В КАЛИНИНГРАДЕ ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС МИНИАТЮР
Член Русского ПЕН-центра Борис Бартфельд сообщил о старте второго конкурса миниатюр имени тончайшего мастера рассказа Юрия Николаевича Куранова (1931-2001). Прошлогодний конкурс был очень интересным. Лучшие миниатюры участников конкурса опубликованы в журнале «Балтика» и альманахе «ЭХО 2021». В этом году победитель получит денежный приз в 50.000 рублей. Лауреаты будут приглашены в апреле в Калининград для награждения.
В конкурсе могут принимать участие как профессиональные писатели, так и начинающие авторы, проживающие на территории Российской Федерации и за рубежом.
- Участнику конкурса должно быть не менее 16 лет.
- Работы принимаются только на русском языке.
- Объём присланного произведения не должен превышать 1200 знаков с пробелами.
- Один участник может отправить на конкурс до двух миниатюр, при этом произведения могут быть как новыми, так и ранее опубликованными (написанными не ранее 2020 года).
Работы нужно отправлять до 15 января 2022 года по электронной почте: lib13@kaliningradlib.ru с пометкой «Конкурс миниатюр, посвящённый Ю. Н. Куранову». Подведение итогов конкурса состоится в начале февраля 2022 года. Более подробная информация о награждении победителей будет сообщена дополнительно. Телефоны для справок: +7 (4012) 58-21-15; +7 (4012) 53-94-67.
Подробнее о конкурсе, требованиях к конкурсным работам читайте в Положении. Положение, заявка и согласие на обработку персональных данных смотрите в прикрепленных файлах.
Справки по почте lib13@kaliningradlib.ru - Соболева Ирина Михайловна,
или по телефону 89114615660 – Дмитрий Воронин
89062164481 - Борис Бартфельд
ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА В ЗАЩИТУ ОРХАНА ПАМУКА
Известный турецкий писатель Орхан Памук, Нобелевский лауреат по литературе 2006 года, Вице-президент Международного ПЕНа, сказал в одном из интервью: «Страх, будь то при чуме или коронавирусе, во время эпидемии — очень нужное чувство». Его последняя книга «Чумные ночи», вызвавшая возмущение турецких властей, повествует об эпидемии чумы в Османской империи, которая случилась в 1901 году.
В ответ на обвинения турецкими властями Орхана Памука в «оскорблении Ататюрка» и турецкого флага Лондон отреагировал следующим заявлением:
ТУРЦИЯ: ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА ОРХАН ПАМУК НАХОДИТСЯ ПОД СЛЕДСТВИЕМ ЗА СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В апреле 2021 года юрист из Измира (Западная Турция) подал жалобу на Орхана Памука, заявив, что известный писатель разжигал ненависть и вражду среди населения, оскорбляя Мустафу Кемаля Ататюрка - основателя современной Турции - в своей последней книге «Чумные ночи». В жалобе Памук также обвинялся в высмеивании турецкого флага. Прокурор Измира начал расследование и отправил дело своему коллеге в Стамбул, который решил не возбуждать уголовное дело. Впоследствии истец обжаловал это решение. Его возражение было принято мировым уголовным судом в ноябре, что повлекло за собой новое расследование. Памук отвергает все обвинения.
ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА БУРХАН СЁНМЕЗ заявил: «Орхан Памук - национальное литературное достояние Турции, слова которого звучат по всему миру и должны восприниматься как таковые, но он снова оказывается мишенью за свои сочинения. Власти Турции неоднократно использовали законы об уголовной ответственности за диффамацию, чтобы заставить замолчать тех, кто осмеливается высказаться, и этот случай не является исключением. ПЕН-сообщество солидарно с Памуком и призывает власти не преследовать его в судебном порядке».
"Закон о преступлениях, совершенных против Ататюрка", защищает "память Ататюрка" от оскорбления со стороны любого турецкого гражданина и предусматривает до трех лет лишения свободы. Международный ПЕН выступает против уголовной ответственности за диффамацию во всех случаях и призывает турецкие власти отменить законы об уголовной ответственности за диффамацию и оскорбление.
Справочная информация
Орхан Памук - один из самых известных турецких романистов, удостоенный Нобелевской премии по литературе в 2006 году. В 2019 году он был избран Вице-президентом PEN International. Его последний роман «Чумные ночи» был опубликован в Турции в марте 2021 года.
Памук уже не в первый раз становится мишенью для нападок за свои произведения. В 2005 году его обвинили в "оскорблении турецкого языка" за то, что в интервью швейцарской газете он сказал, что в Турции были убиты "тридцать тысяч курдов и миллион армян" и "никто, кроме меня, не осмеливается говорить об этом". Памуку угрожали смертью, а экземпляры его книг были сожжены. ПЕН-сообщество активно выступало в его защиту; в итоге дело против него было прекращено в связи с международным возмущением.
ВСЁ МИРОВОЕ ПЕН-СООБЩЕСТВО СОЛИДАРНО С ЛИКВИДИРОВАННЫМ БЕЛОРУССКИМ ПЕН-ЦЕНТРОМ
9 августа Верховный суд Беларуси постановил закрыть Белорусский ПЕН-центр. Международный ПЕН выступил с заявлением «БЕЛАРУСЬ: ВЛАСТИ РАСПУСТИЛИ БЕЛОРУССКИЙ ПЕН-ЦЕНТР». Отвечая на эту новость, президент Международного ПЕНа Дженнифер Клемент сказала:
«ПЕН-сообщество решительно осуждает закрытие Белорусского ПЕН-центра. То, что белорусские власти решили закрыть центр в годовщину спорных президентских выборов в стране в прошлом году, является трагическим напоминанием о бесчисленных нарушениях, с которыми столкнулся храбрый народ Беларуси в последние месяцы. ПЕН-сообщество поддерживает Белорусский ПЕН-центр и всех людей в Беларуси, которые продолжают неустанно бороться за свои права. Мы призываем белорусские власти немедленно отменить роспуск Белорусского ПЕН-центра и срочно отстоять права на свободу выражения мнений, на объединения и мирные собрания.»
С июля 2021 года белорусские власти усилили свою безжалостную атаку на независимые СМИ и гражданское общество, задерживая десятки журналистов и закрывая более 100 правозащитных организаций, включая Белорусский ПЕН-центр. В заявлении, опубликованном 10 августа 2021 года, Белорусский ПЕН-центр сказал, что «гордится своей работой, своими друзьями, партнерами и волонтерами».
Международный ПЕН призывает белорусские власти срочно положить конец репрессиям. Все задержанные за мирное выражение своих взглядов должны быть немедленно и безоговорочно освобождены. Преследование независимых СМИ и гражданского общества должно быть остановлено, а произвольный роспуск НПО, в том числе Белорусского ПЕН-центра, должен быть прекращен.
Удар по писательскому независимому сообществу, объединенному Белорусским ПЕНом, вызывает сильную обеспокоенность. Политическая позиция главы Белорусского ПЕН-центра Светланы Алексиевич - не повод коллективно наказывать писательское объединение. Независимость писателей является важным фактором здорового современного общества. Мы полностью солидарны... Готовы оказать коллегам юридическую консультативную помощь.
https://pen-international.org/news/belarus-authorities-dissolve-the-belarusian-pen-centre
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ АНДРЕЯ БИТОВА НА ФЕСТИВАЛЕ «КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ»
С 17 по 20 июня в Москве прошёл 7-й Книжный фестиваль "Красная площадь" – грандиозный литературный праздник, куда съехались издатели из 40 регионов.
В рамках фестиваля состоялась презентация новой и последней написанной Андреем Битовым книги «В ожидании осени» (Эксмо, 2021), посвященной творчеству Пушкина. Ася Гусева, режиссер и сценарист, литературный агент Битова и составитель книги, рассказала гостям ярмарки о своих впечатлениях от произведения и от работы с Андреем Георгиевичем. Она отметила, что у Битова был особый взгляд на творчество Пушкина, и «В ожидании осени» – ещё одна попытка проанализировать жизненный путь великого поэта. Сама книга посвящена Болдино – по мнению писателя, именно там происходили «творческие прорывы» Александра Сергеевича. Ася Гусева также рассказала, что в её планах – расшифровка тетрадей Битова, из которых, возможно, родится новое произведение...
Как сказано в аннотации к книге, «Битов анализирует Пушкинские тексты с точки зрения его стремления выполнить свою творческую миссию. По мнению Битова, идея и необходимость написать все задуманное сформировалась у Пушкина примерно к 1824-му году. Что следующие 12 лет, вплоть до своей гибели, он последовательно и реализовывал, отмечаясь во всех жанрах, даже изобретая новые и везде достигая вершины. Побег от всего и всех ради творческой реализации и внутренней свободы – это было свойственно и самому Битову.»
ПРАВОЗАЩИТНАЯ АКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА
Международный ПЕН серьезно обеспокоен состоянием здоровья и самочувствием известной иранской писательницы, юриста и правозащитницы Насрин Сотуде, которая объявила голодовку в знак протеста против ужасных условий содержания политзаключенных в иранских тюрьмах во время пандемии КОВИД-19, и призывает немедленно освободить её.
Насрин Сотуде, которая сама несправедливо заключена в тегеранскую тюрьму «Эвин» на длительный срок в наказание за свою работу законного представителя жертв нарушений прав человека, 11 августа объявила голодовку в знак протеста против отвратительного обращения с политическими заключенными, находящимися в тюрьмах по всей стране. Хотя иранские власти с запозданием освободили некоторых узников в знак признания угрозы, которую представляет КОВИД-19 для заключенных, уже находящихся в ужасающих тюремных условиях, многие политзаключенные остаются в тюрьме.
Имя Насрин Сотуде широко известно в Иране и за его пределами. Юрист, защищавшая в судах оппозиционных активистов, приговоренных к смертной казни, и женщин, отказавшихся принудительно носить хиджаб, сама не раз оказывалась в тюрьме. В октябре 2012 года Насрин (вместе с режиссёром Джафаром Панахи) стала лауреатом премии «За свободу мысли» имени Сахарова (англ. Sakharov Prize for Freedom of Thought), учрежденной в 1988 году Европейским парламентом в честь Андрея Сахарова. Премия вручается лицам, внёсшим «исключительный вклад в борьбу за права человека по всему земному шару».
В июне 2018 года 55-летнюю правозащитницу арестовали в очередной раз и поместили в женскую тюрьму «Эвин» в Тегеране. Протестовать против обязательного ношения хиджаба в Иране - преступление. Оказание правовой помощи таким подзащитным судебная система Исламской республики считает угрозой национальной безопасности.
Насрин Сотуде, среди подзащитных которой была лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади, отвергает обвинения. Однако судья, по данным "Международной амнистии", не только признал её виновной в "содействии проституции", "открытом совершении греха" и других преступлениях, но и назначил наказания выше верхней планки, предусмотренной иранским законодательством.
О приговоре ей сообщили пришедшие в тюрьму официальные лица - 33 года тюрьмы и 148 ударов плетью. Сотуде рассказала об этом мужу в телефонном разговоре. "Международная амнистия" назвала судебный процесс и его исход кафкианским.
Впрочем, в тот же день государственное информационное агентство ИРНА заявило, что суд вынес гораздо более мягкий приговор - семь лет заключения, сложенных из 5-летнего срока за "сговор с целью совершения преступлений против национальной безопасности" и двух лет тюрьмы за "оскорбление верховного лидера аятоллы Али Хаменеи". Объяснений или уточнений от властей семья Сотуде и она сама не получили.
«ВОЛЬНОЕ СЛОВО» — ЧЕТВЕРТЫЙ ВЫПУСК
Вышел четвёртый выпуск первого российского литературного видеожурнала «Вольное слово», на страницах которого вас ждёт много нового и интересного.
Открывается новый номер поэтической страницей – современный московский поэт Ефим Бершин читает стихи из своей готовящейся к изданию книги «Мёртвое море». Многослойность, гипертекстуальность его поэтического текста завораживает и увлекает в мир, им созданный, но в котором узнаётся наше время.
На авторской странице Татьяны Варлыгиной вы посетите Государственный музей-заповедник Сергея Есенина. Фоторепортаж из Константиново позволит вам увидеть и дом, в котором он родился и жил, и школу, в которой он учился, и музейную экспозицию, посвящённую его жизни и творчеству. Музыкальное оформление сюжета выполнила Зинаида Варлыгина.
Есенинская тема в этом выпуске не случайна – 3 октября 2020 исполняется 125 лет со дня рождения любимого многими поэта. Ему посвящена и авторская рубрика Михаила Кукулевича «Три века русской поэзии», в которой он рассказывает о судьбе Сергея Есенина и читает его стихи.
В рубрике «Глазами художника» вы познакомитесь с московским авангардистом Валерием Ярославцевым, увидите его картины и узнаете об авторском направлении живописи под названием «субстанциональный энергетический реализм».
Авангардную и художественную тему продолжает главный редактор журнала Зинаида Варлыгина – она читает свой новый рассказ «Городская галлюцинация».
Рубрика «В переделкинских переулках…», рассказывающая про обитателей подмосковного городка писателей Переделкино, в этот раз посвящена Борису Пастернаку – в этом году отмечалось 130-летие со дня его рождения и 30-летие со дня создания Дома-музея Пастернака в Переделкине. В Переделкине был создан его главный роман – «Доктор Живаго». Об этом и о многом другом вам расскажет заведующая музеем Ирина Ерисанова.
Все выпуски доступны на двух платформах:
ВКонтакте – https://vk.com/volnoe_slovo
YouTube – https://www.youtube.com/channel/UCVTDxaereM6qzwphjTjikRA
Литературный видеожурнал «Вольное слово» создан в июне 2020 в Костроме.
Создатель и главный редактор – Зинаида Варлыгина.
Художественный редактор – Татьяна Варлыгина.
Адрес редакции для читателей и авторов: volnoe-slovo@yandex.ru
«Вольное слово» - голоса и лица современной литературы!
МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КНИЖНАЯ ЯРМАРКА ПРОДОЛЖАЕТ СВОЮ РАБОТУ
33-я Московская международная книжная ярмарка проходит в этом году не в привычном 75-м павильоне на ВДНХ, а в Выставочном зале «Манеж». Пандемия внесла коррективы в работу ММКЯ, но главное осталось неизменным — прекрасные издания новых и любимых книг на любой вкус. Церемония открытия масштабного литературного форума прошла под знаком благодарности врачам и всем медицинским работникам, на чьи плечи легло бремя борьбы с коронавирусом. Советник президента РФ Владимир Толстой точно подметил, что мы научились узнавать друг друга по глазам, потому что все остальное скрывает маска, и категорически не согласился с теми, кто называет книжников безрассудными, раз они не боятся массовых мероприятий. "Мы смелые. Здесь собрались рыцари книгоиздания, которые встречаются с осторожностью, но с открытым забралом", - сказал он, обратив внимание на то, что ММКЯ прекрасно смотрится в "Манеже".
Трансляции мероприятий можно будет смотреть на сайте ярмарки http://mibf.info/
Как всегда, программа ярмарки насыщена встречами с писателями, среди которых много членов ПЕНа.
3.09. свою новую книгу "Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины" (издательство «Молодая гвардия») представил Павел Басинский.
5.09. в 17-30
Встреча с писателем, главным редактором журнала «Юность» Сергеем Шаргуновым (СЦЕНА 8 / Второй этаж)
5.09. в 20:15
Круглый стол. «Я научила женщин говорить…» Участники: Светлана Василенко, Лидия Григорьева, Надежда Ажгихина. (СЦЕНА 9 / Балкон)
Открытая дискуссия о взаимоотношениях мужчины и женщины в современном мире, его отражении в художественной литературе. Творчество женщин привлекает стойкое внимание читателей, критиков, исследователей, поэтому в обсуждении примут участие не только авторы, но и журналисты, издатели, представители академического сообщества. В рамках этой дискуссии будут представлены сборники женской поэзии «Я научила женщин говорить…» в 2-х т., «Русский женский Декамерон», «Дочки-матери», выпущенные при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
6.09. в 12-45
Презентация сборника эссе Анатолия Курчаткина «Открытый дневник». (СЦЕНА 9 / Балкон)
«Открытый дневник» Анатолия Курчаткина собран из его записей на фейсбуке. Это размышления писателя о Боге, о русской истории, о современной жизни и главное — о русской литературе. Разрозненные внешне заметки соединяет в единое целое личность автора. Такой жанр писатель определяет как «рефлексии». В книгу также включена повесть «Реквием» — пронзительный рассказ о родителях автора, о времени, в которое они жили, о том, как это нелёгкое время формировало человека.
6.09. в 16-15
Кабаре пани Петрушевской. Презентация книги «Брачная ночь, или 37 мая» (СЦЕНА 4 / Конференц-зал)
Книга пьес Людмилы Петрушевской — явление редкое и значительное. Вот уже почти пятьдесят лет её пьесы существуют в театральном мире, сначала власти СССР их запрещали, но пьесу ведь можно поставить и в комнате. Что и делали режиссёры. Считается, что пьесы читать трудно. Однако вскоре читатель — удивительным образом — создает для себя декорации, видит героев, становится зрителем созданного им самим спектакля. Откройте книгу. Театр Людмилы Петрушевской теперь ваш.
Подробную программу можно найти здесь:
https://knigivgorode.ru/mibf/events/?days=2020-09-04&lang=ru
Фото Константина Завражина
«ПЕРЕХОДЯЩИЙ СТУЛ» СЕРГЕЯ БЕЛОРУСЦА
Именно так назвал свою новую книгу член Русского ПЕН-центра с 2009 года, пишущий для детей и для взрослых, прозу и стихи, большой выдумщик Сергей Белорусец. А полное название книги и вовсе замысловато: «Переходящий стул и другие вещи, или Двенадцатая пятилетка... Однотомник». ( М.: «Библио ТВ», Academia, 2020).
В обширный том органично вошли как изящная малая проза Белорусца, так и его ёмкие, по большей части короткие, стихи: «Не урод и не алкаш,/ Не подлец и не дурак.../ Твой Дом отдыха – шалаш./ Твой Дом творчества – барак...». Это пятая взрослая книга московского поэта, автора изданий для детей, широко знаменитого также своей дошкольно-школьной «Весёлой аРИФМетикой», лауреата национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» и других литературных премий.
Этот однотомник - своеобразное авторское избранное за отчётный период, включающий в себя всю двенадцатую пятилетку его жизни – в прошлом году Сергею Марковичу как раз стукнуло 60.
А вот обнадёживающее стихотворение Сергея Белорусца из совсем свежей поэтической подборки под названием «ОДУШЕВЛЁННЫЙ КОНВЕЙЕР» в литературно-художественном альманахе АРТИКУЛЯЦИЯ (выпуск № 11).
***
…И — дни —
Отнюдь —
Не бронебойны,
И — смертны
Все года…
И — эпидемии
(Как войны)
Кончаются.
Всегда…
http://articulationproject.net/7466
СЕРГЕЙ ЧУПРИНИН: МЫ ЖИВЁМ В ПРЕДОТТЕПЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ
У Сергея Чупринина, литературного критика, литературоведа, историка культуры, главного редактора журнала "Знамя" и члена Русского ПЕН-центра, вышла новая книга "Оттепель: События. Март 1953 - август 1968 года". НЛО 2020.
О своей книге-хронике Оттепели, над которой он работал длительное время, Сергей Иванович рассказал в редакции газеты «Литературная Россия», ответив на вопросы Евгения Богачкова. Приводим некоторые фрагменты из этого интервью, опубликованного в ЛР № 28/2020.
«Спасибо масскульту и спасибо телевидению – Оттепель стала чем-то вроде нашей античности. Фильмы «Стиляги», «Оттепель», «Таинственная страсть» и т.д. Молодые люди – весёлые, в гавайках, в пёстрых галстуках – танцуют твист, рок-н-ролл (или что там они ещё танцевали), и создаётся впечатление, что персонажи Оттепели, её основные фигуранты – это Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Булат Окуджава… Да, безусловно. Но ведь Оттепель – это ещё и Пастернак с его «Доктором Живаго». На самом деле Оттепель – это не только «А у нас во дворе есть девчонка одна, / Между шумных подруг неприметна она…», а это Шостакович, это Корин, это Чуковский, это Андрей Тарковский, это Ахматова, наконец, и другие большие мастера. И любопытно, что чрезвычайно многие произведения глянцевых, титульных фигурантов Оттепели перечитывать сейчас невозможно. Это всё уже глубокая архаика. Но совершенно ничего не произошло ни с «Доктором Живаго», ни с «Жизнью и судьбой» Гроссмана, ни со стихами Бродского – на самом деле вершинными явлениями этого исторического периода. И мне бы хотелось, чтобы как раз в моей книге об этих по-настоящему крупных величинах говорилось, по крайней мере, не меньше, чем о тех, кто в известной степени был калифом на час.»
«… Если судить по откликам тех, кто уже успел познакомиться с моей хроникой, и по моим собственным ощущениям, появление этой книги именно сейчас – в 2020 году – вполне своевременно. Потому что, как мне кажется, нынешняя культура, нынешние люди опять живут в предощущении оттепели. Ведь сейчас тоже, в общем, такое вполне себе время стагнации – всё стоит, ничто никуда не движется, события не происходят… Ещё раз повторяю: время Оттепели было для многих чрезвычайно тяжёлым и трудным, а для многих и просто абсолютно драматичным, но то, что людям было жить тогда очень интересно, это безусловно. А сейчас какие события у нас происходят? Да, вручаются какие-то премии, партия и правительство принимают очередные «исторические решения», но к реальной жизни людей и к их настроению это всё, на мой взгляд, никакого отношения не имеет. И появляется ощущение, что, может быть, прошло уже достаточно времени для того, чтобы снова возник некий период общественного возбуждения. Я, кстати, так и трактую Оттепель – как эпоху не максимальных успехов, а именно всеобщего возбуждения, “движухи”.»
Фото — Иван КОРОТКОВ / «Литературная Россия»
Полный текст интервью: https://litrossia.ru/item/my-zhivjom-v-predottepelnoe-vremya/