АЛЕКСАНДР БУБНОВ ПРОЧЁЛ ЛЕКЦИЮ КУРСКИМ СТУДЕНТАМ
Поэт, член Русского ПЕН-центра, доктор филологических наук Александр Бубнов, курянин, живущий и работающий ныне в Москве, рассказал курским студентам о поэзии, магической функции языка и букве ё.
Александр Бубнов - куратор арт-лит-фестиваля "Курский Контекст", которому в этом году исполнилось ровно 10 лет, прочитал лекцию о современной поэзии, немного почитал свои стихи, а также рассказал о журнале Поэтов и об Андрее Вознесенском, который имел непосредственное отношение к журналу.
«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов…» Эти строки Валерия Брюсова, как эпиграф, иллюстрируют магическую функцию языка в поэзии, которая стала одной из тем лекции: магия языка всегда присутствует – и в звуке, и в визуальности.
Рассказ Олега Качмарского о встрече нашего коллеги А.В.Бубнова с курскими студентами можно прочесть здесь:
https://riakursk.ru/byt-mozhet-vsye-v-zhizni-lish-sredstvo-dlya-yarko-pevuchikh-stikhov
ПОЗДРАВЛЯЕМ С 70-ЛЕТИЕМ СЕРГЕЯ ДМИТРЕНКО!
17 ноября празднует юбилей Сергей Фёдорович Дмитренко, историк русской литературы и культуры, прозаик, проректор по научной и творческой работе Литературного института им. Горького, член Русского ПЕН-центра с 2013 года. От всей души поздравляем юбиляра, желаем неиссякаемой творческой энергии и крепкого здоровья, столь необходимого на его непростом поприще!
Видимо, не случайно рождённый во Владикавказе Сергей Дмитренко стал в 2018 году лауреатом Международной премии имени Фазиля Искандера, учреждённой Русским ПЕН-центром, в номинации «Драматургия, киносценарий» – за «сочинение для кино “Хранители гор” по мотивам историй, рассказанных Фазилем Искандером в книге “Сандро из Чегема”».
Творчество Сергея Дмитренко было неоднократно отмечено по достоинству и ранее: он лауреат премии «Нового Журнала» (Нью-Йорк) за лучший рассказ (2001) — рассказ «Букет»; шорт-листер премии «Русский Декамерон» (2003) — киноповесть «Фол»; финалист премии «Нонконформизм» (2011) — цикл «Докýменты»; шорт-листер 13-го Международного литературного Волошинского конкурса (2015; малая проза) — рассказ «Старик и молния»; финалист всероссийского конкурса «Музыка слов» (2016) — стихотворение «Я был от тебя далеко…»; Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка Академии Зауми (сентябрь 2018).
Сергей Дмитренко - автор исследований, статей по истории русской литературы и проблемам русской прозы, автор-составитель серии «Поэтический класс», а также антологий и книг русских классиков. В издательстве «ВитаНова» (Санкт-Петербург) вышла «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина с обширным сводом комментариев к ней, подготовленным С. Дмитренко (2010). В 2012 году здесь же выпущен свод сказок Салтыкова-Щедрина с подготовленным Дмитренко современным сопроводительным аппаратом. В 2013 году в серии «Русский путь» (СПб.: Изд-во РХГА) вышла первая книга подготовленной Дмитренко антологии «М. Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra», вторая книга вышла в 2016 г. «Салтыков (Щедрин). Генерал без орденов» («Молодая гвардия» 2022).
90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ТИМОФЕЕВСКОГО (13.11.1933—7.01.2022)
Замечательный поэт, писатель, сценарист Александр Павлович Тимофеевский был членом Русского ПЕН-центра с 2012 года. Он не был избалован известностью, себя называл «в закрытое окно России не достучавшийся поэт». Долгие годы он писал стихи «в стол» и работал как редактор и сценарист на различных киностудиях, а также телевидении и радио, главным образом, в мультипликации. Тогда-то и была написана знаменитая песенка крокодила Гены («Пусть бегут неуклюже»), прозвучавшая в мультфильме «Чебурашка».
Библиография Александра Павловича насчитывает не один десяток книг – для детей и взрослых. Он был членом Академии кинематографических искусств «Ника», АСИФА, Союза писателей Москвы; лауреатом поэтических премий журнала «Дружба народов», литературной премии Союза писателей Москвы «Венец» («за пронзительность лирических откровений и независимую позицию в литературе»). В 2007 году книга «Письма в Париж о сущности любви» была удостоена премии «Московский счёт»; в 2009 году журнал «Новый мир» присудил Тимофеевскому премию «Антология» (за книгу «Краш-тест»). В 2018 году Александр Тимофеевский стал лауреатом премии «Писатель ХХI века» в номинации «Поэзия» за 2017 год за сборник стихов «Я здесь родился».
Светлая память.
К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА КАМИНСКОГО (9.11.1933—11.01.2018)
Михаил Соломонович Каминский, редактор, издатель и писатель, был членом Русского ПЕН-центра с 1993 г. А главным редактором ПЕНовского издательства «Олимп», которое до 1994 г. размещалось на первом этаже дома на Неглинной, он был долгие годы.
Вот как вспоминал о появлении в ПЕН-клубе издательства «Олимп» и Михаила Каминского Андрей Битов: «С помощью первого директора ПЕНа Владимира Стабникова, который уже пробовал себя в издательском деле, мы пригласили Михаила Каминского, бывшего редактором «Советского писателя» и имевшего большой опыт, попробовать организовать изначальную структуру издательства внутри ПЕН-клуба. Тогда же я предложил Каминскому программу из трех стадий, трех ступеней развития издательства. … Первая стадия — «Школа классики», где бы наши классики, входящие в школьный курс, были переизданы в дешевых доступных изданиях, но с новыми, соответствующими гласности, предисловиями и комментариями. … Второй ступенью этой ракеты должна была стать серия “My Best”, где бы члены ПЕН-клуба составляли тоже максимально экономичный сборник своих произведений на 25 авторских листах, выбирая любимую картинку на обложку, написав приветствие читателям, включая не только наших членов ПЕН-клуба, но и зарубежных, известных в России. В частности, я договорился с Гюнтером Грассом по этому вопросу, книжка такая вышла, тогда он еще не был Нобелевским лауреатом.
Однако я забыл про свой третий пункт: что я при своем правлении не допущу свар и разборок. Размечтался однако. Вернувшись из Германии в начале 1994 года, я застал некую атмосферу какого-то сгущающегося зла. Я не мог понять, ни откуда оно идет, ни чем оно мне грозит, грозит ПЕН-клубу. Обвинения шли как бы мимо меня — обвиняли директора ПЕН-клуба Стабникова и директора издательства Каминского. Мне предлагали в конкретной форме «сдать» моих директоров. Поскольку я находился в отсутствии и руководил ими лишь на расстоянии, то я не счел возможной никакую форму предательства и заявил, что они выполняли мою программу, но выполняли в меру своего понимания. Оказалось, почва была очень подготовлена. Инициаторы чуть ли не ходили с подписными листами за свержение фиктивного президента Битова. Шла активная подготовка к моему свержению. Я был возмущен такими методами и стоял на своём до конца…. Так я проиграл оба пункта — мы потеряли издательство, и не просто склока, а извержение постсоветского вулкана произошло в Русском ПЕН-центре.
Я не сдал своих и этим обязан тому, что Владимир Стабников, который вынужден был уйти все-таки из директоров, правда, без санкций, порекомендовал мне в генеральные директора Александра Ткаченко.»
А издательство «Олимп» во главе с Михаилом Каминским продолжило свою работу по новому адресу.
САШЕ СОКОЛОВУ – 80!
6 ноября Саше Соколову (Александру Всеволодовичу) исполняется 80 лет – наши сердечные поздравления! Членом Русского ПЕН-центра он стал в 1996 году, получив Пушкинскую премию Гамбургского фонда Альфреда Тёпфера и приехав в Москву на церемонию вручения.
Саша Сокоов считается одним из крупнейших русских писателей последних десятилетий. Большинство исследователей относит его к постмодернизму. Сам себя он называет проэтом (от прозаик + поэт). За некоммуникабельность, непубличность и «отшельничество» (живёт в канадской провинции), малую и давнюю писательскую продуктивность (написал всего три небольших романа: «Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия», последний — в 1985 году) Саша Соколов заслужил репутацию «русского Сэлинджера», но в отличие от него полностью контактов с миром никогда не прерывал и продолжает периодически публиковаться и давать интервью. При этом стилистически, по мнению Максима Амелина, его следует сравнивать не с Сэлинджером, а скорее с Джеймсом Джойсом.
Роман «Школа для дураков» (1973) был написан ещё в СССР и назван Владимиром Набоковым «обаятельной, трагической и трогательнейшей книгой». Рукопись четвёртого романа, название которого осталось неизвестно, по словам Соколова, сгорела летом 1989 года в Греции вместе с домом, в котором она находилась. После издания романа «Палисандрия» Саша Соколов изредка публиковал лишь небольшие эссе, рассказы и поэмы. Три поэмы — «Рассуждение» (2007), «Газибо» (2009) и «Филорнит» (2010) — были объединены им в книгу «Триптих», опубликованную московским издательством «ОГИ» в 2011 году.
Последние десятилетия Саша Соколов живёт в собственном доме в Канаде с женой Марлен Ройл и, будучи аэрофобом, путешествует вместе с ней по миру на водном, железнодорожном и автомобильном транспорте.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ЗИНАИДЫ ВАРЛЫГИНОЙ В ЦДЛ
Дорогие друзья! Приглашаем на встречу с современной поэзией!
Поэтический вечер в двух отделениях "Осень. История. Век двадцать первый..." состоится 25 ноября 2023 в 18.30 в Малом зале ЦДЛ (Центрального дома литераторов) по адресу: Москва, Большая Никитская, 53.
В первом отделении свои стихи читает Зинаида Варлыгина - поэт, прозаик, драматург, член Русского ПЕН-центра, главный редактор первого российского литературно-художественного видеожурнала "Вольное слово".
На вечере можно будет приобрести книги с автографом автора. Вход свободный.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С 70-ЛЕТИЕМ ГАГИКА КАРАПЕТЯНА!
3 ноября празднует юбилей Гагик Арутюнович Карапетян, журналист и публицист, член Русского ПЕН-центра с 2003 года (был принят по рекомендации Константина Кедрова и Елены Кацюбы). От всей души поздравляем юбиляра и желаем здоровья и неиссякаемого творческого потенциала!
После окончания МГУ Гагик Арутюнович работал в «Советском спорте», ТАСС, «Неделе» (литредактор), «Труде» (собкор по Армении, зам. редактора отдела), «Известиях» (зам. редактора отдела), «Новых Известиях» и «Русском курьере» (редактор отдела). Покинул журналистику после того, как в перечисленных и большинстве иных СМИ остались лишь названия.
Автор, соавтор, редактор и составитель примерно 20 биографических книг в жанре диалогов. Лауреат премий «Лучшие перья России», имени А. Боровика («От Молотова до Лаврова. Ненаписанные воспоминания Юлия Воронцова») и имени Л. Лосева «Бронзовый лев за смелость в литературе» («Сердце, которое не сокращалось. Древо памяти Александра Ткаченко»). За эту ценнейшую книгу воспоминаний об Александре Ткаченко, вышедшую в 2008 г., через год после кончины директора ПЕН-центра, наша особая благодарность Гагику Карапетяну.
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АНАТОЛИЯ ГРЕБНЕВА (2.11.1923—19.06.2002)
Киносценарист и драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Борисович Гребнев был членом Русского ПЕН-центра с 1999 г. Он окончил театроведческий факультет ГИТИСа (1949, курс Павла Маркова), параллельно учился в Литинституте имени А. М. Горького на курсе И. Л. Сельвинского. Возглавлял литературную группу МОЛ при газете «Заря Востока» в Тбилиси.
А.Б.Гребнев – автор сценариев 40 популярных фильмов, вот некоторые из них: «Ждите писем», «Дикая собака динго», « Июльский дождь», «Сильные духом», „Карл Маркс. Молодые годы“, „Частная жизнь», «Время желаний», « Прохиндиада, или Бег на месте», «Успех», «Петербургские тайны», «Мамука», «Кино про кино».
За своё творчество Анатолий Борисович был неоднократно отмечен высокими наградами:
1976 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (фильм «Старые стены»).
1982 — Ленинская премия (фильм «Карл Маркс. Молодые годы»).
1998 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
2002 — Премия «Ника» (За лучший сценарий, фильм «Кино про кино»).
2003 — Премия «Золотой орёл» (За лучший сценарий (посмертно), фильм «Кино про кино»).
А. Б. Гребнев трагически погиб на 78-м году жизни, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Светлая память.
К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИНЫ КОРОЛЁВОЙ (31.10.1933—21.02.2022)
Ведущий научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, литературовед и театровед Нина Валериановна Королёва была членом Русского ПЕН-центра с 2002 года.
Н.В. Королёва закончила Ленинградский государственный университет и аспирантуру ИРЛИ РАН (Пушкинского дома). Работала в Литературном музее Пушкинского дома, затем - Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). В 1970 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Поэзия Ф.И.Тютчева 1820-1840-х гг.». Позднее написала диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения – «Русский театр и общественное движение конца 18 – первой половины 19 вв.».
Круг научных интересов Н.В. Королёвой был необычайно широк: Пушкин и Тютчев, Каратыгин и Кюхельбекер, Гумилев, Гиппиус и Мережковский, поэты Николай Туроверов, Дмитрий Кедрин, Борис Слуцкий, Евгений Рейн и др. Всего увидело свет более 400 статей, посвященных русской литературе 19 и 20 веков. Большой вклад Н.В. Королёва внесла в отечественное ахматоведение. Ею написана монография «Анна Ахматова. «Души высокая свобода...»: Творческий путь поэта». – М.: ИМЛИ РАН, 2016.
С 1987 г. Н.В. Королёва работала в Институте мировой литературы им. А.М. Горького и принимала активное участие в подготовке Полного собрания произведений В.В. Маяковского. Столь же ярким был её путь поэта. В 1960-е годы по рекомендации Павла Антокольского она была принята в Союз писателей СССР. С тех пор вышло 15 сборников её стихов.
В 2020 году в издательстве ИМЛИ РАН вышла книга Н.В. Королёвой «Разбирая книжные завалы...». В ней увидели свет стихи и дарственные надписи, которые посвятили Нине Валериановне Владимир Британишский, Евгений Рейн, Александр Городницкий, Михаил Гаспаров, Рудольф Дуганов, Наталья Аккуратова и другие близкие автору писатели и учёные.
Н.В. Королёва жила ярко, с присущей ей увлеченностью, бьющей через край энергией, желанием во всем дойти до самой сути и оставила после себя богатое научное и поэтическое наследие, которое теперь будет жить своей самостоятельной жизнью, вызывая в нашей памяти неповторимый образ поэта и литературоведа Нины Валериановны Королевой.
Светлая память.