духу поэтов.
Яков Аким был награждён премией Ленинского комсомола Туркмении (1983) и Орденом Отечественной войны II ст. (1985).
«ДУХИ ДЛЯ РОБОТОВ И МАНЕКЕНОВ» АЛЕКСАНДРА ЧАНЦЕВА ПРЕДСТАВЛЕНЫ В МОСКВЕ
В Музее А. Толстого 9 декабря состоялась презентация книги Александра Чанцева «Духи для роботов и манекенов» (СПб.: Пальмира, 2023).
Несмотря на морозную погоду, многочисленная и самая разнообразная публика - гость годовалый и в 70 раз его старше - собралась на вечер.
Данил Файзов из «Культурной инициативы», открывая мероприятие, сказал про сочетание у Чанцева мисимианской яркости и борхесовского интеллектуализма, к которым, впрочем, вся его самобытность отнюдь не сводится.
Известная флейтистка Мария Алиханова исполнила очень сложную и оригинальную композицию – Cassandra’s Dream Song Брайна Фернихоу, ныне живущего представителя направления новая сложность.
Ирина Абрамян, представляя исполнение, увязала принципы этой композиции, вообще новой классики и чанцевского стиля, ссылаясь при этом на статью Ольги Балла и любимого композитора Чанцева Гризе. Публика интересовалась затем нотами этого сочинения.
Татьяна Данильянц подарила свой лимерик – посвященный выступающему и роботам. И сказала еще в частности, что Чанцев - востоковед, следовательно – мост между различными культурными мирами.
Ольга Балла прочла настоящий фундированный доклад, посвященный жанровым и стилистическим особенностям чанцевского письма.
Инга Кузнецова говорила об уязвимости и отваге его прозы, а еще, что у каждого есть свой Чанцев. И перечислила основные темы этой книги – от смерти до сугробов и от бабочек до шахмат. Одевшись, как черная пешка (Чанцев был в белом), про шахматы отрывок из книги Инга и прочла.
Максим Гуреев, только прилетев из Екатеринбурга и настоящих там холодов, все равно выступил и сказал, что Чанцев – человек-жест, а это редко бывает. Еще говорил Гуреев в своем выступлении про Босха и Сашу Соколова.
На последовавшем фуршете гости поздравляли и произносили теплые тосты. Игорь Сид предложил выпить за Мисиму, которым занимается Чанцев как японовед, Юлия Рахаева – за семью автора, присутствующую на страницах этой книги, а Дмитрий Данилов сказал, что проза Чанцева уникальна, в наши все упрощающие времена он позволяет себе писать сложно, без скидок.
Всем понравился и раздаточный материал с QR-кодами на все предыдущие книги Чанцева, а также выпущенные специально к этому вечеру памятные значки.