Новости

В ЦЕНТРЕ АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО ВРУЧИЛИ ПРЕМИЮ «ПАРАБОЛА»

11-02-2019 просмотры 218

Центр Вознесенского

В Москве вручили независимую премию "Парабола". Награда, учрежденная Благотворительным фондом имени Андрея Вознесенского, присуждается представителям всех творческих профессий. Название взято у знаменитого сборника стихов Андрея Вознесенского "Парабола",  премия явилась правопреемницей другой награды - премии "Триумф". Учрежденную в 2013-м к 80-летию поэта, "Параболу" уже второй год вручают в Культурном центре Андрея Вознесенского.

Председатель Фонда имени А. Вознесенского, художественный руководитель и автор проекта Центра Вознесенского, автор проекта премии "Парабола", Вице-Президент Русского ПЕН-центра  Зоя Богуславская рассказала о премии:  «Это очень особенная премия, потому что она выдается ни за какие другие заслуги, кроме таланта. Ни чины, ни репутации. Играет роль только нравственная составная, приложенная к таланту».

Выдвижение на премию – три основных и две молодежных – проходит тайно и только членами жюри. Лауреаты определяются в результате также тайного голосования. Лауреатов Петра Буслова и Семена Слепакова представил председатель жюри Вадим Абдрашитов: "Одну из премий разделили два человека - за телесериал "Домашний арест", это Петр Буслов и Семен Слепаков. Мы приветствуем этих художников, сделавших замечательный сериал… Отмечаем блестящую драматургию и более чем перспективную идею, которая пришла Семену Слепакову. Петр Буслов - очень профессиональный режиссер с потрясающим темпоритмом рассказа, давно не видел такого, тем более в телесериале".

Премии также удостоены композитор Леонид Десятников и пианист Алексей Гориболь за сборник прелюдий для фортепиано "Буковинские песни", а поэт Сергей Стратановский за книгу "Изборник: стихи 1968-2018". Молодежной премией "Парабола" были награждены поэт Лев Оборин и певица Алиса Тен, одна из самых ярких исполнительниц нового поколения, поющая барочную музыку. Победители получают ценный приз, диплом и денежное вознаграждение.

Нина Краснова, главный редактор литературного альманаха "Эолова арфа", который издается с 2009 года,  удостоена гранта. Один из номеров альманаха, полностью посвященный Андрею Вознесенскому, она преподнесла Зое Богуславской.

В состав жюри премии, помимо Зои Богуславской и Вадима Абдрашитова, входят  актриса театра и кино Алла Демидова, народный артист России Олег Меньшиков, композитор Алексей Рыбников, литературовед Елена Пастернак, поэты Юрий Кублановский и Мария Степанова. ВознесенскийСтратановскийКраснова и жюри


К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕЛЕНЫ РЖЕВСКОЙ

10-27-2019 просмотры 210

Елена Ржевская

27 октября исполняется 100 лет со дня рождения Елены Моисеевны Ржевской, члена ПЕН-центра со дня его основания, участницы Великой Отечественной войны, легендарной военной переводчицы, участвовавшей в обнаружении трупа Гитлера. Елена Ржевская написала много прекрасных книг о войне: «Берлин, май 1945: Записки военного переводчика» (1965), «Февраль – кривые дороги» (1975), «Была война» (1979), «Знаки препинания» (1989), «Геббельс: Портрет на фоне дневника» (1994), «Далекий гул» (2010) и др. «Очень трудная судьба писательская, - рассказывал друг Ржевской, литературовед Андрей Турков (1924-2016), - “Берлин, май 1945” прошел. А ее первые рассказы о рядовых, о рядовой жизни фронтовой часто попадали под удар – не то, не так, слишком мрачно».

В 1937—1941 гг. Елена Каган училась на филологическом факультете Московского института истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского. В октябре 1941 года она поступила на курсы военных переводчиков, в апреле 1942-го была назначена военным переводчиком штаба 30-й армии Калининского фронта. На фронт Елена попала под Ржевом (отсюда и псевдоним). Во время штурма Берлина участвовала в поисках Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.

В 80-е годы Елена Моисеевна была одним из инициаторов государственного и общественного увековечивания города Ржева в событиях Отечественной войны. Отсюда родилась идея Городов Воинской славы, и Ржев, в числе 40 российских городов, получил это высокое звание. «Ржев – это моя судьба, моя неизжитая боль, и мое имя. Когда мы говорим Ржев, мы имеем в виду, конечно, весь район, всю территорию – больше 90 деревень исчезло с лица земли», – говорила Елена Ржевская. Она была награждена орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы" и "За взятие Берлина".

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.


КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ФАЗИЛЮ ИСКАНДЕРУ

10-21-2019 просмотры 214

Фазиль

В год 90-летия со дня рождения Фазиля Абдуловича Искандера, ярчайшего писателя, одного из основателей Русского ПЕН-центра и его бессменного Вице-президента, 25—26 октября в Москве состоится международная научная конференция «Писатель на рубеже эпох: творческое наследие Фазиля Искандера». Конференция организована Культурным центром Фазиля Искандера и Фондом социально-экономических   интеллектуальных программ.  О предстоящем событии рассказала член орг­комитета Ирина Николаева:

- Конференция органич­но вписывается в ряд собы­тий юбилейного года, среди которых: празднование дня рождения Искандера в Госу­дарственном музее А.С. Пуш­кина, юбилейный вечер в Цен­тральном доме литераторов, конкурс творческих работ «Дерево детства», проведён­ный Литературным институ­том им. А.М. Горького. Организация и проведе­ние конференции памяти Фази­ля Искандера, надеюсь, позво­лит обменяться мнениями об особенностях его творческо­го пути, о событиях и фактах литературной жизни, времени, в котором он жил и творил, сце­нической и кинематографиче­ский судьбе его произведений. Актуальность такого обмена мнениями не вызывает сомне­ний. Разговор о наследии Фази­ля Искандера позволит увидеть те грани судьбы и жизни нашей культуры, которые, возможно, ранее мы не замечали. Уникальным мероприятие делает глубокое погружение в литера­турное наследие Фазиля Искан­дера – великолепного прозаика и поэта тончайшей философ­ской огранки, сумевшего впле­сти в русскую литературу щед­рость абхазского мира и навсе­гда остаться в ней живым участником поиска ответов на самые жгучие русские вопросы.

Адрес проведения конференции: ул. «Правды», дом 11/13, библиотека № 36.

Открытие – 25 октября 2019 г. в 11.00. Регистрация участников – с 9.30.

https://lgz.ru/article/-42-6709-16-10-2019/pisatel-na-rubezhe-epokh/


ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ ЛАУРЕАТОВ ПРЕМИИ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»

10-16-2019 просмотры 219

Ясная Поляна 1

15 октября 2019 г. в Бетховенском зале  Большого театра состоялась церемония награждения лауреатов литературной премии «Ясная Поляна», учрежденной музеем-усадьбой Л. Н. Толстого и компанией Samsung Electronics. Лауреатами премии стали Сергей Самсонов за роман «Держаться за землю» (номинация «Современная русская проза»), чилийский писатель Эрнан Ривера Летельер и его переводчица Дарья Синицына за роман «Искусство воскрешения» (номинация «Иностранная литература») и ток-шоу «Игра в бисер», автор и ведущий Игорь Волгин (номинация «Событие»). Специальный приз Samsung «Выбор читателей» получил Григорий Служитель за книгу «Дни Савелия».

Призовой фонд премии «Ясная Поляна» в 2019 году составляет 6,7 миллионов рублей. Это крупнейшая литературная премия России. В общей сложности в 2019 году на премию было номинировано 133 произведения, в длинный список номинации «Современная русская проза» 17-го литературного сезона премии вошло 43 произведения, а в короткий список – 6 из них.

«Книга Сергея Самсонова «Держаться за землю» написана невероятно сильно и настолько не вписывается в современные представления о литературе, что мы среди коллег думали, а не появился ли новый Шолохов. Этот роман о самом остром политическим кризисе нашего века, при этом он остаётся не политизированным – в своей книге Самсонов не становится на чью-либо сторону. Повествование строится таким образом, что мы перемещаемся в сознание всех персонажей, причём не важно, какую роль они играют. После прочтения этого романа больше не хочется вникать в политические разногласия», - рассказал член жюри Владислав Отрошенко.

Лауреат в номинации «Современная русская проза» получает денежную премию в размере трех миллионов рублей. Призовой фонд короткого списка этой номинации, составляющий один миллион рублей, будет равномерно распределен между авторами, вошедшими в короткий список номинации «Современная русская проза»:

  1. Артемов Владислав. Император. – М.: Журнал «Москва», № 11-12, 2018; №1, 2019;
  2. Березин Владимир. Дорога на Астапово. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018;
  3. Николаенко Александра. Небесный почтальон Федя Булкин. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019;
  4. Служитель Григорий. Дни Савелия. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019;
  5. Ставецкий Вячеслав. Жизнь А.Г. – М.: Журнал «Знамя», №11-12, 2018.

Номинация «Событие» появилась в 2017 году и отмечает значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в литературной жизни (фестиваль, шоу, театральную постановку, документальную литературу, материал в СМИ). Лауреатом 2019 года в номинации «Событие» стали ток-шоу «Игра в бисер» и её автор и ведущий Игорь Волгин, награжденный призом в 500 тысяч рублей.

На церемонии также был вручен специальный приз компании Samsung Electronics «Выбор читателей». Обладателем приза – профессиональной поездки в Южную Корею – стал Григорий Служитель, автор книги «Дни Савелия», набравшей наибольшее количество голосов по результатам открытого читательского интернет-голосования, которое проводилось в авторитетных книжных блогах.

Ясная Поляна 2


АЛЕКСАНДР БУБНОВ В «СТИХОТВОРНОМ БЕГЕМОТЕ»

10-10-2019 просмотры 215

Бубнов Саша

Авторский вечер поэта и филолога, доктора филологических наук, члена Русского ПЕН-центра Александра Бубнова (Курск / Москва) состоялся 4 октября в Москве в литературном клубе "Стихотворный бегемот" Культурного центра академика Д.С.Лихачёва на улице Амурской, 31 (куратор - Николай Милешкин). Зал был полон. В течение 2-х часов автор "переключал" формы и жанры: стихи, песни под гитару (с предпрезентацией диска), прозаическую миниатюру, видеопоэзию и короткометражные авторские фильмы, а также перформансы и ответы на вопросы… Кроме того, Александр Бубнов открыл выставку своих фотостихов и фотоимажинизма, где синтезируются в единую форму текст и фотография. Выставка продолжится до 18 октября, в этот день в 18:00 состоится финисаж выставки с новой программой стихов, песен, визуальной и видеопоэзии.


85-ый КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ

10-10-2019 просмотры 603

Манила (3)

 

 

С 30 сентября по 3 октября 2019 года в Маниле (Филиппины) прошел 85-ый Всемирный конгресс Международного ПЕНа. В нем приняли участие 146 делегатов из 65 стран и 67 ПЕН-центров. Впервые в истории Международного ПЕНа конгресс был проведен в Юго-Восточной Азии. Российское отделение Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр» представляла наш официальный делегат Анжелина Полонская, которая обязательно поделится своими впечатлениями, а пока сухая информация.

В этом году тема конгресса  звучала так: «Говорим на разных языках: Литературная свобода и языки коренных народов». В центре внимания были права национальных меньшинств, а также языки коренных народов, некоторые из которых, по мнению ПЕНа, находятся под угрозой исчезновения в связи с глобализацией и доминированием нескольких языков. Эта тема тесно связана с объявлением  ООН 2019 года Международным годом языков коренных народов. Участники и гости конгресса представляли по меньшей мере 30 языков со всего мира и 17 филиппинских языков. Обширная общественная программа включала мероприятия, проведенные в Университете де Ла Салль, Культурном центре Филиппин и Национальном музее изобразительных искусств в Маниле.

Вице-президентами Международного ПЕНа на этом конгрессе были избраны Светлана Алексиевич, Нобелевский лауреат 2015 года, турецкий писатель, Нобелевский лауреат 2006 года Орхан Памук, мексиканская писательница Элена Понятовска, аргентинская писательница Луиса Валенсуэла и филиппинец Франсиско Сиониль Хосе. Напомним, что Президент Русского ПЕН-центра Андрей Битов был избран Вице-президентом Международного ПЕНа в 2003 году.

В ходе публичных мероприятий в центре внимания участников были дискуссии на следующие темы:

- Языки коренных народов под угрозой исчезновения.

- Влияние цифровых масс-медиа и алгоритмов на свободу выражения мнений.

- Роль женщин-писательниц в современных средствах массовой информации.

- Язык ненависти.

За время работы конгресса было проведено несколько общественные акций: 1 октября делегаты опубликовали заявление с требованием свободы слова и собраний в Гонконге. 2 октября, в годовщину убийства  саудовского журналиста Джамаля Хашогги, убитого в консульстве Саудовской Аравии в Турции,  участники конгресса  почтили его память. Делегация во главе с Президентом ПЕНа Дженнифер Клемент посетила Саудовское посольство и передала заявление делегатов конгресса, осуждающее убийство Хашогги.

Как всегда, ассамблея делегатов приняла ряд резолюций, касающихся нарушений свободы слова, угроз демократии, а также перемещения писателей. Так, в частности, одна из резолюций осуждает требование США экстрадиции Джулиана Ассанжа. Ассамблея также осудила "подавление свободы слова" со стороны Китая в Гонконге и Тибете и "нарушения прав человека" в Северной Корее и Вьетнаме. В другой резолюции осуждается продолжающаяся "стигматизация белорусского языка в Беларуси, где власти пытаются утвердить господство русского языка".

По итогам выборов свои посты на новый срок сохранили Международный секретарь Кэтлин Калдмаа и член Исполнительного совета – президент Немецкого ПЕНа Регула Венске, с чем мы их от всей души поздравляем.

 

 

Манила 2

Манила 3


ДИАЛОГ ВЛАДИМИРА СЕРГИЕНКО И СААДИ ИСАКОВА

10-08-2019 просмотры 242

Исаков - Сергиенко

16 октября, в среду, в 20:00 в Клубе Высоцкий состоится творческая встреча с членами Русского ПЕН-центра, русскими писателями зарубежья Владимиром Сергиенко и Саади Исаковым  - "ДИАЛОГ вместо МОНОЛОГА". (Москва, ул Высоцкого, 3, стр. 1. Метро Таганская).

Русские писатели зарубежья или немецкие писатели с русской душой? Русским писателям путь к известности только через зарубежье? В чем различия и сходство зарубежной и русской литературы? Творчество для русских за рубежом или для читателя в России? Классиком становятся при жизни или ..., по воле читателя или...? Почему писатели не любят творчество своих коллег по цеху?
Ведущий программы поэт Сергей Мельников считает, что вечер обещает быть захватывающим и горячим, наполненный психологией и философией жизни.

Владимир Сергиенко - русско-украинский писатель, общественный деятель, член Русского ПЕН-центра, Президент Союза писателей межнационального согласия ФРГ, руководитель дискуссионного клуба "Западно-восточный Диван 2.0", ведущий авторской программы "Еврозона" на "Вести ФМ". С 1991 года живет в Германии.
Автор книг, опубликованных в России, Германии, Корее. Одним из популярных произведений стал сборник повестей "Блатная сказка № 2" о коррупции и криминале в современном обществе.

Саади Исаков - прозаик, журналист, драматург, автор рассказов, пьес, повестей, эссе. Общественный деятель, член Русского ПЕН-центра, ответственный секретарь Союза писателей межнационального согласия ФРГ, руководитель литературной студии в Русском доме в Берлине, член редколлегии альманаха "ДО и После", редактор альманаха "3 этаж". С 1991 года живет в Германии.
Автор книг, опубликованных в России, Германии, Израиле. В произведениях переплетены философия, сатира, реальность и юмор, суровая действительность и ирония. Литературное произведение будь то рассказ, роман, басня, миниатюра, настолько индивидуальны и необычны, что практически им нет аналогов.

Билеты можно приобрести тут:

 https://gostinaya-bella-arte.timepad.ru/event/1060916/
или в клубе перед мероприятием.

Стоимость: 1000 руб.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОДЕССКОГО ЖУРНАЛА «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ»

10-07-2019 просмотры 297

Южное сияние. Презентация

11 октября в Москве, в Библиотеке префекта ЦАО, пройдёт презентация второго и третьего номеров Одесского литературно-художественного журнала «Южное Сияние» за 2019 год. Презентацию проведут главный редактор Станислав Айдинян, заведующая отделом прозы Ольга Ильницкая и член общественного совета издания, ведущий авторской рубрики «Книжная полка» Александр Карпенко. На презентации выступят московские авторы летнего и осеннего номеров «Южного Сияния». Особое место будет уделено блиц-презентации книг, рецензии на которые опубликованы в этих номерах. В последних номерах опубликованы рецензии на книги Татьяны Аксёновой, Дмитрия Артиса, Олега Бабинова, Евгении Джен Барановой, Светланы Василенко, Таисии Вечериной, Лолы Звонарёвой, Анны Гедымин, Нади Делаланд, Татьяны Кайсаровой, Даны Курской, Анны Маркиной, Ольги Харламовой и др. Начало – 17.00. Адрес – Метро Таганская-радиальная, Новоспасский переулок, д. 5, Библиотека префекта ЦАО. От м. Таганская (вход 2) по улице Большие Каменщики на юг до Новоспасского переулка, затем направо и 190 метров до Библиотеки. С содержанием номеров можно подробно ознакомиться по ссылкам: http://ursp.org/index.php/uzhnoe-siyanie/9-zhurnal-yuzhnoe-siyanie/72-us-2-2019 http://ursp.org/index.php/uzhnoe-siyanie/9-zhurnal-yuzhnoe-siyanie/87-us-3-2019


ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА ПЬЕЦУХА (18.11.1946—29.09.2019)

09-29-2019 просмотры 242

IMG_1791

Русский ПЕН-центр понес тяжелую утрату: на 73-м году жизни скончался Вячеслав Алексеевич Пьецух, член ПЕНа с 1990 года, долгие годы бывший членом Исполкома – известный прозаик, эссеист и очень светлый, обаятельный человек, которого мы очень любили.

В своих книгах он размышлял о судьбе России и о русском способе бытия. Его прозу критики называли «неспешной, витиеватой и умной», а жанр его произведений достаточно условно обозначали как «новая волна», «альтернативная литература» или «иронический авангард», сам писатель определял его как «иронический реализм». Лейтмотивом творчества Пьецуха была парадоксальность повседневного бытия.

Вячеслав Пьецух родился 18 ноября 1946 года в Москве. Его отец – офицер, лётчик-испытатель, мать – лаборант военного завода. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина (1970). Около десяти лет работал учителем в школе. Однако, в 1983 году Вячеслав резко меняет свою жизнь: он работает сначала радиожурналистом, затем плотником-бетонщиком и слесарем, отправляется на строительство ГЭС на Колыме и добывает золото на приисках. Причина таких перемен не в «романтике дальних дорог», а в необходимости добывать средства к существованию. Однако богатейший жизненный опыт и впечатления, накопленные в эти годы, послужили основой для его будущих книг. Возвращение к оседлой жизни произошло только спустя 8 лет и ознаменовалось назначением его на пост главного редактора журнала «Дружба народов» (1991–1995 гг.).

Публиковаться Пьецух начал с 1978 года. Первая публикация – рассказ «Обманщик», который был напечатан в журнале «Литературная учёба», № 5. С тех пор вышли десятки книг, венцом библиографии стало десятитомное собрание сочинений.

«Большинство произведений Пьецуха обращены к русскому национальному характеру и российской истории с ее драматическими повторами, к художественному осмыслению русской «почвы». В его прозе представлено значительное разнообразие социальных типов, в этом смысле он продолжает шукшинскую традицию с ее «чудиками», одержимо изобретающими деревянный велосипед или выдумывающими собственную философию, а затем пытающимися жить в согласии с ней. Пьецух показывает в характерах своих персонажей непредсказуемую смесь агрессивности и великодушия, злопамятности и самопожертвования, скопидомства, воровства и широты натуры, смирения и бунтарства, аскетизма и безудержного разгула – без всякой меры, иной раз без всякого смысла» (www.dic.academic.ru).

Вячеслав Пьецух был удостоен премии фонда «Знамя» (1996), журналов «Золотой век» (1994), «Огонёк» (1997), «Октябрь» (2000). Лауреат Новой Пушкинской премии (2006) лауреат конкурса «Национальная экологическая премия» (2009), премии «Триумф» (2010).

Свое кредо Пьецух сформулировал в одном из многочисленных интервью: «Главной жизненной задачей каждого культурного человека — и сейчас, и ранее — является самоизоляция от российской действительности. Так было при всех режимах. И мне решительно не важно, какие жизненные ценности сейчас доминируют среди господствующего поколения. Меня от всего этого счастливо отделяют жена, водка, деревня, в которой я живу по полгода. Потом, я всю свою жизнь работал против часовой стрелки. Печататься начал при Брежневе. Писал что хотел. Жил как хотел. И всегда получалось против часовой стрелки.» (Из интервью Алексу Алехину «Писатель против часовой»). А еще Слава любил повторять: Пишу с семи утра и до изнеможения.

Приносим наши глубокие соболезнования супруге Ирине. Светлая память.