ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ

Всемирный день поэзии был учрежден резолюцией 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 15.11.1999 г. с целью поддержки языкового разнообразия и исчезающих языков через поэтическое слово. Идея учреждения Всемирного дня поэзии была выдвинута Международным ПЕН-клубом на конгрессе в Эдинбурге в 1997 году по предложению ПЕН-центра Турции и при поддержке ПЕН-центра Мельбурна.
Впервые День поэзии был отпразднован 21 марта 2000 года одновременно в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО и в Москве в Театре на Таганке Юрия Любимова.
В празднестве участвовали члены Русского ПЕН-центра Андрей Вознесенский, Константин Кедров, Елена Кацюба, Михаил Бузник, Алина Витухновская (вступившая в ПЕН позже), а открывал действо Юрий Любимов. После успешного празднества Константин Кедров, один из инициаторов создания Дня поэзии в мировом масштабе. получил благодарность ЮНЕСКО за успешное проведение торжества. С тех пор Всемирный день поэзии празднуется ежегодно.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ГОРОДНИЦКОГО!

20 марта исполнился 91 год Александру Моисеевичу Городницкому, уникальному и неповторимому Вице-президенту Русского ПЕН-центра. Основные вехи творческого и профессионального пути Городницкого известны абсолютно всем. Во всех своих ипостасях он неизменно великолепен — и как поэт, автор популярнейших песен (один из основоположников жанра авторской песни), и как писатель, автор более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы), и как ученый-океанолог (избороздил Мировой океан на судах РАН и военной гидрографии, многократно погружался на дно в подводных аппаратах). Словом, человек-легенда, недаром его именем названы малая планета Солнечной системы и горный перевал в Саянах.
«Атланты держат небо», «У Геркулесовых столбов», «От злой тоски не матерись» («На материк»), «Над Канадой небо синее», «Жена французского посла», «Снег», «Перекаты», «Кожаные куртки» («Песня полярных лётчиков») — эти песни Александра Городницкого, написанные в дальних океанских плаваниях и в экспедициях на Крайнем Севере, давно стали народными. По мнению литературоведов, «творчество А. Городницкого, несомненно, стало одним из ярчайших явлений как авторской песни, так и поэтической культуры».
Крепкого здоровья Вам, дорогой Александр Моисеевич, и долгой, столь же яркой творческой жизни! Многая лета!
КЛУБНЫЙ ДЕНЬ В ПЕНЕ
6 марта в Русском ПЕН-центре состоялась традиционная и очень интересная встреча коллег-ПЕНовцев. Хорошо пообщались - дам поздравили с наступающим 8 марта, Ольга Ильницкая и Татьяна Пономарева читали свои стихи, Амарсана Улзытуев представил и подарил коллегам свою книгу «ОБОО» (Выргород 2023). Книга необыкновенная, как и всё творчество Амарсаны Дондоковича.
Вот что писал об Улзытуеве Эдуард Лимонов: «...Он принципиально не мелкий, не воспевает мелкую, профаническую общественно-личную обывательскую жизнь. ...он поёт о высоком, о Богах, о Духах, о предках, о Вселенных и Бездне Хаоса, хотя он его так не называет. Почти все песни его о высоком, и он позволяет себе только мелкие вкрапления современности, примет нашего дня, всякий раз чуть вышучивая их, стесняясь...», «...Я бы цитировал всю книжку...»
А еще по приглашению Амарсаны к нам присоединился Олег Шишкин, готовый вступить в ряды ПЕНовцев.



ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ – ДНЕМ ПИСАТЕЛЯ!

Всемирный день писателя отмечается 3 марта. Полное название этого праздника Всемирный день мира для писателя. Он был учрежден в 1986 году на 48-м конгрессе Международного ПЕНа.
Всемирный день писателя - это не только профессиональный праздник, это еще и повод в очередной раз вспомнить о роли писателя в обществе, призвать пишущее сообщество исповедовать принципы Хартии Международного ПЕНа - нести правду, защищать свободу слова, бороться с фальсификацией и искажением публикуемых фактов. Принципы Хартии были заложены при создании организации в 1921 году. Однако, как и Всеобщая декларация прав человека, Хартия ПЕН-клуба была выкована в суровых реалиях Второй мировой войны и была утверждена на конгрессе ПЕН-клуба в Копенгагене в 1948 году.
НОВАЯ КНИГА НАТАЛЬИ СЕЛИВАНОВОЙ

В московском издательстве «У Никитских ворот» вышла в свет новая книга члена Русского ПЕН-центра, публициста и писателя Натальи Селивановой «Второе рождение».
В книге, объединившей семисерийный сценарий «Деловая женщина» и эссе о кино, Н.Селиванова представлена как кинодраматург, работающий на высоком уровне художественного обобщения. По сути это ответ на размышления в «Автографе» (книга Н.Селивановой, М., изд. «У Никитских ворот», переизд., 2023) Виктора Ерофеева о криминализации в 90-е годы, судьбах элиты и страны.
Публикация отдельным томом большого киносценария – явление в книжном мире редкое, еще и нерядовое, поскольку прослеживает судьбу нетипичной главной героини в очень нетипичных условиях.
Героиня Ольга Русакова образована, умна и амбициозна. Ольга спокойно вписывается в мир мужчин, играя по мужским правилам, пользуясь мужской помощью, но идя при этом к собственной цели. В общем контексте современных отечественных экранных искусств такая героиня сериала является прорывом.
Оказавшись в сфере PR и взаимодействуя с сильными мира сего, она сохраняет собственную мораль так же естественно, как ее пытаются обойти те, кто не привык «установками воспитания» себя обременять. Однако киносценарий «Деловая женщина» конфликтом в многочисленных линиях «плохой-хороший», «сильный-слабый» себя не исчерпывает. Перед нами полноценная современная драма, предельно точно отражающая перипетии в высокой политике, региональной элите, близких к власти комьюнити, бизнесе, гламурном общении, моде, музыке, личных отношениях мужчин и женщин, наблюдавшиеся в России на рубеже 10-х годов ХХI века.
Надо признать, что в творчестве Наталья Селиванова упорно отталкивается от исторических реалий в самом широком смысле слова, благородно защищая переживаемый нами отрезок от полного исчезновения с радаров человеческого внимания. А внимание нынешнего читателя и зрителя для автора становится все дороже с особенностью сознания фокусироваться на новости или проблеме пугающе коротко. Такая требовательность к бытописанию похвальна, близка к художественному архивированию, и явленный срез общества с узнаваемыми лицами, яркими диалогами – проводниками в мир героев - быстро и запоминающе восстанавливает картину, унесенную ветром времени. Именно поэтому за силуэтами персонажей в киносценарии Натальи Селивановой безошибочно угадываются человеческие типы, развернувшиеся в России в последние 20 лет. Эти образы отсылают к творчеству Юрия Полякова, Эфраима Севелы и Сергея Довлатова.
100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛАЗАРЯ ЛАЗАРЕВА (27.01.1924—29.01.2010)

Лазарь Ильич Лазарев (Шиндель), литературный критик и литературовед, кандидат филологических наук, был членом ПЕН-центра с 1994 года.
Лазарь Лазарев - участник Великой Отечественной войны - с осени 1942 был командиром взвода, затем отдельной стрелковой роты. В августе 1943 был тяжело ранен и уволен из армии в апреле 1944 года в звании лейтенанта. Награждён орденами Отечественной войны I и II степени,.
Лазарь Лазарев окончил филологический факультет МГУ (1950) и аспирантуру при нём. Печатался с 1950 года. Кандидат филологических наук (1954), тема диссертации «Творчество К. Симонова». Работал в «Литературной газете» (1955—1961). C 1961 года — в журнале «Вопросы литературы», с 1992 до конца своих дней был его главным редактором.
Как писал литературный критик Г. Красухин, «именно Лазарь Лазарев внес наибольший вклад в то, что еще в советское время этот журнал, не поступаясь научностью, сумел привлечь к себе массового читателя, стал трибуной свободной мысли, противостоящей официозу».
Светлая память.
НЕ СТАЛО ЛЬВА РУБИНШТЕЙНА (19.02.1947—14.01.2024)

Неделю назад всех потрясла страшная новость - Льва Рубинштейна сбила машина. Увы, врачам не удалось спасти Льва Семёновича - от ран, не совместимых с жизнью, он скончался. Приносим глубокие соболезнования родным и близким Льва Рубинштейна. Поэт, библиограф и эссеист, обозреватель, общественный деятель, журналист, Лев Рубинштейн был членом Русского ПЕН-центра с 1993 года.
Лев Рубинштейн окончил филфак Московского государственного заочного педагогического института (ныне МГГУ им. М. А. Шолохова), долгое время работал библиотекарем в институтской библиотеке.
В начале 1970-х начал разрабатывать собственную стилистику минимализма. Под влиянием работы с библиотечными карточками с середины 1970-х создал собственный жанр, возникший на границе вербальных и изобразительных искусств — жанр «картотеки». Один из основоположников и лидеров московского концептуализма (наряду с Дмитрием Приговым).
Лев Рубинштейн — участник многих поэтических и музыкальных фестивалей, художественных выставок и акций. Первые публикации (по-русски и в переводах) появились на Западе в конце 1970-х годов. Первые публикации в России — с конца 1980-х. Составитель альманаха «Личное дело №».
К 2010-м годам практически отказался от писания на карточках и связанной с этим поэтики..
В 1999 году Лев Рубинштейн стал лауреатом премии Андрея Белого. Эссеистика Рубинштейна входила в шорт-лист Пушкинской премии Фонда А. Тёпфера (2004). В 2006 году он был отмечен грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода».
Светлая память.
ПАМЯТИ МАРКА ХАРИТОНОВА (31.08.1937—9.01.2024)

Ушёл из жизни писатель и переводчик Марк Сергеевич Харитонов. Он был членом ПЕН-центра с 1991 года. Приносим наши глубокие соболезнования родным и близким Марка Сергеевича.
Марк Харитонов окончил историко-филологический факультет МГПИ (1960). Работал учителем, ответственным секретарем в многотиражной газете, редактором в издательстве. С 1969 г. свободный литератор, зарабатывал в основном переводами. Прозу начал писать в 1963 г., в печати дебютировал повестью «День в феврале». Выхода своей первой книги (сборник повестей того же названия) Марк Харитонов ждал пятьдесят один год. Почему не публиковали так долго? Ответ дал Давид Самойлов: проза «слишком не советская». Вроде о провинции, но с философией, например, Бердяева. Вроде о простых людях – из очередей, из хрущевок, но о тех, чья мысль порой опасно безгранична.
Проза и эссеистика Харитонова переведены на многие языки. «Возвращение ниоткуда», «Проект Одиночество», «Увидеть больше» - как истинный мудрец, Марк Харитонов уже в названия своих произведений вкладывал глубокий смысл. Его проза не поддается точному определению. Ее называют постмодернистской и провинциально-философской. Она захватывает богатством и музыкальностью языка, нескрываемой авторской иронией.
Поэтому не удивительно, что первого Русского Букера в 1992 г. получил именно Марк Харитонов - за роман «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». В 1997 г. он был награжден французской Премией за лучшую эссеистическую книгу года (Prix du Meilleur livre étranger essai). Творчество Марка Харитонова было высоко оценено французскими критиками: «Захватывает богатство и музыка языка, эта нескрываемая ирония, которая заставляет вас то и дело смеяться... Нет сомнения, что перед нами... большой писатель». (Nicole Zand. Le Monde). Харитонов переводил с немецкого произведения Томаса Манна, Стефана Цвейга, Франца Кафки, Германа Гессе.
Светлая память.
ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА ШМЕЛЕВА (18.06.1936—6.01.2014)

10 лет тому назад скончался академик РАН Николай Петрович Шмелёв, член Русского ПЕН-центра с 2003 года, автор и соавтор свыше 70 монографий и более 200 научных статей по мировой экономике и экономике России. Для нас он в первую очередь был все же прекрасным писателем. Печататься как прозаик Шмелёв начал в 1961 году — его рассказ "Оловянные солдатики" был напечатан в журнале "Москва". После этого в течение 26 лет прозу не публиковал. Его имя приобрело известность после публикации статьи "Авансы и долги" в журнале "Новый мир" (1987), ставшей программным экономическим документом эпохи перестройки в СССР. Шмелев -- автор около 20 книг прозы, в том числе повестей "Спектакль в честь господина первого министра" (1988), "Безумная Грета" (1994), романов "Сильвестр" (1992), "В пути я занемог" (1995), мемуаров "Curriculum vitae" (1997-1998), романа «Пашков дом» (2001) и др. Николай Петрович Шмелёв был награжден медалью "За доблестный труд", орденами Почета (1996) и Дружбы (2007), был лауреатом многих премий.
Светлая память.

367