Повестка дня

ПРАВОЗАЩИТНАЯ АКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА

09-23-2020 просмотры 45

Насрин

Международный ПЕН серьезно обеспокоен состоянием здоровья и самочувствием известной иранской писательницы, юриста и правозащитницы Насрин Сотуде, которая объявила голодовку в знак протеста против ужасных условий содержания политзаключенных в иранских тюрьмах во время пандемии КОВИД-19, и призывает немедленно освободить её.

Насрин Сотуде, которая сама несправедливо заключена в тегеранскую тюрьму «Эвин» на длительный срок в наказание за свою работу законного представителя жертв нарушений прав человека, 11 августа объявила голодовку в знак протеста против отвратительного обращения с политическими заключенными, находящимися в тюрьмах по всей стране. Хотя иранские власти с запозданием освободили некоторых узников в знак признания угрозы, которую представляет КОВИД-19 для заключенных, уже находящихся в ужасающих тюремных условиях, многие политзаключенные остаются в тюрьме.

Имя Насрин Сотуде широко известно в Иране и за его пределами. Юрист, защищавшая в судах оппозиционных активистов, приговоренных к смертной казни, и женщин, отказавшихся принудительно носить хиджаб, сама не раз оказывалась в тюрьме. В октябре 2012 года Насрин (вместе с режиссёром Джафаром Панахи) стала лауреатом премии «За свободу мысли» имени Сахарова (англ. Sakharov Prize for Freedom of Thought), учрежденной в 1988 году Европейским парламентом в честь Андрея Сахарова. Премия вручается лицам, внёсшим «исключительный вклад в борьбу за права человека по всему земному шару».

В июне 2018 года 55-летнюю правозащитницу арестовали в очередной раз и поместили в женскую тюрьму «Эвин» в Тегеране. Протестовать против обязательного ношения хиджаба в Иране - преступление. Оказание правовой помощи таким подзащитным судебная система Исламской республики считает угрозой национальной безопасности.

Насрин Сотуде, среди подзащитных которой была лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади, отвергает обвинения. Однако судья, по данным "Международной амнистии", не только признал её виновной в "содействии проституции", "открытом совершении греха" и других преступлениях, но и назначил наказания выше верхней планки, предусмотренной иранским законодательством.

О приговоре ей сообщили пришедшие в тюрьму официальные лица - 33 года тюрьмы и 148 ударов плетью. Сотуде рассказала об этом мужу в телефонном разговоре. "Международная амнистия" назвала судебный процесс и его исход кафкианским.

Впрочем, в тот же день государственное информационное агентство ИРНА заявило, что суд вынес гораздо более мягкий приговор - семь лет заключения, сложенных из 5-летнего срока за "сговор с целью совершения преступлений против национальной безопасности" и двух лет тюрьмы за "оскорбление верховного лидера аятоллы Али Хаменеи". Объяснений или уточнений от властей семья Сотуде и она сама не получили.

https://pen-international.org/news/iran-immediate-release-of-nasrin-sotoudeh-human-rights-lawyer-activist-gravely-ill-hunger-strike


«ВОЛЬНОЕ СЛОВО» — ЧЕТВЕРТЫЙ ВЫПУСК

09-20-2020 просмотры 95

Вольное слово 4

Вышел четвёртый выпуск первого российского литературного видеожурнала «Вольное слово», на страницах которого вас ждёт много нового и интересного.

Открывается новый номер поэтической страницей – современный московский поэт Ефим Бершин читает стихи из своей готовящейся к изданию книги «Мёртвое море». Многослойность, гипертекстуальность его поэтического текста завораживает и увлекает в мир, им созданный, но в котором узнаётся наше время.

На авторской странице Татьяны Варлыгиной вы посетите Государственный музей-заповедник Сергея Есенина. Фоторепортаж из Константиново позволит вам увидеть и дом, в котором он родился и жил, и школу, в которой он учился, и музейную экспозицию, посвящённую его жизни и творчеству. Музыкальное оформление сюжета выполнила Зинаида Варлыгина.

Есенинская тема в этом выпуске не случайна – 3 октября 2020 исполняется 125 лет со дня рождения любимого многими поэта. Ему посвящена и авторская рубрика Михаила Кукулевича «Три века русской поэзии», в которой он рассказывает о судьбе Сергея Есенина и читает его стихи.

В рубрике «Глазами художника» вы познакомитесь с московским авангардистом Валерием Ярославцевым, увидите его картины и узнаете об авторском направлении живописи под названием «субстанциональный энергетический реализм».

Авангардную и художественную тему продолжает главный редактор журнала Зинаида Варлыгина – она читает свой новый рассказ «Городская галлюцинация».

Рубрика «В переделкинских переулках…», рассказывающая про обитателей подмосковного городка писателей Переделкино, в этот раз посвящена Борису Пастернаку – в этом году отмечалось 130-летие со дня его рождения и 30-летие со дня создания Дома-музея Пастернака в Переделкине. В Переделкине был создан его главный роман – «Доктор Живаго». Об этом и о многом другом вам расскажет заведующая музеем Ирина Ерисанова.

Все выпуски доступны на двух платформах:

ВКонтакте – https://vk.com/volnoe_slovo

YouTube – https://www.youtube.com/channel/UCVTDxaereM6qzwphjTjikRA

Литературный видеожурнал «Вольное слово» создан в июне 2020 в Костроме.

Создатель и главный редактор – Зинаида Варлыгина.

Художественный редактор – Татьяна Варлыгина.

Адрес редакции для читателей и авторов: volnoe-slovo@yandex.ru

«Вольное слово» - голоса и лица современной литературы!


МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КНИЖНАЯ ЯРМАРКА ПРОДОЛЖАЕТ СВОЮ РАБОТУ

09-04-2020 просмотры 119

ММКЯ общий вид

33-я Московская международная книжная ярмарка проходит в этом году не в привычном 75-м павильоне на ВДНХ, а в Выставочном зале «Манеж». Пандемия внесла коррективы в работу ММКЯ, но главное осталось неизменным — прекрасные издания новых и любимых книг на любой вкус. Церемония открытия масштабного литературного форума прошла под знаком благодарности врачам и всем медицинским работникам, на чьи плечи легло бремя борьбы с коронавирусом. Советник президента РФ Владимир Толстой точно подметил, что мы научились узнавать друг друга по глазам, потому что все остальное скрывает маска, и категорически не согласился с теми, кто называет книжников безрассудными, раз они не боятся массовых мероприятий. "Мы смелые. Здесь собрались рыцари книгоиздания, которые встречаются с осторожностью, но с открытым забралом", - сказал он, обратив внимание на то, что ММКЯ прекрасно смотрится в "Манеже".

Трансляции мероприятий можно будет смотреть на сайте ярмарки  http://mibf.info/

Как всегда, программа ярмарки насыщена встречами с писателями, среди которых много членов ПЕНа.

3.09. свою новую книгу "Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины" (издательство «Молодая гвардия») представил Павел Басинский.

5.09. в 17-30

Встреча с писателем, главным редактором журнала «Юность» Сергеем Шаргуновым (СЦЕНА 8 / Второй этаж)

5.09. в 20:15

Круглый стол. «Я научила женщин говорить…» Участники: Светлана Василенко, Лидия Григорьева, Надежда Ажгихина. (СЦЕНА 9 / Балкон)

Открытая дискуссия о взаимоотношениях мужчины и женщины в современном мире, его отражении в художественной литературе. Творчество женщин привлекает стойкое внимание читателей, критиков, исследователей, поэтому в обсуждении примут участие не только авторы, но и журналисты, издатели, представители академического сообщества. В рамках этой дискуссии будут представлены сборники женской поэзии «Я научила женщин говорить…» в 2-х т., «Русский женский Декамерон», «Дочки-матери», выпущенные при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

6.09. в 12-45

Презентация сборника эссе Анатолия Курчаткина «Открытый дневник». (СЦЕНА 9 / Балкон)

«Открытый дневник» Анатолия Курчаткина собран из его записей на фейсбуке. Это размышления писателя о Боге, о русской истории, о современной жизни и главное — о русской литературе. Разрозненные внешне заметки соединяет в единое целое личность автора. Такой жанр писатель определяет как «рефлексии». В книгу также включена повесть «Реквием» — пронзительный рассказ о родителях автора, о времени, в которое они жили, о том, как это нелёгкое время формировало человека.

6.09. в 16-15

Кабаре пани Петрушевской. Презентация книги «Брачная ночь, или 37 мая» (СЦЕНА 4 / Конференц-зал)

Книга пьес Людмилы Петрушевской — явление редкое и значительное. Вот уже почти пятьдесят лет её пьесы существуют в театральном мире, сначала власти СССР их запрещали, но пьесу ведь можно поставить и в комнате. Что и делали режиссёры. Считается, что пьесы читать трудно. Однако вскоре читатель — удивительным образом — создает для себя декорации, видит героев, становится зрителем созданного им самим спектакля. Откройте книгу. Театр Людмилы Петрушевской теперь ваш.

Подробную программу можно найти здесь:

https://knigivgorode.ru/mibf/events/?days=2020-09-04&lang=ru

Фото Константина Завражина


«ПЕРЕХОДЯЩИЙ СТУЛ» СЕРГЕЯ БЕЛОРУСЦА

08-03-2020 просмотры 208

~max0003

Именно так назвал свою новую книгу член Русского ПЕН-центра с 2009 года, пишущий для детей и для взрослых, прозу и стихи, большой выдумщик Сергей Белорусец. А полное название книги и вовсе замысловато: «Переходящий стул и другие вещи, или Двенадцатая пятилетка... Однотомник». ( М.: «Библио ТВ», Academia, 2020).

В обширный том органично вошли как изящная малая проза Белорусца,  так и его ёмкие, по большей части короткие, стихи: «Не урод и не алкаш,/ Не подлец и не дурак.../ Твой Дом отдыха – шалаш./ Твой Дом творчества – барак...». Это пятая взрослая книга московского поэта, автора изданий для детей, широко знаменитого также своей дошкольно-школьной «Весёлой аРИФМетикой»,  лауреата национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» и других литературных премий.

Этот однотомник - своеобразное авторское избранное за отчётный период, включающий в себя всю двенадцатую пятилетку его жизни – в прошлом году Сергею Марковичу  как раз стукнуло 60.

А вот обнадёживающее стихотворение Сергея Белорусца из совсем свежей поэтической подборки  под названием «ОДУШЕВЛЁННЫЙ КОНВЕЙЕР» в литературно-художественном альманахе АРТИКУЛЯЦИЯ (выпуск № 11).

***
…И — дни —
Отнюдь —
Не бронебойны,
И — смертны
Все года…
И — эпидемии
(Как войны)
Кончаются.
Всегда…

http://articulationproject.net/7466


СЕРГЕЙ ЧУПРИНИН: МЫ ЖИВЁМ В ПРЕДОТТЕПЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ

07-31-2020 просмотры 143

 

Чупринин в ЛРУ Сергея Чупринина, литературного критика, литературоведа, историка культуры, главного редактора журнала "Знамя" и члена Русского ПЕН-центра, вышла новая книга "Оттепель: События. Март 1953 - август 1968 года". НЛО 2020. 

О своей книге-хронике Оттепели, над которой он работал длительное время, Сергей Иванович рассказал в редакции газеты «Литературная Россия», ответив на вопросы Евгения Богачкова. Приводим некоторые фрагменты из этого интервью, опубликованного в ЛР № 28/2020.

«Спасибо масскульту и спасибо телевидению – Оттепель стала чем-то вроде нашей античности. Фильмы «Стиляги», «Оттепель», «Таинственная страсть» и т.д. Молодые люди – весёлые, в гавайках, в пёстрых галстуках – танцуют твист, рок-н-ролл (или что там они ещё танцевали), и создаётся впечатление, что персонажи Оттепели, её основные фигуранты – это Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Булат Окуджава… Да, безусловно. Но ведь Оттепель – это ещё и Пастернак с его «Доктором Живаго». На самом деле Оттепель – это не только «А у нас во дворе есть девчонка одна, / Между шумных подруг неприметна она…», а это Шостакович, это Корин, это Чуковский, это Андрей Тарковский, это Ахматова, наконец, и другие большие мастера. И любопытно, что чрезвычайно многие произведения глянцевых, титульных фигурантов Оттепели перечитывать сейчас невозможно. Это всё уже глубокая архаика. Но совершенно ничего не произошло ни с «Доктором Живаго», ни с «Жизнью и судьбой» Гроссмана, ни со стихами Бродского – на самом деле вершинными явлениями этого исторического периода. И мне бы хотелось, чтобы как раз в моей книге об этих по-настоящему крупных величинах говорилось, по крайней мере, не меньше, чем о тех, кто в известной степени был калифом на час.»

«… Если судить по откликам тех, кто уже успел познакомиться с моей хроникой, и по моим собственным ощущениям, появление этой книги именно сейчас – в 2020 году – вполне своевременно. Потому что, как мне кажется, нынешняя культура, нынешние люди опять живут в предощущении оттепели. Ведь сейчас тоже, в общем, такое вполне себе время стагнации – всё стоит, ничто никуда не движется, события не происходят… Ещё раз повторяю: время Оттепели было для многих чрезвычайно тяжёлым и трудным, а для многих и просто абсолютно драматичным, но то, что людям было жить тогда очень интересно, это безусловно. А сейчас какие события у нас происходят? Да, вручаются какие-то премии, партия и правительство принимают очередные «исторические решения», но к реальной жизни людей и к их настроению это всё, на мой взгляд, никакого отношения не имеет. И появляется ощущение, что, может быть, прошло уже достаточно времени для того, чтобы снова возник некий период общественного возбуждения. Я, кстати, так и трактую Оттепель – как эпоху не максимальных успехов, а именно всеобщего возбуждения, “движухи”.»

Фото — Иван КОРОТКОВ / «Литературная Россия»

Полный текст интервью: https://litrossia.ru/item/my-zhivjom-v-predottepelnoe-vremya/


«ВОЛЬНОЕ СЛОВО» — ВТОРОЙ ВЫПУСК

07-16-2020 просмотры 247

ВС 2 заставка на ютуб

Предлагаем вашему вниманию второй выпуск литературного видеожурнала «Вольное слово». Посмотрев его, вы познакомитесь со страницами, посвящёнными казни декабристов; поймёте, почему День военно-морского флота России отмечается именно 27 июля; вместе с нами вспомните о Грушинском фестивале 2018 года; узнаете о Русском ПЕН-центре; познакомитесь с молодым художником-авангардистом.

Итак, содержание выпуска:

Страница 1. Вступительное слово главного редактора.

Страницы 2-3. Посвящение декабристам.

Зинаида Варлыгина (стихи, песня)

Михаил Кукулевич (песни)

Страница 4. День военно-морского флота России.

Светлана Самченко (историческая проза)

Страницы 5-6. Фестивальное лето.

Зинаида Варлыгина (стихи, песня)

Татьяна Варлыгина (фото, видео)

Страница 7. Записки Русского ПЕН-центра.

Екатерина Турчанинова (воспоминания)

Страница 8. Глазами художника.

Ника Курдюкова

Страница 9. Заключительное слово главного редактора.

Мы будем рады, если после просмотра нового выпуска нашего журнала вы поделитесь с нами своими впечатлениями! Оставляйте комментарии в группе, пишите нам в сообщения группы и на электронную почту: volnoe-slovo@yandex.ru

С уважением, редакция литературного видеожурнала «Вольное слово»

#вольноеслово #литературныйжурнал #ЗинаидаВарлыгина #ТатьянаВарлыгина #МихаилКукулевич #НикаКурдюкова #СветланаСамченко #ЕкатеринаТурчанинова #современнаялитература #современноеискусство

https://www.youtube.com/watch?v=msQ1yQCqGbI&feature=share&fbclid=IwAR1dayavmHl_U3enNoJ1jJUT4jN6LeixZOTc7g2aT6u1QQS4Y_VQ-InVT7Q


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО КНИЖНИКОВ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04-17-2020 просмотры 207

Открытое письмо книжников

13.04.2020

Мы обращаемся к вам от лица писателей, книгораспространителей, издателей и всех граждан России, любящих книгу и понимающих ее ценность и важность особенно сегодня.

Книга является величайшим изобретением человечества, неотъемлемой частью культурной жизни. С самого раннего возраста ребенок во многом познает мир через книгу. Она сопровождает нас на протяжении всей жизни, способствует раскрытию творческих и интеллектуальных способностей человека, расширяет кругозор, развивает критическое и логическое мышление, учит доброте и любви, помогает в постижении истинных человеческих ценностей и смысла жизни…  Книга – это культурный стержень нации, она является основой для образовательной, научной и духовной деятельности всего общества. Невозможно переоценить значение книги и для других видов искусств, в том числе театра и кинематографа.

В поддержании культурного уровня нации роль книги можно сравнить с хлебом, и подобно хлебу, книга – это товар первой культурной необходимости. Сегодня, в век цифровой революции, книга результативнее других источников информации развивает способности к системному мышлению, как важнейшему элементу в успешности освоения знаний.

Государственная культурная политика должна решать одну из ключевых задач – расширения доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, литературы для детей и подростков. И основным каналом распространения книг продолжают оставаться книжные магазины.

Одна из основных проблем сегодня – это вынужденная остановка продажи книг через книжные магазины, на долю которых приходится более 70% всего книгораспространения. Закрытие книжных магазинов фактически парализует работу всей книжной индустрии: от писателей, издателей до полиграфических предприятий.

Доля книжной индустрии в общем объеме российской экономики достаточно скромная. Но трудно переоценить социальную значимость нашего бизнеса. Книжная индустрия выполняет важнейшую культурную задачу – приобщает к книгам и знанию все население Российской Федерации. Книга и литературное наследие было и остается важнейшим культурным достоянием российской нации. Издание книг в нашей стране не прекращалось ни в годы революции и Гражданской войны, ни в годы Великой Отечественной войны. В стране Пушкина, Толстого, Достоевского книга всегда имела первостепенное значение, которое так необходимо сохранить особенно сегодня, в нынешнее трудное время.

Сейчас мы стоим на пороге величайшей социальной катастрофы, которая ставит книгу и книжную отрасль на грань выживания. Только за март книжные магазины потеряли более 50-60% объемов продаж, а ситуация с закрытием магазинов на месяц и более длительный срок может привести к череде банкротств и краху всей книжной индустрии.

Мы обращаемся к вам с убедительной просьбой:

Дополнить перечень товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 N762-р, книжной продукцией.

Включить книжную индустрию в список сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки.

Очень просим вас поддержать ценность книги, книжных магазинов и книжной культуры, дать возможность сохранить ее для всего российского общества и будущих поколений.

516 подписей

https://lgz.ru/online/otkrytoe-pismo-knizhnikov-v-pravitelstvo-rossiyskoy-federatsii/


АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ: «ПОКА ЗВЕНИТ СТРУНА»

03-30-2020 просмотры 269

Городницкий 2

Дорогие друзья, спешим поделиться радостной новостью. Александр Моисеевич Городницкий, которого мы недавно поздравили с 87-летием, записал новый альбом – «Пока звенит струна». В него вошли новые исторические и лирические песни, стихотворения, а также некоторые уже известные песни в новой обработке. В связи с пандемией альбом можно заказать пока только в электронном виде - в официальных группах Александра Городницкого:

https://vk.com/aleksandr_gorodnitsky

 https://www.facebook.com/groups/gorodnitskyГородницкий 3


ЕЛЕНА ИСАЕВА И ФАРИД НАГИМ: «НЕПЬЕСА НА ДВОИХ»

03-28-2020 просмотры 249

Нагим и Исаева

9 апреля, 21 апреля, 10 мая

На сцене «Эрмитаж» Московского театра «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Непьеса на двоих». Пьеса «Непьеса» создана двумя драматургами, членами ПЕН-центра – Еленой Исаевой и Фаридом Нагимом, которые до этого никогда не писали вместе. Да и потом вряд ли станут этим заниматься. Просто однажды, разговорившись о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, драматурги  поняли, что могут рассказать людям о том, что их больше всего волнует: почему любовь превращается в измену, а измена в любовь?  В спектакле играют Елена Захарова и Марат Башаров.

Получилась интересная постановка, в которой периодически непонятно, играют ли актёры роль или откровенно рассказывают о своём опыте любви, измене, окончании отношений. Два героя пытаются разобраться, как и из чего рождается чувство, как оно исчезает, какие признаки измены появляются в поведении женщины и мужчины.

Пьесу поставил режиссёр Александр Онищенко, художественный руководитель Одесского театра на Чайной, очень популярного, имеющего репутацию экспериментального. Александр – выпускник мастерской Иосифа Райхельгауза в  ГИТИСе, куда поступил, будучи опытным, профессиональным режиссером.

.ФАРИД НАГИМ:
Произведение решили основывать на реальных событиях, по реальным исповедям  людей, не раз и не два переживших «облом», но не утративших надежды. Потому и «непьеса». По сути, создали новый жанр – разговоры.

ЕЛЕНА ИСАЕВА:
Увы, современный уклад таков, что, перефразируя  Окуджаву: «Две вечных подруги любовь и измена, не ходят одна без другой». Что тут посоветовать? Не изменяйте? Не предавайте? Будьте верными? Нам казалось, что,  изучив своих героев с обеих сторон, мужским и женским взглядом, мы  сможем подсказать им, изобрести противоядие от одиночества!..

АЛЕКСАНДР ОНИЩЕНКО:
Для меня было важно показать, что действие происходит в Одессе. Поэтому художник Александр Трегубов придумал большой холм – точно такой, как в Одессе. Действие у авторов происходило в Ялте, но они согласились на такое географическое изменение. Впрочем, дух чеховской Ялты в спектакле тоже присутствует: ассоциация с повестью «Дама с собачкой». Два узнаваемых силуэта — цитата из знаменитого фильма с Алексеем Баталовым и Ией Савиной — появятся в начале и конце спектакля, жанр которого мы назвали stand up-мелодрамой.Нагим на сцене