Новости

40-ЛЕТИЕ НЕПОДЦЕНЗУРНОГО АЛЬМАНАХА «МЕТРОПОЛЬ»

12-21-2019 просмотры 275

Метроп.

20 декабря в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова состоялся вечер, посвященный 40-летию выхода легендарного альманаха "МетрОполь".  В вечере приняли участие авторы альманаха Евгений Рейн, Виктор Ерофеев, Евгений Попов, а также оформитель, автор фронтисписа Борис Мессерер. Специально к мероприятию в фойе библиотеки  подготовлена выставка, на которой  представлены первый выпуск «МетрОполя», а также рукописи и фото его участников.

Альманах "МетрОполь" — знаковое явление советской "андеграундной" культуры: сборник неподцензурных текстов Василия Аксенова, Фазиля Искандера, Виктора Ерофеева, Евгения Попова, Андрея Битова, Семёна Липкина, Инны Лиснянской, Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Юза Алешковского, Евгения Рейна, Фридриха Горенштейна, Юрия Кублановского и других.

Составители собирались в маленькой квартире покойной Евгении Гинзбург на Красноармейской. Ерофеев вспоминает: «Звонил в дверь Владимир Высоцкий, на вопрос «кто там?» отзывался: «Здесь делают фальшивые деньги?» Мы хохотали, понимая, что получим за свое дело по зубам,  что те, наверху, совсем озвереют.»

Альманах мастерили вручную: на ватман клеили по 4 печатных страницы. «МетрОполь» издали в 12 экземплярах и надеялись напечатать в СССР — непременно без цензуры. Составителей позже обвиняли в том, что они изначально готовили альманах к публикации на Западе. На самом же деле, лишь два экземпляра отправили за границу, на всякий случай, чтобы сохранить издание в случае потери остальных. Но после того, как разгорелся скандал, руководитель американского издания «Ардис» Карл Проффер, тот самый, который помогал Иосифу Бродскому и многим другим русским писателям, заявил на «Голосе Америки», что экземпляр у него в руках и готовится к публикации.

Бунтарей обвиняли в клевете на СССР, главными же пороками «МетрОполя» называли «порнографию духа» и «грязь, которая ползла по страницам». На «МетрОполь» обрушилась волна критики. Римма Казакова назвала альманах «мусором, близким к графомании». Вскоре Ерофеева и Попова исключили из Союза писателей. Для писателя это означало одно: невозможность печататься. Коллеги по альманаху отреагировали однозначно. Аксенов, Битов, Искандер и Ахмадулина отправили письмо протеста. Они грозились выйти из Союза, если Ерофеева и Попова не восстановят. Инна Лисянская и Семен Липкин так и поступили. Это был настоящий разгром. Многие писатели, опубликованные в «МетрОполе», потеряли почти все средства к существованию, Аксенов уехал в Америку. Ерофеев сравнивал «МетрОполь» с рентгеном, который просветил власть и показал ее загнивающую сущность.  https://diletant.media/articles/30815144/Метроп.2Метрополь. Рейн, Ерофеев, Мессерер, Попов


ВИКТОР ЕРОФЕЕВ: КУЛЬТУРА ПРОТИВ ЭНТРОПИИ

12-12-2019 просмотры 370

Ерофеев Виктор

В Москве, в Гостином Дворе, завершилась 21-я Между­народная ярмарка интеллектуальной литературы «Non/fiction». Виктор Ерофеев представил новую серию книг издатель­ства «РИПОЛ классик» - «Кол­лекция Виктора Ерофеева». Помимо «Русской красави­цы», «Энциклопедии русской души» и сборника рассказов «Жизнь с идиотом», в кол­лекцию также вошли недав­но изданные произведения, например роман «Розовая мышь» и сборник эссе «Щель». О значении последнего для своего творчества писатель высказался отдельно: «В нём затрагивается очень важная для меня тема – мерцаю­щая эстетика. Это та эстети­ка, которая, с одной стороны, делает произведение весёлым, мажорным, а с другой сторо­ны, она же может обернуться тёмной стороной. Мерцающая эстетика позволяет читателю найти собственную тональ­ность и стать сотворцом».

Раз­говор также коснулся состоя­ния современного литератур­ного процесса: «Наша лите­ратура немножко отступила назад – раньше она занималась поисками автономного слова, которое могло бы быть сильнее, чем сам писатель. Сейчас опять наступает пора тематической литературы».

Несмотря на серьёзные темы, настроение самой встречи было приподнятым: Ерофеев рассказал о переговорах с Боль­шим театром и планах создания народной оперы по «Русской красавице», поделился воспо­минаниями о работе с «последним русским философом» Алексеем Фёдоровичем Лосе­вым и закончил встречу исто­рией из жизни отца, известно­го советского дипломата, судьба которого отчасти легла в основу книги «Хороший Сталин», тоже пополнившей «Коллекцию Еро­феева».

https://lgz.ru/article/-50-6717-11-12-2019/kultura-protiv-entropii/Ерофеев. Коллекция


ОЛЬГА ИЛЬНИЦКАЯ: БОГА НАДО ИСКАТЬ В ПУТИ

12-11-2019 просмотры 511

12image001

Член Русского ПЕН-центра, поэт и прозаик Ольга Ильницкая была гостем программы «Поэтоград», которую на телеканале «Диалог» ведет автор, кандидат филологических наук Евгений Степанов. Помимо приглашения в свою программу, Евгений издает книгу стихов Ольги Ильницкой «Сгущение жизни – мое ремесло» – в серии "Авангранды" Издательства Евгения Степанова.

Впрочем, диалога на канале «Диалог» не было. Был проникновенный и очень интересный рассказ Ольги Ильницкой о своих стихах:  почему она их пишет, почему ее интересует тема одиночества, почему ее называют «пунктирным человеком» и почему маленькая книжка «Семь встреч с Богом» стала ее визиткой.

 Поэзия, по мнению Ильницкой – это территория трагедии. «Человек, который начинает писать стихи, … неизбежно переходит грань и оказывается близок к той трагедии, которую носит в себе… А если писать о любви, то и о боли.» Ну и, конечно, размышления о природе своей поэзии Ольга перемежала чтением стихов.

https://www.youtube.com/watch?v=lX9Ha7DNprE&t=7s


ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ЕВГЕНИЯ ХАРИТОНОВА!

12-09-2019 просмотры 205

Харитонов

9 декабря 2019 года отмечает 50-летие член Русского ПЕН-центра с 2007 г., поэт, критик, историк литературы и кино,  переводчик болгарской поэзии и фантастики, музыкант Евгений В. Харитонов. Поздравляем юбиляр и желаем, чтобы следующие полвека прошли так же креативно и неутомимо!

Евгений Викторович Харитонов учился на филологическом факультете Калужского педагогического института, затем служил в рядах Советской Армии. Окончил филологический факультет и аспирантуру Московского педагогического государственного университета (бывший МГПИ им. В.И. Ленина). Работал в периодике, в школе, редактором в издательствах. В 1999-2011 гг. — заведующий отделом критики журнала « Если», в 2008-2010 гг. — соредактор журнала «Знание – сила: Фантастика», в 2011-2013 гг. — старший научный сотрудник Российской книжной палаты. В настоящее время — руководитель литературных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи, куратор литературного салона «Современники-XXI», шеф-редактор ежемесячной библиотечной газеты о молодёжи и для молодёжи «Территория L».

Творческий вечер «#харитонов50»  по случаю юбилея состоится 11 декабря в 20.00 в  Музее-театре «Булгаковский дом» (Театральный зал). В программе — новые и старые стихи, поэты, актёры, музыканты и фантасты. Поддержку на сцене оказывают Татьяна Виноградова, Сергей Летов, Олег Дивов, актёры молодёжных театров "Дирижабль" (МГУ) и "Чайка", Константин Кедров и др.
Сбор гостей - 19.30. Вход свободный.


ВАЛЕРИЮ ПОПОВУ – 80!

12-08-2019 просмотры 275

Попов В.

Поздравляем с юбилеем Валерия Георгиевича Попова, члена ПЕН-центра с 1991 года и его бессменного Вице-Президента! От всей души желаем юбиляру доброго здоровья и неиссякаемой творческой энергии!

 Валерий Попов родился 8.12.1939 года в Казани. В первый класс пошел уже в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт, с 1963 по 1969 год работал  инженером.  В 1970 г. окончил  сценарный факультет ВГИКа. С 2003 года — председатель Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор книг «Южнее, чем прежде», «Жизнь удалась!», «Праздник ахинеи», «В городе Ю», «Третье дыхание», «Горящий рукав», «Комар живёт, пока поёт», «Плясать до смерти» и других.

Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, премий «Северная Пальмира», «Золотой Остап», премии журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», премии имени И.П. Белкина, Царскосельской премии, Новой Пушкинской премии.

Награждён медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), Орденом Дружбы (2010) - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность,  . Председатель Союза писателей СПб, Знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2014),  медалью Пушкина (2016).

К юбилею в ЛГ вышло интервью «Обретая изобретательность. Если начинает казаться, что «эпоха не та», – смени жанр!», беседу вёл Владимир Шпаков.

https://lgz.ru/article/-49-6716-04-12-2019/obretaya-izobretatelnost/


ГОДОВЩИНА КОНЧИНЫ АНДРЕЯ БИТОВА (27.05.1937—3.12.2018)

12-04-2019 просмотры 196

IMG_0531

Год назад не стало Андрея Георгиевича Битова, одного из основателей и бессменного Президента Российского отделения Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр». 3 декабря в Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате состоялся Вечер памяти Андрея Битова, собравший его друзей. Место воистину символическое, ведь абсолютный ориентир для Битова в жизни и литературе - это Пушкин. На вечере были показаны отрывки  из видео-интервью А.Г.Битова к документальному фильму  «Душа пушинка» 2017 г. (режиссер Мария Линдер), где Битов говорит о Пушкине.

К скорбной дате вышли две книги воспоминаний об Андрее Георгиевиче. «Портрет поздней империи» издательства АСТ представил составитель Евгений Чигрин, о сборнике «БИТОВ или Новые сведения о человеке» (ЗКСМО) рассказала составитель Анна Бердичевская.

На вечере выступили директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев,  архитектор Александр Великанов, председатель Дальневосточного ПЕНа Александр Колесов, один из соучредителей Новой Пушкинской премии Александр Жуков. О фильме «Пушкин-Битов-Габриадзе», над которым она сейчас работает, рассказала  режиссер Ася Гусева.

К грустной дате в «Новой газете» опубликовано эссе Валерия Попова «Эпоха Битова. Кончится ли она? Ни за что и никогда».

https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/01/82955-epoha-bitovaIMG_20191203_193559IMG_20191203_183940IMG_20191203_184810


ПРЕМИЯ ЧИТАТЕЛЯ 2019

12-02-2019 просмотры 311

Премия Читателя

6 декабря 2019 года на книжной ярмарке Non/Fiction в Гостином Дворе в четвёртый раз будет вручена «Премия Читателя».

Церемония награждения состоится 6 декабря в 19.30 в Литературном кафе Гостиного Двора по адресу: Москва, Ильинка, 4.

«Премия Читателя» - первая в российском библиотечном сообществе литературная награда. Она была учреждена в конце 2015 года Российской государственной библиотекой для молодежи (РГБМ) при поддержке Российской библиотечной ассоциации (РБА), Союза Литераторов РФ, Русского ПЕН-центра, Интернационального Союза писателей, Литературного института им. А.М. Горького.  Вручается автору лучшей русскоязычной  книги за предыдущие полтора года по результатам анализа читательских запросов РГБМ, портала ЛитРес  и голосования экспертного совета, состоящего из молодых читателей библиотек в возрасте от 16 до 35 лет. В разные годы лауреатами Премии становились Вадим Панов (2016), Гузель Яхина (2017), Алексей Слаповский (2018).

В западной и европейской «наградной традиции» существует целый ряд наград, присуждаемых писателям библиотечными сообществами (как отдельными библиотеками, так и библиотечными ассоциациями). Одна из самых известных - «Секвойя» (Sequoyah Book Award), с конца 1950-х годов вручаемая Оклахомской библиотечной ассоциацией (Oklahoma Library Association – OLA) авторам художественных произведений для детей и юношества (эти две категории «разнесены» номинациями).

Действительно, само существование литературных премий, учреждённых библиотеками – логично и дополнительных объяснений-разъяснений не требует: главный «оценщик» всегда был и будет его величество Читатель. Ведь читатель оказывает воздействие на литературный фон. Через свой выбор.  Важно и то, что книжные рейтинги книготорговых точек и библиотек могут радикально отличаться друг от друга. Казалось бы, в обоих случаях лежит анализ читательских запросов. Но эти запросы вдруг так разнятся!

Молодёжка, придумав «Премию Читателя», пошла как раз с другой стороны, опираясь на выбор пользователя библиотеки, которому важен только сам Текст, а не клановые или коммерческие интересы.

Как всё происходит? На основе анализа читательского спроса зала художественной литературы и портала ЛитРес составляется список самых востребованных современных русскоязычных авторов (лонг-лист). Затем команда профессионалов (Экспертный совет), в которую входят известные литературные критики, книжные журналисты и библиотечные деятели, формирует шорт-лист. Он и передаётся на финальное голосование членам читательского Жюри. В 2019 году Экспертный совет получил «право» номинировать книги (номинаторы указываются под номинируемой книгой). Но финальный выбор лучшего писателя и книги, конечно же, остаётся за Жюри.

В роли основного жюри  выступают читатели – Молодёжный читательский совет, в который входят наиболее активные молодые читатели РГБМ в возрасте от 16 до 35 лет и с различными (чаще – противоположными, по счастью) читательскими пристрастиями. Голосование происходит анонимно и независимо от других членов Совета (то есть не коллегиально): каждый член жюри оценивает книги шорт-листа по пятибалльной шкале. Далее всё просто: все баллы суммируются. Награду получает писатель, набравший наивысший балл. Ему вручаются «хрустальный» диплом с логотипом Премии (в оформлении использована технология 3D графики) и бумажный сертификат. Итоги голосования и имя лауреата «Премии Читателя» оглашаются в СМИ и на сайтах партнеров Премии.

Страница Премии Читателя на сайте РГБМ: http://www.rgub.ru/projects/reader_award/index.php

ШОРТ-ЛИСТ 2019

Эдуард Веркин. Остров Сахалин. — М.: Эксмо, 2018

Евгений Водолазкин. Брисбен. М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018.

Линор Горалик. Все, способные дышать дыхание. — М.: АСТ, 2018.

Александр Етоев. Я буду всегда с тобой. — СПб.: Азбука; М.: Азбука-Аттикус, 2018.

Алексей Иванов. Пищеблок. — М.: АСТ, 2018

Сергей Лукьяненко. Кайноzой. — М.: АСТ, 2018.

Евгения Некрасова. Калечина-малечина. — М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018

Виктор Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи. — М.: Эксмо, 2018

Роман Сенчин. Дождь в Париже. — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018

http://www.rgub.ru/projects/reader_award/2019.php


«РУССКИЙ ГОФМАН – 2019»

12-01-2019 просмотры 434

альманах

Член Русского ПЕН-центра Борис Бартфельд, вдохновитель и организатор международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман», собрал и издал альманах «Русский Гофман - 2019» по итогам конкурса нынешнего года. В сборник вошли стихи, рассказы, сказки, эссе и критические статьи, представленные всеми лауреатами и дипломантами (приехавшими на финал) на международный литературный конкурс «Русский Гофман - 2019». Приведены регламентирующие документы конкурса, состав жюри, лонг-лист, шорт-лист, список лауреатов и дипломантов конкурса, расписание мероприятий конкурса.

Составитель альманаха Борис Бартфельд - председатель Калининградской областной писательской организации (Союз российский писателей), член Русского ПЕН-центра. Автор восьми книг. Его рассказы и стихи широко печатались в литературных журналах и альманахах. Стихи переводились на литовский, польский, немецкий и латышский языки. Организатор международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» и многочисленных литературных событий. Лауреат главных региональных премий в области литературы и искусства.

На сайте Ридеро электронную версию можно скачать бесплатно, а бумажную купить за 424 рубля.

https://ridero.ru/books/almanakh_russkii_gofman_2019/

Бартфельд 1


В ПАРИЖЕ ПОКАЗАЛИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О Е.Ю. СИДОРОВЕ

12-01-2019 просмотры 544

crsc3800

28 ноября в Российском центре науки и культуры в Париже прошел кинопоказ документальной ленты о члене Русского ПЕН-центра Евгении Юрьевиче Сидорове,  бывшем Министре культуры России, Постпреде России при ЮНЕСКО, Первом секретаре Союза писателей Москвы. Не случайно в этот вечер, помимо зрительской аудитории, в РЦНК собрались многие именитые друзья Е.Ю.Сидорова, с которыми он работал в ЮНЕСКО в парижский период своей биографии.

Представлял героя фильма Постпред России при ЮНЕСКО А.И.Кузнецов, который в течение ряда лет работал с Е.Ю.Сидоровым в парижском Представительстве в качестве его заместителя. Посол при ЮНЕСКО сделал акцент на силе духа и высочайшем личном авторитете Е.Ю.Сидорова на примере богатого событиями периода жизни бывшего Министра культуры, совпавшего с переломным ельцинским этапом становления России.

Творческий вечер собрал многих друзей Е.Ю.Сидорова: художников Олега Целкова и Владимира Березкина, коллекционера Евгению Флавицкую и писательницу Елену Жоли, Марию Гладилину, бывшего Посла России во Франции А.К.Орлова, советника Гендиректора ЮНЕСКО Генриха Юшкявичюса и многих других.

Е.Ю.Сидоров – автор трех изданий книги о Евгении Евтушенко и многих статей, книг «Время, писатель, стиль», «На пути к синтезу», «Мысли в дороге», «Страницы и судьбы», «Теченье стихотворных дней…», «Ориентиры культурной политики», «Необходимость поэзии» и др. На вечере в РЦНК он зачитал несколько отрывков из книги «Записки из-под полы». В нее вошли избранные литературно-критические эссе, открытые письма, дневниковые записи, интервью разных лет.

Евгений Юрьевич Сидоров награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знаком почета, высшим литовским орденом Великого Князя Гядиминаса, польским орденом «За заслуги в области культуры». Лауреат Международной премии им. Петра Великого (2002), «За выдающийся личный вклад в развитие культурных и научных связей России с зарубежными странами».13